Участие граждан в осуществлении правосудия означает что

Пресс-центр

Участие граждан в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей

Участие граждан в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей

В соответствии со ст. 32 Конституции РФ граждане вправе участвовать в отправлении правосудия. Участие граждан в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей является гражданским долгом в соответствии с Федеральным законом от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».

Каждые четыре года исполнительно-распорядительный орган муниципального образования составляет список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели соответствующего муниципального образования, а на их основании высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ – общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта РФ.

Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:

1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;

2) имеющие непогашенную или неснятую судимость;

3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;

4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

За время исполнения присяжным заседателем функций, указанных в федеральном законодательстве, суд выплачивает за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере ½ части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия в процессе, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы, а также:

— возмещаются командировочные, транспортные расходы;

— по основному месту работы сохраняются гарантии, предусмотренные трудовым законодательством;

— увольнение, перевод на другую работу в этот период по инициативе работодателя не допускаются.

На присяжного заседателя в период осуществления ими правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей.

Источник

Право граждан Российской Федерации участво­вать в управлении делами государства как непо­средственно, так и через своих представителей (ст. 32 Конституции России)

Право граждан Российской Федерации участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих предста­вителей основывается на конституционном принципе суверенитета народа, в соответствии с которым единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

Реализация данного права осуществляется через комплекс других прав граждан, закрепленных в Конституции России:

Важнейшей формой участия граждан в управлении делами госу­дарства, а также высшим непосредственным выражением власти на­рода являются свободные выборы. Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избира­тельного права при тайном голосовании. Участие в выборах для граж­дан является свободным и добровольным.

Активное избирательное право (право избирать) у граждан Рос­сии возникает с 18 лет. Реализации права быть избранным (пас­сивное избирательное право) зависит от уровня выборов. Так, с 18 лет гражданин вправе быть избранным депутатом представи­тельного органа муниципального образования. По достижении возраста 21 года (в отдельных субъектах также 18 лет) — быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом местного самоуправления. Депутатом Государственной Думы Российской Федерации может быть избран гражданин по дости­жении 21 года. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин не моложе 35 лет.

Не имеют права избирать, быть избранными граждане, признан­ные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Не имеют права быть избранными также граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранно­го государства либо вид на жительство на территории иностранного государства.

На выборах в Российской Федерации применяются два вида избирательных си­стем — мажоритарная и пропорциональная. При мажоритарной избирательной системе голосование осуществляется за конкретных кандидатов по одномандатным (многомандат­ным) избирательным округам, а избранным считается тот, кто набрал большинство голо­сов. При пропорциональной — голосование осуществляется за партийные списки, а из­бранными считаются представители партий, допущенные к распределению депутатских мандатов, в зависимости от количества подан­ных за них голосов. Полностью по партийным спискам проходят выборы в Государ­ственную Думу Российской Федерации. В последнее время все чаще звучит критика подобного способа формирования депутатов Государ­ственной Думы, так как она не позволяет реализовать беспартийным гражданам пассивное избирательное право самостоятельно. Ответом на данную критику стало внесение в Федеральное законодательство правила, по которому любой гражданин Российской Федерации, не являющийся членом какой-либо политической партии, вправе быть включенным в партийный список кандидатов на выборах от любой по­литической партии при условии его выдвижения.

Однако участие граждан в управлении делами государства вы­борами не ограничивается. Избранные должностные лица должны являться проводниками воли и интересов народа. Для этого депутат Государственной Думы, например, обязан рассматривать обращения избирателей, лично вести прием граждан, проводить встречи с изби­рателями, а также осуществлять иные меры, обеспечивающие связь с избирателями.

Действенной гарантией надлежащего представительства интере­сов граждан является возможность отзыва должностных лиц избира­телями. Правда такая возможность имеется только в отношении депу­татов представительных органов и иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

Помимо выборов волю населения призван выявлять референдум. Под референдумом понимается голосование граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственной и обще­ственной жизни, имеющее обязательное значение для органов госу­дарственной власти и органов местного самоуправления.

В зависимости от уровня проведения референдум может быть об­щефедеральным, региональным и местным.

Референдум осуществляется на основе всеобщего равного прямо­го и свободного волеизъявления граждан Российской Федерации при тайном голосовании. Право на участие в референдуме имеют гражда­не Российской Федерации, достигшие 18 лет.

Действующее российское законодательство закрепляет весьма сложную процедуру организации и проведения референдума. К при­меру, только для того, чтобы инициировать проведение общероссий­ского референдума необходимо собрать в его поддержку не менее 2 миллионов подписей граждан. Видимо, это и предопределяет неча­стое применение референдума на уровне Российской Федерации.

Важный механизм участия в управлении делами государства свя­зывается с доступом на государственную службу. Данное право означает равное право граждан на занятие любой государствен­ной должности в соответствии с их способностями и профессио­нальной подготовкой и без какой-либо дискриминации.

На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификацион­ным требованиям, предъявляемым законодательством. Квалифика­ционные требования включают в себя требования к уровню профес­сионального образования (для замещения любых должностей, кроме должностей категории «обеспечивающие специалисты», необходимо наличие высшего профессионального образования, для остальных — среднее профессиональное образование, соответствующее направ­лению деятельности), стажу гражданской службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Равенство прав граждан при поступлении на службу обеспечива­ется применением конкурсных процедур, заключающихся в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификаци­онным требованиям.

Участие граждан Российской Федерации в отправлении правосу­дия осуществляется следующими способами: участие в деятельности судебных органов в качестве присяжного заседателя, арбитражного заседателя.

Введение института присяжных заседателей в судебное разби­рательство призвано обеспечить привлечение общественности к осуществлению правосудия при рассмотрении уголовных дел. При рассмотрении конкретных дел присяжные заседатели в судебном раз­бирательстве по уголовным делам призваны разрешать вопросы фак­та, то есть доказанность совершения преступного деяния подсудимым и его виновность. Отбор кандидатов в присяжные заседателя в целях обеспечения объективности и беспристрастности их деятельности осуществляется путем случайной выборки.

Арбитражные заседатели участвуют в рассмотрении арбитраж­ными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоот­ношений. Привлечение арбитражных заседателей к рассмотрению дел осуществляется по ходатайству одной из сторон, заявляемому до рассмотрения дела по существу. Арбитражные заседатели принимают участие в рассмотрении дела и принятии решения наравне с профес­сиональными судьями.

Основные законодательные акты:

Источник

Прокурор разъясняет

В соответствии со ст. 32 Конституции РФ граждане вправе участвовать в отправлении правосудия. Участие граждан в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей является гражданским долгом в соответствии с Федеральным законом от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».

Каждые четыре года исполнительно-распорядительный орган муниципального образования составляет список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели соответствующего муниципального образования, а на их основании высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ – общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта РФ.

Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:

1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;

2) имеющие непогашенную или неснятую судимость;

3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;

4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

За время исполнения присяжным заседателем функций, указанных в федеральном законодательстве, суд выплачивает за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере ½ части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия в процессе, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы, а также:

— возмещаются командировочные, транспортные расходы;

— по основному месту работы сохраняются гарантии, предусмотренные трудовым законодательством;

— увольнение, перевод на другую работу в этот период по инициативе работодателя не допускаются.

На присяжного заседателя в период осуществления ими правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей.

Прокуратура
Московской области

Прокуратура Московской области

12 декабря 2018, 00:00

В соответствии со статьей 32 Конституции РФ граждане имеют право участвовать в отправлении правосудия

В соответствии со ст. 32 Конституции РФ граждане вправе участвовать в отправлении правосудия. Участие граждан в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей является гражданским долгом в соответствии с Федеральным законом от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».

Каждые четыре года исполнительно-распорядительный орган муниципального образования составляет список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели соответствующего муниципального образования, а на их основании высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ – общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта РФ.

Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:

1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;

2) имеющие непогашенную или неснятую судимость;

3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;

4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

За время исполнения присяжным заседателем функций, указанных в федеральном законодательстве, суд выплачивает за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере ½ части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия в процессе, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы, а также:

— возмещаются командировочные, транспортные расходы;

— по основному месту работы сохраняются гарантии, предусмотренные трудовым законодательством;

— увольнение, перевод на другую работу в этот период по инициативе работодателя не допускаются.

На присяжного заседателя в период осуществления ими правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей.

Источник

Принцип участия граждан в отправлении правосудия

В соответствии с действующим законодательством граждане реализуют этот принцип, участвуя в судебных заседаниях в качестве народных и присяжных заседателей в судах общей юрисдикции и в качестве арбитражных заседателей – в арбитражных судах.

Народные заседатели – граждане России, наделенные правомочиями по осуществлению правосудия по гражданским и уголовным делам в составе суда и исполняющие обязанности судей на непрофессиональной основе. Участие граждан в осуществлении правосудия в качестве народных заседателей – их гражданский долг.

Народными заседателями могут быть граждане, достигшие возраста 25 лет. Не могут привлекаться в качестве народных заседателей лица, имеющие неснятую или непогашенную в установленном законом порядке судимость; лица, признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности; лица, замещающие государственные должности категории «А», а также лица, замещающие выборные должности в органах местного самоуправления; прокуроры, следователи, дознаватели; лица, состоящие на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах.

Общий список народных заседателей формируется соответствующим органом местного самоуправления на основе списка избирателей района из расчета 156 народных заседателей на одного судью районного суда. Общий список утверждается законодательным органом субъекта РФ и представляется в соответствующий районный суд. Срок полномочий народных заседателей, включенных в общий список, – 5 лет.

Народный заседатель может быть освобожден от исполнения обязанностей судьи на основании своего письменного заявления, если он: достиг возраста 70 лет; имеет ребенка в возрасте до трех лет; служит священником и не считает для себя возможным по своим убеждениям участвовать в осуществлении правосудия, является инвалидом и по другим уважительным причинам.

Народные заседатели привлекаются к исполнению своих обязанностей в районном суде на срок 14 дней, в других судах – на срок до окончания рассмотрения конкретного дела. На народного заседателя и членов его семьи в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные действующим законодательством. В этот период он не может быть уволен с работы или переведен на другую работу без его согласия.

Присяжные заседатели – граждане России, включенные в списки присяжных заседателей и призванные в установленном законом порядке к участию в рассмотрении судом дела.

Граждане призываются к исполнению обязанностей присяжных заседателей один раз в году на 10 рабочих дней, а по истечении указанного срока – на все время рассмотрения дела. За присяжным заседателем сохраняются все гарантии и льготы по месту его работы. Независимость присяжного заседателя при исполнении им своихобязанностей, включая и его неприкосновенность, гарантируется действующим законодательством.

Арбитражные заседатели получили законодательное утверждение в Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» (ст. 8).

Дополнительно к общепринятым требованиям по кандидатуре присяжного заседателя вводится правило о наличии высшего образования, опыта и знания экономических проблем и др. Положение не определяет срок полномочий, порядок участия арбитражного заседателя в рассмотрении дел и другие вопросы деятельности, что и нашло отражение в Федеральном законе от 30 мая 2001 г. «Об арбитражных заседателях арбитражных судов РФ».

Источник

Принцип участия граждан в осуществлении правосудия

Участие граждан в осуществлении правосудия означает что Участие граждан в осуществлении правосудия означает что Участие граждан в осуществлении правосудия означает что Участие граждан в осуществлении правосудия означает что

Участие граждан в осуществлении правосудия означает что

Участие граждан в деятельности по осуществлению правосудия реали­зуется на практике в различных формах. Предпочтительным представляет­ся в первую группу выделить формы участия граждан (представителей народа) непосредственно в осуществлении правосудия. Ко второй группе следует отнести опосредованные формы участия граждан в деятельности по осуществлению правосудия (и судопроизводства).

Исходной правовой базой для непосредственного участия граждан в от­правлении правосудия являются ч. 5 ст. 32 Конституции Российской Феде­рации, ст. 8 Закона о судебной системе.

Конституция (ч. 5 ст. 32) устанавливает: «Граждане Российской Феде­рации имеют право участвовать в отправлении правосудия». Закон о су­дебной системе, российские АПК, ГПК и УПК конкретизируют это общее положение. На основе указанных нормативных актов можно сделать вывод, что такое участие осуществляется в судах общей юрисдикции (в том числе и военных судах) при осуществлении правосудия по уголовным и граждан­ским делам в случаях, предусмотренных процессуальными кодексами. При этом присяжные заседатели участвуют лишь по уголовным делам, притом на уровне областных и им соответствующих судов’.

Отбор народных заседателей для участия в рассмотрении дел в район­ном суде (гарнизонном военном суде) осуществляется путем случайной выборки из общего списка народных заседателей, сформированного реше­нием законодательного органа субъекта Федерации. Для участия в рас­смотрении конкретного дела в районном суде народные заседатели отби­раются путем жеребьевки из числа отобранных заседателей путем выборки.

1 Закон о военных судах предусматривает образование судов присяжных (ст 10, 15, 28), но они фактически не образованы.

2 С введением в действие 1 января 2004 г. п. 3 ч. 2 ст. 30 УПК РФ о рассмотрении уголовных дел коллегией из трех судей федерального суда общей юрисдикции прекращается деятельность народных заседателей по рассмотрению уголовных дел (см. п. 2 Федерального закона от 26 апреля 2002 г. (29 мая 2002 г.) № 59-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон »О введении в дейст­вие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»»).

Глава 5. Конституц принципы организации и деят органов судебной власти 101

Своеобразно решен вопрос об участии арбитражных заседателей Ар­битражным процессуальным кодексом Российской Федерации (2002 г.). В соответствии с ч. 3 ст. 17 АПК РФ арбитражный суд первой инстанции рассматривает дела, возникшие из гражданских и иных правоотношений, в составе судьи и двух арбитражных заседателей, если какая-либо из сторон заявит ходатайство о рассмотрении дела с их (арбитражных заседателей) участием.

Присяжные заседатели (в отличие от народных заседателей) не имеют равных и одинаковых прав с судьей при отправлении правосудия. В суде присяжных полномочия в решении вопросов уголовного дела разде­лены между коллегией присяжных заседателей и профессиональным судь­ей (председательствующим). Коллегия присяжных выносит вердикт, т. е. решение по поставленным перед ней вопросам, включая основной вопрос о виновности подсудимого (ст. 339 УПК). Присяжные могут вынести обви­нительный или оправдательный вердикт. Вынося обвинительный вердикт, коллегия присяжных заседателей отвечает на вопрос о том, заслуживает ли подсудимый снисхождения и другие вопросы (ст. 339, 343 УПК РФ). Судья же в суде присяжных выносит приговор (обвинительный или оправдатель­ный). При наличии обвинительного вердикта присяжных судья выносит обвинительный приговор с назначением или без назначения наказания. Не во всех случаях обвинительный вердикт влечет обязательно вынесение обвинительного приговора (чч. 4 и 5 ст. 348 УПК). Однако при всех усло­виях вопросы наказания судья решает единолично.

Участие граждан в осуществлении правосудия означает что

В отличие от народных заседателей присяжные не избираются. Колле­гия присяжных заседателей, рассматривающих дело в суде, образуется путем жеребьевки в составе двенадцати комплектных присяжных заседате­лей и двух запасных (ст. 328 УПК).

К опосредованным формам участия граждан в деятельности по осуще­ствлению и обеспечению правосудия следует отнести все другие допущен­ные законом разновидности и способы их (граждан) участия, кроме непо­средственного отправления правосудия (в качестве народных, присяжных и арбитражных заседателей).

Принцип участия граждан (населения) закреплен во многих статьях Уголовно-процессуального кодекса. В частности: а) ст. 140 УПК рассмат-

См. ст. 2, 3, 5 Федерального закона от 17 ноября 1999 г. (2 января 2000 г.) № 37-ФЗ «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» (СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 158).

См. там же, ст. 6, 7 Закона.

Раздел I Общие положения

ривает в качестве повода к возбуждению уголовного дела заявления граж­дан; б) ст. 103 УПК допускает личное поручительство в качестве мер пре­сечения; в) ст. 160, 170 регламентируют участие граждан в качестве поня­тых для удостоверения факта, содержания и результатов следственных действий.

Действующий УПК допускает при осуществлении правосудия участие в судопроизводстве граждан в качестве защитника подсудимого (ч. 2 ст. 49 УПК). Наконец, нельзя не назвать такого массового участия граждан в судопроизводстве, как дача показаний в качестве свидетелей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *