Участие в общественно политической работе что это
Политическое участие: определение, типы, уровни
Содержание:
Политическое участие – взаимодействия членов политического процесса, где каждый участник политической деятельности влияет на результативность всей системы. Деятельность характеризуется добровольной, где каждый участник вносит вклад в принятие политических решений; деятельность представлена целенаправленной и осознанной. Помимо этого, политическое участие предполагает обеспечение деятельности политически институтов и организаций, методов принятия решений.
Политическое участие предполагает активные действия, а не поступки, способные вызывать политические последствия.
Теории политического участия
Теория рационального выбора | – согласно данной концепции, главным актором в политическом участии представлен человек, который старается с большей эффективностью достигать поставленных целей, ради реализации собственных интересов. Интерес появляется в том случае, если индивид от политической деятельности приобретает больше дохода, чем издержек; также интересы направлены на удовлетворение благополучия. Второе название концепции – «максимизация выгоды». |
Мотивационные теории политического участия | – за любой политической деятельностью стоят мотивы, самыми распространёнными представлены: идеологический (человек участвует в политических процессах активно поддерживая господствующую идеологию в обществе); нормативный (в ходе политического приспособление индивид строит своё поведение на основании признания силы); ролевой (определяется достигнутым статусом и социальной ролью; если индивид имеет низкий социальный статус, то вырабатывается радикальное настроение, направленное на оппозицию власти). |
Теории социальных факторов политического участия | – совокупность факторов представлена взаимосвязью в политическом участии, сюда относится социальное равенство, уровень подвижности индивида и т.д. |
«Мичиганская модель» электорального участия | – формируется в ходе социализации в кругу семьи, которая позволяет идентифицировать избирателя в политическом участии. |
Психологическая школа | – основное значение имеют социальные установки и мотивы человека. |
Уровни и типы политического участия
Типология политического поведения
Также выделяют вид политического поведения в зависимости от осмысленности действий, т.е. тип политического поведения на который влияют ценностные, нормативные, мотивационные установки, которые напрямую действуют из сознания и побуждаются в уровнях психической деятельности.
В зависимости от публичных действий, выделяют: открытые (принятие участия в демонстрациях, митингах и т.д.), закрытые (политическая недееспособность, уклонение от участия в выборах, митингах).
По преемственности политического развития выделяют: традиционные (менталитет, присущий тому или иному этносу, выражающийся в традиция, нормах, правилах поведения), инновационные (внесение в политическую деятельность новых черт во взаимоотношениях с субъектами и институтами политической направленности).
Согласно существующим нормам: нормативные (построенные на соблюдении законов, религиозных традиций и т.д.), девиантные (поступки, отклоняющиеся от принятых в обществе, иногда имеющие патологию в виде истерии, паники или сильного политического предубеждения).
К политическому участию относят те поступки, которые приписаны передачей власти от представительного органа населению (выборы); проведение выборных кампаний; поддержка кандидатов различными социальными группами; деятельность партий, обусловленная интересами населения. Также выделяют пассивные действия, куда относятся действия политиков, участие населения только в выборах представительной власти.
Существуют специальные условия, объясняющие участие населения в политической деятельности: объективные (обуславливаются политической системой, силами, культурой того или иного общества), субъективные (мотивы в политической деятельности, характер проводимой политики, информированность).
Факторы, влияющие на политическое поведение: демографические, этнические, идеологические, религиозные факторы. Также весомыми факторами представлены: экономическая обстановка в стране, уровень социализации, степень полученного образования и т.д.
Политические поведение – ответная реакция субъектов политики, выраженная в деятельности всей системы политического устройства.
Политический протест – деятельность человека, носящая негативный окрас, отрицательно действующая на политическую ситуацию в стране. Источниками становятся: отречения населения от господствующих ценностей и норм, неудовлетворенность действиями властей. В странах с демократическим типом управления формируются специальные организации, занимающиеся оппозиционными действиями, где выражается свобода слова. Иногда можно наблюдать формирование нового правительства из оппозиции, которое напрямую конкурирует с имеющимся.
Политический протест в радикальном проявлении предстаёт политическим экстремизмом, который характеризуется крайними мерами и действиями в политической сфере. Политический экстремизм – отрицание юридической и правовой власти. Он представлен опасностью для участников международных отношений, политики мира и безопасности страны.
Абсентеизм – намеренное уклонение от политической жизни государства (выборы, голосования, митинги, протесты, референдумы и т.д.), связанно с утратой мотивации и интересов населения. Абсентеизм можно наблюдать в государствах с любым типом управления, формируется он в следствии роста уровня апатии населения к проводимой политике государства, это свидетельствует о кризисе. Причины абсентеизма: формирование и господство субкультуры, отрицающей господствующие ценности; удовлетворённость индивида во всех потребностях, что приводит к ненужности политического участия; способности индивида самостоятельно решать правовые и юридические проблемы, без помощи представительных органов.
Общественно-политическая работа
Политическая деятельность – сознательные и целенаправленные действия субъектов политики по управлению государством и обществом, прямое или опосредованное их участие в политической жизни. Главная побудительная причина – экономические и материальные интересы.
• Субъекты (граждане, политики, общности, группы, организации, учреждения). Они вступают в политические отношения (конкурентное взаимодействие).
• Объект – политическая система.
• Средства и методы политической деятельности: митинги, демонстрации, выборы, речи, собрания, переговоры, восстания.
Политическая деятельность состоит из политических действий:
• Позитивные (постоянное совершенствование политической системы) или негативные (развитие конфликтов в обществе);
• Рациональные (четкое представление о целях) и иррациональные;
• Инерционные (сохранение традиционных политических отношений) и творческие (перемены);
• Стихийные (не управляются политическими институтами) и организованные (высокая сознательность и целеустремленность субъектов политики);
Виды политической деятельности:
• Политическая реформа – изменение, переустройство в способе деятельности, в составе институтов, учреждений.
• Революция – коренное, качественное изменение в развитии политической и социально-экономической структуры общества. Признаки: коренные, всеохватывающие изменения основ общественного порядка, участие в них большого кол-ва людей. Результаты: насильственное изменение существующего политического режима, замена политической элиты, кардинальные изменения практически во всех сферах жизнедеятельности общества.
• Контрреволюция – политическая деятельность, осуществляемая отстраненными от власти в результате революционных событий группами. Цель – свержение новой элиты и восстановление прежних порядков.
• Реставрация – процесс политических изменений, направленных на возрождение политического режима, ранее низвергнутого в ходе революции или государственного переворота.
• Политическая модернизация – это совокупность процессов, в рамках которых появляются и развиваются новые типы политических требований и организаций, происходят постоянные преобразования во всех основных компонентах системы.
• Государственный переворот – внезапный, неконституционный захват власти, незаконная смена правящей элиты в целом.
• Бунт, восстание, мятеж – возмущения масс действиями властей.
Политическое участие – это любые, по преимуществу добровольные, действия индивидов или групп, связанные с их непосредственным или опосредованным участием в разработке, принятии и реализации политических решений; проявление вовлеченности граждан в политико-властные отношения.
Политическое участие может проявляться:
1. В осуществлении властных полномочий или противодействию их осуществлению;
2. В деятельности формальных политических организаций;
3. В деятельности неформальных политических организаций;
4. В выборах и референдумах;
5. Участия граждан в публичных манифестациях;
6. В чтении политической периодики и литературы;
7. В выполнении политических обязанностях в рамках государственных органов.
• Автономное (добровольный характер) и мобилизованное (манипулирование, принуждение, насилие) политическое участие.
• Активное и пассивное, индивидуальное и коллективное, легальное и нелегальное, традиционное (поддержание политических преемственности и стабильности) и инновационное (развитие, изменения), постоянное и эпизодическое, организованное и неорганизованное.
• Особое значение для государства имеют так называемые протестные формы политического участия. Негативное воздействие индивида или группы на сложившуюся в обществе политическую ситуацию, действия властей.
Политическое участие оценивается как одна из основных характеристик демократии, как средство политической социализации и политического воспитания, борьбы с бюрократией и политическим отчуждением граждан.
Под кризисами политического участия подразумевается ситуация, когда правящая элита не в состоянии создать институциональные условия для удовлетворения растущих потребностей граждан участвовать в политике.
Альтернативные варианты работы за рубежом
Временный работник
Защита трудовых прав работников
Обеспечение работников
Ответственность работника
Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!
Не забываем поделиться: |
Как сдвинуть с места бетонную плиту размером 50 метров в высоту, 100 метров в длину и весом 202 тонны, не применяя никаких механизмов и приспособлений? Бесплатная консультация Характерные черты деятельностиУчастие граждан в политической жизни страны — это осознанное влияние конкретного человека на принятие и реализацию важных общественных решений или формирование органов государственной власти. Такая деятельность всегда осуществляется на добровольной основе и является главным признаком демократической системы. Степень вовлечённости населения в политическую жизнь страны зависит от множества факторов, среди которых: По степени политической вовлечённости всех граждан условно делят на активных, пассивных и отчуждённых. Кроме этого, в обществознании есть такое понятие, как абсентеизм. Это абсолютное уклонение индивида от участия в политической жизни страны. С точки зрения демократии это явление принято считать отрицательным.
Основные формы участияВ обществознании выделяют два вида воздействия населения на жизнь государства. Первый тип опосредованного влияния осуществляется через выбранных представителей. Второй тип называется непосредственным и включает в себя основные формы политического участия граждан. Какова бы ни была степень вовлечённости населения в общественную жизнь в государстве, эти способы участия обязаны использовать все демократические страны. Выборы и референдумыВыборы — самая массовая форма участия в политической жизни. Так называют процесс избрания депутатов, президента или иных должностных лиц на ограниченный период. Выборы обеспечивают сменяемость и обновление власти. В период предвыборной кампании кандидаты демонстрируют свои политические программы. Любой человек может изучить основные положения и осуществить выбор в соответствии с собственными интересами. Участие в выборах производится на основании принципов избирательного права:
Референдум — всенародное голосование, организованное для обсуждения проектов закона или других важных вопросов. К примеру, такое мероприятие проводилось в 1993 г. для принятия российской Конституции и в 2014 г. для присоединения Крыма. Как и выборы, референдум проводится посредством тайного голосования. Но принятое решение имеет наивысшую юридическую силу, то есть не подлежит обжалованию. На референдуме нельзя обсуждать вопросы:
Жалобы и публичные выступленияГражданин участвует в политике, когда подаёт официальные обращения в органы власти в виде жалобы, заявления или предложения. Несмотря на отсутствие строгих правил оформления документов, сроки рассмотрения обращений и предоставления ответа регламентированы законом. За нарушение предусмотренных правил должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности. Обращения граждан отличаются по цели и содержанию:
Государственная служба и политическая карьераЛюди, занимающие должности в органах власти, имеют больше возможностей влиять на политическую деятельность в стране, поэтому все граждане в РФ имеют равный доступ к государственной службе. Чтобы стать должностным лицом, необходимо иметь соответствующие профессиональные навыки. Кроме того, кандидат должен пройти установленный законом порядок назначения на должность. Отправление правосудия можно осуществлять в качестве присяжного заседателя. Граждане имеют право сами участвовать в общественных объединениях (союзах, ассоциациях и политических партиях). В этом случае появляется возможность создания собственной программы развития государства. Основные формы участия личности в политической жизни представлены в таблице.
Для выражения мнения по поводу общественных вопросов человеку нужно владеть всей информацией, поэтому политика должна быть гласной. Это означает, что политические партии должны проводить презентацию своих проектов в СМИ, а органы государственной власти обязаны составлять доклады об осуществлённой деятельности. Ключевую роль в развитии демократических институтов играет свобода слова, мысли и массовой информации, запрет цензуры. Материал может быть использован учениками старших классов для составления эссе и реферата, а также учителями для оформления конспекта и технологической карты урока. Понятие «политическое участие»: содержание и формы.
1. Политическое участие — это действия, посредством которых рядовые члены общества влияют или пытаются оказать влияние на функционирование политической системы, формирование политических институтов и процесс выработки политических решений. К политическому участию можно отнести — действия по делегированию полномочий (электоральное поведение); — активистскую деятельность, направленную на поддержку кандидатов и партий в избирательных кампаниях; — посещение митингов и участие в демонстрациях; — участие в деятельности партий и т.п. Американский политолог М. Вайнер выделяет три главные черты политического участия: — во-первых, оно определяется, как конкретное действие, имеющее вербальное выражение, а не личные переживания и внутренние предпочтения; — во-вторых, политическое участие представляет собой добровольные действия граждан (таким образом, исключаются такие действия, как служба в армии и уплата налогов); — в-третьих, политическое участие предполагает наличие определенного выбора, (таким образом, исключается голосование на заведомо безальтернативных выборах). С. Хантингтон выделяет две его разновидности: — автономное участие, которое представляет собой сознательную активность отдельных граждан, целью которых является влияние на позицию и деятельность избираемых электоратом политиков; Если первый вариант политического участия распространен в современных западных полиархиях, то второй характерен для традиционных обществ и тоталитарных политических режимов. Таким образом, тип политического участия в значительной степени определяется характером существующего в данной стране политического режима. Политическое участие позволяет выявить реальную роль гражданина, отдельных слоев, групп, классов как на местном уровне, так и в политической системе общества. Если граждане принимают активное участие в формировании элиты, в определении основных целей политики, контроле за ее осуществлением, то такую политическую систему можно считать основанной на участии. В таком обществе политические элиты играют роль лояльных слуг общества, адекватно представляя интересы масс. 2. Классификация форм и типов политического участия Политическое участие зависит от политического режима. Так, в демократическом обществе это участие – всеобщее, свободное, инициативное и действенное в решении вопросов, затрагивающих существенные интересы граждан. Оно является для них средством достижения целей, реализации потребностей в самовыражении и самоутверждении, в проявлении чувства гражданственности. Демократическое государство обеспечивает такое свободное участие правовыми нормами и процедурами, а также относительно равномерным распределением среди различных слоев общества таких ресурсов участия, как деньги, образование, знание механизмов принятия решений, свободное время, доступ к средствам массовой информации. Демократическое общество допускает такие формы протеста и несогласия, как митинги, демонстрации, шествия, пикетирование, забастовки, направление петиций. Авторитарный режим часть населения полностью или частично отстраняет от участия в политике. Тоталитарное общество стремится мобилизовать массы на ритуальные действия поддержки режима. Граждане вынуждены под страхом наказания и экономических санкций идти на митинги, демонстрации, организуемые правящей элитой. В этом случае политическое участие масс находится под жестким контролем со стороны правящей группировки, им манипулируют для укрепления власти. В диктаторско-тоталитарном обществе запрещены все формы политического протеста и даже несогласия. Несогласные с проводимым политическим курсом объявляются врагами народа, злоумышленниками; по отношению к ним применяются репрессии. Существует множество различных вариантов классификации типов политического участия. Типы политического участия.Для политического участия граждан важное значение имеют как объективные условия (расстановка политических сил, политическая культура общества), так и их субъективное отношение к политической системе, мотивы участия в политике, их ценности, потребности, знания, информированность. Одна из наиболее разработанных схем политического участия включает следующие элементы: — реакция (позитивная или негативная) на импульсы, исходящие от политической системы, не связанная с необходимостью участвовать в каких-либо действиях; — участие в делегировании полномочий (выборах). Это электоральное поведение; — участие в деятельности политических и иных организаций; — выполнение политических функций в рамках государственных и иных политических институтов, в том числе в оппозиционных партиях и т.д. Это профессиональные политики, должностные лица, депутаты, лидеры и функционеры партий; — прямые действия (участие в митингах, демонстрациях и т.д.). Эти типы участия весьма неравнозначны. Одни из них занимают скромное место в политической жизни, другие весьма развиты, что позволяет судить о политической культуре конкретного общества. Так, из всех форм политической активности на Западе наиболее развитой является электоральная, хотя процент голосующих в разных странах неодинаков. Даже членство в партиях ограничивается зачастую участием в предвыборной кампании данной партии, голосованием за ее кандидатов. Действительная активность – это удел немногих, меньшинства. Политическое участие может быть направлено против действий и решений властей, выражая протест, возмущение, неприятие данной политической линии. Политический протест – это вид негативной реакции индивида (группы) на сложившуюся в обществе политическую ситуацию или конкретное действие отдельных органов государства и политических оппонентов. Как правило, протест возникает там, где действуют неэффективные стратегии и технологии осуществления власти. 3. Характеристика легитимных и нелегитимных форм политического участия Голосование; 2) участие в работе партий и других политических организаций, а также в проводимых ими кампаниях; 3) участие в политической жизни общины (собрание, денежные взносы); 4) контакты с официальными лицами на различных уровнях. Кроме того, он выделяет варианты и незаконного («неконвенционального») политического участия: 1) различные формы протеста (участие в несанкционированных властями митингах и шествиях); 2) протест против «безнравственных» действий властей (голодовки, самосожжения); 3) отказ повиноваться несправедливым законам. Падению доверия к современной политике в немалой степени способствуют следующие факторы: 1) ложь и дезинформация общественного мнения со стороны представителей официальных властей; 2) широкое распространение в сфере современной политики коррупции; 3) отход от тех обещаний и программ, с которыми очередные лидеры шли к власти; 4) девальвация основных политических ценностей и идеалов. Многообразие отношений между человеком и политикой может быть сведено к следующим трем основным их типам: 1. Состояние приобщения человека к политике, выражающееся в разнообразных формах политически активного поведения и характеризующееся стремлением решить те или иные жизненно важные для него и его общности проблемы через воздействие на систему политической власти. Условиями включения человека в политические отношения служат обстоятельства как объективного, так и субъективного ряда: во-первых, наличие реальной социальной проблемы, требующей для своего решения активного вмешательства со стороны человека; во-вторых, понимание, что можно что-то сделать для ее решения, и, в-третьих, желанием что-нибудь сделать для решения данной проблемы. 2. Состояние отчуждения или аномии, которое характеризуется разрывом связей человека и политической системы, сосредоточением усилий на реализации частных интересов вне и в противопоставлении общему интересу. Нормы, регулирующие общественную жизнь, по тем или иным причинам теряют свое значение, не рассматриваются людьми в качестве авторитетных инстанций, регулирующих их поведение и отношения между собой. Аномия возникает как сочетание ряда психических качеств, среди которых: — чувство безвластия, когда собственное поведение не влияет на ход событий; — потеря индивидом мировоззренческих опор в поведении, когда он просто не знает, во что верить; — убеждение, что только неодобряемое поведение может способствовать достижению поставленных человеком целей; — минимальная степень уважения к ценностям и верованиям, доминирующим в обществе. 3. Полное слияние человека и политической структуры, подчинение личной жизни ее потребностям и ритму изменения, растворение индивидуальной жизни в политической. Формирование специфического типа «авторитарной личности», характерными чертами которой служат: — несбалансированное уважение к авторитету; — перенос ответственности и враждебности вовне, с индивида на внешние силы, находящиеся вне контроля; — стремление мыслить сильными, но упрощенными категориями; — желание власти и боязнь ее; — оправдание своего поведения поведением других; — вера в наличие и вмешательство в политику дьявольских сил, заговоров, конспираций и т.д. Политическое участие– это то, из чего складывается реальный политический процесс. Индивиды и социальные группы, находящиеся внутри определенной политической системы, по-разному вовлечены в политический процесс. Исходя из критерия степени участия в политике выделяют следующие группы: • аполитичная группа – не участвующие в политике граждане; • голосующие на выборах члены социума; • участники деятельности политических партий и других политических организаций, а также проводимых ими кампаний; • политическая элита, политические лидеры. Существуют также формы нелегального политического участия:демонстрации, митинги, пикеты, не санкционированные властями; различные формы протеста против безнравственных действий политического режима (голодовки, самосожжения и т. д.) прямой отказ в повиновении несправедливым законам и политическим решениям. В целом политическое участие– это действия предпринимаемые гражданами и имеющие целью повлиять на господствующую политику, управление делами государства или выбор политических лидеров на любом уровне политической власти – муниципальном или федеральном. Политическое участие может быть организованным или хаотичным, эпизодическим или постоянным, базирующимся на законных или на незаконным мет Выделяют два основных типа политического участия: 1) автономное– это сознательная активность граждан, более или менее осведомленных в области политической жизни, целью которых является влияние на позицию и принимаемые политиками решения. Стимулом автономного участия является осознание степени важности политического решения Данный вид участия распространяется в основном в стабильных, демократических политических режимах; 2) мобилизованное– вынужденное действие, когда участие в политике, например голосование, или в политическом собрании зависит от неполитических стимулов, таких как страх, подкуп и т. д. Этот вид политического участия характерен для традиционных обществ и тоталитарных политических режимов. Главную роль в политическом участии играют выборыв органы государственной власти. Свободное голосование является одним из наиболее эффективных методов разрешения политических конфликтов, надежным средством легитимации политического режима, а также средством политической социализации. Однако выборы не всегда выполняют только позитивные функции политического процесса. В обществе, находящемся на стадии реформ, с расколотой политической системой и неустойчивой социальной структурой появляется все больше возможностей для маргинальных слоев общества влиять на политику в негативном плане, тормозить политические реформы, особенно если в государстве преобладает консервативная идеология и отсутствуют общепризнанные политические институты. В таких условиях задачей реформаторов является достижение концентрации власти в руках тех, кто лучше информирован и разделяет демократические взгляды.
|