Ученик не выполняет требования учителя что делать
Неуправляемый ученик в классе. Что делать?
Педсовет
28 апреля 2017 • 14:54
Эта проблема знакома всем учителям. И с каждым годом становится все острее. От этой ситуации страдают все: ученики класса, учителя, родители. Почему таких детей становится все больше? Какие есть способы решения этой проблемы? Как вести себя учителю?
Ситуация появления в классе неуправляемого и даже агрессивного ученика – настолько болезненная, что подчас вынуждает родителей остальных учеников идти на крайние меры. Например, в Туле около 20 учеников одного класса перешли на домашнее обучение, а в Москве родители устроили забастовку и оставили своих детей дома на несколько дней.
Среди пользователей Педсовета много опытных, высокопрофессиональных педагогов, которые могут дать квалифицированный совет практически в любой ситуации. Мы просим вас в комментариях поделиться своими рекомендациями, как поступать учителю, в классе которого есть неуправляемый ученик.
Пока же мы поговорили с детским психологом Татьяной Марковной Ильиной об этой ситуации.
— Татьяна Марковна, верно ли утверждение, что неуправляемые агрессивные дети в школьных коллективах стали появляться только в последние годы, раньше эта проблема не была настолько острой?
— Да, это так. В советские годы в школах уделялось повышенное внимание дисциплине и послушанию, с первого класса детей приучали неукоснительно выполнять все требования администрации и учителя. Поэтому внутренняя агрессия, которая была в некоторых детях, находила выход, как правило, вне школьных стен. Часты были драки, вплоть до стенка на стенку. В последние годы гуманизация школьного образования привела к тому, что правила поведения в школах стали не такие жесткие, отношение к детям изменилось. Многим детям это пошло на пользу, но зато дети с внутренней агрессией стали выплескивать ее на уроках и на переменах.
— А в чем причина такого поведения некоторых детей? Мы часто читаем учительские рассказы о том, что какой-то ребенок изо дня в день срывает уроки, не выполняет заданий, не слышит учителя, пристает к другим детям. Почему это происходит?
— Причина чаще всего психологическая. Современные дети, как и взрослые, живут в стрессогенной обстановке, в состоянии повышенной нервозности. Агрессия – это вид защиты от стресса, способ снять внутреннее напряжение. Конечно, не надо забывать и о неврологических проблемах, которые тоже могут быть причиной такого поведения. В более редких случаях встречаются и психиатрические отклонения.
— И что делать? Как системно можно решить эту проблему?
— У меня нет готового решения, в эффективности которого я уверена, но считаю, что грамотная психологическая диагностика при поступлении в школу необходима всем детям. Психолог может увидеть детей, которым нужна консультация невролога или психиатра, он может дать рекомендации родителям показать ребенка психолого-медико-педагогической комиссии… В любом случае, учителю, в класс которого пришли незнакомые ему дети, помогут в работе результаты такой диагностики и рекомендации психолога о том, как работать с тем или иным ребенком.
— Но сейчас этого нет. И вряд ли появится в ближайшем будущем. А что сегодня делать учителю, в классе которого есть такой ученик или ученики?
— Решить эту проблему учитель в одиночку не сможет. Здесь необходимо сотрудничество учителя, администрации и родителей. В моей практике встречались дети с такими проблемами, параллельно работе с ребенком я рекомендовала родителям какое-то время походить с ребенком в школу, посидеть рядом с ним на уроках. Во-первых, это помогало родителям увидеть своего ребенка в непривычной им, школьной обстановке, во-вторых, помогало учителю проводить уроки, не отвлекаясь на урезонивание неуправляемого ребенка (этим занимался родитель), а в третьих, это приучало ребенка вести себя спокойнее, усваивать правила поведения на уроке и на перемене.
Это мнение психолога. А что скажут учителя?
Уважаемые педагоги! Мы просим вас поделиться своими рецептами решения этой непростой проблемы.
Советы педагогов:
Фатима Кудзиева: » Выход один-на правовой основе заставить родителей следить за ментальным здоровьем своего ребенка. «
Диляра Казыханова: «В школах должна быть служба профилактики, например психолог +социальный педагог, которые бы занимались постоянно с такими детьми, а сейчас всё скинули на учителя, и он один должен разорваться. Разве нельзя оптимизировать систему образования так, чтобы было больше людей непосредственно работающих с детьми, а не с документами. Сократить те же отделы образования и т. п».
Когда ученик отказывается от взаимодействия с учителем
Разные ситуации – разные стратегии действий педагога
Что делать, если ученик отказывается выполнять ваши требования? Наверняка с этой проблемой сталкивается каждый учитель. Или не каждый. А если не каждый, то от чего это зависит? И кстати, как понять: он отказывается выполнять требования или действительно забыл дома тетрадь (проспал, заболел…)?
Попробуем ответить на все эти вопросы. Прежде всего давайте определим, о каком моменте вашего взаимодействия с конкретным ребенком (или классом) идет речь, поскольку игнорирование требований учителя на этапе знакомства с ним (в период взаимного узнавания, привыкания друг к другу, своеобразной притирки) – это одна ситуация, а регулярный отказ и саботаж при уже выстроенных, сложившихся отношениях – совсем другая.
Ситуация первая. Протест против правил нового учителя
Вы только недавно начали работать в этом классе (с этим учеником) и вводите свои правила, предъявляете свои требования, что встречает бурную негативную реакцию («А у нас раньше было не так!», «А я привык по-другому!», «Это тупо!», «Я этого не буду делать!» и т.д.). Вы обескуражены, напуганы или разгневаны и не знаете, как поступить. То ли сглаживать ситуацию и снимать встретившие такой протест требования, то ли жестко настаивать на своем, вводить репрессивные меры…
Что же делать?
Прежде всего не паниковать и сохранять устойчивость, так как скорее всего это проверка. Вас проверяют на эту самую устойчивость, на то, в какой степени вами можно управлять и как далеко можно подвинуть ваши границы: что еще вы можете позволить и что будет, когда начнется то, чего вы позволить не можете. По большому счету ради этого момента все и затевается: найти предел вашей уступчивости, проверить, где границы дозволенного, упереться в эти границы и… на этом успокоиться. Потому что любой ребенок (а подросток с его очень неустойчивым и постоянно меняющимся миром – в еще большей степени) нуждается в ясных, последовательно предъявляемых и удерживаемых границах, так как только в этом случае ситуация становится для него предсказуемой и безопасной, снижается тревога от неопределенности, появляется возможность тратить свою энергию на учебную деятельность, а не на поиск способов «совладания» с этой тревогой.
Значит, именно это и стоит определить для себя заранее, причем, по возможности, максимально честно: какие из требований, которые я предъявляю ученикам, для меня принципиально важны и я не откажусь от них ни при каких условиях, какие – скорее желательны, а какие – вообще не очень понятно, чем продиктованы. От последних лучше сразу отказаться: дети всегда чувствуют фальшь и немотивированность «общих» правил и агрессивно на них реагируют.
Про желательные требования постарайтесь понять, в каком случае вы будете на них настаивать, а в каком «спустите на тормозах». И лишь те, которые принципиально важны для вас, заслуживают того, чтобы «не отступать и не сдаваться». Возможно, вам придется так же честно, как и самим себе, объяснить ученикам, почему именно эти правила являются для вас незыблемыми. Ваша честность и готовность предъявлять свои основания для сотрудничества также будут очень полезным для детей уроком. «Незыблемые» требования важно удерживать спокойно, но очень твердо.
Впрочем, если жесткость ваших правил в какой-то ситуации ведет к конфликту – внутреннему или внешнему, – рискните предъявить эти ваши переживания и размышления ученикам, попытайтесь вместе с ними решить, как поступить в данной ситуации: сохранить «важное» правило или пойти на компромисс, нарушив правило, но введя необходимые санкции.
Вообще вопрос о санкциях за нарушение правил крайне важен. Речь идет именно о санкциях, то есть о тех мерах, которые будут реализованы в ответ на определенные действия, а не о наказаниях. Принципиальное отличие здесь в соразмерности действия и реакции на него и в направленности этой реакции на восстановление некоего нормального состояния дел, в компенсации причиненного совершенным действием ущерба (например, прогулял – должен отработать, выкрикивает с места – не спрашиваю и т.п.).
Ситуация вторая. Тихий саботаж
Допустим, вы предъявляете свои требования к ученикам, они вежливо кивают, не высказывают никаких возражений и… не выполняют ничего из того, на чем вы настаивали. А в ответ на ваши недоуменные вопросы или замечания делают удивленное лицо и говорят, что они вас просто не поняли, или случайно забыли, или вот как-то так вышло, но вот в следующий раз. И в следующий раз опять происходит то же самое – а точнее, того, чего вы требовали, не происходит.
Как быть?
Если это происходит на первых порах вашей работы с этими учениками, вероятно, речь снова идет о «проверке», только чуть менее явной и потому более изощренной. Тактика та же: твердо настаивать на том, что для вас важно, последовательно и максимально аргументированно предъявляя свои требования, называя при этом все происходящее своими именами: я вижу, что вы решили проверить, не забыл ли я, какие условия заявлял, не откажусь ли я от них со временем – так вот, нет, не откажусь, потому что… Возможно, этот фокус будет проделан не однажды, сохраняйте терпение, придумывайте и вводите санкции (не драконовские меры!) – соразмерные и адекватные, демонстрируйте спокойствие и уверенность. С подростками в такой ситуации вполне уместным будет ироничное замечание об их изобретательности; с учениками начальной школы иронии лучше избегать, чтобы не запутывать их, но сообщить, что вы догадываетесь о сути происходящего, – сообщить без обиды или агрессии, просто констатируя факт.
Вообще по большому счету это и есть наиболее универсальный (со всеми вытекающими из такой обобщенности ограничениями) алгоритм реагирования на всяческие ученические провокации:
1. Заметить, увидеть, что происходит (что делает ученик, как ведет себя по отношению к вам и вашим требованиям), признать это (то есть не игнорировать наблюдаемые феномены, не обманывать самого себя).
2. Попытаться выстроить собственную гипотезу: почему он ведет себя именно таким образом, какой цели хочет достичь (или чего избежать).
3. Признать его право иметь такую цель (вот это обычно сложнее всего!), равно как и свое право отстаивать собственные интересы и цели (некоторым педагогам, старающимся всегда находиться «на стороне ребенка», это еще тяжелее дается) – и… рискнуть сообщить ученику об этом: я вижу, что ты делаешь, я догадываюсь, почему ты это делаешь, я уважаю твои мотивы (желания, права, интересы…), но и у меня в данной ситуации есть свои мотивы, я готов тебе их еще раз предъявить, и я буду настаивать на них, потому что мне это важно. Хорошо бы при этом объяснить, чем и почему важно, искренне и неформально. И уж совсем высший пилотаж – сообщая о своих догадках про смысл провоцирующих или саботирующих действий ученика, проверить эти догадки: прямо спросить, угадали ли вы, так ли это, но спросить таким образом – спокойно, без «наезда» и обвинений, – чтобы у ребенка был шанс дать честный ответ (при этом все равно понимая, что не каждый в такой ситуации этим шансом рискнет воспользоваться).
Ситуация третья. Систематический отказ ученика выполнять требования учителя
Если ученик отказывается демонстративно, ярко выражая свой протест, – можно порадоваться: ситуация эта куда более простая, а главной поддерживающей мыслью для вас может стать то, что ребенок явно в вас заинтересован, включен в коммуникацию с вами и настроен на нее, привлекая ваше внимание таким парадоксальным, но вполне эффективным способом.
Постарайтесь расшифровать его «послание». О чем он на самом деле хочет сообщить вам своим поведением? Что он особенный и хочет какого-то особенного вашего к нему отношения? Что он нуждается в вашей помощи и поддержке? Или что вы как-то задели его (или регулярно – пусть невольно – задеваете, наступая на какую-то «больную мозоль») и он обижен? А может, он привык быть успешным или очень хочет быть таким, а ваш предмет дается ему тяжело, и тогда его отказ – попытка избежать ситуации неуспеха? Или, наоборот, у него большие способности в этой области, он хочет, чтобы вы их признали и – опять же – придумали ему какое-то особое положение (особые привилегии, задания другого уровня или сложности, какую-то особую роль)?
Версий и вариантов здесь может быть множество, главное – приучить себя думать о действиях и поведении ученика не как о злонамеренных акциях, проявлениях дурного характера и приступах вредности, а как о своеобразных сообщениях, адресованных лично вам; пробовать понимать эти сообщения, расшифровывать их и искать адекватные им ответы. При этом хотелось бы заметить, что на взрослом (в данном случае – учителе) все-таки лежит большая ответственность за конструктивность коммуникации – просто потому что он взрослый, значит, по определению более опытный, более устойчивый. И если ребенок (в силу самых разных причин и обстоятельств) может выбирать очень «кривые» и витиеватые способы выражения своих намерений, то взрослому все-таки лучше сообщать о них ясно, прямым текстом, не включаясь в своеобразную игру «пойми меня» (тогда и дети постепенно будут перенимать такой способ взаимодействия, а он, безусловно, более эффективный).
А как же быть, если никакого явного протеста ученик не демонстрирует, ни с какими требованиями открыто не конфронтирует, но у вас постоянно остается ощущение, что вы не управляете ситуацией, что существует словно какой-то невидимый барьер, сквозь который он вас почти не слышит. Ученик вежливо кивает в ответ на ваши слова, но уже в этот момент вы понимаете, что и на сей раз скорее всего ничего из того, что вы просите (рекомендуете, требуете), сделано не будет. Ситуация непростая и, положа руку на сердце, не всегда разрешимая.
Опять же попробуем начать с поиска причин такого поведения ученика. Он защищается – от чего? Борется с вами за власть – зачем, почему ему это так нужно? Обесценивает вас и ваши действия – с какой целью? И вообще это он сам решил игнорировать ваши задания или его родители затеяли с вами игру «кто более компетентен» (в предмете, в педагогике или в понимании их ребенка, например)?
Надо сказать, что «тихий» отказ ребенка выполнять требования учителя в младшей и средней школе на практике очень часто оказывается проявлением именно родительской позиции, и тогда пытаться выстраивать диалог придется именно с ними, точно так же организовав открытый и максимально прямой разговор об их ожиданиях от школы, вашего предмета и продвижения их ребенка в нем. Это длительная, трудоемкая и не всеми учителями любимая работа, но зачастую без нее невозможно избавить ребенка от тех «ножниц», в которые он попадает, если ценности и требования семьи и школы сильно расходятся, – «ножниц», губительных и для его учебной мотивации, и для его адаптации к школьным условиям и отношениям.
Конечно же, можно сказать себе: «Меня не интересует, почему он так себя ведет; мне важно, чтобы он делал то, что я требую!» С одной стороны, вполне резонно. С другой – да, можно подходить к взаимодействию с учениками в жесткой логике «стимул – реакция», подбирая подходящие стимулы и добиваясь нужного поведения. Но тогда не стоит удивляться и тому, что ваши ученики будут все более изобретательны в способах сопротивления вашим требованиям и в поиске средств манипулирования вами. К тому же, вспоминая название одной любопытной педагогической книжки, «понимать детей – дело интересное».
Права родителей в школе
В России школы бесплатные, но это не значит, что дети и родители в них бесправные. Когда ребенок идет в школу, у родителей начинаются заботы и поборы: сдавать деньги на подарки, покупать школьную форму в одном стиле, участвовать в ремонте, отпускать детей на субботники. Не все из этих обязанностей нужно выполнять по закону. У родителей есть права, которые они могут защищать и отстаивать.
Отстаивать права в школе бывает непросто. Но стоит хотя бы знать о том, на что вы на самом деле имеете право и что можете требовать.
Если ваши дети учатся в школе, отправьте этот плакат в родительский чат: вместе отстаивать свои интересы гораздо проще. А если вы работаете в школе, распечатайте этот плакат и повесьте в коридоре или классе. Родители узнают о своих правах и поймут, что школе не все равно.
Распечатайте плакат и повесьте его на стену, чтобы всегда помнить о своих правах
Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится
Переслать через вотсап
Право выбирать школу, форму обучения и язык
Зачем. Вам и вашему ребенку не могут навязать какую-то конкретную школу. Вы можете сами решать, какое образовательное учреждение, с какой специализацией и в каком районе выбрать. При этом нужно учитывать мнение ребенка и советы медико-педагогической комиссии. Но с мнением ребенка можно только ознакомиться, а окончательное решение все равно за родителями. А заключения комиссии вообще может не быть: его дают не каждому ребенку.
Главное в этом праве родителей — возможность самим выбирать школу. Но есть сложность: если вы хотите, чтобы в обучении был упор на языки или математику, это не значит, что можно прийти в любую школу и потребовать углубленного изучения нужных вам предметов. Все права по выбору дисциплин, формы обучения и языка можно реализовать, только если в школе вообще есть выбор. Родители выбирают не что им захочется, а из того, что может предложить конкретная школа.
Еще для родителей важно, где будет находиться школа. По закону вы имеете право выбрать любую школу — необязательно по месту жительства. Но ребенка могут не принять, если нет мест. В первую очередь зачислят детей по прописке и льготников.
Как реализовать. По закону у каждой школы есть официальный сайт. Там обязательно будет раздел «Сведения об образовательной организации» с информацией об учебных программах, языках, основных предметах, свободных местах для приема и даже полный список учителей с их образованием и стажем. Изучите сайты тех школ, которые вам интересны и подходят по отзывам, расположению и программе. Подайте заявление в ту школу, куда хотите отдать ребенка.
Можно подать заявление в несколько школ, но по месту жительства заявление точно примут, а в других районах могут и отказать. Требовать зачисления бесполезно: у школ есть лимит по числу учеников в классе, они не обязаны принимать вообще всех желающих. Если школа не понравится, при наличии свободных мест в другой школе ребенка можно перевести даже в середине года.
Школы, гимназии и лицеи с углубленным изучением предметов имеют право проводить конкурсный отбор детей. Но все это должно быть регламентировано на уровне региона. Хотите в такую школу — изучите документы, как туда попасть. Отказ в зачислении может быть законным.
Право не платить за то, что должно быть бесплатным
Зачем. С первых дней обучения в школе от родителей начинают требовать деньги: на учебники, охрану, ремонт крыши, покупку мыла, подарки учителям, пластиковые окна в спортзал, какие-то олимпиады и дополнительные занятия. Обучение в школе — бесплатное. Сдавать деньги на что-то дополнительное родители могут добровольно: в классе — по решению родительского комитета, если все согласны, на уровне школы — как благотворительный или целевой взнос.
Если в школе есть платные занятия, это законно. Но родители не обязаны отдавать на них ребенка и платить в обязательном порядке. На такие занятия можно не ходить, тогда и деньги не нужны. Только вы сами решаете, сдавать ли деньги на нужды школы или класса. Заставить никто не может.
Как реализовать. Чтобы влиять на суммы сборов в классе и школе, участвуйте в родительских собраниях, войдите в состав родительского комитета, проверьте информацию о платных услугах на сайте школы.
Если школа требует деньги за учебные пособия, проверьте, входят ли они в учебный план. Если не входят, придется покупать: одноразовые рабочие тетради не всегда выдаются бесплатно.
Если с вас требуют деньги на то, что вы не хотите оплачивать, да еще и грозят ребенку дискриминацией, жалуйтесь директору или в Рособрнадзор. Если решили сдавать деньги на нужды школы, перечисляйте их на расчетный счет и указывайте назначение платежа: тогда школа не сможет потратить деньги на свое усмотрение.
Нарушение дисциплины учащимися
Для этого нужно действовать по следующему плану:
1.Понять истинные мотивы поступка этого ученика
2.Выбрать адекватный способ педагогического воздействия, с целью изменить ситуацию и прекратить начинающийся конфликт
3.Определить стратегию действий педагога, с целью постепенно снизить количество подобных проступков этого ученика в дальнейшем.
Какие же могут быть мотивы конфликтного поведения ученика?
Педагог должен понять мотивы плохих поступков и эффективно взаимодействовать с учащимися. Тогда будет постепенно уменьшаться количество проявлений проблемного поведения. Правильная стратегия заключается в создании условий, в которых ученики смогут самостоятельно принять решение изменить свое поведение. Такой выбор ученик может сделать, если в процессе взаимодействия педагог поймет скрытые мотивы его неправильного поведения. Задачей педагога является помочь ученику почувствовать себя полноправным членом большого школьного коллектива.
Чтобы выработать индивидуальную стратегию взаимодействия с каждым проблемным учеником, необходим анализ ситуации педагогом. Конечно, это требует затрат времени и сил. Но эти затраты принесут позитивный результат. Так как создается более комфортная ситуация успеха и согласованных действий участников учебного процесса.
Мотивы проблемного поведения учащихся.
Задача учителя –в дальнейшем уделить такому ученику больше внимания.
А в момент конфликта :
1.Не реагировать на «выходки» ученика.
2.Установите с ним зрительный контакт. Ваш взгляд станет для ученика сигналом, что он ведет себя неправильно. И это нужно прекратить.
4.Вставляя в контекст урока имя этого ученика, дать ему понять, ч то он ведет себя неправильно.
6.Используйте прием «разрешающего поведения». Его суть в том, что запретные действия ученикразрешаются, но только в заранее оговоренных рамках: не хочешь сидеть, постой, хочешь говорить плохие слова, говори, но только в течение указанного отрезка времени и т.д. Но этот прием эффективен лишь с случаях, когда ученик своим поведением добивается внимания.
8.Используйте прием неожиданности :
-юмор (смех разрядит ситуацию)
-снизив голос,начните говорить тихо
-со словами: «Скажите мне, когда вы будете готовы продолжить»,остановите на время ход урока
9.Используйте прием отвлечения внимания :
-задавайте вопросы, отвлекающие внимание, спрашивая мнение учеников по какому-то поводу
-попросите о помощи (собрать тетради, принести журнал. мел и т. д.);
-измените вид деятельность учащихся, дав другое задание).
10.Поменяйте учеников местами. Например, сев на заднюю парту и лишившись зрителей, ученик может успокоиться.
II.Часто мотивом плохого поведения ученика является стремление завоевать роль лидера и утвердить свою власть над кем-то, чтобы манипулировать другими людьми. Такие ученикидемонстративно и систематически бросают вызов педагогу. Например, делают назло, произносят бранные слова, демонстративно делают то, что нельзя или не делают то, что обязаны. Эти действия рассчитаны на публичность, при всем классе. Поэтому положение педагога становится сложным.
Некоторые ученики оказывают пассивное сопротивление. Они на словах соглашаются с учителем, но поступают наоборот и не подчиняются требованиям.
Задача педагога заключается в том, что нужно, не подавляя позитивных качеств личности такого ученика, стремящегося к лидерству, научить его строить правильные взаимоотношения с людьми.
Если ученик проявляет мстительное и властное поведение, можно использовать следующие приемы поддержки учеников :
1. Принять ученика. Учитель должен принимать его, несмотря на все его недостатки, глупые и неправильные проступки. Это даст возможность ученику сохранить самоуважение и изменить поведение в лучшую сторону.
2.Проявлять искреннее внимание ( приветствие, знаки внимания, умение выслушать, комплимент, общие интересы, хобби).
3.Проявлять уважение. Признание нужно каждому человеку. Если педагог покажет ученикам, что он их уважает, что их дела очень значимы для школы или класса,он и будут учиться строить правильные взаимоотношения с людьми. Но похвала должна быть правильной и касаться продукта труда и поведения, а не самого ученика. Тогда ученик не зазнается.
4.Высказывать одобрение. Если педагог говорит ученикам, как ему нравятся их положительные черты характера, попытки что-то делать, их увлечения и достижения, ученики хорошо относятся к себе и к учителю.
5.Дарить теплые чувства. Если учитель умеет создать теплую эмоциональную атмосферу, ученики отвечают ему взаимностью. И вопрос о дисциплине в классе не будет стоять.
III.Другие ученики неосознанно или сознательно руководствуются стремлением к мести. Одни активно нарушают требования педагога, хамят, обижают других учеников и т.д. Своими поступками они провоцируют учителя. Другие пассивны, открыто не нарушают требованияучителя. Но они недружелюбны, не идут на контакт, демонстративно не общаются с учителем и не подчиняются ему, будто стремясь нанести обиду педагогу.
А в момент конфликта:
а. Нужно найти дипломатический ход, который даст возможность всем участникам конфликта «сохранить лицо» и избежать развития конфликта.
Б. Лучше признать позицию ученика. Ведь чем сильнее учитель будет давить на него, тем сильнее нарушитель будет сопротивляться. Если сказать ученику: «Я поняла, что ты не будешь выполнять это задание», ему нечего возразить, ведь в этих словах нет команды, ни наставления. Урок продолжится, а ученик присоединится ко всему классу.
3.Нужно убрать зрителей. Ведь конфронтация усилится при зрителях. Отложите обсуждение конфликта на другое время, например, до перемены. Ученик останется без зрителей и потеряет интерес к конфронтации.
4.Попробуйте перенести обсуждение конфликтного вопроса на другое время, сказав: «Я не хотела бы обсуждать этот вопрос сейчас», «Может быть, ты прав. Давай поговорим об этом потом».
5.Можно назначить время для обсуждения конфликтного вопроса, сказав; «Я согласна с тобой обсудить этот вопрос. Тебе подойдет время после 5-го урока?» И продолжайте урок в спокойном тоне.
6.Попробуйте озадачить ученика, сказав:» Может быть, ты прав… Но сейчас мы лучше продолжим урок», «Я подумаю об этом, а сейчас вернемся к теме урока…»
7.Используйте прием временной изоляции ученика. Но помните, что нельзя удалять детей в коридор или в *никуда*.
Можно удалить (но это на крайний случай):
-в пределах классного кабинета на отдельную парту или стул)
8.Можно установить санкции для каждого конкретного нарушения поведения, сказав: «Если ты сделаешь это…, то… (конкретное последствие)».
Применять лучше именно санкции, а не наказания.
Санкции и наказания внешне похожи. Однако, наказание часто бывает несправедливо, если оно неадекватно проступку. Поэтому наказания не конструктивны. Они порождают ненависть и делают сотрудничество и партнерство невозможными.
Какие можно применить санкции:
-лишить ученика какого-то свободного времени (на перемене, после урока)
-лишить права пользоваться спортивным снарядом, техникой т.п.
-лишить права доступа в определенные помещения школы
-обязать возместить убытки
-обязать встретиться с администрацией школы
-беседа с родителями.
IV.Другие учащиеся настолько не уверены в себе, что стараются не делать вообще ничего, чтобы не иметь негативный результат. Такие ученики «заболевают» в день контрольных и зачетов, уходят с урока, где они могут получить плохие отметки, под надуманным предлогом.
Задача учителя— помочь такому ученику поверить в себя, уважать себя. Но педагог должен создать для этого условия ( ситуацию успеха).
Меры педагогического воздействия при проявлениях проблемного поведения учащихся, которые избегают деятельности по причине неуверенности:
-Изменить методы объяснения учебного материала. Материал для этих учеников нужно сделать необходимо делать более привлекательным, понятным. Нужно объяснять его неоднократно. Для них нужно готовить специальные задания и специальные формы работы (например, работу в парах )
-Создавать ситуацию успеха. При этом, постоянно подбадривать:» Ты сможешь, у тебя получится!»
-Формирование отношения к ошибкам как к нормальному явлению;
-Формировать веру в успех. Педагог должен проявлять внимание к любым улучшениям и раскрывать сильные стороны ученика
-Оказывать индивидуальную помощь ученику
Чтобы решить все вышеназванные задачи, учитель должен и сам проанализировать свои плюсы и минусы в данных педагогических ситуациях.
Главное, что нужно решить учителю: что же мешает ему наладить партнерские отношения с данным учеником?
План действий учителя.
Нужно решить пять задач:
1.Понять мотивы неправильного поведения
2.Выбрать методы для прекращения конфликта
3.Создать тактику поддержки ученика
4.Совместное решение проблемы с родителями и педагогами.
При этом педагог решает последовательно 5 задач, делает 5 шагов.
Для решения этих 5 задач, педагогу нужно:
1.Быть объективным, не добавляя эмоциональной составляющей, в оценке проступка ученика.
2.При возникновении подобной педагогической ситуации, в процессе обсуждения ее с учеником, коллегами, родителями нужно делать акцент не на личность ученика, а на данный неправильный поступок. При этом, не нужно обобщать, преувеличивать, вспоминать прошлое и прогнозировать будущее. Говорить нужно твердо, но в доброжелательном тоне.
2.Стремиться понять мотивы проблемного поведения ученика
3. Внутренне твердо верить, что этот ученик может измениться к лучшему. И эту веру внушить ученику, чтобы повысить его самоуважение.
4.Держать под контролем негативные эмоции. Так ка гнев — плохой советчик. Это — именно то, чего хочет добиться ученик, действующий назло педагогу.
7. Не доводите конфликт до высшей точки кипения. Если это в данной ситуации возможно, не настаивайте на немедленном и точном выполнении ваших требований. Позвольте ученику «сохранить лицо» и выполнить ваши требования, хоть и с оговорками, не сразу и т.п.
8.Демонстрируйте ученикам доброжелательность, готовность к сотрудничеству. Не нужно уподобляться мстительному, агрессивному ученику. Потому что в противном случае, ученик будет считать, что это дает ему право вести себя подобным образом.
Подключение родителей и коллег-педагогов к борьбе за дисциплину.
Общие цели и совместная партнерская стратегия педагогов и родителей позволит получить хорошие результаты в учебе.
Нужно наладить отношения с родителями проблемных учеников.
Это можно сделать, используя правила:
1.Нужно рассказывать родителям о плохом поведении их ребенка только конкретно и объективно.
2.Не нужно обрушиваться на родителей и рассказывать сразу обо всех проступках ученика. Лучше назвать 2-3. Иначе родители ли опустят руки, или будут бить своего ребенка от бессилия и злобы.
3.Не нужно пытаться запугивать родителей. Нужно просто проанализировать даннуюпедагогическую ситуацию (получил двойку, поссорился с одноклассником, не выполнил домашнее задание, нарушил дисциплину.) Не нужно говорить родителям о том, что может произойти за эти нарушения.