Ученики на уроках машиноведения занимались чем угодно

Ученики на уроках машиноведения занимались чем угодно

Ученики на уроках машиноведения занимались чем угодно

Ученики на уроках машиноведения занимались чем угодно

IrishU | ОГЭ/ЕГЭ по русскому языку запись закреплена

Добрый вечер. Никак не могу определить проблему и авторскую позицию этого текста. Помогите пожалуйста
анонимно
)У нас в девятом классе был странный предмет. (2)Он назывался «машиноведение». (З)Это потому, что в школах тогда насаждалось «политехническое» образование. (4)Из всего курса я запомнил всего лишь два слова, хотя и, говорят, очень важных, — «допуск» и «посадка».

(5)На этих уроках, проводимых два раза в неделю, мы занимались чем угодно, но только не поиском различий между допуском и посадкой. (6)А уж такие дикие слова, как, например, «станина», и вовсе пролетали со свистом мимо ещё не увядших юных ушей.

(7)Учитель был довольно незлобивый, хотя иногда багровел и начинал на нас кричать: терпение у него тоже кончалось. (8)Но его всё равно не боялись.

(9)И имя-отчество было у него что-то вроде Ивана Моисеевича. (10)Кажется, именно так его и звали.

(11)И выглядел он довольно жалко: треснутые очки, перекрученный, всегда один и тот же галстук, короткие брюки. (12)И говорил он довольно смешно. (13)Нас, например, приводило в исступлённое состояние слово «отверствие». (14)А ещё он говорил «шеШнадцать миллИметров».

(15)В общем, легко догадаться, что над ним издевались, или, как это называлось тогда на нашем поганом подростковом языке, «доводили». (16)Доводили его со всей доступной нам изобретательностью. (17)Старались, например, с самым невинным видом задать такой вопрос «по теме», чтобы в ответе непременно прозвучало «шешнадцать». (18)Были у нас даже признанные специалисты в этой малопочтенной области.

(19)На его уроках в полный голос разговаривали, пулялись жёваными промокашками, пускали под потолок исписанные бумажные самолётики, вальяжно фланировали по классу. (20)Как он всё это выдерживал, до сих пор непонятно.

(21)Иногда он на нас кричал, но сразу как-то смущённо спохватывался и говорил тихо, так тихо, что в нескончаемом кошачьем концерте это мог расслышать только я, все десять школьных лет просидевший по причине близорукости на первой парте: «Ребята, ну нельзя же так!»

(22)Если я скажу, что при этих словах я начинал испытывать уколы совести или тем паче пресловутое «щекотание в носу», то мне не поверят, и правильно сделают. (23)Я, разумеется, и мысли не допускал, что можно и нужно быть не таким, как все. (24)Ещё чего!

(25)«Шинель» уже была прочитана мною. (26)И что? (27)А ничего. (28)Все мы ещё из неё не вышли. (29)И в общем-то не особенно и собирались из неё выходить. (ЗО)Для того чтобы научиться содрогаться от невероятного «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?», мне понадобился не один год.

(31)Всё это я пишу, если кто ещё не понял, про Гоголя, про Николай Васильича. (32)И к этому мне добавить особенно нечего.

(33)А что наш непутёвый Иван Моисеевич был однажды избит и ограблен, что с него было снято новое зимнее пальто, что он шёл до дому пару километров по морозу в одном пиджачке, что он на месяц-полтора слёг с воспалением лёгких и что это обстоятельство несказанно повеселило и обрадовало наш чудесный 9-й «А», я вовсе не выдумываю. (34)Так и было.

(По Л. С. Рубинштейну)

ОТВЕТ:
Здравствуйте! По-разному можно сформулировать проблему:
1)проблема травли в школе
2)проблема издевательства учеников над учителями
3)проблема нетерпимости к людям
4)проблема жестокости подростков

Позиция рассказчика (не автора в данном случае!) по всем проблемам напрямую не сформулирована, но можно понять по контексту, что, будучи взрослым человеком, он не одобряет такое поведение, однако в детстве поддерживал подобное («(22)Если я скажу, что при этих словах я начинал испытывать уколы совести или тем паче пресловутое «щекотание в носу», то мне не поверят, и правильно сделают. (23)Я, разумеется, и мысли не допускал, что можно и нужно быть не таким, как все. (24)Ещё чего!»).

Источник

Ученики на уроках машиноведения занимались чем угодно

Добрый вечер. Никак не могу определить проблему и авторскую позицию этого текста. Помогите пожалуйста
анонимно
)У нас в девятом классе был странный предмет. (2)Он назывался «машиноведение». (З)Это потому, что в школах тогда насаждалось «политехническое» образование. (4)Из всего курса я запомнил всего лишь два слова, хотя и, говорят, очень важных, — «допуск» и «посадка».

(5)На этих уроках, проводимых два раза в неделю, мы занимались чем угодно, но только не поиском различий между допуском и посадкой. (6)А уж такие дикие слова, как, например, «станина», и вовсе пролетали со свистом мимо ещё не увядших юных ушей.

(7)Учитель был довольно незлобивый, хотя иногда багровел и начинал на нас кричать: терпение у него тоже кончалось. (8)Но его всё равно не боялись.

(9)И имя-отчество было у него что-то вроде Ивана Моисеевича. (10)Кажется, именно так его и звали.

(11)И выглядел он довольно жалко: треснутые очки, перекрученный, всегда один и тот же галстук, короткие брюки. (12)И говорил он довольно смешно. (13)Нас, например, приводило в исступлённое состояние слово «отверствие». (14)А ещё он говорил «шеШнадцать миллИметров».

(15)В общем, легко догадаться, что над ним издевались, или, как это называлось тогда на нашем поганом подростковом языке, «доводили». (16)Доводили его со всей доступной нам изобретательностью. (17)Старались, например, с самым невинным видом задать такой вопрос «по теме», чтобы в ответе непременно прозвучало «шешнадцать». (18)Были у нас даже признанные специалисты в этой малопочтенной области.

(19)На его уроках в полный голос разговаривали, пулялись жёваными промокашками, пускали под потолок исписанные бумажные самолётики, вальяжно фланировали по классу. (20)Как он всё это выдерживал, до сих пор непонятно.

(21)Иногда он на нас кричал, но сразу как-то смущённо спохватывался и говорил тихо, так тихо, что в нескончаемом кошачьем концерте это мог расслышать только я, все десять школьных лет просидевший по причине близорукости на первой парте: «Ребята, ну нельзя же так!»

(22)Если я скажу, что при этих словах я начинал испытывать уколы совести или тем паче пресловутое «щекотание в носу», то мне не поверят, и правильно сделают. (23)Я, разумеется, и мысли не допускал, что можно и нужно быть не таким, как все. (24)Ещё чего!

(25)«Шинель» уже была прочитана мною. (26)И что? (27)А ничего. (28)Все мы ещё из неё не вышли. (29)И в общем-то не особенно и собирались из неё выходить. (ЗО)Для того чтобы научиться содрогаться от невероятного «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?», мне понадобился не один год.

(31)Всё это я пишу, если кто ещё не понял, про Гоголя, про Николай Васильича. (32)И к этому мне добавить особенно нечего.

(33)А что наш непутёвый Иван Моисеевич был однажды избит и ограблен, что с него было снято новое зимнее пальто, что он шёл до дому пару километров по морозу в одном пиджачке, что он на месяц-полтора слёг с воспалением лёгких и что это обстоятельство несказанно повеселило и обрадовало наш чудесный 9-й «А», я вовсе не выдумываю. (34)Так и было.

(По Л. С. Рубинштейну)

ОТВЕТ:
Здравствуйте! По-разному можно сформулировать проблему:
1)проблема травли в школе
2)проблема издевательства учеников над учителями
3)проблема нетерпимости к людям
4)проблема жестокости подростков

Позиция рассказчика (не автора в данном случае!) по всем проблемам напрямую не сформулирована, но можно понять по контексту, что, будучи взрослым человеком, он не одобряет такое поведение, однако в детстве поддерживал подобное («(22)Если я скажу, что при этих словах я начинал испытывать уколы совести или тем паче пресловутое «щекотание в носу», то мне не поверят, и правильно сделают. (23)Я, разумеется, и мысли не допускал, что можно и нужно быть не таким, как все. (24)Ещё чего!»).

Источник

Прочитайте текст и выполните задания 19- 23.

Ученики на уроках машиноведения занимались чем угодно Ученики на уроках машиноведения занимались чем угодно Ученики на уроках машиноведения занимались чем угодно Ученики на уроках машиноведения занимались чем угодно

Ученики на уроках машиноведения занимались чем угодно

(I) У нас в девятом классе был странный предмет. (2)Он назывался «Машиноведение». (3)Это потому, что в школах тогда насаждалось «политехническое» образование. (4)Из всего курса я запомнил всего лишь два слова, хотя и, говорят, очень важных, — «допуск» и «посадка». (5)На этих уроках, проводимых два раза в неделю, мы занимались чем угодно, но только не поиском различий между допуском и посадкой. (6)А уж такие дикие слова, как, например, «станина», и вовсе пролетали со свистом мимо ещё не увядших юных ушей.

(7)Учитель был довольно незлобивый, хотя иногда багровел и начинал на нас кричать. (8)Но его всё равно не боялись.

(9)И имя-отчество было у него что-то вроде Ивана Моисеевича. (10)Кажется, именно так его и звали.

(11) И выглядел он жалко: треснутые очки, перекрученный, всегда один и тот же галстук, короткие брюки. (12)И говорил он довольно смешно. (13)Нас, например, приводило в исступлённое состояние слово «отверствие». (14)А ещё он говорил «шеШнадцать миллИметров».

(15)В общем, легко догадаться, что над ним издевались, или, как это называлось тогда на нашем поганом подростковом языке, «доводили». (16)Доводили его со всей доступной нам изобретательностью. (17)Старались, например, с самым невинным видом задать такой вопрос «по теме», чтобы в ответе непременно прозвучало «шешнадцать». (18)Были у нас даже признанные специалисты в этой малопочтенной области.

(19)На его уроках в полный голос разговаривали, пулялись жёваными промокашками, пускали под потолок бумажные самолётики, вальяжно фланировали по классу. (20)Как он всё это выдерживал, до сих пор ума не приложу.

(21) Иногда он на нас кричал, но сразу как-то смущённо спохватывался и говорил тихо, так тихо, что в нескончаемом кошачьем концерте это мог расслышать только я, все десять школьных лет просидевший по причине близорукости на первой парте: «Ребята, ну нельзя же так!»

(22) Если я скажу, что при этих словах я начинал испытывать уколы совести, то мне скорее всего не поверят, и правильно сделают. (23)Я, разумеется, и мысли не допускал, что можно и нужно быть не таким, как все. (24)Ещё чего!

(25)«Шинель» уже была прочитана мною. (26)И что? (27)А ничего. (28)Все мы ещё из неё не вышли. (29)И в общем-то не особенно и собирались из неё выходить. (30)Для того чтобы научиться содрогаться от невероятного «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?», мне понадобился не один год.

(31)Всё это я пишу, если кто ещё не понял, про Гоголя, проНиколай Васильича. (32)И к этому мне добавить особенно нечего.

(33)А что наш непутёвый Иван Моисеевич был однажды избит и ограблен, что с него было снято новое зимнее пальто, что он шёл до дому пару километров по морозу в одном пиджачке, что он на месяц-полтора слёг с воспалением лёгких и что это обстоятельство несказанно повеселило и обрадовало наш чудесный 9-й «А», я вовсе не выдумываю. (34)Так и было.

Балл). Определите стиль и тип текста

Балл). Из предложений 20-23 выпишите любой фразеологизм.

Балл). Среди предложений 19-22 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Балл). Из предложений 25–30 выпишите средства художественной выразительности.

Балл). Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Ученики на уроках машиноведения занимались чем угодно, только не самим предметом.

2) Учитель жаловался директору на плохое поведение учащихся на уроках.

3) Ученики издевались над Иваном Моисеевичем.

4) Рассказчика мучит позднее угрызение совести за своё недостойное поведение.

5) Иван Моисеевич был злым человеком, его боялись ученики.

Прочитайте текст и выполните задания 24-25.

Последняя льдина

Ле… на реке тронулся. Б…льшая грязная льдина п…плыла вни… (по) течению. Речка вышла и… б…рего… и льдину пон…сло (в)луга. Ра… около льдины вынырнул ч…рныйзв…рек и зале… (на)нее. Это был крот. Льдина задела одним своим краем сухой холм…к. Крот соск…чил на него и живо з…рылся (в)землю. Льдину гнало в лес. Она наехала на пень и застр…ла. Тут на ней как на островк… с…брались зв…рьки. Это были л…сныемыш… мал…нький зайчишка др…жащие (от)страха и хол…да. Зверьки жались дру… к другу. Б…да у них была общ…я.

Баллов) Спишите. Вставьте орфограммы-буквы и знаки препинания.

25.(6 баллов) Определите стиль речи текста, определите тип текста.Приведите примеры олицетворений, сравнений.

Источник

Ученики на уроках машиноведения занимались чем угодно

(1)У нас в девятом классе был странный предмет. (2)Он назывался «Машиноведение». (3)Это потому, что в школах тогда насаждалось «политехническое» образование. (4)Из всего курса я запомнил всего лишь два слова, хотя и, говорят, очень важных, – «допуск» и «посадка». (5)На этих уроках, проводимых два раза в неделю, мы занимались чем угодно, но только не поиском различий между допуском и посадкой. (6)А уж такие дикие слова, как, например, «станина», и вовсе пролетали со свистом мимо ещё не увядших юных ушей.

(7)Учитель был довольно незлобивый, хотя иногда багровел и начинал на нас кричать. (8)Но его всё равно не боялись.

(9)И имя-отчество было у него что-то вроде Ивана Моисеевича. (10)Кажется, именно так его и звали.

(11)И выглядел он жалко: треснутые очки, перекрученный, всегда один и тот же галстук, короткие брюки… (12)И говорил он довольно смешно. (13)Нас, например, приводило в исступлённое состояние слово «отверствие». (14)А ещё он говорил «шеШнадцать миллИметров».

(15)В общем, легко догадаться, что над ним издевались, или, как это называлось тогда на нашем поганом подростковом языке, «доводили». (16)Доводили его со всей доступной нам изобретательностью. (17)Старались, например, с самым невинным видом задать такой вопрос «по теме», чтобы в ответе непременно прозвучало «шешнадцать». (18)Были у нас даже признанные специалисты в этой малопочтенной области.

(19)На его уроках в полный голос разговаривали, пулялись жёваными промокашками, пускали под потолок бумажные самолётики, вальяжно фланировали по классу.. (20)Как он всё это выдерживал, до сих пор ума не приложу.

(21)Иногда он на нас кричал, но сразу как-то смущённо спохватывался и говорил тихо, так тихо, что в нескончаемом кошачьем концерте это мог расслышать только я, все десять школьных лет просидевший по причине близорукости на первой парте: «Ребята, ну нельзя же так!»

(22)Если я скажу, что при этих словах я начинал испытывать уколы совести, то мне скорее всего не поверят, и правильно сделают. (23)Я, разумеется, и мысли не допускал, что можно и нужно быть не таким, как все. (24)Ещё чего!

(25)«Шинель» уже была прочитана мною. (26)И что? (27)А ничего. (28)Все мы ещё из неё не вышли. (29)И в общем-то не особенно и собирались из неё выходить. (30)Для того чтобы научиться содрогаться от невероятного «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?», мне понадобился не один год.

(31)Всё это я пишу, если кто ещё не понял, про Гоголя, про Николая Васильевича. (32)И к этому мне добавить особенно нечего.

(33)А что наш непутёвый Иван Моисеевич был однажды избит и ограблен, что с него было снято новое зимнее пальто, что он шёл до дому пару километров по морозу в одном пиджачке, что он на месяц-полтора слёг с воспалением лёгких и что это обстоятельство несказанно повеселило и обрадовало наш чудесный 9 «А», я вовсе не выдумываю. (34)Так и было…

21. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номер ответов.

22. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

23. Из предложений 20 – 23 выпишите фразеологизмы.

24. Среди предложений 19 – 22 найдите такое(-ие), которое (-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

25. «Отношение девятиклассников к учителю передаёт приём – (А) _______ («доводили» в предложениях 15 и 16); в синтаксисе – (Б) _______ (предложение 19) и троп (В) _______ («нескончаемый кошачий концерт» в предложении 21). Запоздало раскаиваясь в своём поведении, автор использует художественный приём – (Г) ______ (предложения 25 – 30). В самом деле, несомненно сходство отношения учеников к Ивану Моисеевичу с отношением чиновников к Башмачкину, герою «Шинели» Н.В. Гоголя».

Источник

Комплексный анализ, Пособие Соколова

Комплексный анализ текста на уроках русского языка как эффективное средство формирования коммуникативной компетентности у учащихся школы в рамках подготовки к итоговой аттестации

Современное образование, реформированное на основе принципов гуманизации и демократизации, рассматривается как средство безопасного и комфортного существования личности в окружающем мире, как способ её саморазвития. Особое внимание в последнее время стало уделяться формированию коммуникативной культуры.

Наше государство, озабоченное катастрофическим падением уровня речевой культуры своих граждан, приняло общенациональную программу возрождения русского языка. Усилилось внимание к речевой подготовке школьников. Однако обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования, так называемый Госстандарт, по русскому языку включает в себя такой перечень вопросов, который в рамках традиционных уроков удаётся освоить с большим трудом. Связано это как с недостаточным количеством часов, отведённых на развитие речи учащихся, так и с неблагоприятной для повышения уровня коммуникативной культуры социальной обстановкой.

В этом контексте приобретает особую актуальность обращение к методическому использованию комплексного анализа текста при формировании коммуникативной компетенции учащихся: способность решать языковыми средствами коммуникативные задачи в конкретных формах и ситуациях общения, способности понимать и порождать целостные речевые произведения, т.е. тексты.

Всех учителей русского языка волнует вопрос результативности каждого учащегося на ОГЭ и ЕГЭ. И любой педагог понимает, что к итоговой аттестации надо готовиться заранее и целенаправленно. А чтобы добиться хороших результатов, подготовка к такому экзамену должна начинаться уже с 5 класса. И особое внимание необходимо уделить развитию речи учащихся. Любовь к языку можно прививать через работу с текстами художественных произведений, через комплексный анализ текста на уроках русского языка и литературы. Тем более, что эти знания, умения и навыки необходимо выпускнику школы продемонстрировать на пороге школы, в рамках сдачи экзамена в формате ЕГЭ.

Единый государственный экзамен по русскому языку наряду с заданиями базового уровня, проверяющими языковую компетенцию экзаменуемых, содержит задания повышенного и высокого уровня сложности, которые проверяют лингвистическую компетенцию выпускника (способность опознавать языковые единицы и классифицировать их), а также его коммуникативную компетенцию (способность понимать высказывание, связно и логично строить текст).

Ряд составных заданий связан с анализом текста. Текст — это центральное звено второй части экзаменационной работы, более сложной, предназначенной главным образом для отбора в вузы самых подготовленных выпускников. На основе этого текста строятся тестовые задания разного типа: с выбором ответа, с кратким ответом и с развернутым — сочинением, написание которого и является самым трудным заданием для выпускника в ЕГЭ. Эту трудную задачу поможет решить использование на уроках русского языка комплексного лингвистического анализа текста с 5 по 11классы. И считаю, что комплексный лингвистический анализ текста на уроках русского языка является не только главным средством подготовки к ЕГЭ, но и важнейшим заданием обучающего характера и эффективным способом проверки знаний учащихся.

Что повышает мотивацию к изучению того или иного предмета? Доступность и близость материала для обучающегося-читателя, поэтому в пособии в качестве тренировочных текстов для комплексного анализа отобрано несколько произведений, относящихся к литературному творчеству народов Дагестана и Чечни.

Анализ художественного текста

для учащихся 5 класса

Пример анализа художественного текста

Сентябрь был отменно сухим и солнечным, и в середине месяца вернулись погожие летние денечки. Сосны стояли на солнце, барабанно-звонкие голоса птиц были слышны за километр, земля бордовела крупными ягодами брусники. Тайга была такой чистой, словно осень прошлась по ней свистящей метлой, и во всем мире жила прозрачность, грустность, ощущение легкой тревоги. (А. И. Куприн).

1. Тема (про что?): осень в тайге. Основная мысль (что именно сказано про это ЧТО?): удивительная красота, яркость этого времени года в тайге все-таки навевает грусть.

2. Ключевые слова (самые важные, опорные, смыслообразующие, те, на которых держится ткань текста. Как правило, ключевое слово в разных вариантах не раз повторяется, поэтому правомерно говорить о группах ключевых слов):

— Осень, сентябрь, денечек (время года);

— Солнечный, погожий летний денечек, на солнце (погода);

— Прозрачность, чистота тайги, голоса птиц слышны за километр (общая прозрачность воздуха);

— Цвет солнца, ягод, осени и тревоги – желто-красная гамма; неба – синяя гамма (цвета умирания, увядания, грусти).

3.Анализ предложенных заголовков. Заголовок «Бабье лето в тайге» соотносится с темой текста, он менее художествен, чем заголовок «Таежная красота увядания», соотносящийся с основной мыслью текста.

4. Художественный стиль текста: доказательства

— Образность: денечки (короткие, теплые, приятные, и автор относится к ним с одобрением – уменьшительно-ласкательный суффикс); метафоры (денечки вернулись, земля бордовела ягодами, прозрачность и грустность жили), сравнения (словно осень прошлась свистящей метлой, барабанно-звонкие голоса), гипербола (жила грусть);

— Авторская позиция: денечки; слышны за километр (разговорность как отражение искренности и благостного состояния автора).

— Информация в тексте не претендует на актуальность, как это было бы в публицистическом тексте.

5. Тип речи – описание: доказательства

— Описан 1 факт (осень в тайге);

— Этот факт дан в статике (констатация признаков бабьего лета в тайге);

— Языковые приметы: слова со значением признаковости (прилагательные, абстрактные существительные, глагол «бордоветь»), способ выражения предикативности – составные именные сказуемые (был сухим и солнечным, была чистой, прошлась метлой), синтаксические конструкции (однородные члены, сложносочиненные предложения с союзом И со значением «одновременности», бессоюзные сложные предложения со значением «перечисление одновременного», сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения).

Текст для самостоятельного анализа

(Дагестанская народная сказка)

Вопросы для комплексного анализа текста:

1. Определить тему и основную мысль текста.

2. Выписать ключевые слова.

3. Озаглавить текст.

4. Определить стиль текста и доказать свое мнение.

5. Определить тип речи и доказать свое мнение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *