Учитель истории что нужно знать
Что должен знать и уметь учитель истории и обществознания по ФГОС
История и обществознание — популярные дисциплины, которые часто выбирают при сдаче ЕГЭ, поэтому учителям, которые их преподают, нужно уделять максимум внимания подготовке учеников к экзаменам. Кроме того, во многом от профессионализма педагога, преподающего эти дисциплины, зависит, насколько хорошо дети знают свои корни и историю собственной страны, как они относятся к другим народам, а главное — умеют ли они разделять реальные факты и их оценку в интерпретации разных людей.
Компетенции учителя истории и обществознания
Квалификация: Учитель истории и обществознания
Согласно ФГОС, учитель истории и обществознания должен:
Знать историю и особенности культуры разных народов и относиться толерантно к каждому из них.
Выстраивать учебную программу с учетом возраста детей, проверенных методик и технологий.
Помогать детям систематизировать свою картину мира.
Придерживаться принципов профессиональной этики и понимать роль педагога в формировании характера и личности ребенка. Аморальные поступки недопустимы для учителя даже вне стен школы.
Относиться к каждому ученику как к личности и помогать ему развиваться. Недопустимо отношение через призму успеваемости или особенностей поведения (например: «этот ученик троечник, незачем уделять ему особое внимание, он все равно не поймет материал»).
Включать в учебный процесс даже замкнутых детей, которые не хотят идти на контакт.
Выявлять одаренных, талантливых детей, помогать им в подготовке к олимпиадам по истории и обществознанию. Мотивировать отстающих учиться лучше, помогать им освоить материал.
Уметь анализировать, обрабатывать и систематизировать большие объемы информации. Преподаватель должен знать, как строить графики и таблицы, готовить наглядные учебные материалы.
Замечать конфликтные ситуации и вовремя пресекать их.
Разбираться в азах дефектологии, психологии, логопедии, работать совместно со специалистами этих профилей, если потребуется.
Несколько советов начинающим учителям истории и обществознания
Несколько советов начинающим учителям истории и обществознания
« Опыт — самый лучший наставник.»
Овидий, Публий Овидий Назон
Вот и пришла нам достойная смена, молодая поросль – здоровая, умная, креативная, но совсем ещё зелёная, которая панически боится старших классов, боится, что не справится с подготовкой ребят к экзаменам. Соглашусь с ними в том, что ОГЭ и ЕГЭ – это серьёзный этап не только для учеников, но и для учителей. И готовиться к нему нужно задолго до самой сдачи экзамена.
Второй момент – отношение к урокам. Никогда не приходите в класс, неподготовленными, ибо дети – тонкие психологи, на каком-то невидимом уровне чувствуют любую фальшь со стороны учителя. Доверие детей можно потерять сразу и навсегда. План урока, карта-схема урока, в котором расписаны цели, задачи, методы и средства достижения цели, список ребят, которых планируете опросить, домашнее задание – все это помогает организовать урок со знаком плюс. Не имея плана урока, легко растратить драгоценное время и не получить в итоге положительного результата, да и проблема накопляемости оценок в журнале – постоянный бич молодых педагогов отпадает сама собой.
Дисциплина на уроке. Все понимают, что это непреложная истина, но как этого добиться? Просто. Зайдя в класс со словами «Здравствуйте» и до слов «Урок закончен» учитель обязан быть капитаном на корабле, контролировать каждое действие ученика, каждое слово, каждый взгляд ученика. Никогда не продолжайте вести урока, если, хотя бы один ученик отвлекся. Сложно? Да, Время теряется, но если педагог с первых уроков заявит о себе как о строгом, но справедливом учителе, необходимости в наведении дисциплины не будет.
Далее. Современный ученик избалован технологическими новшествами эпохи, в массовом порядке прекратил готовиться к урокам дома, всю информацию предпочитает в лучшем случае находить в интернете, благо гаджеты есть у каждого второго. В такой ситуации мотивировать ученика на учебу представляется достаточно проблематичным, но это только на первый взгляд. Вы любите свой предмет, вы имеете высшее образование – ваша прямая обязанность сегодня научить детей учиться. Для этого имеются различные подходы, лично я использую такие формы, как интересный рассказ, особенно, если это касается войны, работа в паре – если необходимо дать анализ какому-то событию или явлению, практическую работу с учебником в среднем звене, с источником – в старшей школе. Кстати работа с «Рабочими листами», которые я готовлю по разным параграфам для разных классов, популярна у слабых учеников – как правило, за самостоятельную работу с учебником можно получить достойную отметку. Дайте понять ученику, что вы заинтересованы в его отметке не чуть не меньше, чем он сам, дайте ему возможность проявить себя в разных домашних заданиях – составить кроссворд по понятиям темы, составить тест по теме, подготовить небольшое сообщение о великом человеке или об интересном событии, главное – самостоятельно, не «слизанное» с интернета. Все это расширит кругозор ученика, поможет ему лучше понять предмет. Но, несмотря на это, в обычной общеобразовательной школе, где отсутствует возможность углубленного изучения дисциплины, ученики затрудняются с анализом современной истории, путаются в многочисленных фамилиях политических лидеров, не понимают или просто не знают о международных проблемах. Я решаю эту проблему просто – на каждом уроке истории и обществознания ученики 11 класса по очереди готовят 5-ти минутный новостной блок о ситуации в России и за рубежом. Говорим о наиболее значимых событиях, о их оценке со стороны политологов. В конце третьей четверти каждый выпускник индивидуально готовит презентацию по выбранной самим теме.
Данный инновационный п роект ставит своей целью сформировать ключевые компетенц ии учащихся на уроках истории и обществознания с использованием возможностей современных образовательных технологий.
* «нулевой» срез знаний в начале учебного года, в начале учебной четверти. Цель – оценить остаточные знания по предмету, отметки в журнал выставляются только положительные, «двойки» сигнализируют о необходимости дополнительного повторения основных вопросов темы.
*контрольная работа по теме.
Что необходимо знать молодому педагогу о проведении контрольных работ?
1 Текст работы необходимо составлять по программе, но учитывая индивидуальные особенности класса
2. Оценивание контрольной работы производить по строго определенной схеме
3. После каждой контрольной работы проводить анализ работы, неформально, а с разбором допущенных ошибок.
При таком подходе возникает вопрос – где взять время? Составить планирование так, чтобы после каждой контрольной работы был урок-повторение, на котором и провести анализ.
Мотивацию ученика можно и нужно повысить, используя их участие в различных предметных конкурсах. Конечно главная работа учителя в этом направлении – подготовить учеников к Всероссийской олимпиаде школьников по истории и обществознанию. С наиболее мотивированными учащимися необходимо организовывать исследовательскую работу по изучению истории родной местности Мои ребята изучали историю появления памятника, посвященного ВОВ, биографии выдающихся жителей поселка. Но на олимпиаду попадают лучшие из лучших, исследовательской работой по истории интересуются ребята с гуманитарными наклонностями. А что делать остальным? Остальных привлекать к участию в различных конкурсах. К сожалению, сегодня на учителя и ученика сыплется шквал различных конкурсов, причем, платных. Поэтому учителю нужно быстро ориентироваться в этом потоке, выбирая для своих учеников действительно нужные и интересные конкурсы. Мои ученики полюбили такие конкурсы как предметный молодежный чемпионат по истории и обществознанию, организованный Пермским Центром развития одаренности, «Золотое Руно» по МХК, организованный Центром продуктивного обучения г.Санкт-Петербурга, Межрегиональный Интернет-чемпионат для школьников 3-11 классов «К вершинам профессии», организованный Ульяновским государственным техническим университетом.
И напоследок. Несколько мини – советов на тему «Никогда»:
*Никогда не унижайте ученика ни в классе, ни в индивидуальной беседе
*Никогда не анализируйте в классе учебу ученика, если он этого сам не попросит
* Никогда не давайте возможности усомниться в вашей некомпетентности
*Никогда не изменяйте своему слову – если сказал, что весь класс остается после уроков для дополнительного занятия, добейся этого.
Учителя! Они как свет в пути,
Какое ж нужно огненное сердце
Иметь в груди, чтоб людям свет нести,
Чтоб след его вовек не мог стереться!
А чем их труд измерить, ты спроси
У миллионов армии народной.
Подвижников немало на Руси,
Но нет мудрее их и благородней!
Советы молодым учителям истории
Советы молодым учителям истории.
Знание, только знание делает человека свободным и великим.
1. К каждому уроку нужно тщательно готовиться, писать расширенные урочные планы, несмотря на педагогический стаж и опыт работы. Желательно готовиться не в школе в свободное время, а дома, в спокойной обстановке, обдумывая заранее сценарий урока.
2. Тематические планы должны соответствовать программе, если учебников в школе не хватает, учитель должен самостоятельно выбрать наиболее оптимальный вариант выхода из затруднительного положения, чтобы ни один ученик не остался без учебника.
3. Обязательно необходимо начинать урок с приветствия, потому что брошенное в сторону детей учительское «садитесь» может испортить урок с самого начала.
4. Нужно добиться от учащихся сознательной дисциплины не только на уроке, в школе, но и за её пределами, убедить их поступать так не за страх, а за совесть.
5. Необходимо контролировать соблюдение детьми единых правил для учащихся, обеспечить наличие на партах всего необходимого для данного предмета, чтобы учебно – письменные принадлежности лежали в порядке и не было ничего лишнего, что могло бы помешать уроку.
6. Вначале урока учителю нужно поставить чёткую цель на весь урок, чтобы учащиеся не задавали потом много вопросов. Они должны ясно себе представлять, чем будут заниматься в ближайшие 45 минут.
7. Урок в течение всего урока нужно вести стоя, если позволяет здоровье и держать всех учащихся в поле зрения так, чтобы у них не было шансов нарушить дисциплину или заняться посторонними делами.
8. Поведение учителя должно быть безупречным. Он должен быть аккуратно одет, каждый раз перед тем, как пойти к детям проверить свой внешний вид, иначе они на уроке не будут внимательно слушать рассказ учителя, а будут обсуждать его изъяны.
9. Требовательность к учащимся должна сочетаться с справедливостью, вниманием и заботой, чтобы у них не создалось ощущение, что у учителя есть свои «любимчики». Относиться к каждому из них нужно как к своему ребёнку.
10. Нужно проявлять интерес учащихся к каждой теме, добиваться их активного участия, чтобы не было ни одного равнодушного на уроке, используя для этого разнообразные методы привлечения внимания пассивных к происходящему.
11. Так как ни в одном классе нет одинаковых по своим способностям учеников, педагогу следует найти к каждому из них дифференцированный подход. И сильным и слабым учащимся задание нужно давать соответственно их умственным и физическим способностям.
12. Речь учителя должна быть грамотной, спокойной, доступной и понятной каждому ученику. Урок истории нужно вести исключительно на русском языке и того же требовать от учащихся. Ни в коем случае нельзя высказывать непродуманные фразы или приводить неудачные примеры.
13. Урок должен быть плотным, ни одной минуты нельзя терять даром. Темп ведения урока нужно разнообразить, объяснять материал то быстро, то медленно, чуть громче и чуть тише, чтобы не было монотонности каждодневной работы учебно – воспитательного процесса.
14. Формы опроса должны быть разнообразными. Самое пристальное внимание уделить индивидуальному опросу у доски или с места, проводить карточные работы на листочках и на доске, фронтальный опрос всего класса и находить ответы на вопросы в конце темы или главы.
15. Чтобы у учащихся не было ощущения несправедливости, оценки им нужно ставить вовремя, мотивируя их убедительными комментариями.
16. Необходимо всемерно поддерживать активное участие детей на каждом уроке, всячески поддерживать и поощрять любое проявление интереса к Вашему предмету. Нельзя скупиться на похвалы, которые тоже нужно преподносить с умом.
17. Новую тему при объяснении нужно связывать с пройденной, плавно переходить от одной главы к другой, выделять самое главное, необходимые записи делать на доске и в тетрадях.
18. Перед учащимися нужно ставить проблемные вопросы, заставляющие их думать, иметь собственное мнение по тому или иному вопросу, а не слепо копировать рассказ учителя или зубрить книжные слова.
19. На каждом уроке использовать имеющуюся наглядность, технические средства обучения (компьютер, ДВД, диафильмы, диапозитивы, кинокольцовки и др.), учебные иллюстрации, которые должны дать дополнительную информацию к рассказу учителя. Однако при использовании ТСО время урока нужно распределить рационально, чтобы не навредить и получить желаемый результат.
20. Систематически нужно работать с учебником, уделять самое пристальное внимание выразительному, грамотному чтению учащимися необходимых выдержек из темы, умению работать с историческими источниками, разнообразными схемами, напоминая о важности самостоятельной работы дома с различной литературой.
21. Тетради по истории желательно оставлять общие в клетку, там отдельные страницы в конце должны быть выделены историческому словарю и историческим датам. В четверть один раз тетради нужно проверять, исправлять ошибки и выставлять оценки за ведение тетради с необходимыми замечаниями.
23. Нужно добиваться того, чтобы дети задавали непонятные вопросы по домашнему заданию или во время объяснения новой темы, а не делали вид, что всё знают и понимают. Если учитель не знает ответа на поставленный вопрос, то ни в коем случае нельзя давать приблизительный или неверный ответ, а честно признаться и обещать найти и ответить позже.
24. Не должно быть ни одного урока по истории без воспитательных моментов. Повсеместно нужно проводить работу по нравственному, патриотическому, физическому, трудовому, правовому, эстетическому воспитанию, нужно сформировать личности, достойных граждан, которыми будут гордиться не только близкие и друзья, но и потомки.
25. Большое внимание должно быть уделено работе с картами у доски, в учебниках, в других кабинетах. Сравнивать исторические карты с физическими, географическими, контурными, учить вовремя находить необходимые страны и города, горы и реки т. д.
26. Систематически нужно опрашивать исторические термины и даты, которые учащиеся должны знать наизусть. Опрос производится как индивидуальный ответ у доски, так и как отдельная контрольная работа. Поскольку исторических дат и терминов великое множество, следует выбирать самые главные.
27. Время от времени нужно проводить контрольные работы по пунктам заданной на дом темы, как на листочках, так и в тетрадях с исправлением ошибок, ибо борьба за грамотность является обязанностью каждого учителя.
28. Систематически учить старшеклассников работать с историческими документами, как в учебнике, так и в отдельных экземплярах, объясняя важность изучения первоисточников для объективного исследования проблемной темы.
29. Каждая тема из прошедшей истории человечества должна быть связана с современной жизнью, потому что сравнивая различные периоды развития общества учащиеся будут стараться делать объективные выводы для себя.
30. В течение всего урока учитель должен иметь контакт со всем классом, проверяя, насколько они внимательно слушают его, задавая неожиданные вопросы и требуя повторения сказанного.
31. В конце урока следует обязательно закрепить прошедший на уроке материал, убедившись в том, что учащиеся поняли новую тему. Постановку вопросов разнообразить, отвечать на вопросы в конце темы или главы. При возникновении вопросов к учителю, предоставлять возможность самим учащимся ответить на них.
32. В месяц или в четверть один раз необходимо провести повторительно – обобщающий урок в сочетании с фронтальным опросом. Учащихся нужно научить выбирать из пройденного материала самое главное, акцентировать их внимание на причинно – следственные связи.
33. Домашнее задание нужно написать на доске вовремя, объяснить его подробно, учитывая способности дать более сложные задания сильным учащимся, а слабым – посильные. Задания можно дать разнообразные ( составление таблиц, схем, ответить на вопросы в конце темы, описание биографии какого – нибудь исторического деятеля ) и, конечно же, с обещанием соответствующего поощрения за труд.
34. Поскольку от природы не все дети являются способными и не могут осилить существующую программу, то учителю необходимо отдельно работать со слабыми учащимися, как на уроке, так и после окончания занятий. Им нужно дать простые, соответствующие их умственному и физическому уровню задания и обязательно похвалить, поощрить любое, даже самое мелочное рвение детей.
35. Задействовать как можно больше учащихся в участие в историческом и краеведческом кружках, вместе с ними заниматься изучением истории родного края, обычаев и традиций его жителей, исследовательской деятельностью, совершать экскурсии к памятным историческим местам.
