Учитель средней квалификации что это

Квалификационные категории учителей

Учитель средней квалификации что это

Порядок присвоения категории определен приказом Министерства образования и является обязательным для исполнения. В нем прописаны равные условия для всех аттестующихся, принципы, общие и особые условия, критерии оценки. На категорию обращают особое внимание работодатели при устройстве на работу и родители.

Виды категорий

Сразу после окончания учебного заведения учитель приобретает статус «молодой специалист». Он сохраняется в течение трех лет и предусматривает доплату.

После того, как молодой специалист отрабатывает по специальности два года, у него есть возможность пройти квалификационные испытания на первую категорию. Принимает решение о присвоении областная комиссия оценки качества.

Испытание состоит из очного этапа, где изучается практической опыт педагога и уровень заполнения отчетной документации. Заочный этап проходит в виде анализа предоставленного самоотчета, где по каждой позиции начисляется определенное количество баллов. Затем на заседании комиссии, принимается коллегиальное решение о соответствии учителя заявленной категории. В случае положительного исхода голосования, приказом присваивается категория.

Если учитель не принимает решения об аттестации на первую категорию, присваивается соответствие занимаемой должности внутри учреждения. Специально созданная комиссия коллегиально решает этот вопрос.

Срок действия любой категории продолжается в течение пяти лет. Спустя отведенный срок педагог может подать заявление на присвоение высшей категории. Процедура очень похожа на предыдущую, но отличается повышенными требованиями к квалификации и уровню трансляции опыта.

Если учитель чувствует в себе силы, возможно досрочное присвоение категории, но не ранее чем через два года работы.

Чем отличается аттестация на категорию от подтверждения соответствия занимаемой должности

Аттестация на категорию проходит с участием экспертов Центра оценки качества образования. Решение о присвоении принимается на областном уровне.

Подтверждение занимаемой должности по форме немного отличается в сторону упрощения и проводится специалистами учреждения с участием администрации.

Еще одно основное отличие, оплата по первой категории выше, чем по соответствию занимаемой должности.

Какие преимущества дают категории

Категории подтверждают уровень квалификации, соответственно, выше оплачиваются. Наличие категории вписывается в трудовую книжку и сохраняется при переходе на другую работу.

Учитель средней квалификации что это

Обязательно ли получать?

Аттестация является личным делом педагога, и никто не в праве его заставлять или обязывать. При приеме на работу наличие категории может стать решающим фактором, а возможно работодателя будут интересовать другие компетенции потенциального сотрудника. Но вот без подтверждения соответствия занимаемой должности обойтись не удастся, это обязательное условие деятельности.

Другим обязательным элементом является повышение квалификации. В соответствии с действующим законодательством учителя должны проходить обучение каждые пять лет. Но сегодня повысить уровень своего образования значительно проще. Обучение в Современной научно-технологической академии проходит в дистанционном формате на основании актуальных методик и образовательных технологий.

Я согласен на обработку персональных данных

Сколько действуют квалификационные категории?

Квалификационные категории действуют в течение пяти лет со времени получения. Затем аннулируются, если не поступило заявление на следующую категорию или на подтверждение уже имеющейся.

Порядок получения первой категории

Требования к заявителю:

Региональная комиссия анализирует достижения педагога, знакомится с практическим опытом, изучает письменный самоанализ или портфолио. Затем принимает решение о присвоении категории в соответствии с набранными баллами. Издается приказ и аттестационный лист.

Если учитель не прошел аттестацию, то внутри учреждения проходит испытание на соответствие занимаемой должности. Через пять лет можно повторно подавать заявление.

Подтверждение категории проходит приблизительно аналогично. Проводится в тех случаях, когда педагог не желает повышать уровень квалификации, предпочитая оставить прежний.

Порядок получения или подтверждения высшей категории

К специалисту высшей категории предъявляются повышенные требования:

Обязательно наличие первой квалификационной категории не менее двух лет.

Комиссия принимает решение на основе анализа деятельности и самоанализа, с присвоением соответствующего количества баллов.

Через пять лет процедура подтверждения проводится аналогично, но начисление баллов происходит лишь на основе предоставленного самоанализа деятельности.

Как можно оспорить решение комиссии?

Решение комиссии может быть оспорено педагогом в комиссии по трудовым спорам при региональном отделе образования, либо при обращении в суд.

Источник

Квалификационные категории учителей

Квалификационная категория педагогических работников — это показатель уровня их профессионализма и качества учительского труда. Она отражает компетенцию специалиста и влияет на его заработную плату.

Общая информация

Цель присвоения категории — стимулировать рост квалификации педагога, результативности его труда. Это и моральное стимулирование (подтверждают качество его работы), и материальное (зарплата у работников с категорией выше, чем у рядовых сотрудников).

Виды категорий

По уровню профессиональных знаний преподавателям присваиваются статусы:

Молодым педагогам, которые после защиты диплома устроились на работу, присваивают статус молодого специалиста. Учитывается и срок, который прошел с момента выпуска из педагогического вуза, и возраст самого педагога. Статус молодого специалиста сохраняется до трех лет. Его продлевают:

После того как истекает статус молодого специалиста, преподаватель по желанию проходит аттестацию «преподаватель первой квалификационной категории» по своему предмету.

Если он этого не делает, руководство школы аттестует его на статус «Соответствие занимаемой должности (СЗД)». На комиссии принимают решение, достаточно у педагога знаний и умений, или нет. Если специалист занимаемой должности не соответствует, руководство школы вправе уволить его по статье ч.3 ст. 82 ТК РФ.

В зависимости от уровня профессиональных навыков, преподавателя аттестуют на первую и высшую квалификационные категории. До принятия приказа №276 РФ от 7.04.2014 г. существовала и вторая квалификационная категория педагогических работников, сейчас ее убрали, аттестацию на нее не проводят.

Чем отличается аттестация на категорию от подтверждение соответствия занимаемой должности

Подтверждение соответствия занимаемой должности преподаватели проходят в обязательном порядке. Процедуру проверки назначает руководство школы, чтобы убедиться, что специалист обладает минимальным набором профессиональных качеств для работы с детьми. Процедура проходит в стенах школы. Ее в обязательном порядке проводят каждые пять лет.

Кто ее не проходит:

Получение категории в первый раз или ее повторное подтверждение проходит по желанию преподавателя. Проходить эту процедуру не обязательно. Педагог вправе подать заявку на подтверждение высокого уровня своей профессиональной компетенции или не делать этого. К директору школы эта процедура отношения не имеет. Дату и место проведения назначает комиссия при районном отделе образования.

Какие преимущества дают категории

В первую очередь — это признание качества профессиональной подготовки учителя. На показатель категорийности (первая, высшая) обращают внимание и родители, когда отдают своих детей на обучение, и руководство школы, когда принимает решение взять в штат нового преподавателя.

Обязательно ли получать

Получать первую или высшую квалификационку не обязательно. Это делается по желанию и по заявке от преподавателя. Если он не хочет тратить на это силы и время, никто его не заставит.

Но учителю придется тем не менее в обязательном порядке регулярно (раз в 5 лет) проходить аттестацию на подтверждение занимаемой должности.

Сколько действуют

Согласно Приказу Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. №276, квалификационные категории педагогическим работникам присваиваются на срок 5 лет. После того как пройдет 5 лет со дня аттестации, она аннулируется. Учитель проходит аттестацию заново каждые 5 лет.

Порядок получения первой категории

Особенности установления и проведения прописаны в пункте 36 части 3 Приказа Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. №276.

Требования к заявителю

Высокий профессионализм подтверждают такие требования к заявителю:

Подача заявления

Первый шаг — подать заявление. В пунктах 27, 28 Приказа №276 от 7.04.2014 г. прописано, как получить первую квалификационную категорию учителя на основании заявления:

Бланк заявления выдают в региональном отделе образования или скачивают на сайте регионального отдела образования (организации обязаны выкладывать такие документы в открытый доступ).

Так выглядит бланк заявления при подаче его удаленно через портал Госуслуги Санкт-Петербурга:

Учитель средней квалификации что это

Документы

Документы рекомендуется подавать не меньше, чем за 3 месяца до окончания срока действия полученной ранее квалификационки.

В аттестационную комиссию учитель подает такие документы:

Кто и как проводит

Аттестацию проводит аттестационная комиссия регионального отдела образования. Учителя аттестуют в его присутствии или без него (свое желание преподаватель отмечает в заявлении).

Решение комиссия принимает без учителя методом открытого голосования, большинством голосов. При равенстве голосов комиссия принимает решение в пользу преподавателя. По закону квалификационная категория педагогических работников устанавливается на заседании комиссии, если на нем присутствуют не меньше двух третей от общего числа ее членов.

Решение комиссии фиксируют протоколом заседания и записывают в аттестационный лист учителя. После этого решение передают на подпись и печать в региональный орган образования. Затем аттестационный лист и выписка акта органа образования высылаются директору школы, в которой работает педагог.

Если учитель прошел аттестацию, его высокий профессионализм считается подтвержденным со дня принятия решения комиссией. С этого дня учителю начисляют повышенную зарплату с учетом подтверждения его профессиональных навыков.

Если учитель не прошел аттестацию, никаких преимуществ ему не полагается. В этом случае он обязан пройти аттестацию на соответствие занимаемой должности.

Порядок получения (подтверждения) высшей категории

Порядок получения высшей категории аналогичен получению первой. Но есть существенные отличия:

«Вышку» учителя подтверждают раз в пять лет.

Как оспорить решение комиссии

Если учитель не согласен с отказом по своему заявлению, он вправе оспорить такое решение. Заявление об обжаловании подают в комиссию по трудовым спорам при региональном органе образования или в суд.

Когда учитель вправе снова подать заявление

По закону учитель вправе подать заявление о прохождении аттестации не раньше года со дня отказа. Такое ограничение по времени предусмотрели, чтобы дать возможность проявить себя более полно и собрать детальные доказательства профессионализма своей работы.

Источник

Учитель средней квалификации что это

Согласно статье 11 «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты» Федерального закона об образовании № 273-ФЗ,

структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

результатам освоения основных образовательных программ.

Реализация программ среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) требует:

в соответствии:

как с трудовым законодательством РФ и законодательством об образовании,

так и федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС).

Реализация программ среднего профессионального образования (СПО) обеспечивается:

Квалификация педагогических работников образовательной организации:

должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или)

профессиональных стандартах (при наличии).

Постановление Правительства РФ от 31 октября 2002 г. № 787 «О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»;
Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/В-2253 По вопросам применения профессиональных стандартов

В настоящее время ни федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), ни трудовое законодательство:

не требуют полного соответствия требований к квалификации педагогических работников профессиональному стандарту,

допуская возможность выбора между профессиональным стандартом и квалификационными справочниками.

статья 195.1 «Понятия квалификации работника, профессионального стандарта» Трудового кодекса РФ (ред. от 03.08.2018)

При этом в общем случае:

Для педагогических работников:

обязанность отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам,

закреплена в статье 46 «Право на занятие педагогической деятельностью» Закона об образовании № 273-ФЗ.

Тем самым, для такой категории работников, как педагогические работники, обязательны требования:

Из этого следует, что образовательные учреждения вправе применять к педагогическим работникам:

При этом действует Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов…», которым устанавливаются особенности применения профессиональных стандартов в государственных учреждениях, то есть в большей части профессиональных образовательных учреждений.

Постановление Правительства Российской Федерации от 27.06.2016 № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами РФ, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности»

Требования профессиональных стандартов

Профессиональные стандарты обязательны для применения:

в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, установленных Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами, актами Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти;

это означает, что из всего содержания профессионального стандарта обязательны могут быть только те требования, которые зафиксированы нормативными правовыми актами – законами, подзаконными актами, например, требование для педагогических работников иметь среднее профессиональное или высшее образование, установленное статьей 46 «Право на занятие педагогической деятельностью» Закона об образовании № 273-ФЗ.

В случае, если выполнение работ по определенным должностям связано с предоставлением льгот, компенсаций либо наличием ограничений:

абзац 3 части 2 статьи 57 «Содержание трудового договора» Трудового кодекса РФ

Исходя из статьи 195.3 «Порядок применения профессиональных стандартов» Трудового кодекса:

характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена нормативными правовыми актами,

применяются в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

Фактически это означает, что требования профессиональных стандартов, не имеющие нормативного правового основания, рекомендательны, но не обязательны.

Требования квалификационных справочников

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

Этим Приказом, в частности, установлены следующие требования к квалификации старшего мастера СПО:

высшее профессиональное образование по специальности, соответствующей профилям обучения, и стаж работы не менее 2 лет или

среднее профессиональное образование по специальности, соответствующей профилям обучения, и стаж работы не менее 5 лет;

требования о наличии высшего либо среднего профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика» не установлено.

Установлены следующие требования к квалификации преподавателя СПО:

высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы

либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

Таким образом, высшее либо среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» не является обязательным для преподавателя СПО:

допускается наличие высшего или среднего профессионального образования в области, соответствующей преподаваемому предмету,

либо иного высшего, либо среднего профессионального образования, при условии освоения образовательной программы дополнительного профессионального образования по направлению деятельности в образовательной организации.

Таким образом, требованиям будет соответствовать три различных варианта квалификации такого педагогического работника среднего профессионального образования (СПО).

Установлены следующие требования к квалификации мастера производственного обучения СПО:

высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в областях, соответствующих профилям обучения, и

дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы;

требования о наличии высшего либо среднего профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика» не установлено.

Установлены следующие требования к квалификации руководителя физического воспитания:

высшее профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы

либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы,

либо среднее профессиональное образование и стаж работы в области физкультуры и спорта не менее 2 лет;

таким образом, требованиям будет соответствовать три различных варианта квалификации работника.

При этом, исходя из общих положений данного раздела Единого квалификационного справочника, при разработке должностных инструкций:

допускается установление требований к необходимой специальной подготовке педагогических работников,

что означает возможность на уровне образовательного учреждения вводить дополнительные требования к специальной подготовке педагогического работника.

Педагогические работники, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности:

Тем самым, раздел Единого квалификационного справочника допускает возможность:

Профессиональные стандарты не включают в себя оговорок о возможности подобных исключений.

Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»

Приказом Минтруда России от 08.09.2015 № 608н утвержден профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»:

Далее рассмотрим требования к квалификации некоторых категорий педагогических работников среднего профессионального образования (СПО).

Требования к квалификации преподавателя среднего профессионального образования (СПО)

Требования к образованию и обучению преподавателя СПО:

При отсутствии педагогического образования у преподавателя СПО:

допускается дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения;

специально оговаривается, что дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.

Для преподавания дисциплин (модулей) профессионального учебного цикла программ среднего профессионального образования (СПО):

Педагогические работники СПО (включая преподавателя) обязаны проходить в установленном законодательством РФ порядке:

обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;

рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в 3 года.

Требования к опыту практической работы для преподавателей СПО:

опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися и (или) соответствующей преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) обязателен для преподавания по профессиональному учебному циклу программ среднего профессионального образования и

при несоответствии направленности (профиля) образования преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю).

при этом объем (длительность) данного опыта не устанавливается.

Требования к квалификации мастера производственного обучения СПО

Требования к образованию и обучению:

дополнительное профессиональное образование на базе среднего профессионального образования (программ подготовки специалистов среднего звена) или высшего образования (бакалавриата) – профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися.

При отсутствии педагогического образования допускается:

дополнительное профессиональное педагогическое образование в области профессионального обучения;

дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.

Педагогические работники, включая и данную должность, обязаны:

проходить в установленном законодательством РФ порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;

рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в 3 года.

Требования к опыту практической работы:

обязателен опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися;

мастер производственного обучения должен иметь уровень (подуровень) квалификации по профессии рабочего выше, чем предусмотренный для выпускников образовательной программы.

Таким образом, исходя из требований федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), реализация программ среднего профессионального образования (СПО) обеспечивается:

педагогическими работниками образовательного учреждения,

либо лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на условиях гражданско-правового договора;

в частности, могут привлекаться лица из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности ФГОС, имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3-х лет;

фактически, ФГОС устанавливает дополнительное требование к квалификации педагогических работников (требование о наличии 3-х летнего стажа работы).

При этом доля педагогических работников, которые обеспечивают освоение обучающимися профессиональных модулей, и которые при этом имеют опыт деятельности не менее 3-х лет в образовательных учреждениях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности:

не должна быть менее 25% от общего числа педагогических работников, реализующих образовательную программу СПО;

доля рассчитывается в приведенных к целочисленным значениям ставок.

Фактически, ФГОС устанавливает дополнительное рекомендуемое требование к квалификации педагогических работников (требование о наличии 3-х летнего стажа работы):

для педагогических работников, обеспечивающих освоение профессиональных модулей,

при этом не менее четверти работников должны соответствовать этому требованию.

ФГОС содержат требования о необходимости для педагогических работников, привлекаемых к реализации программ среднего профессионального образования (СПО):

получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации,

в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.

При этом статья 47 «Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации» Закона об образовании № 273-ФЗ предусматривает:

право педагогического работника на дополнительное профессиональное образование не реже 1 раза в 3 года

без уточнения подвида образовательных программ,

однако с указанием, что данное образование должно быть по профилю педагогической деятельности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *