Ученик чародея про что

Ученик чародея: волшебное путешествие сквозь время

От Гёте и Дюка – к Уолту Диснею и Джерри Брукхаймеру

Наверное, всё дело в волшебстве.

«Ученик Чародея» – это сюжет, будораживший воображение многих талантливейших людей искусства – от Поля Дюка и Уолта Диснея до Николаса Кейджа, Джона Тёртлтауба и Джерри Брукхаймера.
Но всё началось с Иоганна Вольфганга фон Гёте, великого немецкого поэта, мыслителя и учёного, который в 1797 году написал бессмертную балладу “Der Zauberlehrling” («Ученик чародея»). Это стихотворение из 14 строф рассказано от лица ученика, который, пользуясь отлучкой «колдуна» (Hexenmeister), радуется возможности испытать собственные скудные познания в волшебстве.

Ученик повелевает старой метле облачиться в лохмотья, отрастить голову и руки, взять ведро, принести воды и приготовить ему ванну. Ожившая метла наполняет водой не только ванну, но и любой сосуд в доме. Ученик не может вспомнить заклятье, снимающее чары, что приводит к настоящему потопу. Ученик разрубает несчастную метлу топором… но в итоге получаются две ожившие метлы. Наконец, чародей возвращается и спасает ученика, отправив метлу в шкаф, где она стояла прежде, и повелев ей выходить оттуда лишь по зову подлинного хозяина.

Сто лет спустя эта баллада послужила основой для 10-минутного скерцо французского композитора Поля Дюка (“L’apprenti sorcier”). Великолепная оркестровка и превосходное чувство ритма, особенно заметное в задорном «марше мётел», быстро принесли этому произведению огромную популярность. Скерцо выдержало проверку временем и по сей день остаётся самым известным творением Дюка. Ещё через 40 лет к этой теме обратился Уолт Дисней, выбрав на роль ученика чародея не кого-нибудь, а самого Микки Мауса. Летом 1937 года, обедая в ресторане «Чейзен» на Беверли-Хиллс, король анимации пригласил за свой стол знаменитого дирижёра Леопольда Стоковски, и, словно по волшебству, у них родился необыкновенный замысел.

Уолт Дисней уже использовал музыку как основу для анимационного сериала «Забавные симфонии» (Silly Symphonies), теперь же он надеялся привлечь Стоковски к созданию короткометражки по «Ученику чародея» Дюка. Однако идея совместить анимацию с классической музыкой приняла более масштабные пропорции – так родилась «Фантазия», проект поразительно смелый, но и безумно рискованный. 125-минутный фильм – непривычно длинный для анимации даже по нынешним меркам – был впервые показан публике 13 ноября 1940 года, на торжественной премьере в кинотеатре Broadway Theatre, в Нью-Йорке.

Специально для фильма была разработана многоканальная система воспроизведения звука под названием Fantasound: «Фантазия» стала первым фильмом, вышедшим в коммерческий прокат со стереофоническим звуком. В наши дни фильм остаётся памятником творческим амбициям Диснея и его несгибаемой воле двигать вперёд анимацию и кинематограф, создавая для зрителей нечто новое, невиданное и неслыханное. «Фантазия» входит в число избранных фильмов, хранящихся в Национальном киноархиве библиотеки Конгресса»; эпизод «Ученик чародея» считается его лучшей и самой популярной частью.

Теперь, через 69 лет после выхода на экраны «Фантазии», Walt Disney Pictures и Jerry Bruckheimer Films подготовили зрителям новый подарок. «Ученик Чародея» образца 2010 года вдохновлён предыдущими версиями, но всё-таки это совершенно новое захватывающее приключение. Его главная мысль, по-прежнему, проста и доступна, хотя при этом глубока и вечна. «Это поучительная история про то, что бывает, если срезать углы, всюду искать простой путь. Ведь каждому из нас знакомо желание вырасти быстрее, чем позволено природой», – говорит Тёртлтауб.

Возрождение «Ученика Чародея» в кино стало возможно благодаря страстному поклоннику мультфильма «Фантазия» – Николасу Кейджу. «Эта мысль пришла в голову мне и моему другу Тодду Гарнеру, – вспоминает он. – Я в то время снимался в другом фильме, и мне захотелось заглянуть в более фантастический, волшебный мир и сыграть персонажа с мистическими способностями. Я поделился этим желанием с Тоддом, и на следующий день мы нашли идеальный вариант: «Ученик Чародея»!

«Мне нравятся волшебные миры, и создать такой мир для современной аудитории мне показалось заманчивой идеей, – говорит Брукхаймер. – Мне всегда нравились истории с элементами магии, и «Ученик Чародея» – одна из самых знаменитых таких историй. Нам показалось восхитительной находкой развернуть этот сюжет в современных декорациях и с совершенно новыми героями». Тёртлтауб знаком с Кейджем ещё со школы: они учились в одном классе в Беверли-Хиллс. «Джон – самый лучший режиссёр для такого фильма, – говорит Брукхаймер. – Я говорю это не только потому, что он давно работает со мной и с Ником: всё дело в той радости, в том удовольствии, которое он получает от работы».

Все главные создатели фильма – давние поклонники «Фантазии». «Лично для меня, – признаётся Кейдж, – это самый красивый фильм на земле. Наверное, «Фантазия» стала первым фильмом, на который родители меня привели в кино. Она познакомила меня с миром кино, с миром анимации Уолта Диснея и заодно с классической музыкой. Сила воображения, заложенная в этом фильме, просто унесла меня. Я думаю, она сильно повлияла на мою жизнь, хотя я был ещё совсем маленьким. Фильмы Disney, а потом ещё и поход в парк развлечений Disneyland меня сильно впечатлили. Я до сих пор раз в году пересматриваю «Фантазию»: гашу свет и забываю обо всём».

Хоть фильм и нельзя назвать полноценным ремейком классического отрывка из «Фантазии», «Ученик Чародея» определённо ссылается на этот отрывок, и этот факт не мог ускользнуть от режиссёра. «У нашего фильма богатая родословная, – говорит Тёртлтауб, – и я с самого начала понимал, что должен сделать нечто особое, выдающееся, достойное этой славы во вселенной Disney и во всей истории кино. Эти восемь минут из «Фантазии» поистине легендарны, так что взяться за них было непросто. Первой мыслью было: так, что теперь с этим делать? И дальше воображение разыгралось вовсю».

Мэтт Лопес – сценарист, взращённый студией Disney – немало сделал для сценария, придумав историю о Дэйве Статлере, студенте колледжа, который пытается сдать экзамен по физике и пригласить на свидание Бекки, девушку его мечты. Мир, в котором живёт Дэйв, переворачивается вверх тормашками, когда в него неожиданно вторгается чудаковатый Бальтазар Блэйк. Бальтазар – волшебник, уже много столетий участвующий в борьбе между последователями двух великих чародеев, доброго Мерлина и злой Морганы. В этой борьбе решается судьба нашего мира: будет ли он разрушен или спасён. Когда Максим Хорват, главный враг Бальтазара и самый преданный сторонник Морганы, начинает угрожать не только Бальтазару и Дэйву, но всему человечеству, Бальтазар, против своей воли, вынужден взять Дэйва в свои ученики. Теперь они вместе должны остановить Хорвата и силы Морганы.

«В этой истории у каждого из двух главных героев свой особый путь, – объясняет Брукхаймер. – Бальтазар столетиями рыщет по всему миру в поисках ученика, а Дэйв стремится раскрыть собственный потенциал. Дэйв очень серьёзно относится к учёбе, и ему не нужны ни Бальтазар, ни его волшебство. Но Бальтазар, словно назойливая муха, не отстаёт от несчастного парня, пока тот, наконец, не соглашается примерить мантию. Но если бы в вашу дверь постучался человек и сказал, что вы – волшебник, вы бы тоже не сразу поверили». «Но по ходу сюжета, – продолжает Брукхаймер, – вы увидите, как отношения между ними изменяются. Бальтазар придаёт Дэйву уверенность не только в магических способностях, но и в личной жизни».

По словам Лопеса, «очень сложной задачей было показать магию на экране так, как её ещё никто не показывал. Дэйв Статлер поглощен изучением науки, он хочет посвятить свою жизнь физике. Он живёт в рациональном мире и старается всему найти объективное научное объяснение. И вот он встречается с Бальтазаром, волшебником, для которого все разгадки и объяснения кроются в магии. Но это не два разных мира, а две стороны одного и того же: волшебство так же связано с физикой, как алхимия – с химией. В одной ключевой реплике Бальтазар говорит Дэйву, что их колдовство не нарушает законов физики – просто не все законы ещё открыты. Это суть нашего подхода к волшебству в этом фильме. Я люблю науку, и мне кажется, что подобное приземление волшебства даёт неожиданный эффект и обогащает фильм».

Лопес, который, по чистому совпадению, работал над сценарием в том же здании, где снималась «Фантазия», отмечает, что и у Гёте, и у Уолта Диснея «всё заканчивалось тем, что ученик возвращался к своим прежним обязанностям – практически к мытью полов. У нас не было шанса увидеть, как ученик сам становится чародеем, а ведь это очень интересно. И чародей не учил ученика волшебству – поэтому у нас Бальтазар учит Дэйва. Только вот, в силу разных обстоятельств, 10-летний курс им приходится пройти за несколько дней».

По словам Джона Тёртлтауба, «и Бальтазар, и Дэйв считают, что прекрасно прожили бы друг без друга. Бальтазару нужен ученик, но Дэйв совсем на эту роль не подходит. С другой стороны, Дэйв не хочет связываться с этим назойливым ненормальным. Вот они и изводят друг друга. А поскольку у обоих голова на месте, они знают, как лучше поддеть и разозлить соперника». «Дэйв – интеллектуал, который хочет узнать фактическую правду обо всём на свете, – продолжает Тёртлтауб. – Ему нужно расширить своё восприятие, увидеть, что рядом есть целый мир, о существовании которого он не подозревал, и после этого понять свои истинные способности. В этом и заключается особый путь Дэйва».

Сценаристы Карло Бернард и Даг Миро добавили несколько ключевых идей. «Это классическое приключение героя, – говорит Бернард. – Дэйв проходит через все стадии пути человека, который не верит в себя и в свои возможности, а потом, к своему удивлению, понимает, что может быть героем. Его отношения с Бальтазаром и Бекки во многом помогают ему это понять. Для нас эта структура была путеводным светом». «Я думаю, что Бальтазар воплощает принцип альтруизма: он ставит интересы человечества выше своих, – продолжает Бернард. – Он считает, что есть высшие цели, которые важнее любого отдельного человека. Это строгие убеждения воина, тысячу лет ведущего борьбу за человечество».

СЦЕНА ИЗ «ФАНТАЗИИ»

Как повторить и не повториться

В подземной лаборатории, торопясь на свидание с Бекки, которого он дожидался аж десять лет, Дэйв нарушает первый закон чародейства: «Магию нельзя использовать для личной выгоды или для экономии времени». Чтобы ускорить уборку в лаборатории, Дэйв пытается заколдовать швабры, мётлы, вёдра и тряпки… что приводит к катастрофе.

«Фантазия», особенно эпизод «Ученик чародея» – одна из вершин анимации Disney, поэтому мы должны были действовать очень аккуратно, – говорит продюсер Джерри Брукхаймер. – Мы не хотели разрушать магию оригинала, мы хотели создать новую магию, как знак нашей любви и признания».
По словам режиссёра Джона Тёртлтауба, «одна из самых опасных режиссёрских ошибок – взяться переделывать настолько классическую вещь, что каждый критик неизбежно будет сравнивать вас с оригиналом и, конечно, не в вашу пользу. Мы берём чуть ли не самые знаменитые 8 минут в истории кино: какие у нас варианты? Можно украдкой подмигнуть, дать лёгкий намёк и двигаться дальше, не пытаясь состязаться с оригиналом. А можно вложиться по полной, сделать новую, более современную версию, с помощью современных технологий, но при этом – вот что самое главное для меня – сохранить дух оригинала».

«Эпизод из Фантазии» был навеян музыкой Поля Дюка; Дюка, в свою очередь, вдохновлялся балладой Гёте, – продолжает Тёртлтауб. – Мы же привлекаем огромное количество людей и средств, чтобы подарить вам нашу версию, в которой сохраняется суть и баллады Гёте, и музыки Дюка, и анимации Disney».

Для Джея Барушеля эта роль стала серьёзным испытанием, однако он согласился без колебаний. «Это большая честь и огромная ответственность –принимать эстафету у Микки Мауса. Я много думал о том, как не потерять себя, избежать повторов, но и не отойти слишком далеко в сторону от оригинала. Но я рад, что получил возможность прикоснуться к одному из самых восхитительных эпизодов в истории кино. Было очень весело. Волшебные швабры и мётлы лупили меня по заднице, и я был просто в детском восторге. Я вырос на этой сцене из «Фантазии», и теперь, после того как я сделал собственную версию, можно спокойно уходить на покой».

В работе над ролью Барушелю помогало собственное осмысление сюжета. «Адам и Ева ведь тоже не удержались и съели яблоко. В каждом человеке есть что-то от любопытной Варвары. Каждый мечтает найти самый быстрый и простой способ чего-то добиться, и каждому из нас за это нос отрывали, ведь правда? Это история о том, как человек пытается срезать углы и получает за это на орехи».
Хотя для фильма бессмертная музыка Поля Дюка была переработана композитором Тревором Рейбином, оригинальная версия звучала на площадке во время съёмок, создавая атмосферу и задавая ритм. И хотя полнометражная версия не копирует анимационную, между ними есть несколько намеренно созданных параллелей – например, тень Дэйва в капюшоне на стене лаборатории очень похожа на тень Микки Мауса в шляпе волшебника.

Создавая декорации подземной лаборатории для съёмок этого эпизода, художник-постановщик Наоми Шоэн постаралась создать собственные ассоциации с анимационной версией. «Своими очертаниями лаборатория напоминает башню замка, где происходило действие мультфильма, – отмечает она. – Только каменную лестницу мы заменили железной».

Марку Хокеру и его команде, работавшим над спецэффектами, пришлось иметь дело не только с огнём, но и с водой: по сценарию они устроили в лаборатории большое наводнение. «Мы установили целую систему насосов и сливов, ведь вода должна была прибывать и убывать очень быстро, в перерывах между дублями. У нас было два дизельных насоса, которые накачивали в лабораторию 120 000 литров воды, а потом так же быстро выкачивали её оттуда».

Пока все эти люди занимались спецэффектами, режиссёр мог сосредоточиться на содержании. «Мне очень нравится, – говорит Тёртлтауб, – что в этой сцене не нужны диалоги. История рассказывается через действие и образы. Нашей главной задачей было сделать так, чтобы этот эпизод двигал сюжет вперёд, поэтому мы постарались найти ему подходящее место».

Для этой сцены нужны были и механические, и визуальные спецэффекты, и Джон Нелсон, старший специалист по визуальным эффектам, находился под серьёзным давлением. «В юности я был старшим билетёром в кинотеатре, и «Фантазию» мы показывали 4 или 5 недель подряд, – вспоминает он. – Я, наверное, видел этот фильм не меньше сотни раз. Попытаться сделать что-то подобное в игровом кино для меня – удивительная возможность. По-моему, в 40-е годы аниматором удалось сделать нечто восхитительное; мы стараемся, чтобы сцена получилась захватывающей и красивой, сохранив комизм, присутствовавший в оригинале».

«Мётлы, тряпки, швабры носятся по комнате, как расшалившиеся дети в аквапарке, – продолжает Нелсон. – Как дети, они ведут себя прилично, пока рядом воспитатель, но, едва он выходит за дверь, начинается бедлам. Компьютерные эффекты очень трудно комбинировать с настоящей водой, но я думаю, благодаря этому сцена будет более убедительна для зрителей».
Один из приёмов, которым пользовался Нелсон, были «зелёные человечки»: мужчины и женщины в обтягивающих зелёных костюмах, державшие в руках предметы реквизита, оживающие на экране. «Зелёные человечки – по-прежнему лучший способ оживлять предметы и заставлять их двигаться на экране без участия человека».

Это очень важная работа. Томас Дюпонт, один из главных каскадёров в современном кино, дублировал Николаса Кейджа в самых опасных сценах «Ученика чародея». Дюпонт, работавший также в трилогии «Пираты Карибского моря» и в фильме «Принц Персии: Пески времени», для эпизода под кодовым названием «Фантазия» облачился в зелёное трико и вооружился шваброй. «Иногда ты забываешь о том, во что ты одет, – говорит Дюпонт, – но кто-нибудь из коллег любезно напоминает».

КТО ЕСТЬ КТО В ФИЛЬМЕ

БАЛЬТАЗАР БЛЕЙК (Николас Кейдж) − чародей и ученик волшебника Мерлина. Спустя 1000 лет безрезультатных поисков Бальтазар находит первого потомка Мерлина, унаследовавшего магические силы великого волшебника. Им оказывается 10-летний Дэйв Статлер, которому суждено стать учеником чародея. «Для Бальтазара поиск наследника Мерлина стал смыслом жизни, и его не пугают никакие преграды, − говорит Кейдж.- Только прямой наследник может носить кольцо Мерлина с изображением дракона. Когда мой герой находит Дейва, для него это – большое облегчение. Между Бальтазаром и Дейвом устанавливаются практически семейные взаимоотношения. Я пытаюсь направить его, обучить всему, что знаю. Буквально врываясь в жизнь юноши, я рассказываю ему, что он – потомок Мерлина, и говорю, что нам предстоит спасти Землю. Для Дейва это – большой шок. На его месте вы бы наверняка сказали Бальтазару, что он свихнулся».

ЭБИГЕЙЛ УИЛЬЯМС (Николь Эхинджер) –юная последовательница Морганы. В XVII веке она была осуждена по делу о салемских ведьмах в штате Массачусет.. В своем черно-белом пуританском наряде Эбигейл выглядит, как сама невинность… но это вовсе не так. «Я играю злую колдунью, которую Хорват освобождает из «Гримхольда», чтобы она похитила Бекки»,- говорит Эхинджер.

Источник

Ученик чародея (2010): Колдовское пособие для начинающих

Я обожаю фильмы о магии и всегда смотрю их с огромным интересом. Видимо потому, что очень плотно интересуюсь этой темой. Возможно, странно искать в художественных картинах сокровенные знания, однако кинематограф и литература иногда раскрывает небольшие секреты, на которые обыватели частенько не обращают внимания.

Итак, фильм «Ученик чародея». Эту картину я посмотрела еще в год ее выхода, но недавно решила скачать себе на компьютер. Теперь она входит в число фильмов, которые я с удовольствием пересматриваю вновь и вновь.

Случайности не случайны

В общем–то, история довольно банальна. Много столетий назад Мерлин пал жертвой интриг злой колдуньи Морганы и завещал своему ученику Бальтазару Блейку найти своего преемника, который сможет одолеть коварную даму. Шло время, и чародей без устали пытался найти того, кого признало бы кольцо самого Мерлина.

Но как обычно, в дело вмешался случай. Если учесть, что случайностей в нашей жизни не бывает, то вполне закономерно однажды в волшебную лавку заглянул простой десятилетний мальчишка. Он то и оказался человеком, в чьих жилах течет магическая кровь. Тем не менее, стать учеником чародея в тот же день парнишке не удалось, все случилось еще через 10 лет.

Ровно день в день Дейв повстречал свою судьбу в лице учителя, злейшего врага и большой любви. Далее события развиваются по законам фантастического жанра, и я не буду раскрывать сюжетную линию, дабы не лишать приятных минут тех, кому еще не приходилось смотреть фильм «Ученики чародея». Ну а теперь немного о том, что же я вынесла из этой картины.

Магическое руководство

Как я уже и говорила, подобные фильмы очень часто дают отличные подсказки. Не буду приводить точные высказывания, передам лишь их смысл. К примеру, фраза Бальтазара: «Колдуй незаметно, люди не должны знать о том, что магия существует», очень показательна. Обывателям, которые относятся к волшебному искусству с пренебрежением, знать о нем и вправду незачем.

Выражения «Чем сильнее воля, тем могущественнее магия», «Плотность лишь иллюзия» и «Отбрось любые сомнения»- отличное руководство к действия. Ну, и, конечно же, «Любовь отвлекает внимание, а волшебство требует полной самоотдачи» – еще одно магическое правило. Конечно, воспринимать все это можно лишь условно, но на самом деле, любая книга по магии или около нее, говорит примерно то же самое.

Легкий юмор в тандеме с достойной магией

Да и колдовство в картине очень даже приличное, спецэффекты, действительно, на уровне. Тут и живой дракон, и прозрачная Моргана, и магические пассы с огнем и молниями. В общем, создатели постарались от души, и магия у них получилась прямо таки настоящая.

Но что понравилось мне гораздо больше, так это ненавязчивый юмор, который не покидает картину на всем ее протяжении. Шутит строгий и местами сердитый Бальтазар, регулярно прикалывается Дэйв, да и многочисленные комичные ситуации не дают заскучать.

Что касается актеров, то из Николаса Кейджа получился превосходный чародей, очень убедительный и почти всесильный. Но собственно, такие персонажи у него всегда оказываются на высоте, чего нельзя сказать о более приземленных картинах. На этом хочу закончить, а вам желаю отыскать свою собственную изюминку в фильме «Ученик чародей».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ученик чародея про что