Учитель логопед в школе с чего начать
Рекомендации для начинающих логопедов
Куда пойти начинающему логопеду? С чего начать работу с новым пациентом? Как обустроить рабочее место и организовать процесс? Какие документы обязательно нужны для работы? Ответы на эти вопросы вы найдете в статье.
Начните с простых задач
Главная ваша задача как начинающего специалиста — получить первый опыт работы с клиентами. Решите, каких детей вы хотите обучать: дошкольников, школьников, детей с ОВЗ? Или, может быть, вам больше нравится работать со взрослыми?
Если пока не приняли решение, начните с простых задач. Устройтесь в логопункт при ДОО или начальной школе. Зарплата у начинающего логопеда невысока — от 12 тыс., но и проблемы с речью у воспитанников обычных детских садов и школ неглубокие (чаще всего это дислалия), а потому корректировать их несложно.
Подойдет для начинающих и логопедический центр — здесь вы сможете общаться с опытными специалистами, перенимать у них приемы работы. Наконец, у вас будет к кому обратиться, если возникнут сложности.
Изучите нормативные акты
В первую очередь это «Положение об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность», утвержденное распоряжением Минпросвещения России от 06.08.2020 № Р-75. В нем содержатся основные условия работы логопеда в дошкольных учреждениях и школах:
В Положении зафиксированы продолжительность и частота групповых и индивидуальных занятий для каждой категории учащихся разного возраста.
► Другие полезные документы:
Организуйте рабочий процесс с учетом режима работы учреждения
Основные задачи логопеда:
► Если вы работаете в детском саду или школе, в начале года проведите фронтальную диагностику и выявите детей с речевыми нарушениями. Результаты обследования занесите в речевую карту: это должны быть сведения о состоянии физиологического слуха, об особенностях строения артикуляционного аппарата, дыхания, общей и мелкой моторики, речевого развития.
Составьте расписание групповых и индивидуальных занятий. Чтобы не возникало путаницы, желательно, чтобы дети занимались в одно и то же время. Учтите общий режим дня, расписание уроков.
Логопед в ДОО должен действовать в связке с воспитателем, психологом и родителями. Только в этом случае будет виден эффект от занятий.
Выбирая методы работы, наблюдайте за ребенком. Опирайтесь на то, что ребенок знает и может сделать. Меняйте методы, которые не приносят результата.
Используйте имеющиеся пособия по максимуму
В продаже вы встретите массу развивающих пособий и игр. Логопеды без опыта работы часто стремятся приобрести всё и сразу, считая, что в этом заключается успех работы. Не спешите этого делать. Даже на ограниченном методическом материале можно организовать разнообразную работу с детьми. Главное — проявить фантазию.
Постепенно вы соберете свой набор пособий. Но для начала пусть у вас будет стол для работы, большое зеркало, маленькие индивидуальные зеркальца для каждого ребенка, медицинские перчатки и принтер. В качестве инструментов можно использовать подручные материалы, а картинки распечатывать самостоятельно.
Изучайте опыт других специалистов. Многие из них охотно делятся в интернете своими наработками с начинающими логопедами, и часто бесплатно.
Компьютер или интерактивная доска значительно расширят ваши возможности. Научитесь использовать ИКТ и создавать компьютерные презентации.
Правильно ведите документацию
Коррекционный процесс, который ведет учитель-логопед, фиксируется в следующих документах.
Не переставайте развиваться
Работа логопеда обширна и многогранна. Постепенно вы поймете, в каком направлении развиваться и каких знаний вам не хватает. Не стесняйтесь задавать вопросы другим специалистам, работающим рядом с вами, или в интернете.
В вузе вы получили неплохую базу — продолжайте совершенствоваться, чтобы стать хорошим специалистом. Приходите на курсы повышения квалификации к нам, в АНО «НИИДПО».
Организация логопедической работы в общеобразовательной школе
Наталья Игнаткина
Организация логопедической работы в общеобразовательной школе
1. Правовые аспекты организации логопедической работы в
общеобразовательных школах
1.1. Должностные обязанности учителя-логопеда
1.2. Права учителя-логопеда
1.3. Ответственность учителя-логопеда
2. Основные задачи учителя-логопеда, работающего в общеобразовательной
школе
3. Распределение рабочего времени учителя-логопеда
3.1. Обследование устной и письменной речи учащихся
3.2. Коррекционно-образовательная работа
3.3. Работа учителя-логопеда во время школьных каникул.
3.4. Работа учителя-логопеда в июне
В настоящее время отмечается большое увеличение количества детей с различными нарушениями речи. Особенно это хорошо наблюдается у детей дошкольного возраста, но в последнее время речевые нарушения часто стали встречаться у детей на школьном этапе обучения. В связи с этим у детей возникают трудности в овладении письменной речью, чтением, сложности в понимании заданий по другим учебным предметам. Также возникают проблемы в общении со сверстниками, даже могут появиться комплексы и снизиться самооценка, которые, в свою очередь, могут привести к замкнутости личности ребенка и вызвать явление дезадаптации к школьному обучению и социальной среде.
Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, имеют различную структуру и степень выраженности. Наличие у школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии (ОНР, НВОНР, ФФНР, ФНР) является серьёзным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы и требует обязательной логопедической помощи – коррекционно-развивающих логопедических занятий.
В общеобразовательных школах открываются логопедические кабинеты. В связи с этим весьма актуален вопрос организации логопедической работы в общеобразовательной школе.
1. Правовые аспекты организации логопедической работы в общеобразовательных школах.
Организация коррекционно – логопедической работы в школе осуществляется на основе Инструктивного письма Министерства образования РФ №2 от 14.12.2000г. «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
Коррекционно – развивающие логопедические занятия проводятся с обучающимися 1 – 4 классов,имеющих различные речевые нарушения:
«Общее недоразвитие речи» (ОНР);
«Нерезко выраженное общее недоразвитие речи» (НВОНР);
«Фонетико – фонематическое недоразвитие речи» (ФФНР);
«Фонематическое недоразвитие речи» (ФНР);
«Нарушения письма и чтения», обусловленные перечисленными выше нарушениями речи.
Начало и окончание учебного года, время и продолжительность каникул соответствуют установленным в школах нормам. Продолжительность очередного отпуска для учителей-логопедов также соответствует продолжительности очередного отпуска учителей общеобразовательных школ и составляет 56 календарных дней (основание: Постановление Правительства РФ от 13.09.1994 г. № 1052 с изменениями от 19.03.2001 г., 01.10.2002 г.). Учитель-логопед имеет право на предоставление ему длительного отпуска, сроком до одного года (основание: Приказ Министерства образования РФ от 07.12.2000 г. № 3570). Логопедам, работающим по совместительству, предоставляются ежегодные оплачиваемые отпуска по совмещаемой работе либо выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении (основание: Постановление Минтруда РФ от 30.06.2003 г. № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических и работников культуры»).
Логопедический пункт создается в образовательном учреждении, находящемся в городской местности, при наличии пяти — десяти классов I ступени начального общего образования и трех — восьми классов I ступени начального общего образования в общеобразовательном учреждении, находящемся в сельской местности. Предельная наполняемость логопедического пункта городского образовательного учреждения — не более 25 человек, сельского общеобразовательного учреждения — не более 20 человек (основание: Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»).
Учебная нагрузка учителей-логопедов составляет 20 часов в неделю (основание: Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). После выхода из очередного отпуска до 1 сентября учитель-логопед проверяет состояние оборудования логопедического кабинета, технических средств обучения, освещения и т. п., [1]
1.1. Должностные обязанности учителя-логопеда.
Учитель-логопед логопедическогопункта обязан выполнять следующие должностные обязанности:
1. В своей профессиональной деятельности учитель-логопед стремится к выполнению задач, стоящих перед образовательным учреждением (далее — ОУ, и руководствуется Уставом образовательного учреждения и его локальными нормативными актами;
2. Учитель-логопед должен быть в курсе современных достижений логопедии, обязан применять современные, научно обоснованные методы;
3. Учитель-логопед должен знать и учитывать границы собственной компетенции. Он не должен браться за решение задач, невыполнимых при современном состоянии логопедической науки и практики и уровне его профессиональной подготовки, а также задач, находящихся в компетенции специалистов иных профессий;
4. Учитель-логопед обязан оказывать необходимую и возможную логопедическую помощь ребенку в решении логопедических проблем, учитывая его индивидуальность и конкретные обстоятельства и руководствуясь принципом «не навреди», т. е. в форме, исключающей нанесение вреда здоровью, благосостоянию, чести и достоинству как самого ребенка, так и третьих лиц;
5. Учитель-логопед обязан хранить в тайне сведения об обратившихся к нему за помощью, а также служебную и профессиональную тайны.
При работе на логопедическом пункте при ОУ учитель-логопед обязан:
— организовывать диагностические обследования и своевременно выявлять обучающихся с речевой патологией; выявление учащихся для зачисления на логопедический пункт проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая по графику, согласованному с руководителями ОУ; — проводить зачисление обучающихся на логопедический пункт, комплектовать группы;
— проводить занятия с учащимися по устранению различных нарушений речи и содействовать преодолению обусловленной ими неуспеваемости по русскому языку; занятия с обучающимися проводятся по расписанию в часы, свободные от уроков;
— осуществлять систематическую связь с заместителями директоров по учебной работе курируемых школ, классными руководителями и родителями учащихся, посещающих логопедический пункт;
— посещать уроки в целях выработки единой направленности в работе логопеда и учителя с учащимися, имеющими нарушения речи;
— осуществлять взаимодействие с учителями по вопросам освоения обучающимися общеобразовательных программ (особенно по русскому языку);
— информировать педагогический совет школы о задачах, содержании и результатах работы логопедического пункта;
— по завершении занятий проводить выпуск (выпускное занятие, на котором оцениваются успехи детей, получивших логопедическую помощь;
— проводить среди учителей и родителей учащихся пропаганду логопедических знаний по предупреждению и коррекции нарушений устной и письменной речи;
— участвовать (выступать с сообщениями и докладами) в заседаниях методических объединений учителей, в работе педагогических советов;
— посещать и активно участвовать в методических объединениях учителей-логопедов ОУ;
— знать содержание программы по русскому языку, владеть методами и приемами обучения русскому языку, учитывать их в своей работе, использовать дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается на уроке;
— регулярно проводить родительские собрания и консультации;
— заниматься оборудованием кабинета и систематически оснащать кабинет необходимым дидактическим материалом;
— поддерживать связь с дошкольными образовательными учреждениями, со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для обучающихся с отклонениями в развитии, логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник и психолого-медико-педагогической комиссии;
— систематически повышать свою профессиональную квалификацию;
— выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
— обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса;
— немедленно сообщать администрации ОУ о несчастном случае, произошедшем с ребенком в помещениях логопедического пункта;
— вести документацию по установленной форме;
1. Список учащихся с недостатками речи.
2. Журнал обследования устной и письменной речи.
3. Журнал учета посещаемости (групповых и индивидуальных) занятий.
5. Годовой методический план работы учителя-логопеда.
6. Перспективный план работы.
7. Поурочные планы работы на каждую группу.
8. Конспекты или развернутые планы логопедических занятий.
9. Рабочие тетради и тетради для проверочных работ.
10. Расписание занятий групп, заверенное директором школы или инспектором районного отдела образования.
12. Годовой отчет о работе учителя-логопеда;
— в конце учебного года составлять отчет о работе логопедического пункта и предоставлять его администрации ОУ;
— составлять расписание работы логопедического пункта к началу учебного года, согласовывать его у директора школы (где расположен логопедический пункт) и утверждать у администрации ОУ. [1]
1.2. Права учителя-логопеда
Учитель-логопед имеет право:
— на определение приоритетных направлений в работе с детьми;
— на инициативу, свободу выбора методик работы по утвержденным в ОУ программам;
— на участие в разработке новых коррекционных и диагностических методов;
— на участие в управлении ОУ путем обсуждения важнейших вопросов деятельности ОУ;
— на получение педагогического отпуска сроком до одного года не реже чем через десять лет непрерывной преподавательской работы;
— на получение педагогической пенсии по выслуге лет при наличии педагогического стажа двадцать пять лет;
— на защиту своей профессиональной чести и достоинства; — на моральное и материальное стимулирование труда;
— на повышение своей профессиональной квалификации. [1]
1.3. Ответственность учителя-логопеда Учитель-логопедОУ несет ответственность:
— за выполнение возложенных на него вышеперечисленных обязанностей;
— за исполнение Устава ОУ и Правил внутреннего трудового распорядка, локальных нормативных актов, приказов, должностных обязанностей, установленных должностной инструкцией ОУ;
— за обязательное посещение обучающимися на логопедическом пункте занятий;
— за сохранность имущества ОУ, технических средств, логопедического инструментария, методического и информационного материала;
— за соблюдение правил техники безопасности, противопожарной безопасности и норм охраны труда на рабочем месте;
— за охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса;
— за грамотное применение научно обоснованных методик;
— за соблюдение санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса. [1]
2. Основные задачи учителя-логопеда, работающего в общеобразовательной школе.
Основными задачами учителя-логопеда,являются:
• своевременная диагностика аномалий речевого развития у учащихся;
• коррекция нарушений устной и письменной речи, направленная на преодоление трудностей в овладении школьной программой;
• предупреждение и профилактика речевых нарушений;
• пропаганда специальных логопедических знаний среди учителей и родителей учащихся. Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении, находящемся в городской местности, при наличии пятидесяти классов I ступени начального общего образования и трех-восьми классов I ступени начального общего образования в общеобразовательном учреждении, находящемся в сельской местности. [4]
3. Распределение рабочего времени учителя-логопеда.
3.1. Обследование устной и письменной речи учащихся.
Первые две недели учебного года (с 1 по 15 сентября) отводятся для полного комплектования групп и подгрупп, которые будут заниматься на логопедическом пункте в текущем учебном году. [2] Учитель-логопед проводит обследование устной речи первоклассников, прикрепленных к логопункту, и письменной речи учеников 2—4-х классов, уточняет списки групп, предварительно укомплектованных им в мае предыдущего учебного года из числа учеников 2—4-х классов. [1]
Обследование устной речи первоклассников проводится в два этапа. В течение первой недели сентября учитель-логопед проводит предварительное обследование устной речи всех учеников, принятых в первые классы, и выявляет детей, имеющих те или иные отклонения в речевом развитии. Одновременно он отбирает тех учеников, которым необходимы систематические коррекционные занятия. Это делается в первой половине дня в учебное время.
Дети, нуждающиеся в логопедических занятиях, оформляются на логопедический пункт списком согласно Приложению 1 (Письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения») (табл. 1).[1]
В течение второй недели сентября учитель-логопед проводит вторичное углубленное обследование устной речи тех детей, которых он отобрал для занятий на логопункте в ходе предварительного обследования. Вторичное углубленное обследование устной речи детей проводится в логопедическом кабинете или же в любом удобном помещении прикрепленной к логопункту школы в течение второй половины дня, т. е. после уроков.
Регулярные занятия на логопедическом пункте проводятся с 16 сентября по 15 мая. [2]
Последние две недели мая (с 16 по 31 мая) отводятся для обследования устной и письменной речи учащихся 1—3-х классов с целью предварительного комплектования групп с нарушением письма и чтения на новый учебный год. Вся организационная работа учителя-логопеда, проведенная с 1 по 15 сентября и с 16 по 31 мая, фиксируется на соответствующей странице Журнала учета посещаемости. [1]
3.2. Коррекционно-образовательная работа.
К 15 сентября учитель-логопед заканчивает обследование устной и письменной речи учеников, окончательно комплектует группы, подгруппы, определяет количество учеников для индивидуальных занятий и на основании этого составляет расписание занятий и перспективные планы работы с каждой группой учащихся.
Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия — 20 минут (основание: Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об орг. работы логопед. пункта ОУ»).
Между групповыми занятиями допускаются перерывы 10—15 минут, между подгрупповыми занятиями — 5—10 минут. Этот промежуток времени учитель-логопед может использовать для проверки письменных работ, выполненных учениками на занятии, учета и анализа допущенных ошибок, чтобы при планировании следующего занятия предусмотреть работу по исправлению этих ошибок, а также для другой работыпо своему усмотрению: логопед может проводить группу детей и развести их по классам или, наоборот, собрать группу детей (это бывает необходимо в первые месяцы работы с первоклассниками, подготовить доску или разложить наглядный и раздаточный материал к следующему занятию и т. п.
Количество рабочих часов в день логопед определяет в зависимости от режима работы школ, прикрепленных к логопункту (одно- или двухсменный, от количества групп и подгрупп, от наличия филиала и т. п.
Занятия с обучающимися на логопедическом пункте, как правило, проводятся во внеурочное время с учетом режима работы образовательного учреждения. Коррекция произношения у обучающихся первых классов с фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде исключения может осуществляться во время уроков (кроме уроков русского языка и математики) (основание: Письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об орг. работы логоп. пункта ОУ»).
Ученики, не посещающие группы продленного дня, приходят на занятия из дома. Учеников, которые посещают группы продленного дня, воспитатели этих групп направляют на логопедические занятия с любого режимного момента в соответствии с расписанием логопедических занятий. Расписание должно быть известно воспитателям и находиться в каждой группе продленного дня.
Воспитатели групп продленного дня не вправе задерживать ребенка или не пускать его на занятия к логопеду по причине немедленного выполнения им домашнего задания или любой другой причине; учитель начальных классов также не может самостоятельно решать, должен ли его ученик посещать логопедические занятия или нет. Если у логопеда возникают конфликты подобного рода, он сообщает докладной запиской о неправомочных действиях воспитателя или учителя директору школы, а в случае непринятых мер — инспектору отдела образования.
Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.
Групповые занятия проводятся:
• не менее трех раз в неделю — с обучающимися, имеющими нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи;
• не менее двух-трех раз в неделю — с обучающимися, имеющими нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи;
• не менее одного-двух раз в неделю — с обучающимися, имеющими фонетический дефект;
• не менее трех раз в неделю — с заикающимися обучающимися. Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи второго уровня по Р. Е. Левиной — дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности речевого аппарата (дизартрия, ринолалия) (основ: Письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об орг. раб. лог. пункта ОУ»). Предельная наполняемость групп регламентируется. [1]
3.3. Работа учителя-логопеда во время школьных каникул.
Время школьных каникул всегда бывает заполнено различными мероприятиями, которые организуют и проводят учителя. Некоторые ученики уезжают на время каникул в лагеря, дома отдыха, на экскурсии, поэтому логопедические занятия в этот период не проводятся. В течение осенних каникул учитель-логопед проводит исследование состояния письменной речи учеников 2—4-х классов по письменным работам.
Это позволяет выявить детей-дисграфиков и проконтролировать учеников, ранее занимавшихся на логопедическом пункте. При наличии свободных мест в группе с нарушением письма ее пополняют новыми учениками. В период зимних каникул учитель-логопед обследует состояние письменной речи учеников 1-х классов по прописям и тетрадям.
Помимо этого, он пополняет оборудование логопедического кабинета необходимыми для работы наглядными пособиями, учебными таблицами, плакатами и т. п., посещает методический кабинет и коллег для обмена опытом работы, проводит беседы и консультации для родителей учеников, занимающихся на логопедическом пункте.
Учитель-логопед проверяет состояние устной речи детей, которые осенью придут в школу, выявляет детей с нарушениями речи и делает соответствующую запись в медицинских картах.
Если в районе школы есть другие специалисты-логопеды (в дошкольных учреждениях или детской поликлинике, то в дни весенних каникул целесообразно провести методическое объединение между логопедами школьных логопедических пунктов и логопедами дошкольных учреждений для разработки мероприятий по осуществлению преемственности в работе логопедов школьных и дошкольных медицинских учреждений.
В дни школьных каникул учитель-логопед по мере необходимости консультирует учеников, занимающихся на логопедическом пункте, у врачей-специалистов (психоневролога, невропатолога, отоларинголога). При этом следует учесть, что консультация ребенка у любого врача-специалиста возможна только с согласия и в присутствии одного из родителей или лица, их заменяющего. Если родители дают свое согласие на консультацию, но присутствовать во время нее не могут, логопед должен иметь письменное заявление о том, что родители разрешают учителю-логопеду самому показать ребенка врачу-специалисту (с обязательным указанием, какому именно специалисту).
Учитель-логопед может использовать каникулярное время для проведения логопедической пропаганды среди родителей и населения района. [1]
3.4. Работа учителя-логопеда в июне.
Июнь — самое удобное время для повышения профессионального уровня учителей-логопедов. Поэтому районным (городским) методическим кабинетам и Институтам усовершенствования учителей целесообразно организовывать в июне месячные курсы-семинары для обмена передовым опытом работы. Подобные семинары могут быть организованы и старшими логопедами в своих районах. Учителя-логопеды могут посещать семинары, организованные и в других районах.
В случае, если в районе школы нет логопедических дошкольных учреждений (или логопедических групп в массовых детских садах) и логопеда в районной детской поликлинике, учитель-логопед может в июне организовать занятия с теми детьми, которые будут поступать в школы, но имеют нарушения звукопроизношения и прикреплены к данному логопедическому пункту. Эти занятия проводятся либо в помещении детского сада во время, согласованное с заведующей или воспитателями групп, либо в помещении логопедического пункта. [3]
Подобные занятия по коррекции звукопроизношения учитель-логопед может проводить с детьми, уже зачисленными в первые классы школ, прикрепленных к логопедическому пункту, у которых при зачислении отмечены нарушения звукопроизношения.
Кроме того, с апреля начинается прием учеников в первый класс. Школьный логопед обязательно должен принимать участие в комплектовании первых классов, выявляя уже при поступлении детей с нарушением речевого развития и направляя их при необходимости на консультацию к врачу-специалисту (психоневрологу, невропатологу, отоларингологу).[1]
Работа учителя-логопеда в общеобразовательной школерегламентируется правовыми актами: постановлениями Правительства РФ, приказами Министерства образования РФ, Постановлениями Минтруда РФ, Инструктивными письмами Министерства образования РФ, Федеральными законами.
Учителю-логопеду необходимо исполнять свои должностные обязанности. Так же он имеет права и несёт ответственность за выполнение возложенных на него обязанностей.
Логопедические занятия в период школьных каникул не проводятся. В течение осенних каникул учитель-логопед проводит исследование состояния письменной речи учеников 2—4-х классов по письменным работам. В период зимних каникул исследует прописи первоклассников. Пополняет оборудование логопедического кабинета необходимыми для работы наглядными пособиями, учебными таблицами, плакатами и т. п., посещает методический кабинет и коллег для обмена опытом работы, проводит беседы и консультации для родителей учеников, занимающихся на логопедическом пункте. Июнь — самое удобное время для повышения профессионального уровня учителей-логопедов
1. Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. Организация логопедической работы в школе. М. : ТЦ Сфера, 2007.
2. Ефименкова Л. Н. Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. Пособие для логопеда. Рекомендовано главным учебно-методическим управлением общего среднего образования Гособразования СССР МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1991
4. http://iemcko.ru/700.html Из книги Аманатовой М. М. «Справочник школьного логопеда«— Ростов-на-Дону: Феникс, 2010г.
Организация физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками с нарушением интеллекта. Из опыта работы Нарушение интеллекта у детей (в педагогике еще называют умственной отсталостью) – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности,.
Организация работы педагога-психолога по подготовке ребенка к школе с использованием технологии эффективной cоциализации Ключевые слова: подготовка к школе, эффективная социализация, технологии эффективной социализации. Подготовка детей к школе является одной.
Мастер-класс «Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС» Мастер – класс «Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО» Цель повышение уровня профессиональной компетенции.
Организация логопедической работы с детьми раннего возраста Современные исследования развития детей раннего и младшего дошкольного возраста свидетельствуют о том, что уровень нервно-психического и.
Организация развивающих занятий по подготовке детей к школе в практике работы педагога-психолога в ДОУ Организация развивающих занятий по подготовке детей к школе в практике работы педагога-психолога в ДОУ. Психологическое спроворждение согласно.
Опыт работы «Организация работы старшего воспитателя по профессиональной компетентности педагогов» Цели методической работы с воспитателями поискового уровня следующие: формирование ориентации на общение, диалог, овладение педагогической.
Орксэ. Основы православной культуры в общеобразовательной школе В нашем современном противоречивом сложном мире сложно воспитывать детей в период замены нравственных ценностей. Причин тому достаточно.
Опыт работы «Организация совместной работы ДОУ и родителей по формированию ЗОЖ у дошкольников» Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители.