Учебно методическая литература что это

Рекомендации по созданию учебно-методической литературы томск 2011

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Проректор по учебной работе

по созданию учебно-методической литературы

Рассмотрено и одобрено

методическим советом Томского государственного университета

«_______»________________2011 г. Протокол №__________

Рекомендации по созданию учебно-методической литературы

( Составитель: Т.Г.Плохотнюк. Томск: Том.гос.ун-т, 2011. С.)

В «Рекомендациях» представлены разъяснения по содержанию и структуре печатных учебно-методических изданий разных видов с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения; дается краткая характеристика основных видов учебно-методической литературы. Данные «Рекомендации» помогут преподавателям подготовить учебники и учебные пособия.

начальник учебного управления

Томского государственного университета В.В.Лозинский

Реализация программы подготовки бакалавров и магистров и переход на индивидуально-ориентированное обучение предполагают не только обновление учебных курсов, программ, рабочих и индивидуальных планов, учебно-методической литературы, программно-информационного обеспечения, но и создание абсолютно новых учебников и учебных пособий, отвечающих требованиям Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения (ФГОС-З).

Образовательные инновации должны проявиться не только в компетентностном подходе, но и в расширении спектра педагогических технологий, в выборе адекватной стратегии обучения. Наряду с традиционными методами проблемного и контекстного обучения должны широко использоваться методы интерактивного обучения : тренинги, решение ситуационных задач, приемы активного чтения и письма и др.

Все эти образовательные инновации требуют некоторого пересмотра содержания и формы учебно-методических изданий и целого ряда уточнений и дополнений в определении видов и жанров. Именно данная задача и определила содержание «Рекомендаций», которое не вступает в противоречия с ранее принятыми нормативными документами, в том числе и стандартами в области издательской деятельности.

Цель «Рекомендаций» разъяснения и уточнения жанровой и видовой специфики учебно-методических изданий, их содержания и структуры с учетом вышеуказанных изменений в образовательной траектории. Информация должна помочь преподавателям, работающим над созданием учебно-методической литературы, ориентироваться во всем многообразии видов учебно-методических изданий, их содержании и структуре, определить приемлемый для себя вариант. Необходимо отметить, что в данном случае речь идет только об изданиях на бумажных носителях, так как электронные варианты учебников и учебных пособий обладают спецификой и требуется дополнительная разработка пояснений по их формам и содержанию.

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА

— точно и понятно определять цели, задачи и назначение издания;

— отражать технологии и методы обучения, способствующие усвоению материала, формированию общекультурных и профессиональных компетенций;

— обеспечивать преемственность знаний и навыков, полученных при изучении предшествующих и последующих дисциплин;

— осуществлять междисциплинарные связи;

— последовательно и упорядоченно излагать материал;

— выделять наиболее существенные смысловые связи и ключевые понятия;

— представлять единый подход к употреблению терминов.

В учебном пособии традиционно выделяется предисловие, введение, основная часть, заключение, приложение.

Предисловие должно быть построено так, чтобы, ознакомившись с ним, обучающийся мог самостоятельно выбрать не только пособие, необходимое ему для освоения дисциплины (модуля), но и сам модуль, а, следовательно, и траекторию своего обучения.

( См.пример в приложении 1)

Введение. Если предисловие является обязательной частью в учебном издании, то введение зависит и от вида издания, и от особенностей изложения материала. Как правило, введение характерно для учебников. В таком случае во введении дается история вопроса, обзор научной, учебной литературы и источников, рассматриваются различные точки зрения исследователей, отмечаются противоречия, а так же раскрывается позиция автора излагаемого материала.

Основная часть – самая объемная и индивидуальная с точки зрения содержания, а так же это самая вариативная часть. Вариативность связана и с видом данного учебно-методического издания, и с авторской установкой, и с конкретными целями и задачами курса и с его содержанием. Возможно несколько вариантов группировки материала. Для лучшей ориентации, в большом, как правило, материале требуется четкое деление на темы (главы); разделы (части). Желательно, чтобы в начале темы (раздела) был дан план, который позволит студентам заранее представить логику излагаемого материала, связь отдельных вопросов. Пункты плана могут быть сформулированы как в виде законченных суждений, так и в виде вопросов. ( См.приложение 2)

Материал в учебном пособии может быть расположен:

* по тематическому принципу с выделением частей, тем или дидактических единиц и раскрытием содержания каждой из них, с включением заданий для усвоения материала, его закрепления и проверки остаточных знаний, со списком рекомендуемой литературы; в каждой части могут быть помещены контрольные вопросы и тесты;

В пособии может быть представлен какой-то один или несколько (выборочно) видов работы. Допустим, только контрольные задания или только тезисы лекций и т.д. В этом случае на титульном листе в подзаголовке должны быть указания на это, а в предисловии должны содержаться соответствующие разъяснения.

Предполагается, что преподаватель, владея приемами инновационных технологий, может включить технологически разнообразные задания, среди которых должны быть задания, формирующие и развивающие профессиональные навыки, задания для внеаудиторной работы, представленные в активных и интерактивных формах и другие.

Заключение может носить свободный характер и зависит как от содержания и специфики курса, так и от представлений самого преподавателя о своих методических задачах.

Оглавление. В оглавлении раскрывается предметная и логическая структура учебно-методического издания.

Приложение содержит таблицы, графики, схемы, фрагменты текстов, примеры, задачи, необходимые для более детального рассмотрения материала, изложенного в основной части. Здесь может быть помещен и список рекомендуемых источников.

ВИДЫ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Планируя учебно-методическое издание, необходимо определить не только его цель, задачи и структуру, но и вид (жанр). Среди учебной литературы выделяется основная учебно-методическая литература и дополнительная. К дополнительной относятся справочные издания и научные издания (монографии, научные сборники, периодика). Основная учебно-методическая литература – это учебники и учебные пособия.

Понятие «учебное пособие» используется в методической литературе в нескольких значениях. Во-первых, в широком смысле учебным пособием называется любое издание, имеющее учебную и учебно-методическую направленность. Во-вторых, «учебным пособием» называется любой материал (печатный, визуальный, предметный и т.п.), используемый преподавателем на занятиях. В-третьих, учебным пособием может определяться один из видов учебно-методического печатного издания с определенными содержательными характеристикам (собственно «учебное пособие»), которое может иметь несколько модификаций (учебное пособие по спецкурсу, учебно-методическое пособие и т.д.).

В данном случае термином «учебное пособие» обозначается определенный вид учебно-методической литературы.

Учебно методическая литература что это

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ. Под учебным пособием понимается особый вид учебно-методического издания, в котором излагается материал всего курса или его части с предельно полным методическим аппаратом. Основу пособия составляют задания, связанные с осмыслением и практической отработкой теоретических положений. Вопросы и задания учебного пособия ориентированы на приобретение навыков практического использования и оценки явлений в данной области знаний. Учебное пособие должно помочь студенту овладеть культурой мышления, выработать способности к восприятию, анализу и обобщению информации. Пособие включает таблицы, схемы, графики и т.п. В нем располагаются материалы для самостоятельной работы, а также библиографические и справочные сведения, комментируются другие научные источники.

Пример «Предисловия» к учебному пособию, соответствующего современным требованиям.

Юрина Е.А. Образная лексика русского языка. Ч.1. Семантика: Учебное пособие. – Томск: ТМЛ-Пресс, 2008.- 144 с.

Для студентов филологических и других гуманитарных факультетов, ведущим обучение по различным специальностям в области лингвистики, литературоведения, культурной коммуникации, переводоведения, рекламы и связей с общественностью.

Образные средства языка составляют эстетически значимый ресурс языковой системы, использование которого в речи может служить различным коммуникативным задачам эффективного воздействия на адресата. Образные слова и выражения делают речь выразительной, информативной и эмоционально насыщенной, поскольку передают содержание в единстве его логической, чувственно-наглядной и эмоционально-экспрессивной составляющей. Это качество успешно используется авторами художественных и рекламных текстов, публицистами и ораторами.

Знание образного фонда русского лексикона, особенностей его семантики и речевого употребления обогащает словарный запас, улучшает качества речи (точность, информативность, выразительность), позволяет успешно решать коммуникативные задачи речевыми средствами. Особенно это касается речевых ситуаций, требующих убеждения адресата, его побуждений к действию, эмоционального воздействия. Кроме того, знание образной системы, закрепленной в языковых формах и значениях, служит основой для анализа и интерпретации художественных поэтических и прозаических текстов, произведений публицистических и рекламно-агитационных жанров.

В современной лингвистической науке (лексической семантике, лингвостилистики, риторике и др.) активно исследуются различные аспекты языковой образности. Между тем учебно-методическая база современного преподавания лексикологии, семантики, лингвостилистики заметно отстает от научно-теоретических достижений в этой области.

Данное учебное пособие нацелено на восполнение имеющегося в знаниях студентов пробела относительно вопросов изучения образности слова в свете новых лингвистических парадигм. Оно разработано автором в рамках читаемого спецкурса «Образный строй русского языка: аспекты и методы анализа» и представляет первую часть названного курса – «Образная лексика русского языка. Семантика».

В книге подробно описывается состав образных единиц языка, проводится их классификация, дается характеристика образности как лексико-семантической категории, освещаются различные аспекты семантики образных средств языка, рассматриваются словари, отражающие образный лексикон. Работа знакомит студента с историей изучения образности слова, с критериями и методикой выявления образной лексики, с принципами и приемами семантического анализа и лексикографического описания образных слов.

Каждый параграф учебного пособия сопровождается вопросами и заданиями для самопроверки и самостоятельной работы по освоению материала. Вопросы призваны акцентировать наиболее важные моменты курса. Они помогут студенту систематизировать знания и отследить степень освоения материала. Задания ориентированы на организацию самостоятельной работы студентов над освоением курса: 1) знакомство с лексикографическими и теоретическими источниками; 2) анализ языкового материала по предложенным методикам; 3) анализ тестов. Выполнение заданий служит выработке умений и навыков: 1) распознать образные средства языка в авторском тексте; 2) использовать образные средства в собственной речи; 3) проводить семантический анализ образного слова; 4) проводить контекстный анализ образного слова.

Освоение курса ведет к формированию общекультурных, образовательных, коммуникативных компетенций; расширяет знания в области теоретической лингвистики и современного русского литературного языка.

Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М., 2010.

Пример развернутого плана «Введения» в учебник.

Климовская Г.И. Старославянский язык: Учебник. – Томск: Томский государственный университет, 2003. – 402 с.

Тема 1. Феномен старославянского языка как общеславянского литературного языка эпохи средневековья. Задачи его изучения.

1.Общая культурно-историческая и лингвистическая характеристика старославянского языка. История его создания.

2.Для чего и как мы изучаем старославянский язык?

3. Старославянские азбуки и памятники. Состав кириллицы.

4.Старославянский элемент в системе русского литературного языка.

Пример « Приложения» к практикуму.

Блинова О.И., Гордеева О.И., Гынгазова Л.Г. Практикум по русской диалектологии. 2-е изд.перераб. и доп. – Томск: Изд-во Том.ун-та, 2002. – 164 с.

А. Перечень наиболее употребительных слов, в которых гласный (Е) восходит к этимологическому (Ё)

Б. Перечень наиболее употребительных словоформ, в которых (Е) восходит к этимологическому (Ё)

В.Перечень наиболее употребительных слов, в которых гласный (О) восходит к (старому Щ под восходящим ударением)

Г. Перечень словоформ, в которых ударное (О) находилось в древнерусском языке под восходящим ударением.

Д. Таблица типов и подтипов яканья

Пример изданий, рекомендованных для более глубокого и самостоятельного изучения материала и работы в спецсеминаре.

Климовская Г.И. Тонкий мир смыслов художественного (прозаического текста. Методологический и теоретический очерк линговопоэтики. – Томск: Изд-во НТЛ, 2009. – 168 с.

Автор допускает спорность отдельных положений его концепции речевой художественной формы литературного произведения и оставляет за собой право на собственное мнение по их существу.

КРАТКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК

Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающегося.

Введение – структурная часть основного текста издания, которая вводит читателя в суть проблематики произведения.

Гриф – надпись, утверждающая издание в качестве нормативного или учебного, и помещаемая на титульном листе.

Инновационная деятельность – деятельность, направленная на воплощение результатов научных исследований и разработок либо иных научных достижений.

Исследовательский метод обучения – организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки педагогом познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения.

Комментарий – составная часть аппарата издания, представляющая собой свод сведений, которые разъясняют факты, слова, фрагменты текста или всего произведения.

Монография – научное или научно-популярное издание в виде книги или брошюры, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы.

Печатный лист – единица измерения печатного издания, равная площади одной стороны бумажного листа стандартного формата.

Реферат – произведение, содержащее краткое изложение произведения или издания с основными фактическими выводами.

Рубрика – структурно- композиционная единица текста, типографически выделенная и, как правило, имеющая собственный заголовок.

Стандарт образовательный – официальный документ, содержащий нормы, правила и требования к образованию.

Источник

Что такое методическое пособие

Учебно методическая литература что это

Обновлено: 10 Апреля 2021

Методическое пособие — это своеобразная студенческая «библия», передаваемая поколениями учащихся из руки в руки. Несмотря на свой простой внешний вид, методичка значительно облегчает студенту жизнь.

Учебно методическая литература что это

Что такое учебно-методическое пособие

Учебно-методическое пособие — это полиграфическое издание небольшого объема, которое содержит теоретические и практические выкладки по одной из дисциплин согласно программе обучения.

В большинстве случаев методички раскрывают только определенные темы, а не весь курс дисциплины. По объему они не превышают 50 страниц и представляют из себя печатное издание в мягкой обложке. Методички не заменяют учебник, а идут к нему в дополнение — обобщая и систематизируя теоретическую информацию. При этом во второй части издания присутствуют практические задания, пояснения для их выполнения.

Тираж методических пособий невелик, приблизительно ориентирован на количество студентов в потоке.

Виды методичек

Различают несколько видов методической продукции:

Учебно методическая литература что это

2. Методические рекомендации. Это учебные издания, раскрывающие закономерности, систему и особенности в освоении определенной темы. Рекомендации могут касаться подготовки к выполнению студентами практической части заданий, прохождения летней практики, составления необходимых отчетов и их структуры. Задача таких рекомендаций заключается в предоставлении эффективных шагов, вариаций в той или иной деятельности. Эти учебные пособия обязательно должны иметь адресата: педагогам, родителям, студентам, руководителям и т. д.

Учебно методическая литература что это

3. Комплекс учебно-методических материалов. Таким названием обозначается совокупность учебных пособий, которая включает учебник, сборник практических заданий и хрестоматию. В другой вариации — это методическое издание, содержащее тезисно теорию, практические упражнения, перечень литературы для самостоятельного изучения, планы лабораторных работ или семинаров.

Учебно методическая литература что это

4. Практическое руководство — издание, которое направлено на самостоятельное освоение студентами определенных практических навыках в той или иной сфере деятельности.

Разновидности методической продукции определяются в соответствии с ГОСТом 7.60-2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения». Методические указания не определены ГОСТом как вид продукции, поэтому его относят к варианту методических рекомендаций.

Не следует путать указания с рекомендациями. Если материал носит рекомендательный характер и выполнение их остается на усмотрение студента — это методические рекомендации. Если материал обязателен к выполнению, требуется придерживаться определенных норм или алгоритмов — это методические указания.

Структура

Структура каждого вида методических пособий имеет свой ряд особенностей и определяется ГОСТом 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».

Структура методических рекомендаций

Методические рекомендации имеют следующее структурное построение:

1. Титульный лист. Титул должен содержать: название учебного заведения, кафедры; ФИО автора; название, с указанием вида методической продукции; город; год печати.

2. Аннотация. Располагается на втором листе издания. Содержит в себе следующую информацию:

3. Пояснительная записка. Представляет собой информацию, содержащую:

4. Содержание методических рекомендаций не имеет определенных норм и излагается в форме, удобной автору.

5. Список литературы, которая рекомендуется для лучшего освоения данной темы. Перечень должен быть составлен в алфавитном порядке и оформлен в соответствии с установленными нормами.

6. Приложения. В данный раздел входят материалы, которые не были включены в «Содержание», но необходимы для освоения вида деятельности согласно с данным методическим пособием. К приложениям могут относиться:

Структура методических разработок

Структурными элементами методических разработок являются:

Не следует путать цель и результат.

Цель — то, к чему следует стремиться для достижения результата. То, чем автор может управлять на момент написания работы.

Результат — происходящее после достижения цели, это объективное понятие, которым невозможно управлять.

Как написать

Авторами методичек выступают преподаватели учебных заведений. Студент может написать свое пособие, будучи аспирантом. Это долгая и упорная работа, обобщающая личный опыт, теорию, индивидуальную разработку автором своих методик и практик. Необходимо заранее проверить актуальность планируемой темы, изучить последние разработки в этой сфере.

Планируя создать методическое пособие, следует придерживаться алгоритма:

Для того, чтобы гарантировать печать методического издания, следует обратить внимание на несколько правил.

Как оформить

Оформление методического пособия, как и его структура, должно соответствовать государственным стандартам. Рациональнее будет приступить к правильному оформлению методической работы с первых страниц текста. Основные требования указаны в ГОСТе 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам».

Пример

Пример оформления титульной страницы методического пособия.

Образец оформления страницы с аннотацией.

Пример учебно-методического пособия по риторике.

Что такое сетевые учебно-методические пособия

Широкое распространение компьютерных и инновационных технологий способствовало появлению и в образовательной сфере нового вида учебно-методических пособий.

ГОСТ 7.83-2001 «Электронные издания. Основные виды и сведения» выделяет два вида электронных пособий:

Сетевой учебно-методический комплекс (ЭУМК) — интерактивное сетевое учебное электронное мультимедийное издание.

ЭУМК разработан для самостоятельного освоения материала студентами в интерактивной форме. Исходя из государственных стандартов обучения в его состав должны входить:

Дополнительными элементами в сетевом методическом комплексе могут быть:

Чаще всего обучение посредством сетевых технологий осуществляется при помощи какой-либо программной оболочки, которая делает доступным дистанционное обучение посредством подключения к интернету.

Наиболее распространена такая учебная среда, как Moodle. Это популярная платформа, предоставляющая возможности электронного обучения. Обучение на такой платформе может проводится, как индивидуально, так и в групповом формате. Она обеспечивает связь с преподавателем и оценивание знаний студентов. Фиксируется время посещения учебной программы учащимся, количество выполненных заданий.

Учебно методическая литература что это

Чем отличается методическое пособие от методических рекомендаций

Основой содержания любого методического пособия являются примеры и рекомендации. Методическое пособие — это работа, обобщающая знания по определенной дисциплине. В отличие от методических рекомендаций, пособие содержит теоретическую базу, раскрывающую тему издания. Рекомендации — издание узкого направления, излагающее советы или требования к определенным действиям, работам студента.

Разобраться в многообразии методической литературы и написании качественных работ для учебы вам поможет сервис Феникс.Хелп.

Источник

Что такое методичка (учебно-методическое пособие) и для чего она нужна

Учебно методическая литература что это

При написании научных работ студенту часто приходится иметь дело с методичкой. Однако формат и суть этой книжки до сих пор непонятна учащимся многих вузов и курсов. Что это за маленькая книжица и почему нужно приложить так много усилий, чтобы раздобыть ее? И зачем вообще за ней охотиться?

На нашем телеграм-канале мы уже частично затрагивали тему, чем отличается учебник от учебного пособия. Сегодня же давайте поговорим более конкретно о том, что такое методичка вузов (учебно-методическое пособие) и чем она отличается от основных книг для учебы.

Что такое методическое пособие

Учебно/научно-методическое пособие – официальный печатный информационный источник, содержание которого полностью соответствует учебной программе по определенной специальности в университете.

Методичка – издание, посвященное чаще всего одной тематике, которую исследует вдоль и поперек, в мельчайших подробностях. С ней выполняют любые научные работы (лабораторные, контрольные, курсовые, практические и т.д.), а также оформляют их с учетом перечисленных в ней требований Министерства образования.

Виды учебно-методических пособий

Методическим пособием можно назвать все, что помогает студенту учиться. Сюда же относятся:

В зависимости от задачи учебно-методического пособия будут различаться и источники информации, которые помогут студенту ее решить.

Получить такое подспорье можно в библиотеке учебного заведения. Если же экземпляров на всех не хватает, сходите в читальный зал. Там обязательно должен быть один дежурный образец методического пособия.

Учащиеся могут успешно использовать этот тип вспомогательной учебной литературы и в вузе, и дома. Он подходит для работы на лекциях и семинарах, в теории и на практике. А благодаря компактному формату и легкости его удобно везде брать с собой.

А вы знали, что учебно-методические пособия – это труды преподавателей, создаваемые на кафедре? Будьте готовы, что формат подачи информации может отличаться от манеры повествования в учебнике или на лекции.

Но что отличает методическую литературу от учебной? Почему нужно использовать именно ее, а не любой другой источник, доступный в читальных залах и библиотеках?

Как пишут учебно-методическое пособие

Несмотря на сжатый вид и четко структурированную информацию, работа по созданию методички долгая и нелегкая.

Для начала автор определяется с темой, которую он хочет осветить данным изданием. Как правило, информация подается от легкой к более сложной.

При освещении информации автор использует данные не из интернета, а из уважаемых научных источников и печатных изданий, первоисточников, респектабельных авторов. Так практически отсутствует риск нарваться на недостоверный источник. Поэтому составление методички – это по большей части многие часы работы в библиотеке.

Учебно методическая литература что это

Задача преподавателя – не только предоставить студенту теорию, но и сделать все, чтобы она закрепилась в голове учащегося. А для этого нужна практика. Вот почему любая методичка содержит практические упражнения по повторению и закреплению информации.

Любая работа начинается с тщательного планирования. План – это короткие предложения в виде емких тезисов, которые последовательно освещают всю тему.

Методичка почти всегда является шпаргалкой при подготовке к экзаменам. Поэтому здесь должны находиться все вопросы по теме без исключения.

Так как этот материал призван помочь студенту, то информация, представленная в нем, должна быть доступной и легкой для восприятия. Иначе студент потеряет всякий интерес.

Как только пособие будет написано, его содержание нужно засвидетельствовать на соответствие правилам оформления и другим нормам. И если все будет в порядке, автор может приступать к окончательному написанию методички.

Последний этап – сдать труд на проверку, а далее – в публикацию.

Хорошая методичка – это труд, в котором:

Учебно методическая литература что это

Плюсы и минусы использования учебно-методического пособия

Этот вид учебного пособия имеет определенные преимущества:

Но есть у методичек и некоторые недостатки:

Что делать, если потерял методичку

Мы уже упоминали, что чаще всего количество этих носителей информации в вузе катастрофически не хватает для всех желающих. Поэтому каждый экземпляр на вес золота.

И если вдруг студент потеряет или испортит его, не избежать неприятностей. Поэтому сделайте все, чтобы добыть достойную замену: купите новое издание или отксерьте у однокурсника. Но будьте готовы, что библиотекарь запомнит вас надолго.

Методички и интернет

С появлением интернета в нашей жизни методическая литература все больше теряет свою актуальность.

Цель учебно-методического пособия заключалась в краткой форме и сжатом объеме большого количества данных. Сегодня же преподаватель может выложить всю необходимую информацию на специальной страничке на своем сайте или сайте университета.

Бумажный вид методичек сегодня часто напоминает бюрократическую систему, которая способна сильно затормозить процесс обучения. Подумайте сами: преподавателю нужно потратить собственное время не только на их составление, но и на дополнительыне проверки и согласования. А в итоге на целый курс выйдет хорошо если 10 экземпляров, которых в любом случае не хватит на всех. А ведь то же самое и гораздо быстрее педагог может сделать с помощью всемирной паутины без необходимости правильно оформлять на бумаге и выпускать в тираж пособие, его согласование и т.д.

Как видите, методичкам на смену приходят все более современные источники информации. Но пока существуют бумажные носители, мы бы не советовали ими пренебрегать, особенно если они попали к вам в руки. Более того, если есть возможность выбора, отдавайте предпочтение самой потрепанной – это свидетельствует о ее огромной востребованности. Ну а со всем остальным поможет студенческий сервис.

Учебно методическая литература что это

Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *