Участок для фермерского хозяйства что можно делать

Что можно строить на участках для осуществления деятельности КФХ

Содержание

ВНИМАНИЕ!

Принят новый закон о строительстве жилых домов на сельхозземле – с 1 марта 2022 года – подробности здесь

Судьба ВРИ ЗУ «КФХ»

Вид разрешённого использования земельного участка определяет функциональное назначение объекта капитального строительства, который можно возвести на этом участке.

Следствием несоответствия возведённого здания установленному ВРИ ЗУ становится признание такого объекта недвижимости самовольной постройкой (статья 222 ГК РФ).

Какая же участь постигнет уже существующие жилые дома и капитальные здания на фермерских участках? Будут ли они считаться самовольными, если наименования ВРИ:

исключены из перечня в новом действующем Классификаторе (Приказ Росреестра № П/0412 от 10.11.2020)? Этих видов использования ЗУ в нём нет.

Удаление указанных видов использования ЗУ из квалификационного перечня – результат детализации порядка эксплуатации земельных участков, проведённой законодателем.

Ранее разрешённый вид использования «КФХ» (ФХ и КХ) оказался «разбитым на несколько самостоятельных вариантов» в составе направлений с/х деятельности:

Из наименования ВРИ крестьянской-фермерское хозяйство полностью преобразовалось в организационную форму деятельности на земле с/х назначения. Для её осуществления требуется регистрация КФХ как единоличного или коллективного хозяйства (не юридического лица).

Допустимые на участках:

указываются в классификационном перечне ВРИ ЗУ. Его положения, после вступления их в законную силу, были применены в муниципальных образованиях для доработки ПЗЗ.

В них были откорректированы:

Направления с/х деятельности полностью соответствуют задачам фермерского хозяйствования, связанного с собственным производством сельхозпродукции и дальнейшими задачами:

Для фермерского хозяйствования разрешено строительство необходимых сооружений и зданий:

Прежние наименования видов использования участков «КФХ», «ФХ» и «КХ» стали «архаичными». Они исчезли из классификационного перечня, но сохранились в ранних документах на землю:

если землевладельцы не привели существующее наименование ВРИ в соответствии с Классификатором в установленном порядке.

Необходимость в изменении «имени» ВРИ ЗУ не возникнет в следующих случаях:

Участки КФХ (ФХ и КХ) и возведённые и ранее зарегистрированные в ЕГРН постройки на них сохраняют свою роль как недвижимые объекты при сделках:

Правовой режим таких участков и хозяйственная деятельность на них, как и прежде, регулируется федеральным законом № 74-ФЗ. Он также доработан и соответствует произошедшим изменениям в Классификаторе.

Фермерское хозяйствование

Фермерство – особый стиль хозяйствования в аграрном производстве. Оно свойственно сельскому укладу жизни.

Фермерским хозяйством занимаются люди, связанные родством или свойственными отношениями. Они владеют земельным участком с/х назначения, на котором ведут хозяйственную и производственную деятельность (предпринимательское дело). Такой бизнес основан на личном участии каждого члена хозяйства.

Направления фермерской деятельности отражены в наименованиях ВРИ ЗУ и ОКС в Классификаторе (раздел с кодом 1.0 «Сельскохозяйственное использование»).

На эти «имена» придётся ориентироваться:

Возможность строительства сооружений и зданий установлена не для всех ВРИ земельных наделов, включённых раздел 1 Классификатора.

Участки для фермерской деятельности

Фермерская деятельность весьма многообразна по своим направлениям. Она осуществляется на земле с/х назначения. И хотя для неё больше нет «специального» вида использования земель (ВРИ «КФХ»), ею можно заниматься на земельных участках с расширившимся спектром возможной эксплуатации.

Разрешённое использование сельхозземель указано в Классификаторе. Оно представлено 19 направлениями с/х деятельности (наименованиями ВРИ ЗУ), обозначенных кодами.

Характер фермерской деятельности соотносится со следующими ВРИ земельных участков.

Код 1.1. Растениеводство

Код 1.2. Выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур

допускается осуществление с/х работ с использованием с/х культур:

Код 1.3. Овощеводство

Код 1.4. Выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур

осуществление хозяйственной деятельности на с/х угодьях, связанной с производством:

Код 1.5. Садоводство

земельные участки, предназначенные для выращивания:

Код 1.6. Выращивание льна и конопли

осуществление хозяйственной деятельности: связанной с выращиванием льна и конопли:

Код 1.7. Животноводство

ведение хозяйственной деятельности, связанной с выращиванием продукции для животноводства, в том числе:

Данный стандарт ВРИ может сочетаться с позициями 1.8 – 1.11, 1.15, 1.19, 1.20 Классификатора.

Код 1.8. Скотоводство

Код 1.9. Звероводство

Код 1.10. Птицеводство

Код 1.11. Свиноводство

Осуществление производственных целей по содержанию свиней:

Код 1.12. Пчеловодство

Код 1.13. Рыбоводство

Код 1.14. Научное обеспечение сельского хозяйства

Код 1.15. Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции

Код 1.17. Питомники

Код 1.19. Сенокошение

покос травы, сбор и заготовка сена

Новая застройка на участках для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ)

В случае, когда на участке с существующим ВРИ КФХ (ФХ и КХ) планируется строительство нового ОКС, требующего получения разрешения на его возведение, необходимо привести наименование вида использования участка в соответствие с Классификатором.

Требование вполне логично и очевидно:

Присвоить ЗУ вид использования, разрешённый градостроительным регламентом и соответствующий Классификатору, можно в следующем порядке:

Условием изменения ВРИ ЗУ является наличие в муниципальном образовании материалов территориального планирования:

При отсутствии хотя одного из этих утверждённых документов:

ПЗЗ – источник сведений о порядке использования и застройки фермерских участков

Значимость ПЗЗ в решении вопросов изменения ВРИ ЗУ и застройки земельных наделов трудно переоценить Они подробно «рассказывают»:

При необходимости изменения существующего ВРИ ЗУ «для ведения крестьянского-фермерского хозяйства» (КФХ, КХ, ФХ) на тот, что соответствует Классификатору, нужно ознакомиться с градостроительным регламентом территориальной зоны земельного участка.

В случае, когда наименование этой зоны владельцу земельного надела не известно, необходимо:

Правила землепользования и застройки – документ открытого пользования. Они представлены на официальных сайтах администраций муниципальных образований.

С действующими ПЗЗ можно ознакомиться и при непосредственном обращении в администрацию муниципалитета.

Жилой дом на участке для фермерского хозяйствования – миф или реальность?

Руководители крестьянских (фермерских) хозяйств настойчиво ставят перед законодателем вопрос о разрешении строительства жилого дома на собственных земельных участках.

Нужда в жилом доме становится особенно острой, когда земельный надел расположен не в том муниципальном образовании, в котором проживает фермер. В таких ситуациях фермеры вынуждены использовать для пребывания на участке временные приспособленные помещения. А это сдерживает развитие животноводства, кролиководства или птицеводства, снижает эффективность использования земли.

Исправление создавшегося положения дел позволит:

Проблема не осталась без внимания. Тема строительства жилого дома на земельном участке, предоставленном для осуществления деятельности КФХ, была включена в проект федерального закона № 496293-7.

В соответствии со статьёй 6 этого законопроекта, в федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (№ 74-ФЗ) планируется внести изменения.

Суть изменений

Итак, в соответствии с разрабатываемым законопроектом, на земельном участке, используемом для осуществления деятельности фермерского хозяйства, планируется разрешение на строительство одного жилого дома.

Параметры жилого дома

Дополнительные требования

Весомое уточнение

Строительство жилого дома на участках, по законопроекту, возможно только при условии реального фермерства.

По этой причине, из прежде используемой формулировки «для ведения КФХ», слово «ведение» уже исключено:

Оно заменено на «для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства».

Некоторые особенности деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства

Крестьянское (фермерское) хозяйство – это организационно-правовая форма деятельности.

В КФХ объединяются граждане:

В соответствии с положениями статьи 1 ФЗ 74-ФЗ:

1. Фермерское хозяйство занимается предпринимательством без образования юридического лица.

Оно подчинено требованиям гражданского законодательства. Предпринимательская деятельность регулируется как деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.

2. Крестьянское (фермерское) хозяйство может признано сельскохозяйственным товаропроизводителем.

В этом случае оно имеет право на льготное налогообложение прибыли (пункт 1.3 статьи 284 НК РФ):

Основное условие для получения фермерским хозяйством статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя – доля выручки должна составлять не менее 70% в общем размере годовых доходов от реализации произведенной продукции:

Стадия проработки законопроекта № 496293-7

В сентябре 2018 года законопроект был представлен к первому чтению на заседание Государственной Думы. Результат слушаний положительный (Постановление № 4911-7 ГД).

Проекту, до момента вступления его в силу как федерального закона, предстоит очень долгий путь (паспорт проекта ФЗ № 496293-7):

В ближайшем втором чтении в ГД парламентарии планируют рассмотреть:

В текущий период времени (начало 2020 года) строительство жилого дома на фермерской земле остаётся невозможным. Тем не менее, законодательная идея обретает зримые очертания, из которых постепенно формируется ожидаемый закон.

Консультационные услуги

пункт 13 – консультации по вопросам строительства на участках с/х назначения

Полезная информация

Источник

ВС обобщил практику предоставления земли КФХ и сельскохозяйственным организациям

Участок для фермерского хозяйства что можно делать

23 декабря 2020 г. Президиум Верховного Суда утвердил Обзор судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, который включает в себя 12 разъяснений.

Адвокат Центрального филиала г. Читы Палаты адвокатов Забайкальского края Виталий Воложанин отметил, что разъяснения вопросов судебной практики на основе ее изучения и обобщения имеют важное практическое значение, особенно в сфере, связанной с земельными правоотношениями. «В первую очередь это связано с динамикой совершенствования базовых законов, регулирующих отношения о предоставлении земельных участков. Рассматриваемый обзор Верховного Суда – значимый документ в правоприменительной практике, так как позволяет обеспечить судам единообразное применение практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков субъектам – сельхозпроизводителям», – полагает он.

По его мнению, такие анализ и обобщение правоприменительной практики позволят субъектам сельскохозяйственного производства при разрешении вопросов, связанных с заключением договора аренды земельных участков для своей производственной деятельности, избежать необоснованных исков о признании его недействительным и о применении последствий недействительности сделки.

Содержание документа

В преамбуле, в частности, отмечено, что действующее земельное законодательство закрепляет общее правило о предоставлении государственного или муниципального участка земли в собственность или аренду на торгах. При этом упомянуты нормы закона, согласно которым возможно заключение договоров о предоставлении участка для сельскохозяйственного производства в собственность или в аренду без проведения торгов.

Как следует из п. 1 Обзора, предоставление земельного участка для сельскохозяйственного производства на основании п. 8 ст. 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения без проведения торгов допустимо лишь в отсутствие заявлений о предоставлении этого участка от других КФХ или сельскохозяйственных организаций. В целях установления таких лиц уполномоченный орган публикует извещение о предоставлении земельного участка в порядке, предусмотренном ст. 39.18 ЗК РФ.

В п. 2 документа отмечено, что арендатор земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, имеет право на заключение договора аренды на новый срок без проведения торгов. В этом случае опубликования извещения о предоставлении земельного участка, предусмотренного ст. 39.18 ЗК РФ, не требуется.

Виталий Воложанин отметил, что действующее земельное законодательство закрепляет общее правило о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность или аренду на торгах. «При этом предусмотрены случаи, когда договоры о предоставлении участка для сельскохозяйственного производства в собственность или в аренду заключаются без проведения торгов. И вот здесь наиболее интересным представляется разъяснение случаев, когда договоры о предоставлении участка для сельскохозяйственного производства в собственность или в аренду заключаются без проведения торгов, что, безусловно, упрощает процедуру получения земли сельхозпроизводителями», – полагает он.

Согласно п. 3, если арендатор продолжает использование земельного участка, предоставленного в установленном порядке без торгов для ведения сельскохозяйственного производства до 1 марта 2015 г., после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. В этом случае арендатор вправе обратиться с заявлением о заключении нового арендного договора.

«Возможность заключения арендатором права аренды земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, на новый срок также имеет большую практическую ценность», – отметил Виталий Воложанин.

В п. 4 разъяснен порядок решения вопроса о продаже без проведения торгов в случае, указанном в подп. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства, лицам, арендующим эти участки более трех лет. Для исчисления трехлетнего срока аренды может учитываться не только последний действующий договор аренды, но и предыдущие, последовательно заключенные договоры аренды земельного участка с одним арендатором.

В п. 5 Обзора отмечено, что трехлетний срок аренды земельного участка, предоставленного для ведения сельскохозяйственного производства, установленный вышеуказанной нормой, в случае продажи участка его арендатору без торгов исчисляется с момента заключения договора аренды при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных и не устраненных в этот период нарушениях законодательства РФ при использовании участка земли.

Исходя из п. 6 документа, площадь земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, который может быть выкуплен арендатором в порядке подп. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, определяется с учетом законодательных требований к образованию земельных участков и не ограничена площадью, необходимой для использования недвижимости, правомерно размещенной на таком участке.

В п. 7 разъясняется, что арендатор, переоформивший право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком сельскохозяйственного назначения, вправе приобрести его в собственность независимо от срока использования участка по договору аренды на условиях, предусмотренных п. 3.2 ст. 3 Закона о введении в действие ЗК РФ.

В следующем пункте отмечается, что земельный участок, предназначенный для сельскохозяйственного производства в составе земель населенных пунктов, нельзя выкупить на основании подп. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ после изменения его вида разрешенного использования в соответствии с правилами землепользования и застройки.

Директор юридической компании «КОНУС» Алексей Силиванов отметил, что многие владельцы земли воспринимают включение их участков в состав земель населенных пунктов, отнесение их к категории деловой застройки как благо, ведь это расширяет возможности коммерческого использования недвижимости и увеличивает ее стоимость. «Земельным кодексом РФ установлено, что арендаторы могут выкупить участки для сельскохозяйственного производства без проведения торгов по истечении трех лет с момента заключения договора аренды. В обзоре практики Верховного Суда рассмотрена ситуация, при которой арендатор попытался выкупить без торгов сельскохозяйственный участок в составе земель населенных пунктов после его отнесения к зоне общественно-деловой застройки. Суд признал, что в результате этого осуществление сельскохозяйственного производства на участке невозможно, и это исключает возможность предоставления участка в собственность без проведения торгов в соответствии с подп. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ», – пояснил он.

Как следует из п. 9, наличие условий для предоставления муниципального земельного участка, сформированного в счет невостребованных земельных долей, сельскохозяйственной организации или КФХ в собственность или аренду без проведения торгов на основании п. 5.1 ст. 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения может подтверждаться любыми относимыми, допустимыми и достоверными доказательствами

В п. 10 отмечено, что на торги может быть выставлен только участок земли, сформированный в счет невостребованных земельных долей, право собственности на которые признано за муниципалитетом, а не сами земельные доли (земельная доля).

Согласно п. 11 документа, выдел земельного участка в счет невостребованных земельных долей и регистрация на него права муниципальной собственности не прекращают договор аренды участка сельскохозяйственного назначения, заключенный участниками долевой собственности до признания права собственности на невостребованные доли за муниципальным образованием.

В последнем пункте Обзора отмечено, что земельный участок для осуществления сельскохозяйственного производства предоставляется казачьему обществу в аренду без торгов в пределах территорий, установленных законом субъекта РФ, исключительно в целях сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования с учетом потребности такого общества в участке земли.

Источник

Строительство на землях КФХ в 2022 году – что можно строить

Располагаясь за пределами населённых пунктов, земля крестьянского фермерского хозяйства (КФХ) представляет собой территорию, предназначенную для сельскохозяйственной деятельности. И закономерно возникает вопрос, что можно строить на землях КФХ в 2022 году, дабы подпасть под понятие «сельскохозяйственная деятельность».

Что можно строить на земле крестьянского фермерского хозяйства

Гражданский кодекс РФ в ст. 257 обозначает, что члены КФХ могут иметь в собственности, кроме земельного участка, хозяйственные и иные постройки. При этом характер этих построек никак не регламентируется. Данное обстоятельство подтверждается и ст. 6 Закона о КФХ № 74-ФЗ (https://base.garant.ru/12131264/), которая в состав имущества фермерского хозяйства включает, помимо прочего, хозяйственные и подобные постройки, а также мелиоративные и другие сооружения.

Для обеспечения полноценной деятельности крестьянско-фермерского хозяйства закон, обозначая, что можно строить на КФХ, допускает наличие в его составе построек как сельскохозяйственного, так и несельскохозяйственного назначения в виде:

При этом КФХ законодательно никак не ограничиваются ни по количеству, ни по площади построек на своей территории, если они не выходят за пределы градостроительных, пожарных и прочих подобных нормативов.

Участок для фермерского хозяйства что можно делать

Возможно ли строительство жилого дома на землях КФХ в 2022 году

Как следует из вышеприведённых законодательных актов, ответ на вопрос, можно ли строить жилой дом на земле КФХ, даётся положительный. Об этом же свидетельствуют ст. 263 ГК РФ и ст. 40 Земельного кодекса РФ (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/1ba94a0d442ed0394f8fb743fd151b92a9e6ac7b/), дающие право земельному собственнику возводить на своей территории жилые здания.

Участок для фермерского хозяйства что можно делать

Однако на практике надзорные инстанции и суды зачастую трактуют понятие «сельскохозяйственная деятельность» в 2022 году чрезмерно узко и формально, считая, что жильё не входит в данную категорию, и выдвигают к застройщикам на земле КФХ неправомерные претензии на якобы незаконную застройку. Однако дух и буква закона в данном случае явно на стороне членов КФХ, возводящих на своей земле жилые дома.

Участок для фермерского хозяйства что можно делать

Разрешение на постройку

Самовольно построенные жилые здания не подлежат регистрации в Росреестре. Данное обстоятельство вынуждает собственников крестьянско-фермерского хозяйства перед строительством на территории КФХ жилого дома получить на него разрешение.

С этой целью в местную администрацию следует предоставить:

Подробнее о том, кому выдается разрешение на строительство частного дома, читайте на нашем сайте.

Официально оформленного разрешения не требуется при возведении на территории фермерского хозяйства вспомогательных построек в виде:

В каком случае всё же нужно разрешение на строительство гаража, читайте у нас.

При наличии доказательства, что жилое строение необходимо для полноценного осуществления сельскохозяйственной деятельности, разрешение на него также не требуется.

Участок для фермерского хозяйства что можно делать

Оформление постройки на КФХ

Вспомогательные постройки, которым не нужно разрешение на строительство, соответственно, или вовсе не подлежат оформлению, или оформляются на добровольной основе.

После получения разрешения на строительство начинается формирование проекта застройки с помощью архитекторов и согласование его с надзорными органами. Возведение здания завершается сдачей его в эксплуатацию с привлечением приёмной комиссии. Затем наступает стадия оформления строения в соответствующих инстанциях.

Участок для фермерского хозяйства что можно делать

Финальным итогом оформления становится получение паспорта строительного объекта и его регистрация в местной регистрационной палате, что влечёт за собой последующую обязанность для собственника выплаты налога с недвижимого имущества и другие подобные обязательные действия.

Участок для фермерского хозяйства что можно делать

Штраф за нарушение правил строительства

Если подлежащие получению разрешения на строительство на территории крестьянско-фермерского хозяйства строения возводятся без выполнения данного требования, это влечёт за собой штрафные санкции. Они базируются на положениях действующего Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Штрафы в 2022 году установлены в таких размерах:

Но если имеются доказательства, что рассматриваемые строения предназначены для вспомогательного использования, штрафные санкции не применяются. Правда, в подобных случаях возникают проблемы с различным толкованием понятия “вспомогательное использование строений”, так как закон чёткого определения данному термину не даёт.

Участок для фермерского хозяйства что можно делать

Снос самовольных построек

Неправомерное строительство на землях КФХ может привести к сносу возведённых строений на основании решения, принятого судебной инстанцией.

Это происходит, если:

Во всех прочих случаях решение о сносе здания, принимаемое судебной инстанцией, вынесено быть не может. Если же подобное решение судом принято, оно подлежит исполнению собственником строения. При этом понесённые расходы ему никем не компенсируются.

Если у вас возникли вопросы, то можете задать их нашему юристу по земельным спорам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *