Ученик списывает что делать учителю

4 признака, по которым учителя понимают, что ребенок списывает

Ученик списывает что делать учителю

На какие только хитрости не идут ученики и студенты на экзаменах, когда не знают материал и рассчитывают только на шпаргалку. Но учителя видят списывающего буквально с первой минуты экзамена. Как? Педагоги школ и вузов поделились своими наблюдениями.

Дополнительные вопросы

«Существует масса признаков, по которым преподаватель определяет, что студент списывает. Но не всегда учителя показывают, что заметили списывание, — говорит доцент геологического факультета МГУ Юлия Фролова. — Например, на устном экзамене можно попросить ученика рассказать материал, не глядя в листочек с подготовленным ответом, а также задать дополнительные вопросы, которые быстро прояснят реальные знания. Другое дело, если проводится письменный экзамен или контрольная работа. В этом случае обязанность преподавателя — списывание пресечь сразу».

Время на решение задач

«Списывающего выдает то, что он перестает соблюдать хронометраж, — рассказывает учитель биологии Павловской гимназии Ирина Амирова. — Одно задание он делает намного дольше других, не торопится переходить к следующему, несмотря на то что время уходит. Зачем ему это? Потому что остальные надеется списать или успеть вытащить заготовленные „ответы-бомбы“, когда на листочке уже все написано заранее».

Ученик списывает что делать учителю

Поведение

«Когда студент пришел неподготовленный к экзамену и надеется списать, это сразу видно по его поведению, — делится старший преподаватель кафедры иностранных языков и русского как иностранного Государственного университета „Дубна“ Елена Капусткина. — Он становится излишне говорлив, много суетится или, наоборот, слишком осторожно двигается, охотно поддерживает зрительный контакт и усиленно кивает. В процессе списывания студент, наоборот, будет всячески избегать зрительного контакта с педагогом, делать демонстративно сосредоточенный вид, хмуриться, почесывать голову, кашлять, вздыхать, что-то бормотать себе под нос».

Особые «маячки»

«То, что ученик списал, часто видно и при проверке работы, — дополняет Юлия Фролова. — Преподаватель сразу видит в письменной работе определения или информацию, которые не рассказывал на занятиях. Как правило, шпаргалка сделана по ответам из интернета, проверить это легко — просто забить в поисковую строку фразу из ответа ученика. В результате у Google все ок, а у ученика неудовлетворительно».

«Однажды мне сдали две идентичные домашние работы. Это были ответы на вопросы по тексту, и в обеих стояла фраза, которая не встречалась в тексте. Очевидно, списали, — рассказывает учитель английского языка Павловской гимназии Татьяна Тарасова. — Работая в маленьких группах, мои ученики даже не пытаются списывать на уроках: еще на первом занятии договариваемся, что я не собираюсь оценивать их навыки списывания. При подготовке можно пользоваться информацией из других источников, включая интернет, но на уроке — всегда сами».

Ученик списывает что делать учителю

Что сделать, чтобы не списывали

«Я стараюсь выбирать индивидуальные творческие задания, потому что мне важно, чтобы по результату экзамена было видно, что каждый студент освоил тему, может решить поставленную задачу, проанализировать ее и выдать уникальный ответ или поработать над собственным мини-проектом», — делится профессор факультета гуманитарных наук НИУ «Высшая школа экономики» Екатерина Рахилина.

Источник

Как отучить ребёнка списывать?

Учителя часто жалуются на то, что ребёнок списывает? Замечали, что сын или дочь предпочитает подсмотреть информацию или воспользоваться сборником с готовыми домашними заданиями? Ученик не стремится выполнять задачи самостоятельно? Такой ситуацией нужно заняться всерьёз.

Чем опасно постоянное списывание?

Проблема постоянного списывания состоит не только в том, что вы теряете возможность реально оценить знания ребёнка. Эта ситуация чревата и другими последствиями:

Всё это приводит к ухудшению знаний, а экзамен для такого ученика может стать настоящим испытанием. Например, списать на ЕГЭ не только практически невозможно, но и очень опасно. Результат пойманного на этом выпускника аннулируется. Это грозит пересдачей тестирования в следующем году, а в более серьёзных случаях — лишением аттестата.

Ученик списывает что делать учителю

Да и в вузах такая схема решения заданий часто недейственна. Ведь преподаватели проверяют знания в устном формате и замечают «плавающих» в материале студентов. Что же предпринять для решения такой проблемы? Это непосредственно зависит от причины. Давайте разбираться.

Причина: Лень

Часто ученик списывает просто из-за того, что ленится, не хочет думать, делать что-то самостоятельно. Такому ребёнку не хватает мотивации в учёбе, а иногда в целом навыка индивидуальной работы.

Решение: Мотивировать с помощью интересных форм работы, привязки школьных дисциплин к реальной жизни, поощрений. А ещё можно ознакомиться с советами о том, как научить ребёнка самостоятельно трудиться здесь.

Причина: Пробелы в знаниях

Упущенные и потерянные знания по предмету любят нарастать как снежный ком. Ученик всё больше и больше не понимает материал, что вынуждает его списывать.

Решение: Восполнение имеющихся пробелов, дополнительные занятия.

Причина: Неуверенность в своих силах

В целом неглупый и самостоятельный ребёнок тоже может списывать, потому что не уверен в своих знаниях и боится что-то сделать не так. Причинами такой неуверенности бывают индивидуальные особенности личности, отсутствие поощрений и похвалы за успешное выполнение школьных заданий, отрицательная мотивация со стороны взрослых (когда звучат фразы «это для тебя слишком сложно», «ты не сможешь» и др.).

Решение: Поддержка со стороны родителей и учителей, похвала и поощрение за любые успехи, объективная отметка сильных сторон ребёнка, а также сторон, которые стоит подтянуть.

Причина: Нехватка времени

Такое случается у детей, загруженных помимо школы дополнительными занятиями. На выполнение домашнего задания просто не остаётся времени, что вынуждает ребёнка списывать.

Решение: Оптимизация уровня нагрузки, пересмотр распорядка дня, отказ от части дополнительных занятий, если они мешают основной учёбе.

Что точно не нужно делать родителям?

Что стоит делать родителям?

Если ребёнок списывает из-за пробелов в знаниях определённого предмета, то на помощь могут прийти тематические курсы Юниум. Здесь ученик сможет восполнить пропуски, получит навык решения различных задач, будет обучаться в комфортной обстановке с опытными и увлеченными преподавателями.

Индивидуальную модель обучения и уникальные образовательные возможности также предоставляет Частная Школа Юниум, где ребёнок сможет изучать углублённо те предметы, которые нужны именно ему, начнёт осваивать программу в своём темпе. Все сложности и белые пятна прорабатываются и перестают мешать дальнейшему усвоению. У ребёнка не остаётся оснований не любить учиться, он начинает получать удовольствие от учёбы и чувствовать себя уверенно. Сделайте первый шаг к успеху ваших детей!

Ученик списывает что делать учителю

Автор статьи: Ксения Михеева — психолог, преподаватель Юниум по биологии.

Источник

Что делать, если поймали на списывании? Рекомендации подросткам

Однажды, когда подросток будет списывать, его жульничество может заметить учитель. Во время подобного провала тинейджеру необходимо правильно отреагировать на ситуацию. Сделать так, чтобы наказание получилось минимальным. И чтобы списывание не привело к серьезным последствиям.

Мы расскажем о том, как вести себя подростку, когда его поймали. И заметили, что он списывает.

Если преподаватель увидел, что подросток списывает, то ему нужно сознаться

Ученик списывает что делать учителю

Подростку нужно раскаяться перед преподавателем

Когда подростка окончательно заметили за списыванием, то вести себя ему нужно очень хитро. Так, чтобы учитель видел: он раскаивается. И ему жалко, что он решил списать на определенной проверочной работе.

Раскаиваться нужно в любом случае. Даже если тинейджер не чувствует вины за то, что смухлевал. Даже напускное чувство вины позволит ему выйти «сухим из воды».

Подростку в обязательном порядке необходимо попросить у учителя прощение за то, что он пытался его обмануть. Желательно проявить все имеющееся актерское мастерство. Если подросток хочет плакать, то пусть делает это. Лицо во время извинений нужно сделать максимально грустным и несчастным. Чем больше эмоций будет, тем проще тинейджеру будет избавиться от жестких негативных последствий.

Подростку нужно объяснить преподавателю, почему он принял решение смухлевать во время выполнения определенной работы

Например, подросток должен сказать, что учил предмет всю ночь. Но так до конца и не понял всю тему. Желательно, чтобы его слова подчеркивали доказательства: Черные синяки под глазами. Тогда учитель даже может испытать к подростку чувство жалости. И больше не будет его ругать. Или поругает, но не слишком сильно.

Как подростку использовать другую тактику: отрицание вины?

Ученик списывает что делать учителю

Если учитель не поймал тинейджера на горячем, то у него есть возможность принять другую тактику защиты. Отрицание того, что он виноват. Эта тактика тоже может помочь тинейджеру избавиться от негативных последствий списывания на проверочной работе.

Тинейджеру нужно подумать, какие есть доказательства того, что он виноват

Если преподаватель заявляет, что подросток выполнил контрольную работу не самостоятельно, то отрицать свою вину можно. На горячем он тинейджера не ловил. Соответственно, не может знать наверняка, что подросток списывал.

В этом случае нужно отрицать свою вину. А также любые аргументы, которые произносятся в адрес подростка. Со стороны его учителя.

Подростку нужно сказать учителю, что он ни у кого ничего не списывал

Если тинейджер на сто процентов уверен, что у него есть все шансы оправдаться, то он должен активно действовать. Когда учитель обвинит его в списывании, то подросток должен удивиться. И даже оскорбиться.

На каждый аргумент учителя подросток должен давать один из следующих ответов:

Вне зависимости от того, что говорит учитель, подросток должен придерживаться одной версии. О том, что он очень долго и много готовился. Как следствие, именно поэтому он заработал высокую оценку. И показал отличный результат на экзамене. Все обвинения в списывании рекомендуется отрицать. Поскольку доказать их будет очень сложно.

Подростку нужно досконально выучить ту тему, которую он списал

Ученик списывает что делать учителю

Если подросток заранее выяснил, что учитель узнал о его списывании, то должен предварительно подготовиться к разговору с ним. Досконально изучить ту тему, которую списал. Так, чтобы знать ее идеально. На ту оценку, которую получил на контрольной работе. В ходе списывания.

Очень важно, чтобы тема отскакивала у подростка от зубов. Тогда, если преподаватель обвинит подростка в списывании, он сможет сказать ему: «Если не верите, что я написал работу сам, опросите меня. Я отвечу на любые ваши вопросы по теме».

Скорее всего, учитель даже не будет опрашивать подростка. Поскольку поверит ему. А если опрос всё-таки начнется, то тинейджер сможет ответить на все вопросы правильно. Не испытает проблем на тесте. И сможет убедить преподавателя в том, что он действительно знает определенную тему. И что ничего по ней не списывал.

Во время отрицания списывания подросток должен придерживаться одной конкретной версии событий

Во время отрицания очень важно держать одну линию защиты. Подростку не рекомендуется пытаться обманывать преподавателя разными версиями случившегося. Пусть придумает одну тактику и движется в соответствии с ней. Повторяет одно и то же на протяжении всего диалога с преподавателем.

Если подросток во время оправданий будет говорить разные вещи, то это будет очень подозрительно. Соответственно, преподаватель его раскусит. И это приведет к довольно плохим последствиям.

О своем списывании подросток не должен рассказывать никому. В особенности одноклассникам. В противном случае, они могут рассказать учителю, что тинейджер действительно списывал. И, как следствие, его могут серьезно наказать.

Одной конкретной версии событий нужно придерживаться абсолютно всегда. При общении со всеми людьми. А не только лишь с преподавателем. В противном случае, можно забыться.

Что делать подростку, если его собираются наказать за списывание?

Ученик списывает что делать учителю

Вполне возможно, что никакие оправдания не помогут подростку избавиться от негативных последствий списывания. В том числе, ложь. И попытки выгородить себя.

Тогда наступят негативные последствия. Наказание. И его нужно будет достойно встретить.

Подростку нужно смириться с тем, что с ним сделают

Если подросток заметит, что оправдаться не получилось, то он должен смириться с негативными последствиями. Сказать преподавателю, что готов понести наказание за свои действия. Скорее всего, это положительно повлияет на учителя. Сделает так, что он смягчит наказание. И начнет более лояльно относиться к подростку.

Подростку нужно подготовить родителей к тому, что им позвонят из школы

Подросток должен быть готов к тому, что его родителям позвонят. И вы тоже должны быть готовы к этому. Во время беседы с учителем в обязательном порядке сделайте вид, что вам очень неприятно узнавать о списывании. Пообещайте наказать подростка самыми жесткими методами.

Попросите преподавателя, одновременно с этим, не наказывать подростка. Пусть предоставят эту возможность вам. А сам преподаватель пусть поставит ему нормальную оценку. Хотя бы четверку. Пообещайте, что больше подросток списывать не будет.

Сами можете подростка не наказывать. Просто посоветуйте ему в следующий раз быть искусней. И списывать так, чтобы окружающие это не заметили.

Не нужно ругать подростка за списывание. Ведь побеждает тот, кто умеет находить выходы из нестандартных ситуаций. А списывание таковым выходом и является.

Подростку нужно учиться списывать искуснее

Ученик списывает что делать учителю

Если подросток сможет добиться этого, то станет лучше учиться. И экзамены больше не будут представлять для него опасность.

Важно!

Ни в коем случае не рекомендуем списывать подростку на важных экзаменах. Например, на ЕГЭ в России и на ЗНО в Украине. В этих странах от результата подобных экзаменов зависит дальнейшая судьба подростка. Если его с них выгонят, то последствия будут ужасные. Подросток не сможет поступить в университет.

Источник

Ученики списывают не только контрольные, но и поведение учителя

По материалам книги А.Ершовой и В.Букатова «Режиссура урока» (М., 2006)

* зеркало для учителя

Станислав КОЛЬЦОВ

Представим, что классная руководительница приходит на классный час для того, чтобы, например, провести с учениками разговор о списывании домашних заданий и контрольных работ. Чем она при этом будет занята – делом или выяснением взаимоотношений?
Чтобы ответить на этот, казалось бы, простой вопрос, сначала представим ту реакцию класса, которая удовлетворила бы учительницу, представим тот идеальный результат, которого она добивается. Очевидно, она ждет активного негодования класса по поводу их соб­ственного поведения («недостойного звания ученика»), которое завершилось бы принятием учениче­ского решения ни на переменах, ни на уроках больше не списывать. После чего классный руководитель с легкой душой могла бы отправиться в учительскую или школьный буфет, радуясь тому, какие у нее сознательные и воспитанные ученики.
Что же получается в действительности? Учительница вполне по-деловому начинает беседу и ставит вопрос ребром, сообщая, что многие учителя жалуются на повальное списывание, что терпение лопнуло и что так дальше продолжаться не может.
В ответ «народ безмолвствует». А это, конечно, задевает учительницу и включает ее житейско-бытовые поведенческие стереотипы.

Ставить на место?

В любой бытовой ситуации и по любому поводу можно встретить разборки типа ставить на место. Характерные признаки: взгляд – сверху, голос – громкий, основной букет подтекстов словесных воздействий – приказывать, утверждать, отделываться (см. брошюру нашей серии, вып.1. – Прим. ред.), движения – быстрые, резкие и довольно широкие (при общей дружественности) или, наоборот, сдержанные и скупые (при враждебности).
В быту эти проявления очень заразительны. Поэтому, как правило, все мы хорошо натренированы и в различении, и в применении их. Едва уловив в голосе партнера намек на крик, другой партнер чаще всего и сам тут же повышает свой голос, при этом, например, требуя: «Не повышайте голоса!» Появившийся приказной оттенок тут же берется на вооружение и его собеседником: «Ишь, раскомандовались!» Так, по цепной реакции легко может возникнуть скандал, сила и продолжительность которого будет зависеть от степени воспитанности (точнее, невоспитанности) общающихся.
Ученик списывает что делать учителюЕсли учитель не следит за манерой своего поведения, то подобные бытовые навыки и привычки он приносит в школу, в класс, на урок. Там они конденсируются до степени, заметно превышающей ту, которая существует в быту взрослых. В рядовой школе общение учителей с детьми процентов на восемьдесят заключается в позиционном воздействии типа ставить на место.
Но допустим, что классный руководитель, о которой мы говорили выше, встретив дружное молчание учеников, сдержалась и решила не повышать голоса, не поджимать губ и не использовать распекающих интонаций. Вместо этого она все еще ровным голосом переспрашивает: «Что же будем делать?» Но класс молчит опять.
Не реагирует класс и на кокетливую риторику, к которой скатилась учительница, начав себя возвышать: «Не понимаю, как это можно списывать! Вот когда мы учились в школе, у нас в классе никто не списывал!»
В конце концов учительница начинает по одному поднимать учеников с мест, добиваясь от них желаемого ответа.
Возможно, кто-то из учеников из чувства жалости к своему классному руководителю (или по малодушию) что-то и промямлит, напоминающее ожидаемый ответ, но скорее всего инициативу возьмет кто-нибудь из ершистых и начнет использовать ее совсем не в тех рамках, которые навязывались учителем. «А что тут плохого?» – слышит учитель голос с одной из, например, последних парт.
На сей раз классному руководителю удержаться и не дать волю своим скандальным привычкам чрезвычайно трудно.

Опыт собственного поведения

Когда учителя начинают повышать голос, делать назидание, одергивать, ругать, распекать, то, как правило, они оправдываются тем, что, дескать, «с этими детьми по-другому разговаривать нельзя – они просто не понимают!» Так ли это? Дети не только в школе, но даже в детском саду как раз очень хорошо понимают (или по крайней мере чувствуют), что в подобных ситуациях от них требуется беспрекословное, полное и самозабвенное раскаяние. Но они, как и мы, взрослые, не спешат выполнять ожидаемое учителем дей­ствие, воспринимая его как посягательство на свои природные права, свое человеческое достоинство.
Ребенку легче расплакаться, чем сознательно унизиться перед взрослым, согласиться занять то место, на которое в сердцах ставит его воспитатель. Если же ребенок с готовностью раскаивается перед взрослым в чем угодно и по первому же его требованию (что хоть и изредка, но, к сожалению, встречается), то это наводит на очень грустные размышления об их взаимной заинтересованности во лжи.
Припомним ситуации, когда нас самих ставят на место: или в магазине – продавщица, или на работе – администратор, или в семье – родной человек. Как мы обычно ведем себя? Либо пререкаемся (как в классе это делал ершистый ученик с одной из последних парт), либо терпеливо дожидаемся конца нравоучений (как все другие ученики в классе), понимая, что любые оправдания будут подливать масло в огонь. Так ведем себя мы сами, но вот ученикам в праве реагировать подобным образом мы отказываем – нас это выводит из равновесия.
А почему бы учителю, вспомнив опыт своего поведения в подобных ситуациях, не увидеть, например, в молчании класса при разговоре о списывании не желание учеников насолить взрослым, а попытку избежать разговора на щекотливую тему?

Подлинные причины

Деловой подход в педагогике предполагает установление возможных причинно-следственных связей произошедшего. Одного только учительского желания, чтобы ученики друг у друга не списывали, мало. Классный руководитель шла на беседу, надеясь на то, что достаточно будет сообщить им о своем желании, как ученики тут же и поддержат ее.
Упорное молчание (глухая оборона) класса разрушило ее надежды. Для поддержания делового разговора возникла необходимость выявить подлинные причины. И если бы учительница на это отважилась, скорее всего обнаружилось бы, что ответственность за их устранение, как правило, лежит не на учениках.

Формальное оценивание

Известно, что некоторым учителям удается вести обучение без домашних заданий. Поэтому ученикам на переменах просто нечего списывать. И такой стиль обучения возможен не только в начальных, но и в средних, а в отдельных случаях даже в старших классах. Но выбор подобного стиля обучения совершенно не зависит от желаний учеников (более того, он часто не зависит и от желания самих учителей, послушно выполняющих решения школьной или районной администрации).
Когда школа работает в традиционном режиме обучения с обязательными домашними заданиями, то поголовное списывание в классе может являться следствием многих вполне конкретных причин.
Например, формальное оценивание домашнего задания. Если учителей интересует всего лишь наличие исписанных дома страниц или правильных ответов в задачках (для чего достаточно беглого просмотра тетрадей), а вот на реконструкцию ученических размышлений у них нет ни сил, ни времени, ни желания, то ученики, несколько раз столкнувшись с формализмом проверки (или с учительской забывчивостью), быстренько делают соответствующие выводы.
Таким образом, учительский формализм порождает формализм ученический. А забывчивость учителей стимулирует соответственно забывчивость учеников: когда одни заданное на дом «забывают» проверять, то другие все чаще и чаще «забывают» эти задания выполнять.

Безнаказанность списывания

Или такая причина, как безнаказанность списывания. Если учитель видит списывание, но меры принимать не торопится, считая, предположим, что все это мелочи (дескать, лишь бы понимание темы было), тогда и ученики относиться к домашнему заданию начинают с досадой, вслед за учителем считая, что главное – это понимание. Позже учитель может спохватиться и свое непродуманное отношение к домашним заданиям изменить, только вот его ученикам подобную установку изменить будет уже гораздо сложнее.
На списывании сказывается и оценивание домашнего (или самостоятельного) задания под одну гребенку. Один из учеников не смог выполнить домашнюю работу, потому что на уроке ничего из объяснения учителя не понял, другой не справился, потому что объяснение прослушал, третий – забыл, а у четвертого после тренировки в спортивной секции сил ну никаких не было…

Однообразие заданий

Одной из причин списывания иногда становится единообразие домашних заданий и маловариантность контрольных работ. Если учитель, стремясь избежать лишних хлопот, задает классу всего один вариант контрольной или домашней работы, то и ученики, не желая лишних хлопот, списывают решение друг у друга. Правда, встречаются, но очень редко, учителя, которые каждый день дают всем или большинству учеников в классе индивидуальные домашние задания. И потом не забывают их проверить своевременно.
«Так это сколько же работать придется!» – возразят некоторые учителя. Предположим, что во время беседы о списывании на вопрос их учителя «Что будем делать?» ученики вместо молчания предлагают: «А вы начните задавать индивидуальные домашние задания и на контрольных количество вариантов увеличьте с двух до десяти». Легко представить, в какую форму облечется учительское возражение этому вполне деловому предложению учеников?!
Поделимся остроумной находкой преподавательницы химии одного из московских педколледжей. Для проведения 15-минутной контрольной работы были заведены индивидуальные карточки. Вариантов задания было всего семь, но, например, 5-й вариант обозначался цифрой 5 только на одной карточке, на других же этот вариант шел под номерами 15, 25, 35, 45, 55, соответственно четвертый вариант контрольной был на карточках под номерами 4, 14, 24 и т.д. В результате студенты, получая индивидуальные карточки с неповторяющимися номерами, не тратили время на поиск среди сокурсников того же варианта.
На удивленные вопросы, зачем так много вариантов, если в группе всего 30 человек, преподаватель отвечала, что на курсе группа не одна, поэтому рассчитано на всех с запасом. Обратим внимание заинтересованных читателей, что если эту педагогическую уловку использовать при двух-трех вариантах, то ученики ее быстро раскусят, и тогда результат может быть прямо противоположным.

Вопрос об ответственности

При пристальном рассмотрении причин повального списывания оказывается, что ответственность за их устранение или преодоление в основном лежит на учителе. И та идеальная реакция класса, которой ожидает учитель от беседы о списывании, оказывается недостижимой, так как предполагает, что ответственность за ликвидацию списывания класс возьмет на себя. Учителя будут по-прежнему беззаботно провоцировать учеников друг у друга списывать, а ученики будут стойко и мужественно сопротивляться этому соблазну.
Школьники с такой постановкой вопроса, конечно, согласиться не могут. Самим на себя вешать мало того, что чужие, но еще и невыполнимые обязанности, чтобы потом каждый из учителей мог их тыкать, как котят, носом, они не собираются. Единственный выход – молчаливая оборона как самая корректная из возможных ответных реакций. Но и она вызывает у некоторых учителей нешуточное недовольство или даже гнев.

Причины конфликтов

Уравновешенный деловой (дружественно-деловой) стиль ведения урока весьма привлекателен. Для многих учителей основу идеального образа урока составляет именно такой стиль. Что же мешает воплощаться этому идеалу на их реальных уроках? Основных причин две. Во-первых, невыполнение (точнее, частичное невыполнение) соб­ственных профессиональных обязанностей. И, во-вторых, бытовая привычка по любому поводу начинать позиционное наступление. Эти причины взаимосвязаны. Появление одной из них влечет за собой появление и другой.
Когда говорят о взаимоотношениях, то под ними подразумеваются установившиеся (или еще только устанавливающиеся) представления общающихся о взаимных правах и обязанностях. Разумеется, у ребенка по отношению к учителю есть определенные обязанности. И мы желаем, чтобы он их выполнял.
Но ученик их все же может и не выполнять – на то он и ребенок. Педагог же ни пренебрегать своими обязанностями, ни перекладывать их на плечи детей права не имеет. Причина позиционных конфликтов в школе иногда заключается в провоцирующем учеников невыполнении учителем своих обязанностей с попыткой возложить ответственность за последствия на учеников.

Деловой выход

Урок рисования в третьем классе. Его ведет учительница, которая с классом работает недавно. Выясняется, что один ученик опять забыл краски и кисточку. Учительница достает из сумки свои запасные краски и кисточку и со словами: «Постарайся больше не забывать» – отдает ученику.Что мешает (кроме привычки возмущаться) поступать так всем? Мешает, например, отсутствие запасных наборов. «Я разве могу на всех запастись? – скажет другая учительница. – Я носить за всех не обязана». Конечно, не обязана, согласимся мы. Но ученик, не принесший инструменты, не сможет работать на уроке, не сможет учиться. Да, виноват он сам, но обучать всех присут­ствующих на уроке является обязанностью учителя, и вина ученика не освобождает учителя от этой обязанности. «Если ему один, другой раз дать запасные краски, – продолжит возражать учительница, – то на третий раз полкласса придут без красок и кисточек!»
Во-первых, скорее всего этого не случится. Но допустим, что учительница действительно опасается именно такого поворота событий. Какой тут может быть деловой выход? Утром, до ухода ученика в школу, позвонить ему домой по телефону (а еще лучше зайти самой) и в доброжелательном тоне напомнить о красках и кисточке.
Действует сильнее любого нравоучения и любой записи в дневнике. Но для некоторых учителей такие поступки кажутся слишком трудоемкими. Они не оспаривают их результативность, но и не спешат брать подобные советы на вооружение.
Во-вторых, обратим внимание на сам защитный аргумент: полкласса придут без красок и кисточек. Перед нами типичное обобщение, столь характерное для позиционных претензий. То есть собеседница начинает обсуждать проблему не по существу, тем самым давая понять, что, высказывая подобные советы, мы слишком много себе позволяем.

Диапазоны и дистанции

Как уже отмечалось, из всех вариантов учительского поведения наи­более частым является «ставить на место» (отчитывать, распекать, одергивать и т.д.). А вот устанавливать контакт с учениками заискиванием, уступчивостью, самоунижением – то есть вести наступление за сближение дистанции, унижая себя, – такое, пожалуй, встречается реже всего. В работе учителей-«тружеников» этот вариант поведения, как правило, является не столько ведущим, сколько ситуационным оттенком их делового поведения. Появление такого оттенка несет осознанную провокационно-педагогическую направленность и непродолжительно по времени.
А вот у учителей-«лежебок», наоборот, заискивание и уступчивость становятся основным лейтмотивом поведения на уроке. Незаинтересованность их в работе такова, что они, потворствуя ученическим слабостям, могут не только ставить незаслуженные отметки, но и, например, за день до диктанта показать контрольный текст одному-двум ученикам для негласного распространения в классе.
В конфликтных случаях эти учителя либо резко меняют стиль общения, переходят на распекание, либо, добиваясь сочувствия, концентрируют свой обычный стиль, доводя его до скупых слез на виду у всего класса. Но и разнос, и слезы, и их причудливое сочетание эффект имеют весьма кратковременный из-за нарастающего безразличия класса.
Как правило, ученики быстро выясняют цену таким педагогам. Это на их уроках ершистые подростки начинают нарабатывать опыт ведения позиционной войны со школьными учителями.
Другой вариант позиционного наступления за сближение – возвышать партнера, приближая к себе, – в поведении учителей-«тружеников» встречается чаще, чем у учителей-«лежебок». Это связано с тем, что для первых более характерна необходимая для возвышения партнера уверенность в собственном достоинстве, в силе, независимости. Тогда и восхваление ими ученических успехов воспринимается как объективная оценка, весьма приятная и детям, и их родителям.
Диапазон «возвышения партнера» включает и лестное одобрение, и покровительственное понукание, и восхищенное демонстрирование реальных или – авансом – мнимых достоинств учеников и опирается на проявление в поведении учителя доверия и прямоты, многозначительности и преувеличений.
Дистанция между общающимися увеличивается как при наступлениях ставить на место, так и при наступлениях возвышать себя. Второй вариант общения встречается в школе реже, чем первый, хотя многим учителям (и особенно проверяющим работникам) представляется весьма желанным.
Ученик списывает что делать учителюУчитель, возвышающий себя, демонстрируя свои достоинства, создает впечатление необыкновенно интересных, блестящих уроков. Он наслаждается всеобщим вниманием присутствующих. Но для того чтобы покорить аудиторию, учителю нужно и уверенно ориентироваться в излагаемом материале, и подавать его как-то неординарно, с выдумкой.
Такими уроками и учителями, как правило, гордятся школа, район, область. Этот педагогический стиль ведения занятий можно назвать концертно-солирующим. Бесспорно, что ученикам гораздо приятнее и полезнее присутствовать на уроках учителя, работающего в этом стиле, чем на уроках учителя, беспрерывно всех ставящего на место. Однако если концертно-солирующий стиль сравнивать с деловым, то преимущества будут явно за деловым стилем.

Созидательный интерес

Мы далеки от стремления перечеркивать все уроки концертно-солирующего стиля. Они, безусловно, и интересны, и по-своему полезны. Сейчас мы пытаемся разобраться в специфическом отличии учениче­ских интересов, вызванных разными стилями ведения урока.
Если при концертно-солирующем стиле интерес учеников можно сравнить с увлеченностью зрительного зала на концерте, то при стиле деловом вызванный в учениках интерес сравним с увлеченностью изобретателя, создающего нечто для себя новое. В одном случае в интересе доминирует начало потребительское, в другом – созидательное. При всех возможных достоинствах первого педагогиче­ские следствия второго ценнее и желаннее.
От учителей иногда приходится слышать о том, что строить все обучение детей на интересе, дескать, нельзя, иначе они привыкнут делать только то, что интересно, и не смогут просто трудиться, то есть выполнять работу не очень интересную, но необходимую.
Если урок вызывает у учеников интерес не только зрительский, но и созидательный, связанный с их собственной поисковой, творческой и даже двигательной активностью, то такого интереса при всей педагогической чуткости, осторожно­сти или подозрительности опасаться не приходится. Чем меньше будет серых, скучных уроков и чем больше будет уроков, вызывающих у детей деловой и творческий интерес, тем лучше! Чем больше и качественнее будут трудиться сами педагоги, тем быстрее исчезнет нелепое противопоставление ученического труда ученическому интересу.
Конечно, труд и трудности могут и не вызывать интереса. Но это не значит, что интерес якобы возникнет при безделье и отсутствии всяких препятствий. При деловом подходе без труда и трудностей интерес не может возникнуть, но для того чтобы он возник, требуются профессионализм и личное творчество учителя. И тогда его воспитанники в каждом доверенном им деле будут стремиться находить некий интерес, что, безусловно, скажется на их стремлении к качественному выполнению доверенного дела.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *