Ученые предполагают что социальный институт это исторически сложившаяся

Является ли образование социальным институтом?

Свой ответ подтвердите тремя аргументами.

Ученые предполагают что социальный институт это исторически сложившаяся

Является ли образование социальным институтом?

Ответ : Определенно, да.

Дело в том, что образование как социальный институт выполняет важные функции и имеет характерные признаки.

Объяснение : Например, образование социализует личность, и все взаимоотношения людей в образовании строго регламентированы, его механизм регулирования, разделены функции и права – есть учитель, которые дает знания, и ученик, который их принимает, и директор, который руководит и так далее.

Образование обезличено, функции в нем выполняются профессионализировано.

В образовании курсируют средства и ресурсы, есть отдельные учебные учреждения и органы управления.

Например, у моей школы был гимн и символика.

У любого университета есть логотип и отличительная символика, отдельные сооружения.

У школ, университетов и прочего есть Уставы, кодексы поведения, нормы взаимодействия.

Иногда образование имеет идеологию, например, в медресе и христианских школах ведется религиозное образование.

Социальный институт – система связей и норм, которые организованы и объединены ценностями, процедурами, которые удовлетворяют основные потребности общества.

Образование подходит под эти категории, потому что это социальная подсистема с собственной структурой, элементами, общностью, учебным процессом.

Источник

Register

Do you already have an account? Login

Login

Don’t you have an account yet? Register

Newsletter

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!

Ученые предполагают что социальный институт это исторически сложившаяся

Главный Попко

Лучший ответ:

Ученые предполагают что социальный институт это исторически сложившаяся

Таня Масян

Является ли образование социальным институтом?

Ответ: Определенно, да.

Дело в том, что образование как социальный институт выполняет важные функции и имеет характерные признаки.

Например, образование социализует личность, и все взаимоотношения людей в образовании строго регламентированы, его механизм регулирования, разделены функции и права – есть учитель, которые дает знания, и ученик, который их принимает, и директор, который руководит и так далее.

Образование обезличено, функции в нем выполняются профессионализировано. В образовании курсируют средства и ресурсы, есть отдельные учебные учреждения и органы управления.

Как и у любого другого социального института образование имеет статусно-ролевую структуру, систему санкций, определенные символы. Например, у моей школы был гимн и символика. У любого университета есть логотип и отличительная символика, отдельные сооружения.

У школ, университетов и прочего есть Уставы, кодексы поведения, нормы взаимодействия. Иногда образование имеет идеологию, например, в медресе и христианских школах ведется религиозное образование.

Социальный институт – система связей и норм, которые организованы и объединены ценностями, процедурами, которые удовлетворяют основные потребности общества. Образование подходит под эти категории, потому что это социальная подсистема с собственной структурой, элементами, общностью, учебным процессом.

Источник

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемМаргарита Донцова

Похожие презентации

Презентация на тему: » Социальные институты. Понятие «социальный институт» «Институт» в переводе с лат. instinutio- «установление» Формирование социальных институтов Необходимость.» — Транскрипт:

2 Понятие «социальный институт» «Институт» в переводе с лат. instinutio- «установление» Формирование социальных институтов Необходимость упорядочить совместную деятельность Объединение людей для совместной деятельности Необходимость удовлетворять жизненно важные потребности

4 Семья Собственность Власть Образование Религия Основные социальные институты

5 политические партии власть Внутри главных институтов существуют весьма отчетливые деления на более мелкие. разделение властей президентство местное самоуправление парламентаризм выборы Виды социальных институтов

7 Функции социальных институтов Биологическое воспроизводство и первичная социализации индивидов Функции институтов Социальный институт Передача новым поколениям знаний и культурного опыта человечества Создание материальных благ и услуг Обеспечение безопасности и социального порядка Поддержание связей и коммуникаций, распространение информации Регулирование духовной деятельности индивида Семья Образование Производство Государство СМИ Религия

8 придают индивидуальным действиям людей организованный и предсказуемый характер обеспечивают порядок социальной жизни в основных сферах жизнедеятельности людей Социальные институты Социальные институты определяют общество в целом. Любые общественные преобразования осуществляются через изменения в социальных институтах. Роль социальных институтов

9 Подумайте, к каким социальным институтам относятся такие учреждения как завод, милиция, больница. Приведите свои примеры учреждений и организаций, относящихся к важнейшим социальным институтам. Задания

Источник

Что такое социальный институт: примеры, виды, функции

Ученые предполагают что социальный институт это исторически сложившаяся

Приветствую Вас, друзья!

Современное человеческое общество представляет собой сложную систему, существование которой возможно только благодаря наличию социальных институтов. Они задают правила поведения, диктуют нормы морали, предписывают выполнять одни действия и запрещают другие. Благополучное существование и развитие современного общества возможно именно благодаря тому, что вся наша жизнь подчинена социальным институтам. И сегодня мы поговорим о том, что они собой представляют, как устроены, какими бывают и какие функции выполняют.

Что такое социальный институт?

Социальный институт – исторически сложившаяся или созданная целенаправленными усилиями форма организации взаимодействия людей в определенной сфере жизни общества, в рамках которой реализуются определенные функции, главной из которых является удовлетворение потребностей. Основу социального института составляют правила поведения, которых должны придерживаться все члены общества.

Термин «социальный институт» образован от латинских слов socius (общий, совместный) и institutum (учреждение, обычай). Словом «социальный» обозначают понятия, связанные с обществом. Словом «институт» – определенный класс организаций и общественных явлений.

Социальный институт должен обеспечивать решение таких задач как:

Автором данного понятия считается Герберт Спенсер (правда, он сам предпочитал термин «социальное учреждение»). Он провёл параллель между обществом и обычным биологическим организмом, в котором разные органы отвечают за разные сферы жизнедеятельности (позже эта концепция получила название «органицизм»).

Изучая принципы функционирования общества, Спенсер выделил в нём функциональные элементы, отвечающие за конкретные сферы жизни данного общества, и назвал их социальными учреждениями или институциями. Современный термин «социальный институт» ввёл американский социолог Торстейн Веблен, чьи взгляды на сущность данного понятия несколько отличались. Разница во взглядах Спенсера и Веблена заключалась в том, что первый считал социальный институт органом, осуществляющим регулирующую функцию, а второй – совокупностью принципов поведения.

Примеры социальных институтов

Чтобы лучше понять, что такое социальный институт, рассмотрим основные примеры, наглядно демонстрирующие суть данного понятия:

Разумеется, это далеко не полный список институтов, так или иначе влияющих на нашу жизнь. Важно отметить, что некоторые из них сложились исторически и выглядят примерно одинаково в разных культурах (например, семья). Другие же сформированы целенаправленно для обеспечения порядка и развития (например, право).

Структура социального института

Любой социальный институт – это система с довольно сложной структурой. При этом разные исследователи могут по-разному понимать определение социального института и, соответственно, по-разному интерпретировать его структуру. В качестве основных структурных составляющих социального института можно выделить такие элементы как:

Некоторые исследователи полагают, что уместнее рассматривать не отельные элементы социального института, а его признаки, основными из которых являются следующие:

Функции социальных институтов

С точки зрения современной социологии, социальный институт – это система, основная цель которой заключается в том, чтобы удовлетворять определенные потребности социума. Для этого каждый институт осуществляет специфические функции в рамках сферы жизни общества, которую он регулирует. Таких функций довольно много (мы рассматривали их выше, перечисляя примеры институтов), но четыре из них являются основополагающими:

Социальные институты могут выполнять свои функции только тогда, когда большинство населения признаёт их целесообразность и легитимность.

Классификация социальных институтов

Лучше понять, что такое социальный институт, позволяет изучение существующих подходов к классификации. Существует много способов делить институты на разные виды. Рассмотрим несколько наиболее распространенных подходов:

Классификация по масштабности:

Классификация по сложности:

Классификация по сфере деятельности:

Классификация по наличию нормативной базы:

Институционализация

Развитие общества до современного уровня было бы невозможно без становления и развития социальных институтов – институционализации. Данный процесс продолжается и сегодня, поскольку в предыдущие годы развитие общества не только не остановилось, но и значительно ускорилось. У людей появляются новые потребности, а вместе с этим возникают и новые социальные институты.

Случается и так, что давно сформировавшиеся институты теряют актуальность, что приводит к их реформированию или даже исчезновению. К примеру в XIX веке были ликвидированы такие социальные институты как рабство и крепостное право. К XX веку во многих странах была ликвидирована монархия. В то же время в некоторых странах монархия продолжает благополучно существовать и сегодня, хоть и претерпела значительные изменения. Также в последние годы переживают заметную трансформацию такие институты как семья, брак и религия.

Источник

Тема урока: «Социальные институты»

Тема: Социальные институты

— показать основные признаки понятия «социальный институт»;

— уяснить, что такое институциализация, ее основные этапы на примере любого социального института;

— выяснить, что лежит в основе типологии социальных институтов;

— привести примеры главных и неглавных социальных институтов, чем характеризуется взаимодействие социальных институтов, как связаны потребности общества и функции социальных институтов;

— показать на примерах различие между явными и скрытыми функциями социальных институтов;

— уяснить, что такое социальная инфраструктура в широком и узком значениях этого термина;

— учить работать детей с документами, рассуждать, мыслить, работать с учебником.

2.Изучение новой темы

Изучение новой темы

1.Что такое социальный институт?

— Социальный институт – это устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в определенной сфере жизнедеятельности и отражающих систему ролей и статусов.

— Социальный институт – это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет общественно значимые ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

— Социальный институт – это набор социальных ролей, комплекс устойчивых общепринятых моделей поведения, совокупность норм, его регулирующих. Некоторые исследователи относят сюда и то, что называется базовыми ценностями, которые, в свою очередь, лежат в основе норм.

— Это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых – удовлетворение социальных потребностей.

Задание: Пронаблюдайте и проанализируйте один день старшеклассника с момента подъема и до отхода ко сну. При этом попробуйте определить, какие социальные институты направляли ваше поведение

-Трудное пробуждение ( вчера опять не удалось лечь раньше);

— домашняя ранняя суета ( сборы детей в школу, родителей – на работу);

— опоздание на занятия на подготовительных курсах захотелось компенсировать срезанием пути, переход проезжей части в неположенном месте обернулся строгим внушением милиционера;

— вечером – семейный ужин и извечная внутренняя борьба между должным ( подготовка к завтрашним занятиям) и желаемым ( просмотр телепередачи, блуждание в Интернете и т.п.).

Какие социальные институты направляли поведение старшеклассника?

-Семья ( здесь он выступал в ролях сына, брата с вытекающими отсюда обязанностями и возможностями).

-Школа ( выступал в роли ученика)

-Государство ( в лице правоохранительных органов) ( здесь он выступал в отношениях с милиционером – в роли гражданина).

Как появляются социальные институты?

Процесс возникновения и становления социальных институтов ( институционализация) – объективный процесс.

2. Этапы возникновения социальных институтов.

— Создание особой системы знаков, символов, говорящих о принадлежности к данному институту (символы государства –герб, флаг. Своя символика у религиозных организаций – крест, иконы. Символом бракосочетания и создания семьи во многих странах являются обручальные кольца. В производстве используются фабричные марки, патентные знаки. Институты имеют и свои материально-вещественные проявления, например, школьные здания, храм, семейный дом, производственное помещение, правительственное здание и т.д.).

-Возникновение соответствующей системы статусов и ролей.

— Создание материальной базы социального института.

— Включение сложившегося института в существующую социальную систему, формирование набора санкций для обеспечения ожидаемого поведения.

Задание: На примере такого института как наука проиллюстрируем ее становление (прочитать ученикам как документ)

— Элементы науки как особого вида познавательной деятельности появились очень давно. Уже древние народы располагали определенными математическими, астрономическими и другими знаниями.

-Однако как особый институт наука стала оформляться только в Новое время. Были переосмыслены ее цели, существенно расширились функции.

-Возникли первые научные сообщества ( в 17 в. – Лондонское королевское общество, Парижская академия наук, в начале 18 в.- Петербургская академия наук).

-Начинают издаваться научные журналы.

— Формируется особая этика науки, призванная регулировать как отношения между учеными, так и взаимоотношения научного сообщества с обществом в целом ( ее основными проблемами становятся самоценность истины, социальная ответственность ученых за результаты своей деятельности).

— Постепенно складывается материально-техническая база, обслуживающая научный поиск( экспериментальные установки, исходные материалы, здания академий, научных институтов и т.д.)

— Развивается комплекс научных отличий и регалий ( ученые звания, научные дипломы и т.п.).

— Усиливаются связи науки с другими институтами общества: государством ( государственное финансирование фундаментальной науки, влияние научных подходов на практику управления), производством ( превращение науки в непосредственную производительную силу), школой ( усиление научной направленности образования, специализированная подготовка кадров для научных учреждений).

Социальные институты вносят упорядоченность в нашу жизнь

3. Признаки социальных институтов: ( записать в тетрадь)

— Комплекс устойчивых общепринятых моделей поведения.

-Набор социальных ролей.

— Социальные институты упорядочивают нашу жизнь, отвечают насущным потребностям и личности, и общества.

4.Типы социальных институтов

А.Главные институты ( призваны удовлетворять базовые потребности людей):

— Экономические институты ( производство, рынок; связаны с необходимостью добывать средства существования).

— Политические институты ( потребности в безопасности, поддержании социального порядка; важнейший из них – государство).

— Институт семьи( призван регулировать брачные отношения, рождение и воспитание детей; связан с фундаментальной потребностью в продолжении рода).

Б)Неглавные (не основные) – выполняют более частные задачи.

— В состав экономических институтов входит, например, институт собственности, призванный регулировать отношения владения, пользования, распределения.

— Институт семьи включает институт брака, связанный с положением, правами и обязанностями супругов.

— Среди государственных институтов( политических) – институт президентства, институт монархии.

5.Черты социальных институтов.

А). Его историчность ( институты возникают на определенном этапе развития общества, видоизменяются с течением времени, часть из них в какой-то момент прекращает свое существование.

Эволюция такого социального института как школа:

— В эпоху Средневековья школа не играла той роли, которую обрела в последующие эпохи.-

— Потребность общества в социализации подрастающего поколения удовлетворяла преимущественно семья.

— Организационно школы в значительной степени принадлежали церкви: они создавались при церковных приходах, монастырях.

— Со вступлением общества в индустриальную стадию развития обнаружилась недостаточность прежних форм социализации.

— Ее и призвана была компенсировать превращающаяся в самостоятельный социальный институт школа.

— Именно она должна была подготовить человека к выполнению им основных социальных ролей.

— Государство брало на себя задачу объединения разрозненных учебных заведений в единую систему.

— Постепенно школа, сперва начальная, а затем и средняя, становилась общедоступной, обязательной для всех: особое внимание стало уделяться так называемым реальным предметам, основанным на научных знаниях и представлениях.).

Б). Социальные институты взаимодействуют между собой ( институты могут сотрудничать между собой, если они выполняют сходные функции. Так, для определения содержания школьного образования объединяют свои усилия учреждения науки и педагогические организации. В решении задачи социализации подрастающих поколений призваны координировать свои усилия семья и школа).

— Взаимодействие институтов приобретает и конфликтный характер ( в средневековой Европе противоборствовали в борьбе за влияние на жизнь общества государство и католическая церковь. Одной из причин возникновения конфликтов на институциональном уровне являются разные темпы изменений, эволюции отдельных институтов).

6.Функции социальных институтов

— Главная функция любого института – удовлетворение определенной потребности ( ради этого и создается институт). Эти функции открыто определяются, записываются в законах, программах, уставах; закрепляются в системах социальных статусов. Так, цели образования в нашей стране нашли отражение в Законе РФ «Об образовании», задачи и функции Академии наук записаны в ее уставе. Это – явные функции.

— Помимо явных, декларируемых, социальным институтам присущи и скрытые функции ( пример: производство предметов потребления – его явная функция – удовлетворять потребности людей через комплекс разнообразных товаров ( продукты питания, ткани, посуда, мебель, товары длительного пользования и т.п. ) в пище, тепле, комфортной среде обитания. Но есть у этого производства и скрытая функция: производство этих вещей помогает повышать собственный престиж в своих глазах и глазах окружающих.

Прочитать: С началом индустриального развития стали возникать крупные промышленные предприятия. Их основное экономическое назначение состояло в том. чтобы сделать процесс производства более эффективным, а произведенные товары – более дешевыми. Работа на этих предприятиях учила рабочих точности, дисциплине, координации своих действий с другими, т.е. формировала новый тип работника. История показала, что эта функция крупного производства, на первых порах неявная, оказалась в дальнейшем не менее значимой, чем основная. Скрытые функции многие исследователи отмечают и у такого института, как современные СМИ, которые не только сообщают сведения о событиях, но и неявным образом внедряют в сознание людей определенные установки, модели ожидаемого поведения.

-Если скрытые функции приобретают негативный характер, а главные функции не реализуются, можно говорить о дисфункции самого социального института. ( Пример: бюрократизация какого-либо государственного органа. В этом случае акцент деятельности смещается с целей на средства.

что следующий избранник вряд ли будет столь же хорош, политическая элита пришла к выводу о необходимости упразднить должность президента и перейти к парламентской форме правления. В этом решении ее поддержал народ. В этом случае нельзя говорить о формировании института

президентства). Обеспечение функций института не должно зависеть исключительно от личностных качеств тех, кто возглавляет властный орган.

Функции социальных институтов

Производство предметов потребления

Удовлетворять потребности людей через комплекс разнообразных товаров в пище, тепле, комфортной среде обитания

Производство данных вещей помогает нам повышать собственный престиж в своих глазах и глазах окружающих

Возникновение крупных промышленных предприятий

Сделать процесс производства более эффективным, а произведенные товары – более дешевыми

Работа на таких предприятиях учила рабочих точности, дисциплине, координации своих действий с другими, т.е. формировала новый тип работника.

Освещение сведений о событиях

Внедрение в сознание людей установок, моделей ожидаемого поведения.

— Организуют человеческую деятельность в определенную систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни. ( Например: такой социальный институт, как школа, включает роли учителя и ученика, а семья – роли родителей и детей.

— Включают систему санкций – от правовых до морально-этических.

— упорядочивают, координируют множество индивидуальных действий людей, придают им организованный и предсказуемый характер.

— Обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях.

— Социальные институты определяют общество в целом. Любые общественные преобразования осуществляются через изменения в социальных институтах.

Дом. задание: п. 2, стр. 19 – 22, работа с документом на стр. 23 – 24; вопросы для самопроверки на стр. 24

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *