Учитель осознает что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку учащихся

Формирующее оценивание как современный подход к оценке учебных достижений обучающихся

В настоящее время в условиях перехода к новой модели образования, соответствующей требованиям информационного общества, функция оценивания приобретает новый смысл, меняются цели оценивания.

Теперь оценивание должно быть направлено не просто на выявление недостатков, оно должно стать механизмом, обеспечивающим непрерывность процесса совершенствования качества образования, должно обеспечить конструктивную обратную связь для всех субъектов образовательного процесса. Оценивание должно не просто подводить итоги достигнутого, оно должно стать отправной точкой, за которой следует новый виток развития, выход на новый уровень качества образования. И речь идет не столько об изменении средств оценивания (хотя инструменты и процедуры оценивания тоже могут меняться), сколько об изменении целей оценивания и философии оценки. Как же организовать процедуру оценивания, соответствующую этим требованиям?

Оценка – определение ценности или значимости чего-нибудь. (Большой толковый психологический словарь)

Оценивание – это любой процесс, формализованный или экспертный, который завершается оценкой.

Оценивание представляет собой комплексный процесс:

Основные задачи оценивания:

Функции оценивания:

ФГОС предъявляют к процессу оценивания следующие требования:

Базовыми принципами оценивания в стандартах нового поколения являются следующиепринципы:

Всем вышеперечисленным требованиям удовлетворяет так называемое формирующее оценивание (formative assessment).

Этот термин «относится к любым формам деятельности учителя и учеников, оценивающих самих себя, обеспечивающим информацию, которая может служить обратной связью и позволяет модифицировать процесс преподавания и учения» (Black, P. and Wiliam, D. 1998).

Цель данного оценивания – улучшать качество учения, а не обеспечивать основание для выставления отметок. Оно почти никогда не является балльным и часто анонимно.

Ключевыми характеристиками формирующего оценивания являются следующие:

Формирующей данная оценка называется потому, что она ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.

Описать суть формирующего (внутреннего) оценивания можно следующей метафорой: «Если представить учеников в образе растений, то внешнее (суммирующее) оценивание растений есть процесс простого измерения их роста. Результаты измерений могут быть интересны для сравнения и анализа, но сами по себе они не влияют на рост растений. Внутреннее (формирующее) оценивание, наоборот, сродни подкормке и поливу растений, являя собой то, что напрямую влияет на их рост».

Какими способами можно вводить формирующее оценивание на уроке? Прежде всего, учитель должен следовать алгоритму создания системы формирующего оценивания:

Формирующая оценка – «обратная связь» для учащихся, позволяющая им уяснить, какие шаги им необходимо предпринять для улучшения своих результатов.

Цель формирующей оценки – способствовать улучшению результатов каждого отдельно взятого ученика.

Формирующая оценка – оценка способствующая обучению:

Формирующее оценивание позволяет учителю:

Пять принципов формирующего оценивания

Формирующее оценивание основывается на критериях и эталонах.

Система критериального оценивания должна давать возможность:

Этапы технологии формирующего оценивания

Шаг 1. Планирование достижения образовательных результатов обучающихся по темам.

Шаг 2. Формулировка цели урока как условия достижения образовательных результатов деятельности обучающихся.

Шаг 3. Формулировка задач урока как последовательности шагов деятельности учащихся.

Шаг 4. Определение конкретных критериев оценивания деятельности обучающихся на уроке.

Шаг 5. Оценивание деятельности обучающихся в соответствии с критериями.

Шаг 6. Осуществление обратной связи (от учителя к ученику, от ученика к ученику, от ученика к ученику).

Шаг 7. Сравнение результатов обучающихся с предыдущим уровнем их достижений.

Шаг 8. Определение места обучающегося на пути достижения поставленной цели.

Шаг 9. Корректировка образовательного маршрута обучающегося.

Источник

Обобщение опыта работы по теме самообразованияСовременные подходы к оцениванию достижений учащихся или современные тенденции оценивания Понятие «формирующее оценивание

Обобщение опыта работы учителя начальных классов

Рязановой Т.П. по теме самообразования « Современные подходы к оцениванию достижений учащихся или современные тенденции оценивания. Понятие «формирующее оценивание »

Введение. Проблемы существующей системы оценивания

Современные подходы к оцениванию достижений учащихся или современные тенденции оценивания

Понятие «формирующее оценивание»

Значение формирующего оценивания.

Принципы формирующего оценивания

Инструментарий или где можно применить формирующее оценивание

Цель обучения ребенка состоит в том,
чтобы сделать его способным развиваться
дальше без помощи учителя.
Элберт Хаббарт

В условиях введения ФГОС начального общего образования каждому педагогу крайне важно пересмотреть свои взгляды на систему оценивания результатов обучающихся, так как оценке отводится особое место в учебном процессе: она выступает одновременно и как результат, и как средство обучения. Так, входя в состав универсальных учебных действий, оценка и контрольно-оценочная деятельность в целом выступает как самостоятельный элемент содержания образования, который необходимо формировать и развивать.

Проблемы существующей системы оценивания

В России с 1944 года существует 5-и бальная система оценивания, которая:

затрудняет индивидуализацию обучения (учителю трудно зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого конкретного ребенка в сравнении с предыдущими результатами его обучения);

часто имеет травмирующий характер (полностью сосредоточенная в руках учителя, «отметочная» система нередко оказывается орудием манипуляции и психологического давления, которое направлено, с одной стороны, непосредственно на ребенка, с другой стороны, на родителей).

Актуальна разработка такой системы оценивания образовательных результатов учащихся, которая:

устранит противоречия между функциями оценки и существующей системой оценивания;

позволит связать оценку с индивидуальным приращением образовательных результатов (знаний, умений, компетентностей и т.п.) учащегося и создать условия, в которых учащийся получает опыт планирования и реализации процесса собственного обучения, тем самым, выращивая (по определению Г.А. Цукерман) «здоровую самооценку»;

позволит ввести в практику оценку новых результатов образования.

Современные подходы
к оцениванию учебных достижений учащихся или современные тенденции оценивания

Основные задачи оценивания:

Спрогнозировать возможные последствия, результаты реализации методических подходов;

Обеспечить обратную связь;

Оценить степень достижения намеченных целей;

Оценить, как и в какой мере, наблюдаемые изменения связаны с проведенными методическими мероприятиями;

Предоставить доказательную информацию для дальнейшего внедрения методических подходов.

стимулирующая – воздействие на волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений;

диагностическая – непрерывное отслеживание качества знаний учащихся, измерение уровня знаний на различных этапах обучения, выявление причин отклонения от заданных целей и своевременная корректировка учебной деятельности;

проверка эффективности обучающей деятельности самого учителя; контроль и оценка позволяют учителю получить информацию о качестве учебного процесса, с учетом которой он вносит коррективы в сою работу

формирование у учащихся адекватной самооценки как личностного образования. Адекватная самооценка школьников формируется под воздействием отметок и оценочных суждений учителя. Если эти воздействия носят негативный характер, то они ведут к формированию низкой самооценки, вселяют в ученика неуверенность в своих силах, следствием чего является снижение мотивации учения и потеря интереса к учебе;

мощный мотив учебной деятельности учащихся;

изменения межличностных отношений в классном коллективе, содействие в повышении статуса учащихся. Положительное или отрицательное отношение одноклассников к отдельному ученику зависит от меры применения к нему положительных или отрицательных педагогических воздействий и оценок.

Письменные работы, закрытый экзамен

Открытый экзамен, проекты

Оценивание преподавателем, тьютором

Оценивание при участие обучающихся

Имплицитные ( неявные ) критерии оценки

Эксплицитные ( явные ) критерии оценки

Оценивание умений, способностей, компетенций

Оценивание понимания, интерпретации, применения, анализа, синтеза

Итоговое, суммарное оценивание

Формирующее, развивающее оценивание

Регулярная оценка даёт информацию о том, как учащийся приобретает знания; исходя из неё, учитель и учащийся могут предпринимать те или иные действия. Именно действия учителя и учащегося делают такую оценку «формирующей».

В том случае, когда ученики и учитель одинаково понимают цели и ожидаемые результаты обучения, процесс обучения становится более эффективным. Ученики должны представлять себе, что такое результаты обучения, и в любой момент времени понять, на каком этапе они находятся, оценить точность выполненных действий или операций, скорректировать при необходимости, понять, когда достигнут планируемый результат.

Формирующая оценка – «обратная связь» для учащихся, позволяющая им уяснить, какие шаги им необходимо предпринять для улучшения своих результатов.

Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения.

Учитель осознает что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку учащихся

Значение формирующего оценивания

может помогать учиться на ошибках;

может помогать понять, что важно;

может помогать понять, что у них получается;

может помогать обнаруживать, что они не знают;

может помогать обнаруживать, что они не умеют делать.

четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;

сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.

Принципы формирующего оценивания

Учитель регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя учащимся комментарии, замечания по поводу их деятельности.

Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения.

Учитель меняет техники и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения учащихся.

Учитель осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку учащихся.

Формирующее оценивание основывается на критериях и эталонах. Система критериального оценивания должна давать возможность:

определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал

определить, сформирован ли тот или иной практический навык

сверить достигнутый учащимся уровень, заложенный в учебную задачу (комплекс учебных задач).

Как разрабатывать систему критериальной оценки:

критерии направлены на оценку работы учащегося (на промежуточном или финальном этапе);

работа учащегося оценивается по критериям или сравнивается с эталоном (образцом отлично выполненной работы), а не с работами других учеников;

критерии известны учащимся заранее;

создание четкого алгоритма выведения отметки, по которому учащийся может сам определить свой уровень достижения и определить свою отметку;

критерий оценивания – конкретное выражение учебных целей; оцениваться может только то, чему учат, поэтому важно на этапе конструирования учителем комплекса учебных задач, выделить все УУД и конкретное содержание для учебной задачи.

Инструментарий или Где можно применить формирующее оценивание

Формирование критического мышления, формулирование суждений (аргументация, рефлексия, оценивание, умозаключение и т.п.)

-Написание эссе (фокусированное на предъявлении и развитии аргументации, рефлексивной оценке). · Критический анализ ситуации. · Критическая оценка изученной литературы. · Ведение рефлексивного дневника. · Подготовка сообщения или выступления (фиксирующее проблему и способы ее разрешения). · Подготовка \ написание статьи. · Комментарии к статье, книге, монографии.

Решение проблем или планирование ( определение или постановка проблемы, сбор и анализ данных, интерпретация, планирование экспериментов, применение теории и информации и т.п.)

-Анализ ситуации или случая. · Моделирование ситуации. · Групповая работа (коллективное обсуждение выделенной проблемы и поиск ее решения). · Обсуждение и рефлексия из опыта проделанной работы · Подготовка проекта исследовательской заявки по реальной проблеме

Выполнение действий или демонстрация операций, техник (вычисления, работа с текстами, использование оборудования, выполнение процедур, заполнение протоколов, выполнение инструкций и т.п.)

· Подготовка отчета по лабораторной работе. · Демонстрация опыта или эксперимента. · Участие в ролевой игре. · Использование программного обеспечения и видео. · Подготовка презентационного плаката

Управление или развитие (самоуправление и саморазвитие) (навыки индивидуальной и кооперативной работы, ответственность за свое учение и развитие, способность диагностировать собственные учебные потребности, осуществлять тайм-менеджмент, поиск учебных ресурсов для самооценки и т.п.)

· Заключение и выполнение учебных контрактов (форма самоуправляемых проектов, в которых обучающиеся формулируют проблему, проектируют и выполняют проект, оценивают свои достижения по независимым критериям). · Создание портфолио. · Осуществление самооценки. · Написание автобиографии. · Ведение рефлексивных дневников. · Взаимооценка. · Оценивание групповых проектов. · Взаимообучение.

Демонстрация знания или понимания (пересказ, описание, перечисление, распознавание, изложение и т.п.)

· Написание эссе (фокусированное на воспроизведении информации). · Заполнение мультивариативных опросников. · Выполнение тестов (мини-тестов). · Контрольные опросы.

Разработка или создание материалов (проектирование, визуализация, изобретение, создание, исполнение и т.п.)

· Создание портфолио. · Подготовка презентации. · Представление · Участие в групповых проектах. · Участие в соревновании. · Проектирование и внедрение проекта. · Оценка качества исполнения.

Коммуникация, взаимодействие (навыки вербальной, невербальной, письменной, устной, групповой коммуникации; навыки аргументации, защиты, переговоров, презентаций, интервьюирование)

· Участие в групповой работе. · Участие в дискуссии (дебатах, переговорах). · Участие в ролевых играх. · Подготовка письменной презентации (эссе, отчет, рефлексивный дневник и т.п.). · Участие в публичной презентации с видеозаписью происходящего. · Наблюдение или демонстрация реальных профессиональных навыков

Сегодня учитель всё чаще сталкивается с тем, что, предлагая ученикам новые учебные формы работы (проекты, исследования, элективы, профили, практики и пр.), он не имеет инструментов, чтобы оценить их результаты. Способом решения данной проблемы может стать появление в повседневной практике новых для нашей школы современных форм оценивания. Прежде всего, «формирующего оценивания» (formative assessment), как формы деятельности учителя и учеников, оценивающих самих себя.

Подобный подход к оцениванию позволяет обеспечить: индивидуализацию как процесса обучения, так и подходов к оценке его результатов; предоставление ученику максимально активной и ответственной роли в процессе собственного обучения и вовлечение его в оценку своих достижений; фиксацию не только итоговых достижений, но и отслеживание их динамики и индивидуального прогресса ученика; использование оценочных процедур для корректировки собственного преподавания и содержания учебной программы.

«Формирующее оценивание» соответствует новому пониманию учебных результатов и новым требованиям к организации учебной деятельности ученика, заложенным в ФГОС и обеспечивает учителя необходимыми для работы в рамках этого стандарта инструментами.

9. Советуем ознакомиться

Учитель осознает что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку учащихся

Пинская М.А., Улановская И.М.

Новые формы оценивания. Начальная школа. ФГОС

В пособии представлены формы, методы, инструменты оценивания, отвечающие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и соответствующие распространённому в современной школьной практике формирующему оцениванию.

Источник

Современные подходы к оцениванию результатов обучения (Критерии оценивания знаний в рамках введения ФГОС)

Выбранный для просмотра документ Выступление Силаковой Е.Н..docx

Современные подходы к оцениванию результатов обучения

(Критерии оценивания знаний в рамках введения ФГОС)

Оценка – определение ценности или значимости чего-нибудь. (Большой толковый психологический словарь)

Оценивание представляет собой комплексный процесс:

по сбору информации о качестве и динамике результатов обучения и воспитания,

по обработке и контекстуальной интерпретации данных в принятии некоторых важных решений конечного обучения и целей.

Основные задачи оценивания:

спрогнозировать возможные последствия, результаты реализации методических подходов;

обеспечить обратную связь;

оценить степень достижения намеченных целей;

предоставить доказательную информацию для дальнейшего внедрения методических подходов.

Под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но в целом механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса, равно как и осуществления самостоятельного определения таковой учащимся.

обучающая – эта функция оценки предполагает не столько регистрацию имеющихся знаний, уровня обученности учащихся, сколько прибавление, расширение фонда знаний;

воспитательная – формирование навыков систематического и добросовестного отношения к учебным обязанностям;

ориентирующая – воздействие на умственную работу школьника с целью осознания им процесса этой работы и понимания им собственных знаний·

стимулирующая – воздействие на волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений;

диагностическая – непрерывное отслеживание качества знаний учащихся, измерение уровня знаний на различных этапах обучения, выявление причин отклонения от заданных целей и своевременная корректировка учебной деятельности;

проверка эффективности обучающей деятельности самого учителя ; контроль и оценка позволяют учителю получить информацию о качестве учебного процесса, с учетом которой он вносит коррективы в сою работу

формирование у учащихся адекватной самооценки как личностного образования. Адекватная самооценка школьников формируется под воздействием отметок и оценочных суждений учителя. Если эти воздействия носят негативный характер, то они ведут к формированию низкой самооценки, вселяют в ученика неуверенность в своих силах, следствием чего является снижение мотивации учения и потеря интереса к учебе;

мощный мотив учебной деятельности учащихся;

В современной педагогической науке и практике существуют два основных подхода к проблеме оценки образовательных достижений обучающихся.

Первый , традиционный, трактует их как возрастание объема знаний, умений и навыков воспитанников, уровень усвоения которых оценивается при помощи балльной оценки. В данном случае центром внимания педагога является главным образом учебная деятельность, а диагностика достижений представляет фиксацию уровня обученности учащихся, которая понимается здесь в узко дидактическом смысле и характеризует уровень освоения знаний и способов учебной деятельности.

Существенным элементом стандарта стало введение требования к развитию оценочной самостоятельности школьника на основе формирования осознанной адекватной и критичной оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников, адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.

Исходя из ведущей роли каждого ученика в современном образовательном процессе, основной акцент в подборе методов и средств для оценивания образовательных достижений обучающихся делается на самооценку, как средство принятия решения учеником, способность составить самостоятельную программу обучения.

Самооценкаэто отношение ученика к своим способностям, возможностям, личностным качествам. Самооценка, как один из компонентов деятельности, связана не с выставлением себе отметок, а с процедурой оценивания, что особенно актуально в соответствии с новым ФГОС. Она более всего связана с характеристикой процесса выполнения заданий, его плюсами и минусами и менее всего – с баллами.

Главный смысл самооценки, по мнению ряда авторов, заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостоятельности. Все перечисленные качества в той или иной мере пересекаются (сочетаются) с метапредметными навыками, результатами образования: самостоятельность в процессе познания, принятия решений и их оценки; рефлексивные способности и др.

Доминирующими функциями самооценки являются:

констатирующая (на основе самоконтроля);

мобилизационно-побудительная (стремление к более глубокому изучению материала);

проектировочная (планирование дальнейшего изучения материала, темы и т.д.).

Роль учителя здесь сводится

к разработке для каждого конкретного случая четких эталонов оценивания;

создания необходимого психологического настроя обучающихся на анализ собственных результатов;

обеспечение ситуации, когда эталоны оценивания известны всем обучающимся и они самостоятельно сопоставляют с ними свои результаты, делая при этом соответствующие выводы об эффективности работы;

совместный анализ самооценки обучающихся с последующим сопоставлением с оценкой учителя и корректировкой программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов.

При осуществлении всех указанных функций учителя процесс самооценки станет объективным и продуктивным.

Расхождения между сложившейся практикой оценивания образовательных достижений и современными требованиями

Проблемы существующей системы оценивания:

затрудняет индивидуализацию обучения (учителю трудно зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого конкретного ребенка в сравнении с предыдущими результатами его обучения);

часто имеет травмирующий характер (полностью сосредоточенная в руках учителя, «отметочная» система нередко оказывается орудием манипуляции и психологического давления, которое направлено, с одной стороны, непосредственно на ребенка, с другой стороны, на родителей).

Что требуется : разработка такой системы оценивания образовательных результатов учащихся, которая:

устранит противоречия между функциями оценки и существующей системой оценивания;

позволит связать оценку с индивидуальным приращением образовательных результатов (знаний, умений, компетентностей и т.п.) учащегося и создать условия, в которых учащийся получает опыт планирования и реализации процесса собственного обучения, тем самым выращивая (по определению Г.А. Цукерман) «здоровую самооценку»;

позволит ввести в практику оценку планируемых результатов образования (личностных, метапредметных, предметных).

Основные изменения в системе оценивания в связи с переходом на ФГОС:

изменение понимания результатов образовательной деятельности учащихся;

развитие системы внешнего и внутреннего мониторинга;

комплексный подход к оцениванию образовательных достижений учащихся;

оценивание динамики развития личностных качеств обучающихся как одного из основных показателей качества;

введение рейтинговой системы оценивания, использование накопительной системы учета результатов обучения.

Оценивание: современные тенденции :

Регулярная оценка даёт информацию о том, как учащийся приобретает знания; исходя из неё учитель и учащийся могут предпринимать те или иные действия.

Именно действия учителя и учащегося делают такую оценку «формирующей».

Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения.

Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.

Формирующее оценивание позволяет учителю:

четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;

сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.

Формирующее оценивание для обучающихся:

может помогать учиться на ошибках;

может помогать понять, что важно;

может помогать понять, что у них получается;

может помогать обнаруживать, что они не знают;

может помогать обнаруживать, что они не умеют делать;

Учитель осознает что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку учащихся

Результатами применения формирующего оценивания являются:

обеспечение освоения стандарта всеми учащимися в наиболее комфортных для каждого условиях;

максимальное приближение каждого учащегося к запланированному им результату в случае, если результат выходит за рамки стандарта по уровню освоения содержания;

формирование оценочной самостоятельности учащихся;

формирование адекватной самооценки.

Пять принципов формирующего оценивания:

Учитель регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя учащимся комментарии, замечания и т.п. по поводу их деятельности.

Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения.

Учитель меняет техники и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения учащихся.

Учитель осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку учащихся.

Учитель осознает необходимость научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов.

Формирующее оценивание основывается на критериях и эталонах. Система критериального оценивания должна давать возможность:

определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал

определить, сформирован ли тот или иной практический навык

сверить достигнутый учащимся уровень, заложенный в учебную задачу (комплекс учебных задач).

Как разрабатывать систему критериальной оценки:

критерии направлены на оценку работы учащегося (на промежуточном или финальном этапе);

работа учащегося оценивается по критериям или сравнивается с эталоном (образцом отлично выполненной работы), а не с работами других учеников;

критерии известны учащимся заранее;

создание четкого алгоритма выведения отметки, по которому учащийся может сам определить свой уровень достижения и определить свою отметку;

критерий оценивания – конкретное выражение учебных целей;

оцениваться может только то, чему учат, поэтому важно на этапе конструирования учителем комплекса учебных задач, выделить все УУД и конкретное содержание для учебной задачи.

Инновационные оценочные средства и формы:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *