Учебная информационно правовая литература что это

Библиотечное занятие «Юридическая литература»

Библиотечный занятие: «Юридическая литература»

Цель: знакомство обучающихся с юридической литературой.

— познакомить обучающихся с понятием «Юридическая литература», видами юридической литературы, формировать умение работать с юридической литературой;

— развивать навыки самостоятельной работы с источниками информации;

— воспитывать внимательность при выполнении работ с применением источников информации.

Оборудование: подборка книг на юридическую тематику, карточки с заданиями, презентация.

Объявление темы и целей занятия.

Изучение нового материала.

Юридическая литература это литература, направленная на изучение права, повышение квалификации в области права, для решения собственных правовых ситуаций.

Юридическая литература это особый класс литературы, которую используют в своей работе работники судебной системы, адвокаты, нотариусы и другие работники законодательной и исполнительной власти.

Юридическая литература призвана не только занимать наше время перелистыванием страниц и расшифровкой слога, а, в первую очередь, несет юридическую грамотность каждому заинтересовавшемуся в этот виде литературы и вообще аспекте юриспруденции. Другими словами, юридическая литература даёт нам базовые понятия, которые, конечно, применимы только в идеальном мире, но помогут решить практически любые правовые проблемы, связанные с гражданским поведением и ответственностью и любой другой ответственностью.

С помощью юридической литературы можно решать любые вопросы, ведь нормы права регламентируют практически каждый аспект нашей жизни. К юридической литературе приходится постоянно обращаться в повседневной жизни.

В библиотеке юридическая литература расположена в специальном отделе. Это 67-й отдел ББК: Право, Юридические науки. (Показ обучающимся отдела юридической литературы в библиотеке)

Классификация юридической литературы:

1) Законы (Конституция, Федеральные законы, Кодексы);

2) Подзаконные акты (постановления, распоряжения, инструкции и т.д.)

— научная юридическая литература:

Диссертации, монографии, авторефераты, статьи, доклады

— учебная юридическая литература:

Учебники, сборники задач (упражнений)

справочная юридическая литература:

Словари, энциклопедии, справочники

— и др. литература по российскому и зарубежному законодательству, вопросам государства и права.

Уч-ся сидят по двум группам. У каждой группы на столе подборка книг. Разложить книги в соответствии с классификацией юридической литературы (на 4 группы).

Уч-ся предлагается юридический документ. ( 1-я группа: Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образованиии в Российской Федерации»; 2-я группа: Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» от 24.07.1998 №124 – ФЗ. Нужно, опираясь на документ ответить на вопросы:

1) Название документа.

2) Кем был принят документ?

3) Каковы цели его принятия, чему посвящен документ?

4) Основные права детей, прописанные в документе.

Федеральный закон «Об образовании в РФ»

Принят Государственной Думой 21 декабря 2012г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012г.

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.

Статья 34 Основные права обучающихся и меры их социальной подддержки и стимулирования.

Закон об основных гарантиях прав ребёнка в РФ

Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года

Одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года

Настоящий Федеральный закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

3. Подведение итогов занятия.

1) Чему посвящено было занятие?

2) Какая литература относится к юридической?

Источник

Обзор учебной литературы по информационному праву

Ключко Н.В., доцент кафедры документоведения и документационного обеспечения управления Государственного университета управления, кандидат экономических наук.

См.: Королев А.Н., Плешакова О.В. Об информации, информационных технологиях и о защите информации. Постатейный комментарий к Федеральному закону. М.: Юстицинформ, 2007. 125 с.
См.: Городов О.А. Информационное право: Учебник. М.: Проспект, 2007. 242 с.
См.: Чаннов С.Е. Информационное право России: Учеб. для ссузов. М.: Приор-издат, 2007. 224 с.
См.: Городов О.А. Основы информационного права России: Учебное пособие. М.: Юридический центр Пресс, 2003. 305 с.; Чаннов С.Е. Информационное право России: Учеб. для ссузов. М.: Приор-издат, 2004. 224 с.
См.: Ковалева Н.Н. Информационное право России: Учеб. пособие. М.: Дашков и Ко, 2007. 359 с.
См.: Агалец Н.А. Информационное право. Ответы на экзаменационные вопросы. М.: ТетраСистемс НТООО, 2007. 139 с.

См.: Чаннов С.Е. Информационное право: Пособие для сдачи экзамена. М.: Юрайт, 2006. 142 с.; Городов О.А. Информационное право: Учебник. М.: Проспект, 2007. 242 с.; Чаннов С.Е. Информационное право России: Учеб. для ссузов. М.: Приор-издат, 2004. 224 с.; Чаннов С.Е. Информационное право России: Учеб. для ссузов. М.: Приор-издат, 2007. 224 с.; Городов О.А. Основы информационного права России: Учеб. пособие. М.: Юридический центр Пресс, 2003. 305 с.; Ковалева Н.Н. Информационное право России: Учеб. пособие. М.: Дашков и Ко, 2007. 359 с.; Агалец Н.А. Информационное право. Ответы на экзаменационные вопросы. М.: ТетраСистемс НТООО, 2007. 139 с.
См.: Ястребов Д.А. Информационное право: Учеб.-метод. комплекс для студентов юрид. высш. учеб. заведений. М.: ПОЛТЕКС, 2006. 20 с.; Ястребов Д.А. Информационное право: Учеб.-метод. материалы. М.: Прима-Пресс, 2004. 19 с.

Прошлое тысячелетие было отмечено появлением в начале 90-х годов первых двух монографий, посвященных проблемам информационного права, и в конце 90-х годов первых двух учебных изданий по информационному праву. Монографии по проблемам информационного права «Информационное законодательство России» (1993) и «Основы федерального информационного права России» (1995) были написаны А.Б. Агаповым в процессе подготовки докторской диссертации «Организационно-правовые проблемы информационного обеспечения государственных органов», которую он защитил в 1995 г., после чего в своей публикаторской деятельности перешел от проблематики информационного права к проблематике главным образом административного права.

См.: Агапов А.Б. Информационное законодательство России. М.: Горизонт, 1993. 144 с.; Агапов А.Б. Информационно-правовое обеспечение деятельности в сфере культуры. М.: Культура, 1992. 166 с.

См.: Копылов В.А. Информационное право: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2005. 510 с.; Копылов В.А. Информационное право: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004. 510 с.; Копылов В.А. Информационное право: Вопросы теории и практики. М.: Юристъ, 2003. 621 с.; Копылов В.А. Информационное право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2002. 510 с.; Копылов В.А. Информационное право: Учеб. пособие для вузов. М.: Юристъ, 1997. 469 с.
См.: Рассолов М.М. Информационное право: Учеб. пособие. М.: Юристъ, 1999. 398 с.

См.: Гаврилов О.А. Курс правовой информатики: Учебник для вузов. М.: Норма, 2002. 432 с.
См.: Просвирнин Ю.Г. Информационное законодательство: современное состояние и пути совершенствования. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2000. 368 с.; Просвирнин Ю.Г. Информационное право: Учеб. пособие. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2003. 628 с.
См.: Скромников К.С. Компьютерное право РФ: Учебник. МНЭПУ, 2000. 224 с.
См.: Батурин Ю.М. Проблемы компьютерного права. М., 1991.
См.: Вершинин А.П. Электронный документ: правовая форма и доказательство в суде. М.: Городец, 2000. 248 с.; Ткачев А.В. Правовой статус компьютерных документов: основные характеристики. М.: Городец, 2000. 95 с.
См.: Якубенко Н.О. Шпаргалка по информационному праву: Ответы на экзаменационные билеты. Аллель, 2000. 64 с.

См.: Лопатин В.Н. Информационная безопасность России: Человек. Общество. Государство. СПб., 2000. 428 с.
См.: Лопатин В.Н. Правовые основы информационной безопасности. Курс лекций / Министерство общего и профессионального образования РФ; МИФИ (технический университет). М., 2000. 356 с.
См.: Лопатин В.Н. Защита права на тайну в России: Учеб. пособие / МВД России; Санкт-Петербургский университет. СПб., 2000. 139 с.
См.: Лопатин В.Н. Правовая охрана и защита информации с ограниченным доступом: Учеб. пособие. Калининград, 2000. 100 с.
См.: Лопатин В.Н. Информационная безопасность таможенных технологий: Учеб.-практич. пособие. Рабочая книга таможенника. Вып. 6. СПб., 1999. 560 с.

См.: Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: Учеб. для студентов вузов. 2-е изд., с изм. и доп. СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юрид. центр Пресс», 2005. 723 с.
См.: Бачило И.Л. Информационное право: Основы практ. информатики: Учеб. пособие. М.: Юринформцентр, 2001. 352 с.; Бачило И.Л. Информационное право: Основы практической информатики: Учеб. пособие. М.: Юринформцентр, 2003.

Эти учебники наряду с учебниками В.А. Копылова, если называть вещи своими именами, положили начало классической учебной литературе в области информационного права.

В этом же году продолжает появляться учебная литература, посвященная правовым проблемам информационной безопасности: учебные пособия А.А. Фатьянова «Правовое обеспечение безопасности информации в РФ», А.В. Коломиец «Тайна. Коммерческая. Служебная. Государственная», О.А. Колобова и В.Н. Ясенева «Информационная безопасность и антитеррористическая деятельность современного государства: проблемы правового регулирования и варианты их решения». Необходимо отметить в этом году также появление первой брошюры, посвященной анализу правового значения ЭЦП, Б.Д. Завидова «Электронная цифровая подпись».

См.: Фатьянов А.А. Правовое обеспечение безопасности информации в РФ: Учеб. пособие. М.: Юристъ, 2001. 412 с.
См.: Коломиец А.В. Тайна. Коммерческая. Служебная. Государственная: Сборник нормативных правовых актов РФ. М.: Статус, 2001. 656 с.
См.: Колобов О.А., Ясенев В.Н. Информационная безопасность и антитеррористическая деятельность современного государства: проблемы правового регулирования и варианты их решения: Учеб. пособие. Нижний Новгород, 2001. 374 с.

См.: Завидов Б.Д. Электронная цифровая подпись (Правовое значение. Анализ законодательства и законопроектов). М.: Экзамен, 2001. 32 с.

См.: Наумов В.Б. Право и Интернет: очерки теории и практики. М.: Изд-во «Книжный дом «Университет», 2002.
См.: Кемрадж А.С., Головеров Д.В. Правовые аспекты использования интернет-технологий. М.: Книжный мир, 2002. 410 с.
См.: Международное информационное право. Метод. материалы к междисциплинарному спецкурсу / Фонд защиты гласности; авт.-сост. Т.М. Смыслова. М.: СТЭНСИ, 2002. 190 с.
См.: Федотов М.А. Право массовой информации в Российской Федерации. М.: Международные отношения, 2002. 624 с.
См.: Лукашук И.И. Средства массовой информации, государство, право. М.: Стольный град, 2002.
См.: Словарь-справочник по информационным технологиям. Правовое обеспечение / Сост. Ю.И. Фединский. М.: АСТ; Астрель, 2002. 909 с.
См.: Информационное право в задачах, ответах и комментариях: Учеб. пособие / Министерство образования Российской Федерации; Иркут. гос. экон. акад.; сост. В.А. Пархомов. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2002. 69 с.
См.: Информационное право: Сб. нормат. материалов / Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации; сост. В.К. Кузнецов, Ф.В. Кузнецов. Новосибирск, 2002. Ч. 1. 91 с.; Информационное право: Сб. нормат. материалов / Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации; сост. В.К. Кузнецов, Ф.В. Кузнецов. Новосибирск, 2002. Ч. 2. 91 с.; Информационное право: Сб. норматив. материалов. Новосибирск: СибАГС, 2002. 93 с. (добав.: Кузнецов В.К., сост. Сибирская академия государственной службы (Новосибирск)).
См.: Информационное право: Хрестоматия для дистанционного обучения по специальности 021100 «Юриспруденция» / Рос. акад. гос. службы при Президенте Российской Федерации; Сиб. акад. гос. службы (Ин-т переподготовки специалистов); авт.-сост. В.К. Кузнецов. Новосибирск: СибАГС, 2002. 93 с.
См.: Право и информатизация общества: Сб. науч. тр. / Рос. АН; Ин-т науч. информ. по общественным наукам; Ин-т государства и права; редкол. Е.В. Алферова, И.Л. Бачило, Г.В. Белов и др. М., 2002. 340 с.

См.: Копылов В.А. Информационное право: Вопросы теории и практики. М.: Юристъ, 2003. 621 с.
См.: Бачило И.Л. Информационное право: Основы практической информатики: Учеб. пособие. М.: Юринформцентр, 2003.
См.: Просвирнин Ю.Г. Информационное право: Учеб. пособие. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2003. 628 с.
См.: Городов О.А. Основы информационного права России: Учеб. пособие. М.: Юридический центр Пресс, 2003. 305 с.
См.: Кузнецов В.К. Информационное право: Учеб.-метод. комплекс для дистанц. обучения по спец. 021100 «Юриспруденция». Новосибирск: СибАГС, 2003. 168 с.
См.: Шамраев А.В. Правовое регулирование информационных технологий. Анализ проблем и основные документы. Версия 1.0: Монография. М.: Статут; Интертех: БДЦ-пресс, 2003. 1012 с.
См.: Серго А. Интернет и право. М.: Бестселлер, 2003. 269 с.
См.: Рассолов И.М. Право и Интернет. Теоретические проблемы. М.: Издательство «Норма», 2003.
См.: Бабкин С.А. Право, применимое к отношениям, возникающим при использовании сети Интернет: Основные проблемы. М.: Издательство: «ЮрИнфоР», 2003.
См.: Мазуров В.А. Тайна: государственная, коммерческая, банковская, частной жизни: Уголовно-правовая защита: Учеб. пособие / Науч. ред. С.В. Землюков. Издательство «Дашков», 2003. 156 с.
См.: Гаврилин Ю.В. Преступления в сфере компьютерной информации. Квалификация и доказывание: Учеб. пособие. М.: Книжный мир, 2003. 245 с.

См.: Информационные ресурсы развития Российской Федерации. Правовые проблемы: Монография. СПб.: Наука, 2003. 403 с.
См.: Акимов А.С. Информационная сфера: Монография. Калуга: АКФ «Полигон», 2003. 142 с.

См.: Копылов В.А. Информационное право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004. 510 с.
См.: Лапина М.А., Ревин А.Г., Лапин В.И. Информационное право: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Юнити: Закон и право, 2004. 335 с.
См.: Чаннов С.Е. Информационное право России: Учеб. для ссузов. М.: Приор-издат: Приор, 2004. 224 с.
См.: Костылев А.К. Информационное право: Учеб. пособие. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2004. 185 с.
См.: Ястребов Д.А. Информационное право: Учеб.-метод. материалы. М.: Изд-во «Прима-Пресс», 2004. 19 с.
См.: Информационное право. Информационная безопасность и защита информации: Сб. норматив.-правовых актов. Пермь: Перм. гос. ин-т искусства и культуры; Западно-Урал. ин-т экономики и права, 2004. 325 с.
См.: Чубукова С.Г., Элькин В.Д. Основы правовой информатики (юридические и математические вопросы информатики): Учеб. пособие. Контракт, 2004. 252 с.

См.: Кутузов В.И., Раимова А.Т. Основы информационного законодательства. Монография. М.: УРСС, 2004. 336 с.
См.: Ивлиева Т.Н. Нормативно-правовое регулирование и ресурсное обеспечение рынка библиотечно-информационных услуг. СПб.: О-во «Знание», 2004. 23 с.
См.: Подшибихин Л.И. Исследование проблем правовой охраны объектов авторского права и смежных прав, обусловленных современными информационно-телекоммуникационными системами. М.: ИНИЦ Роспатента, 2004. 54 с.
См.: Зверева Е.А. Информационные правоотношения в сфере предпринимательской деятельности: гражданско-правовые аспекты. М.: Изд-во «Когито-Центр», 2004. 85 с.

См.: Калятин В.О. Право в сфере Интернета. М.: Инфра-М, 2004. 480 с.
См.: Рассолов И.М. Интернет-право. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 143 с.
См.: Войниканис Е., Якушев М. Информация. Собственность. Интернет: Традиция и новеллы в современном праве. М.: Волтерс Клувер, 2004. 176 с.
См.: Лебедева Н.Н. Право. Личность. Интернет. М.: Волтерс Клувер, 2004. 232 с.

См.: Стрельцов А.А. Развитие правового обеспечения информационной безопасности: Монография / Под ред. А.А. Стрельцова. М.: Престиж, 2005. 196 с.
См.: Антимонов С.Г. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Информационная безопасность: Учеб. пособие. М.: МГФ Знание, 2005. 510 с.
См.: Казанцев С.Я., Згадзай О.Э., Оболенский Р.М. Правовое обеспечение информационной безопасности: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. 075200 «Компьютерная безопасность», 075500 «Комплексное обеспечение информационной безопасности и автоматизированных систем». М.: Академия, 2005. 239 с.
См.: Фисун А.П., Касилов А.Н., Глоба Ю.А. Право и информационная безопасность: Учеб. пособие. М.: Приор-издат, 2005. 267 с.
См.: Ильюшенко В.Н. Методологические, организационные и правовые основы информационной безопасности. В 3 ч. Томск: Изд-во Ин-та оптики атмосферы, 2005. 474 с.
См.: Новое в законодательстве о защите информации: Сб. документов (Новое в российском законодательстве). ДеЛи, 2005. 48 с.

См.: Тедеев А.А. Информационное право: Учебник. М.: Эксмо; Eksmo Education, 2005. 463 с.; Тедеев А.А. Информационное право (право Интернета): Учеб. пособие. М.: Эксмо, 2005. 301 с.
См.: Логинов Е.Л. Отмывание денег через интернет-технологии: Методы использования электронных финансовых технологий для легализации криминальных доходов и уклонения от уплаты налогов: Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 207 с.
См.: Бусленко Н.И. Медиаправо России: Документы, комментарии, вопросы и ответы. Феникс, 2005. 285 с.
См.: Монахов В.Н. Свобода массовой информации в Интернете. Правовые условия реализации. М.: Галерия, 2005. 412 с.

См.: Чаннов С.Е. Информационное право: Пособие для сдачи экзамена. М.: Юрайт, 2006. 142 с.
См.: Шамраев А.В. Правовое регулирование информационных технологий (анализ проблем и основные документы). Версия 1.0. М.: Статут, 2006. 1013 с.
См.: О проблемах законодательного регулирования деятельности в сфере информационных технологий и связи: Материалы парламент. слушаний (1 марта 2005 г.); материалы «правительств. часа» (20 апреля 2005 г.); материалы семинара-совещания (7 июня 2005 г.) / Федерал. Собрание РФ.; Гос. Дума. М.: Гос. Дума, 2006. 27 с.

См.: Ковалева Н.Н. Информационное право России: Учеб. пособие. М.: Дашков и Ко, 2007. 359 с.

Примечание от редколлегии. В данном обзоре приведен лишь наиболее полный перечень учебной литературы по информационному праву, но не рассматриваются вопросы оценки их содержания с точки зрения их соответствия нормам законодательства и положениям науки, методологии и практической ценности для организации учебного процесса. Поскольку, к сожалению, многие издания, особенно последних лет, имеют, на наш взгляд, существенные недостатки по данным вопросам, то редакция просит не рассматривать данную публикацию как некий факт признания ценности перечисленных изданий для преподавания информационного права в вузах России. В одном из ближайших номеров журнала «Информационное право» мы начнем публикации рецензий на указанные издания.

Источник

Учебная информационно правовая литература что это

Вы можете самостоятельно сформировать предметный каталог, используя поисковую систему библиотеки.

Произведения4 911
Биографии2 004
Библиографии10 251
Словари161
Словарные статьи1 244 714

АвторКопылов В.А.

НазваниеИнформационное право
Год издания2002
РазделКниги
Рейтинг1.77 из 10.00
Zip архивскачать (465 Кб)
Учебная информационно правовая литература что этоПоиск по произведению

Глава 4 Информационно-правовые нормы и информационные правоотношения

4.1. Информационно-правовые нормы. Общая характеристика

1. Особенность информационно-правовых норм состоит в том, что они регулируют обособленные группы общественных отношений применительно к особенностям информационной сферы.

Информационно-правовым нормам присущи все основные, характерные черты норм, составляющих правовую систему. Как и нормы других отраслей права, они содержат описания правил поведения (или алгоритмов поведения), которые устанавливаются государством в определенном порядке, форме и вводятся в действие в установленный законодателем срок. Информационно-правовые нормы задают содержание прав и обязанностей субъектов — участников правоотношений, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.

Отличие информационно-правовых норм от норм других отраслей права в том, что они регулируют отношения, возникающие в информационной сфере в связи с реализацией информационных прав и свобод и осуществлением информационных процессов при обращении информации. В зависимости от вида и формы представления информации, субъектов, действующих в информационной сфере, особенностей их поведения, информационно-правовые нормы могут разделяться на императивные и диспозитивные.

Совокупность норм информационного права формируется на основе конституционных информационно-правовых норм, которые регулируют отношения, связанные с реализацией информационных прав и свобод. Это, в первую очередь, право каждого на производство, передачу, распространение, получение, поиск и потребление информации законным способом, право на свободное творчество, преподавание, другую интеллектуальную защищаемую законом деятельность.

Материальные информационно-правовые нормы устанавливают структуру элементов и частей информационной сферы. Они определяют содержание государственной политики в информационной сфере, закрепляют комплекс обязанностей, прав, а также ответственность участников информационных процессов, в том числе материальное содержание юридических прав и обязанностей участников информационных правоотношений. Эти нормы устанавливают правовой статус субъектов в информационной сфере в части их обязанностей и ответственности за организацию и обеспечение процессов обращения информации, в том числе формирование информационных ресурсов и предоставление пользования ими в соответствии с действующим законодательством.

Процессуальные информационно-правовые нормы по своему назначению регламентируют процедуру (порядок, правила) реализации 1язанностей и прав, установленных материальными информационными нормами в рамках регулируемых информационных отношений, так, этими нормами устанавливается порядок лицензирования и сертификации в информационной сфере, формирования информационных ресурсов, поиска и получения информации из этих ресурсов, другие процедуры правового регулирования общественных отношений в информационной сфере.

Гипотеза определяет условия, обстоятельства, при которых могут возникать информационные правоотношения, и указывает на круг субъектов — участников этих правоотношений. Например, при установлении порядка получения информации от государственных структур определяются условия обращения потребителя к этому органу и выдачи информации этим органом.

Защита прав и обеспечение исполнения установленных правил производятся с помощью санкций. Санкции информационно-правовых норм весьма разнообразны. В зависимости от вида информации, характера нанесенного ущерба, условий возникновения правонарушения это могут быть гражданско-правовая, административная или уголовная ответственность.

В конкретной статье нормативного правового акта могут не присутствовать все три составляющих информационно-правовой нормы. Однако они могут содержаться либо в других статьях данного акта, либо в других актах.

Диспозитивные информационно-правовые нормы применяются при регулировании отношений в области защиты нематериальных благ, имущественных прав, личных неимущественных прав в информационной сфере. Это — достоинство личности, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, связанные с производством, преобразованием и потреблением информации. Диспозитивные информационно-правовые нормы имеют свою специфику, определяемую особенностями и юридическими свойствами информации и информационных объектов, что отличает их от других норм диспозитивного характера.

Примеры диспозитивных норм.

Гражданский кодекс РФ. «Статья 128. Виды объектов гражданских прав

К объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага».

Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» «Статья 16. Имущественные права 1. Автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом».

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» «Статья 6. Информационные ресурсы как элемент состава имущества и объект права собственности 1. Информационные ресурсы могут быть государственными и негосударственными и как элемент состава имущества находятся в собственности граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений. Отношения по поводу права собственности на информационные ресурсы регулируются гражданским законодательством Российской Федерации. 3. Российская Федерация и субъекты Российской Федерации являются собственниками информационных ресурсов, создаваемых, приобретаемых, накапливаемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также полученных путем иных установленных Законом способов.

Государство имеет право выкупа документированной информации у физических и юридических лиц в случае отнесения этой информации к государственной тайне.

Собственник информационных ресурсов, содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне, вправе распоряжаться этой собственностью только с разрешения соответствующих органов государственной власти».

Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене» «Статья 6. Право собственности на информационные продукты и средства международного информационного обмена 1. Документированная информация, информационные ресурсы, информационные продукты, средства международного информационного обмена относятся к объектам имущественных прав собственников и включаются в состав их имущества.

Отношения, связанные с правом собственности на российские информационные продукты и средства международного информационного обмена, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации.

2. Отношения, связанные с правом собственности, возникающие в результате оказания или получения информационной услуги, определяются договором между собственником или владельцем информационных продуктов и пользователем. Оказание информационной услуги не создает для пользователя право авторства на полученную документированную информацию. 3. Информационные продукты являются товаром, если это не противоречит международным договорам Российской Федерации и законодательству Российской Федерации».

Императивные информационно-правовые нормы устанавливают, в первую очередь, обязанности органов государственной власти и местного самоуправления по производству и распространению информации, создаваемой этими структурами в порядке обеспечения конституционных гарантий информационных прав граждан на информацию и исполнения этими органами своей компетенции в этой части. Устанавливают функции и компетенцию органов государственной власти в области информационной безопасности, по формированию государственных (муниципальных) информационных ресурсов, по созданию государственных информационно-телекоммуникационных систем и других подобных информационных систем органов местного самоуправления. Обеспечивают регулирование отношений по поводу ответственности за правонарушения в информационной сфере. В эту группу входят также нормы, обеспечивающие защиту прав субъектов персональных данных, установление государственной политики в информационной сфере, защиту прав потребителей информации в информационной сфере и другие аналогичные нормы.

Приведем примеры императивных информационно-правовых норм [1].

Нормы-определения (дефиниции), даваемые как в пределах тематических статей, так и путем нормативного закрепления понятий.

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»

«Статья 2. Термины, используемые в настоящем Федеральном законе, их определения информация — сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления;

информатизация — организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. ».

Нормы-принципы, которые закрепляют нормативно-ориентирующее значение основных начал организации и деятельности субъектов права (законность, независимость, коллегиальность, гласность и т.п.).

Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» [2]«Статья 5. Принципы осуществления деятельности по ведению государственного земельного кадастра Деятельность по ведению государственного земельного кадастра осуществляется в соответствии со следующими принципами:

единство системы и технологии ведения государственного земельного кадастра на всей территории Российской Федерации;

непрерывность внесения в государственный земельный кадастр изменяющихся характеристик земельных участков;

открытость сведений государственного земельного кадастра;

сопоставимость и совместимость сведений государственного земельного кадастра со сведениями, содержащимися в других государственных и иных кадастрах, реестрах, информационных ресурсах».

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» «Стать я 20. Цели защиты

1. Цели настоящего Федерального закона — создание условий для эффективного участия России в международном информационном обмене и рамках единого мирового информационного пространства, защита интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при международном информационном обмене, защита интересов, прав и свобод физических и юридических лиц при международном информационном обмене». Нормы-запреты, признающие общественно вредными и недопустимыми с правовой точки зрения определенных действий.

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» «Статья 10. Информационные ресурсы по категориям доступа

3. Запрещено относить к информации с ограниченным доступом:

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» «Статья 13. Гарантии предоставления информации

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомственных им организаций, а также в пределах своей компетенции осуществляют массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес». Нормы-санкции, являющиеся либо частью состава правонарушений, либо самостоятельной нормой.

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»

«Статья 7. Государственные информационные ресурсы 2. Формирование государственных информационных ресурсов. осуществляется гражданами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации формируют государственные информационные ресурсы, находящиеся в их ведении, и обеспечивают их использование в соответствии с установленной компетенцией».

Примером одновременного применения методов императивного и диспозитивного регулирования может служить следующая норма.

Закон РФ «О государственной тайне» «Статья 10. Ограничение прав собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан Российской Федерации на информацию в связи с ее засекречиванием. Должностные лица, наделенные в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Закона, полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, вправе принимать решения о засекречивании информации, находящейся в собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан (далее — собственник информации), если эта информация включает сведения, перечисленные в Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне. Засекречивание указанной информации осуществляется по представлению собственников информации или соответствующих органов государственной власти. Материальный ущерб, наносимый собственнику информации в связи с ее засекречиванием, возмещается государством в размерах, определяемых в договоре между органом государственной власти, в распоряжение которого переходит эта информация, и ее собственником. В договоре также предусматриваются обязательства собственника информации по ее нераспространению. При отказе собственника информации от подписанного договора он предупреждается об ответственности за несанкционированное распространение сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с действующим законодательством.

Собственник информации вправе обжаловать в суд действия должностных лиц, ущемляющие, по мнению собственника информации, его права. В случае признания судом действий должностных лиц незаконными порядок возмещения ущерба, нанесенного собственнику информации, определяется решением суда в соответствии с действующим законодательством» .

5. Информационно-правовые нормы можно классифицировать по сфере их применения (по масштабу действия):

6. По объему регулирования информационно-правовые нормы подразделяются на нормы:

4.2. Понятие, содержание, структура информационного правоотношения

Информационные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в информационной сфере и регулируются информационно-правовыми нормами. Являясь разновидностью правовых отношений, они выражают все основные признаки правового отношения. Для них характерна первичность информационно-правовых норм, поскольку информационное правоотношение — результат регулирующего воздействия соответствующей информационно-правовой нормы изданное общественное отношение. Именно поэтому такое общественное отношение приобретает юридическую форму, т.е. становится правовым. При этом информационно-правовая норма регламентирует поведение сторон общественного отношения. Она же обеспечивает корреспонденцию взаимных обязанностей и прав субъектов — участников данного отношения, а также их юридическую ответственность за поведение, не соответствующее установлениям правовой нормы.

Другими словами, правоотношение является средством перевода общих установлений правовых норм (объективного права) в конкретные (субъективные) права и обязанности участников общественных отношений. Право в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, определяющих содержание прав и обязанностей персонально неопределенного крута объектов. В них содержатся предписания, относящиеся ко множеству лиц, находящихся в сфере действия правовой нормы. Право в субъективном смысле — индивидуализированное право. В нем общие юридические права и обязанности становятся принадлежностью конкретных лиц и таким образом переводят его в плоскость правоотношений.

В дальнейшем под информационным правоотношением будем понимать урегулированное информационно-правовой нормой информационное общественное отношение, стороны которого выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных информационно-правовой нормой.

К основным элементам информационного правоотношения относятся:

Исследование содержания информационного правоотношения удобно проводить на модели информационной сферы.

Основываясь на модели информационной сферы, можно выделить основные группы субъектов информационных правоотношений :

С помощью этой модели легко исследовать поведение субъектов правоотношений в зависимости от видов и способов производства и преобразования и организации информации и информационных объектов и провести классификацию информационных правоотношений.

4.3. Классификация информационных правоотношений

Классификация информационных правоотношений может проводиться на основе анализа поведения субъектов в информационных процессах в информационной сфере. При этом вместе с моделью информационной сферы удобно использовать матрицу информационных правоотношений.

Строки матрицы обозначают информационные процессы, осуществляемые в соответствующих областях модели информационной сферы, которые объединены в группы по особенностям их осуществления и участвующим в них субъектам. Столбцы обозначают элементы информационного правоотношения — право, ограничение права, обязанность, ответственность.

Таким образом, одна строка матрицы как бы представляет структуру конкретного правоотношения, «разложенного» по составным элементам, возникающего при выполнении действий над информацией или иным информационным объектом конкретного вида и формы представления. Это позволяет проводить детальный анализ информационных правоотношений, возникающих в конкретных информационных процессах при обращении информации конкретного вида и формы представления.

Рассмотрим основные группы информационных правоотношений.

4.3.1. Информационные правоотношения, возникающие при осуществлении поиска, получения и потребления информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных услуг

Такие права и обязанности возникают у потребителей информации, действующих в одноименной области информационной сферы, и производителей информации, информационных ресурсов, информационных продуктов и информационных услуг, осуществляющих деятельность в соответствующих одноименных областях модели информационной.

Субъекты — потребители информации, действуя в данной области, реализуют свое конституционное право на поиск и получение информации любого вида и формы представления за исключением информации ограниченного доступа, порядок получения которой регламентируется особо. Они вступают в правоотношения с теми производителями информации, информационных объектов, которые действуют во исполнение возложенных на них обязанностей по производству и распространению информации (это главным образом государственные структуры и органы местного самоуправления), а также с производителями информации — авторами произведений или собственниками информационных объектов.

При этом потребители информации несут гражданско-правовую, административно-правовую и уголовную ответственность за неправомерное использование полученной информации.

4.3.2. Информационные правоотношения, возникающие при производстве, передаче и распространении информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных услуг

Характер и особенности прав и обязанностей, возникающих при производстве, передаче и распространении информации, во многом определяются видом и формой представления производимой информации.

1. Открытая информация как объект гражданских правоотношений (литературные и научные произведения, патенты и авторские свидетельства, информационные ресурсы, продукты и услуги в форме составных произведений, баз и банков данных, другая информация, создаваемая в порядке творчества или с целью извлечения прибыли).

При производстве такой информации у субъектов — ее производителей возникают следующие права и обязанности:

Перечисленные здесь и ниже перечни прав, обязанностей и ответственности являются приблизительными и могут дополняться и развиваться в реальных условиях.

2. Массовая информация (информация, содержащая сообщения информационного характера, подготавливаемая и распространяемая СМИ и Интернет с целью информирования населения, в том числе реклама деятельности физических и юридических лиц, производимых продуктов и предоставляемых услугах, предлагаемых потребителям).

При производстве массовой информации возникают следующие права и обязанности у участников информационных правоотношений:

Большая часть информационных отношений в данной области носит конституционно-правовой и административно-правовой характер.

3. Официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера, а также их официальные переводы).

В процессе производства, передачи и распространения такой информации возникают следующие права и обязанности у участников таких правоотношений:

4. Обязательно представляемая документированная информация (обязательные контрольные экземпляры документов, информация в учетных документах, данные документов, представляемых в органы статистики, налоговая, регистрационная и другая такого типа информация).

В информационных процессах, связанных с обращением такой информации, у их участников возникают следующие права и обязанности:

В информационных процессах по обращению такой информации возникают следующие права и обязанности:

Производство, передача и распространение такой информации, формирование и использование информационных ресурсов с такой информацией осуществляются в условиях ограниченного доступа к ней специально подготовленных и официально допущенных лиц. Субъекты, участвующие в таких процессах, вступают в отношения административно-правового свойства с достаточно жесткой ответственностью за неправомерные действия с такой информацией.

4.3.3. Информационные правоотношения, возникающие при создании и применении информационных систем, их сетей, средств обеспечения

Информационные правоотношения, возникающие при осуществлении таких информационных процессов, основываются на следующих правах и обязанностях их участников:

Эта группа отношений основана на диспозитивных методах регулирования, связанных с защитой личных неимущественных, личных имущественных прав и прав собственности на перечисленные информационные объекты, а также императивных методах при проектировании и эксплуатации государственных информационных систем и средств их обеспечения.

Создатели и субъекты, обеспечивающие эксплуатацию таких объектов, несут гражданско-правовую, административно-правовую и уголовную ответственность за создание недоброкачественных технологий и некачественную их эксплуатацию.

4.3.4. Информационные правоотношения, возникающие при создании и применении средств и механизмов информационной безопасности

В области информационной безопасности основными объектам защиты являются:

Для защиты этих объектов применяются организационные, технические, программные, социальные, правовые и иные механизмы, обеспечивающие локализацию и предотвращение таких угроз.

Информационные отношения данной группы основаны на следующих правах и обязанностях их участников :

Информационные правоотношения в данной области регулируются методами императивного и диспозитивного характера.

Заключая рассмотрение содержания информационного правоотношения, следует отметить следующее.

Анализируя информацию как объект правоотношений [3], нельзя говорить о ней вообще, не конкретно. Объектом рассмотрения должна быть, в первую очередь, информация, которая находится в обороте и по поводу, которой или в связи с которой поэтому и возникают общественные отношения, подлежащие регулированию правом [4].

Такую информацию можно разделить на три группы:

Глава 5 Источники информационного права

5.1. Информационное законодательство — основной источник информационного права

Под источниками информационного права понимаются внешние формы выражения информационно-правовых норм. Основу источников информационного права составляют нормативные правовые акты информационного законодательства, которое ныне активно развивается.

По уровню принятия нормативных правовых актов информационного законодательства и их действию в пространстве можно выделить федеральные акты, акты субъектов Российской Федерации и акты органов местного самоуправления,

Федеральный уровень источников информационного права представляется информационно-правовыми нормами Конституции РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и нормативными распоряжениями Президента РФ, постановлениями и нормативными распоряжениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных министерств и ведомств.

Источники информационного права на уровне субъектов РФ — это законы и иные нормативные правовые акты высших органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Источники информационного права на уровне органов местного самоуправления представляются нормативными правовыми актами этих органов, принимаемыми в порядке применения норм федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации.

Структура информационного законодательства может быть представлена следующей совокупностью информационных правовых норм и актов информационного законодательства:

Полнота правового регулирования информационных отношений в информационной сфере может быть достигнута только в том случае, если совокупность информационно-правовых норм актов информационного законодательства «перекроет» все множество отношений матрицы информационных правоотношений применительно ко всем возможным объектам информационных правоотношений и субъектам, действующим в информационной сфере. А поскольку информация проникает во все области и направления деятельности гражданина, специалиста, руководителя, юридических лиц, государства, то и информационно-правовые нормы, составляющие информационное законодательство, как бы пронизывают все законодательство РФ как по вертикали (по видам нормативных правовых актов и по уровню их принятия), так и по горизонтали (по отраслям российского законодательства).

«Вертикальная» структура информационного законодательства, как и всего законодательства РФ, строится исходя из принципа верховенства закона: нормы вышестоящего по иерархии акта обладают более высокой юридической силой и, как правило, являются определяющими для соответствующих норм всех нижестоящих актов.

Наличие иерархии актов обусловлено тем, что на практике реализация правовых норм федерального закона нередко требует принятия правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, актов субъектов Федерации, иных нижестоящих по иерархии актов. Система актов дополняется актами органов местного самоуправления, как бы исполняющих предписания норм вышестоящих актов в конкретных условиях.

Такая иерархия актов выстраивается с учетом распределения предметов ведения в информационной сфере Российской Федерацией и субъектов Российской Федерации (предметы ведения Российской Федерации, предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, предметы ведения субъектов Российской Федерации) в соответствии со ст. 71, 72 и 76 Конституции РФ.

Что же касается информационного законодательства, то здесь имеется особенность, обусловливающая необходимость принятия дополнительных правовых актов упомянутой иерархии. В информационном законодательстве пока еще имеются не урегулированные правом отношения. А поскольку создание федеральных законов, ликвидирующих эти пробелы, требует значительного времен и, органы исполнительной власти РФ и ее субъектов нередко принимают правовые акты для урегулирования соответствующих отношений до принятия необходимых федеральных законов. Так, Президентом РФ и Правительством РФ по вопросам правовой информатизации принят ряд актов, устанавливающих государственную политику в этой области и в значительной мере затрагивающих отношения, которые должны были бы регулироваться федеральным законом «О правовой информации».

«Горизонталь» структуры информационного законодательства выстраивается исходя из того, что оно включает в свой состав не только нормы, входящие в блок специальных нормативных актов по институтам информационного права, но и нормы других отраслей законодательства РФ. Анализ зарубежного опыта и проведенные в России исследования в этом направления лишний раз подтверждают, что информационное законодательство — комплексная отрасль [5], включающая как некоторые отрасли законодательства целиком и специальные нормативные акты, полностью посвященные проблемам информации, так и отдельные информационно-правовые нормы в актах других отраслей законодательства.

В целях унификации банков данных правовой информации, а также обеспечения автоматизированного обмена правовой информацией между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами прокуратуры РФ и органами местного самоуправления Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. № 511 «О Классификаторе правовых актов» [6] утвержден «Классификатор правовых актов». Приводим разделы этого Классификатора по вопросам информационного законодательства.

Раздел 120.000.000 «Информация и информатизация»:

В этом Классификаторе пока еще информационное законодательство систематизировано не полностью. Здесь отсутствуют связи с разделами гражданского права (раздел 030.000.000), аккумулирующими акты, посвященные интеллектуальной собственности.

Тем не менее при сравнении этого классификатора с действовавшим ранее «Общеправовым классификатором отраслей законодательства» [7], утвержденным Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2171 «Об общеправовом классификаторе отраслей законодательства», явно прослеживается тенденция к интеграции направлений информационного законодательства (см. раздел 010.315.000 Общеправового классификатора).

Расширенная структура информационного законодательства отражает как его реальное состояние, так и соображения по развитию этого законодательства в направлении постепенного перехода к кодифицированному акту в информационной сфере — Информационному кодексу РФ.

Эту структуру можно представить следующим образом:

4. Отрасли законодательства РФ, акты которых включают (или должны включать) отдельные информационно-правовые нормы:

Вопросы доступа к источникам права сегодня решаются достаточно просто. Известно, что активно действуют автоматизированные справочные системы правовой информации, такие, как Гарант, Кодекс, КонсультантПлюс, ЮСИС и другие подобные системы [8].

5.2. Информационно-правовые нормы Конституции Российской Федерации

Основной состав информационно-правовых норм Конституции РФ, закрепляющих основные информационные права и свободы, приведен в гл. 3, параграфе 3.2, настоящего учебника (это ч. 3 ст. 15, ст. 23, 24, 29, 33, ч. 3 ст. 41, 42, 43, 44, ст. 45, ст. 55, ч. 3 ст. 56).

Кроме того, Конституция РФ устанавливает порядок подготовки и принятия федеральных и федеральных конституционных законов, условия их применения и действия, по существу устанавливает регламент «производства и распространения таких актов (ч. 3 ст. 90, ст. 102, 103, 104, 105, 106, ч. 2 ст. 108, ст. 114, 115).

5.3. Акты и нормы отрасли информационного законодательства

Акты отрасли информационного законодательства условно подразделяются на две группы: акты, «образующие» систему информационного законодательства как единый, цельный механизм правового регулирования отношений в информационной сфере (Общая часть), и акты, регулирующие отдельные направления в соответствии с установленными в общей части принципами, нормами и правилами (Особенная часть).

Развернутый перечень наименований актов и отдельных информационных правовых норм приведен в приложении № 3.

Законодательство об осуществлении права на поиск, получение и потребление информации (о праве на доступ к информации или право знать) только лишь формируется и, к сожалению, специальных федеральных законов в области реализации права на информацию пока нет. В первом чтении в Государственной Думе принят проект федерального закона «О праве на доступ к информации». Тем не менее основу этого законодательства составляют нормы Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации». Кроме того, правила поиска и получения информации регламентируются отдельными нормами «тематических» федеральных актов в области библиотечного дела, архивного дела и в других областях информационной деятельности.

Законодательство о гражданском обороте информации призвано урегулировать отношения, возникающие при обращении информации в качестве товара. Такого законодательства пока не существует. Есть только теоретические проработки (см. гл. 7), в которых вырабатываются требования к такому законодательству. Хотелось бы надеяться, что в четвертой части ГК РФ такие нормы найдут отражение.

Законодательство о формировании информационных ресурсов, подготовке информационных продуктов, предоставлении информационных услуг (о документированной информации) представлено блоком нормативных правовых актов (см. приложение № 3).

Основополагающим, базовым актом этого законодательства является Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации». В блок входят также Основы законодательства РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-1 «О культуре» [9], Федеральный закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания Российской Федерации» [10], Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов», Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене», а также отдельные нормы других федеральных законов.

Законодательство о создании и применении информационных систем, их сетей, иных информационных технологий и средств их обеспечения представлено блоком федеральных законов информационного законодательства и отдельных норм других актов (см. приложение № 3). Сюда входят нормы Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации», нормы из Гражданского кодекса РФ, Федеральный закон от 16 февраля 1995 г. № 15-ФЗ «О связи» [11], Закон РФ от 10 июня 1993 г. № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг» [12], отдельные нормы других актов.

Законодательство об информационной безопасности включает в свой состав Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» [13], нормы Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации», Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4524-1 «О федеральных органах правительственной связи и информации» [14], отдельные нормы других актов (см. приложение № 3).

Законодательство об интеллектуальной собственности образуют акты трех институтов — об авторском праве и смежных правах, патентного и о ноу-хау (см. приложение № 3).

Законодательство об авторском праве и смежных правах представлено Законом РФ от 9 июля 1993 г. «Об авторском праве и смежных правах», законами РФ от 23 сентября 1992 г. №3526-1 «О правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных» [15], «О правовой охране топологий интегральных микросхем» [16] и отдельными нормами других актов. Основные нормы патентного законодательства представлены Патентным законом Российской Федерации. Законодательство о ноу-хау только лишь формируется. В настоящее время разработан проект федерального закона «О коммерческой тайне», обсуждаются вопросы создания проекта федерального закона «О служебной тайне».

Законодательство о средствах массовой информации (см. приложение № 3) включает в свой состав Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» [17], федеральные законы «О рекламе», «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания Российской Федерации». Сюда же относятся проекты федеральных законов «О телевидении и радиовещании», «О кабельном телевидении», «Об общественно-правовом вещании», «О спутниковом вещании» и др.

Законодательство о библиотечном деле представлено Основами законодательства РФ о культуре, Федеральным законом «О библиотечном деле»; законодательство об архивном фонде и архивах — Основами законодательства РФ «Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах», законодательство о государственной тайне — Законом РФ «О государственной тайне», законодательство о коммерческой тайне только формируется (подготовлен проект федерального закона «О коммерческой тайне»). Законодательство о персональных данных формируется и пока представлено набором норм действующих федеральных законов, прежде всего Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации». Активно готовится проект федерального закона «Об информации персонального характера».

Кроме того, эти отрасли дополняются нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, федеральных министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации, а также отдельными нормами актов других отраслей законодательства.

5.4. Отдельные нормы в составе нормативных правовых актов других отраслей

В приложении № 3 приведены перечни отдельных норм права в актах других отраслей законодательства, в первую очередь в составе Гражданского кодекса РФ, а также нормы об ответственности за правонарушения в информационной сфере.

В последние годы субъекты Российской Федерации принимают свои законы в области информационного законодательства, многие из которых недостаточно согласованы между собой и с федеральным законодательством в этой сфере. Для того чтобы привести акты информационного законодательства субъектов Российской Федерации в соответствие с федеральным и зарубежным законодательством, ликвидировать пробелы и сократить суммарные трудозатраты на подготовку проектов нормативных проектов на эту тему и повысить их качество, необходимо координировать эту работу.

Глава 6 Право на поиск, получение и использование информации

6.1. Конституционная основа поиска, получения и передачи информации

Реализация права на поиск, получение и передачу информации (право на доступ к информации или право знать) является важнейшим, по сути дела, определяющим институтом информационного права. Юридический фундамент этого института составляют информационно-правовые нормы Конституции РФ (см. гл. 3).

Основа права на доступ к информации содержится в ст. 29 Конституции РФ: «Статья 29 4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» . Статья 44 (ч. 2) закрепляет право каждого на «участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям». Тем самым эта статья возлагает на учреждения культуры, другие структуры, обладающие культурными ценностями, обязанности обеспечивать доступ каждого к этим ценностям, т.е. поиск и получение информации об этих ценностях. При этом на каждого, допущенного к соответствующим культурным ценностям и учреждением культуры, возлагается обязанность сохранять эти ценности.

«Статья 44 3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры».

Гарантии получения каждым сообщений, извещающих о положении дел, о получении свободной массовой информации, закрепляются ч. 5 ст. 29 Конституции РФ:

«Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается». При этом Конституция РФ защищает общество и каждого его члена от распространения вредной, опасной информации: «Статья 29 2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального религиозного или языкового превосходства».

Правовое государство может быть построено только в том случае, если любые законы или иные нормативные правовые акты, затрагивающие основные права и свободы, будут свободно распространяться и каждому его гражданину будет предоставлено право свободного по иска и получения информации о них. Такие условия реализованы в ст. 15 Конституции РФ.

«Статья 15 3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

Конституция РФ определяет один из важнейших видов информации, ознакомление с которой является необходимым условием существования физически здорового общества, каждого его члена и обязанностью государства.

«Статья 42 Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».

Эта норма закрепляет право каждого на получение информации об окружающей среде от государственных и негосударственных структур, а также возлагает обязанность этих структур по сбору, сохранению и предоставлению такой информации каждому, ее запросившему. Обеспечение перечисленных выше основных информационных прав поиска и получения информации гарантируется другими статьями Конституции РФ.

«Статья 33 Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Тем самым данная норма Конституции обязывает государственные органы и органы местного самоуправления создавать информационные ресурсы в сфере их деятельности и предоставлять из них информацию обратившимися субъектам по их запросам.

Обязанность органов государственной власти и местного самоуправления предоставлять каждому информацию, затрагивающую его [права и свободы, закрепляется ч. 2 ст. 24. «Статья 24 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом».

Конституция также разграничивает открытую для потребителя информацию (информацию открытого доступа) и информацию ограниченного доступа. «Статья 29 4. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом».

Из этой нормы следует, что право на поиск и получение информации может быть ограничено только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства, а также защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.

Конституция РФ охраняет личную тайну, информацию о личности или персональные данные. «Статья 23 1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. ».

Тем самым ограничивается право на доступ к персональным данным любых лиц, кроме самих этих лиц.

Конституция также предусматривает ответственность соответствующих субъектов за непредставление информации определенного вида.

«Статья 41 3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом». Право свободного поиска и получения информации означает право каждого обращаться в органы государственной власти, общественные объединения, органы и организации, другие структуры за по лучением необходимой информации; право обращаться в учреждения культуры, иные структуры, хранителям культурных ценностей с целью получения у них запрашиваемой информации; право свободно получать сообщения, подготавливаемые и распространяемые средствами массовой информации, право получать информацию, содержащуюся в научных и литературных произведениях, а также другую информацию, распространяемую в том числе и в коммерческих целях.

Анализ перечисленных выше информационных конституционных норм с применением модели информационной сферы (см. рис. 4) позволяет выделить основные направления правового регулирования отношений, возникающих при поиске, получении и передаче информации.

Должны быть урегулированы в полной мере отношения, возникающие при поиске и получении:

Для обеспечения реализации права каждого на поиск и получение указанной информации государство должно обеспечить свободу ее производства и распространения, закрепить обязанности государственных структур и органов местного самоуправления по подготовке и предоставлению информации по запросам потребителей, установить порядок предоставления информации, ответственность лиц за необоснованный отказ в предоставлении информации. В этой связи в порядке осуществления гарантий указанных прав государство принимает соответствующие нормативные акты, развивающие предписания основных информационных конституционных норм, закрепляющие право свободно производить информацию каждому, обязывающие соответствующих субъектов собирать, производить и накапливать информацию, необходимую для предоставления каждому формировать информационные продукты и предоставлять информационные услуги для удовлетворения указанных выше информационных прав.

6.2. Основные субъекты правоотношений

Основными субъектами правоотношений в этой области являются две грппы лиц — потребители информации и производители информации.

К потребителям относится широкий круг субъектов, испытывающих потребность в получении информации разного вида и назначения, необходимой им прежде всего для принятия соответствующих решений в повседневной деятельности. К числу потребителей относятся граждане, юридические лица, общественные объединения, фирмы, учреждения и предприятия, органы государственной власти и местного самоуправления, другие структуры, запрашивающие информацию и пользующиеся ею.

Правоотношения, в которые вступают потребители и производители информации, устанавливаются нормами федеральных законов и иных нормативных актов в зависимости от вида обрабатываемой информации. Классификация видов информации дана в гл. 2. Напомним, что основные виды информации — открытая информация как объект гражданских прав; документированная информации, в том числе официальные документы и обязательно представляемая информация; массовая информация; информация ограниченного доступа.

Законами и другими нормативными актами устанавливается порядок поиска и получения такой информации потребителем, права и обязанности потребителя информации, а также права, обязанности и ответственность производителя информации в зависимости от вида информации и формы ее отображения.

Обеспечение права на поиск и получение информации перечисленных выше видов осуществляется нормами институтов массовой информации, интеллектуальной собственности, документированной информации (информационных ресурсов). Ниже мы рассмотрим вопросы правового регулирования отношений по доступу к документированной информации из государственных информационных ресурсов. О реализации права на поиск и получение массовой информации, произведений, информации ограниченного доступа будет сказано в других разделах при рассмотрении содержания правовых институтов с одноименными названиями.

6.3. Право на поиск и получение документированной информации из государственных информационных ресурсов

Базовым актом, регулирующим отношения, возникающие между потребителем информации и ее производителем при обращении документированной информации, является Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации». Глава 3 этого Закона «Пользование информационными ресурсами» посвящена регулированию отношений по предоставлению информации из информационных ресурсов.

Пользователями или потребителями информации (лица, запрашивающие информацию) являются граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы и организации, общественные объединения, иные лица, обладающие правами юридического лица. Они обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед их владельцем необходимость получения запрашиваемой ими информации (исключение составляет информация ограниченного доступа).

При этом устанавливается, что владельцы информационных ресурсов обеспечивают пользователей (потребителей) информацией из этих ресурсов на основе законодательства, уставов указанных органов и организаций, положений о них, а также договоров на услуги по информационному обеспечению.

Доступ физических и юридических лиц к государственным информационным ресурсам признается основой осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций, а также за состоянием экономики, экологии и других сфер общественной жизни.

Информация, полученная гражданами и организациями на законных основаниях из государственных информационных ресурсов, может быть использована ими для создания производной информации в целях ее коммерческого распространения с обязательной ссылкой на источник информации.

Порядок получения пользователем информации (указание места, времени, ответственных должностных лиц, необходимых процедур) определяет собственник или владелец информационных ресурсов с соблюдением требований Закона «Об информации, информатизации и защите информации». Перечни информации и услуг по информационному обеспечению, сведения о порядке и условиях доступа к информационным ресурсам владельцы информационных ресурсов и информационных систем предоставляют пользователям бесплатно.

Органы государственной власти и организации, ответственные за формирование и использование информационных ресурсов, обеспечивают условия для оперативного и полного предоставления пользователю документированной информации в соответствии с обязанностями, установленными уставами (положениями) этих органов и организаций.

Министерство РФ по связи и информатизации организует регистрацию всех информационных ресурсов, информационных систем и публикацию сведений о них для обеспечения права граждан на доступ к информации.

Порядок накопления и обработки документированной информации ограниченного доступа, правила ее защиты и порядок доступа к ней определяются органами государственной власти, ответственными за определенные вид и массивы информации согласно их компетенции, либо непосредственно ее собственником в соответствии с законодательством.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам своей деятельности и деятельности подведомственных им организаций, а также в пределах своей компетенции осуществляют массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес.

Перечень информационных услуг, предоставляемых пользователям из государственных информационных ресурсов бесплатно или за плату, не возмещающую в полном объеме расходы на услуги, устанавливает Правительство РФ [18].

Владелец информационных ресурсов обязан обеспечить соблюдение режима обработки и правил предоставления информации пользователю, установленных законодательством РФ или собственником этих информационных ресурсов в соответствии с законодательством.

Правовые нормы, развивающие предписания Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» и обеспечивающие реализацию права на поиск, получение и передачу документированной информации разных видов, отражены в федеральных законах и иных нормативных правовых актах по видам информации. Это, в частности, нормы об обязанностях по предоставлению информации определенного вида издателями, редакциями и другими распространителями информации, владельцами и пользователями информационных ресурсов. К таким законам можно отнести, например, законы «О средствах массовой информации», «О рекламе», «О библиотечном деле», Основы законодательства «Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах». Планируются также нормы в проектах законов — «О правовой информации», «О персональных данных» и др.

С целью более четкой реализации конституционного права каждого на поиск, получение и передачу информации от государственных органов и из государственных информационных ресурсов ведется разработка проекта федерального закона «О праве на доступ к информации». Этим законом будут конкретизироваться нормы Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации», устанавливаться правила доступа и получения информации органов государственной власти и местного самоуправления, закрепляться правовой режим такой информации и устанавливаться ответственность за непредставление информации.

Устанавливаются основные принципы обеспечения права на доступ к информации органов государственной власти и местного самоуправления (производители документированной информации):

Определяется информация, доступ к которой не может быть ограничен :

Доступ к информации может осуществляться в порядке:

Для организации доступа к информации в структуре органов и организаций создаются специализированные службы. Права, обязанности, ответственность специальных служб, подразделений, должностных лиц, осуществляющих деятельность по реализации данной функции, устанавливаются положениями об этих службах и подразделениях и должностными инструкциями, утверждаемыми в установленном порядке.

Правила выполнения запросов на получение информации устанавливаются руководителем соответствующего органа или организации. Правила должны содержать наименование и режим работы соответствующих служб, подразделений или должностных лиц, на которых возложены обязанности по обеспечению доступа к информации; категории предоставляемой информации, виды услуг, связанных с ее предоставлением (включая порядок доступа к автоматизированным информационным системам), порядок оплаты этих услуг и другие условия доступа.

Фиксируются права потребителя информации :

При этом потребитель обязан соблюдать порядок и условия доступа к информации, предусмотренные законом, другими издаваемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

Устанавливается обязанность производителей документированной информации:

Производители документированной информации ведут реестры официальных документов, которые они обязаны предоставлять по запросам, и доводят их до всеобщего сведения.

Формируются требования к составлению запроса на получение информации. В запросе должны быть указаны фамилия, имя и отчество лица, обратившегося за получением информации, наименование организации, от имени которой обращен запрос, фамилия, имя и отчество лица, которому следует направить ответ, его адрес и номер телефона для ответа или уточнения характера запроса, а также желаемые форма и вид ответа.

Ответ на запрос о получении информации должен быть дан в возможно короткий срок, но не позднее чем через 30 дней после дня получения запроса.

Если орган, получивший запрос, не обладает запрашиваемой информацией, он не позднее чем в семидневный срок обязан известить об этом заинтересованное лицо, а также, по возможности, сообщить ему наименование и адрес органа, организации или лица, которые могут располагать запрашиваемой информацией, либо указать наименование организации, в которую направлен указанный запрос.

Ответ на запрос должен содержать наименование организации, фамилию исполнителя запроса и его телефон. Запросы (в том числе устные), а также ответы на запросы подлежат регистрации по месту получения этих запросов.

Устанавливаются порядок и условия отказа в предоставлении информации.

Не подлежит предоставлению информация, содержащая сведения:

Не подлежат обязательному предоставлению по запросам докладные записки, переписка, поручения должностных лиц и прочая информация внутриорганизационного характера. Отказ в предоставлении информации должен содержать указание причин, по которым запрос не может быть удовлетворен, дату принятия решения об отказе, а также разъяснения о порядке его обжалования.

Устанавливается порядок возмещения расходов на предоставление информации, указываются условия предоставления информации на безвозмездной основе (информация, непосредственно касающаяся лица, запросившего информацию; информация, уточняющая или дополняющая ранее предоставленную информацию; информация, связанная с реализацией прав и обязанностей юридического лица). Освобождаются от оплаты за предоставление информации по запросам лица, относящиеся к социально и экономически незащищенным группам (категориям) населения (дети, инвалиды, пенсионеры, официально признанные безработные).

За предоставление информации может взиматься плата, не превышающая накладные расходы, понесенные в связи с ее предоставлением, в порядке, установленном правилами предоставления информации.

Порядок возмещения федеральным органам и организациям, органам и организациям субъектов Российской Федерации расходов, связанных с предоставлением ими информации, устанавливается соответственно Правительством РФ или высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Действие (бездействие) органов, организаций, их должностных лиц, нарушающее право на информацию, если ранее это действие (бездействие) было обжаловано в судебном или административном порядке, может быть обжаловано Уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации и (или) Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации.

Лица, которым неправомерно отказано в доступе к информации, а также лица, получившие недостоверную информацию, имеют право на возмещение понесенного ущерба.

В условиях, когда информационная коммуникация людей переносится в трансграничные информационные сети, в которых выявление фактов нарушения информационных прав крайне затруднено, а законодательство еще не сформировано, выполнение таких обязанностей требует от пользователей информации чаще всего соблюдения не правовых, а скорее этических норм, основанных на высоком сознании и саморегуляции. В этой связи при информационном взаимодействии в Интернет разрабатываются различные кодексы чести.

Так, например, А.К. Шабашов пишет: «Кодекс устанавливает стандарты этичного поведения, которых должны придерживаться стороны, имеющие отношение к области информатики и телекоммуникаций: производители, продавцы и потребители технических и программных средств, и подразумевает следование не только «своей букве», но и духу. Ограниченность ориентации кодекса на перечисленных субъектов права еще раз доказывает превалирующий отраслевой подход и незавершенность процесса формирования общественных отношений в области информационного права. Следует отметить, что Национальный кодекс декларируется как средство самодисциплины (т.е. предусматривает добровольное присоединение), но в то же время предназначается для использования судами в качестве справочного документа в рамках информационного законодательства» [19].

Торгово-промышленная палата РФ также провозгласила Национальный кодекс деятельности в области информатики и телекоммуникаций.

Кодекс является средством самодисциплины, а также предназначен для использования судами в качестве справочного документа в рамках соответствующего законодательства [20]. Он распространяется на все виды деятельности юридических и физических лиц в области информатики и телекоммуникаций.

Кодекс устанавливает стандарты этичного поведения, которых должны придерживаться стороны, имеющие отношение к области информатики и телекоммуникаций: производители, продавцы и потребители технических и программных средств (полагаем, следует добавить — производства, распространения, преобразования и потребления информации) и подразумевает следование не только своей букве, но и духу.

В разделе 3 Кодекса говорится:

Кодекс открыт для добровольного присоединения любого юридического или физического лица, действующего в области информатики и телекоммуникаций. Торгово-промышленная палата Российской Федерации выступает в качестве депозитария документов Кодекса, подписанных юридическими и физическими лицами.

[1] См.: Тихомиров Ю.А. Публичное Право. М, 1995. С. 51, 52.

[2] СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 149.

[3] См.: Бачило И.Л. Информация как объект правового регулирования. Использование принципов единой государственной системы документационного обеспечения управления в работе с управленческими документами и обеспечения их сохранности в ведомственных архивах: Материалы научно-технического семинара. Общество «Знание», Ленингр. дом научно-технич. пропаганды. Л., 1991.

[4]Копылов В.А. Информация как объект правового регулирования // Сб. НТИ. Сер. 1. 1996. № 8.

[5] См.: Тихомиров Ю.А. Правовой режим информационных процессов, национальное законодательство и международное сотрудничество // Сб. НТИ. Сер. 1. 1993. № 7.

[6] СЗ РФ. 2000. № 12. Ст. 1260.

[7] Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2171 «Об общеправовом классификаторе отраслей законодательства» (САПП РФ. 1993. № 51. Ст. 4936).

[8] См., например: Правовая информатика (информационные системы) / Под ред. В.А. Конылова, В.Д. Элькипа. М., 2001.

[9] ВВС РФ. 1992. № 46. Ст. 2615.

[10]СЗ РФ. 1994. № 8. Ст. 801.

[11] СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 600.

[12] ВВС РФ. 1993. № 26. Ст. 966.

[13] ВВС РФ. 1992. № 15. Ст. 769.

[14] ВВС РФ. 1993. № 12. Ст. 423.

[15] ВВС РФ. 1992. № 42. Ст. 2325.

[16] ВВС. РФ. 1992. № 42. Ст. 2328.

[17]ВВС РФ. 1992. № 7. Ст. 300.

[18]См., например: постановление Правительства РФ от 10 марта 1999 г. № 266 «О порядке ведения единого государственного реестра налогоплательщиков» // СЗ РФ. 1999. №11. Ст. 1307.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *