Учебный план что включает
Дидактика: Конспект лекций для студентов педагогических вузов.
7. Учебные планы и программы.
Содержание образования реализуется в учебных планах и программах. Учебным планом называется нормативный документ, в котором содержатся:
– структура и продолжительность учебного года, учебных четвертей и каникул;
– перечень учебных предметов и их распределение по годам обучения;
– недельное и годовое распределение времени на изучение учебных предметов в каждом классе.
Принято выделять несколько видов учебных планов:
– базисный учебный план;
– типовой учебный план;
– учебный план школы.
Базисный учебный план является неотъемлемой частью государственного образовательного стандарта. В связи с этим его утверждение происходит в Государственной Думе и Министерстве образования. В состав этого плана входят:
– список необходимых предметов и недельная нагрузка;
– обязательная максимальная нагрузка;
– нагрузка учителя, которая оплачивается ему государством.
Базисный учебный план содержит вариант плана, учитывающего национальные и региональные особенности школы. Базисный план необходим также для определения уровня финансирования школы.
На основе базисного плана формируется типовой план. Как и базисный, он утверждается в Министерстве образования. Типовой план является не только основой для создания учебного плана, но и носит рекомендательный характер.
В свою очередь составление учебного плана школы происходит на основе базисного и типового планов. Его главным критерием является то, что он призван учитывать особенности каждой школы. Учебный план школы – это нормативный документ, по которому функционирует школа. В его состав входят следующие разделы:
– список обязательных предметов;
– обязательные предметы по выбору;
– факультативные предметы и их распределение согласно годам обучения;
– недельный и годовой объемы времени, необходимые для каждого предмета.
Для одной школы характерно наличие сразу нескольких учебных планов, а также их вариантов. В учебном плане принято выделять три основных вида занятий:
– обязательные занятия, составляющие образовательное ядро;
– обязательные занятия по желанию школьников;
– факультативные занятия, являющиеся необязательными и предлагаемые школьникам на выбор.
В состав учебного плана школы включаются также федеральный, национально–региональный и школьный разделы. Такой план составляется каждый год и утверждается на педагогическом совете школы.
Учебной программой называется нормативный документ, который определяет:
– содержание базисных знаний, умений и навыков по отдельному учебному предмету;
– логику и последовательность изучения тем и вопросов;
– общий объем времени, отведенный на их изучение.
Структурно–учебные программы составляются по–разному. Самыми распространенными схемами считаются линейная, концентрическая, ступенчатая и смешанная. Согласно линейной схеме учебный материал располагается в непрерывной последовательности и осваивается учащимися лишь раз за весь период обучения. Однако у этой схемы есть один существенный недостаток, а именно – неравномерное нарастание трудностей изучаемого материала и отсутствие возможности возвращения к ранее пройденному.
В соответствии с концентрической схемой учебный материал подразделяется на отдельные части. Так, в первую очередь изучается наиболее простой материал, а затем более сложный. При этом содержание первого концентра кратко повторяют при изучении второго.
В чем же преимущество концентрического расположения? Дело в том, что трудности учебного материала нарастают постепенно, а не сразу, благодаря чему у школьников возникает возможность как можно глубже усвоить его. Но наряду с достоинствами есть и недостатки. Один из самых главных заключается в том, что на повторение пройденного материала уходит слишком много времени.
Отличительная черта ступенчатой схемы в том, что учебный курс делится на две части. При этом некоторые разделы изучаемого материала рассматриваются только в первой части, а какие–то – только во второй. Однако есть и такие темы, которые изучаются и тут, и там. Что касается достоинств такого построения, то следует заметить, что учебный материал распределяется по годам обучения равномерно, т. е. в соответствии с возрастом и по мере усложнения процесса обучения. Ступенчатая схема используется при изучении физики.
Смешанная схема построения – это соединение двух структур – линейной и концентрической. При этом материал изучается по максимально гибкой системе, т. е. распределяется на отдельные разделы по различным схемам.
Учебные программы подразделяются на вариативные, авторские, типовые, рабочие и т. д. Рассмотрим каждую подробнее. Так, типовая учебная программа составляется на основе требований государственного стандарта. Ее утверждение происходит в Министерстве образования. Типовая учебная программа носит рекомендательный характер и является отражением новых достижений той или иной науки. Типовые программы составляются очень долго и тщательно, в их создании принимают участие многие специалисты.
Что касается рабочей программы, то она создается непосредственно самим учителем на основе типовой программы. При ее разработке учитываются методические и технические возможности не только школы, но и учителя. Здесь также имеет значение уровень подготовленности учащихся. Рабочая программа отражает национально–региональную, а также школьную специфики.
Созданием авторских программ занимаются опытные учителя. В них содержатся авторские подходы к обучению, т. е. вполне допустимы оригинальные построения учебного предмета. Тем не менее, они все же учитывают требования образовательного стандарта. Обычно такие программы составляются для предметов с углубленным изучением, которые выбирает сам школьник.
Обычно в учебной программе выделяют три части.
1. Объяснительная записка: в ней излагаются цели и задачи изучения предмета.
2. Содержательная часть: здесь изложены тематический план, перечень тем, основных понятий и законов, а также список тех знаний, умений и навыков, которые должны приобрести ученики. Сюда же входят рекомендуемые методы обучения и формы учебных занятий.
3. Методические указания: критерии оценки знаний, умений и навыков; перечень средств наглядности и технических средств обучения, а также рекомендуемая литература.
Структура учебной программы
Педагогика 231/1; 231/2
Задание: законспектировать материалы лекций в рабочие тетради.
Тема урока: Учебные планы.
Содержание образования конкретизируется с помощью учебных планов и программ. Учебный план – это нормативный документ, включающий:
1) структуру и продолжительность учебных четвертей, учебного года и каникул;
2) перечень изучаемых предметов;
3) распределение перечня предметов по годам обучения;
4) деление предметов на обязательные и факультативные;
5) недельное и годовое распределение времени на изучение учебных дисциплин в каждом классе.
Учебный план содержит: структуру и длительность учебных четвертей, учебного года и каникул; список изучаемых дисциплин; разделение перечня предметов по годам обучения; разделение учебных дисциплин на обязательные и дополнительные; недельное и годовое деление времени на прохождение учебных предметов в каждом классе. Учебный план составляется согласно Стандартам и с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования (примерных учебных планов).
Виды учебных планов:
3) учебный план школы.
Базисный учебный план – это часть государственного образовательного стандарта. Он предусматривает следующие пункты:
1) продолжительность обучения;
2) перечень предметов;
3) недельную нагрузку;
4) максимальную обязательную нагрузку;
5) нагрузку учителя;
6) вариативный компонент, учитывающий национальные и региональные особенности школы.
Типовой учебный план создается на основе базисного плана, является основой для учебного плана школы.
Учебный план школы составляется на основе базисного и типового планов и содержит:
1) перечень обязательных предметов;
2) обязательные предметы по выбору;
3) факультативные предметы;
4) распределение предметов по годам обучения;
5) недельное и годовое количество времени, отводимое на прохождение каждого предмета.
Учебный план школы утверждается педагогическим советом школы.
Тема урока: Учебная программа.
Учебная программа – это нормативный документ, определяющий:
1) содержание основных знаний и умений по каждому учебному предмету;
2) логику и последовательность изучения тем;
3) общее количество времени на изучение определенных тем.
Учебные программы подразделяются на несколько основных видов:
1) типовые программы;
2) рабочие программы;
3) авторские программы.
Типовая учебная программа составляется на основе государственных стандартов и утверждается Министерством образования.
Рабочая учебная программа составляется учителем на основе типовой. Она учитывает:
1) методические и технические возможности школы;
2) уровень подготовки учащихся;
3) национально-региональный компонент;
Авторская программа составляется опытными педагогами и содержит авторские методики изучения предмета.
Учебные программы с точки зрения структуры подразделяются на:
1) линейные – материал располагается в непрерывной последовательности, изучается только один раз за все время обучения;
2) концентрические – учебный материал делится на две части. Сначала изучаются более простые вопросы, затем – более сложные. При изучении второй части кратко повторяется материал первой;
3) ступенчатые – материал разделен на две части. Некоторые темы проходят только на первой ступени, другие – только на второй, есть разделы, материал которых проходят на обеих ступенях;
4) смешанные – сочетают в себе линейные и концентрические схемы, что позволяет гибко распределять учебный материал.
В содержании учебной программы выделяют три части:
1) объяснительную записку, где излагаются цели и задачи изучения предмета;
2) содержательную часть, включающую перечень тем, ориентировочное распределение времени на изучение тем и разделов, перечень рекомендуемых занятий и методы обучения;
3) методические указания по оценке знаний, умений и навыков, перечень наглядных и технических средств обучения, список рекомендуемой литературы.
При составлении рабочей программы по конкретной учебной дисциплине педагог должен: хорошо знать основное содержание учебного курса, фундаментальные знания по предмету, вне зависимости от того по какому учебнику он работает; знать требования, предъявляемые к результатам усвоение общеобразовательной программы по данной дисциплине; знать результаты, которые планируется получить по итогам изучения курса; владеть знаниями по программе формирования у учащихся универсальных учебных действий; владеть знаниями по программе воспитания и социализации учащихся.
Составление учебной программы требует учета: требований ФГОС; соответствия примерным программам; соблюдения обязательного минимума учебного содержания по предмету; соответствия объема учебного содержания возрасту и учебным возможностям учащихся; требований к уровню подготовки выпускников; соблюдения объема часовой нагрузки, определенной примерным учебным планом; особенностей психологического и физического развития учащихся; целей и задач образовательной программы школы; материальных, технических и методических возможностей школы.
Структура учебной программы
Структура учебной программы соответствует структуре примерной программы по той же учебной дисциплине и определена ФГОС.
Структура учебной программы включает в себя:
2. Пояснительную записку.
3. Общую характеристику учебной дисциплины.
4. Описание места, которое занимает учебная дисциплина в учебном плане образовательного учреждения.
5. Результаты освоения учебной дисциплины: метапредметные, предметные и личностные.
6. Содержание учебной дисциплины.
7. Тематический план всего курса.
8. Ожидаемые результаты.
Описание и характеристика материально-технического и учебно-методического обеспечения педагогического процесса.
Необходимо отметить, что в соответствии с Законом «Об образовании», не определены строгие требования к форме текстового варианта учебной программы, ее каждый педагог выбирает самостоятельно. Одним из вариантов – это составление учебной программы по аналогии с примерной программой. То есть педагог при составлении собственной программы учитывает требования к типовой программе и оформляет ее аналогичным образом. При желании педагог может вносить изменения во все структурные части учебной программы. Корректировки чаще всего связаны с особенностями конкретного учебного класса (возраст учащихся, их возрастные возможности и потребности и т.д.). Например, педагог может вносить корректировку в порядок подачи учащимся нового учебного материала или в содержание изучаемой темы.
Педагогика: конспект лекций.
ЛЕКЦИЯ № 27. Учебные планы и программы.
Содержание образования конкретизируется с помощью учебных планов и программ. Учебный план – это нормативный документ, включающий:
1) структуру и продолжительность учебных четвертей, учебного года и каникул;
2) перечень изучаемых предметов;
3) распределение перечня предметов по годам обучения;
4) деление предметов на обязательные и факультативные;
5) недельное и годовое распределение времени на изучение учебных дисциплин в каждом классе.
Виды учебных планов:
3) учебный план школы.
Базисный учебный план – это часть государственного образовательного стандарта. Он предусматривает следующие пункты:
1) продолжительность обучения;
2) перечень предметов;
3) недельную нагрузку;
4) максимальную обязательную нагрузку;
5) нагрузку учителя;
6) вариативный компонент, учитывающий национальные и региональные особенности школы.
Типовой учебный план создается на основе базисного плана, является основой для учебного плана школы.
Учебный план школы составляется на основе базисного и типового планов и содержит:
1) перечень обязательных предметов;
2) обязательные предметы по выбору;
3) факультативные предметы;
4) распределение предметов по годам обучения;
5) недельное и годовое количество времени, отводимое на прохождение каждого предмета.
Учебный план школы утверждается педагогическим советом школы.
Учебная программа – это нормативный документ, определяющий:
1) содержание основных знаний и умений по каждому учебному предмету;
2) логику и последовательность изучения тем;
3) общее количество времени на изучение определенных тем.
Учебные программы подразделяются на несколько основных видов:
1) типовые программы;
2) рабочие программы;
3) авторские программы.
Типовая учебная программа составляется на основе государственных стандартов и утверждается Министерством образования.
Рабочая учебная программа составляется учителем на основе типовой. Она учитывает:
1) методические и технические возможности школы;
2) уровень подготовки учащихся;
3) национально-региональный компонент;
Авторская программа составляется опытными педагогами и содержит авторские методики изучения предмета.
Учебные программы с точки зрения структуры подразделяются на:
1) линейные – материал располагается в непрерывной последовательности, изучается только один раз за все время обучения;
2) концентрические – учебный материал делится на две части. Сначала изучаются более простые вопросы, затем – более сложные. При изучении второй части кратко повторяется материал первой;
3) ступенчатые – материал разделен на две части. Некоторые темы проходят только на первой ступени, другие – только на второй, есть разделы, материал которых проходят на обеих ступенях;
4) смешанные – сочетают в себе линейные и концентрические схемы, что позволяет гибко распределять учебный материал.
В содержании учебной программы выделяют три части:
1) объяснительную записку, где излагаются цели и задачи изучения предмета;
2) содержательную часть, включающую перечень тем, ориентировочное распределение времени на изучение тем и разделов, перечень рекомендуемых занятий и методы обучения;
3) методические указания по оценке знаний, умений и навыков, перечень наглядных и технических средств обучения, список рекомендуемой литературы.
Учебный план что включает
Содержание образования конкретизируется с помощью учебных планов и программ. Учебный план – это нормативный документ, включающий:
1) структуру и продолжительность учебных четвертей, учебного года и каникул;
2) перечень изучаемых предметов;
3) распределение перечня предметов по годам обучения;
4) деление предметов на обязательные и факультативные;
5) недельное и годовое распределение времени на изучение учебных дисциплин в каждом классе.
Виды учебных планов:
3) учебный план школы.
Базисный учебный план – это часть государственного образовательного стандарта. Он предусматривает следующие пункты:
1) продолжительность обучения;
2) перечень предметов;
3) недельную нагрузку;
4) максимальную обязательную нагрузку;
5) нагрузку учителя;
6) вариативный компонент, учитывающий национальные и региональные особенности школы.
Типовой учебный план создается на основе базисного плана, является основой для учебного плана школы.
Учебный план школы составляется на основе базисного и типового планов и содержит:
1) перечень обязательных предметов;
2) обязательные предметы по выбору;
3) факультативные предметы;
4) распределение предметов по годам обучения;
5) недельное и годовое количество времени, отводимое на прохождение каждого предмета.
Учебный план школы утверждается педагогическим советом школы.
Учебная программа – это нормативный документ, определяющий:
1) содержание основных знаний и умений по каждому учебному предмету;
2) логику и последовательность изучения тем;
3) общее количество времени на изучение определенных тем.
Учебные программы подразделяются на несколько основных видов:
1) типовые программы;
2) рабочие программы;
3) авторские программы.
Типовая учебная программа составляется на основе государственных стандартов и утверждается Министерством образования.
Рабочая учебная программа составляется учителем на основе типовой. Она учитывает:
1) методические и технические возможности школы;
2) уровень подготовки учащихся;
3) национально-региональный компонент;
Авторская программа составляется опытными педагогами и содержит авторские методики изучения предмета.
Учебные программы с точки зрения структуры подразделяются на:
1) линейные – материал располагается в непрерывной последовательности, изучается только один раз за все время обучения;
2) концентрические – учебный материал делится на две части. Сначала изучаются более простые вопросы, затем – более сложные. При изучении второй части кратко повторяется материал первой;
3) ступенчатые – материал разделен на две части. Некоторые темы проходят только на первой ступени, другие – только на второй, есть разделы, материал которых проходят на обеих ступенях;
4) смешанные – сочетают в себе линейные и концентрические схемы, что позволяет гибко распределять учебный материал.
В содержании учебной программы выделяют три части:
1) объяснительную записку, где излагаются цели и задачи изучения предмета;
2) содержательную часть, включающую перечень тем, ориентировочное распределение времени на изучение тем и разделов, перечень рекомендуемых занятий и методы обучения;
3) методические указания по оценке знаний, умений и навыков, перечень наглядных и технических средств обучения, список рекомендуемой литературы.
Что такое учебный план в вузе, зачем он нужен и где его найти
Выбирая вуз и специальность для поступления, абитуриенты хотят знать, какие предметы они будут изучать. Содержание образовательной программы можно узнать из специального документа — учебного плана. Сегодня мы расскажем о нём подробнее.
Доверь свою работу кандидату наук!
Узнать стоимость бесплатно
Хотите всегда быть в курсе новостей из мира образования? Присоединяйтесь к нашему информационному телеграм-каналу, где мы оперативно сообщаем обо всём важном. А в специальной группе вы найдёте скидки и выгодные предложения.
Что такое учебный план университета
Учебный план в вузе — это документ, где указано, какие дисциплины, в каком порядке и каком объёме будет изучать студент конкретной специальности.
Также из плана можно узнать, сколько практик будет у учащихся, по каким предметам и в какие семестры их ждёт защита курсовых.
Учебный план — это схема обучения студента, поэтому так полезно изучить его перед поступлением.
Структура учебного плана вуза
В любом учебном плане есть 3 связанные между собой составляющие:
Содержание программы включает в себя перечень дисциплин и видов деятельности студента:
График обучения определяет, когда студент будет заниматься этой деятельностью: в каком семестре изучать те или иные предметы, по каким из них готовить курсовую, когда проходить практику и т. п.
Количество часов указывается для того, чтобы можно было понять, сколько времени отведено на разные типы деятельности. Этот раздел наглядно показывает, какие предметы основные для специальности: их изучение займёт больше всего времени.
Этот раздел будет отличаться у студентов одной специальности, но разной формы обучения: на дневном отделении больше часов отведено на аудиторную работу, на заочном — на самостоятельную.
От плана зависит организация учёбы студентов
Кто составляет учебный план в вузе
Рабочий учебный план составляют преподаватели выпускающей кафедры, а утверждают те, кто несёт ответственность за подготовку специалистов этого направления: заведующий, декан и ректор вуза. При составлении плана педагоги учитывают стандарты и рекомендации Минобразования.
Если вас интересует, как в учебные планы попадают общие предметы, то причина — именно в постановлениях МОН.
Если студент не может учиться по этому плану, для него оформляют индивидуальный график (для этого нужны уважительные причины, например, болезнь или трудоустройство по профилю).
Как часто меняют учебный план
Корректировка плана — нормальный процесс, т. к. требования работодателей к выпускникам меняются и некоторые дисциплины приходится заменять другими. Обычно планы меняют каждые 2-3 года, но всё зависит от специальности.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Где найти учебный план вуза и зачем он нужен
Большинство государственных и частных учебных заведений выкладывают свои планы в открытый доступ: их можно найти на сайтах университетов или профильных кафедр. Чаще всего их размещают в разделах «Студенту», «Абитуриенту» или «Документы».
Бумажный экземпляр плана хранится на кафедре, в деканате и учебной части.
Если у сайта неудобная навигация и поиск не дал результатов, советуем написать в приёмную комиссию: они вышлют учебный план на почту абитуриенту. Не стесняйтесь обратиться с такой просьбой: анализ учебного плана вуза поможет выбрать, в каком университете специальность представлена лучше всего.
Пригодится учебный план и студенту: зная его, можно понять, какие дисциплины, курсовые и практики ждут его на следующем курсе и заранее подготовиться.
А если с изучением какого-то предмета возникли проблемы, на помощь всегда придёт студенческий сервис. Его экспертам можно доверить любую работу: от лабораторной до диплома.
Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.