Учебно методическая работа это что

Приборостроительный колледж

Тамбовское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Научно-методическая работа

Содержание и задачи методической работы

Можно выделить следующие основные виды методической работы: научно-методическую, учебно-методическую, организационно-методическую.

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА (НМР) включает:

— изучение и обобщение передового опыта организации учебного процесса в системе среднего профессионального образования;

— разработка плановой учебной документации на основе действующих федеральных государственных стандартов;

— освоение методов контроля и управления качеством подготовки студентов на всех этапах обучения, формирование фондов оценочных средств образовательных программ;

— совершенствование форм и методов организации и контроля самостоятельной работы студентов, включая ее методическое обеспечение;

— публикацию результатов работы по проблемам среднего профессионального образования в периодической печати, в материалах научно-методических конференций, в учебно-методических сборниках и пособиях.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА (УМР) включает:

— подготовку к учебным занятиям, включая разработку и обновление содержания практических и лабораторных занятий, курсовых работ и выпускных квалификационных работ;

— методическое обеспечение всех видов учебных занятий, учебной и производственной практик, курсовых работ и выпускных квалификационных работ, самостоятельной работы студентов;

— разработку частных методик преподавания учебных дисциплин, междисциплинарных курсов и отдельных разделов и тем УД и МДК;

— разработку наглядных пособий по дисциплинам, междисциплинарным курсам и внедрение информационных технологий обучения в учебный процесс;

— руководство научно-исследовательской работой студентов во внеучебное время.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА (ОМР) включает:

— участие в разработке и внесение предложений в нормативные документы, регламентирующие деятельность ссуза;

— координацию учебной деятельности предметных цикловых комиссий;

— планирование учебной работы педагогических работников и студентов, организации практики, курсовых и выпускных квалификационных работ, научно-исследовательской работы студентов;

— составление графика учебного процесса, разработка рабочих учебных планов и рабочих программ учебных дисциплин, междисциплинарных модулей и практик;

— участие в подготовке и работе методических семинаров и конференций;

— участие в работе творческих рабочих групп;

— организацию студенческих конкурсов и олимпиад;

— анализ результатов методической работы преподавателей;

— организацию взаимодействия с профильными предприятиями;

— организацию повышения квалификации администрации и педагогических работников, стажировок и обмена опытом с педагогическими работниками других образовательных организаций.

Методическая тема колледжа «Повышение качества образования в колледже на основе компетентностного подхода»

Основной организационной формой методической работы в колледже является цикловая комиссия (ЦК) – объединение преподавателей и мастеров п/о родственных учебных дисциплин.

Научно-методическая работа преподавателей находит отражение в докладах и выступлениях на научно-практических конференциях, педагогических и методических советах, заседаниях предметных ЦК, в публикации статей в специальных сборниках.

Одним из важных направлений научно-методической работы колледжа явилось участие педагогов и студентов учебного заведения в разнообразных конкурсах, чтениях, смотрах.

Положения по организации научно-методической работы в колледже

Методическое сопровождение дуального обучения .

Научное студенческое общество

Источник

Положение о методической работе профессионального образовательного учреждения

ОБ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

1.2 Методическая работа является составной частью учебно-воспитательного процесса в колледже и одним из основных обязательных видов деятельности преподавательского и руководящего состава и включается в их должностные обязанности.

1.3 Методической работой должен заниматься каждый преподаватель учебного заведения и административный работник, занимающийся преподавательской деятельностью.

1.4 Методическая работа направлена на повышение профессионального мастерства и творческого потенциала преподавателей, совершенствование научного и методического уровня обучения и воспитания студентов, развитие инновационной деятельности педагогического коллектива, повышение качества подготовки квалифицированных специалистов со средним профессиональным образованием в соответствии с требованиями ФГОС.

1.5 Методическая работа планируется и проводится с учётом целей и задач учебного заведения, задач УМО, ПЦК и индивидуальных потребностей преподавателей.

1.6 Контроль, анализ результатов методической работы проводится в целях обеспечения дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников.

1.7 Итоги выполнения преподавателем методической работы за межаттестационный период являются одним из важнейших критериев экспертной оценки деятельности преподавателя при аттестации на первую и высшую квалификационные категории.

Задачи и содержание учебно-методической работы

2.1 Учебно-методическая работа представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение образовательного процесса учебно-методической документацией, повышение педагогического мастерства преподавателей, совершенствование аудиторной и самостоятельной работы студентов, улучшение всех форм, видов и методов учебной работы в колледже с учетом состояния и перспектив развития промышленных предприятий, организаций, учреждений (работодателей), для которых учебное заведение готовит специалистов.

2.3 Учебно-методическая работа направлена на совершенствование методики преподавания дисциплин, непосредственное методическое обеспечение учебного процесса, внедрение в него инновационных форм деятельности, повышение профессиональной компетентности преподавательского состава.

2.4 Учебно-методическая работа направлена на перспективное развитие процесса обучения, совершенствование его содержания и методики преподавания, поиск новых принципов, закономерностей, методов, форм и средств организации учебного процесса.

2.5 Основным звеном, выполняющим учебно-методическую работу по учебным дисциплинам, является учебно-методическое объединение преподавателей (предметно-цикловая комиссия). На уровне учреждения реализуются методические мероприятия общего масштаба, связанные с подготовкой выпускников по специальностям колледжа и общеобразовательным дисциплинам.

2.6 Основными задачами методической работы являются:

— разработка содержания профессионального образования с учетом лич­ностных и общественных потребностей, изменений в профессионально-квалификационной структуре кадров, специфики функционирования учебного заведения в современных социально-экономических условиях;

— повышение профессионального мастерства педагогических работников учебного заведения среднего профессионального образования в целях обеспечения конкурентоспособности выпускников на рынке труда;

— совершенствование содержания форм, методов и средств обучения, обеспечение их единства, органической взаимосвязи базового общего и профессионального образования;
— развитие педагогического творчества работников;

— методическое обеспечение дисциплин и специальностей учебно-программной документацией, учебной и методической литературой, другими средствами обучения;
— пропаганда и использование в учебно-воспитательном процессе инновационных методик, новых педагогических и информационных технологий, передового педагогического и производственного опыта;

— создание творческих групп преподавателей, авторских школ, педаго­гических мастерских; научно-методическое обеспечение проведения педагогического экспе­римента, инновационных процессов;

— поиск новых, более эффективных подходов к организации учебно-воспитательного процесса;

— создание нового поколения комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса, отвечающего требованиям ФГОС СПО нового поколения;

— обеспечение единства учебного, воспитательного и производственного процессов на основе взаимосвязи профессионально-технической, общеобразовательной и морально-этической подготовки студентов;

— совершенствование работы по изучению, обобщению и распространению педагогического опыта по вопросам научных исследований, новых образовательных технологий, качества подготовки специалистов;

— активное использование информационных технологий в практике проведения занятий;

— развитие взаимодействия с учреждениями среднего, высшего и начального профессионального образования в решении актуальных научных и учебно-методических проблем;

— обучение студентов методам творческой деятельности, приемам научно-обоснованной организации умственного труда, навыкам самостоятельной работы, рационализации и изобретательству;

— повышение педагогического мастерства и деловой квалификации педагогических работников колледжа, развитие педагогического творчества.

Управление учебно-методической работой

3.1 Целью управления учебно-методической работой является обеспечение надлежащей эффективности мероприятий по решению задач методической работы.
3.2 Содержанием управления является целенаправленное воздействие на процессы, стадии и содержание методической работы на всех уровнях.

3.3 Функции управления методической работой:

— реализация (регулирование и координация) мероприятий;

3.4 Управление методической работой осуществляют административные (штатные) звенья и функциональные звенья, т.е. нештатные коллегиальные постоянно действующие методические органы, создаваемые из числа наиболее квалифицированных преподавателей и других работников колледжа (экспертная группа).

3.5 Методическая работа в колледже регламентируется:

— документами Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки РФ),

— приказами и распоряжениями по колледжу;

— решениями и рекомендациями педагогического и методического советов колледжа;
— настоящим Положением;

Формы учебно-методической работы

Коллективная учебно-методическая работа.

4.1 Формами коллективной учебно-методической работы являются: педагогический совет, методический совет, инструктивно-методические совещания, школа педагогического мастерства, семинар молодого преподавателя, проблемные семинары, семинары-практикумы, научно-практические конференции, педагогические чтения и т.п.

4.2 Педагогический и методический советы являются постоянно действующими органами коллегиального рассмотрения основных вопросов учебно-воспитательной, учебно-методической работы и учебно-производственной деятельности, которые осуществляют свою работу в соответствии с Уставом ФГОУ СПО «НХК» и локальными актами колледжа.

4.3 Инструктивно-методические совещания проводятся руководителями колледжа по мере необходимости для оперативного обсуждения учебно-методических вопросов и производственных задач, текущего инструктирования педагогических работников.

4.5 Школа педагогического мастерства, семинар молодого преподавателя, проблемные семинары, семинары-практикумы организуются в целях изучения конкретного передового педагогического опыта, современных инновационных технологий. Формы работы выбираются руководителями колледжа в зависимости от состава слушателей.

4.6 На научно-практических конференциях рассматриваются подготовленные преподавателями доклады и другие материалы по отдельным вопросам педагогической теории и практики, методики и организации обучения и воспитания обучающихся, обсуждаются результаты экспериментальной и исследовательской работы, проводимой в колледже.

4.7 Педагогические чтения проводятся в целях выявления, обобщения и внедрения в педагогическую практику передового опыта учебно-производственной, воспитательной работы, совершенствования методического мастерства педагогов, развития их творческой инициативы.

Индивидуальная методическая работа.

4.8 Самостоятельная методическая работа включает в себя:

— повышение педагогической и профессиональной квалификации, культурного уровня путем самостоятельного изучения научной, методической, педагогической, технической литературы

— изучение содержания ФГОС по специальностям, учебных планов и программ по дисциплине (специальности);

— разработку и совершенствование рабочей учебно-программной документации;
— творческое освоение и использование инновационных педагогических технологий и передового педагогического опыта;

— посещение учебных занятий опытных педагогов, имеющих высокие рейтинговые показатели качества обучения студентов, применяющих в своей педагогической практике инновационные педагогические технологии и техники;

— составление методических разработок, частных методик по теоретическим предметам и производственному обучению;

— работу по оборудованию и оформлению учебной аудитории, лаборатории, учебно-производственной мастерской;

— составление комплексного учебно-методического обеспечения преподаваемых дисциплин.

Индивидуальные планы самостоятельной методической работы составляются на учебный год и находятся у начальника учебно-методического отдела.

Методическая работа руководителей учебного заведения с педагогическими работниками проводится постоянно и включает в себя:

— изучение и анализ работы преподавателей, классных руководителей и других работников учебного заведения, оказание помощи педагогическим работникам в выборе форм и методов обучения и воспитания обучающихся, совершенствовании методики проведения учебных занятий и внеучебных мероприятий;

— изучение и обобщение передового педагогического опыта работы педагогических работников колледжа;

— оказание помощи в составлении учебной и планирующей документации, подготовке докладов и выступлений на конференциях, педагогических чтениях.

Результатом индивидуальной методической работы ИПР является создание комплексного методического оснащения по дисциплине (специальности), разработка методических рекомендаций, дидактических материалов и других средств обучения.

Организация учебно-методической работы в УМО(ПЦК) преподавателей

5.1 Методическая работа в УМО(ПЦК) преподавателей направлена на совершенствование преподавания закрепленных за УМО(ПЦК) дисциплин, оптимизацию и интенсификацию учебного процесса, улучшение его методического обеспечения, повышение педагогической квалификации преподавательского состава.

5.2 Направления методической работы УМО(ПЦК) определены перечнем основных ее форм и видов (приложение 1). Конкретное содержание методической работы УМО(ПЦК) определяется планом работы, индивидуальными планами работы преподавателей.

5.3 Методическая работа, выполняемая преподавателем в рамках любой из ее форм, рассматривается как его функциональная обязанность. Эта работа планируется и учитывается в соответствующем разделе индивидуального плана работы преподавателя.

5.4 Объем и качество методической работы служат одним из главных критериев оценки деятельности преподавателя.

5.4 Помимо указанной методической работы непосредственно по преподаваемой дисциплине, преподаватели могут привлекаться к разработке новых методических материалов с использованием современных форм и инновационных технологий обучения, решения методических вопросов общеколледжного масштаба, а также к участию в деятельности коллегиальных методических органов.

5.6 Методической работой УМО(ПЦК) руководит заведующий УМО (председатель ПЦК). Он несет ответственность за ее состояние: эффективность и качество, уровень организации и методического обеспечения учебного процесса.
5.7 Функции заведующего УМО (председателя ПЦК):

— определение основных направлений методической работы;

— выработка единого подхода и оптимальных путей решения методических проблем УМО;

— составление плана методической работы УМО;

— подготовка рекомендаций к составлению индивидуальных планов преподавателей по соответствующим направлениям методической работы;

— контроль за ходом выполнения плана методической работы УМО и индивидуальных планов преподавателей;

— разработка мероприятий по выполнению решений вышестоящих органов, организация и контроль их выполнения;

— оценка результатов методической работы и подготовка рекомендаций по ее стимулированию;
— организация открытых занятий и взаимопосещений занятий, работы методических семинаров, конкурсов, выставок и других мероприятий методического направления;

— планирование и организация редакционно-издательской деятельности кафедры;
— организация обмена передовым опытом и внедрения его в методическую работу преподавателей;

— оказание помощи преподавателям в выполнении методической работы;
— сбор, анализ и обобщение предложений по совершенствованию методической работы;

— составление отчетов, докладов, справок по вопросам методической работы УМО.

6. Планирование и учет учебно-методической работы в колледже

6.1. Коллективная методическая работа в колледже планируется на учебный год в форме самостоятельного раздела в общем плане работы колледжа.

6.2 Планы самостоятельной методической работы составляются на учебный год в двух экземплярах и хранятся у педагогического работника и в учебно-методическом отделе.

6.3 Обязательной письменной формой отчета по итогам учебно-методической работы являются протоколы заседаний педагогического, методического советов, учебно-методических объединений и предметно-цикловых комиссий преподавателей.

Примерный перечень форм и видов методической работы

1 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

Подготовка к лекционным, практическим, семинарским, лабораторным занятиям, учебной практике.

1.2 Разработка, написание, переработка, рецензирование, подготовка к изданию конспектов лекций, сборников упражнений и задач, лабораторных практикумов, частных методик по дисциплинам, методических материалов по проведению деловых игр, решению производственных задач, анализу конкретных ситуаций и т.д., методических материалов по выполнению курсовых и дипломных проектов (работ), методических пособий по применению информационных технологий в учебном процессе и других учебно-методических документов.

1.3 Составление проектов новых учебных рабочих планов специальностей в соответствии с требованиями ФГОС.

1.4 Составление рабочих программ по вновь вводимым дисциплинам в соответствии с требованиями ФГОС.

1.5 Пересмотр и корректировка действующих рабочих программ дисциплин.

1.6 Постановка новых и модернизация действующих лабораторных работ.

1.7 Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс.

1.8 Работы, связанные с применением информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе; разработка задач, отладка программ и т.д.

1.9 Разработка методических материалов по контролю знаний студентов.

1.10 Составление тематики, заданий и подбор различных документов по расчетно-графическим работам, дипломным и курсовым проектам (работам), контрольным работам, домашним заданиям, производственной практике.

1.11 Разработка сценариев учебных видеофильмов.

1.12 Разработка дидактических материалов: наглядных пособий, плакатов, раздаточных материалов и др.

1.13 Подготовка и проведение олимпиад для студентов и абитуриентов.

1.14 Обеспечение дисциплин учебной и учебно-методической литературой, учебно-методической документацией.

1.15 Составление документации по планированию учебного процесса: календарных планов дисциплин, графика самостоятельной работы студентов, графика прохождения практики и др.

1.16 Участие во внутриколледжных мероприятиях по повышению педагогической квалификации.
1.17 Контрольные посещения учебных занятий экспертами, взаимные посещения занятий преподавателями, участие в проведении показательных, открытых и пробных занятий.

2 НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

2.1 Написание и подготовка к изданию учебников и учебных пособий, научно-методических статей и докладов.

2.2 Научное редактирование учебников, учебных пособий, научно-методических статей и докладов.

2.3 Рецензирование учебников, учебных пособий, конкурсных и других материалов.
2.4 Работа в творческих группах преподавателей в целях изучения, обобщения и внедрения изученного передового педагогического опыта, участие в проведении педагогического эксперимента.

2.6 Разработка новых образовательных технологий.

3 ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

3.1 Проведение работы по профессиональной ориентации молодежи при поступлении в учебное заведение.

3.2 Работа в приемной комиссии.

3.3 Подготовка материалов к заседаниям УМО(ПЦК), педагогического совета, методического совета, Совета колледжа.

3.4 Работа в составе (в качестве председателя или члена) методического совета колледжа.

3.5 Участие в подготовке и работе конференций, семинаров, смотров, конкурсов, выставок в учебном заведении, а также на уровне города, края, региона.

Источник

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

в образоват. учреждениях Рос. Федерации, часть системы непрерывного образования преподавателей, воспитателей. Цели М. р.: освоение наиб. рациональных методов и приёмов обучения и воспитания учащихся; повышение уровня общедидактич. и метод. подготовленности педагога к организации и ведению уч.-воспитат. работы; обмен опытом между членами пед. коллектива, выявление и пропаганда актуального пед. опыта. М. р. ориентирована на достижение и поддержание высокого качества уч.-воспитат. процесса в школе. Она осуществляется в течение уч. года и органично соединяется с повседневной практикой педагогов. Содействует развитию навыков пед. анализа, теоретич. и эксперим. исследований.

Осн. направления, содержание и формы М. р. определяет пед. совет уч. заведения. Как правило, непосредств. руководителем М. р. является заместитель директора по уч.-воспитат. работе. Из опытных учителей, классных руководителей и др. педагогов в школе формируется метод. совет — координац. центр М. р. и рабочий орган пед. совета. В плане М. р. применительно к условиям конкретной школы получают отражение актуальные социально-пед. проблемы и программные требования. М. р. организуется с учётом возможности для учителей непосредственно ознакомиться с опытом коллег-педагогов на занятиях в институтах усовершенствования учителей, др. учреждениях повышения квалификации.

При планировании содержания М. р. особое внимание уделяется индивидуальным результатам деятельности педагогов, качеств, составу пед. коллектива, особенностям кадровой ситуации в образовал1, учреждении, а также сложившимся в нём традициям и формам М. р.

В городских и крупных сел. школах создаются метод. объединения (комиссии) по предметам и циклам предметов (естеств.-матем., обществоведческому и др.), по виду воспитат. работы (классных руководителей и др.). Такие объединения могут быть общешкольными или — в необходимых случаях — дифференцированными по ступеням обучения. Работа педагогов в объединениях направлена на обеспечение постоянного единства воспитат. работы в школе и на практич. решение проблем межпредметных связей, выработку единых пед. требований к изучению близких и смежных тем, к применению терминологии уч. предметов, к расчётам и оформлению задач и т. п.

В рамках объединений организуются семинары, конференции, пед. чтения, индивидуальные и групповые консультации, собеседования и т. п., а также наставничество. Одна из осн. форм М. р. — посещение открытых уроков и внеклассных занятий с последующим пед. анализом и коллективным обсуждением (работа педагога оценивается не только в частнометодическом, но и в обще дидактическом и идейно-воспитательном аспектах).

Одна из важных особенностей М. р. — её творческий характер. Поддержанию духа творчества способствуют совместная разработка конкретной метод. проблемы, избранной пед. коллективом, организа-ционно-деятельностные и деловые игры с моделированием разл. психолого-пед. ситуаций, школы передового опыта. Формы М. р. в конкретных условиях имеют разную эффективность (в т. ч. и для каждого педагога), но в совокупности они дополняют друг друга, разнообразят проф. общение коллег.

В планировании и организации коллективных метод. мероприятий, проводящихся в течение рабочего дня учителей, важное значение имеет тщательный выбор времени и сроков, к-рые должны быть приемлемы для всех участников М. р. и не нарушать установленного внутр. распорядка. Необходим также учёт времени, требующегося на индивидуальную подготовку к метод. занятиям. В школе создаются метод. кабинеты и уголки, в к-рых подбираются и систематизируются Тематич. разработки, поурочные планы лучших педагогов, устраиваются выставки. Руководители метод. объединений, учителя-методисты подбирают лит-ру по отд. темам, выступают с обзорами новинок этой лит-ры; организуют библиографич. картотеки и т. п.

При необходимости в школе созывается оперативное метод. совещание, на к-ром педагоги знакомятся с официальными метод. документами или обсуждают неотложные вопросы организации уроков и воспитат. работы.

Учителя малокомплектных школ работают, как правило, в межшкольных метод. объединениях, создаваемых органами образования на базе опорных школ.

Лит.: Горская Г. И., Чуpакова Р. Г., Организация уч.-воспитат. процесса в школе, M. M. M. Поташник.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *