Учитель довел ребенка до слез что делать

Что мне делать, если учитель меня оскорбляет и доводит до слез?

Учитель на уроки повышает голос на ученика и доводит до слез ребёнка.Как с этим разобраться хотела бы у вас проконсультироваться.

Можно ли сделать запись на телефон как она ведёт урок будет ли это законно.

Обучающийся имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья (статья 34 Федерального закона «Об образовании в РФ»).

Педагог обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений (статья 48 Федерального закона «Об образовании в РФ»).

Учитель не имеет права: кричать на детей, поднимать руку, оскорблять его достоинство, унижать его перед одноклассниками, наказывать ребенка негуманным способом. В случае дисциплинарного нарушения со стороны ученика, учитель должен руководствоваться Уставом школы и решать вопрос с родителями и администрацией школы.

В соответствии со ст. 45 данного закона родители (законные представители) вправе защищать интересы своих детей путем направления соответствующих обращений в органы управления образовательного учреждения или в комиссию по урегулированию споров (если таковая создана в ОУ) с требованием о проведении дисциплинарного разбирательства в отношении педагога и привлечении его к дисциплинарной ответственности, в том числе и увольнения. Родители (законные представители) также имеют право на обращение с иском в суд к конкретному педагогу и ОУ с требованием о выплате компенсации морального вреда.

Вы как родитель имеете право требовать прекращения таких действий со стороны учителя. Конкретные шаги зависят от личных особенностей данного учителя, директора и общей ситуации в школе. Также много зависит от возможности доказать факт унижающих действий и оскорбительных высказываний.

Что возможно предпринять в подобных случаях:

1. Если учитель готов к диалогу, может помочь личный разговор. Можно объяснить учителю, что Ваш ребенок не привык к крику и вы считаете что подобные меры воздействия недопустимыми.

2. Написать обращение на имя директора школы (оно может быть как индивидуальным так и коллективным), или обратиться устно, перечислить факты и обстоятельства, которые нарушают права учащихся на уважение чести и достоинства и просить принять меры воздействия по отношению к учителю, либо привлечь к дисциплинарной ответственности.Директор не игнорировать подобное обращение — он обязан провести служебное расследование и вправе привлечь учителя к дисциплинарной ответственности.

3. Направить заявление в Комиссию по урегулированию конфликтов. Такая комиссия должна собираться в каждой школе и рассматривать поступившие обращения. Обращение может быть направлено как от имени учащихся, так и от имени родителей. В состав комиссии в обязательном порядке должны входить родители.

4. Обращение в суд, прокуратуру, полицию, инспекцию по контролю за образованием может последовать как после проведения дисциплинарного разбирательства, так и в тех случаях, когда дисциплинарное разбирательство не проводилось или в ходе этого разбирательства, не были установлены, описанное Вами поведение педагога.

Если ответ оказался полезен, нажмите знак «+».

Источник

Учитель травит моего ребенка, что делать?

Учитель довел ребенка до слез что делать

Полная инструкция от мамы, сумевшей решить конфликт с учительницей.

Журналист и психолог Ольга Золоткова, столкнувшаяся с некомпетентным и агрессивным учителем, рассказала, как ей удалось разрешить ситуацию, и составила подробный план действий.

Когда сын учился в первом классе, учительница несколько раз инициировала травлю учеников. Я вмешивалась и протестовала, а учитель и администрация школы удивлялись: не вашего же, вам-то что. Я тоже удивлялась: педагогам в 21 веке странно не знать, что такое травма свидетеля.

Мы сменили школу. Во втором классе я попросила учительницу отпускать класс на перемены — в ответ она стала настраивать детей против моего сына. Я среагировала быстро и до настоящей травли дело не дошло, зато дошло до служебного расследования и прокурорской проверки. Прокуратура нашла нарушения.

Я проанализировала опыт родителей, которые сталкивались с учительской агрессией, учла ошибки и написала эту инструкцию.

Не бойтесь, хуже не будет

Не бойтесь, что из-за вашего вмешательства учитель будет плохо относиться к ребенку. Во-первых, учитель уже плохо относится к нему, если травит. Во-вторых, родители должны защищать своих детей.

К моему ребенку учительница после этой неприятной истории стала относиться нейтрально.

Записывайте в блокнот, файл, блог — не рассчитывайте на память. Фотографируйте, делайте скриншоты, сохраняйте видео и аудио. Не удаляйте переписку. Если причинен вред здоровью — фиксируйте документально (снимайте побои) в тот же день.

Важно: на встречах включайте диктофон и уведомляйте, что ведется запись. В начале записи проговорите дату, время, место, участников. Право на информацию вам гарантирует ст. 29 п. 4 Конституции РФ, самозащиту гражданских прав — ст. 12 Гражданского кодекса РФ.

В уставе школы написано, что пользоваться телефоном в школе запрещено? — такой устав нарушает законодательство.

Если официальные лица отказываются разговаривать при включенном диктофоне, вставайте и уходите, не тратьте время. Идите на следующий уровень.

Я сделала ошибку — не писала на диктофон встречу с директором и сильно пожалела об этом. При служебной проверке директор отказалась от того, что говорила на встрече, а у меня не оказалось доказательств.

Перед каждой встречей, телефонным разговором или перепиской определитесь, чего хотите на выходе. Чтобы учителя уволили или отстранили? Перевестись в другой класс или школу? Извинений учителя и администрации? Разбор случая вместе с классом? Работу с психологом?

Кстати. Если школа не соблюдает права ребенка, цель «устроить им, чтобы мало не показалось» — вполне экологичная. Систему образования это не изменит, но профилактикой насилия быть может.

Мне четко сформулированная цель помогала не тратить время на пустую болтовню с администрацией школы и не верить пустым обещаниям.

Сначала с классным руководителем. Если не решите на его уровне — к директору школы. Я ходила на встречи одна, но всегда лучше, если присутствуют оба родителя — это усиливает позицию.

Можно сначала встретиться с учителем — но будьте готовы, что это окажется бесполезно. Как показывает опыт, если учитель ведет себя настолько непрофессионально, что допускает травлю учеников, разговоры с ним ситуацию не изменят.

Почему не с завучем? Я не знаю ни одного случая, когда завуч помогла решить конфликт — поэтому сделала вывод, что лучше сразу к директору. Возможно, решение конфликтов это вообще не функция завуча.

Сохраняйте ясную голову

Успокоительное типа новопассита, валерьянки или пустырника лучше пить после важного разговора, а не до. На встрече нужна ясная голова и быстрая реакция.

Когда сын учился в первом классе, меня пригласили на комиссию по поводу жестокого поступка учителя. Я страшно волновалась и сделала ошибку — за час выпила новопассит и в разговоре потом тормозила. На будущее решила: ДО переговоров ничего успокоительного.

Не реагируйте на психологическое давление

Администрация школы использует старые недобрые приемы: газлайтинг (вам показалось, не может быть, ребенок фантазер, не нагнетайте, всем нравится, только вам не нравится, никто не жаловался), обвинение жертвы (что-то с ребенком не так, раз он всех раздражает, он довел учителя), забалтывание (все хорошо, мы работаем над этим вопросом, наш класс очень дружный, у нас не бывает конфликтов, это недоразумение, заслуженный педагог, 40 лет педстажа, все дети ее любят). Будьте к этому готовы.

Интерес администрации — не выносить сор из избы и тихонько замести его под ковер. А ваш интерес — защитить ребенка.

Оцените, нужен ли вам перевод в другую школу

Вы и ваш ребенок имеете право на базовое уважение в той школе, где вы находитесь сейчас. Меняться должны не вы, а школа.

Если директор школы адекватно не отреагировал, составляйте заявление в двух экземплярах. Секретарь в приемной их зарегистрирует и на вашем экземпляре поставит номер входящего.

В заявлении сухим канцелярским языком опишите события в хронологическом порядке, укажите на имеющиеся у вас доказательства, перечислите номера нарушенных статей закона.

Учитель довел ребенка до слез что делатьст. 21 Конституции РФ^;

Учитель довел ребенка до слез что делатьст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ^;

Учитель довел ребенка до слез что делатьст. 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ^;

Учитель довел ребенка до слез что делатьцитаты из Устава школы про уважение к личности обучающегося.

Оставить заявление в прокуратуру, управление образования, департамент образования, государственную службу по контролю и надзору в сфере образования, уполномоченному по правам ребенка можно на их официальных сайтах. Подтверждение о приеме придет на вашу электронную почту. Ответить должны в течение 30 рабочих дней.

Из школы, управления образования и администрации города мне пришли лживые наглые отписки с одинаковым текстом. Будьте готовы к такому, возможно, писать заявления придется несколько раз.

Не рассчитывайте на поддержку других родителей

Если вы найдете единомышленников среди других родителей, это удача. Но будьте готовы к тому, что не найдете, или они решат остановиться на каком-то этапе — у меня так и вышло. В родительском чатике многие были жестко настроены против меня: наш класс – дружная семья, у всех все хорошо, а вы тут со своим негативом, нам учитель нравится, ну и что что дети ее боятся и ненавидят. Остальные молчали, потому что боялись.

Насилие любит молчание. Пишите о своей ситуации в соцсетях, обращайтесь на известные сайты — это даст мощную поддержку вам и силы многим людям.

В Фейсбуке меня очень поддержали друзья и незнакомые люди, я очень им благодарна. Когда становилось психологически совсем трудно — плакалась в подзамочных постах в Фейсбуке, и мне всегда помогали.

Можно остановиться на любом этапе

Вы живой человек, поэтому можете устать, передумать, отказаться, изменить мнение.

Я не стала оспаривать отписки из управления образования, уже не было сил, если честно.

Осторожно, зоновская этика

Это принципы из-за колючей проволоки: молчи, терпи, не высовывайся, хуже будет, тебе что, больше всех надо, ты что, самая умная, ишь, неженка. Я постоянно старалась помнить об этом и не уподобляться.

Рассказывайте ребенку, что происходит

Желательно в корректных выражениях. Мы говорили с сыном обо всех этапах, он воспринимал нормально. По мере развития событий сын стал мягче относиться к учительнице и в некоторых моментах даже жалеть ее.

Вы не проиграете в любом случае

Считаю, что я сделала все правильно, потому что у моего восьмилетнего сына есть гражданская позиция.

Источник

Как защитить ребенка от травли со стороны учителя

За последнюю неделю социальные сети буквально захлестнула волна обсуждения ряда вопиющих историй из жизни российских школ. Случаи издевательства учителей над учениками были сняты на камеру и выложены в интернет. Сначала учительница из Сахалина довела школьницу до слез из-за дырочки на кофточке, причем сделала это публично — при всем классе. Потом в сеть попали кадры из Комсомольска-на-Амуре, где учитель накинулась на второклассника с кулаками, а он не выдержал и в ответ запустил в педагога портфелем — завязалась настоящая драка. В небольшом городке под Томском учительница начальных классов ударила мальчика головой об парту за то, что он постоянно ворочался и чесал ногу. Примечательно, что все эти истории произошли не с молодыми и неопытными учителями, а с педагогами, стаж которых довольно большой: от 20 до 40 лет работы.

Вряд ли я ошибусь, если предположу, что такие ситуации были всегда, просто дети стали более продвинутые, знают о своих правах и прекрасно используют технологии, чтобы ненавистных им учителей наказать. Но я бы отдельно отметила, что выше приведены примеры прямого физического насилия, инциденты сняты на камеру свидетелями-детьми и учителя просто не могут отрицать свои действия или оправдаться. Однако еще чаще травля, которой способствуют педагоги, осуществляется незаметно для сторонних наблюдателей, без применения физического насилия, в течение нескольких недель, месяцев и даже лет. Проблема в том, что дети часто не рассказывают о подобном из-за страха и отсутствия жизненного опыта, а родители просто не замечают, что их ребенок в опасности.

Пассивное безразличие

Если учитель не бьет ребенка головой об парту, не кричит, не называет детей «идиотами», значит ли это, что перед нами отличный педагог? Нет, перед нами просто учитель, который не совершает действий, за которые в один день может лишиться работы. Дело в том, что в школе учитель обладает властью, а значит имеет в своем арсенале еще массу возможностей для травли детей, на первый взгляд совершенно не очевидных. Как это может проявляться?

Чаще всего учителя просто бездействуют. Они молча наблюдают за тем, как в их классе последовательно травят одного из детей. В 90-е годы были распространены случаи, когда во время урока дежурные по школе вызывали ученика в коридор якобы для какого-то важного дела, но тут же у кабинета прижимали к стенке и назначали «стрелку во дворе после уроков». Многие смотрели сериал «Школа» Гай Германики, в котором это все довольно правдиво показано. Сейчас в школах есть охрана и даже камеры, но дети всегда найдут способы скрыть подобное от взрослых. Жительница Барнаула (и журналистка) рассказала в Facebook, как ее сына каждый день встречали после уроков ровесники, били кусками льда, не давали возможности попасть домой. История получила широкую огласку, и что характерно — директор школы и учителя все отрицают, несмотря на то, что у мальчика официально зафиксированы побои. И пост в социальных сетях (то есть придание огласке), и обращение в полицию — как раз пример того, что нужно делать родителям, если их ребенка травят, а учителя потакают этой травле. В первую очередь нужно поговорить с директором и классным руководителем, и если педагоги в школе вас не услышат и начнут обвинять в сложившейся ситуации вас и вашего ребенка, необходимо бороться дальше: писать в местный Департамент образования, в социальные сети, обращаться в местные СМИ. Многие родители боятся это делать, чтобы не было хуже, чтобы ребенку «не ставили двойки» из-за такой родительской активности, чтобы он не выглядел «белой вороной». Но я предлагаю задать себе вопрос: может ли быть еще хуже?

На самом деле может. У учителя есть еще один способ воспользоваться своей властью — согласиться с родителем, но с ребенком вести себя по-прежнему, всячески демонстрируя ему, что родители тут не помогут. Недавно в социальных сетях обсуждалась история из одной из провинциальных школ, где мама попросила учителя русского языка отпускать детей-второклассников на перемену, а не заставлять их дописывать задания, которые они не успели сделать на уроке. На следующий день учительница демонстративно отправила на перемену одного ребенка, а весь остальной класс продолжал доделывать задания. Все это сопровождалось комментариями: «Ты устал, тебе нужна перемена, иди отдохни». На следующий день этого мальчика травил весь класс. Да, именно за то, что он не такой, как все. Хорошо, если у ребенка доверительные отношения с родителями, и он рассказывает о подобном. Если же нет, то учителя могут сделать все, чтобы ваша жалоба сыграла против вас, мол, посмотрите, как вы беспомощны, а власть здесь — мы. Как в таких случаях стоит поступать родителям? Очень важно разговаривать с ребенком, обсуждать каждый день, как обстоят дела в школе, не ограничиваться вопросами об оценках. Дети должны знать, что мы всегда на их стороне, чтобы ни случилось.

Буква закона

Самое важное, что нужно сделать родителям в подобной ситуации — это открыть свод законов, которые регулируют права детей. Начать можно с самого простого: у любой школы есть устав, в котором наверняка прописано, что дети имеют право на уважение человеческого достоинства и защиту от психологического и физического насилия. Если детей не отпускают на перемену — это тоже нарушение их прав. О том, как должна быть организована их жизнь в школе, можно прочитать в санитарно-эпидемиологических требованиях (СанПин). Как правило, ссылок на подобные документы достаточно, но всегда можно обратиться к ФЗ «Об образовании», в котором четко прописаны обязанности педагогов. В конце концов, согласно статье 21 Конституции РФ, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Эти законы необходимо распечатать и использовать как аргументы в школьных конфликтах.

Обратная сторона этого конфликта заключается в том, что учитель, как и вся школа, перестал быть для детей авторитетом. Учителя старой закалки, в свою очередь, желают, чтобы дети слушали их с открытыми ртами и во всем подчинялись. Но как раньше уже не будет — учитель сегодня не является уникальным носителем знания, ведь многие знания мы можем добыть и без его помощи. Поэтому сейчас педагог должен предложить что-то взамен, то, в чем дети особенно нуждаются. В первую очередь это уважительные и доверительные отношения, передачу жизненного опыта, умение с достоинством выходить из конфликтных ситуаций.

Источник

«Что ты плачешь? Ты сумасшедшая!»: как учителя травят детей в школе

Учительница сахалинской школы довела девочку до слез из-за дырки на кофте, а преподавательница из Комсомольска-на-Амуре избила ученика за плохое поведение — сейчас о случаях насилия в школе говорят все чаще. «Афиша Daily» приводит истории людей, которые с ним столкнулись, а педагог и психолог объясняют, почему существует травля со стороны учителей.

Довольно быстро по кличке ко мне стали обращаться одноклассники, а потом — и вся школа. Естественно, я очень расстраивалась, жаловалась родителям, даже просила их поменять мне фамилию. Они удивлялись и отговаривали меня. Сейчас я и сама понимаю, что менять из-за такого фамилию — бред, но тогда мне так не казалось. В итоге родители пошли в школу: им сказали, что все хорошо и меня никто на самом деле не обзывает. Они поверили — в советское время вообще было принято слушать учителей и школьную администрацию, а не детей. Мне было сказано успокоиться, «пошутили люди, и все». Но одно дело, когда над тобой пошутили один раз, и совсем другое — когда тебя обзывают каждый день. Тем более что кличка стала только началом издевательств.

Сейчас у многих есть какие-то дорогие вещи, а в то время почти все были бедными. Моя семья не исключение. Но иногда мне покупали одежду, которая выглядела не так, как у всех. Однажды я пришла в школу в привезенном из Латвии фартуке. Классная руководительница сразу начала при всех на меня кричать: «Почему все в белом, а ты в желтом? Ты что, не могла постирать одежду?» Я попыталась объяснить, что фартук не желтый, а слегка бежевый. Но она меня не слушала: «Он желтый! Как ты могла прийти в желтом фартуке? Твои родители не смотрят!» Совсем как в недавней новости про учительницу на Сахалине.

Случай с фартуком не был единственным: в чем бы я ни пришла, учительница постоянно высмеивала мой внешний вид.

В шестых-седьмых классах одноклассники постоянно меня обзывали, однажды даже выбросили мой портфель куда-то. Я могла за себя постоять, но только когда классной руководительницы не было рядом. Думаю, если бы не она, у меня были бы нормальные отношения с одноклассниками. Учительница как будто поддерживала во всех уверенность, что я именно тот человек, которого можно унижать. К слову, недавно я случайно встретила на улице одноклассника, он начал передо мной извиняться за то, что когда-то ударил меня в живот. А я даже этого не помню.

Травля продолжалась все школьные годы. Мне было сложно ходить на занятия — никто меня не поддерживал, наоборот, по кличке ко мне стали обращаться и другие учителя. Им было смешно. Я рыдала по утрам, потому что надо было идти в школу. Рыдала по вечерам, потому что сходила туда. Но прогулять не могла — тогда не было домашнего обучения, как сейчас. Да и ребенка не спрашивали, чего он хочет. Меня спасало только то, что наша классная руководительница вела уроки не каждый день. Да и я старалась по разным причинам пропускать ее занятия — на оценках это не сказалось, я хорошо училась. Из всех нормально ко мне относилась только учительница по математике. У меня были способности к ее предмету, я даже побеждала на олимпиадах — это давало мне осознание, что меня есть за что хоть немного уважать.

В выпускном классе (тогда учились десять лет) я занялась спортом, постоянно ходила на тренировки и стала меньше думать о ситуации с классной руководительницей. И хотя я перестала реагировать на ее замечания, нападки продолжались.

Сложно сказать, как эта история повлияла на меня. Когда попадаешь в ситуацию, где все враги и мир против тебя, понимаешь, что нужно противостоять. Ты должен быть сильным или умрешь. В какой-то момент осознание этого может дать силы закрыть глаза и пойти вперед — туда, где тебя ненавидят, — потому что ты должен это сделать. В школьные годы у меня было именно так. Сейчас мне, возможно, проще, чем другим, справляться со страхом, что меня пошлют. У меня его просто нет. Но я переживаю за своих детей — у меня трое сыновей: старший закончил школу, средний учится в первом классе, а младшему это только предстоит. Я постоянно спрашиваю у них, что происходит. По ребенку ведь видно, если что-то не так. А еще часто захожу в школу, узнаю, что они делают и присматриваюсь к поведению ребенка и учителя.

Мне кажется важным говорить о таких ситуациях, чтобы они не повторялись. Человека, в особенности ребенка, не так сложно довести до попытки самоубийства. Возможно, если рассказывать о таких ситуациях, преподаватели сами начнут осознавать, когда переходят границу. Поймут, что не имеют права кого-то оскорблять или жестко критиковать. Со своими родителями я случившееся больше не обсуждала. Это бесполезно. В советское время было совсем другое отношение к человеку. Была школа, комсомол, партия. Любого могли отчитать при всех. Думаю, травля меня в школе — отражение того периода. Хотя я вижу, что подобные ситуации происходят и сейчас. Не понимаю, откуда это берется. Может, есть люди, которым нужно над кем-то издеваться и иначе они не могут? Я уверена, что сами по себе они неплохие. Моя учительница не была плохой в глобальном смысле: она хорошо относилась к детям, многие ее любили, девочки постоянно к ней липли. Но при всем при этом кто-то должен был быть, как я.

Спустя много лет я пошла на встречу одноклассников, там была и классная руководительница. Она произнесла тост: «Извините, перед кем я виновата». Думаю, это относилось ко мне. Наверное, она осознала, что сделала. Потому что не понять, что ты годами намеренно унижал ребенка, невозможно. Наверное, она думала, что поступает хорошо. Я же до сих пор не понимаю, почему стала объектом травли. На моем месте мог быть кто угодно, учительнице была нужна жертва. Почему она выбрала меня? Я не стала с ней разговаривать. До сих пор не могу ее простить и желаю ей гореть в аду. Говорят, важно всех простить. Я могу простить всех, кто делал мне что-то плохое, но не ее. Возможно, пройдет время и у меня получится. Но пока я не могу понять, как можно было так себя вести».

Это произошло в восьмом классе, тогда я был старостой и учился на отлично. В нашей школе питание было платным: некоторые родители сдавали деньги, чтобы их дети ходили в столовую — ели макароны и тонкий хлеб. А я не хотел просить родителей об этом, потому что чаще всего у нас готовили ущербно. Но иногда, особенно если приходилось дежурить в столовой, мы с друзьями съедали нетронутые порции. Мы никогда не воровали и брали только то, что собирались выбросить в огромный таз отходов. Я и сейчас не вижу в этом ничего такого, но нашу классную руководительницу это раздражало. И она решила высказать свое недовольство публично.

Мы пришли на урок, и она задала нам написать сочинение по определенной конструкции. И чтобы мы понимали, как его писать, она решила прочитать свой пример.

Часть, где она говорила про мои плюсы, была в три раза меньше, чем часть, где рассказывала о том, какой я плохой урод. В ее сочинении описывалось, как я доедаю порции своих одноклассников, будто я бедный и у меня нет денег оплатить обед. Она описывала это так красочно, будто я реально доедаю за кем-то объедки чужой ложкой. У меня были хорошие отношения с классом, да и вообще у нас учились достаточно добрые ребята, поэтому они просто посмеялись и забыли. Но я очень болезненно на это отреагировал: сидел прямо перед ней и чуть не плакал. Я стиснул зубы, потому что это помогает сдержать слезы, и опустил вниз глаза, чтобы никто не видел мою реакцию. Она дочитала сочинение, унизила меня и после этого посмотрела на меня так, будто хочет проверить, вынес ли я из этого какой-то урок.

Я, конечно, рассказал об этом родителям. Они были в шоке, но не стали ничего делать: мои родители очень спокойные люди, плюс они слишком уважительно относились к учительнице, чтобы портить с ней отношения. После этого я начал недолюбливать классную руководительницу. Злился очень долго, тем более что в дальнейшем она вела себя лицемерно: на следующий день уже доброжелательно со мной общалась, с улыбкой отвечала на мои вопросы по учебе — как будто и не унижала меня перед всем классом. Я оправдывал ее идиотский поступок тем, что она все-таки хороший учитель. Но в столовой больше не ел».

«В 1996 году мои родители купили квартиру в Южном Бутово (до этого мы жили с бабушкой в Подмосковье), и в середине второго класса мне пришлось сменить школу. Там, как это бывает в начальных классах, практически все предметы вела одна учительница. Проблемы с ней возникли еще до начала занятий, когда она сказала, что мы должны купить дорогие учебники. Мы не могли их себе позволить — из-за покупки квартиры у нас было мало денег. В итоге нам все равно пришлось потратиться на книги: если в школе со мной делились соседи по парте, то дома я не могла выполнять задания. Не знаю, где родители нашли средства на учебники.

Классная руководительница постоянно издевалась над теми, кто ей не нравился: цеплялась к их внешнему виду, делала замечания по поводу неопрятности, орала.

Другой случай произошел с мальчиком кавказской национальности (почти все в классе были русскими). Он постоянно говорил: «Я, я, я». И за это она исписала весь его дневник огромными буквами: «Я, я, я».

Обычно у детей бывают проблемы по учебе — например, мне с трудом давались окончания. Моя первая учительница (она была прекрасная, все ее обожали) перед моим отъездом написала в дневнике что-то вроде: «Обратите внимание, с окончаниями нужно работать». Но новая преподавательница вместо того чтобы помочь мне, акцентировала внимание на моих недостатках и при всех унижала. Особенно мне было страшно выходить к доске. Пытаешься рассказать стишок, а она не помогает адаптироваться в волнительной ситуации, наоборот — говорит всякие гадости, вроде: «Ты что, не можешь нормально стих рассказать?»

Как-то я отучилась второй и третий классы. Четвертого у нас не было, а в пятом должен был появиться новый классный руководитель. Но наша учительница из любви к своим ученикам решила, что не хочет брать новый класс и доведет нас до конца школы. А потому переквалифицировалась из детского воспитателя в преподавателя черчения. Тогда же ей пришла в голову идея поделить всех на класс отличников и класс двоечников-троечников. Себе она, конечно же, хотела взять первый. Мне она предоставила выбор: быть троечницей в классе отличников или хорошисткой в классе двоечников. Я решила, что лучше потусуюсь с двоечниками. Родители меня не отговаривали.

Вместе со мной в другой класс перешли две мои подруги, одна осталась у той учительницы — на дружбе это не отразилось. Нашему классу досталась потрясающая преподавательница русского и литературы. Ей было не важно, кто одет хорошо, а кто плохо. Она считала, что каждый должен знать русский язык и вкладывала много сил, чтобы обучить нас и вытянуть на хорошие оценки. С ней многие стали лучше учиться, и я в том числе. Когда я стала постарше, в шестом-седьмом классе, у меня были попытки поменять школу. Казалось, что в другом месте будет лучше. К тому же я не хотела пересекаться с бывшей классной руководительницей в коридорах или на уроках черчения (по нему у меня была тройка), хотя она перестала надо мной издеваться.

Я ушла из школы в девятом классе — это было осознанное решение, которое принесло мне чувство облегчения. При этом мне до сих пор интересно учиться и узнавать что-то новое, но это уже заслуга среды, в которую я попала в более старшем возрасте.

Недавно я обсуждала эту ситуацию с мамой. Она объяснила, что далеко не сразу стало понятно, что нужно что-то сделать. Сказывались трудности переезда, нехватка денег, собственные проблемы родителей, которые тоже нужно было решать. Когда же родители сориентировались, было уже поздно: я перевелась в другой класс.

Мне кажется, травля начинается, когда люди пытаются вымещать свои психологические травмы (злобу, неудовлетворенность и неуверенность в себе) на более слабых и беззащитных. К сожалению, у нас в стране до сих пор не принята практика, когда ты осознаешь, что у тебя есть проблемы, и идешь с ними к психотерапевту. А ведь он во многом помогает. Второй момент — эти люди находятся не на своем месте. Впоследствии я узнала, что наша классная руководительница раньше была воспитателем в колонии для трудных детей. Казалось, методы воспитания восьми-девятилетних детей и трудных подростков должны быть разными, но не в ее случае.

Я благодарна, что моя жизнь сложилась нормально. Ведь я могла замкнуться в себе, перестать общаться с людьми. Еще думаю, что эта ситуация сделала меня сильнее — но, конечно, во втором-третьем классе у меня таких мыслей не было. Как я отношусь к учительнице? Мы виделись после школы, когда я еще жила в том районе. Я с ней здоровалась и не испытывала при этом какой-то ненависти. Наверное, я ее простила. Еще я точно сделала выводы о том, как бы хотела, чтобы относились к моим детям, и поняла, на какие звоночки стоит обратить внимание, чтобы они в такую ситуацию не попали».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *