Учебное издание для самостоятельного изучения чего либо без помощи руководителя

Система учебных изданий по дисциплине

Типы изданий

Виды изданий

Учебники, учебные пособия, тексты лекции, конспекты лекций

Методические указания, методические руководства

Практикумы, сборники задач и упражнений, хрестоматии, книги для чтения

Учебные планы, учебные программы

Виды вузовских изданий

Учебное издание, содержа­щее систематизированные научно-теоретические сведения, изложен­ные в форме, удобной для изучения и усвоения. Основными разновидностями учебно-теоретических изданий являются учебник и учебное пособие.

Учебно-теоретическое издание, содержащее сис­тематическое изложение учебной дисциплины или ее части, раздела, соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания.

Учебно-теоретическое издание, офици­ально утвержденное в качестве данного вида издания, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник. Основные разно­видности учебных пособий: учебные пособия по части курса (частич­но освещающие курс); лекции (отдельная лекция, текст лекций, курс лекций, конспект лекций).

Учебно-теоретическое издание, содержащее подготовитель­ный материал для создания учебника или материал, дополняющий уже имеющийся учебник; включает сведения в объеме, превышающем учеб­ную программу, или, наоборот, отражает часть программы.

Учебно-теоретическое издание, содержащее текст одной лекции. Отражает содержание, объем и форму из­ложения лекции, читаемой определенным преподавателем

Учебно-теоретическое издание, полностью или частично освещающее содержание учебной дисциплины либо выходящее за рамки учебной программы. Отражает материал, читае­мый определенным преподавателем

Учебно-теоретическое издание (совокупность отдельных лекций), полностью освещающее содержание учебной дис­циплины. Отражает материал, читаемый определенным преподавателем

Учебно-теоретическое издание, в компактной форме отражающее материал всего курса, читаемого опреде­ленным преподавателем

Учебное издание, содержащее систематизированные сведения научно-практического и прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и усвоения. Предназначено для закрепления материала, полученного из учебно-теоретических изданий, и проверки знаний. Основными разновидно­стями учебно-практических изданий являются практикумы, хрестоматии

Учебно-практическое издание, предназначенное для закрепления пройденного материала и проверки знаний различными методами. Содержит практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного. Основными разновидностями практикумов являются сборники упражнений, сборники задач (задачники), сборники иностранных текстов, сборники описаний лабораторных работ (сборники описаний практических работ, лабораторные практикумы), сборники планов семинарских занятий, репертуарные сборники, сборники партитур, сборники контрольных заданий

Учебно-практическое издание, содержащее упражнения и методические рекомендации по их выполнению в объеме определенного курса, способствующее усвоению и закреплению пройденного материала и проверке знаний

Сборник задач (задачник)

Учебно-практическое издание, содержащее задачи и методические рекомендации по их выполнению в объеме определенного курса, способствующее усвоению, закреплению пройденного материала и проверке знаний

Учебно-практическое из­дание, содержащее иностранные тексты для изучения иностранного языка и методические рекомендации в объеме определенного курса, способствующее усвоению, закреплению пройденного материала и проверке знаний

Учебно-практическое издание, содержащее тематику, задания и методические рекомендации по выполнению лабораторных или практических работ в объеме определенного курса, способствующее усвоению, закреплению пройденного материала и проверке знаний

Учебно-практическое издание, содержащее тематику семинарских занятий, порядок подготовки и проведения, рекомендуемую литературу, способствуют усвоению, закреплению пройденного материала и проверке знаний

Учебно-практическое издание предназначенное для формирования и развития профессиональных исполнительских умений и навыков, содержащее специально подобранные произведения, соответствующие уровню и содержанию подготовки студентов определенной специальности

Учебно-практическое издание, предназначенное для формирования и развития профессиональных уме­ний и навыков по аранжировке или инструментовке музыкальных произведений, содержащее специально подобранные музыкальные произведения, предназначенные для студентов определенной специальности

Учебно-практическое издание, практикум, содержащий перечень типовых контрольных заданий, обеспечивающих проверку знаний и умений студентов по конкретной учебной дисциплине или комплексу учебных дисциплин

Учебно-практическое издание, содержащее систематически подобранные литературно-художественные, офици­альные, научные и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины. Хрестоматия способствует усвоению, закреплению пройденного материала, дополняет и расширяет знания учащихся.

Учебное издание, содержащее систематизированные материалы по методике самостоятельного изучения учебной дисциплины, тематику и методику различных практических форм закрепления знаний (контрольных, курсовых, дипломных работ), изложенных в форме, удобной для изучения и усвоения. Основными разновидностями учебно-методических изданий являются методические рекомендации по изучению курса, методические рекомендации по выполнению контрольных, курсовых, дипломных работ

Учебно-методическое издание, содержащее материалы по методике самостоятельного изучения студентами учебной дисциплины и подготовке к проверке знаний

Учебно-методическое издание, включающее тематику работ и методические указания по их выполнению, список рекомендуемой литературы

Учебное издание, содержащее краткие сведения научного или прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскания, и предназначенные для обучения. Основными разновидностями учебно-справочных изданий являются учебный толковый словарь, учебный терминологический словарь, учебный справочник

Учебно-справочное издание, словарь, разъясняющий значение слов какого-либо языка, дающий их грамматическую и стилистическую характеристики, примеры употребления и другие сведения. Составляется в учебных целях, помогает организовать и направить преподавание и изучение лексического состава языка

Учебно-справочное издание, словарь, содержащий термины какой-либо учебной дисциплины (ее части, раздела), области знания и их определения (разъяснения)

Учебно-справочное издание, справоч­ник, содержащий сведения по определенной учебной дисциплине (ее части, разделу) или комплексу дисциплин, предусмотренные учебной программой, помогающие изучению и освоению предмета. Включает комплекс сведений, имеющих прикладной практический характер

Учебное издание, регламен­тирующее состав, объем, порядок, сроки изучения учебных дисциплин, предусмотренных для данного учебного заведения. Основными разновидностями учебно-программных изданий являются учебный план, тематический план, учебная программа, программа практики.

Учебно-программное издание, нормативный документ, характеризующий основное содержание подготовки специалистов и их квалификацию; определяет состав изучаемых учебных дисциплин с указанием их объема, последовательности и сроков изучения, устанавливает формы организации учебного процесса и их соотношение, указывает формы и сроки проверки знаний и умений студентов.

Учебно-программное издание, нормативный документ, представляющий собой систематизированный перечень основных частей, разделов и тем учебной дисциплины, с указанием количества часов, отведенных на их изучение, а также планируемых форм организации учебного процесса (лекций, семинарских, лабораторных и других занятий).

Учебно-программное издание, нормативный документ, определяющий содержание, объем, порядок изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины (ее части, раздела). Регламентирует как деятельность педагогов, так и учебную работу студентов.

Учебно-программное издание, нормативный документ, в котором раскрываются цели и задачи практики, определяется перечень формируемых профессиональных знаний умений и навыков, устанавливаются виды и содержание заданий, даются методические рекомендации по подготовке и проведению практики.

Учебное издание, содержащее материалы в помощь изучению или преподаванию определенной дис­циплины, содержание которого выражено изобразительно-графическими средствами с кратким поясняющим текстом или без него. Основными разновидностями учебно-наглядных изданий являют­ся альбомы и атласы

Учебно-наглядное издание, книжное или комплектное листовое изоиздание, имеющее обычно пояснительный текст, служащее для учебных целей

Учебно-практическое издание, альбом, содержащий изображения различных объектов (карты, чертежи, рисунки и пр.), служащий для учебных целей

Учебно-библиографическое издание

Учебное издание, содержащее упорядоченную совокупность библиографических записей по определенной теме (проблеме, вопросу), изучаемой в определенном курсе, группе дисциплин, предназначенное для организации самостоятельной работы учащихся по изучению, усвоению и закреплению пройденного материала, дающее возможность дополнить и расширить их знания за счет изучения приведенных источников. Основной раз­новидностью учебно-библиографических изданий являются учебно-вспомогательные библиографические пособия и библиографические справочники

Учебно-вспомогательное библиографическое пособие

Учебно-библиографическое издание, рекомендательное библиографическое пособие, предназначенное для обеспечения учебной деятельности

Учебный библиографический справочник

Учебно-библиографическое издание, справочник, содержащий биографические све­дения о каких-либо лицах, списки их трудов и литературы, освещающей их жизнь и деятельность. Предназначен для расширения и углубления знаний при изучении определенной учебной дисциплины

Альбом

Учебно-наглядное издание, книжное или комплектное листовое изоиздание, имеющее обычно пояснительный текст, служащее для учебных целей

Атлас

Учебно-практическое издание, альбом, содержащий изображения различных объектов (карты, чертежи, рисунки и пр.), служащий для учебных целей

Библиографический справочник учебный

Учебно-библио­графическое издание, справочник, содержащий биографические сведения о каких-либо лицах, списки их трудов и литературы, освещаю­щей их жизнь и деятельность. Предназначен для расширения и углубления знаний при изучении определенной учебной дисциплины

Библиографическое пособие учебно-вспомогательное

Учебно-библиографическое издание, рекомендательное библиографическое пособие, предназначенное для обеспечения учебной деятельности

Задач сборник (задачник)

Учебно-практическое издание, содержащее задачи и методические рекомендации по их выполнению в объеме определенного курса, способствующее усвоению, закрепле­нию пройденного материала и проверке знаний

Сборник иностранных текстов

Учебно-практическое из­дание, содержащее иностранные тексты для изучения иностранного языка и методические рекомендации в объеме определенного курса, способствующее усвоению, закреплению пройденного материала и проверке знаний

Контрольных заданий сборник

Учебно-практическое издание, практикум, содержащий перечень типовых контрольных заданий, обеспечивающих проверку знаний и умений студентов по конкретной учебной дисциплине или комплексу учебных дисциплин

Лабораторные работы (сборник описа­ний практических работ, лабораторный практикум)

Учебно-прак­тическое издание, содержащее тематику, задания и методические рекомендации по выполнению лабораторных или практических работ в объеме определенного курса, способствующее усвоению, закрепле­нию пройденного материала и проверке знаний

Лекций конспект

Учебно-теоретическое издание, в ком­пактной форме отражающее материал всего курса, читаемого опреде­ленным преподавателем

Лекций курс

Учебно-теоретическое издание (совокупность отдельных лекций), полностью освещающее содержание учебной дисциплины. Отражает материал, читаемый определенным преподавателем

Лекций текст

Учебно-теоретическое издание, полнос­тью или частично освещающее содержание учебной дисциплины либо выходящее за рамки учебной программы. Отражает материал, читаемый определенным преподавателем

Лекция отдельная

Учебно-теоретическое издание, содер­жащее текст одной лекции. Отражает содержание, объем и форму изложения лекции, читаемой определенным преподавателем

Методические рекомендации по выполнению контрольных, курсовых, дипломных работ

Учебно-методическое издание, включающее тематику работ и методические указания по их выполнению, список рекомендуемой литературы

Методические рекомендации по изучению курса

Учебно-методическое издание, содержащее материалы по методике самостоятельного изучения студентами учебной дисциплины и подготовке к проверке знаний

Партитур сборник

Учебно-практическое издание, пред­назначенное для формирования и развития профессиональных уме­ний и навыков по аранжировке или инструментовке музыкальных произведений, содержащее специально подобранные музыкальные произведения, предназначенные для студентов определенной специальности

Практикум

Учебно-практическое издание, предназначенное для закрепления пройденного материала и проверки знаний раз­личными методами. Содержит практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного. Основными разновидностями практикумов являются сборники упражнений, сборники задач (задачники), сборники иностранных текстов, сборники описаний лабораторных работ (сборники описаний практических работ, лабораторные практикумы), сборники планов семинарских занятий, репертуарные сборники, сборники партитур, сборники контрольных заданий

Программа

Учебно-программное издание, нормативный документ, определяющий содержание, объем, порядок изуче­ния и преподавания какой-либо учебной дисциплины (ее части, раздела). Регламентирует как деятельность педагогов, так и учебную работу студентов.

Программа практики

Учебно-программное издание, нормативный документ, в котором раскрываются цели и задачи практики, определяется перечень формируемых профессиональных знаний умений и навыков, устанавливаются виды и содержание заданий, даются методические рекомендации по подготовке и проведению практики.

Репертуарный сборник

Учебно-практическое издание предназначенное для формирования и развития профессиональных исполнительских умений и навыков, содержащее специально подобранные произведения, соответствующие уровню и содержанию подготовки студентов определенной специальности

Семинарских занятий сборник планов

Учебно-практическое издание, содержащее тематику семинарских занятий, порядок подготовки и проведения, рекомендуемую литературу, способствуют усвоению, закреплению пройденного материала и проверке знаний

Справочник учебный

Учебно-справочное издание, справочник, содержащий сведения по определенной учебной дисциплине (ее части, разделу) или комплексу дисциплин, предусмотренные учебной программой, помогающие изучению и освоению предмета. Включает комплекс сведений, имеющих прикладной практический характер

Тематический план

Учебно-программное издание, нормативный документ, представляющий собой систематизированный перечень основных частей, разделов и тем учебной дисциплины, с указанием количества часов, отведенных на их изучение, а также планируемых форм организации учебного процесса (лекций, семинарских, лабораторных и других занятий).

Терминологический словарь учебный

Учебно-справочное издание, словарь, содержащий термины какой-либо учебной дисциплины (ее части, раздела), области знания и их определения (разъясне­ния)

Толковый словарь учебный

Учебно-справочное издание, словарь, разъясняющий значение слов какого-либо языка, дающий их грамматическую и стилистическую характеристики, примеры употребления и другие сведения. Составляется в учебных целях, помогает организовать и направить преподавание и изучение лексического состава языка

Упражнений сборник

Учебно-практическое издание, содержащее упражнения и методические рекомендации по их выполнению в объеме определенного курса, способствующее усвоению и закреплению пройденного материала и проверке знаний

Учебник

Учебно-теоретическое издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины или ее части, раздела, соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания.

Учебное пособие

Учебно-теоретическое издание, официально утвержденное в качестве данного вида издания, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник. Основные разновидности учебных пособий: учебные пособия по части курса (частично освещающие курс); лекции (отдельная лекция, текст лекций, курс лекций, конспект лекций).

Учебное пособие по части курса (частично освещающее курс)

Учебно-теоретическое издание, содержащее подготовительный материал для создания учебника или материал, дополняющий уже имеющийся учебник; включает сведения в объеме, превышающем учебную программу, или, наоборот, отражает часть программы.

Учебный план

Учебно-программное издание, нормативный документ, характеризующий основное содержание подготовки специалистов и их квалификацию; определяет состав изучаемых учебных дисциплин с указанием их объема, последовательности и сроков изучения, устанавливает формы организации учебного процесса и их соотношение, указывает формы и сроки проверки знаний и умений студентов.

Хрестоматия

Учебно-практическое издание, содержащее систематически подобранные литературно-художественные, официальные, научные и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины. Хрестоматия способству­ет усвоению, закреплению пройденного материала, дополняет и расширяет знания учащихся.

Источник

Классификация учебных изданий

Учебное издание для самостоятельного изучения чего либо без помощи руководителя

КЛАССИФИКАЦИЯ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ

Учебное издание – издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся разного возраста и ступени обучения (ГОСТ 7.60–2003).

К УЧЕБНЫМ ИЗДАНИЯМ ОТНОСЯТСЯ:

Учебник — учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела, части, соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания (ГОСТ 7.60–2003).

Учебное пособие — учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания (ГОСТ 7.60–2003).

Учебно-методическое пособие — учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины, ее раздела, части или воспитания (ГОСТ 7.60–2003).

Учебно-наглядное пособие — учебное изоиздание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию (ГОСТ 7.60-2003).

Рабочая тетрадь — учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе обучающегося над освоением учебного предмета (ГОСТ 7.60–2003).

Самоучитель — учебное пособие для самостоятельного изучения чего-либо без помощи руководителя (ГОСТ 7.60–2003).

Хрестоматия — учебное пособие, содержащее литературно-художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины (ГОСТ 7.60–2003).

Практикум — учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного (ГОСТ 7.60–2003). К практикуму относится сборник задач.

Задачник — практикум, содержащий учебные задачи (ГОСТ 7.60–2003).

Учебная программа — учебное издание, определяющее содержание, объем, а также порядок изучения и преподавания учебной дисциплины, ее раздела, части (ГОСТ 7.60–2003).

Учебный комплект — набор учебных изданий, предназначенный для определенной ступени обучения и включающий учебник, учебное пособие, рабочую тетрадь, справочное издание (ГОСТ 7.60–2003).

Учебники и учебные пособия должны содержать систематизированный материал по соответствующим научно-практическим областям знаний, обеспечивать творческое и активное овладение обучающимися компетенциями в данных областях.

Учебные издания должны отличаться высоким уровнем исполнения и художественного оформления, полнотой информации, качеством методического инструментария, качеством технического исполнения, наглядностью, логичностью и последовательностью изложения.

ДРУГИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И ДОКУМЕНТЫ:

Методические указания (рекомендации) — издание, содержащее комплекс строго последовательных и четко сформулированных предложений и указаний по выполнению отдельных видов работ учебного плана или рабочей программы конкретной дисциплины (ее раздела, части): лабораторных работ, практических и семинарских занятий, контрольных работ, домашних заданий, расчетно-графических работ, курсовых работ (проектов), дипломных работ (проектов), организации практики, самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов.

Конспект лекций — издание, содержащее краткое изложение или краткую запись содержания учебной дисциплины или отдельной темы.

К изданиям для образовательного процесса (СТО 02069024.110–2008) относятся:

    Альбом. Атлас. Задачник. Конспект лекций. Монография. Наглядное пособие. Практикум. Рабочая тетрадь. Самоучитель. Учебная программа. Учебник. Учебное пособие. Учебно-методическое пособие. Учебное наглядное пособие. Хрестоматия. Учебный комплект. Разговорник. Словарь. Справочник. Энциклопедия. Методические указания.

Источник

Что такое учебник? Статья 1: ГОСТ 7.60-2003 СИБИД. Издания. Основные виды. Термины и определения. Статья 2: Значение слова «Учебник» в Большой Советской Энциклопедии. Статья 3. Елена Николаевна Овчинникова. К определению терминов “учебник” и “учебное пособие”. Статья 4. А.Г. Прохорова. О некоторых проблемах исторического образования в современной российской школе. Требования к авторам учебника: автор должен стремиться к максимальной объективности в освещении истории, к научной честности, к отказу от умолчаний, передергивания, подмены фактов, одностороннего подбора информации, не допускать выводов, не подкрепленных аргументами.

ГОСТ 7.60-2003 СИБИД. Издания. Основные виды. Термины и определения

3.2.4.3.4. Учебные издания

Учебник: Учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела, части, соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания.

Букварь: Первый учебник для обучения грамоте и чтению на родном языке.

Учебное пособие: Учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания.

Учебно-методическое пособие: Учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины, ее раздела, части или воспитания.

Учебное наглядное пособие: Учебное изоиздание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию.


Рабочая тетрадь:
Учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета.

Самоучитель: Учебное издание для самостоятельного изучения чего-либо без помощи руководителя.

Хрестоматия: Учебное издание, содержащее литературно-художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины.

Практикум: Учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного.

Задачник: Практикум, содержащий учебные задачи.

Учебная программа: Учебное издание, определяющее содержание, объем, а также порядок изучения и преподавания учебной дисциплины, ее раздела, части.

Учебный комплект: Набор учебных изданий, предназначенный для определенной ступени обучения и включающий учебник, учебное пособие, рабочую тетрадь, справочное издание.

Статья 2

И. М. Терехов

Значение слова «Учебник» в Большой Советской Энциклопедии

Учебник, книга, в которой систематически излагаются основы знаний в определенной области на современном уровне достижений науки и культуры; основной и ведущий вид учебной литературы. Для каждой ступени образования и вида учебных заведений (общеобразовательная школа, профессионально-технические, средние специальные и высшие учебные заведения и др.), а также для самообразования создаются учебники, отвечающие целям и задачам обучения и воспитания определенных возрастных и социальных групп.

История учебника начинается в глубокой древности. Шумерийские глиняные дощечки с учебными текстами насчитывают 4,5 тыс. лет. В античном мире некоторые сочинения древних авторов содержали систему научных знаний и использовались в качестве учебных книг, например «Начала» Евклида (около 300 до н. э.) служили Учебник геометрии в течение многих веков (до конца 19 в. насчитывалось 2500 печатных изданий «Начал» в разных странах). В средние века, когда церковь заняла господствующее место в просвещении, для обучения использовались богослужебные книги («Псалтырь», «Часослов» и др.). В связи с развитием книгопечатания духовенство лишилось монополии на образование (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 7, с. 350–51). В 17 в. чешский педагог-гуманист Я. А. Коменский обосновал роль и значение учебника как массового учебного средства, реализующего основные принципы дидактики. Созданный им первый иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658) явился образцом для создателей учебников в течение нескольких столетий.

Первым русским печатным учебником была азбука (букварь), изданная Иваном Федоровым во Львове в 1574. Из четырёх веков существования русских печатных учебников 1-я треть приходится на букварно-грамматические учебники, среди которых наиболее значительны грамматика Зизания (1596), грамматика М. Смотрицкого (1619, служила учебником более 100 лет до появления «Российской грамматики» М. В. Ломоносова в 1757), букварь Кариона Истомина (1694, полностью гравирован Л. Буниным), носивший светский характер. В 1703 вышла «Арифметика» Л. Магницкого, являвшаяся до конца 18 в. основным Учебник арифметики и алгебры. Характерно, что первой книгой гражданского шрифта, введённого Петром 1, был учебник – «Геометриа славенски землемерие» (1708). В 1760 вышел «Краткий российский летописец с родословием» – первый учебник отечественной истории, написанный Ломоносовым. В конце 18 – начале 19 вв. Комиссией об учреждении народных училищ были выпущены учебник по математике, физике, химии, географии, естествознанию, иностранным языкам и др. В середине 19 в. успехи естественных наук, подъём общественно-педагогического движения за демократизацию обучения определили новое направление в подходе к составлению учебников. Образцом этого явилось «Родное слово» (книга для чтения) К. Д. Ушинского (1864, книга имела 146 изданий), основная идея которого состояла в реализации в процессе обучения единства речи и мышления, мышления и чувственного опыта. Вслед за ним вышли учебник для народных школ, написанные последователями идей Ушинского В. И. Водовозовым, Н. А. Корфом и др. В конце 19 – начале 20 вв. появляются учебник по физике К. Д. Краевича и А. В. Цингера, по алгебре и геометрии Л. П. Киселева и С. П. Рыбкина, по географии А. С. Баркова, А. А. Крубера, С. С. Григорьева и С. В. Чефранова, выдержавшие многократные издания (некоторые из них в переработанном виде использовались в сов. школе – например учебник Киселева по алгебре имел 42 издания, выходил до 1965, его же учебник по геометрии имел 31 издание и выходил до 1970).

В период становления сов. системы народного образования в центре внимания было создание принципиально новых учебных программ, отвечающих целям и задачам обучения и воспитания подрастающих поколений строителей коммунистического общества. Дореволюционные учебники, особенно по гуманитарным дисциплинам, при новых программах оказались непригодными, а попытки приспособить их к условиям сов. школы не могли дать положительных результатов. Отказ от дореволюционных учебников перерос в отрицание необходимости стабильных учебников вообще. В 20-х – начале 30-х гг. получили распространение т. н. рабочие книги, «рассыпные» Учебник, журналы-учебники и даже газеты-учебники. ЦК ВКП (б) в постановлении «Об учебниках для начальной и средней школы» (12 февраля 1933) осудил такую практику подготовки учебников и обязал Наркомпрос РСФСР и ОГИЗ обеспечить издание стабильных школьных учебников. С этого времени в СССР ведётся систсматическая работа по созданию и выпуску учебников, рассчитанных на их применение в течение длительного времени. В основе этой работы лежит указание В. И. Ленина о том, что «. главная задача всякого руководства: дать основные понятия по излагаемому предмету и указать, в каком направлении следует изучать его подробнее и почему важно такое изучение» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 4, с. 40). Огромное значение для формирования теоретических основ и практики подготовки учебников имели многочисленные статьи, рецензии и выступления Н. К. Крупской по этим вопросам.

Советские школьные учебники являются средством осуществления учебно-воспитательных задач, стоящих перед школой: систематического, прочного и сознательного усвоения знаний, формирования у школьников марксистско-ленинского мировоззрения и коммунистической нравственности. Общий уровень подготовки по основам наук, воспитательный эффект обучения находятся в прямой зависимости от качества школьного учебника. Ещё Ушинский писал: «. При хорошем учебнике и благоразумной методе и посредственный преподаватель может быть хорошим, а без того и другого и лучший преподаватель. долго, а может быть, и никогда не выйдет на настоящую дорогу» (Собр. соч., т. 11, 1952, с. 48). Высокое качество Учебник – это воплощение передовых методических идей, одна из основ эффективности учительского труда.

В практике подготовки и издания сов. учебников сложились определенные принципы как по их содержанию, так и по методическому построению, требования к языку, художественному оформлению, полиграфическому исполнению и гигиене издания. Содержание сове. учебника определяется учебной программой.

Основные требования, предъявляемые к школьному учебнику: знания должны раскрывать основы данной науки, всемерно содействовать воспитанию учащихся, формировать научное мировоззрение и готовить к практической деятельности, знания должны быть вполне доступны для учащихся данных возрастных групп.

В учебниках знания подаются в определенной методической обработке и методическом построении, которые обусловливают приёмы усвоения учащимися знаний и содействуют развитию их мышления и эмоций.

Правильное методическое построение учебника (соотношение его компонентов – текстов, иллюстраций, аппарата и т.д.) делает его содержание соответствующим целям и процессу усвоения знаний учащимися. Характерной чертой современного сов. учебника является то, что он создаётся и используется как составная часть учебного комплекса (учебник – сборник задач и упражнений – книги для чтения и хрестоматии – справочники и словари – материалы для организации самостоятельной работы учащихся). Разработка учебных комплексов, превращение их в функциональное единство элементов (систему) создаёт новое качество, а сами элементы комплекса, прежде всего Учебник, приобретают новые системные свойства. Учебник всё активнее выступает в роли интегрирующего и организующего средства.

Начавшееся в середине 60-х гг. введение в сов. общеобразовательной школе новых программ обусловило создание учебников, призванных привести уровень образования учащихся в соответствие с новыми задачами коммунистического строительства, с требованиями научно-технического прогресса. Над проблемами школьного учебника работают многочисленные научно-исследовательские педагогические центры, учебно-педагогические издательства, к составлению учебников привлечены видные учёные, писатели, художники. Наряду с развитием и совершенствованием теоретических основ и методики традиционных учебников появился новый вид учебной книги – программированный учебник.

Учебную литературу, предназначенную для профессиональной подготовки и системы повышения квалификации, в том смысле, как это принято для средней общеобразовательной школы, учебниками назвать нельзя, так как в большинстве случаев – это руководства, приближающиеся к производственной литературе и отвечающие практическим задачам подготовки квалифицированного работника.

Учебник для высшей школы в отличие от школьных, как правило, излагают не основы, а самую науку. Учебник для вузов готовятся как по общенаучным дисциплинам, так и по многочисленным специальностям. Дифференциация наук, появление новых направлений приводят к относительно быстрому старению вузовских учебников по специальностям, в дополнение к ним выпускаются различного рода учебные издания (лекции, семинары, избранные главы по той или иной научной теме и др.).

Больших успехов в подготовке и издании учебников достигли и др. социалистические страны. Развивается содружество учебно-педагогических издательств СССР с издательствами ГДР, ПНР и др., активно исследуются пути совершенствования современных Учебник в различных научно-исследовательских педагогических учреждениях.

В капиталистических странах, как правило, подготовка и выпуск учебников децентрализованы, по одному и тому же учебному предмету выпускаются несколько параллельных конкурирующих учебников, что объясняется отсутствием единых школьных учебных программ и другими причинами.

Лит.: Ленин В. И., О воспитании и образовании. [Сб. ст.], 3 изд., М., 1973; Пед. соч. в 10 тт., Крупская Н. К., т. 3, М., 1959, т. 10, М., 1962; Народное образование в СССР. Сб. документов. 1917–1973, М., 1974; Проблемы школьного учебника. (Сб. ст.], в. 1–4, М., 1974–76; Preparing textbook manuscripts. A guide for authors in developing countries, [P.], UNESCO, 1970.

Статья 3

Елена Николаевна Овчинникова

К определению терминов “учебник” и “учебное пособие”

Овчинникова Е.Н. К определению терминов “учебник” и “учебное пособие”. // Гуманитарные научные исследования. – Май, 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2012/05/1189Овчинникова Елена Николаевна кандидат педагогических наук. Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», г. Санкт-Петербург.

Новый этап развития образования в России, связанный с переходом на вариативное и профильное образование, сопровождается разнообразием учебной литературы как на федеральном и региональном уровнях, так и в рамках отдельных учебных заведений. В данных условиях правомерен вопрос о необходимости четкого определения значения и функций каждого типа учебной книги, в частности, учебника и учебного пособия.

Рассмотрим последовательно определения терминов «учебная книга», «учебная литература», «учебник», «учебное пособие», которые приводятся в специальной книговедческой, исследовательской и педагогической литературе.

В.С. Цетлин приводит следующее определение понятия «учебная книга»: «Учебная книга – средство обучения, которое предоставляется для преподавания и учения в общеобразовательных школах в виде книги или брошюры. Учебные книги отвечают требованиям программ, содержат дидактически и методически обработанный материал (как правило) одного учебного предмета для одного учебного года. В большей мере, чем другие средства обучения, учебные книги служат для развития духовных способностей, прививают умения учиться по книгам. Они служат основой для самообразования и непрерывного образования. Учебные книги необходимы учителю и ученику, как на уроке, так и дома» [8, с. 274].

К учебной литературе относятся учебники, учебные пособия, тексты лекций, учебно-методические пособия, задачники, справочники и другие печатные материалы, используемые на учебных занятиях. Учебная литература является важнейшим элементом методического обеспечения учебного процесса [5, с. 149].

В письме Минобразования Российской Федерации от 23.09.2002 г. «Об определении терминов «учебник» и «учебное пособие» отмечено, что «Учебник – это основная учебная книга по конкретной дисциплине. В нем излагается система базовых знаний, обязательных для усвоения обучающимися. Содержание учебника должно удовлетворять требованиям государственного образовательного стандарта и полностью раскрывать примерную программу по конкретной дисциплине».

В работах других исследователей учебник определяется как:

1. «Массовая учебная книга, излагающая предметное содержание образования и определяющая виды деятельности, предназначенные школьной программой для обязательного усвоения учащимися с учетом их возрастных или иных особенностей» [2, с. 330].

2. «Учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины или ее раздела, части, соответствующее государственному стандарту и учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания» [1, с. 10].

3. «Совокупность редуцированных и систематизированных знаний в области определенной науки (учебно-научной дисциплины) или сферы деятельности и аппарата организации их усвоения; важнейший источник учебной информации, основное дидактическое средство, обеспечивающее деятельность учения и преподавания»[7].

4. «Книга или другой носитель информации, в которой содержится систематический учебный материал, необходимый для организации образования по определенному учебному курсу» [4, с. 214].

Если обобщить указанные определения термина «учебник», то можно сделать вывод, что учебник – это:

— источник учебной информации;

— основной и ведущий вид учебной литературы.

Для учебника характерно систематическое изложение учебного материала в соответствии с учебной программой. Кроме того, учебник должен содержать не менее 75 % объема учебного материала, предусмотренного программой [5, с. 150].

Учебное пособие, наряду с учебником, является разновидностью учебной литературы. В письме Минобразования Российской Федерации от 23.09.2002 г. «Об определении терминов «учебник» и «учебное пособие»» отмечено, что «Учебное пособие рассматривается как дополнение к учебнику. Учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть (несколько разделов) примерной программы. В отличие от учебника, пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме. В случае, когда в учебный план вводится новая дисциплина или в учебную программу вводятся новые темы, то первоначально организуется выпуск учебного пособия. Учебник, как правило, создается на базе апробированного пособия».

Для того чтобы выделить сущностные признаки учебного пособия, рассмотрим ряд определений понятия «учебное пособие».

1. «Пособиями называют те книги, которые помогают более быстрому и более плодотворному пользованию учебниками» [3, с. 320].

2. «Учебное пособие – это вид учебной книги, решающий отдельные задачи, важные для развития самостоятельности учащихся и их духовных сил. К учебным пособиям относятся справочники, библиографии, повторительные книги» [8, с. 280].

3. «Учебное пособие является дополнением к учебнику, если он (учебник) не охватывает всех вопросов учебной программы или не отражает последних достижений науки и практики по отдельным вопросам» [5, с. 150].

4. «Учебные пособия (хрестоматии, сборники задач и упражнений, словари, справочники, книги для внеклассного чтения и др.) являются значительным дополнением к учебнику. Отличительной особенностью учебных пособий является то, что в них учебный материал дается в более расширенном плане, в значительной степени дополняет и расширяет материал учебника новейшими сведениями, сведениями справочного характера» [6, с. 254].

5. «Учебное пособие следует рассматривать как источник учебной информации и средство обучения, которое дополняет учебник и способствует расширению, углублению и лучшему усвоению знаний» [7].

6. «Учебное пособие – это издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания» [1, с. 10].

Нельзя не отметить, что последнее из рассмотренных определений, вносит неопределенность в трактовку понятия «учебное пособие», приводит к смешению понятий «учебник» и «учебное пособие» за счет введения в определение признака «частично (полностью) заменяющее учебник».

Обобщив приведенные определения термина «учебное пособие», можно сделать вывод, что учебное пособие – это:

средство обучения;

— источник учебной информации;

— вид учебной литературы, дополняющий учебник.

Для наглядности представим результаты анализа схематично (рис.1).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *