Учебно воспитательный комплекс что это
Учебно-воспитательный комплекс (УВК)
Смотреть что такое «Учебно-воспитательный комплекс (УВК)» в других словарях:
Учебно-воспитательный комплекс № 16 (Мелитополь) — Учебно воспитательный комплекс № 16 … Википедия
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС — (УВК), школа комплекс, в Рос. Федерации пед. объединение, в состав к рого входят общеобразовательная школа с филиалами учреждений доп. образования, культуры, работающие по единому плану и режиму школы продлённого дня. В УВК может входить также… … Российская педагогическая энциклопедия
УВК — УВКП усиленная внешняя контрпульсация мед. УВК Источник: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/sci/tech/newsid 3712000/3712938.stm УВК указатель высоты в кабине УВК Управление валютного контроля … Словарь сокращений и аббревиатур
УВК — указатель высоты в кабине управляющий вычислительный комплекс учебно воспитательный комплекс … Словарь сокращений русского языка
Шелаевская средняя общеобразовательная школа — 1912 год открытие Земской школы в с. Шелаево Валуйского уезда, Воронежской губернии. 1934 год открытие семилетней школы в с. Шелаево Уразовского района, Курской области. 1955 год реорганизация семилетки в Шелаевскую среднюю общеобразовательную… … Википедия
Список школ Москвы — Содержание 1 Классификация 2 Сокращения 3 Прогимназии … Википедия
Школы Москвы — Служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавл … Википедия
Гимназия № 9 (Мелитополь) — Мелитопольская гимназия № 9 Основана 1994 Тип Гимназия Учеников 329 Классов 12 Сотрудников 70 Адрес г. Мелитополь Запорожской области, ул. Гагарина, 9 … Википедия
Киевский район (Одесса) — У этого термина существуют и другие значения, см. Киевский район. Киевский район Одесса Первое упоминание … Википедия
Харьковская гимназия № 116 — имени Молодой гвардии Основана … Википедия
Российская педагогическая энциклопедия
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС (УВК), школа-комплекс, в Рос. Федерации пед. объединение, в состав к-рого входят общеобразовательная школа с филиалами учреждений доп. образования, культуры, работающие по единому плану и режиму школы продлённого дня. В УВК может входить также дошк. учреждение. Впервые УВК созданы в сер. 70-х гг. в Белгородской и Курской областях.
Теоретич. и метод, предпосылки организации УВК заложены в исследованиях и науч.-практич. опыте С. Т. Шацкого, В. А. Сухомлинского по выявлению форм взаимодействия школы с социальной средой, путей расширения сферы деятельности учащихся.
В последние годы в связи с изменением социально-экон. условий наблюдается рост числа УВК, в т. ч. и в больших городах (Москва, С.-Петербург и др.).
Материально-техн. база школы-комплекса создаётся не только органами управления образованием, но и др. структурами разл. ведомственной подчинённости (соучредителями УВК), чьи подразделения (филиалы муз., худож., спорт школ). входят в его состав.
УВК создаётся на базе общеобразоват. школы и может включать филиалы муз., худож., спорт, школ. Труд педагогов оплачивается органами муниципального управления, спорт, и др. обществ, орг-циями. Их работники участвуют в проведении внеурочной воспитат.-образоват. деятельности, трудового обучения и производит, труда учащихся. Внешк. учреждения могут финансироваться из фондов базового предприятия. В состав сел. УВК входят.н. ученич. производств, бригады; к их руководству привлекаются работники х-ва (агрономы, зоотехники, инженеры).
УВК дают возможность органически соединить общее образование с дополнительным, способствуют муз., худож., физич. развитию. Для организации массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности служат не только занятия в разл. кружках, секциях, в творч. объединениях, но и эсте-тич. всеобуч, спорт, часы, ритмика и хореография. Они включаются в расписание уроков и являются обязательными для всех учащихся. Т. о. происходит углубление интересов школьников к тому или иному виду деятельности, выявляются их потенциальные способности. При этом положит, роль играет переформирование коллективов учащихся во внеурочное время, расширение круга общения со взрослыми и сверстниками.
Особенность УВК в том, что в нём создаются условия для развития каждого ребёнка вне зависимости от его способностей к академич. учению. Возможность выхода в новые сферы деятельности, успех в них помогают ребёнку утвердиться как личности и положительно сказываются на результатах общего образования.
Для УВК характерны: общекультурная направленность уч.-воспитат. процесса; усиление межпредметных связей; повышение воспитат. уровня урока; сближение процессов обучения, воспитания и развития. В школах-комплексах выражена тенденция к становлению целостной системы образования, охватывающей как урок, так и внеклассную и внеурочную деятельность, досуг. Всё это создаёт условия для формирования у школьников потребности в овладении достижениями культуры, развитии познават. и творческой активности.
Лит.: Школа смотрит в будущее, М., 1985; Щетинин М. П., Объять необъятное, М., 1986; Димова И., Евладова Е., Шесть вопросов на одну тему, НО, 1986, № 7; Уч.-воспитат. комплекс: опыт, проблемы, перспективы, М., 1989; В у л ф о в Б. 3. [и др.], Уч.-воспитат. комплекс, СП, 1989, № 8.
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС
(УВК), школа-комплекс, в Рос. Федерации пед. объединение, в состав к-рого входят общеобразовательная школа с филиалами учреждений доп. образования, культуры, работающие по единому плану и режиму школы продлённого дня. В УВК может входить также дошк. учреждение. Впервые УВК созданы в сер. 70-х гг. в Белгородской и Курской областях.
Теоретич. и метод, предпосылки организации УВК заложены в исследованиях и науч.-практич. опыте С. Т. Шацкого, В. А. Сухомлинского по выявлению форм взаимодействия школы с социальной средой, путей расширения сферы деятельности учащихся.
В последние годы в связи с изменением социально-экон. условий наблюдается рост числа УВК, в т. ч. и в больших городах (Москва, С.-Петербург и др.).
Материально-техн. база школы-комплекса создаётся не только органами управления образованием, но и др. структурами разл. ведомственной подчинённости (соучредителями УВК), чьи подразделения (филиалы муз., худож., спорт школ). входят в его состав.
УВК создаётся на базе общеобразоват. школы и может включать филиалы муз., худож., спорт, школ. Труд педагогов оплачивается органами муниципального управления, спорт, и др. обществ, орг-циями. Их работники участвуют в проведении внеурочной воспитат.-образоват. деятельности, трудового обучения и производит, труда учащихся. Внешк. учреждения могут финансироваться из фондов базового предприятия. В состав сел. УВК входят.н. ученич. производств, бригады; к их руководству привлекаются работники х-ва (агрономы, зоотехники, инженеры).
УВК дают возможность органически соединить общее образование с дополнительным, способствуют муз., худож., физич. развитию. Для организации массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности служат не только занятия в разл. кружках, секциях, в творч. объединениях, но и эсте-тич. всеобуч, спорт, часы, ритмика и хореография. Они включаются в расписание уроков и являются обязательными для всех учащихся. Т. о. происходит углубление интересов школьников к тому или иному виду деятельности, выявляются их потенциальные способности. При этом положит, роль играет переформирование коллективов учащихся во внеурочное время, расширение круга общения со взрослыми и сверстниками.
Особенность УВК в том, что в нём создаются условия для развития каждого ребёнка вне зависимости от его способностей к академич. учению. Возможность выхода в новые сферы деятельности, успех в них помогают ребёнку утвердиться как личности и положительно сказываются на результатах общего образования.
Для УВК характерны: общекультурная направленность уч.-воспитат. процесса; усиление межпредметных связей; повышение воспитат. уровня урока; сближение процессов обучения, воспитания и развития. В школах-комплексах выражена тенденция к становлению целостной системы образования, охватывающей как урок, так и внеклассную и внеурочную деятельность, досуг. Всё это создаёт условия для формирования у школьников потребности в овладении достижениями культуры, развитии познават. и творческой активности.
Лит.: Школа смотрит в будущее, М., 1985; Щетинин М. П., Объять необъятное, М., 1986; Димова И., Евладова Е., Шесть вопросов на одну тему, НО, 1986, № 7; Уч.-воспитат. комплекс: опыт, проблемы, перспективы, М., 1989; В у л ф о в Б. 3. [и др.], Уч.-воспитат. комплекс, СП, 1989, № 8.
«Пространство» для самореализации. Типология учебно-воспитательных комплексов
УВК становится центром обучения и воспитания всех детей в данном микросоциуме, поэтому он демократичен по своей сути. Здесь возникает взаимодействие школьной и внешкольной воспитательной среды, и это создает благоприятные условия для эффективного нравственного и гражданского формирования личности.
Разнообразной и многоплановой становится в условиях УВК внеурочная работа. Это неформальные разновозрастные объединения, функционирующие не только на базе школы, но и в микрорайоне, на предприятиях, в культурно-просветительных учреждениях, студии, кружки, секции.
Практика убеждает, что переход школы в режим учебно-воспитательного комплекса является далеко не простым делом. В ходе подготовки необходимо выполнить несколько обязательных условий.
Комплекс «Детский сад- средняя общеобразовательная школа»
В детском саду апробируется программа «Развитие» (занятия по конструированию, английский и татарский языки, физкультура). Начальные классы работают по системе развивающего обучения Занкова, в У-1Х классах используется базисный учебный план. Введены пропедевтические курсы по медицине, педагогике. Действенным средством гуманизации являются занятия по человековедению, спецкурс «Мой мир и я». Параллельно с общеобразовательными, начиная с VIII класса, создаются профильные классы на базе медицинского колледжа и классы педагогической ориентации.
Внутриурочная деятельность направлена на развитие самостоятельности и инициативы школьников. Учащиеся У1-Х1 классов участвуют в деятельности выборного двухпалатного «Школьного парламента». Они сами принимают жизненно важные решения школьной жизни. Ежегодно несколько выпускников этой школы поступают в академию управления.
Такие школы-комплексы, как правило, создаются в новом жилом микрорайоне, поэтому формирование контингента детей и педагогов начинается «с нуля».
Центром воспитательной работы являются клубы по интересам, руководителям которых переданы основные функции классных руководителей (с соответствующей оплатой). Общение такого руководителя с детьми строится на неформальной основе.
Заслуживает внимания программа воспитания у детей любви к ближайшему окружению: товарищам, родителям, природе.
Учебно-воспитательный центр объединяет различные подразделения: школу, детский сад, спортшколу, колледж, лицей, частную школу, клубы по интересам. Таким образом, у детей имеются хорошие возможности для удовлетворения потребностей.
Для управления инновационными процессами создан научно-исследовательский центр, корректирующий все направления экспериментальной деятельности.
Учебно-воспитательный комплекс типа «УВК- СПК»
Действует производственная бригада, в ней трудятся все дети, начиная с пятого класса, и все педагоги. Благодаря этому пополняется спецсчет школы, что позволяет укреплять материальную базу. Так, закуплены музыкальные инструменты, костюмы для «Школы искусств», учебно-наглядные пособия.
Педагогический коллектив ищет новые технологии и новые подходы к организации внеурочной воспитательной работы.
Экспериментальная средняя школа-комплекс №18 г. Йошкар-Олы
Методика коллективных творческих дел воплотилась в обширную систему урочно-внеурочной воспитательной работы. Каждый ребенок имеет возможность выбора не только интересного коллективно-группового дела, но и занятий и клубов по интересам в «Школе искусств» и «Спортивной школе». Причем, «Школа искусств» органически вплетается в единое расписание и составляет содержательную суть деятельности комплекса. Завершено строительство оздоровительно-воспитательного блока, что позволяет корректировать состояние здоровья детей.
Прекрасным средством для социальной адаптации детей являются трудовые бригады по различным направлениям (по швейному и сапожному делу, обслуживающему труду и др.) на базе малых предприятий, арендующих школьные помещения. В них учащиеся получают настоящие навыки труда, учатся ремеслам, обретают экономические знания.
Учебно-воспитательный комплекс №1 г. Зеленодольска, Республики Татарстан
На базе дошкольных учреждений открываются классы шестилеток, формирующиеся на диагностической основе.
Можно назвать УВК на базе школы № 93 г. Казани (с классами эстетического направления), детских комбинатов № 289 и № 259, филиала Малой академии искусств Вахитовского роно. В начальной школе основное внимание уделяется эстетическому образованию детей. Обучение в У-Х1 классах школы ведется по бпочно-модульной системе.
Выделим основное, что объединяет все типы этих учебных заведений:
• преемственность в деятельности подразделений;
•комплексное воздействие на личность ребенка;
• единая материальная база общего образовательно-воспитательного пространства;
• учет социокультурных особенностей окружающей среды;
• мобильность и гибкость системы;
• дифференциация в организации учебно-воспитательного процесса;
• многопрофильность педагогического комплекса;
• приоритет воспитания;
• развивающая образовательно-воспитательная среда. Разность типов зависит от внутреннего состава подразделений, от качеств личности педагогов и детей, специфики педагогического коллектива, от сложившейся системы работы и приоритетных задач.
Обобщая сказанное, подчеркнем: лучшие УВК всегда имеют свое лицо.
Учебно-воспитательный комплекс (УВК)
Учебно-воспитательный комплекс включает так называемые логопедические классы, которые являются звеном системы непрерывного образования и предоставляют учащимся с речевыми нарушениями адекватные возможности для его продолжения с учетом интересов и психофизиологических возможностей каждого ребенка.
Основная цель логопедических классов — предупреждение нарушений письменной речи у детей с речевым недоразвитием, развитие коммуникативных навыков устной речи, подготовка к успешному обучению на II ступени общеобразовательной школы.
На основе сочетания фронтальных и индивидуальных форм обучения в УВК создаются благоприятные условия для преодоления дефектов устной речи, для предупреждения неуспеваемости по основным учебным предметам.
Логопедические классы обеспечивают детям с негрубыми нарушениями речи получение образования в объеме I ступени общеобразовательной школы ;
За время обучения дети приобретают навыки полноценной устной речи (звукопроизношения, фонематического восприятия, лексико-грамматического оформления связного высказывания), необходимые навыки учебной деятельности; обучаются чтению и письму.
Направление детей в логопедические классы производится местными отделами образования на основе заключения ПМПК. Приему подлежат дети в возрасте 7 лет с нерезко выраженным ОНР или ФФН, представляющие группу риска по дисграфии и дислексии.
УВК — новая форма логопедической помощи детям, слабо подготовленным к обучению в обычных условиях из-за недоразвития речи. Логопедические классы, как правило, организуются на базе ДОУ и в этих случаях имеют хорошие профессиональные кадры.
Школа для детей с нарушениями речи
Специальная общеобразовательная школа для детей с тяжелыми нарушениями речи (V вида) — коррекционное учреждение, предназначенное для детей, страдающих алалией, афазией, ринолалией, дизартрией, заиканием при нормальном слухе и полноценных предпосылках интеллектуального развития.
В школе осуществляется комплексная психолого-педагогическая коррекция особенностей психического (в том числе и речевого) развития и решаются общеобразовательные задачи. Школа имеет два отделения.
В I отделении обучаются дети, имеющие ОНР, обусловленное алалией, дизартрией, ринолалией, афазией, которое препятствует обучению в общеобразовательной школе. При комплектовании классов I отделения учитываются возраст, уровень речевого развития, характер первичного дефекта и объем школьных знаний и умений.
Во II отделение принимаются дети, страдающие тяжелой формой заикания. Нормативный срок освоения школьной программы для учащихся I отделения — 10—11 лет, для учащихся II отделения — 10 лет.
Специальная школа имеет переменный состав учащихся, что позволяет осуществлять гибкую интеграционную тактику по отношению к детям с положительной динамикой коррекции речевого и общего психического развития.
Слабым звеном в оказании дошкольной и школьной логопедической помощи в пределах одного региона является отсутствие подлинной преемственности. Например, нередки случаи, когда среди первоклассников I отделения школы только 50—55% детей посещали логопедические ДОУ.
Неблагополучно положение II отделения с точки зрения его комплектации и организации согласованного комплекса реабилитационных мероприятий по устранению заикания как основного дефекта, а также с точки зрения нормализации психического развития и коммуникативного поведения с одновременным преодолением речевого недоразвития разной степени, также влияющего на качество усвоения школьной программы.
Вопросы комплектования школы, содержания и методов обучения продолжают оставаться крайне актуальными и, в связи с выраженной мозаичностью контингента детей, требуют согласования усилий специалистов медицинского, педагогического и психологического профиля.
Логопедический пункт — специальное учебно-воспитательное учреждение, основными задачами которого являются: коррекция нарушений устной и/или письменной речи учащихся; своевременное предупреждение и преодоление неуспеваемости, обусловленной этими нарушениями; консультативная помощь учителям, родителям.
Основной контингент детей, зачисляемых на логопедические занятия — дети, имеющие:
• общее недоразвитие речи, преимущественно III уровня, закономерно сопровождающееся дислалией и дисграфией, трудностями в усвоении программы по русскому языку;
• фонетико-фонематическое недоразвитие, которое обуславливает дислексию и дисграфию;
• заикание различной формы и степени, которое может влиять на успеваемость и школьную адаптацию;
• нарушения произношения звуков, обусловленные нарушением строения и функции речевого аппарата, затрагивающие фонетические стороны речи и не влияющие на успеваемость.
В первую очередь на занятия зачисляются дети, относящиеся к первым трем категориям.
Основной формой организации учебно-коррекционной работы являются групповые занятия. Группы комплектуются учащимися с однородными нарушениями речи.
Срок коррекционного обучения определяется тяжестью нарушения и варьируется от 4—9 мес. до 1,5—2 лет.
В настоящее время логопедические пункты являются наиболее массовой формой помощи детям с нарушениями речи. Результативность работы логопедических пунктов при общеобразовательных школах достаточно высокая. Она определяется следующими положениями:
• на логопедических занятиях без отрыва от школьного обучения последовательно осуществляется нормализация различных видов речевой деятельности (произношения, фонематического восприятия, звукового анализа, лексико-грамматического развития, письма, чтения);
• методом устного опережения формируется готовность к усвоению языковых закономерностей на уроках русского языка;
• активизируется речемыслительная деятельность и корригируются особенности психического развития, обусловленные речевым нарушением.
Существующая система логопедической поддержки учащихся общеобразовательных школ позволяет значительному числу детей с речевыми нарушениями успешно усваивать школьную программу.
В сельской местности логопедическая служба развита недостаточно.
Логопедический кабинет при детской поликлиникеявляется самым распространенным подразделением в системе логопедической помощи детскому населению по линии здравоохранения. Логопед обязан оказывать помощь детям в возрасте от 2 до 14 лет со всеми видами речевой патологии независимо от уровня интеллектуального развития и сохранности физического слуха.
Логопед, работающий в этом учреждении, руководствуется «Положением о логопедическом кабинете детской поликлиники», которое определяет следующие направления его деятельности:
• педагогическая (логопедическая) работа по исправлению на
рушений речи детей на систематических и консультативных занятиях;
• выявление детей с речевым недоразвитием и направление их на ПМПК для последующего устройства в дошкольные и школьные учреждения или речевые стационары разного профиля;
• участие в комплектовании логопедических учреждений здравоохранения и образования и оформление на каждого ребенка логопедической характеристики;
• профилактическое обследование детей, посещающих дошкольные учреждения;
• санитарно-просветительская работа с родителями, педиатрами, воспитателями детских садов.
Наиболее тесные связи логопед детской поликлиники имеет с дошкольными учреждениями системы образования (преимущественно в крупных городах). В регионах с неразвитой логопедической инфраструктурой логопед детской поликлиники вынужден ограничиваться консультативной работой, общими рекомендациями; нередко отказывает родителям, обращающимся за помощью по поводу задержки речевого развития детей в возрасте 2—3 лет, ошибочно квалифицируя ее как временную (темповую). Специализированных учреждений для детей этого возраста крайне мало, пособий для родителей по активизации речи детей пока не существует.
В настоящее время не налажена должным образом преемственность между логопедическим кабинетом, логопунктом общеобразовательной школы, логопедическим детским садом, что самым пагубным образом влияет на сроки и эффективность устранения различных форм речевого недоразвития.