Ученый утверждает что информационно технологическая среда открывает
Ученый утверждает что информационно технологическая среда открывает
Подробное решение параграф Заключение по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский 2015
В чём заключаются вызовы глобализации и постиндустриального общества?
Глобализация — процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации.
Глобализация представляет собой процесс изменения структуры мирового хозяйства, совсем недавно понимаемого как совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда, экономических и политических отношений, включения в мировой рынок и тесное переплетение экономики на основе транснационализации и регионализации. На этой базе происходит формирование единой мировой сетевой рыночной экономики — геоэкономики и её инфраструктуры, разрушение национального суверенитета государств, являвшихся главными действующими лицами международных отношений на протяжении многих веков. Процесс глобализации есть следствие эволюции государственно оформленных рыночных систем.
Какое влияние оказывает постиндустриальное общество на личность?
Применительно к отдельной личности это есть искоренение ее моральных устоев, отсутствие психической и социальной интеграции, целостности личности и общества в целом. Личность при этом лишается чувства преемственности, традиционности, лишается всех обязательств, нарушается её связь с обществом. Таким образом, модальной личностью в аномическом обществе становится девиант, правонарушитель и делинквент.
Изменение ценностей в глобальном мире — зло или благо?
Это и не зло, и не благо. Это просто очередная ступень развития общества.
Вопросы и задания к документу
1. Какие проблемы затрагивает автор?
В условиях информационной эпохи объёмы смысловой информации, передаваемой по техническим каналам связи, притом производимой и распространяемой специально созданными для этого организациями, растут гораздо быстрее, чем объёмы смысловой информации, получаемой человеком из непосредственного опыта и личного общения.
Информационно-технологическая среда, как таковая, открывая перед человеком широкие возможности для новых видов активности, содержит и потенциальные опасности деформаций в структуре личности и способах её социальной адаптации.
2. Учёный утверждает, что информационно-технологическая среда открывает перед человеком «широкие возможности для новых видов активности». Подтвердите или опровергните это мнение с помощью примеров.
Энтузиасты насыщения учебного процесса новейшими информационными технологиями связывают надежды, кроме прочего, с возможностями игровых форм обучения, которые благодаря таким технологиям существенно расширяются.
3. Как относится автор к компьютерным играм? Согласны ли вы с этой позицией? Аргументируйте своё мнение.
Игра компьютерная, как и любая другая, удовлетворяет потребности человека в самореализации, выходящей за рамки его действительных социальных ролей, раздвигает границы возможного, вводит в иные миры. Например, игры, использующие материалы из истории, способны пробудить интерес к тем или иным событиям и действующим лицам, и следствием такого интереса может стать обращение к источникам надёжной информации, включающим справочную и учебную литературу. Но такие же игры могут способствовать закреплению в памяти неверной информации об исторических событиях, потере способности отличать истину от вымысла.
1. Какие глобальные вызовы человечеству вы можете назвать?
Список глобальных проблем:
• нерешённость проблемы отмены старения у людей и слабая информированность общественности о пренебрежимом старении;
• проблема «Север-Юг» — разрыв в развитии между богатыми и бедными странами, нищета, голод и неграмотность;
• угроза термоядерной войны и обеспечение мира для всех народов, недопущение мировым сообществом несанкционированного распространения ядерных технологий, радиоактивного загрязнения окружающей среды;
• катастрофическое загрязнение окружающей среды;
• обеспечение человечества ресурсами, исчерпание нефти, природного газа, угля, пресной воды, древесины, цветных металлов;
• проблема сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний и СПИДа;
• недооценка глобальных угроз существованию человечества, таких как развитие недружественного искусственного интеллекта и глобальных катастроф;
• социальное неравенство — разрыв между 1 % самых богатых и остальным человечеством;
• загрязнение морей и океанов;
Глобальные проблемы являются следствием противостояния природы и человеческой культуры, а также несоответствия или несовместимости разнонаправленных тенденций в ходе развития самой человеческой культуры. Естественная природа существует по принципу отрицательной обратной связи (смотрите биотическая регуляция окружающей среды), в то время как человеческая культура — по принципу положительной обратной связи. Среди глобальных проблем наибольшую опасность для человечества представляют военная и экологическая проблемы. Экологическая ситуация с каждым днем ухудшается, а конфликты между цивилизациями, в частности европейской (западной) и мусульманской, обостряются.
2. Какие факторы определяют особенности проявления глобальных проблем в постиндустриальном обществе?
На них оказывает влияние значительное ускорение социально-экономического развития в условиях глобализации, которое даёт заметные преимущества развитым странам. Ускорение развития сопровождается борьбой за лидерство. Страны стремятся к лидерству не только в развитии технологий, но и в возможности политического доминирования на международной арене.
3. Как информационная модель мира может воздействовать на сознание человека?
Информационные каналы воздействуют на наше сознание непрерывно. В поисках разнообразия мы стремимся не к тому, чтобы остановить поток информации, а к смене источника информации. Так, телезритель может непрерывно переключать каналы на пульте управления, пользователь Интернета открывать вкладку за вкладкой на мониторе компьютера, читатель таблоида перелистывать страницы, рассматривая всё новые и новые фотографии. Какой же образ складывается в нашем сознании? Можно ли утверждать, что он целостен, един, завершён? Вряд ли. Главными его характеристиками будут фрагментарность, мозаичность.
4. Как можно определить содержание информационной компетенции?
Быть компетентным в информационном пространстве — значит понимать смысл информации, представленной в различных формах, отбирать необходимые сведения и критически осмысливать их, создавать собственные сообщения — тексты, ряды образов и т. д., используя отобранную информацию как средство.
5. Какие риски влечёт за собой деятельность человека в информационном обществе?
Глобализация заставляет предпринимателей вступать в жесткую конкуренцию, в результате которой выживают действительно сильнейшие, которые затем получают большую реальную власть, начинают оттирать с рынка новых игроков и вовсе не подпускать к нему слабых.
В условиях интенсивного использования глобальных сетей возникают новые формы культурной агрессии со стороны наиболее развитых стран в отношении менее развитых, появляется опасность утраты целыми сообществами своей культурной и национальной самобытности, включая самобытность языковую, происходит навязывание человечеству потребительских предпочтений и вкусов в интересах узкой группы транснациональных компаний-производителей.
Все большее распространение «экранной» культуры, неизбежность столкновения с виртуальной реальностью, в которой трудно различимы иллюзия и действительность, создают некоторые психологические (и даже психические) проблемы. По мере нарастания объема информации людям становится труднее ориентироваться в ее содержании, ограждать себя от ее избытка.
В условиях существования открытых, легко доступных и легко наполняемых информационных сетей возникает проблема ограничения информации, считающейся социально и экономически опасной, проблема безопасности персональных и других видов данных, проблема соблюдения авторских прав и прав производителей электронной информации.
Благодаря ускорению процесса технологической инновации, вовлечению индустриального капитала и конкуренции новая сетевая технология и инфраструктура становятся гораздо дешевле, а потому доступнее для все большего числа людей. Что же касается доступа к распространяемой по ним информации, то это остается одной из самых сложных проблем. Стоимость информационных услуг может на многие годы стать фактором, усиливающим разрыв между теми, кто может и, кто не может себе позволить получать и распространять информацию.
6. Назовите основные ценности информационного общества. Какие из них вы считаете важнейшими и почему?
Прежде всего фундаментальными ценностями современного мира необходимо признать жизнь отдельного человека и существование человечества.
В иерархии ценностей особый статус приобрела информация, потеснив, по мнению ряда учёных, ценностное отношение к знанию. Важной ценностью остаётся образование. Функции образования, его роль в экономическом развитии, в интеграции социума и обеспечении его стабильности достигают максимального воплощения.
Статусной ценностью является интеллект. Вопрос о перспективах человеческого интеллекта оказался в центре внимания учёных в середине XX в.
Ценности свободы, равенства, прав человека, сохраняя своё значение, приобретают новый смысл. Они связываются со свободой информационного пространства. Появилось понятие «цифровое неравенство» — неравенство стран и социальных групп в сфере доступа к информационным технологиям.
7. Каково содержание термина «цифровое неравенство»? Приведите примеры, раскрывающие его суть.
Цифровой барьер, цифровое неравенство, информационное неравенство — ограничение возможностей социальной группы из-за отсутствия у неё доступа к современным средствам коммуникации.
В настоящее время digital divide является термином социально-политического характера. На возможности ущемленной группы влияют отсутствие или ограниченный доступ к телевидению, интернету, телефонной связи (мобильной и стационарной), радио. Все это ограничивает возможности этой группы в поиске работы, налаживании социальных связей, культурном обмене и может негативно влиять на экономическую эффективность, развитие и сохранение культуры, уровень образования. Согласно общепринятым воззрениям на информационное общество, его специфика такова, что свободный обмен информацией способствует преодолению нищеты и неравенства, однако у тех, кто отключен от такого обмена, перспективы катастрофически ухудшаются.
Термин применяется как в отношении разницы между странами (например, в Исландии доступ к интернету имеет более 86 % населения, а в Либерии — 0,03 %[1]), так и в отношении разницы в возможностях разных социальных слоев внутри одного общества.
1. Проанализируйте список востребованных в российском обществе профессий. Как вы думаете, какие из этих профессий могут исчезнуть в процессе успешного развития информационного общества? Какие виды деятельности придут им на смену? Какие из этих профессий можно отнести к «вечным»? Почему?
Могут исчезнуть такие профессии как водитель, уборщик, машинист, грузчик, продавец.
Им на смену придут новые технологии, управляемые искусственным интеллектом.
Вечные профессии: врач, воспитатель, учитель, инженер, разнорабочий.
4. Согласны ли вы с мнением современного философа Ханса Ленка: «Знание становится весьма недолговечным достоянием, которое быстро устаревает и в связи с этим требует постоянной гибкой и точной переориентации. В будущем нам предстоит, по- видимому, прежде всего не накапливать знания, а научиться систематически вырабатывать новое знание»? Обоснуйте свою позицию.
Да, согласен. Знания очень быстро устаревают, поэтому необходимо постоянно обучаться новым знаниям, навыкам.
5. Как вы относитесь к упрощению языка в компьютерной коммуникации? Проанализируйте это явление с позиции рисков информационного общества.
Отрицательно, упрощается грамматика – упрощается речь – происходит процесс деградации мозга.
7. Прочитайте стихотворение В. Высоцкого «Баллада о времени», написанное в 1975 г. Какие философские проблемы раскрывает стихотворение? Сформулируйте позицию автора в споре о ценностях современного мира. Согласны ли вы с его мнением? Аргументируйте свою позицию в этом споре.
Автор считает, что как бы не менялся мир, добро всегда будет в нем жить. Я согласен с позицией автора.
8. Напишите эссе на одну из тем: «Ценности и антиценности постиндустриального общества», «Судьба вечных ценностей в информационном обществе».
На этапе индустриализации значительно видоизменились только взаимоотношения родителей и детей и произошёл некоторый сдвиг в общественном сознании в пользу приобретённого статуса и идеала «self-made man». Широкие пласты общественной морали, общественных ценностей, права, принципов семейных отношений, — затронуты не были. Вся эта весёлая история началась во второй половине 20-го века, хотя семена собственной гибели трест под названием «индустриальное общество» (как и впрочем, любой другой трест) посеял задолго до этого.
Во-первых, непроизводственная сфера экономики росла, росла и потихоньку выросла в серьёзную, полноценную индустрию — в т.ч. и те отрасли, которые традиционно были «женскими». Разумеется, всегда существовали «женские профессии» — кружевницы, гувернантки, и т.п., однако, обычно, венцом карьеры в такой отрасли было удачное замужество. 20-й век предоставил возможность женщине сделать нормальную, полноценную карьеру — причём, не в виде исключения, а как массовое явление.
Развитая сфера обслуживания и городская инфраструктура при этом радикально сократили временные затраты на домашнее хозяйство. Ещё в 19-ом веке работа по дому отнимала у женщины 8 часов ежедневно (пруф не дам, потерял ссылку), в 20-м веке, с появлением стиральных машинок, ресторанов быстрого питания, холодильников, замороженных полуфабрикатов, электропечей, микроволновок (и кредитов, чтобы это всё купить) — домашнее хозяйство стало возможным вести с минимальными затратами.
Что из этого следует? Что достаточно развитое постиндустриальное общество может удвоить трудовые ресурсы, если женщины начнут работать наравне с мужчинами. И это гигантское конкурентное преимущество в кратчайшие сроки растоптало древние стереотипы в пыль. Женщина ВНЕЗАПНО стала считаться человеком.
В общем и целом, западное общество было чрезвычайно патриархальным. Достаточно сказать, что в Швейцарии женщинам предоставили избирательные права (в большинстве кантонов) в 1971 году. Феминистки склонны считать, что именно их бурная деятельность привела к уравниванию женщин в правах с мужчинами. Позволю себе категорически с ними не согласиться. Эмансипация женщин обусловлена, в первую очередь, логикой развития западного общества, конкурентным преимуществом в виде удвоения трудовых ресурсов, а суфражистки и феминистки стали конкретной формой давления на общественное сознание, которая смяла устаревшие и не соответствующие духу времени принципы патриархального общественного устройства.
Постиндустриальное общество характеризуется:
1. Утверждением концепции исключительной важности собственного выбора и достигнутого социального статуса;
2. Развитием непроизводственной сферы экономики и широким вовлечением женщин в экономические процессы;
3. Развитием городской инфраструктуры до уровня, позволяющего комфортно и без особых денежных и временных затрат вести домашнее хозяйство в одиночку;
4. Удлинением периода обучения до 15 и более лет.
Заключение. Человек в XXI в. (окончание)
Словарь
Технократизм — учение, которое утверждает, что в развитии человечества определяющее значение имеют техника, технологии, технический прогресс. Технократическое мышление предполагает решение личных и социальных проблем с позиций технократизма.
Практические выводы
1. Вызовы современного мира заставляют нас осознанно относиться не только к собственным, личным, но и к общечеловеческим проблемам. Осознание собственной роли в процессах, имеющих глобальный характер, — труднейшая задача. Тем не менее каждый может найти для неё своё решение. Одним из важнейших ваших решений будет выбор сферы профессиональной деятельности.
2. В современном мире резко возрастает скорость передачи информации, её объём. Всё это требует дополнительных интеллектуальных усилий по её переработке и использованию. Темп жизни ускоряется, психологические нагрузки увеличиваются. Вам нужно научиться определять оптимальный темп деятельности, эффективной, но не разрушительной для вашего организма и психики.
3. Стремясь к получению новой информации, важно не превратиться в её раба — человека, для которого исчезает грань между реальным и виртуальным, главным и второстепенным. Стремясь к использованию всех материальных возможностей современного мира, важно сохранить духовные потребности и не превратиться в «существо потребляющее».
Документ
Фрагмент работы И. Ю. Алексеева «Информация и интеллект как ценности современной эпохи».
В условиях информационной эпохи объёмы смысловой информации, передаваемой по техническим каналам связи, притом производимой и распространяемой специально созданными для этого организациями, растут гораздо быстрее, чем объёмы смысловой информации, получаемой человеком из непосредственного опыта и личного общения.
Средства и методы манипулятивных воздействий на человека становятся всё более изощрёнными и применяются повсеместно. Успех манипуляции определяется тем, что у человека — объекта манипулирования — создаётся впечатление, что он сам управляет своим поведением, осуществляя осознанный выбор на основе рационального анализа ситуации.
Информационно-технологическая среда, как таковая, открывая перед человеком широкие возможности для новых видов активности, содержит и потенциальные опасности деформаций в структуре личности и способах её социальной адаптации. Вытеснение культурой экранной культуры книжной несёт новые вызовы интеллекту человека. Под вопрос ставятся не только перспективы абстрактного мышления, но и перспективы памяти. Известно, что популярная манера коверкать слова в «интернетовской» переписке ведёт к снижению уровня грамотности обычного, «серьёзного» письма, — человек попросту не может вспомнить, как правильно пишется то или иное слово.
Особая ситуация — с компьютерными играми, продуктом одной из наиболее динамично развивающихся отраслей современной информационно-технологической индустрии, оказывающей значительное воздействие на человеческое сознание, и прежде всего на сознание формирующейся личности.
Игра компьютерная, как и любая другая, удовлетворяет потребности человека в самореализации, выходящей за рамки его действительных социальных ролей, раздвигает границы возможного, вводит в иные миры. Например, игры, использующие материалы из истории, способны пробудить интерес к тем или иным событиям и действующим лицам, и следствием такого интереса может стать обращение к источникам надёжной информации, включающим справочную и учебную литературу. Но такие же игры могут способствовать закреплению в памяти неверной информации об исторических событиях, потере способности отличать истину от вымысла.
Вопросы и задания к документу
1. Какие проблемы затрагивает автор? 2. Учёный утверждает, что информационно-технологическая среда открывает перед человеком «широкие возможности для новых видов активности». Подтвердите или опровергните это мнение с помощью примеров. 3. Как относится автор к компьютерным играм? Согласны ли вы с этой позицией? Аргументируйте своё мнение.
Вопросы для самопроверки
1. Какие глобальные вызовы человечеству вы можете назвать? 2. Какие факторы определяют особенности проявления глобальных проблем в постиндустриальном обществе? 3. Как информационная модель мира может воздействовать на сознание человека? 4. Как можно определить содержание информационной компетенции? 5. Какие риски влечёт за собой деятельность человека в информационном обществе? 6. Назовите основные ценности информационного общества. Какие из них вы считаете важнейшими и почему? 7. Каково содержание термина «цифровое неравенство»? Приведите примеры, раскрывающие его суть.
Задания
1. Проанализируйте список востребованных в российском обществе профессий. Как вы думаете, какие из этих профессий могут исчезнуть в процессе успешного развития информационного общества? Какие виды деятельности придут им на смену? Какие из этих профессий можно отнести к «вечным»? Почему?
2. В 2011 г. Правительство РФ утвердило перечень приоритетных профессий, соответствующих основным направлениям модернизации страны. Используя Интернет, найдите список этих профессий. Сопоставьте с ним свой профессиональный выбор.
3. Бывают ли «лишние» знания? Обсудите в классе, какие знания и умения необходимы всем школьникам, независимо от их будущей деятельности в информационном обществе.
4. Согласны ли вы с мнением современного философа Ханса Ленка: «Знание становится весьма недолговечным достоянием, которое быстро устаревает и в связи с этим требует постоянной гибкой и точной переориентации. В будущем нам предстоит, по- видимому, прежде всего не накапливать знания, а научиться систематически вырабатывать новое знание»? Обоснуйте свою позицию.
5. Как вы относитесь к упрощению языка в компьютерной коммуникации? Проанализируйте это явление с позиции рисков информационного общества.
6. В 1990 г. в Японии был создан виртуальный город Хэбитэт, в котором «нашли приют» свыше 10 тыс. виртуальных жителей — пользователей Интернета. Они получили возможность выбрать свой внешний вид из более чем тысячи предложенных вариантов, подобрать одежду, обувь, жилище. «Горожане» вступают в формальные и неформальные отношения: общаются, делают покупки, вступают в браки, создают правительство. Прокомментируйте приведённую информацию. Что вас особенно заинтересовало в этом примере? Охарактеризуйте пользователей Интернета, «нашедших приют» в виртуальном городе: что могло привлечь их к участию в проекте? Какие риски существуют для участников? Хотели бы вы разделить это увлечение? Почему?
7. Прочитайте стихотворение В. Высоцкого «Баллада о времени», написанное в 1975 г. Какие философские проблемы раскрывает стихотворение? Сформулируйте позицию автора в споре о ценностях современного мира. Согласны ли вы с его мнением? Аргументируйте свою позицию в этом споре.
8. Напишите эссе на одну из тем: «Ценности и антиценности постиндустриального общества», «Судьба вечных ценностей в информационном обществе».
Мысли мудрых
«Если мы хотим обуздать техническую революцию и направить человечество к достойному его будущему, то нам необходимо прежде всего подумать об изменении самого человека, о революции в самом человеке».
Учитель всех предметов
Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.
Рубрика: Обществознание
Обществознáние — комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества. Как учебный предмет оно включает в себя основы общественных наук (философии, социологии, социальной психологии, правоведения, экономики, политологии и др.) и сосредотачивается на специальных знаниях, необходимых для эффективного решения наиболее типичных проблем в социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни. Характерной особенностью курса обществознания является то, что общественные науки рассматриваются в нём не в изолированном виде, а как тесно связанные между собой дисциплины, составляющие единое целое. Можно сказать, что если каждая отдельная наука предлагает свой фрагмент знаний об обществе и человеке и свою точку зрения на него, то обществознание позволяет сложить из этих фрагментов и позиций целостную и объемную картину социального мира.
Учёный утверждает, что информационно-технологическая среда открывает перед человеком «широкие возможности для новых видов активности».
Учёный утверждает, что информационно-технологическая среда открывает перед человеком «широкие возможности для новых видов активности». Подтвердите или опровергните это мнение с помощью примеров Ответ Энтузиасты насыщения учебного процесса новейшими информационными технологиями…
Как относится автор к компьютерным играм? Согласны ли вы с этой позицией?
Как относится автор к компьютерным играм? Согласны ли вы с этой позицией? Аргументируйте своё мнение. Ответ Игра компьютерная, как и любая другая, удовлетворяет потребности человека в самореализации, выходящей за рамки…
Какие проблемы затрагивает автор?
Какие проблемы затрагивает автор? Ответ В условиях информационной эпохи объёмы смысловой информации, передаваемой по техническим каналам связи, притом производимой и распространяемой специально созданными для этого организациями, растут гораздо быстрее, чем…
Изменение ценностей в глобальном мире — зло или благо?
Изменение ценностей в глобальном мире — зло или благо? Ответ Это и не зло, и не благо. Это просто очередная ступень развития общества.
Какое влияние оказывает постиндустриальное общество на личность?
Какое влияние оказывает постиндустриальное общество на личность? Ответ Применительно к отдельной личности это есть искоренение ее моральных устоев, отсутствие психической и социальной интеграции, целостности личности и общества в целом. Личность…
В чём заключаются вызовы глобализации и постиндустриального общества?
В чём заключаются вызовы глобализации и постиндустриального общества? Ответ Глобализация — процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации. Глобализация представляет собой процесс изменения структуры мирового хозяйства, совсем…
Сравните два высказывания Л. Н. Толстого. Нет ли между ними противоречия?
Сравните два высказывания Л. Н. Толстого. Нет ли между ними противоречия? Объясните свою точку зрения. «Этот мир не шутка, не юдоль испытания только и перехода в мир лучший, вечный, а…
Представьте, что вам предложили подготовить сообщение на тему «Для чего мы изучаем основы правовых знаний?».
Представьте, что вам предложили подготовить сообщение на тему «Для чего мы изучаем основы правовых знаний?». Каковы были бы основные тезисы вашего выступления? Подумайте, какие аргументы вы могли бы назвать в…
Один из видов правомерного поведения учёные-юристы называют ненадёжным. Как вы думаете, какой и почему?
Один из видов правомерного поведения учёные-юристы называют ненадёжным. Как вы думаете, какой и почему? Свой ответ обоснуйте. Ответ Ненадежное: Конформистское. Так как мотивами конформистского поведения могут быть: подчинение лица установленным…
Обсудите вопрос о том, какие из перечисленных критериев могут свидетельствовать о низком уровне правовой культуры граждан
Обсудите вопрос о том, какие из перечисленных критериев могут свидетельствовать о низком уровне правовой культуры граждан: — незнание правовых норм; — незнание римского права; — неуважение к закону; — использование…