Учитель чем полезен обществу
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
В этой статье мы всесторонне рассмотрим определение слова учитель, укажем на проблемы профессии учителя, пути их решения, и постараемся доказать, что роль исполняемая им имеет большой вклад в развития современного общества.
Слово учитель молодое. В русском языке возникло примерно два века назад и закрепилось столетие назад. Понятие учитель выделилось среди более раннее возникших понятий воспитатель, мастер, наставник, магистр, проповедник, святой отец. Учитель происходит от учить, что полтора века назад и ранее выполняли святые отцы, уча Вере и своему учению. В основном, полтора века назад задачу воспитания и обучение детей решала семья. И только обеспеченные семьи позволяли нанимать гувернанток и гувернёра. До сих пор понятие «учитель» расширяется и уточняется.
Начну с того, что роль педагога в обществе, т.е. его социальные функции претерпевают изменения вместе с развитием самого общества. Иначе и быть не может: педагог живёт в обществе и, следовательно, вместе с ним переживает все те же эволюционные и революционные перемены, которые происходят в этом обществе. Неудивительно, что в разные исторические эпохи социальная роль педагога менялась, эволюционировала от уровня наёмного ремесленника до государственного служащего.
Учитель, воспитатель должен уметь применять в своей работе научные знания (педагогические теории) и передовой педагогический опыт составляют содержание педагогической профессии, педагогической специальности. Конечно, первые шаги будут непростыми. В первые годы самостоятельной работы учителю свойственно будет частое обращение к готовым, кем — то разработанным рекомендациям и рецептам.
Но постепенно, накапливая опыт и расширяя научный кругозор, имея желание и даже смелость, он будет отходить от стандартов, от рецептов и постепенно превратится в учителя — мастера, творчески и увлекательно работающего воспитателя.
Научные знания, опыт, желание искать, исследовать, пробовать внедрять новое в свою деятельность составляют сущность педагогической профессии, педагогической специальности.
Если человеку будет интересно работать, будет интересно и детям, а отсюда будет рождаться и высокий результат деятельности — знающий и воспитанный ребенок. И тогда учитель никогда не усомниться в правильности слов Яна Амоса Коменского: «Должность учителя — одна из непревзойденных под солнцем». Это и есть практическая функция педагогики, и реализуют ее только учитель и воспитатель.
Первое, что должен знать будущий учитель начальной школы, чтобы действительно войти в свою специальность, — это что такое педагогика и ее самые важные понятия:
1. процесс обучения и воспитания педагогические процессы,
2. взаимодействие учителя и ученика, воспитателя и воспитуемого;
3. цели педагогического процесса,
4. содержание обучения и воспитания,
5. методы и приемы обучения и воспитания,
6. формы организации педагогических процессов.
Поскольку педагогика изучает тенденции и перспектива развития воспитания и обучения, она выполняет прогностическую функцию. То есть педагогика может делать прогнозы в области образования, планировать развитие школ и других учебно-воспитательных учреждений на будущее. Например, в настоящее время в результате педагогического прогноза установлено, что к концу этого тысячелетия и в начале следующего будет возрастать роль педагогики в жизни общества. Именно педагогика должна стать наукой, которую будут изучать все специалисты, работающие с людьми, особенно с детьми. Это прежде всего работники средств массовой информации (телевидения, радио, прессы), искусства, кино и др. от успехов педагогики, воспитания и обучения напрямую зависит процветание общества. Эту мысль хорошо выразил писатель — фантаст Иван Ефремов в книге «Час быка». Земляне попадают на планету Янг. Властелин ее спрашивает: «Как могли на Земле люди создать общество гармонии, красоты, добра и любви?» Ему ответили: «Это стало возможно потому, что профессии учителя и врача были сделаны ведущими по отношению к другим».
Обычно прогноз базируется, строится на реальных, объективных фактах жизни и научно обоснованных идеях, на изучении тенденций развития общества. Так как ребенка воспитывают не только семья, детский сад, школа, но и телевидение, радио, кино, театр и вся окружающая его детская, молодежная, взрослая среда, то необходимо подумать над тем, как усилить положительное воспитанное влияние окружения на ребенка и уменьшить отрицательное. Или, как принято говорить в науке, — необходимо педагогизировть среду, т. е. усилить влияние воспитателей, учителей и других специалистов по педагогике на средства массовой информации, родителей, организаторов детского досуга и т. д. причем это влияние должно осуществляться как в микрорайоне школы или детского сада, по месту жительства детей, так и быть частью государственной политики в области воспитания и обучения.
Поэтому учитель и воспитатель, получившие педагогическое образование, должны уметь и знать, как организовывать свою работу с детьми, родителями и другими группами населения по воспитанию и обучению.
Конечно, эта работа не легкая, ибо соответствующая государственная политика в современном обществе отсутствует. Воспитателю и даже воспитательному коллективу в наше время трудно противостоять тому потоку отрицательной информации, которую обрушивают на ребенка телевидение, радио, пресса. Это и культ денег, и низкопробные фильмы, и другие радио- и телепрограммы, конкурсы, не требующие ни интеллектуального развития детей и подростков.
Конечно, противостоять этому потоку учитель — воспитатель не в состоянии даже в союзе с семьей, общественностью. Необходим государственный контроль над духовной продукцией, предназначенной ребенку. Надо помнить, что ребенок формируется, у него еще не созданы системы ценностей, системы оценок, позволяющие отбирать и правильно анализировать всю информацию, которую он получает из разных источников.
Здесь опять хочется подчеркнуть значимость деятельности учителя и воспитателя: на них лежит ответственность за формирование системы ценностей с самого раннего возраста — с дошкольного, помогать родителям и другим людям, заинтересованным в воспитании, правильно организовать этот процесс. Ведь только специалист — педагог может ответственно, с позиций педагогической науки дать тот или иной совет, рекомендацию, консультацию.
Многие считают, что в педагогические институты идет молодежь, которая подготовлена слабее своих сверстников, поступающих в университеты и технические вузы. Многие из поступающих в наше время в педагогические институты не считают профессию учителя привлекательной, престиж этой профессии не достаточно высок. Вот основные причины поступления в педагогические ВУЗы: 1. мотивы, свидетельствующие о действительной направленности (желание обучать и воспитывать детей, любовь к детям); 2. частичная педагогическая направленность (осознание у себя педагогических способностей, представление об общественной важности и престиже педагогической деятельности); 3. конъюнктурные мотивы, не содержащие педагогической направленности (интерес к изучаемой науке, желание иметь высшее образование, стремление к материальной обеспеченности, случайные обстоятельства).
Доминирование конъюнктурных мотивов приводит к тому, что около 40 % поступающих в пединституты — случайные люди, не желающие в будущем работать учителем. Эти факты свидетельствуют о том, что склонность к педагогическому труду, престиж учительской профессии с точки зрения выбора молодежью жизненного пути невысок. Профессия педагога большой популярностью пользуется в основном у девушек.
Необходимо повысить необходимую значимость труда учителя, поскольку низкая общественная оценка этого труда по таким факторам, как большая загруженность учебной и воспитательной работой, недостаточность свободного времени, низкая оплата труда понижают его социальный престиж. Повышение социальной ценности труда учителя обеспечило бы приток в педагогические вузы наиболее подготовленной части абитуриентов, после чего можно осуществить отбор в педагогические учебные заведения по рекомендациям, которые дает руководство школ на основе научно обоснованных разработанных требований по определению профессионально — педагогической пригодности к профессии учителя.
Проблема подготовки современного учителя — одна из важнейших социально — педагогических проблем. Разрабатывая педагогику как науки, особое внимание многие исследователи уделили проблеме учителя и системе его подготовки.
Самый существенный недостаток в деле русского просвещения есть недостаток наставников, специально подготовленных к исполнению своих обязанностей.
Высокое общественное значение учителя определяет серьезные требования к нему одним из важнейших качеств, которыми должен обладать учитель, является убеждение: «Учитель обязан воспитать у своих воспитанников определенные взгляды, а это возможно только в том случае, если он имеет свое мировоззрение. Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеждении можно действовать только убеждением» (Ушинский К. Д.). Убеждения учителя нельзя заменить ни инструкциями, ни контролем, ни программно — методическими указаниями. Учитель, лишенный твердых убеждений, превращается в слепого исполнителя чужих инструкций.
Одним из важнейших знаний учителя являются знания, и не только преподаваемого предмета, но и специально педагогические. Природные воспитанные таланты, которые сами прокладывают себе дорогу, встречаются редко, «знание и умение преподавать и действовать преподаванием на умственное и нравственное развитие детей могут быть сообщены молодым людям, не обладающим особенными способностями». Учитель должен преобладать разнообразными, ясными, точными и определенными знаниями по тем наукам, которые он будет преподавать. Для учителя необходимо всестороннее широкое образование.
Учитель должен получить такие специальные педагогические знания, которые помогли бы ему ясно и четко определить цель воспитания и ясно руководить процессом воспитания на всех его этапах. Специальные педагогические знания нужны учителю также для развития умственных способностей детей и привлечения их активного внимания.
Однако одних теоретических знаний учителю недостаточно, необходимо еще овладеть практическим искусством преподавания, получить навыки в педагогической работе. Эти навыки строятся на научных основах, но все же есть нечто особое, приобретаемое в практической работе.
Кроме того, будущему учителю следует сообщить целый ряд педагогических навыков, необходимых в работе. Так, учитель должен научиться красиво и правильно писать, рисовать, чертить, читать ясно и выразительно и, если возможно, даже петь.
Из всего этого можно сделать вывод, что перед педагогическими вузами сейчас стоят три основные задачи: 1. разработка наук, всесторонне изучающих человека «со специальным приложением к искусству воспитания» (Ушинский К. Д.); 2. подготовка широко образованных педагогов; 3. распространение среди учителей и общественности педагогических знаний и убеждений.
Но, учитель не должен ограничиваться полученными знаниями. Очень важно развить в учителе способность и готовность к постоянному расширению своего научного и педагогического кругозора. «Учитель живет до тех пор, пока учится» (Ушинский К. Д). Это утверждение в современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. А. Дистерверг писал, имея в виду учителя: «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием».
Способность «творить себя» в соответствии с социально — нравственными идеалами, в которых профессиональная компетентность, богатая духовная жизнь и ответственность стали бы естественными условиями человеческой жизни, острейшей потребностью дня.
Профессиональное развитие, как и любая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания педагога называют потребностью в самосовершенствовании.
Для развертывания процессов саморазвития большое развитие имеет уровень сформированности самооценки. Психологи отмечают два приема формирования верной самооценки. Первый состоит в том, чтобы соотнести уровень своих притязаний с достигнутым результатом, а второй — сопоставить их с мнением окружающих.
Да, ошибка в выборе профессии учителя обходится слишком дорого, ибо ее цена — жизнь, здоровье и уровень знаний доверенных тебе детей. Недаром говорят: «Учитель учителю рознь». Мы нередко встречаемся с тем, что один и тот же ученик у одного педагога работает на уроке творчески и активно, у другого — пассивен, а у третьего ведет себя плохо, мешает работать другим. Значит дело не только в ученике, а и в учителе, его профессионализме и определенных личностных качествах. Уважение, как известно, не приходит вдруг — это результат великого труда ума и души.
Учитель во все времена был уважаемым человеком в обществе. Когда — то он был чуть ли не единственным образованным человеком, особенно на селе, а его эрудиция — основным источником знаний. Сегодня книги, журналы, телевидение и радио стали важнейшими источниками информации, что как бы оттеснило учителя, лишив его данного приоритета. А потому ему приходится много работать, чтобы и сегодня быть наиболее информированным, доказывая особую значимость педагога, как для детей, так и для их родителей, доказывая право на уважение и авторитет.
Но педагог не только учит и дает знания, он выполняет и нелегкую миссию воспитателя, а это не просто работа, это подвижничество. Личность педагога, его позиция, мироощущение и безграничная любовь — вот что сегодня особенно значимо, хотя и требует времени, сил, полной самоотдачи. Трудно ли это? Да. Вместе с тем только учитель может говорить о своих воспитанниках с такой искренней заинтересованностью, с такой решимостью вступаться за каждого из них перед администрацией и даже его собственными родителями, если над их головами «сгущаются тучи», проводить с детьми многие часы в беседах, походах и поездах, организовывать различные виды деятельности. И это очень важно. По мнению С. Л. Рубинштейна, «главное дело воспитания как раз в том и заключается, чтобы тысячами нитей связать человека с жизнью так, чтобы со всех сторон перед ним встали задачи, для него значимые, для него притягательные, которые он считает своими, в решение которых он включается. Это важней всего потому, что главный источник всех нравственных неполадок, всех вывихов в поведении — это та душевная пустота, которая образуется у людей, когда они становятся безучастными к окружающей их жизни, отходят в сторону, чувствуют себя в ней посторонними наблюдателями, готовыми на все махнуть рукой, — тогда все им нипочем».
Всегда ли школьники по достоинству оценивают нелегкий труд учителя, отдавая ему дань должного уважения? Увы, нет. Вспомним, сколько раз мы в душе обрушивали свой гнев на педагога, когда нам предлагалось ответить за конкретные дела и поступки. Как строги были наши оценки в отношении не только уровня знаний педагогов и умения их передать ученикам, но и внешнего вида, даже манеры говорить и улыбаться. Все подвергалось критике и обсуждению, все и вся.… Из большого количества учителей лишь единицам удавалось «заслужить» нашего доверие и любовь. А ведь в современном обществе добиться этого еще сложнее.
Мы столько требований предъявляем к учителю, и совсем забываем о том, что и мы сами должны относиться к учителю с любовью и уважением, с глубокой благодарностью за его тяжелый труд. Ведь учитель нам открывает двери в мир науки и знаний, учит дружить, работать в команде, ставит нам цели и помогает их достигать, учит решать сложные задачи в науке и в общении со сверстниками.
Гипотеза подтвердилась – роль учителя в обществе важна. В учителе ценят прежде всего человеческие качества. Учитель – пример для подражания.
Наши учителя переживают за наши неудачи и промахи, радуются вместе с нами нашим успехам, могут смеяться над нашими проделками и строго наказать за невыученные уроки.
Отношение к учителям всегда является таким же критерием человечности, порядочности, как и отношение к родителям, Родине. Они являются неотъемлемой частицей нашего бытия, они будто объединяют между собой поколение, так как передают свой опыт и знания младшим. Поэтому надо любить учителей, помнить их, помогать им, облегчать их работу, чтобы как можно больше получать от них «умного, доброго, вечного».
Список литературы
6. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940
НПК » Современный учитель и его роль в обществе».
Выбранный для просмотра документ Современный учитель и его роль в обществе.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
XVII научно-практическая конференция «За нами будущее России!»
Секция «Социальные науки»
Тема: Современный учитель и его роль в обществе
Автор работы :
Чухланцева Екатерина Константиновна,
гимназии №17, 1 «Ф» класс
Научный руководитель :
Факеева Елена Витальевна
учитель начальных классов
Мы ежедневно видимся с учителями, общаемся, учимся. Но при этом совсем не задумываемся, какую роль играет учитель в жизни каждого человека. Меня так заинтересовал вопрос о роли учитель в жизни человека, что я решила посвятить ему свой проект.
Нас окружают разные учителя, и мы к ним по-разному относимся. Кого-то любим больше, кого-то меньше, на один урок бежим с удовольствием, учёба кажется легкой, на другой плетёмся еле-еле и знания ну никак не хотят оставаться в голове. И получается, что от учителя во многом зависит, будем мы знать предмет или нет, чему и как научимся; а значит и зависит наше будущее, наша дальнейшая учёба, профессия и место в обществе.
В своей работе я постараюсь побольше узнать об этой профессии. Кто такой учитель? Когда появился? Какие были учителя раньше и какие сейчас?
Цель работы:
Составить модель современного учителя, который отвечает требованиям общества.
Задачи работы:
Изучить историю профессии
Определить роль учителя в обществе
Разработать модель учителя
Основная часть
Как и кто учил в древности
В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя и властителя. В «Поучении» Мономаха раскрывается основной свод правил жизни, которым следовал сам государь и которым советовал следовать своим детям: любить свою Родину, заботиться о народе, творить добро близким, не грешить, уклоняться от злых дел, быть милостивым. Он писал: «Что умеете хорошо, то не забывайте, а чего не умеете, этому учитесь. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а что не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленись ни на что хорошее. » В V в. в Киевской Руси были открыты государственные школы для подготовки образованных людей из среды дружинников, бояр, “княжих мужей”. Князья и церковь создавали также школы, которые готовили священников. Церковь, желая, чтобы народные массы быстрее оставляли язычество и переходили в христианскую веру, организовывала обучение грамоте в монастырях и на дому у священников. Учебными книгами служили: аз бука, часослов и псалтырь. Часослов представлял собой сборник ежедневных молитв и обрядов, совершаемых верующими в разное время дня. В псалтыри были собраны различные религиозные песнопения — псалмы. Детей учили чтению, письму, пению.
Распространением грамотности в народе занимались люди, которых называли «мастерами грамоты». Обычно это были дьячки или «мирские люди», для которых дело обучения грамоте стало их основной профессией. Обычно «мастера грамоты» по договоренности с отцом или родственниками ребенка обучали его грамоте у себя дома или в семье ученика. Иногда у мастера обучалось одновременно несколько детей, и, таким образом, создавалась небольшая школа. Учили по азбуке, часослову, псалтыри, использовали и произведения устного народного творчества.
В отличие от школ Западной Европы, где все обучение велось на латинском языке, на Руси обучение грамоте происходило на церковнославянском языке, более близком к разговорной речи учащихся.
Во время порабощения Киевской Руси монголо-татарскими ханами западные и юго-западные русские княжества находились в зависимости от Литвы, а в конце XIV в. вошли в состав объединенного Польско-Литовского государства. Польские паны жестоко угнетали белорусов и украинцев, старались насильственно ополячить их и обратить в католичество, неистово преследовали православие. Эти попытки культурного и национального порабощения встречали резкий отпор украинцев и белорусов, которые в целях борьбы против полонизации и католической церкви создавали особые религиозно-национальные братства, открывали противостоявшие польским католическим школам братские школы, которые работали на основе уставов, называемых также «Порядок школьный».
В уставах говорилось о том, чтобы учитель был демократичным, не делал различий между учениками в зависимости от богатства или общественного положения: для него и богатый, и бедный, и сирота, и нищий — все должны быть равными. Учителю рекомендовалось также относиться к детям гуманно, внимательно, наказывать их «не тирански, а наставнически, не сверх меры, а по силам, не с буйством, а кротко и тихо».
В XVIII в. усилился бюрократический контроль за деятельностью школ и преподавателей и создавал больше препятствий к проникновению в средние и высшие школы детей недворянского происхождения. В школах вводился строжайший казарменный режим, придирчивый надзор за учащимися, полицейское наблюдение за их поведением. В приходских и уездных училищах, в младших классах гимназий разрешалось применять физические наказания учащихся.
Такое придирчивое внимание к тому, что и как преподается в школах, говорит только об одном: роль учителя в обществе очень велика и оказывает существенное влияние на умы во все времена.
Значение профессии учитель
Значение профессии во все времена была и остается наиболее почетной, но в то же время наиболее трудной. Умение передать свой – это талант.
Учитель – одна из самых ответственных профессий. Профессия учителя очень важная и ценная для каждого из нас. Ведь именно педагог научил нас писать первое слово, читать книги.
Учитель дает ключ к новым знаниям, толчок к развитию своих учеников. Он передает им свои знания, прививает любовь к своему предмету.
Задача учителя в обществе не изменилась за века. Он так же, как и тысячелетие назад, должен донести своим ученикам полный круг знаний и умений, воспитать их сознательными, благополучными членами общества. Эта профессия ведёт отсчет уже, даже, не на столетия, а на тысячелетия в своей деятельности. Во все времена учитель олицетворял мудрость и знания. Только правители имели больший авторитет, чем преподаватели.
Профессия учителя – одна из наиболее сложных, во-первых, потому что настоящий учитель должен сам постоянно учиться, чтобы быть постоянно в курсе всех новых веяний в науке. Учиться, опять же, искусству общения с детьми, преодолевать нестандартные ситуации, возникающие в школе чуть ли не каждый день. Во-вторых, он работает с детьми. Он их не только обучает, дает знания по какому-либо предмету, но, самое главное, воспитывает их. Воспитывает ежедневно, ежечасно, не только словами, но и своими поступками, своими привычками, своим внешним видом. И так как это не сиюминутный процесс, который можно проконтролировать одноразовым усилием воли, а постоянное длительное действие, то педагог должен быть интеллигентным человеком до мозга костей, чтобы его поступки, могущие служить примером для подражания, были бы совершенно естественны и органичны для него самого.
В последнее время популярность этой профессии несколько увеличилась. Родители прониклись важностью вопроса качественного образования для своих детей, так что они теперь сами заинтересованы, чтобы ребёнок получил максимальное количество знаний от учителя. Ни один, даже самый хороший родитель, не сможет дать столько новых сведений, как учитель. И это касается не только таких сложных наук, как математика, физика. Учитель труда может много нового рассказать своим ученикам, например, какой бывает ручной инструмент, как им работать.
Роль учителя в обществе.
Учитель – воспитатель того гражданина, в котором нуждается страна. Именно поэтому после переворотов и революций вновь приходящие к власти первым делом избавлялись от учителей, работавших при старом режиме. Видя в них потенциальную, но грозную опасность появления новых непримиримых противников существующего строя.
Из всех профессий, существующих на свете можно поставить профессию учителя на второе место по важности – после хлебороба. Ибо тот кормит людей, выращивает для них главный продукт питания – хлеб. Учитель же, строго говоря, даже, не учитель, а педагог, обучает детей, и, главное, воспитывает личность, необходимую обществу.
Многие теоретики-педагоги отмечали огромное нравственное воздействие, могучую и мудрую власть учительской профессии.
Платон писал, что если башмачник будет дурным мастером, граждане от этого будут только несколько хуже обуты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей.
Учителю, подчёркивал Я. А. Коменский, вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем.
К. Д. Ушинский рассматривал учителя как ратоборца истины и добра, как живое звено между прошедшим и будущим, посредника между тем, что создано прошлыми поколениями и поколениями новыми. Его дело, скромное по наружности, одно из величайших дел в истории.
Основные виды деятельности учителя
Это, прежде всего, ведение процесса обучения, а также воспитательное воздействие на учеников. В рамках воспитательной работы педагог помогает ученикам стать личностью, которая сможет гармонировать с обществом. Воспитательный процесс осуществляется посредством различных методов, позволяющих управлять деятельностью учащихся. А образовательная деятельность помогает развивать его познавательные способности.
Справедливости ради стоит отметить, что совмещать воспитательную и педагогическую деятельность очень непросто. От педагога потребуются особенные знания и навыки. Одним из плюсов профессии учителя можно назвать то, что благодаря его работе возможно формирование личности, настоящего Человека. В конечном итоге, учитель обязан не просто донести информацию, а научить ребенка самостоятельно ее искать, осваивать и делать выводы. То есть помочь ему приобрести навыки, которыми он будет пользоваться на протяжении всей жизни. И именно учитель должен уметь разглядеть заложенный в ребенке потенциал, а не оценивать его по общепринятым критериям и нормам.
Личные качества учителя
Пожалуй, самыми незаменимыми и обязательными для учителя качествами являются: эмоциональная уравновешенность, самообладание и жизнерадостность. Очень важно, чтобы преподаватель был дружелюбным по отношению к своим воспитанникам, независимо от их отношения к нему.
Эта профессия также подразумевает способность учителя урегулировать любые конфликты, не прибегая к давлению. Также преподаватель должен быть способен к различным стилям общения: формальному и неформальному. Очень важно, чтобы он смог стать настоящим другом для своих учеников; человеком, который заслуживает доверия. Разумеется, чтобы заслужить подобную репутацию от учителя потребуется немало усилий. Однако, это того стоит. Не стоит забывать, что для освоения этой профессии недостаточно просто желания и каких-то навыков, необходимо призвание. Особенно это важно учитывать тем, кто выбирает профессию учителя начальных классов. Все дело в том, что именно им приходится прилагать особые усилия, чтобы наладить контакт с детьми, сделать образовательный процесс не просто полезным, но и интересным. Да и воспитательная роль учителя в этом случае более важна.
Не стоит также пренебрегать возможностью идти в ногу со временем. Для этого преподавателю необходимы такие качества, как любознательность и желание учиться. Кроме того, от учителя может потребоваться умение признать, тот факт, что далеко не на каждый вопрос он знает ответ. Именно это качество позволит ему завоевать авторитет и доверие учеников.
Образование (что надо знать?)
Профессию учителя можно получить в многочисленных педагогических институтах и университетах. До недавнего времени педагогические колледжи были также востребованы, хотя, как правило, после его окончания выпускники предпочитали продолжить образование уже заочно в высшем учебном заведении.
Место работы и карьера
Основным местом работы учителя, как правило, являются государственные общеобразовательные школы, однако сегодня квалифицированные преподаватели могут трудоустроиться в частных школах (с другим уровнем оплаты труда). Учитель иностранных языков может без труда проводить специализированные курсы или (при достаточном уровне собственных знаний) работать переводчиком. Также возможно предоставление частных уроков, занятие репетиторством.
Периодически педагог должен проходить аттестации, которые подразделяются на обязательные и добровольные. По окончании аттестационного процесса ему может быть присвоена вторая, первая или высшая квалификационные категории. Категория действительна на протяжении пять лет, а затем снова требуется переаттестация.
Практическая часть.
Результаты исследования
Мы провели исследование среди учеников в гимназии №17 с целью выяснить соответствие наших учителей выше описанным моделям. Ребятам было предложено написать сочинение на тему «Учитель глазами детей». Участвовало 55 учеников.
Рисунок Какие личные качества в учителе Вы цените больше всего (опрос начальных классов)
Рисунок Какие личные качества в учителе Вы цените больше всего (опрос средних классов)
Рисунок Предметное предпочтение опрошенных гимназистов
Современный учитель. Каким мы его видим.
Выдержки из нескольких сочинений:
Учитель очень устает
Учитель должен управлять компьютером
Учитель должен уметь заинтересовать детей.
Если учитель будет сильно строгим, то мы будем бояться его
Учителем быть трудно, но интересно
Хороших учителей много
Учитель должен быть в меру строгим и в меру добрым.
Все учителя достойны первого места и мы многим обязаны учителям.
Я горжусь учителями нашей школы
Прежде всего, учитель должен знать и любить свой предмет
Самое главное любить детей.
Мы должны благодарить учителей за то, что они учат всему, что понадобится в жизни.
Из этих отрывков показательно видно наиболее важные критерии УЧИТЕЛЯ глазами детей.
Много веков прошло с момента появления первого учителя, но неизменным остается то, что знания, опыт, мудрость мы, дети, получаем от наших учителей.
Опрошенные гимназисты в своих сочинениях современного учителя представляют по-разному. Но я думаю, что ничто, никакая разумная техника не сможет заменить живого учителя.
Дети, как никто другой, видят и чувствуют несправедливость и неискренность в отношениях со взрослыми. Поэтому учитель должен быть строг, справедлив, честен и обязательно любить детей.
Конечно, современный учитель должен обладать множеством качеств. Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. Так, в профессии учителя умение общаться становится профессионально необходимым качеством
Он должен хорошо знать свой предмет, чтобы отвечать на наши самые неожиданные вопросы. Уметь эти знания рассказать нам, да так, чтоб мы всё поняли и запомнили.
Современному учителю приходится обладать огромным терпением, потому что мы иногда бываем несносны. Надо быть мудрым, чтобы нас помирить, никого не обидеть.
Учитель – это человек, с которого хочется брать пример.
Задача учителя – дать детям ту основу, которая будет поддержать их всю жизнь и не даст пропасть, затеряться в этом сложном мире. Вот настоящее богатство каждого человека – это то, что внутри нас.
Никакие перемены в жизни общества не смогут умалить значение профессии учителя. Чуткий, грамотный, компетентный, любящий свою профессию и детей — идеал учителя на все времена.
Заключение.
Мы столько требований предъявляем к учителю, и совсем забываем о том, что и мы сами должны относиться к учителю с любовью и уважением, с глубокой благодарностью за его тяжелый труд. Ведь учитель нам открывает двери в мир науки и знаний, учит дружить, работать в команде, ставит нам цели и помогает их достигать, учит решать сложные задачи в науке и в общении со сверстниками.
Гипотеза подтвердилась – роль учителя в обществе важна
В учителе ценят прежде всего человеческие качества
Учитель – пример для подражания
Наши учителя переживают за наши неудачи и промахи, радуются вместе с нами нашим успехам, могут смеяться над нашими проделками и строго наказать за невыученные уроки.
Отношение к учителям всегда является таким же критерием человечности, порядочности, как и отношение к родителям, Родине. Они являются неотъемлемой частицей нашего бытия, они будто объединяют между собой поколение, так как передают свой опыт и знания младшим. Поэтому надо любить учителей, помнить их, помогать им, облегчать их работу, чтобы как можно больше получать от них «умного, доброго, вечного».
Каждый урок у настоящего учителя превращается в спектакль, какие только маски не приходится ему менять в течение даже одного школьного дня: наставника, друга, мамы, судьи, лидера, оратора, клоуна. Это человек, у которого нет нормированного рабочего дня, который вне зависимости от времени дня и ночи что-то придумывает и изобретает.
Список литературы
Российская педагогическая энциклопедия в двух томах. Под ред. А. М. Прохорова. Том II (М-Я). – М. : Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 1999. – 574с.
Хрестоматия по истории педагогики. Под ред. С. А. Каменева, сост. Н. А. Желваков. – М. : Народное образование, 1936. – 337 с.