Участок в зоне подтопления что делать
Выдали разрешение на строительство в зоне подтопления, дом построен, что делать?
26 августа 2021 года, 08:11 просмотров: 1967
Здравствуйте, весной купили участок и получили разрешение на строительство, дом построили а когда хотели зарегистрировать оказалось что участок в зоне подтопления. Как зарегистрировать участок?
Участок Вы можете поставить на государственный кадастровый учет в независимости от того в зоне подтопления он или нет. А вот дом, здесь получается, что разрешение на строительство выдано не законно.
В соответствии со статьей 67.1 Водного Кодекса РФ, в границах зон затопления, подтопления использования территорий, запрещаются: 1) размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления; 2) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; 3) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов хранения и захоронения радиоактивных отходов; 4) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами
Решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Считаем, что Вам необходимо обратиться в орган, выдававший Вам разрешение на строительство. Скорее всего после этого придется обращаться в суд для решения данного вопроса. Если Вас обяжут снести дом, то возмещение компенсации назначают судебные органы в таком случае
Второй путь: это провести работы по берегоукреплению и согласованию заново разрешения на строительство. Но за чей счет — это должно происходить за Ваш или того органа, который выдал Вам разрешение – вопрос также, скорее всего необходимо будет решать в суде.
Разрешение на строительство
Разрешение на строительство может быть допустимо муниципалитетом и КБВУ по следующим основаниям.
В соответствии с п. 3 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 №-360, границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта РФ, подготовленных совместно с органами местного самоуправления об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах такой зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположение границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости. Эти изменения можно отследить с помощью GPS-навигатора и публичной кадастровой карты.
В соответствии с п. 5 Правил определения границ зон затопления, подтопления зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах. Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в сответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
В случае отсутствия сведений в ЕГРН (едином государственном реестре недвижимости) и указанных документах данная зона не может считаться установленной, а значит, государственные и муниципальные органы не вправе ссылаться на имеющиеся в ее границах ограничения, например, отказывая вам в выдаче разрешения на строительство. Это закреплено в судебной практике (см. Апелляционное определение Свердловского областного суда от 06.07.2016 по делу N 33-а-11354/2016).
Далее, согласно ст. 67.1 ВК РФ в границах зон затопления, подтопления запрещается размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления.
Здесь следует подчеркнуть, что исходя из буквального толкования указанной нормы, в ней не содержится безусловного запрета на строительство объектов капитального строительства в зонах затопления, подтопления, а указано лишь на невозможность такого строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления.
Вывод о том, что само по себе отнесение земельного участка к зоне затопления, подтопления не препятствует осуществлению на нем строительства, содержится в судебной практике (см. Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 01.07.2015 по делу N 33-5947-15)
Для того чтобы подтвердить свои права и согласовать процедуры с местными органами власти для получения разрешения на строительство, необходимо предоставить в КБВУ и орган местного самоуправления следующие документы:
1) ГПЗУ (градостроительный план земельного участка);
2) СПОЗУ (схема планировачной организации земльного участка);
3) иная проектная документация, которая имеется у вас на руках.
Администрация отказывает в разрешении на строительство дома на индивидуальном участке в зоне затопления и подтопления
Татьяна 17 сентября 2021 года, 08:07 просмотров: 968
Администрация отказывает в разрешении на строительство дома на индивидуальном участке, ссылаясь на то, что участок находиться в зоне затопления и подтопления, не хочет принимать никакие аргументы.
Добрый день, Татьяна!
Действительно в зоне подтопления строительство запрещено.
Для того, чтобы была возможность построится необходимо провести работы по берегоукреплению, объекты строительства должны быть оборудованы инженерной защитой от затопления и подтопления.
Если же это участок в пределах водоохранной зоны его обязательно необходимо оборудовать сооружениями, защищающими водный объект от загрязнения. Это канализации, ливнеотводы, колодцы, дренажные установки, системы очистки воды и так далее.
Возможные решения по инженерной защите территории и объектов капстроительства от затопления содержит Свод правил СП 116.13330.2012 «СНиП 22-02-2003. Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения». Решения должны быть предусмотрены проектной документацией объекта капитального строительства. Без мероприятий по инженерной защите разрешение на строительство или реконструкцию домов, расположенных в зонах затопления, не может быть выдано уполномоченными органами.
Собственники затопленных земельных участков рискуют понести административную ответственность
Президент отделения Верховенства права и развития International Informatization Academy, к. ю. н.
специально для ГАРАНТ.РУ
Летом 2019 года ряд регионов Российской Федерации столкнулись с проблемой масштабных наводнений, повлекших не только значительный имущественный ущерб, но даже и гибель людей. Федеральное и региональные органы власти в настоящее время реализуют комплекс мер по оказанию помощи гражданам, пострадавшим от паводка.
Но, помимо вопросов, связанных с восстановлением жилья и иного утраченного имущества, собственники затопленных земельных участков могут в ближайшей перспективе столкнуться и с еще одной, достаточно неожиданной проблемой.
Ее причиной может послужить недостаточная конкретизация текста одной из статей действующего КоАП. Речь идет о п. 2 ст.8.6 КоАП РФ, устанавливающего административную ответственность не только за порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, но и за уничтожение плодородного слоя почвы любым иным способом.
Выявление такого факта влечет наложение административного штрафа:
Анализ современной правоприменительной практики показывает, что, к сожалению, контролирующие органы и судебные инстанции зачастую выносят решения о привлечении к административной ответственности по данной статье лишь по одному формальному признаку причинения вреда почвенному слою, без учета причин, повлекших такую порчу и масштабов фактически нанесенного ущерба земельному участку.
Предметом правонарушения признаются земли любых категорий, независимо от формы и вида собственности на земельный участок (постановление Девятого Арбитражного апелляционного суда от 11 апреля 2012 г. № 09АП-6036/2012 по делу № А40-17252/12-92-163).
Следует заметить, что в действующем законодательстве определения понятий «уничтожение плодородного слоя почвы» и «порча земель» отсутствует. При этом, вполне очевидно, что понятия «порча» земель и «уничтожение» плодородного слоя почвы должны различаться. На практике, под уничтожением плодородного слоя почвы обычно понимается фактическая утрата плодородного слоя или потеря им всех полезных свойств, включая невозможность использования почвы по ее сельскохозяйственному назначению (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10 декабря 2014 г. № Ф02-5263/2014 по делу № А69-245/2014, постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 июня 2013 г. по делу № А03-10750/2012).
В свою очередь, понятие «порча земель» предполагает частичное разрушение плодородного слоя земли, снижение качества земли, частичную утрату ее полезных свойств, ухудшение ее физических и биологических свойств (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10 декабря 2014 г. г. № Ф02-5263/2014 по делу № А69-245/2014). Порча земель может быть обусловлена различными вредоносными факторами, в том числе загрязнением почв вследствие повышенного содержания в них химических соединений, патогенных организмов (постановление Восьмого Арбитражного апелляционного суда от 4 октября 2007 г. по делу № А81-2908/2007). Попадание на землю опасных веществ может происходить как непосредственно, так и опосредованно.
В современной правоприменительной практике можно встретить мнение, что для подтверждения факта порчи земли специальных познаний не требуется. Достаточно лишь данных исследования пробы почвы, указывающих на факт загрязнения почвы или превышение в ней фоновых показателей.
Конечно же, основной риск привлечения к административной ответственности несет непосредственный причинитель вреда. Характерным примером этому может быть случай привлечения к ответственности по ст. 8.6 КоАП РФ организации, допустившей залповый сброс в реку сточных промышленно-ливневых вод, содержащих нефтепродукты, приведшее к химическому загрязнению земельных участков садоводческого коллектива (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25 мая 2015 г. № Ф09-2489/15 по делу № А60-40326/2014).
Как показывает практика, к ответственности за загрязнение почвы может быть привлечена и организация, допустившая из-за разлива по территории предприятия готовой соковой продукции, аварийный сброс не очищенных сточных вод (решение Липецкого областного суда от 9 ноября 2017 г. по делу № 7-137/2017).
Доводы о причинении вреда в состоянии крайней необходимости для такой категории дел судами обычно не признаются в качестве достаточного аргумента для освобождения от ответственности (постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16 ноября 2018 г. № 02АП-7959/2018 по делу № А82-12908/2018).
Более того, основанием для привлечения к ответственности в современных условиях могут быть признаны и последствия совершения экстренных действий по устранению аварийной ситуации. Достаточным основанием для привлечения к ответственности по ст. 8.6 КоАП РФ, в частности, признавались и оставшиеся после устранения аварии на земельном участке следы от передвижения тяжелых механических транспортных средств приведшие к уплотнению плодородного слоя почвы, а также последствия проведенных землекопательных работ, в результате которых верхний плодородный слой почвы был перемешан с минеральным грунтом (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 мая 2011 г. № 18АП-4189/2011 по делу № А47-10037/2010)
Известны и решения о привлечении к административной ответственности лиц допустивших загрязнение земель в условиях действия обстоятельств непреодолимой силы (шторма, шквала ветра и т. п.) (постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 декабря 2013 г. по делу № А05-7574/2013).
Для случаев же, когда не было доказано, что вред был причинен по вине третьих лиц, судами могут выноситься и решения о привлечении к административной ответственности непосредственных собственников данных земельных участков, их землепользователей и арендаторов (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 февраля 2016 г. № Ф03-433/2016 по делу № А51-600/2015, постановление Восьмого Арбитражного апелляционного суда от 5 июня 2017 г. № 08АП-5147/2017 по делу № А70-195/2017).
Таким образом, в условиях сложившейся в ряде регионов чрезвычайной ситуации остается надеяться на ее адекватное понимание представителями контролирующих органов. Но все же есть смысл устранить и саму первопричину сложившихся правовых рисков и соответствующим образом оперативно скорректировать сам текст ст. 8.6 КоАП РФ, исключив возможность саму привлечения к административной ответственности лиц, чья собственность подверглась воздействию неблагоприятных климатических явлений.
Зоны затопления и подтопления. Кто, как и зачем их устанавливает?
Каждую осень тема затоплений и подтоплений становится особенно актуальной. В связи с этим эксперты Кадастровой палаты решили подробно рассказать о том, кто, как и зачем их устанавливает.
В 2020 году в Костромской области были установлены и внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) границы 181 зоны затоплений и 130 зон подтоплений. О том, для чего необходимо устанавливать такие зоны, подробно рассказали эксперты Кадастровой палаты.
Городские территории, расположенные на берегах рек, морей, водохранилищ и других водоемов, находятся в «группе риска», потому что вероятность пагубного воздействия вод в случае ЧС там особенно велика. Там часты оползни, подмывы склонов – как следствие, возможны обрушения строений и сдвиги земельных пластов.
Наибольшую опасность представляет затопление городской территории при повышении уровня воды в реках во время половодий и паводков.
Большинство городов расположены вблизи рек, на побережьях морей и других водоемов. В Костромской области примерно 20 населенных пунктов находятся под угрозой затоплений вследствие половодий и паводков. Среди них самые крупные населённые пункты и бассейны рек Буй, Кострома, Галич, Шокша, Кешма, Вотгать, Нёмда, Унжа, Кадый, Шарья, Ветлуга и многие другие, а также Галичское озеро. В Костроме выделяют такие районы, как «Первомайский», «Северный», «Волжский», «Ипатьевская Слобода», которые находятся в возможной зоне риска затоплений реками Волгой, Костромой, Чёрной, Кубанью.
Зоны затопления и подтопления (ЗЗП) относятся к зонам с особыми условиями использования территорий* и отображаются на всех видах документации, разрабатываемой при планировании развития территорий. Это необходимо для того, чтобы на данных территориях соблюдался определённый режим в целях предотвращения негативного воздействия на них. Это важно, поскольку затопление может привести к большим имущественным потерям. Затопления обычно происходит из-за обильных осадков, прорывов водохранилищ, а подтопление территории происходит за счёт поднятия грунтовых вод.
Установление границ ЗЗП регулируется Постановлением Правительства РФ «Об Определении границ зон затопления, подтопления». В приложении к нему устанавливается, в отношении каких территорий должна быть установлена ЗЗП. Это делается в отношении только тех территорий, которые входят в группу риска. В основном, это территории, которые прилегают к различным водным объектам (водотокам, водохранилищам, естественным водоёмам) и затапливаемые с определённой периодичностью или при определённом уровне воды. Среди зон подтопления определяют различные уровни в зависимости от глубины залегания грунтовых вод: чем глубже под землей грунтовые воды, тем менее опасен уровень подтопления.
Прежде чем запись о территории зон затопления и подтопления будет внесена в ЕГРН, она должна пройти несколько этапов согласования. В случае установления зоны затопления, согласование должно пройти с «Росгидромет», а в случае определения зоны подтопления – «Роснедра». И в том и другом случает согласование также должно пройти с МЧС. Затем данная информация должна быть отражена в градостроительной документации, после чего направляется в Федеральное агентство водных ресурсов. Сведения об уже установленных зонах можно запросить с помощью бесплатного сервиса Публичная кадастровая карта.
В границах ЗЗП установлен особый режим использования территории. В связи с этим на данных территориях запрещается создавать новые населенные пункты или объекты капитального строительства.
«Работа с зонами затопления и подтопления – довольно сложная и комплексная деятельность, требующая усилий различных органов власти и высококвалифицированных специалистов в различных областях. Это неспроста, поскольку наводнение – это серьёзное стихийное бедствие, которое может обернуться пагубными последствиями для тех, кто попал в зону его поражения», – говорит заместитель начальника отдела обеспечения ведения ЕГРН, нормализации базы данных, инфраструктуры пространственных данных Кадастровой палаты Костромской области Мария Кулипанова.