Учение утверждающее что критерием истины является признание в научном сообществе называется
Учение утверждающее что критерием истины является признание в научном сообществе называется
Не торопитесь уходить!
Помните, что лучшим стимулом для развития сайта, является ваша активность на нем.
Проведите на ресурсе больше времени, попробуйте найти для себя еще что-то интересное в разных каталогах, дайте ссылку на сайт знакомым, напишите на форуме в разделе замечания и предложения что бы вы хотели увидеть нового и необходимые Вам материалы будут добавлены быстрее.
Сайты партнеры:
Для быстрого поиска по странице используйте комбинацию клавиш Ctrl+F и в появившемся окне напечатайте слово запроса (или первые буквы)
Гносеология
Что такое гносеология?
учение о ценностях, об их происхождении и сущности;
учение о развитии вселенной;
учение о бытии как таковом;
о сущности познания, о путях постижения истины;
о сущности человеческой истории.
Как учеными в современной философии рассматривают познание?
как способности, умения, навыки в определенной области деятельности;
как значимая информация в аспекте деятельности;
как объективная реальность, данная в сознании действующего человека;
как обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний.
С каким направлением связывают абсолютизацию роли и значения чувственных данных в философии?
рационализма;
реализма;
скептицизма;
сенсуализма;
гедонизма.
Что такое дедукция?
логический путь от общего к частному;
передача ложного знания, как истинного;
восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка;
момент интеллектуального озарения;
относительная, неполная истина.
Что такое индукция?
логический путь от общего к частному;
подача ложного знания, как истинного;
восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка;
момент интеллектуального озарения;
относительная, неполная истина.
Название метода познания в философии и науке, в котором мысль движется от общих положений к частным выводам:
индукция;
дедукция;
анализ;
синтез.
Какая форма мышления, отражает предельно общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, закрепляемые в определениях:
слово;
категория;
дефиниция;
термин;
имя.
Что такое эмпиризм?
направление в теории познания, считающее мышление источником знания;
направление в теории познания, считающее чувственный опыт источником знания;
направление в теории познания, считающее абсолютное сознание источником знания;
направление в теории познания, считающее интуицию источником знания;
направление в теории познания, считающее врожденные идеи источником знания.
Чем будет являться высшая ступень логического понимания; теоретическое, рефлексирующее, философски мыслящее сознание, которое использует широкие обобщения и ориентированно на наиболее полное и глубокое знание истины:
рассудком;
разумом;
чувством;
переживанием;
интуицией.
Какие позиции существуют в решении вопроса о познаваемости мира?
агностицизм;
эмпириокритицизм;
скептицизм;
гносеологический оптимизм;
гедонизм.
Название учения, которое утверждает об ограниченных возможностях человека в познании мира:
материализм;
скептицизм;
эмпиризм;
идеализм;
рационализм.
Выберите понятие, которое является лишним:
гносеологический оптимизм;
агностицизм;
скептицизм;
антропоцентризм.
Отметьте уровни научного познания:
эмпирический;
религиозный;
теоретический;
мифологический;
диалектический.
Название определенного этапа познавательного процесса, на котором информация об объекте, полученная в ощущениях и восприятиях, сохраняясь в сознании, воспроизводится позже без прямого воздействия объекта на субъект:
чувственное отражение;
познавательный контакт с объектом познания;
представление;
объяснение;
ноумен.
Основной формой живого созерцания будет:
представление;
восприятие;
идея;
ощущение.
Формы познания, которые не будут относится к теоретическому познанию:
понятие;
представление;
умозаключение;
суждение;
восприятие.
Какое название имеет вид познания, который вплетен в ткань жизнедеятельности субъекта, но не обладает доказательной силой:
абстрактное;
теоретическое;
обыденное;
научное;
божественное.
Чем не будет являться практика по своим функциям в процессе познания:
основой познания и его движущей силой;
целью познания;
критерием истины;
успешной заменой теоретических исследований и научного творчества.
Что происходит с истиной, если не зависит от познающего субъекта?
является абстрактной;
является объективной;
является субъективной;
является абсолютной;
божественна.
Какое понятие, будет противоположным по смыслу «истине» в гносеологии?
пропаганда;
заблуждение;
суждение;
предрассудок;
иллюзия.
Чем является совокупность подходов, приемов, способов решения различных практических и познавательных проблем?
методикой;
развитием;
навыком;
механизмом;
процессом.
Форма научного познания, к которой относится концепция инопланетного происхождения жизни на Земле?
гипотеза;
теория;
проблема;
парадигма;
модель.
В какую эпоху возникла наука, как специфический тип духовного производства и социальный институт?
античности;
средних веков;
Возрождения;
Нового времени;
в ХХ веке.
Структурные компоненты теоретического научного познания:
проблема;
боль;
вера;
гипотеза;
теория.
Название учения, которое утверждает, что критерием истины является признание в научном сообществе:
конвенционализм;
релятивизм;
рационализм;
агностицизм;
скептицизм.
На основе чего был развит рационализм в западноевропейской философии?
аналогии;
индукции;
дедукции;
анализа;
математического анализа.
Название одинаково доказуемых понятий в теории познания, которые исключают друг друга:
категории;
универсалии;
модусы;
антиномии;
законы.
Определение рациональности, рассматриваемое в философии, как основное:
расчет адекватных средств для данной цели;
наилучшая адаптивность к обстоятельствам;
логическая обоснованность правил деятельности;
способность разума к целостному охвату природы, общества и собственной субъективности.
Эмпирические методы познания:
анализ;
наблюдение;
эксперимент;
измерение;
моделирование.
Теоретические методы познания:
анализ;
наблюдение;
идеализация;
измерение;
моделирование.
При каком методе происходит замена отдельных свойств изучаемого объекта символами или знаками:
в индукции;
в дедукции;
в идеализации;
в наблюдении;
в анализе.
Основа познания в классической философии:
истина;
теория;
практика;
чувство.
Основа мира с позиции неклассической философии:
человек ;
природа;
общество;
бог.
По мнению Ф.Ницше суть человеческого сознания:
разум;
знание;
воля.
В чем заключается кантовский агностицизм?
мир познаваем частично, на уровне явлений;
нет правильного ответа.
Главный признак деятельности:
преобразование окружающего мира;
Чувство познания, характеризующее возможность воспроизведения ранее воспринимавшихся объектов:
представление.
Отметьте то, что относится к объективной составляющей деятельности:
Противоположность истины:
заблуждение;
Учение, считающее абсолютную истину главной, первичной:
нет верного ответа.
Теоретические методы познания:
моделирование.
Основа познания в классической философии:
Основа мира с позиции неклассической философии:
Агностицизм Канта заключается в…
мир познаваем частично, на уровне явлений;
нет правильного ответа.
Признак деятельности:
преобразование окружающего мира;
Отличие научных знаний от других:
обоснованностью;
большой предсказательной способностью;
большой степенью фантазии (не обязательно обоснованной);
своей исключительной эстетической ценностью.
Как трактуется в концепции Т. Куна парадигма?
эмпирически достоверное знание;
математически обоснованное знание;
совокупность предпосылок, признанных на данном этапе и определяющих конкретное научное исследование.
В какой научной картине мира используются такие общенаучные понятия как неустойчивость, неравновесность, нелинейность, необратимость:
неклассическая;
Какие функции присущи науке?
мировоззренческая;
методологическая;
предсказательная.
Что такое агностицизм?
учение в онтологии рассматривающее проблемы бытия человека;
учение в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания мира;
учение о развитии мира;
учение о всеобщей причинной связи;
учение о сущности человеческой истории.
В философии «агностицизм» понимается как:
рассмотрение процесса познания;
рассмотрение объектов познания;
полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания;
сомнение в возможности познания;
Какими терминами обозначаются понятия «практика» в философии?
опыт в целом;
Восстановите последовательность возникновения гносеологических установок:
«Я знаю, что ничего не знаю»
«Я верю, чтобы знать»
«Я мыслю, следовательно я существую»
«Мы живем внутри языка»
Соотнесите философские школы по отношению к пониманию ими значимости науки:
б. антисциентистские направления
Произведите соотношение термина с определением:
а. Знание, проникающее и охватывающее бесконечную духовную первооснову
б. Неполное знание о предмете (сложноорганизованной естественной системе)
в. Истина, которая тождественна своему предмету, прошедшая многолетнюю проверку.
Определение истины соответствующее исторической эпохи:
Соотнесите периоды времени и иные исторические формы науки:
Соотнесите уровни научного исследования с целями?
1.Придумать новую теорию, которая была бы эффективней старой;
Соотнесите определения и философские направления:
а. мы не можем до конца познать мир, потому что наши чувства и разум несовершенны;
б. наука является лишь описанием потока наших восприятий и не дает никакого знания о мире;
в. предметы существуют лишь постольку, поскольку они воспринимаются;
г. философия должна быть методом решения проблем, которые встают перед конкретными людьми в жизненных ситуациях.
Соотнесите критерии истины и иные философские направления:
а. непротиворечивое суждение в согласии с научным сообществом;
Ответы на тесты по философии: Теория познания. Философия науки.
Теория познания. Философия науки
1. Гносеология — это учение:
а) о ценностях, об их происхождении и сущности;
б) о развитии вселенной;
в) о бытии как таковом;
*г) о сущности познания, о путях постижения истины;
д) о сущности человеческой истории.
2. Познание в современной философии преимущественно рассматривается как (укажите наиболее правильный ответ):
а) способности, умения, навыки в определенной области деятельности;
б) значимая информация в аспекте деятельности;
в) объективная реальность, данная в сознании действующего человека;
*г) обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний.
3. Абсолютизация роли и значения чувственных данных в философии связана с направлением:
*а) логический путь от общего к частному;
б) передача ложного знания, как истинного;
в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка;
г) момент интеллектуального озарения;
д) относительная, неполная истина.
а) логический путь от общего к частному;
б) подача ложного знания, как истинного;
*в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка;
г) момент интеллектуального озарения;
д) относительная, неполная истина.
6. Метод познания в философии и науке, когда мысль движется от общих положений к частным выводам:
7. Форма мышления, отражающая предельно общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, закрепляемые в определениях:
а) направление в теории познания, считающее мышление источником знания;
*б) направление в теории познания, считающее чувственный опыт источником знания;
в) направление в теории познания, считающее абсолютное сознание источником знания;
г) направление в теории познания, считающее интуицию источником знания;
д) направление в теории познания, считающее врожденные идеи источником знания.
9. Агностицизм — это:
а) учение в онтологии рассматривающее проблемы бытия человека;
*б) учение в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания мира;
в) учение о развитии мира;
г) учение о всеобщей причинной связи;
д) учение о сущности человеческой истории.
10. В философии «агностицизм» понимается как:
а) рассмотрение процесса познания;
б) рассмотрение объектов познания;
*в) полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания;
г) сомнение в возможности познания;
11. Высшая ступень логического понимания; теоретическое, рефлексирующее, философски мыслящее сознание, оперирующее широкими обобщениями и ориентированное на наиболее полное и глубокое знание истины – это:
12. В решении вопроса о познаваемости мира существуют такие позиции (укажите все правильные варианты):
*г) гносеологический оптимизм;
13. Учение, утверждающее об ограниченных возможностях человека в познании мира, называется:
14. Какое из понятий лишнее в данном перечне?
а) гносеологический оптимизм;
15. Уровни научного познания (укажите все варианты):
16. Определенный этап познавательного процесса, на котором информация об объекте, полученная в ощущениях и восприятиях, сохраняясь в сознании, воспроизводится позже без прямого воздействия объекта на субъект — это:
а) чувственное отражение;
б) познавательный контакт с объектом познания;
17. К основным формам живого созерцания (в теории познания как отражения) не относится:
18. Эти формы познания не относятся к теоретическому познанию:
19. Вид познания, вплетенный в ткань жизнедеятельности субъекта, но не обладающий доказательной силой, называется:
20. Практика по своим функциям в процессе познания не является:
а) основой познания и его движущей силой;
в) критерием истины;
*г) успешной заменой теоретических исследований и научного творчества.
21. Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она:
22. Понятие, противоположное по смыслу «истине» в гносеологии:
23. Совокупность подходов, приемов, способов решения различных практических и познавательных проблем — это:
24. К какой форме научного познания относится концепция инопланетного происхождения жизни на Земле?
25. Наука как специфический тип духовного производства и социальный институт возникла в эпоху:
26. Стурктурными компонентами теоретического научного познания являются (укажите все правильные варианты):
27. Учение, утверждающее, что критерием истины является признание в научном сообществе, называется:
28. В западноевропейской философии рационализм преимущественно развивался на основе метода:
д) математического анализа.
29. В теории познания исключающие друг друга, но одинаково доказуемые понятия, носят название:
30. Какое из определений рациональности рассматривается в философии в качестве основного?
а) расчет адекватных средств для данной цели;
б) наилучшая адаптивность к обстоятельствам;
в) логическая обоснованность правил деятельности;
*г) способность разума к целостному охвату природы, общества и собственной субъективности.
31. К эмпирическим методам познания относятся (укажите все правильные ответы):
32. К теоретическим методам познания относятся (укажите все правильные ответы):
33. При использовании этого метода происходит замена отдельных свойств изучаемого объекта символами или знаками:
34. Научные знания отличаются от других знаний (укажите все правильные ответы):
*в) большой предсказательной способностью;
г) большой степенью фантазии (не обязательно обоснованной);
д) своей исключительной эстетической ценностью.
35. В концепции Т. Куна парадигма трактуется как:
а) абсолютная истина;
б) эмпирически достоверное знание;
в) математически обоснованное знание;
*д) совокупность предпосылок, признанных на данном этапе и определяющих конкретное научное исследование.
36. В этой научной картине мира используются такие общенаучные понятия как неустойчивость, неравновесность, нелинейность, необратимость:
37. Науке присущи такие основные функции, как (укажите все правильные ответы):
38. На самых ранних этапах человеческой истории важную роль играли такие формы познания, как:
39. К основным концепциям истины относят:
40. Понятие «практика» в философии может быть обозначено такими терминами (укажите наиболее правильный ответ):
г) физическая жизнь;
41. Установите последовательность возникновения гносеологических установок:
2 а) «Я верю, чтобы знать»;
1 б) «Я знаю, что ничего не знаю»;
3 в) «Я мыслю, следовательно я существую»;
4 г) «Мы живем внутри языка».
42. Установите соотвествие философских школ по отношению к пониманию ими значимости науки:
а) сциентистские направления 4,5 1) неотомизм;
б) антисциентистские направления 1,2,3 2) экзистенциализм;
43. Соотнесите термин с определением:
В 1. Абсолютная истина а) Знание, проникающее и охватывающее бесконечную духовную первооснову
б 2. Относительная истина б) Неполное знание о предмете (сложноорганизованной естественной
а 3. Истина как откровение в) Истина, которая тождественна своему предмету, прошедшая многолетнюю
44. Какое определение истины соответствует исторической эпохе?
а) Античность 2 1. Истина — это соответствие чувств и идей фактам;
б) Средние века 3 2. Истина — это проявление идеи (Платон) или сущности (Аристотель);
в) Новое время 1 3. Бог, вот что является истиной;
г) XX в.4 4. Истина — это открывающаяся сущность вещи (герменевтика).
45. Определите какому периоду времени присущи те или иные исторические формы науки:
а) романтический; 2 1) XVII в.
б) классический; 1 2) XVв.
в) неклассический; 3 3) XXI в.
г) постнеклассический. 4 4) XX в.
46. Какому уровню научного исследования соответствует следующая цель?
а) Эмпирический 2,3 1. Придумать новую теорию, которая была бы эффективней старой;
б) Теоретический 1,4 2. Сопоставить с фактами теорию, проверить степень ее эффективности;
3. Добыть новые экспериментальные факты;
4. Провести теоретическую интерпретацию экспериментальных фактов.
47. Установите соответствие определения тому или иному философскому направлению:
а) мы не можем до конца познать мир, потому что наши чувства и разум несовершенны;1 1) скептицизм;
б) наука является лишь описанием потока наших восприятий и 2) агностицизм;
не дает никакого знания о мире;2
в) предметы существуют лишь постольку, поскольку они воспринимаются;4 3) прагматизм;
г) философия должна быть методом решения проблем, которые встают перед 4) солипсизм.
конкретными людьми в жизненных ситуациях.3
48. Установите соответствие критерия истины тому или иному философскому направлению:
а) непротиворечивое суждение в согласии с научным сообществом;3 1) неопозитивизм;
б) верифицируемость;1 2) диалектический материализм;
Учение, утверждающее, что критерием истины является признание в научном сообществе, называется:
определение, данное ТС, неточно
вот более точное (но не единственно возможное) определение:
Научная теория — это объяснение аспекта мира природы, который можно многократно проверять и подтверждать в соответствии с научным методом, используя принятые протоколы наблюдения, измерения и оценки результатов. Там, где это возможно, теории проверяются в контролируемых условиях в эксперименте. Признанные научные теории, выдержавшие строгое изучение, воплощают научные знания.
Истина понятие относительное)
Одни говорят что истина существует, другие что нет.
И те и другие заблуждаются)
Не моё, но интересно:
Есть некоторые учёные, которые, признавая, что что-то может взяться из ничего, утверждают, что есть некая сущность, связанная с причинностью, пребывающая во времени, и что элементы, составляющие личность и её окружение, имеют своё рождение и продолжительность в причинности, а посуществовав так, уходят.
Есть и другие учёные, придерживающиеся разрушительных и нигилистических взглядов на такие вещи как непрерывность, деятельность, разрушение, существование, нирвана, путь, карма, результат и истина. Почему? Потому что они не достигли интуитивного понимания самой Истины, а следовательно, не могут ясно взглянуть в основы вещей. Они как кувшин, разбитый на кусочки, который больше не может служить кувшином, они как жареное семечко, которое больше не может прорасти. Но элементы, составляющие личность и её окружение, которые они считают подверженными изменениями, на самом деле неспособны на непрерывные превращения.
Взгляды их основаны на ошибочных различениях предметного мира, а не на истинном представлении. Опять же, если верно, что нечто возникает из ничего и причина возникновения умственной системы — комбинация трёх причин, производящих следствия, тогда мы могли бы сказать то же самое о любой несуществующей вещи; например, что черепаха может отрастить волосы, а песок — произвести масло. Такое предположение ничего не даст — оно кончается утверждением ничего. Если станут возражать, что комбинация трёх причин, дающих следствия, есть, то тогда следует придерживаться принципа причинности, то есть считать, что нечто происходит из чего-то, а не из ничего.
Пока утверждается мир относительности, есть вечно возобновляющаяся цепь причинности, которую нельзя отрицать ни при каких условиях, потому мы не можем говорить о чём-то приходящем к прекращению или концу. Пока эти учёные остаются на своей философской основе, их доказательства должны соответствовать логике, а их учебники и привычка памяти к ошибочному умствованию всегда будет с ними. Хуже того, простаки, отравленные этими ошибочными взглядами, объявят этот неверный способ мышления, которому учат невежды, тем же, который представляет Всезнающий.