Учение утверждающее что все существующее находится в процессе поступательного развития называется

Основные подходы в изучении истории

Учение утверждающее что все существующее находится в процессе поступательного развития называется Учение утверждающее что все существующее находится в процессе поступательного развития называется Учение утверждающее что все существующее находится в процессе поступательного развития называется Учение утверждающее что все существующее находится в процессе поступательного развития называется

Учение утверждающее что все существующее находится в процессе поступательного развития называется

Учение утверждающее что все существующее находится в процессе поступательного развития называется

Юрьев день – установленный в Русском государстве 15–16 вв. срок, в который разрешался переход крестьян от одного землевладельца к другому.

Мануфакту?ра — большое предприятие, где в основном применялся ручной труд наёмных рабочих и широко использовалось разделение труда.

Податное население — в России XV — первой половины XIX веков группы населения (крестьяне и мещане), платившие подушную подать, подвергавшиеся телесным наказаниям, выполнявшие рекрутскую и другие натуральные повинности.

Старообрядчество — приверженность часта русского православного духовенства и мирян к старым церковным обрядам Русской Православной Церкви, существовавшим до реформы, предпринятой в сер. 17 в. патриархом Никоном.

Ярмарка рынок, регулярно организуемый в определенном месте; место периодической торговли; сезонная распродажа товаров одного или мн. видов.

Источник

Основные подходы в изучении истории

Учение утверждающее что все существующее находится в процессе поступательного развития называется Учение утверждающее что все существующее находится в процессе поступательного развития называется Учение утверждающее что все существующее находится в процессе поступательного развития называется Учение утверждающее что все существующее находится в процессе поступательного развития называется

Вопрос №1: РАССМОТРЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА КАК РЕЗУЛЬТАТА ПРОЯВЛЕНИЯ МИРОВОГО ДУХА ХАРАКТЕРНО ДЛЯ

Вопрос №2: РАССМОТРЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА КАК РЕЗУЛЬТАТА ПРОЯВЛЕНИЯ БОЖЕСТВЕННОЙ ВОЛИ, МИРОВОГО ДУХА ХАРАКТЕРНО ДЛЯ

Вопрос №3: ДВУМЯ ПОЛОЖЕНИЯМИ ТЕОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ ЯВЛЯЮТСЯ ИДЕИ

Вопрос №4: ОСНОВОПОЛОЖНИКАМИ ТЕОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ СТАЛИ

Вопрос №5: ПОДХОД, В СООТВЕТСТВИИ С КОТОРЫМ ХОД ИСТОРИИ ОПРЕДЕЛЯЮТ ВЫДАЮЩИЕСЯ ЛЮДИ, ПОЛУЧИЛ НАЗВАНИЕ

Вопрос №6: ПОДХОД, В СООТВЕТСТВИИ С КОТОРЫМ РАЗУМ РАССМАТРИВАЕТСЯ КАК ЕДИНСТВЕННЫЙ ИСТОЧНИК ПОЗНАНИЯ И ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ПОЛУЧИЛ НАЗВАНИЕ

Вопрос №7: ПОДХОД, В СООТВЕТСТВИИ С КОТОРЫМ ИСТОРИЯ РАССМАТРИВАЕТСЯ КАК ПРОЦЕСС ВОСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА НА ВСЕ БОЛЕЕ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ, ПОЛУЧИЛ НАЗВАНИЕ

Вопрос №8: УЧЕНИЕ, УТВЕРЖДАЮЩЕЕ, ЧТО ВСЕ СУЩЕСТВУЮЩЕЕ НАХОДИТСЯ В ПРОЦЕССЕ ПОСТУПАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, НАЗЫВАЕТСЯ

Вопрос №9: ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ ПОДХОД, УТВЕРЖДАЮЩИЙ, ЧТО ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ ОБУСЛОВЛЕНЫ ПРИРОДНОЙ СРЕДОЙ, НАЗЫВАЕТСЯ

Вопрос №10: ПОДХОД, В СООТВЕТСТВИИ С КОТОРЫМ ХОД ИСТОРИИ ОПРЕДЕЛЯЕТ ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СРЕДА, ПОЛУЧИЛ НАЗВАНИЕ

Вопрос №11: ПОДХОД, В СООТВЕТСТВИИ С КОТОРЫМ ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ КАК ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ СМЕНА В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФОРМАЦИЙ, ПОЛУЧИЛ НАЗВАНИЕ

Вопрос №12: МАРКСИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ВОЗНИКЛА В

Вопрос №13: ПОНЯТИЕ «ФОРМАЦИЯ» ЛЕЖИТ В ОСНОВЕ ТЕОРИИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Вопрос №14: МАРКСИЗМ РАССМАТРИВАЕТ ИСТОРИЮ, КАК СИСТЕМУ

Вопрос №15: МАРКСИСТСКИЙ ПОДХОД В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА ОПРЕДЕЛЯЕТ

Вопрос №16: В МАРКСИСТСКОЙ ТЕОРИИ ОДНИМ ИЗ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ ПОНЯТИЙ ЯВЛЯЕТСЯ

Вопрос №17: АБСОЛЮТИЗАЦИЯ КЛАССОВОЙ БОРЬБЫ В ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РАЗЛИЧНЫХ СТРАН СОДЕРЖАЛАСЬ В ТЕОРИИ

Вопрос №18: В СООТВЕТСТВИИ С МАРКСИСТСКИМ ПОДХОДОМ ПЕРЕХОД ОТ ОДНОЙ ФОРМАЦИИ К ДРУГОЙ ПРОИСХОДИТ ЧЕРЕЗ

Вопрос №19: ОСНОВОПОЛОЖНИКАМИ МАРКСИСТСКОГО ПОДХОДА К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ ЯВЛЯЛИСЬ

Вопрос №20: ОСНОВОПОЛОЖНИКАМИ МАРКСИСТСКОГО ПОДХОДА К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ ЯВЛЯЛИСЬ

Вопрос №21: ОСНОВОПОЛОЖНИКОМ ТЕОРИИ ФОРМАЦИЙ БЫЛ

Вопрос №22: В РОССИИ ИСТОРИЯ КАК НАУКА ВОЗНИКАЕТ В СВЯЗИ С ИЗУЧЕНИЕМ И КРИТИЧЕСКИМ ОСМЫСЛЕНИЕМ ИСТОЧНИКОВ В

Вопрос №23: ПОСЛЕ ОКТЯБРЯ 1917 Г. НАЧАЛОСЬ СОЗДАНИЕ

Вопрос №24: ПОСЛЕ ОКТЯБРЯ 1917 Г. В ОСНОВУ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ БЫЛ ПОЛОЖЕН

Вопрос №25: РОДОНАЧАЛЬНИКОМ МАРКСИСТСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ СЧИТАЕТСЯ

Вопрос №26: ДЛЯ СОВЕТСКИХ ИСТОРИКОВ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ СССР БЫЛО УЧЕНИЕ

Вопрос №27: НА СОВЕТСКУЮ ИСТОРИЧЕСКУЮ НАУКУ ОКАЗЫВАЛ ВЛИЯНИЕ ДИКТАТ

Вопрос №28: ОДНИМ ИЗ ОСНОВНЫХ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ СТАЛ

Вопрос №29: БОЛЬШУЮ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ПОДХОДА СЫГРАЛИ

Вопрос №30: БОЛЬШУЮ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ПОДХОДА СЫГРАЛИ

Вопрос №31: НАУКА, ИЗУЧАЮЩАЯ РАЗВИТИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ, НАЗЫВАЕТСЯ

Вопрос №32: ИСТОРИОГРАФИЕЙ НАЗЫВАЕТСЯ

Источник

помогите пожалуйста решить тест по истории

1)
Историко-философский
подход, утверждающий, что основные исторические события обусловлены природной
средой, называется…

2)
Историко-типологический
метод позволяет…

а.
сопоставить
исторические объекты в пространстве и во времени

б.
проследить
количественные параметры исторического процесса

в.
классифицировать
исторические явления, события, объекты

г.
последовательно
рассмотреть динамику исторических процессов

а.
подход,
рассматривающий разум единственным источником познания и исторического развития

б.
умение
выстроить события в исторической последовательности

в.
история
исторической науки, ее становления и развития

г.
учение
о способах исследования, освещения исторических фактов

4)
Учение,
утверждающее, что все существующее находится в процессе поступательно развития,
называется…

6)
После
Октября 1917 г. в основу отечественной историографии был положен…

7)
Анализ происхождения исторических
процессов выявление
причинно-следственных связей неразрывно связано _______ методом

17)
Установите соответствие между вспомогательной исторической дисциплиной и
группой источников, которую она изучает:

1)
геральдика а)
системы мер и весов

2)
сфрагистика б) гербы

3)
палеография в) печати

4)
метрология г)
памятники древней письменности

18)
Две составляющие воспитательной функции исторического знания заключаются в том,
что история:

а)
выступает источником моральной ориентации субъектов, стабилизирует общественные
отношения

б)
оказывает воспитывающее действие на поведение субъектов через отдельные
исторические факты

в)
позволяет обосновывать перспективы развития исторических процессов

г)
позволяет строить прогнозы на будущее

19) Источником личного происхождения
являются (-ется)

а.
Статьи
в журнале ‘’Вопросы истории”

б.
“Дневники “ М. М. Пришвина

в.
“История
государства Российского” Н. М. Карамзина

г.
Советско-германский
пакт о ненападении

Источник

Эволюционизм – учение, утверждающее, что все существующее находится в процессе поступательного развития

68. Юрьев день– ограничение по срокам права крестьян уходить от землевладельца, введен Судебником 1497 г.

69. Ярлык – ханская грамота, дававшая право на княжение

Хронология отечественной истории:

862 – призвание Рюрика

907– поход князя Олега на Царьград (Константинополь)

945– убийство Игоря древлянами

988 – Крещение Руси

1097– Любечский съезд

11131125 – Княжение Владимира Мономаха

1147 – первое летописное упоминание о Москве (Юрий Долгорукий)

1223 – первая встреча русских войск с монголами, битва на р. Калке

1240– Невская битва (Александр Невский против шведов и немцев); падение Киева под монголами

1237– нашествие хана Батыя (на Северо-Восточную Русь)

1242– Ледовое побоище (на Чудском озере) (Александр Невский против шведов и немцев)

1326— Перенос митрополичьей кафедры из Владимира в Москву

1380 8сент. Куликовская битва. Дмитрий Донской разгромил Мамая

1439— Флорентийская уния

1480– «Великое стояние» на р.Угре русских и татар, свержение монголо-татарского ига

1485— присоединение Твери к Москве

1497– Первый общерусский Судебник Ивана III. Указ о Юрьевом дне

1547– венчание на царство Ивана IV

1558-1584 – Ливонская война за выход к Балтийскому морю

1565 – 1572 Опричнина Ивана IV Грозного

1598 – конец династии Рюриковичей

1598-1605правление Бориса Годунова, начало Смутного времени

1603-1604Восстание холопов в Подмосковье под руководством Хлопко Косолапа

1605-1606правление Лжедмитрия I (ГригорийОтрепьев). Свергнут москвичами и Шуйским

1606-1610правление Василия Шуйского

1607поражение восстания Болотникова

1608 –создание Тушинского лагеря 1607-1610Восстание Лжедмитрия II (Тушинский вор)

1610-1612правлениеСемибоярщины(на трон приглашен польский королевич Владислав)

1611,янв.-июль 1-ое ополчение против интервентов (Ляпунов, Трубецкой, Заруцкий)

1611, сентябрь 2-ое ополчение (Минин и Пожарский)

1612Освобождение Москвы от польских интервентов

1613-1645правление первого Романовацаря Михаила Романова

1645-1676царь Алексей Михайлович (Тишайший)

1649«Соборное уложение» Алексея Михайловича

1654завершилось присоединение к России Левобережной Украины

1654Начало реформ Никона. Раскол русской церкви

1670-1671Восстание Степана Разина (с Дона на Волгу, далее вверх по Волге)

1676-1682царь Федор Алексеевич

1682-1725– царь, затем императорПетр I (сначала при регентстве Софьи)

17001721 – Северная война (присоединение к России части Балтийского побережья)

1711 Сенатвместо Боярской думы

1717-1721 12 коллегийучреждены Петром I вместо устаревших приказов

1725-1762 – эпоха «дворцовых переворотов»

1762 – 1796 – правление Екатерины II, «просвещенный абсолютизм»

1773-1775 – восстание под рук. Пугачева

1785 «Жалованные грамоты » Екатерины II: дворянству и городам

1796 – 1801 – правление Павла I

1801 – 1825 – правление Александра I

1803 – принятие указа о «вольных хлебопашцах»

1807– Тильзитский мир

1812 – Отечественная война против Наполеоновской армии

1818— проект А.А. Аракчеева об отмене крепостного права

1825 14 дек. – восстание декабристов

1825 – 1855 – Николай I (Палкин)

1853-1856 –Крымская война (поражение)

1842 Указ «Об обязанных крестьянах»Николая I

1855-1881 – Александр II Освободитель, проведение «великих реформ»

1876– в Петербурге создана организация революционных народников «Земля и воля»

1881,1 мар. Убийство Александра II

1883 – в Женеве Плехановым создана первая русская марксистская группа, получившая название «Освобождение труда»

1898– возникновение российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП)

1903— раскол РСДРП на два крыла – большевиков и меньшевиков – на II съезде партии

19041905 – русско-японская война

1905 – 1907 – первая русская революция

1905,17окт «Манифест 17 октября» о введении демократических свобод и выборах Государственной Думы

1906-1916 Столыпинская аграрная реформа

1906 апрель-май – I (первая) Дума

1907 февраль- 3 июня – II Дума

1907 – 3 июня –государственный переворот, окончание первой русской революции

1912— февраль 1917 – IV Дума

1914, 1 августа– начало первой мировой войны

1915– создание Прогрессивного блока, превращение IV Государственной думы в оппозиционный центр

1917, 25 февр. –Всеобщая политическая забастовка в Петрограде, начало февральской революции

1917 2 марта – отречение Николая II

1917, май– Образование первого коалиционного Временного правительства

1917, 25 окт. – Октябрьская революция

1917-1921 «Военный коммунизм»

1918 3 марта– Брестский мир

1918 март – перенос столицы в Москву

1918май– введение продовольственной диктатуры

1918 июнь –создание комбедов

1918 июль— принятие Конституции РСФСР

1918 ноябрь— Брестский мир расторгнут после свершения в Германии буржуазно-демократической революции, завершение I мировой войны

1922 –Рапалльский договор с Германией об восстановлении дипломатических отношений в полном объеме

1922 – Генуэзская конференция

1924-1925 – начало «полосы дипломатического признания» СССР

1928– начало форсированной индустриализации

1929 –переход к сплошной коллективизации

1934 –Вступление СССР в Лигу Наций

1939, 1 сент. – начало II мировой войны

1940 –ввод советских войск в Прибалтику и Молдавию

1941– в составе СССР – 16 республик

1944, март –восстановили границы СССР

1944,6 июня– открытие второго фронта

1945, 1 мая– водрузили флаг над Рейхстагом

1945, 9 мая– победа в ВОВ

1945 24 июня – парад с немецкими флагами на Красной площади

1946, 5 марта— выступление У. Черчилля в Фултоне – начало холодной войны

1949– создание НАТО

19531964 – «оттепель«, правление Хрущева

1954— начало освоения целинных и залежных земель

1956 – XX съезд КПСС, развенчание культа личности Сталина

1957— запуск первого искусственного спутника Земли

1957– создание совнархозов

1961 – принятие III программы – построения коммунизма

1961— первый полет человека в космос

1962 – Карибский кризис в рамках «холодной войны»

1962— подавление выступления рабочих в Новочеркасске

1964 – 1982 правление Брежнева, Застой

1990 – введение поста президента СССР

1990 – отмена 6 статьи Конституции СССР, закреплявшей монопольное положение КПСС в обществе

1991, 19 авг. – попытка государственного переворота, ускорившая процесс развала СССР

1991, 8 дек.— роспуск СССР и создание СНГ (Беловежские соглашения) – 12 государств на рубеже веков

1992-1993 – политический кризис, противостояние законодательной и исполнительной ветвей власти

1992, 31 мар. –подписание Федеративного договора, способствовавшего укреплению Российского государства

1993, 12 дек. –принятие действующей Конституции РФ

1994 – завершение вывода российских войск из стран Центральной и Восточной Европы

1998– дефолт при Кириенко

2000— избрание президентом РФ В.В.Путина

2005 – монетизация льгот

2006– национальные проекты

2006– создание Общественной палаты

Александр I (1801-1825)

Андрей Боголюбский – Владимиро-Суздальский князь

Андрей Курбский – воевода, член Избранной Рады при Иване IV

Аракчеев – фактически правивший страной в 1815-1825 гг. временщик Александра I(ввел военные поселения, автор одного из проектов отмены крепостного права)

Берия Л.П.– нарком внутренних дел

Витте– проводил форсированную индустриализацию, ввел винную монополию

Ворошилов К.Е. – нарком обороны

Врангель П.Н. – командовал войсками юга России в Крыму (белое движение)

Гайдар – в начале 90-х годов XX в. проводит либерализацию цен, начинает приватизацию, проводит «шоковую терапию»

Годунов Борис – с его правлением связано начало Смутного времени

Горбачев– первый президент СССР

Давыдов – участник Отечественной войны 1812 г., один из зачинателей партизанского движения

Даниил Александрович– первый Московский князь (1276-1303), сын Александра Невского

Донской Дмитрий – Московский князь (1359-1389), победа в Куликовской битве над Мамаем

Екатерина I – жена Петра I, правление в эпоху дворцовых переворотов (1725-27)

Екатерина II – «просвещенный абсолютизм»

Иван I Калита – Московский князь (1325-1340)

Иван III (1462 – 1505)– ввел «правило Юрьева дня», принял титул «государя всея Руси»

Иван IV Грозный(1533 – 1584)– завоевал Казанское и Астраханское ханство, созвал Стоглавый собор, вводил опричнину

Каганович Л.М. – нарком путей сообщения (1935 – 42)

Карамзин– историк, автор «истории государства Российского»

Кириенко – премьер-министр, приведший к дефолту в 1998

Киселев– при Николае I провел реформу управления государственными крестьянами (1837-41)

Колчак А.В. – был верховным правителем России с ноября 1918 (белое движение)

Луначарский А.В. – первый нарком просвещения

Молотов В.М. – нарком иностранных дел

Отрепьев Григорий – предполагаемое имя Лжедмитрия I (Смутное время)

Плеханов— создал в эмиграции первую русскую марксистскую группу «Освобождение труда» (1883)

Покровский – историк XX в., эпохи революционных потрясений

Потемкин – фаворит Екатерины II, отвоевал у Турции Крым

Радищев – автор «Путешествия из Петербурга в Москву», Екатерина II отправляет в ссылку

Разин – предводитель восстания 1670-71 гг.

Соловьев – историк XIX в., эпохи буржуазных реформ

Сперанский – реформатор эпохи Александра I (предлагает проект реформы государственного управления, учреждение Государственного Совета,), при Николае I проводит кодификацию законов

Татищев – первый российский историк эпохи Петра I, основоположник исторической науки, предпринявший попытку создать первый обобщающий труд по истории

Уваров – автор теории официальной народности (православие, самодержавие, народность)

Фрадков – премьер-министр при Путине, провел монетизацию льгот

Черномырдин – премьер-министр при Ельцине, проводит деноминацию рубля,

поддерживает топливно-энергетический комплекс

Юденич Н.Н.– командующий белогвардейской Северо-Западной армией, руководил наступлениями на Петроград

Юрий Данилович – Московский князь (1303-1325), боролся с Тверью (Михаил Тверской)

«Автономизация»— Сталинский проект объединения Советских республик

Барбаросса – план молниеносной войны против СССР

«Великие реформы»– реформы, проведенные Александром II

Вотчина– наследственное земельное владение (Киевская Русь)

Временнообязанные крестьяне— бывшие крепостные, не переведенные на выкуп после реформы 1861 г. и несшие повинности в пользу помещиков

Двадцатипятитысячники – понятие, характеризующее политику сплошной коллективизации сельского хозяйства

Закуп– крестьянин, взявший ссуду

Земства— всесословные органы местного самоуправления, созданные по реформе 1864 г.

Коллегии— органы центрального управления, которые пришли на смену приказам

Конверсия— перевод экономики с военного производства на мирные рельсы после ВОВ

Марксизм– представление, что главная движущая сила – пролетариат

Методология – учение о способах исследования, освещения исторических фактов, научного познания

Митрополит– глава русской православной церкви в Древней Руси

Монополии— объединения предприятий, осуществлявшие контроль над рынками путем концентрации материальных и финансовых ресурсов

Новое политическое мышление– внешнеполитический курс Горбачева

«Освобождение труда»– первая русская марксистская группа, созданная Плехановым в Женеве в 1883 году

Оттепель – период истории России XX в. (1956-64), правление Хрущева

Приватизация– передача государственной собственности в руки частных лиц, акционерных обществ

Просвещенный абсолютизм– политика, направленная на осуществление либеральных реформ во имя сохранения феодального строя, связанная с именем Екатерины II

Пятилетка – понятие, характеризующее политику форсированной индустриализации

Распутинщина и министерская чехарда– свидетельствуют о нарастании общенационального кризиса в России в годы первой мировой войны

Революционное народничество – идея: Россия перейдет к социализму, миновав капитализм

Секуляризация– превращение церковной собственности в государственную

«Семибоярщина» – это правительство после свержения В.Шуйского

Славянофильство– представление, что источником развития России является ее самобытность

Соборное уложение– свод законов

Совет Народных Комиссаров –первое советское правительство

«Союз 17 октября» (октябристы) – либеральная партия начала XX века

Столыпинская аграрная реформа – предоставление крестьянам право выхода из общины, переселение на необжитые земли

Судебная реформа 1864– осн. принципы: состязательность суда, участие присяжных заседателей, независимость судей, гласность суда, презумпция невиновности

Тайфун – Московская битва

Теория «русского социализма» (автор – Герцен) – идея, что Россия перейдет к социализму, опираясь на крестьянскую общину и минуя капитализм

«Тишайший»– Алексей Михайлович Романов

«Тушинский вор»– Лжедмитрий II

Федеральное Собрание– по конституции 1993 года законодательная и представительная власть

Формационная теория – существует в рамках марксизма (создатели Маркс и Энгельс)

Холодная война – (1946 – 1985) разделение мира на две противостоящие системы

Источник

Методы изучения истории

Белгородский государственный университет

Исторический факультет

Кафедра отечественной истории и политологии

Дворецкий Е.В.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

В кратком изложении

Пособие по актуализации знаний

Белгород 2009

Введение

Настоящее пособие предназначено для студентов освоивших дисциплину «отечественная история» для актуализации остаточных знаний по курсу.

Структура и содержание пособия соответствуют содержанию существующих требований: программе Федерального Интернет-экзамена, и характеру контрольных вопросов.

Пособие состоит из разделов, соответствующим основным дидактическим единицам контрольной программы. Каждый раздел содержит материал, сгруппированный темам контрольной программы.

Отдельно в пособии представлены:

— перечень исторических персоналий

— перечень исторических понятий

Дидактическая единица 1

Теория и методология исторической науки:

Функции исторического познания:

1. Познавательная функция – выявление закономерностей исторического развития.

2. Функция социальной памяти – способ идентификации и ориентации общества и личности.

3. Практически-рекомендательная(политическая) функция – выработка научно обоснованного политического курса.

В советский период официальной идеологией был марксизм, поэтому на первый план выдвигалась практически-политическая функция исторического знания

4. Воспитательная функция – формирование гражданских, нравственных ценностей и качеств

Высказывание Цицерона «История-учительница жизни» отражает воспитательную функцию истории

5. Прогностическая функция облегчает предвидение будущего.

Функция исторического знания, сформулированная в высказывании немецкого математика и философа Г.В. Лейбница «Настоящее, рожденное прошлым, рождает будущее», является функцией прогностической

В логическом ряду функций исторического знания лишним элементом является функция адаптивная

Высшим уровнем исторического познания является научно-теоретический

Методы изучения истории

1.Сравнительный – сопоставление исторических объектов в пространстве, во времени и выявление сходства и различия между ними.

Заключается в выявлении совокупности однопорядковых явлений сходства и различия между ними

2. Ретроспективный – последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причин события, явления.

3. Идеографический – описание исторических событий и явлений. Получает уникальную единичную информацию об объекте

4. Типологический – классификация исторических явлений, событий, объектов.

5. Генетический – описывает свойства и функции события или явления в процессе их реконструкции

6. Системный – раскрывает внутренний механизм функционирования и развития

7. Проблемно-хронологический – изучение последовательности исторических событий во времени

8. Синхронный – изучение исторических событий, происходящих в одно и то же время

9. Номотетический – устанавливает общее, имеющее форму закона

Методология истории:

1) Методология – учение о способах (подходах) исследования, освещения исторических фактов, научного познания.

2) Теологический подход – рассматривает исторический процесс как результат проявления божественной воли, мирового духа

3) Рационализм – Подход, рассматривающий разум единственным источником познания и исторического развития

4) Субъективизм – ход истории определяют выдающиеся люди

– учение, утверждающее, что все существующее находится в процессе поступательного развития

— подход, рассматривавший историю как процесс восхождения человечества на все более высокий уровень развития

— Подход, в соответствии с которым исторический процесс представлялся как последовательная смена в истории человечества общественно-экономических формаций

— Методология, в соответствии с которой исторический процесс представлялся как последовательная смена в истории человечества общественно-экономических формаций

Марксистская теория возникла в XIX веке.

— Создателями формационной теории явились: К. Маркс и Ф. Энгельс

Марксистское понимание причин возникновения государства:

— образование классов и обострение борьбы между ними

— изменение социально-экономических отношений

Марксизм характеризуется абсолютизацией классовой борьбы

Формация – основополагающее понятие марксизма

Марксистский подход в истории человеческого общества определяет 5 общественно-экономических формаций

Линейное развитие общества – характерное представление марксизма

Марксистский подход – переход от одной формации к другой через социальную революцию

Господствующим в познании исторического прошлого в советский период был марксистский подход.

В соответствии с марксистским подходом, переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществляется через социальную революцию

7) Цивилизационный подход – выявляет специфику и многообразие локальных человеческих обществ, рассматривает историю как эволюцию мировых и региональных цивилизаций, обладающих общими культурно-историческими чертами

Большую роль в разработке цивилизационной методологии сыграли Н. Данилевский, А. Тойнби, О. Шпенглер

8) Синтетический подход – соединяет разные подходы

Концепция догоняющего варианта развития стала модификацией синтетического подхода

Обязательная составляющая исторической науки – категории

Историография истории:

Историография – История исторической науки, ее становления и развития

Отцом истории называют Геродота

Историческая наука возникла в России в XVIII в.

В России история как наука возникает в связи с изучением и критическим осмыслением источников в XVIII веке

У истоков исторической науки в России стояли В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов

В послепетровский период немецкими историками на основе изучения русских летописей была создана норманнская теория

Большое влияние на развитие исторической науки в России в 30-40 годы XIX века оказали дискуссии между западниками и славянофилами

Подход, рассматривавший российскую историю как часть общеевропейского поступательного процесса, был характерен для историков- западников

Подход, рассматривавший российскую историю как исключительно самостоятельную, был характерен для историков- славянофилов

На советскую историческую науку оказывал влияние диктат марксизма-ленинизма

После Октября 1917 г. в основу отечественной историографии был положен марксизм

После Октября 1917 года в России началось создание марксистской концепции отечественной истории.

После Октября 1917 года в основу отечественной историографии был положен марксистский подход.

Активно разрабатывать проблемы социально-экономической истории историки-марксисты стали во второй четверти XX в.

Появившийся в 1938 году «Краткий курс истории ВКП(б)» закрепил монополию партии на историческую истину
Байер, Миллер – создатели «норманнской теории»

Гумилев – «От Руси к России»

Данилевский – начал разработку цивилизационного подхода

Н.М. Карамзин автор «Истории государства Российского», считавший, что решающую роль в истории играют великие люди.

В.О. Ключевский – автор «Курса русской истории», значительное внимание уделявшим социально-экономической истории России.

М.В. Ломоносов – родоначальник антинорманской теории

М.Н. Покровский один из основоположников советской исторической науки. Историк-большевик. Стоял у истоков советской исторической науки. Считается родоначальником марксистской концепции отечественной истории

Б.А. Рыбаков – советский славяно-русский археолог и историк. Автор книги «Язычество Древней Руси»

С.М. Соловьев – основатель государственной школы российской исторической науки в середине XIX в. придавал исключительную роль географическому фактору в жизнедеятельности общества и его истории.

В.Н. Татищев современник Петра I, участник Полтавской битвы. Совместно с Миллером написал первый обобщающий труд по истории России. Стал основоположником «дворянской» исторической науки.

М.Н. Тихомиров – автор книги «Древняя Москва»

Дидактическая единица 2

Древняя Русь и социально-политические изменения в русских землях в XIII – XV вв.:

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *