Учитель ставит одни двойки что делать
Опять двойка! Как помочь ученику и родителям?
Ребёнок перешёл во второй класс, ему начали ставить оценки и то, что ещё недавно казалось не таким уж и страшным, приняло масштабы бедствия: в дневнике появились двойки. И чем дальше, тем больше. Ну, или не так, учился себе ребёнок более-менее, но вдруг стал приносить плохие отметки по какому-то одному предмету или ряду предметов. Как быть в этой ситуации, чем помочь ребёнку?
Конечно, всем родителям хочется, чтобы дети учились хорошо (положа руку на сердце — даже тем, кто сам в школе звёзд с неба не хватал). А как приятно ходить на родительские собрания, если ребёнок отличник или хорошист! Но, увы, так везёт далеко не всем. Что же можно посоветовать родителям «неотличников»?
Из личных наблюдений
Для начала немного о личном. Восемь лет я была школьным учителем, потом перешла в государственный вуз. И везде сталкивалась как с блестящими учениками или студентами, так и со слабыми. И все они были разными. Попадались отличники, которые вызывали восхищение своим трудолюбием, умением и желанием добиваться поставленных целей, воспитанностью и доброжелательностью. Встречались и те, кто хотя и учился прекрасно, но были настолько неприятными людьми, что просто оторопь брала. То же и с не самыми лучшими учениками: со многими троечниками мы до сих пор нежно дружим и постоянно общаемся, а о некоторых отличниках и даже «медалистах» и вспоминать не хочется.
Была, например, в одном из моих классов такая пара закадычных друзей: красавец, словно с советского пропагандистского плаката, учившийся почти на одни «пятёрки», и слегка заикавшийся худенький неприметный мальчик-троечник. Долгое время я думала, что дружба их настоящая, а потом случайно увидела, как «гордость школы» обращается со своим приятелем, когда думает, что их никто не видит. Увиденное оставило ощущение гадливости: столько надменной презрительной снисходительности и незавуалированной жестокости было в словах красивого успешного парня, адресованных «другу». После этого я стала специально наблюдать за отношениями этих мальчиков (их классным руководителем я не была, просто учителем-предметником, поэтому видела ребят не очень часто, но и остаться равнодушной не могла), и убедилась, что «дружба» там в одни ворота. Поэтому обрадовалась, когда жизнь развела мальчиков: я перешла работать в другую школу, и со мной ещё десять моих учеников, тихий троечник среди них.
В новой школе я стала его классным руководителем и благодаря этому имела возможность наблюдать за его взрослением. Тесно общаясь с ним, я окончательно убедилась, что за неприметной внешностью скрывается, как бы пафосно это ни звучало, нежная, добрая и благородная душа. Ему и его родителям школа давалась нелегко, но они все вместе упорно «сражались» с уроками, нехваткой времени и многими другими проблемами. И победили. В старших классах бывший троечник стал учиться гораздо лучше и в итоге поступил в хороший вуз. Кстати, и друзья у него появились настоящие, с большинством из них он дружит до сих пор.
Сейчас этот мальчик уже взрослый мужчина (кстати, высокий, крепкий и очень симпатичный), отец двоих детей и прекрасный специалист в своей области. А отличник, к несчастью, погиб в пьяной драке несколько лет назад. Мне очень жаль его родителей, и я ни в коем случае не злорадствую. Историю эту рассказываю не для того, чтобы морализировать, а для тех родителей слабых учеников, которым «неуспешность» детей отравляет жизнь. Не опускайте рук и обязательно боритесь за своих детей!
И второй момент: я не только учитель, но и мама троих мальчиков. И одному из моих сыновей учёба даётся очень тяжело. Всё, что двое других делают играючи, лихим кавалерийским наскоком, ему достаётся большим трудом, многодневной и, увы, не всегда успешной осадой. Поэтому всё, о чём написано в этой статье — взгляд одновременно с двух сторон (учителя и мамы), выводы, сделанные в результате многолетней работы с детьми и подростками.
А теперь несколько советов родителям тех детей, у кого нелады с учёбой:
Совет 1. Держите руку на пульсе
Это первое и непреложное правило. Родители должны знать, что происходит с их ребёнком в школе. Для этого есть множество путей. Прекрасно, если у вас доверительные отношения с ребёнком, и он сам обо всём рассказывает. Но всегда полезно иметь несколько источников информации:
Наладив контакт со многими людьми из окружения вашего ребёнка, вы не только будете иметь более полную информацию, но и сможете взглянуть на ситуацию с разных сторон. И вполне вероятно, услышите от воспитателя ГПД, что ваш не слишком успешный в учёбе ребёнок – прекрасный товарищ или чуткий, внимательный, неравнодушный ученик, а тренер вам расскажет о его успехах в спорте или тех особенностях характера, которые вы не разглядели. Конечно, это не поможет ребёнку лучше учиться, но это поддержит вас, вы поймёте, что в вашем чаде много хорошего и достойного уважения.
Кроме того, когда учителя видят, что родители активно участвуют в жизни ребёнка, интересуются его проблемами, стараются помочь ему, а не действуют согласно принципам «учить должна школа» и «вы все здесь обязаны», они с большей готовностью войдут в ваше положение, скорее захотят помочь.
Совет 2. Расскажите учителю о ребёнке
Как бы ни банально это звучало, но большинство учителей всё же выбирали будущую профессию по призванию. Да, за годы работы у многих появляются признаки профессиональной деформации, учителя устают и раздражаются, становятся внешне более равнодушными. Но всё же почти все своих учеников искренне любят, переживают за них и стараются помочь им. Если у ребёнка несколько учителей, сначала обратитесь к классному руководителю: он не просто может, но и обязан заботиться о «своих детях», их успехах и душевном комфорте. Поговорите с теми предметниками, с которыми у вашего ребёнка хорошие отношения. Учителя общаются между собой и (открою страшный секрет!) обсуждают учеников и их успехи. Возможно, они смогут донести до того учителя, который по какой-то причине недолюбливает вашего ребёнка или просто слишком строг к нему, что «мальчик-то хороший» или «девочка просто стеснительная». В общем, обращайтесь за помощью буквально ко всем. И ситуация наверняка улучшится.
Помните: учитель, который знает о ребёнке многое из того, что выходит за рамки отношений «учитель-ученик», и относится к нему несколько иначе: теплее, внимательнее. Ведь такие знания позволяют увидеть в ребёнке личность, маленького человека, которому нужны поддержка и помощь, а не просто объект обучения.
О чём рассказать? Если ваш школьник старательно делает домашнее задание и хорошо отвечает дома, а из школы приносит в лучшем случае «тройки», поделитесь этим с учителем, покажите ему черновики или тетради, в которых вы занимаетесь с ребёнком дома, расскажите, как он реагирует на плохие оценки (плачет, злится, грустит, опускает руки или готов бороться и т.д.). Вполне вероятно, во многих проблемах виноваты чрезмерное волнение, стеснительность или медлительность, которые мешают школьнику на уроках, а учитель даже и не догадывается о том, что дома его ученик совсем другой. Дайте педагогу возможность посмотреть на вашего общего ребёнка другими глазами.
Но при этом важно во время беседы не давить на учителя, не забывать, что цель вашего визита — не выйти победителем, не обвинить друг друга во всех проблемах, а достичь взаимопонимания и помочь ребёнку.
Совет 3. Помните о наследственности
Парадоксально, но подавляющее большинство тех родителей, кто и сам не слишком хорошо учился в школе, уверены, что их дети просто обязаны учиться «за себя и за того парня», то есть за своих родителей. И они совершенно забывают о такой штуке, как наследственность. Но если вам самим тяжело давалась математика или вы при письме пропускали буквы, то ребёнок мог унаследовать ваши проблемы с учёбой.
Для начала вспомните себя в детстве, побеседуйте со своими родителями (пусть они освежат вашу память, если сами мало что помните), проконсультируйтесь с учителями, логопедами и нейропсихологами. Возможно, у ребёнка, как и у вас когда-то, дислексия, дисграфия, синдром дефицита внимания или другие проблемы. И он рад бы учиться хорошо, но не может. А виновата в том числе и наследственность. В этом случае ругать ребёнка бесполезно. Ему необходима действенная помощь.
Совет 4. Зрите в корень
Если ребёнок вдруг стал гораздо хуже учиться по предмету, который раньше не вызывал у него трудностей, то причин может быть несколько. И далеко не всегда дело в том, что новый учитель (если учителя сменили) хуже предыдущего. На самом деле вариантов великое множество. Например:
Чтобы разобраться в причине, необходимо вспомнить Совет 1 и отправиться в школу. Лично пообщавшись с учителями, вы скорее сможете понять, в чём же дело. Ведь они проводят с детьми по несколько часов в день, иногда даже больше, чем работающие дни напролёт родители. Именно поэтому учителя видят и понимают многое.
Совет 5. Реагируйте быстро
Если плохие оценки появились у ранее сильного ученика, то родители должны реагировать молниеносно. Если проблема в пропусках уроков и образовавшихся в результате этого пробелах в знаниях, то чем быстрее вы выясните это и начнёте действовать, тем проще будет ликвидировать пробелы и наверстать упущенное. Если успеваемость ухудшилась из-за смены учителя, напряжённых отношений в классе, внезапно накрывшей с головой любви и т.п., то ребёнку нужно помочь, пока не слишком сильно пострадала его самооценка, пока он не опустил руки и не разуверился в собственных силах.
Совет 6. Найдите сильные стороны ребёнка
Выясните, как проще отвечать вашему ребёнку, устно или письменно. Конечно, школьная программа предполагает, что дети должны в равной мере владеть и устной, и письменной речью, но всё же учителя, как правило, готовы пойти навстречу излишне стеснительному ребёнку, или ученику-дисграфику. Определите, как ребёнок лучше усваивает информацию: на слух, или визуально (в Интернете есть много тестов, помогающих определить, аудиал или визуал ребёнок). Дома используйте именно тот канал восприятия, который развит сильнее. Например, если ваше чадо – явный аудиал, то даже если ему задали прочитать сказку, не поленитесь и прочтите её повторно вслух. Так ребёнок запомнит и поймёт гораздо больше.
Совет 7. Рассказывайте ребёнку о своих школьных годах
Даже если вы были круглым отличником, наверняка и у вас случались не только взлёты, но и падения. Почаще рассказывайте детям о своих школьных годах, удачах и неудачах, недоразумениях и ошибках, о том, как вы справлялись с проблемами. Так вы будете выглядеть в их глазах не недостижимыми слегка забронзовевшими идеалами, а реальными людьми. В этом случае детям будет проще поделиться с вами своими бедами и переживаниями. А вы сможете узнавать о событиях их жизни не спустя годы, а сразу же, и вовремя помогать своим детям.
Совет 8. Не думайте, что только у вас такие проблемы
Если ребёнок учится плохо и для вас это настоящая проблема, в первую очередь, поймите, что вы такие не одни. И трудности в обучении у вашего ребёнка вовсе не делают вас плохими или невнимательными родителями. Даже если вам не повезло с учителями, и они во всём винят вас, просто делайте всё, чтобы помочь ребёнку, не оставляйте его один на один с неудачами и поменьше переживайте.
Совет 9. Обратитесь за помощью к специалистам
Если ребёнок плохо учится по объективным причинам (например, у него минимальная мозговая дисфункция или синдром дефицита внимания):
Важно! Обратите внимание, что перед визитом к нейропсихологу необходимо сделать ребёнку энцефалограмму головного мозга. Нейропсихологическую коррекцию опасно проводить детям с эпинапряжённостью (судорожной готовностью головного мозга).
Совет 10. Ищите таланты
Если ребенку, несмотря на ваши совместные усилия, категорически не даётся учёба, направьте усилия на то, чтобы найти у него талант. Дайте чаду возможность попробовать себя в самых разных видах деятельности. И вы наверняка подберёте то, в чём он будет успешнее других ребят, одарённее и интереснее их. Ребёнок, который знает, что и он в чём-то талантлив, нередко и учиться начинает лучше.
И почаще читайте вдохновляющее стихотворение Дугласа Мэллока:
Раз тебе не дано стать сосной на холме,
Стань кустом у подножья холма,
Стань листком — самым лучшим листком на траве,
Чтоб тобою гордилась трава.
Раз тебе не дано стать большим осетром,
Не горюй — в этом нету греха!
Стань форелью, но лучшей форелью при том,
Чтоб тобою гордилась река.
Кто-нибудь в этом мире стоит у руля,
Кто-то варит похлёбку в ковше.
Всюду масса работы — и вся для тебя,
Выбирай, что тебе по душе!
Не дано стать дорогой — стань горной тропой,
Не Луною — так яркой звездой.
Сделай так, чтобы люди гордились тобой,
«Я их нещадно давлю двойками». Почему учителя ставят двойки, что они при этом чувствуют
— Я их нещадно давлю двойками!
— А чего жалеть? Весь 9 «Ж» просто не хочет учиться, домашние задания не делаются, они вообще ничего не хотят. Я их учу, а у них пустые головы. Я давлю их двойками, а как иначе?!
Я задумалась: «Да вроде в этом возрасте никто не хочет учиться. Зачем за это ставить «двойки»? Что вообще чувствуют учителя, когда ставят плохие отметки? За что они их ставят вообще?« Ответы на эти вопросы и буду искать в этой статье.
— Да, мне стыдно за его работу. Но вы переживаете сейчас больше меня и больше сына. Мы исправим эту двойку, не волнуйтесь. Мы будем заниматься!
Мальчик, и правда, двойку исправил. Да и вообще не был никогда двоечником. Но мне этот случай запомнился из-за моих переживаний.
Со временем переживаний стало меньше. Двойки есть всегда и везде в любом классе. Что теперь, за них переживать больше самих детей? А потом все эмоции по поводу плохих отметок учеников и вовсе ушли к концу первого года моего учительства.
Есть и исключения среди учителей, например, когда мой отличник получает вдруг двойку, я испытываю много разных эмоций:
Значит, всё-таки есть случаи, когда учителя переживают за двойки учеников. Ещё переживают, когда у многих в классе двойки за контрольную. Потому что это показатель их учительской работы, значит, плохо научили.
Вот именно поэтому я отказываюсь понимать мою коллегу-математичку, о которой я рассказывала в начале статьи. Я бы не смогла «нещадно давить двойками».
Если я ставлю двойку ребёнку – значит, я ничему его не научила.
Почему же учителя ставят двойки
Они всегда отрицают, что могут ставить плохие отметки ученикам незаслуженно и без всяких на то оснований. При проверке работ учитель обычно подчеркивает ошибки красной ручкой. Значит, двойки он ставит за ошибки в работах, за знания, за ошибки в устных ответах.
И уж точно нормальный адекватный учитель не ставит отметки, исходя из собственных симпатий. Если ученик чем-то мне не нравится, я поставлю ему пятёрку всё равно.
Есть двойки за невыполненное домашнее задание или за то, что ученик не был готов к уроку.
Есть двойки за поведение, однако нет такого предмета «поведение», как написали мне однажды в комментариях. Поэтому двойки за поведение учитель не имеет права ставить в журнал.
Есть особые случаи с двойками, когда педагоги их ставят во благо ученику. Это тонкий лёд, по которому не каждый учитель и не каждый ребенок может пройти. Но всё-таки бывает, что двойка ребенка «подстегивает», и он пытается стать лучше.
Часто учителя давят на учеников психологически и пытаются либо запугать, либо чему-то научить таким способом. Это как раз про учительницу математики из начала статьи. Хочется спросить: а других способов, помимо отметок, нет у учителя?
Во-первых, постоянные двойки убивают в ребенке желание учиться.
Во-вторых, они формируют его самооценку и вешают на него ярлык двоечника, от которого будут сложно избавиться. Да и мало кто от него избавляется.
Хочется, чтобы оценки действительно не были главными, чтобы школа была источником знаний, куда каждый ученик будет ходить с радостью.
Согласны с этой мыслью? Тогда ставьте «лайк».
Напишите в комментариях, были ли у вас или у ваших детей случаи с несправедливыми двойками.
Двойка в школе
Имеет ли право директор школы брать расписку с родителей о том, если ребёнок получит за год двойку или двойки по нескольким предметам, то родители добровольно переводят ребёнка в другую школу?
Можно ли поступить в Кемеровское президентское кадетское училище если были 3 двойки за четверть и одна двойка во 2 четверти а сейчас я уже понимаю программу школы.
Здравствуйте! Ребенок учится в восьмом классе. По итогам года выходит двойки по двум предметам. Администрация школы дает два срока исправить двойки. По одному предмету двойка исправлена. По второму в первый срок сдачи учитель не дала написать контрольную.. так как не принес задания заданные на дом.. Второй этап будет 30 августа. Если будет двой ка по одному предмету.. переведут ли в девятый класс? СПАСИБО!
Детям в школе объявили о том что за двойки теперь будут штравюфовать в размере 50 р. за одну двойку и дали подписать бумаги об ознокомлении. Законно ли это?
Мой сын, по состоянию здоровья и на основании медицинской справки, освобожден от уроков физкультуры в школе. У него застарелая травма позвоночника. Сын посещает прописанный доктором бассейн и ЛФК. Физрук заставляет моего сына посещать школьные уроки физ. воспитания. Ставит в журнал Не аттестован.
Имеют ли право школа меня: Переводить в другой класс за двойки за год? ВЫгнать из школы? При условии, что я учусь в школе не по месту жительства. (Я в 10 классе)
Ребенок учится в 4-м классе и у него вышла по 1 предмету годовая двойка. Нам предлагают оставить ребенка на 2 год или они исправят нам двойку но мы должны уйти из школы, только так мы сможем пойти в 5 класс. Правомерно ли это? Можем ли мы остаться в этой школе и пойти в 5 класс?
Скажите, если ребенок учась в 9 классе две четверти были двойки, и в третьей четверти если будет двойка-не допустят к ГИА (так сказала директор школы) действительно ли закон такой вышел и работает? Заранее спасибо!
Мой ребёнок не успевает в школе. Две двойки за четверть. Директор сказала, что если выйдет хоть одна двойка во 2 четверти, отдадут протоколы бесед в полицию и меня привлекут к ответственности. Ребёнок не хулиган. Поведение не страдает. Так ли это? Спасибо.
Моего ребенка перевели в 4 класс условно так как в 3 классе в годовой вышло 2 двойки сейчас хотят обратно в 3 класс перевести так как вышла в четверти двойка имеют они право так сделать нам даже в школе учебники толком не выдали.
Однажды я зашел в электронный дневник, и смотрю там стоит двойка по биологии, я задаю себе вопрос: «За что!?». Хотя меня в школе вообще не было в этот день когда она поставила мне двойку, и так продолжается уже 2-3 года. Что делать?
Проблема такая. выходит двойка по физике из-за колов предыдущего карантина, работы сделаны и находятся в школе. а в школу доступ закрыт. Учительница не дает дополнительных заданий, что делать?
Учитель поставил двойку за диагностическую работу по алгебре в дневник 2 сентября и сказал, что т.к. до 15 сентября двойки ставить нельзя, поэтому в дневнике она появится 16 сентября. Насколько это правомерно? 8 класс общеобразовательная школа.
Здравствуйте, мой сын обучается в 8-ом классе, ему 14 лет.
Вообщем, посмотрел количество оставшихся занятий и понял что сын даже если будет получать отличные оценки по тем предметам которые нужно «потянуть» всё равно выйдет «двойка».
Насколько я знаю что из школы можно исключить ученика только при нарушении устава и ученику должно быть не менее 15 лет.
По прописке должнен обучаться в этой школе.
Что сказать директору? Оценки исправить ему не получиться.
Что делать, если учитель невзлюбил ребенка?
Со слов ребенка, учитель к нему придирается и занижает оценки или ставит отметки за поведение, а не за знания. Рассказываем о том, как действовать родителям, если учитель недолюбливает ребенка.
Если ребенок жалуется на учителя, родителям стоит успокоиться и разобраться в ситуации. Возможно, учитель травит ребенка и отыгрывается на нем. Но бывает и так, что дети срывают уроки, учитель просто не справляется с классом, а ваш ребенок заводила и получает по заслугам. Как понять, что происходит, и справиться с ситуацией?
Учитель наставил двоек
Все это признаки того, что претензии ребенка не беспочвенны. Стоит присмотреться к учителю. Возможно, у него репутация сильного учителя, который добивается высоких результатов. Вопрос в том, какой ценой и будет ли вообще ваш ребенок успешен на негативной мотивации и куче двоек.
Учитель травит ребенка
Далеко не всегда негативное отношение учителя выражается в оценках. Есть дети, которые отлично учатся, но все же испытывают постоянное давление учителя. Такие претензии сложнее выразить словами, поэтому обратите внимание на следующее.
В этой ситуации вполне возможно, что учитель нанес ребенку психологическую травму. Возможно, он это сделал не намеренно и даже не понял, что произошло. Но какой-то его комментарий или особенность поведения попали в болевую точку ребенку, и он не может справиться со своими эмоциями.
Что делать, если учитель придирается к ребенку?
Когда мы говорим о придирках, мы имеем в виду несправедливость и тот факт, что учитель делает акцент на мелких недоработках ученика, когда дает ему обратную связь по контрольной или самостоятельной работе. Учитель действительно придирается к ребенку, если:
Такое отношение негативно влияет на мотивацию ребенка. Особенно если он видит, что за такую же работу однокласснику поставили более высокий балл.
Имеет смысл поговорить с учителем, чтобы прояснить критерии оценивания работ и цель такого подхода к оцениванию. Есть шанс, что учитель просто не очень четко пояснил свои приоритеты и критерии. А если вопрос в личной неприязни, то нужно проговорить эту ситуацию, чтобы учитель начал себя контролировать.
Учитель занижает оценки ребенку
Многих родителей беспокоит несправедливое оценивание работ ребенка. Возникает предположение, что учитель намеренно занижает оценки из личной неприязни к ребенку. Вот на что обычно обращают внимание родители.
В данной ситуации проблема может быть как в неадекватном отношении учителя, так и в требованиях по предмету, которые отличаются от тех, к которым ребенок привык. Для того, чтобы решить проблему, необходимо.
Ребенок и его одноклассники провоцируют конфликт
Но может быть и так, что ребенок на самом деле вовсе не невинная жертва. Некоторые дети сами травят учителей. Учитель может срываться вовсе не без причины. Конечно, это в любом случае непрофессионализм, но нужно иметь в виду, что подростки не ангелы. И не стоит как говорить, что взрослые всегда правы, так и защищать ребенка, не разобравшись в ситуации. Обратите внимание на следующее:
Даже вы лично убедились, что учитель действительно плохо учит и позволяет себе непрофессиональное поведение, не позволяйте детям добиваться того, чтобы учитель отказался от класса. Травля учителя ничем не лучше, чем травля ученика. Все участники и соучастники события получают психологическую травму от насилия над личностью.
Как ответить на оскорбление учителю
Если ребенок просит вас не вмешиваться, а вы не можете разобраться, что происходит, обратите внимание на локальные ситуации, о которых ребенок говорит. Обращайте его внимание на то, что конфликт можно погасить, если не удалось предотвратить. Если учитель оскорбляет ребенка, но тот запрещает вам вмешиваться, научите его отвечать правильно.
Когда у ребенка конфликт со взрослым все же лучше, чтобы его решал другой взрослый. Поэтому не забывайте ребенку об этом напоминать, даже если он говорит, что все в порядке.
Как разговаривать с учителем, который обидел или унизил ребенка?
Не всегда ребенок может сам поговорить с учителем, который причиняет ему боль. Родителям в этой ситуации стоит успокоиться, а потом вступить в диалог с учителем. Не обвиняйте его, а постарайтесь добиться осознания проблемы. Даже если учитель обидел ребенка не нарочно, ситуацию надо прояснить, чтобы все успокоились.
В этой ситуации ребенку важны не столько формальные извинения, сколько сам факт того, что его эмоции имеют цену, что их замечают. Поэтому рекомендуем провести такую беседу, если вы можете сохранять спокойствие. Если нет, стоит обратиться в конфликтную комиссию школы или к классному руководителю.
Как заменить учителя
Если претензии к учителю есть у всего класса, то проблема, скорее всего, в нем. Сменить учителя иногда бывает сложно, но обычно администрация школа идет на уступки, чтобы не было скандала.
Если вам ответят неудовлетворительно, вы можете обратиться в МРСД (межрайонный совет директоров по телефону в “подвале” школьного сайта) или напрямую в Департамент.
Если ситуация дошла до крайности, то смена учителя может защитить вашего ребенка и других детей от психологического насилия. Но если у учителя и ребенка конфликт, хотя обе стороны в целом адекватны, лучше поучить ребенка разрешать конфликтные ситуации, чем просто убирать учителя. Это будет хорошим уроком и поможет более осознанно относится к окружающим людям.
Как уладить конфликт с классным руководителем
Что делать родителям, когда ребенок проспал и опоздал в школу или пропустил день
Как задавать вопросы и выражать просьбы к учителям и классному руководителю
Что делать, если ребенка заставляют участвовать в олимпиадах?
Что делать, если в школе угрожают неаттестацией?