36. Выступать с интересными беседами с использованием разнообразной наглядности перед учащимися всей школы, проводить различные конкурсы, викторины, исторические брейн – ринги, КВН, в год один раз проводить в школе неделю истории.
37. Необходимо оформить кабинет истории так, чтобы и учителю и учащимся приятно было заходить туда каждый день. Во всём помещении должна быть вывешена разнообразная, необходимая учащимся всех классов, наглядность, в том числе и самодельная.
38. В отдельную папку изо дня в день нужно собирать дополнительный материал из газет и журналов, привлекая к этой работе детей и пользоваться им при подготовке к уроку.
39. Постоянно прививать любовь к истории родного села, района, республики, нашей Родины – России, совершать экскурсии в школьный музей, изучать жизнь и трудовую деятельность знаменитых земляков, пополнять экспонаты музея и пользоваться его материалом.
40. В старших классах необходимо проводить политинформации, причём учащиеся сами должны их готовить. Интересоваться самому и держать учащихся в курсе происходящих в стране и в мире событий, используя для этого все доступные средства массовой информации.
41. Учителю истории нужно постоянно работать над повышением своей педагогической квалификации, использовать современные инновационные методы обучения, выписывать предметный журнал, газеты, иметь домашнюю библиотеку с различной методической и учебной литературой.
42. Необходимо посещать уроки других учителей, при возможности уроки своих коллег в соседних школах, интересоваться методикой преподавания лучших учителей республики и страны.
43. Урок истории следует закончить чётко, подводя итоги проделанной работе, отметив наиболее активных учащихся и их выступления, объявив тему следующего урока.
Ахбердилов. А,А, учитель истории МОУ «Тидибская СОШ» Шамильского района,
Почётный работник общего образования Российской Федерации,
Победитель конкурса «Лучший учитель России 2009 г.».
История со смыслом
История — приближенный к нашей повседневной жизни предмет, и при этом (а возможно и поэтому) остаётся одним из самых сложных для преподавания в школах. Учителя истории рассказывают, как они оживляют свой предмет.
Очень часто дети на уроках истории скучают и стараются запомнить какие-то отдельные имена и даты, но никак не могут научиться понимать связи между событиями и пользоваться понятиями и смыслами истории. Дети заучивают очень много информации, но им не дают понимания того, что с ней потом делать.
О том, как этого избежать, и о своих подходах к преподаванию этого сложного предмета рассказывают учителя Школы Сотрудничества.
История — это не предмет о мёртвых вещах
Читайте также :
Упрощение истории — к кучке фактов, к однозначности мнений, к написанному в учебнике — опасно. По-настоящему образованный человек — это тот, кто умеет ориентироваться в прошлом своей страны, понимает культурный код и его предпосылки, умеет критически его осмыслять.
В линейном преподавании предмета история представляется описанием того, что уже давно мертво — ушедших эпох, прошедших событий, людей и стран, которых давно не существует.
Поэтому на своих уроках я стараюсь помочь ученикам «прочувствовать» историю, оживить её с помощью эмоций, звуков и образов.
По каждой теме я стараюсь подобрать дополнительные материалы, придумать специальные задания. Например, какие-то времена и события помогают лучше прочувствовать художественные книги. Где-то оказываются полезны исторические песни, картины.
Срабатывает ключевой принцип сторителлинга — я не рассказываю, не перечисляю то, что произошло когда-то давно, а показываю, помогаю ощутить, примерить ситуацию на себя.
Дети привыкли преимущественно работать с текстами как с носителями исторической памяти. На звуки, например, они реагируют совершенно по-особенному и переживают разные эмоции — удивление, восторг, возмущение. В таком методе не может быть «уравниловки» — все воспринимают материал по-своему, и это позволяет им формировать своё мнение, иногда даже не соглашаться с автором. История из предмета о мёртвых вещах превращается в живую сущность.
История — это квест
Читайте также :
У учителя и учащихся могут быть разные интересы. Дети могут воспринимать получение новых знаний не как привилегию, а как тяжкое бремя или очередную услугу. Если урок становится скучным и типичным, интерес со стороны учащегося автоматически снижается. Поэтому учитель, который в первую очередь заботится о качестве образования учеников, должен найти новые нестандартные подходы к организации урока.
Новые и (главное) рабочие образовательные практики рождаются только при условии понимания этого столкновения интересов, а не вопреки ему.
Геймификация — один из трендов, с которым дети сталкиваются за пределами школы постоянно. Одновременно это и очень удачная учебная методика, если её правильно использовать. С помощью игровых технологий учитель может вовлечь в процесс всех учеников класса, которые, в свою очередь, не только показывают знания предмета, но и развивают социально-психологические способности. Образовательные квесты — хорошее решение.
Чтобы мотивировать детей, нужно поставить им цель, актуальную для игрового мира, а не для реального. Поэтому задачи образовательного квеста часто повторяют стандартные формулировки игр: «Спасти кого-то», «Восстановить что-то глобальное», а не «Выучить», «Прочитать». Понимая цель, дети могут сами распределить роли внутри игровой ситуации. Задача учителя — придумать интересные роли, в рамках которых дети будут взаимодействовать друг с другом.
Урок-квест — это погружение в историческое пространство. Сменив позицию с внешней (наблюдатель) на внутреннюю (соучастник), дети иначе соотносятся с материалом, он становится не просто абстракцией, а частью их жизни и опыта. В свою очередь учитель может включить в сюжет квеста все необходимые «предметные» требования.
Кстати, уроки-квесты можно проводить не только в учебном классе, но и «в поле» — в музеях, усадьбах. Похожие механизмы работают в других типах упражнений — например, исторические загадки и головоломки тоже помогают разнообразить занятия.
Вот пример сценария такого квеста: ученикам нужно помочь Дмитрию Ивановичу, будущему Донскому, отразить поход Мамая на Москву.
Сначала они вместе с учителем изучают предпосылки похода. Потом в ходе игры они попадают в разные ситуации, которые озвучивает учитель: например, союз Мамая с Ягайло или необходимость патриотического воодушевления русского войска, и выбирают, как эти ситуации разрешить. То же самое происходит и во время самой Куликовской битвы.
Все сценарии можно дополнить визуальными материалами: картинами, стихотворениями, историческими источниками. Можно придумывать разные игровые механики — например, дать право «второй жизни» (или более), позволяющее совершить ошибку.
Так ученики не просто изучают победу в Куликовской битве, а готовятся к ней, погружаются в историческую ситуацию и переживают её вместе с Дмитрием Донским — и запоминают намного больше подробностей, чем при простом чтении учебника и выполнении заданий теста.
История — это поиск смысла
История полна смыслов, причём на разных уровнях: от судьбы исторического персонажа до сути исторического эпизода и историософии широкого исторического полотна. В какой-то степени, история — это всегда попытка постичь смысл произошедшего с людьми или (что иногда оказывается даже интереснее), того, что могло случиться, но не случилось.
Читайте также :
Если формулировать задачу учителя-историка так, появляются многочисленные приёмы, которые помогают поднять эту историческую «Атлантиду».
Например, актуализация, сближение рядов. К историческому материалу добавляется неожиданная аналогия с современностью или опытом учеников. Текущую ситуацию можно описать в терминах прошлого или найти в ней общие исторические черты и повторяющиеся паттерны. Такие аналогии можно предложить поискать и самим ученикам — отношение к историческому материалу сразу меняется, ведь он становится актуальным.
Ещё один приём — поэзия. Это очень сильный способ привлечь внимание и создать чёткие образы, которые сразу создадут ассоциации с историческим материалом.
Наконец, «из всех искусств…» и для нас одним из важнейших «…является кино». Мы смотрим фильмы из определенной эпохи или посвященные какому-то событию, оцениваем героев, отмечаем разницу поколений, сравниваем атмосферу, предметы быта, то, как менялся облик города — это одновременно очень интересно и помогает обнаруживать в истории новые смыслы.
Школа Сотрудничества приглашает школьные команды принять участие во Всероссийской олимпиаде ЗУБР — интеллектуальной игре, где нужно разбираться в различных областях и уметь мыслить нестандартно. Заявки принимаются до 16 марта от команд из учеников 8-11 классов.