Учение каббала что это такое простыми словами

Каббала — что это простыми словами

Знакомое «на слуху» «каббала», не всегда оказывается до конца понятым и осознанным. Услышанное многими это кабалистическое слово, возможно даже и не раз, оно вызывает массу вопросов и недопонимания.
Запутанные определения и термины понятия «каббала» не дают четкого ответа и соответственно становятся еще более далеки от осмысления. В этой статье мы постараемся максимально простыми словами и объяснениями разобраться в вопросах что такое каббала, в чем ее основы и суть, кто такие каббалисты и всех наводящих доводов, касающихся религиозно-мистического течения.

Учение каббала что это такое простыми словамиТайное становится явным

Каббала простыми словами: термин, суть

Все когда нибудь слышали выражение «попал в кабалу», обозначающий что-то не очень хорошее.

В русском происхождении «кабала» берет корни с Древней Руси и означает попасть в должники, то есть «быть в кабале» у кого-то.

Другой источник — словарь Даля, связывает «каббалу» с иудаизмом, где имело место мистическое течение с применением магии и соответствующих обрядов. Именно об этом значении «каббалы» будет подробно написано в этой статье.

Слово «каббала», или «получать» обозначает откровение от Бога, полученное евреями и переданное грядущим поколениям. Определение каббалы варьируется в зависимости от традиций и целей последователей, от его религиозного происхождения как неотъемлемой части иудаизма.

Каббала — это совокупность эзотерических учений, призванных объяснить взаимосвязь между неизменным, вечным и таинственным.

Суть каббалы в истинном смысле ивритских писаний, который был скрыт от масс и известен только духовно подготовленным к его принятию. Каббала использует специальные практики, основанные на способах читать и понимать древние писания.

Суть каббалистов — найти скрытый смысл в писаниях. Но для этого необходимы соответствующие знания и методы.

Каббала — это широчайшая область, включающая мистическую и практическую составляющую еврейских традиций.

Учение каббала что это такое простыми словамиКаббала поможет понять древнееврейские тексты

Каббала: что говорит Википедия

Каббала, из области эзотерики, является традицией с скрытым знанием информации из «Торы» (с иврита «учение», «закон»)— пятикнижие иудейского традиционного закона, божественного откровения.

Учение каббала что это такое простыми словамиЗнать. Искать. Постигать.

Каббала в исторической ретроспективе

Ещё в библейские времена существовал еврейский мистицизм. По легенде именно Бог раскрыл Адаму эти тайны ещё в раю. Учёные и исследователи находят первоисточники термина «каббала» начиная с XII века, когда он стал распространённым (до этого учения назывались по другому). Именно в это время каббалисты были приняты частью еврейской культуры. Слово «каббала» пришло для обозначения тех, кто считал, что лишь немногие избранные получили тайное знание от Бога об «истинном» значении писаний.

Каббала развивалась среди еврейских общин в Вавилонии, Италии, Франции и Испании. В Провансе 1180 году появилась первая книга каббалы «Бахир» (Книга яркости), в которой приведены масса цитат из «Сефер Йецира» (Книги творения) с объяснениями процесса Божественного созидания. В этот период появлялись различные учения, с использованием мистицизма и тайных знаний, спрятанные от широких масс. Создавались небольшие группы людей с доступными для них учениями.

Уже в XIII веке каббала быстро распространилась и стала популярной в Европе, а позже эзотерические учения стали общепринятыми.
В 1280 году появилась книга «Зоар»— основной источник знаний каббалистов, которая особенно остро обрела своё влияние после изгнания евреев из Испании, так как отвечала потребностям людей эпохи того времени, нуждающимся в избавлении и спасении. Кабала стала популярной, потому что открыла подход к религии, который казался более приятным, немедленным и менее сдержанным.

В XV веке среди христиан образовалась так называемая «христианская каббала». Многие книги переводились на латынь, в которых просматривалось сходство каббалы и христианской веры. В эпохе Возрождения основоположником данного течения стал Пико делла Мирандола. Христианские каббалисты просматривали в каббале раскрытие тайных учений Пифагора и Платона. Компонент христианской культуры в итоге породил ещё одну концепцию «каббалы».

За все время и географию каббала впитывала в себя различные моменты из философских и мистических учений. Особенно отчётливо прослеживается связь с:

Они стали основой каббалистического видения мироздания.

Книга «Зоар», где главный смысл: нет ничего кроме Творца и его творений, — это внутренняя часть «Торы», считается основой каббалы. Написанный на средневековом арамейском и средневековом иврите, «Зоар» призван направлять каббалистов в их духовное путешествие, помогая им достичь большего уровня связи с Богом.

В 1530 году израильский Цфат стал центром каббалы, где учения стали общедоступными с образовавшимися многочисленными группами, изучающими каббалу. В XVII веке интерес к каббале сменялся то практико-магическими задачами, то опять теоретическими.
В XVIII веке полностью исчезла традиция «христианской каббалы».

Историки иудаизма выделяют множество школ еврейского эзотеризма, каждая из которых имеет свои уникальные интересы и убеждения. Великий известный учитель того времени рабби М. Кордоверо («РАМАК») внес большой вклад в каббалу, обладающий огромным мышлением и силой толкований, как и его ученик — И. Лурия («АРИ»).
Их работы стали ценными источниками знаний для каббалистов.

Существует многочисленное количество отличительных мистических школ, которые можно дополнительно классифицировать на основе мастеров и учеников. Большинство мистических движений обязаны сочинениям более ранних школ, добавляя свои новаторские интерпретации и новые системы мышления к существующим.

Каббала широко используется, внутри иудаизма, формируя основы мистического религиозного толкования. Вне иудаизма его писания читаются не по традиционным канонам организованной религии.

Каббала стремится не только определить природу Вселенной и человека, но и цель существования. В ней также представлены методы содействия пониманию этих концепций и, таким образом, достижению духовной реализации.

Учение каббала что это такое простыми словами«Дыхание становится камнем; камень – растением; растение – животным; животное – человеком; человек – духом; дух – богом»

Каббала сегодня: взгляд с разных сторон

На сегодняшний день популярность религии и мистики растёт, независимо от национальности, возраста, и других социальных принадлежностей. Последователей каббалы можно найти как из простых слоев населения, так и знаменитостей. «Горячий культ» красной нити можно увидеть на многих запястьях, в том числе и «звездных» : Мадонна, Э. Катчер, Д. Мур, Д. Бэкхем, В. Райдер и другие.

За последние несколько лет каббала завоевала огромный резонанс, что даже ученые, ранее скептически относившиеся к еврейскому мистицизму, начали относится к ней как к самостоятельному явлению. В английских школах внедряются программы духовного развития. Центры по изучению каббалы сегодня открыты по всему миру. Книжные полки магазинов переполнены изданиями на эту тему.

Сформировавшийся интерес вызывает неоднозначную реакцию у еврейских раввинов, не одобряя такой подход в поверхностной популяризации, так как это не является настоящей каббалой.

Они не признают никакой связи между настоящими учениями и нынешней фальсификацией.

Кроме того суррогат этого явления на сегодняшний день преподносится многими людьми в виде готовых практических пособий по основам мироздания. В популярной культуре принято упрощать ее истинную сущность, ограничивать рамками понимания, искажать, давай простые однозначные ответы на философские сложные вопросы.

Отношение церкви к каббале

Возрожденный интерес к каббале проявляется как среди евреев, так и среди других. Хотя еврейское происхождение делает его уникальным, каббала по существу является оккультизмом, несовместимым с библейским Богом, создавшим мир из ничего, а не из Самого Себя.

Каббала имеет пантеистическую характеристику, где Бог и Его творение — одно целое, что противоречит Библейским писаниям.

Вдохновленные каббалисты стремятся найти скрытый смысл в писаниях с помощью каббалистических методов, что в принципе, можно применять практически к любому произведению, черпая из него перевернутую интерпретацию.

Каббалистический метод толкования не признан в Библии, ни оправдан ею.

Тем не менее нельзя отрицать того факта, что каббала — это яркий и таинственный феномен исторической важности.

Учение каббала что это такое простыми словами«Дерево жизни»

Философия каббалы

Каббала «тайное знание» — является частью еврейской традиции, которая имеет дело с сущностью Бога, независимо от того, влечет ли это за собой священный текст, опыт или то, как все работает. Каббалисты полагают, что истинное знание и понимание этого внутреннего, таинственного процесса достижимо, и благодаря этому знанию может быть достигнута близость с Богом.

Каббала учит, что человек должен отказаться от обычного мышления, которое заставляет его считать, что материя и дух являются отдельными явлениями.

Почти ко всем формам еврейского мистицизма относятся 3 аспекта

Следственный аспект включает поиск скрытой реальности Вселенной для тайного знания о ее происхождении и организации. В еврейской традиции есть 3 способа получения эзотерических знаний:

Все еврейские мистическо-эзотерические традиции перенимают, расширяют философские и даже научные идеи своего времени.

Эмпирический аспект каббалы включает в себя действенный поиск, а не просто знания о Боге: напрямую, интуитивно. В большом желании и цели встречи с Ним, они придерживаются глубоко нравственных и духовных жизненных принципов, расширяя сферу своей религиозной практики за счет ежедневных занятий.

Практическая составляющая каббалы включает ритуалы для обретения силы и осуществления изменений в нашем и небесных мирах. Эта сила генерируется выполнением заповедей, управлением силами зла и добра, а также иными, с использованием сверхъестественных энергий. Практический аспект каббалы реализует человеческий потенциал быть сотворителем с Богом.

Учение каббала что это такое простыми словами«Дерево сфирот» — основополагающая основа каббалистов

Каббала — «дерево жизни»

Каббала считается «деревом с десятью листьями» — сфиротами, соединенными 22 дорожками, взятых из каждой буквы ивритского алфавита.
Эти десять сфирот связаны по схеме, которая показывает десять добродетелей, через которые Бог проистекает в наш уровень реальности, и, наоборот, как люди могут подняться обратно и достичь Его.

Внешне похожая на ДНК, она содержит неисчерпаемую информацию. Некая матрица, с помощью которой Бог сотворил мир. Арканы — энергетические каналы, соединяющие 10 следующих сфирот:

Даат, который не пронумерован, но является центральным местом единства остальных десяти.

Такая система представляет одно целое, или формулу совершенного существа Адама, где каждая часть тела соответствует определенной сфироте. Наполненный светом Всевышнего (сефиротами) как стеклянный сосуд, он вдребезги разбился на мелкие кусочки, и разделился на две части: верхнего и нижнего мира. Задача каббалистов собрать все кусочки, тем самым вернуть душу в небесный дом.

Каббала же является вспомогательным средством в мистическом понимании зашифрованного смысла.

Учение каббала что это такое простыми словами«Потому что все оттенки смысла Умное число передает».

Методы каббалы: практическая сторона

Каббала начиналась как устная традиция, и верующие прослеживают её происхождение обратно в «Тору», а следовательно, и к прямой связи с Богом.

В «Торе» есть два основных аспекта. Первый — это мудрость Всевышнего, а второй — ее дарование в мир человека для оказания позитивного влияния: «делай добро», «уклонись от зла», не через указательные заповеди, а советы. Открытая часть Торы — это «древо познания добра и зла», скрытая — «древо жизни», которая содержит информацию о Боге и Его Творении, называется Каббала.

Пятикнижие «Тора» написано на «языке ветвей». Если любое описание предполагает понимание человеком на человеческом языке, то в высшем мире нет названий для передачи напрямую, поэтому каббалисты используют это язык. «Язык ветвей» — подразумевает процесс, когда божественные корни рождают в человеческом мире вещи и действия, как следствие или ветви. Таким языком, а не буквальным, стоит понимать писания, представленные божественными заповедями.
Принято считать что не однозначно интерпретировать тексты можно 4-х различных уровнях, и высшим из которых являются мистические практики.

Загадочный смысл приписан формам и звукам древних ивритских букв. Символы из букв и цифр в каббале играют особое значение. Подход каббалы мистический и очень субъективный, используя такие вещи, как, например, нумерология, для поиска «скрытого» смысла.

Применяя различные методы: перебор чисел и букв, замена местами букв в различном порядке, можно из одних слов получить совершенно иные, познав из этого невероятные вещи.

Главные методики каббалистов, применимые для ивритских текстов:

Темура — «замена» букв, с целью изменения смысла «Торы»;

Гематрия считает численные значения букв, слов и фраз в целом;

Нотарикон — развертывание слов в фразы и наоборот посредством нумерологии.

Таким образом мекубаль (каббалист-практик) способен расшифровать тайное и предвидеть события будущего. С помощью методов в каббале возможно познать и почувствовать тайный от человека, скрытый высший уровень, управляющим человеческим миром.

Если человек обладает истинными знаниями, об основах этого процесса, он, откроет новое понимание более обобщенных, глубинных законов, движущих природой и человеком, как ее частью.

Учение каббала что это такое простыми словамиИстина где-то рядом

Связь каббалы с оккультизмом

Многие приравнивают каббалу к чёрной магии с негативным оттенком.

Каббалистические учения были посвящены магии букв и цифр еще начиная с XVI века, применяя термин «фантастической» или «магической». Современные мифы о тайном магическом учении евреев удачно закладывались еще в Серебрянном веке, где появлялись лекции или курсы, например, по соединению карт Таро, астрологических знаков и каббалы. Каббалистические материалы этой эпохи и сыграли, свою роль в видении каббалы как некой самой сильной магии.

Действительно, в магии каббалы задействуют имена. Когда узнав настоящее ивритское имя человека можно получить власть над ним. Это связано также со стихиями и природными явлениями живой и неживой природы.

Только понимая истинные значения алфавита древних евреев, которые недостаточно познать только из книг, а прибегая к помощи истинного наставника, можно открыть эти значения букв и цифр. Тайные знания доступны для избранных и только для познания Всевышнего и постижений теории.

Направления практической кабалистики, зачастую проявляется не только в устных заклинаниях именами ангелов, а написании этих имён на камнях. Со временем вокруг этого развилась целая коммерческая империя амулетов, талисманов, символов. Сюда же следует отнести обрывки из астрологии, хиромантии, разные формы загадывания в будущее и другие.

Но тем не менее, в обход этому, многие пытаются открыть для своей выгоды оккультные практики каббалы с использованием магических слов, по формулам сложенным из скрытых вычислений в аббревиатуры, молитвенные фразы.

Ритуалы и обряды каббалы не воспринимаются всерьёз классическим учением каббалы и были придуманы людьми которые жаждут выгоды а не знаний.

Людей, гоняющихся за всякого рода “именами”, “заклинаниями” и “талисманами” предостерегают каббалистические авторитеты. Мудрецы наложили запреты на использование их. Только самые праведные евреи, и в крайних случаях, несут ответственность за практическую работу.

По легенде о создании Голема (человечка из глины). Когда скрытое имя Бога было написано на статуе, она ожила и стала расти. От испуга человек, написавший имя, быстро стер его и статуя опять превратилась в кусок омертвевшей глиняной скульптуры.

Учение каббала что это такое простыми словамиЗвезда Давида

Символы и значения каббалы

Главный знак каббалы — это гексаграмма или масонская печать с центром древа Сфирот — тиферетом.

Звезда Давида наиболее широко признанный еврейский символ идентичности. В каббале он имеет два значения: символ господства Бога над вселенной во всех шести направлениях (Вверх, Вниз, Север, Юг, Восток, Запад) и дихотомии (разделение, раздвоенность), неотъемлемые для человеческого существования: добро против зла, физический мир против духовных сфер и т.д. Бытует мнение что он способен менять пространство вокруг хозяина, замедлять или ускорять время.

Также таинство печати Соломона помогает открыть временной портал или вызвать неземное существо.

Традиция гласит, что конкретная структура Звезды Давида, которая была вдохновлена шестиугольным щитом короля Давида, привлекает защиту и хорошее состояние.

Учение каббала что это такое простыми словами

«Зоар», который является основной книгой каббалы, указывает, что когда еврей прикрепляет мезозоя к их двери, Бог защищает дом от вредных сил. Это символ защиты, предупреждает зло, за которым наблюдает Бог.

Учение каббала что это такое простыми словами

Чаи. На иврите Чаи означает «живой». Символ, состоящий из ивритских букв символизирует благотворительность, богатство и долголетие. Его численное значение — 18, это соответсвует «Дереву Жизни», предполагающим интеллект и влияние.

Учение каббала что это такое простыми словами

Учение каббала что это такое простыми словамиДа будет слово…

Итак, каббала…

Подводя итоги, стоит отметить значения каббалы в нашей жизни.

Каббала привлекательна для эзотерического мира и для тех, кто ищет мистическую символику в познании смысла мироздания. Созданная из потребности людей в высших силах, каббала позволила ощутить близость с Богом.

Покрытая тайнами и мистикой, с помощью методов доступных только истинным, она привлекает ещё больше поклонников, зачастую не понимающих ее истинной сути, а ищущих поверхностные корыстные выгоды. Тем самым более запутывает реальные исторические исследования, так как представляет собой немного общего от истинной сути.

На самом деле это сложная, с глубинным философским смыслом и практических методах «полученная традиция». С ее помощью можно постичь не только часть нашего мира, воспринимаемую нами при помощи пяти органов чувств, но еще и тот объем мироздания, который нам в этих ощущениях не доступен.

Источник

Часть I. Основы каббалы

Вступление

Человек познает мир с помощью пяти органов чувств. Он подобен черному ящику [8], который воспринимает только то, что поступает в него извне. Информация, доставляемая нашими сенсорами в замкнутую систему, регистрируется, обрабатывается, анализируется. То, что не улавливается органами восприятия, мы не ощущаем.

Окружающая действительность постоянно оказывает на нас воздействие, которое на самом деле остается для нас загадкой. Мы ощущаем только свою реакцию на него, поэтому наше познание замкнуто внутри нас и не позволяет объективно судить о внешней реальности. Мы обрабатываем поступающие сведения с помощью наших ощущений, только и всего.

Все существующие технические приспособления лишь несколько расширяют диапазон наших возможностей, но не позволяют кардинально выйти за их рамки. С помощью приборов невозможно создать новый орган чувств. Мы даже не можем себе представить, какой увидели бы окружающую действительность, будь у нас иные органы восприятия.

После соответствующей обработки всех полученных впечатлений в нашем представлении возникает внутренняя картина, которую мы называем «наш мир». Эта картина сугубо субъективна, и мы не имеем возможности сравнить ее с объективной реальностью.

Таким образом, объем нашего познания всегда ограничен рамками наших ощущений, базирующихся на возможностях пяти органов чувств. Это положение является общим для всех людей, что и позволяет нам поддерживать отношения, обмениваться знаниями, впечатлениями, понимать друг друга.

Наши органы ощущений, а точнее, органы сбора информации, извлекают и обрабатывают ее исключительно по признаку личной выгоды.

Любой организм устроен так, что его единственным желанием является получение наслаждения. Желание получить максимальное наслаждение – это основной закон, существующий на всех уровнях природы – неживой, растительной, животной и человеческой.

Может ли человек развить в себе дополнительный орган ощущения, позволяющий ему воспринимать окружающую реальность во всей ее полноте?

Каббала и есть та выверенная временем, научно обоснованная методика, позволяющая развить дополнительный орган ощущения. Она дает возможность получить добавочную информацию о чем-либо, существующем во внешнем мироздании. Освоив этот метод, мы начнем осознавать окружающий мир совершенно иначе: вне зависимости от нашего субъективного эгоистического восприятия.

Каббала – самая близкая человеку наука. Она объясняет, для чего он существует: зачем рождается, почему живет, откуда пришел, куда уходит после того, как заканчивает свой земной путь, и в чем смысл его жизни.

Каббала не является теоретической или абстрактной наукой, она неотделима от практики: человек постигает на собственном примере, кто он, какова его природа и что ему необходимо изменить в себе. Для него нет и не может быть ничего ближе этого знания, потому что он познает себя, свою судьбу и мир объективной реальности.

Цель обучения

Данное учебное пособие рассчитано на самостоятельное изучение каббалы. Главная его цель – приобретение каббалистических знаний на основании первоисточников и исследовательских материалов.

Для реализации этой цели учебная программа предусматривает знакомство с разработанными методическими принципами изучения каббалы, историей ее происхождения, основными понятиями, терминами и положениями в соответствии с традиционным академическим направлением.

Основные разделы науки каббала

Каббалисты такие же люди, как и все мы. Однако, вооружившись соответствующей методикой, они произвели такую работу над собой, что начали ощущать внешний объективный мир. Это каббалисты и объясняют в своих трудах, знакомя нас с системой духовных миров. Как в любой науке, в каббале существует теоретическая и практическая сторона, куда включается собственный язык, понятийный аппарат, самостоятельные инструменты исследования, постановка экспериментов и сравнительный анализ.

Всего насчитывается пять миров, пять уровней познания. Все они, как описывает «Книга Зоар» – основной каббалистический источник, – присутствуют внутри человека и построены по единой схеме. Каждый из миров является следствием предыдущего. Все, что есть в нашем мире – любой атом, клетка, организм, – имеет свой корень, прообраз в мирах духовных. В Высших мирах нет материальных понятий, там существуют только силы, порождающие объекты нашего мира и наши ощущения.

Между силой Высшего мира (причиной, корнем) и ее следствием (ветвью) в нашем мире существует четкая определенная связь. Поэтому любой корень вверху мы можем отобразить с помощью его ветви в нашем мире. На этом принципе основана передача информации, называемая «язык ветвей», с его помощью созданы основные каббалистические труды («Книга Зоар», «Древо жизни» и др.)

В каббале имеется три основных раздела, и в каждом из них говорится о постижении Общего Закона мироздания. Есть раздел, изучающий нисхождение [10] миров [11] и импульсов поступенчато, вплоть до нашего мира. Он занимается исследованием исключительно Высших миров: их функционированием, управлением, воздействием на нас; тем, как мы своими поступками влияем на Высшие миры и какова их обратная реакция.

Все процессы, связанные с нисхождением души в физическое тело, выходом из него после биологической смерти и нисхождением в новое тело, называются «кругооборотами души». В отношении тел такого понятия не существует.

Раздел каббалы, в котором разработан математический (понятийный) аппарат для описания духовных процессов, позволяет каббалисту изучать их воздействие на себе, анализировать, градуировать, сопоставлять поступающие свыше сигналы с собственными реакциями на них.

Математический аппарат каббалы состоит из:

гематрий – цифровых записей духовных состояний миров и души;

графиков состояния и зависимости взаимного влияния духовных миров и души;

таблиц, матриц всевозможных включений свойств миров и душ.

В результате постижения с уровня нашего мира Высших духовных миров человек начинает ощущать единую систему и единый замысел творения. Однако еще до того, как он почувствовал присутствие духовного пространства, только приступив к изучению каббалы, человек уже начинает понимать, что без приобретения дополнительного органа восприятия он не сможет выйти за границы своего мира.

Конечной целью изучения данной науки является: получение наивысшего наслаждения, достижение совершенства своего существования, абсолютное познание и как следствие этого – полное равновесие между внутренней системой (душой человека) и внешней, называемой «Творец».

На протяжении тысячелетий существования нашего мира каждое поколение отличалось от предыдущего все более эгоистическим характером душ. Поскольку постижение Творца или Высшего Закона природы происходит в самой душе, то если она качественно меняется, соответственно, изменяется и методика постижения духовных миров.

Исторический аспект каббалы

Истоки каббалы, как и большинства древних учений, следует искать в Месопотамии – колыбели человеческой культуры. Неслучайно это место и сегодня является центром столкновения противоборствующих интересов. Каббала зародилась около 4000 лет назад. Затем эти знания были почти забыты, а в наше время они как бы открываются заново.

Вся история человечества определяется развитием эгоизма. Именно этот фактор вынуждает нас изучать окружающую среду с целью реализации возрастающих эгоистических желаний. В отличие от неживой, растительной и животной природы нашего мира, человек постоянно претерпевает изменения как из поколения в поколение, так и индивидуально на протяжении своей недолгой жизни. Его эгоизм развивается по пяти возрастающим ступеням.

В древние времена человек не был еще настолько эгоистичным, чтобы противопоставить себя природе. Он даже без слов, словно телепатически, на неком духовном уровне чувствовал все, что его окружало, и это взаимное единение было языком его общения с природой.

Оказавшись на первой ступени эгоистического роста, человек уже почувствовал желание подчинить себе природу, а не уподобиться ей. Аллегорически это описано как желание построить Вавилонскую башню высотой до небес. Возросший эгоизм оторвал человека от природы. Вместо того чтобы устранить все возрастающую противоположность, человек возомнил, что сможет эгоистически постичь замысел творения: не путем исправления эгоизма, а взяв власть над окружающим миром. Тем самым он противопоставил свое Я обществу и природе. В результате человек перестал понимать природу, утратил чувство единства и близости с окружающими его людьми. Вместо любви возникла ненависть, отчуждение, разобщение, и единый древний народ разделился на множество наций.

«На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе ИМЯ, прежде чем рассеемся по земле.

И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык. Вот что они начали делать – и не отстанут от задуманного. Смешаем язык их, чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле – так они перестали строить город и башню».

«К ослушанию Творца призывал народ Нимрод. Он советовал построить башню, более высокую, чем может подняться вода, если Творец вновь нашлет потоп – и тем отомстить Творцу за гибель предков. Толпа согласилась, и стали считать повиновение Творцу позорным рабством. С большим желанием начали строить башню. Видя, что люди не исправляются после урока потопа, Творец сделал их разноязычными – они перестали понимать друг друга и разошлись. Место, где строили башню, назвали «Вавилон» – из-за произошедшего там смешения языков».

В начале ХХ века немецкий археолог Р. Кольдевей (Robert Koldeway) обнаружил в Вавилоне руины башни размером 90 х 90 х 90 метров. Геродот, живший в V в. до н.э., так же описал башню, как семиярусную пирамиду подобных размеров. Исторические источники повествуют, что в центре Вавилона был расположен храмовый город Эсагила, а в его сердце – Вавилонская башня – храм верховного божества Мардука. Называлась она Этеменанки, что означает краеугольный камень Небес и Земли.

Эсагила являлась религиозным центром всего тогдашнего мира в его попытке заменить познание истинного Бога на противоположную Ему по сути религию. Астрология, зодиакальные гороскопы, гадания, магия цифр, спиритизм, мистика, колдовство, заговоры, сглазы, вызывание злых духов – все это было разработано в Эсагиле, дожило до наших дней, и именно сегодня происходит очередной всплеск этих верований.

С тех пор человек эгоистически противостоит природе, то есть свойству абсолютного альтруизма [15]. Вместо того чтобы заменить себялюбие бескорыстием и исправиться, уподобившись природе, люди создают искусственную защиту от нее. Для этого они развивают науку и технологии. Нежелание людей исправлять себя, их стремление властвовать над природой называется «возведением Вавилонской башни», которое продолжается по сей день.

Каббала как методика достижения подобия природе

Каббала как наука возникла в то время, когда появилась необходимость исследовать причины роста эгоизма в человеке. Каббала утверждает, что свойство всего сущего – эгоистическое желание получить наслаждение. Однако естественным образом это осуществить невозможно, потому что приходящее наслаждение аннулирует желание и вследствие этого перестает ощущаться. Подобно тому, как поглощаемая пища уменьшает чувство голода, а с ним пропадает и наслаждение от нее.

Поскольку без наслаждения человек существовать не может, то он вынужден постоянно культивировать в себе новые желания, чтобы, наполняя их, испытывать наслаждение. Из этой непрерывной погони за наслаждением, которого достичь невозможно, и состоит вся наша жизнь. Разочарования и пустота вызывают депрессию, приводят к употреблению наркотиков.

Древняя мудрость аллегорически повествует, что человечество создано как одно существо, имея в виду, что все люди изначально были связаны воедино. Природа именно так и относится к нам – как к одному человеку. Этот собирательный образ называется Адам, от слова «домэ», что на арамейском – древневавилонском разговорном языке – означает «подобен Творцу». Изначально созданные, как один человек, вследствие роста эгоизма мы постепенно утратили чувство общности и отдалились друг от друга, доведя разобщение до ненависти.

Согласно замыслу природы, эгоизм должен возрастать в нас до тех пор, пока мы не осознаем своей губительной разобщенности. Глобализация наглядно демонстрирует нам сегодня, что, с одной стороны, все мы связаны друг с другом, а с другой – непомерно возросший эгоизм разъединяет нас.

Однако для чего нужно было изначально создавать нас как единое творение, а затем разделять на эгоистические, отдалившиеся друг от друга личности? Причина в том, что только так мы можем увидеть свою полную противоположность основному закону природы – закону абсолютной отдачи и понять крайнюю ничтожность, ограниченность и безысходность эгоизма. Именно таким образом мы приходим к тому, чтобы возненавидеть свою эгоистическую натуру, разобщающую нас. Нам самим необходимо пожелать объединиться, изменить свою сущность на альтруистическую, подобную основному закону природы.

Как эгоистические клетки, соединяясь в одно тело, аннулируют свой личный эгоизм ради существования всего организма, чувствуя в итоге всю полноту его жизни, так и люди обязаны достичь единения. Только тогда они ощутят не свое земное бытие, а вечное существование природы, до уровня которой им необходимо подняться.

К этому призывает нас древний принцип: «Возлюби ближнего, как самого себя». Это правило действовало до построения Вавилонской башни, а затем стало основополагающим во всех религиях и в общественной морали, взращенных на почве древне-вавилонской мудрости. Следуя этому принципу, каждый из нас уже не остается единоличным эгоистом, а ощущает жизнь общего организма – Адама в его подобии Творцу, то есть вечное совершенное существование природы.

В древней каббалистической «Книге Зоар» говорится, что к концу ХХ века человечество достигнет состояния максимального развития эгоизма и максимальной разочарованности в таком способе существования. Тогда, утверждает «Книга Зоар», настанет время раскрыть человечеству каббалу как научную методику достижения подобия природе.

Предназначение каббалистов любой эпохи заключается в том, чтобы адаптировать, корректировать эту науку и предлагаемую ею методику постижения Творца в соответствии с характером душ данного поколения.

Создателем новой каббалистической методики был великий каббалист РАШБИ (II в. н.э., полное имя рабби Шимон бар Йохай). В то время в ней возникла острая необходимость, и он подробно изложил ее в своей «Книге Зоар».

Дальнейшее развитие и корректировку эта методика получила лишь в XVI веке. Каббалистом, который создал новый метод постижения Высшего мира для своего поколения, был АРИ (полное имя Ицхак Лурия Ашкенази 1534-1572).

Последним ученым, сделавшим каббалистические знания приемлемыми для нашего поколения, был Йегуда Ашлаг (1884-1954), известный под именем Бааль Сулам по названию своего комментария «Сулам» [Perush Ha-Sulam] на «Книгу Зоар». Бааль Сулам считается основоположником современной науки каббала, так как является создателем нового подхода к трудам АРИ, и разработал методику постижения внешнего, духовного мира, соответствующую типу душ, нисходящих сегодня в наш мир.

Поскольку мы изучаем систему духовных миров, откуда исходят все следствия нашего мира, то можно говорить о приложении духовных знаний, освещаемых каббалой, не только в точных науках, но и в живописи, музыке, литературе, а также во многих других проявлениях человеческой деятельности.

Изучая каббалу, человек постигает общие законы мироздания и, как их следствие, все законы нашего мира, видит зарождение всех наук. Провести грань между тем, что уже открыто, а что пока недоступно исследованиям ученых, осознать, где исчерпываются возможности познания с помощью пяти органов чувств, приборов, логики и начинается внешний мир, можно только выйдя за рамки нашего мира с помощью изменения своих личных свойств.

Суть каббалы

Для базисного определения основ каббалы приведем следующую формулировку из статьи великого каббалиста XX века Бааль Сулама «Суть науки каббала»:

«Что представляет собой наука каббала? Вопрос этот, конечно, возникает у каждого разумного человека. И чтобы дать на него удовлетворительный ответ, я приведу верное, выдержавшее испытание временем определение: каббала есть не что иное, как полная и достаточная информация о порядке причинно-следственного нисхождения Высших сил, согласно постоянным и абсолютным законам, связанным между собой и направленным на достижение одной высочайшей цели – цели мироздания, определяемой как «раскрытие Творца творениям в этом мире».

Итак, каббала изучает порядок нисхождения в наш мир Высших сил из некого источника, называемого «Творец», являющегося их первопричиной и корнем; причинно-следственное развитие этих сил, каким образом они трансформируются относительно человека и влияют на него.

Нисходя в соответствии с абсолютными и строгими законами, эти силы образуют всю систему мироздания и целенаправленно воздействуют на человека, с намерением постепенно раскрыть ему Творца в период его пребывания в этом мире.

Каббала изучает все, что создано мыслью Творца, являющегося по отношению к человеку Абсолютом. А именно: каким образом эта мысль облачается в силы; как они строят материю – желание наслаждаться, из которого затем возникает человек; как человек, находясь на самом низшем уровне – в нашем мире, постепенно, с помощью этих сил, достигает наивысшего уровня – слияния с Творцом, замыкая на себе две диаметрально противоположные, крайние точки мироздания. Иными словами, эта наука рассматривает формирование всего процесса эволюции творения согласно изначальному Замыслу его создания.

Предмет изучения каббалы

Каббала – это наука о мироздании, его генезисе, общем устройстве, движении, в целом, и каждой его детали, в частности.

сотворение мироздания, включая духовные миры, наш космос, Солнечную систему, неживую, растительную, животную природу и человека;

течение и конечную цель процесса развития;

возможность вмешательства человека в этот процесс (антропологический фактор);

связь между сегодняшним состоянием и теми, в которых мы пребывали до появления на этой земле человека и общества;

смысл того отрезка жизни, в течение которого мы существуем как биологическое тело и ощущаем через него окружающий мир;

состояние, в котором мы существуем до нашего рождения; наше состояние в этом мире, состояние, в котором мы пребываем после смерти;

кругообороты жизни – существуют ли они и каким образом связаны между собой;

возможность включения в течение земной жизни в высшую форму, в которой мы пребываем до момента рождения и после смерти;

источники наук, искусства, культуры – т.е. всего, что связано с языком, поведением человека, их корни и причины реализации именно в таком виде.

Все вышеперечисленные вопросы освещает каббала, потому что она выводит общий Закон, дает суммарную формулу описания всего мироздания. Эйнштейн мечтал найти формулу, которая бы объединяла всю Вселенную, со всеми ее деталями, понимая, что если такая формула истинна, то должна быть очень прозрачной: взаимодействие между несколькими параметрами путем простой функциональной зависимости. Каббала приводит нас к этой проясняющей все формуле. По крайней мере, к такому выводу пришли каббалисты в результате своих исследований, и человек, изучая каббалу, может лично убедиться в этом.

Пути достижения Высшей цели

Каббала рассматривает способы достижения человеком Высшей цели – отождествление с общей управляющей Высшей силой, называемой «Творец».

Чтобы пояснить это, возьмем для примера какой-либо мельчайший живой организм, вся роль которого сводится лишь к тому, чтобы прокормить себя и просуществовать определенное время, необходимое для воспроизводства потомства. При исследовании этого простейшего микроорганизма мы обнаружим, что он представляет собой сложное соединение, состоящее из огромного числа различных волокон, как уже установлено биологами и физиологами в результате исследований, хотя остается множество тонкостей, о которых им пока не известно. Это говорит о том, что для поддержания даже такого примитивного существования необходимо многочисленное количество деталей, связей, функций, о которых мы знаем далеко не все.

По аналогии с этим примером можно вообразить то неисчислимое многообразие различных соединений и связей, которые нам необходимо освоить, чтобы достичь высшей цели. Другими словами, Высшая цель достижима только в результате полнейшей реализации всего, что есть в человеке. Мы должны осмысленно разумно исследовать на себе все воздействия Творца: свое устройство, Его создание и управление, а также то, каким образом оно изменяется и приводит к завершающему совершенному состоянию.

Таким образом, изучить закон означает реализовать его на себе, досконально исследовав причину: откуда он нисходит, почему именно в такой форме, каким образом действует, в чем состоит его задача и как его применить, чтобы достичь Высшей цели.

В данном случае постижение законов управления мирозданием означает не просто наблюдение за их действием и измерение соответствующих параметров, как мы экспериментально изучаем законы нашего мира. Духовные законы необходимо осваивать, принимая во внимание исходную точку их возникновения: почему созданы именно они и именно в таком виде, почему именно такими созданы мы и прочие объекты миров, – вплоть до понимания того, что происходит с каждым атомом, с каждым телом во всех существующих состояниях.

Когда человек постигает всю систему мироздания целиком, на всех ее уровнях, только тогда он понимает действие Творца относительно всего мироздания, становится равным Творцу и оправдывает Его. Такое состояние называется: «слияние с Творцом подобием свойств».

Каббала дает нам все знания о природе, и, если мы их не абсорбируем, не впитаем, не реализуем, то не достигнем цели. Огромная и, на первый взгляд, невероятная задача – чтобы каждый из нас стал физиком, химиком, биологом на всех уровнях мироздания. Человек обязан в течение своей жизни постичь абсолютно все законы, но не привычным, традиционным исследованием тех или иных явлений. С помощью каббалы он познает корни еще до того, как они реализуются на уровне неживой, растительной и животной природы нашего мира, где следствия их проявления могут быть зафиксированы и исследованы техническими средствами академических наук.

Две системы: нисхождение и подъем

Поднимаясь по ступеням второй системы, человек шаг за шагом постигает все уровни познания Высшей управляющей силы, согласно тем законам и принципам, по которым они выстроились от первопричины до состояния «наш мир». Следовательно, первая система является некой моделью, и ее существование обусловлено необходимостью осуществить цель мироздания – полное постижение Творца всем человечеством, то есть реализовать вторую систему.

Таким образом, раскрытие Творца не является одномоментным актом, а занимает время, необходимое для приобретения качеств восприятия явлений и свойств всех нисходящих ступеней, пока человек полностью не постигнет их многообразие.

Процесс последовательного распространения Высших сил сверху вниз определил такой же поэтапный характер их исследования снизу вверх, что подобно подъему по лестнице, и потому уровни постижения были названы «ступенями».

Находясь на нижней ступени, человек не представляет, что может пожелать перейти на следующую, ведь он не ощущает ее, а как можно желать неизвестного? Подъем становится возможным благодаря тому, что следующая ступень дает ощущение своего присутствия. Для этого ее нижняя часть как бы опускается в верхнюю часть предыдущей ступени. Возникает разница между уровнями и понимание того, что необходимо сделать, чтобы подняться.

Очередность постижения всех ступеней предопределена: каждое последующее выше предыдущего. Различие состоит в глубине постижения. Мы и сейчас находимся в мире Бесконечности, ощущаем его, но только в самом минимальном проявлении, которое мы называем «наш мир». Не существует ничего, кроме мира Бесконечности и нас в нем. Все остальное – суть фильтры, установленные на наших органах восприятия.

Наш мир является самым большим фильтром, ослабляющим в нас ощущение мира Бесконечности. Устраняя этот фильтр, человек восходит на более высокую ступень. Сквозь этот мир он видит следующий слой мира Бесконечности, который проявляется все больше и больше по мере подъема. Так, по сути, человек проникает в глубь материи, постигая замысел.

Таким образом, можно сделать вывод о существовании двух реальностей:

1) реальность материи – порядок раскрытия Высшего света сверху вниз, от Первичного источника, определяющего меру и качество света, исходящего из сути Творца. Этот свет проходит стадии сокрытия, одну за другой, пока из него не возникнет материальная действительность;

2) реальность Высшего разума – после раскрытия сверху вниз выстраивается порядок снизу вверх, представляющий собой ступени лестницы, в соответствии с которой человечество развивается до тех пор, пока не достигнет цели творения.

Основные элементы мироздания

Благодаря своим исследованиям, ученые-каббалисты обнаружили: все, что присуще мирозданию, сводится к следующим феноменам: желанию получить наслаждение и абсолютному желанию насладить (отдаче) и составляет два его основных элемента. Желание получать наслаждение (буквальный перевод термина с иврита рацон лекабель) как форма существования предполагает наличие пустоты, отсутствие наполнения, которое на более высоких уровнях природы присутствует в форме ощущения. Это состояние является вторичным, ему неизменно предшествует состояние наполненности.

Из всего вышесказанного было сделано два важных вывода:

а) самостоятельному существованию желания получать, названному материалом мироздания, предшествовало симбиотическое состояние двух основ, первичное наполнение или первичное проявление первопричины, желания насладить, названное миром Бесконечности;

б) существовал некий момент, когда феномен получения выделился из состояния первичной наполненности; лишившись в результате этого своего наполнения, он стал существовать, как желание получать – материал мироздания.

В результате акта творения был прерван контакт с Высшей дающей силой и образовался первичный материал – творение, желание получать. Это произошло вследствие противоположности свойств Творца (дающего) и творения (получающего). Целью творения является самостоятельное, свободное от влияния Творца желание уподобиться своей первопричине. Состояние всего мироздания ученые-каббалисты определили как уровни, ступени этого подобия, которые и называются мирами.

На каких данных основана каббала

Каббала основана только на точных, проверенных опытным путем данных, она не принимает во внимание никакие теории или гипотезы. Вся информация, на которой базируется эта наука, получена от людей, лично постигших ощущения Высшего мира, то есть осознавших, проверивших, измеривших и описавших свои постижения. Совокупность их исследований и образует весь научный материал каббалы.

В каббале, как и в любой науке, есть свой четкий исследовательский аппарат: математический и графический (в виде схем и таблиц). Вместо чувств, переживаний, впечатлений от воздействия Высшей управляющей силы каббалисты оперируют векторами, интенсивностью притяжения и подавления желаний. Их соотношения измеряются численно, а желания и их наполнение определяются мерами. С помощью таких научных средств каббалисты описывают ощущаемое ими Высшее управление.

Проблема реальности в каббале

Из наиболее очевидных примеров взаимодействия человека с окружающей средой нам становится ясно, что глубина постижения ограничивается рамками потребностей постигающего. В нашем мире существуют разного рода процессы и явления, такие как электромагнитные колебания, силовые поля, радиоволны, радиоактивное излучение, химические реакции и пр., которые человек использует в повседневной жизни. Не постигнув их глубинной сути, он успешно пользуется свойствами и возможностями, которые они ему предоставляют. Человек присвоил им соответствующие названия, руководствуясь своими внутренними ощущениями, в зависимости от их воздействия на него. Термины вошли в обиход, а сумма проявлений данного явления (даже ограниченная) вызывает у всех, кто с ним соприкасается, определенную совокупность ассоциаций. Именно она и создает в человеке ощущение предметности какого-либо процесса, явления или объекта. То есть реальность в данном случае определяется общим числом воздействий на ощущения исследователя. Это верно как в отношении первопричины и ее проявлений, так и в отношении явлений и объектов нашего мира, воздействующих на наши сенсоры. Познание, таким образом, ограничивается знакомством с тем или иным влиянием на пять органов чувств человека. Сумма реакций на такое воздействие и создает в нашем представлении полный и достаточный образ или понятие, несмотря на отсутствие знания о внутренней сути самого предмета исследования.

Это будет справедливо и в отношении самопознания человека. Все, что он знает о себе, есть внешние проявления некоей внутренней сути, которая ему доподлинно не известна.

Приступая к изучению основ какой-либо науки, учащийся на первом этапе наполняет звуковую оболочку терминов представлениями, почерпнутыми ранее из учебников, с необходимостью полагая, что эти названия – результат воздействия явлений на ощущения исследователей или на приборы. В процессе обучения, в результате экспериментов реальность специальных терминов переходит на более высокий уровень.

Данный принцип справедлив и по отношению к исследователям каббалы, для которых воздействие первопричины, называемое свет, на каждом из уровней его проявления является полным и достаточным основанием для наименования этого уровня.

Поэтому одно из правил этой науки гласит: «Все, поддающееся оценке и исходящее из первопричины, проявляясь на различных уровнях природы, полностью удовлетворяет потребности постигающего» [19]. Таким образом, у человека никогда не возникает необходимости в чем-либо, что не заложено в природе мироздания, которое, в целом, является проявлением первопричины.

Абстрактные названия

Существует ошибочное мнение, что все названия и понятия, используемые в каббале, относятся к разряду абстрактных и являются чисто условными. Это неверное представление возникло вследствие того, что каббала изучает Высший мир, находящийся вне рамок времени и пространства. Его можно постичь, только овладев каббалистической методикой. Поскольку лишь немногие ученые осваивают эту науку и постигают духовный мир, то есть наблюдают, ощущают и практически исследуют Высшие законы и их проявления, то бытует мнение, что все, относящееся к Высшим мирам, суть категории отвлеченные, абсолютно оторванные от действительности.

На самом деле каббала как раз не описывает ничего, что не отражало бы реальную действительность, постигаемую путем практического опыта. Непреложный закон каббалистов гласит: «Описывается только постигаемое практически». Для каббалиста не существует того, чего он не постиг. Поэтому в каббале не может быть абстрактных объектов, понятий, определений – все они являются следствием постижения.

Постижение в каббале – есть явное ощущение, осознание источника наслаждения, того, что исследуется, со всеми его замыслами, планами в мере той ступени, на которой мы его постигаем. Постижение основано на понимании первопричин духовной природы.

Язык ветвей

Исследования ученых-каббалистов показали, что строение всех духовных миров в точности повторяет друг друга с разницей лишь в «материале», то есть состояние элемента получения в каждом из них определяется удаленностью от первопричины.

Поэтому каждое следующее звено – это проявление первопричины на данном уровне. В этом качестве само звено системы в полном смысле слова является первопричиной для низшего звена, порождающей его и полностью определяющей все его свойства.

Все это дало возможность исследователям применить для передачи информации об уровнях мироздания, недоступных для простого описания, особую знаковую систему. Они назвали ее язык ветвей. В этой системе каждое слово, семантически относящееся к объекту или явлению нашего мира, называется ветвью. Ветвь указывает на причину, породившую этот объект – корень, на то, о каком явлении или объекте высшего уровня идет речь.

Таков характер языка, которым пользуются ученые-каббалисты для передачи информации и употребления ее в следующих поколениях, в устной и письменной форме. Этот язык отвечает требованиям достаточности, то есть полностью удовлетворяет потребности тех, кто желает изучать мироздание и участвовать в реализации его цели.

Итак, системным подходом к созданию каббалистической терминологии является принцип языка ветвей, основывающийся на характере строения мироздания как предмета изучения данной науки.

Мы не можем привести здесь множество других очень важных аспектов знаковой системы каббалы, таких как передача информации через графическое начертание букв, через их числовое значение (гематрии), а также рассказать о причинах возникновения и особенностях четырех исторически сложившихся типов языка каббалы. Этот материал подробно изучается в соответствующих разделах данной науки.

[8] «Черный ящик» (кибернетика) – система, в которой исследователю доступна лишь входная и выходная информация этой системы, а внутреннее устройство может быть неизвестно.

[9] Духовный мир – мир, существующий по законам свойства отдачи; в котором находятся и действуют только силы и чувства без материальных облачений.

[10] Нисхождение = удаление от первоначального состояния.

[11] Миры – меры, степени скрытия Творца.

[12] Душа – духовный орган, который постепенно рождается в человеке, находящемся в нашем мире. Рождение души означает постепенное развитие ощущения воздействия духовных сил, возникновение минимального восприятия Творца.

[14] Иосиф Флавий. Иудейские древности. Соч. в 2 т. Т.1, книга первая, гл.4. М.: Ладомир: АСТ, 2003.

[15] Альтруизм = (альтруистические желания) – желание отдавать, действия с намерением ради Творца.

[16] Парцуф (мн. ч. парцуфим) = «духовное тело» – желание наслаждаться Творцом, снабженное экраном (то есть способное получить свет).

[17] Сфира (мн. ч сфирот) – различные свойства, которые принял на себя Творец относительно творений. Всего их 10 – кетэр, хохма, бина, хэсэд, гвура, тифэрэт, нэцах, ход, есод, малхут.

[18] Мир Бесконечности – состояние, когда все желания удовлетворены полностью, без ограничения, то есть творение (желание наслаждаться) не ограничивает распространение света (наслаждения).

[19] Й. Ашлаг. Суть науки каббала // Дарование Торы. Иерусалим, 1995 (иврит).

© Материалы сайта предоставлены независимой, некоммерческой ассоциацией – Международной академией каббалы. Использование материалов сайта разрешается только при условии неизменности содержания и со ссылкой на соответствующую страницу материала.

По всем вопросам обращайтесь к администратору сайта.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *