Убрус что это такое
УБРУС
убрус м. устар. Платок, полотенце, вышитые узорами, расшитые золотом, жемчугом.
УБРУ́С, а, ч., заст.
Давнішим головним убором східнослов’янських жінок є намітка під назвою убрус (з наук. літ.).
* Образно. Як медова сита, Всіх осінь ситила. Отож на певнім тижні Убрус гаптований стелила всім земля – І річ заходила в людей про весілля (М. Рильський);
* У порівн. Він стояв, спершись обома руками на стіл, на якому, наче великий убрус з дивними візерунками, лежала військова карта (Л. Первомайський).
УБРУС м. плат, платок; фата; ширинка, полотнище, полотенце, особ. нарядное и браное; | низанный начельник, под венцом, на образах угодниц, или вообще не кованый иконный оклад, а шитый, браный, низанный, женской работы. Убрус новоженный, стар. почетная ширинка, подносимая молодою, на поклон; статья эта обратилась в налог, и местами, в наше время, ширинки взимались с новоженов, как дань. А кто дочерь дает замуж, и он волостелю дает, за повоженный убрус, четыре деньги, Акты. Отирая слезы убрусцем, летописн. Убрусный окладец. Убрусное ср. стар. сбор, взятка с новоженов. /| Убруса? новг. твер. порог. Убрусье? пск. отруби, оторье, высевки (не оброс ли? о нередко обращается в у).
убрус
убру́с
«женский головной платок, полотенце», укр. убру́с, др.-русск. убрусъ «полотенце» (Жит. Кодрата, ХI в.; см. Срезн. III, 1117 и сл.), ст.-слав. оуброусъ σουδάριον (Остром.), болг. убрус «платок, полотенце», сербохорв. у̀брус, словен. ubrȗs, чеш. ubrus, слвц., польск. obrus. Первонач. знач. «утирка», образовано от u- (см. у III) и к. цслав. бръснѫти, брысати «тереть»; см. Бернекер I, 90 и сл.; Мi. ЕW 370.
УБРУС
Смотреть что такое «УБРУС» в других словарях:
УБРУС — муж. плат, платок; фата; ширинка, полотнище, полотенце, особ. нарядное и браное; | низанный начельник, под венцом, на образах угодниц, или вообще не кованый иконный оклад, а шитый, браный, низанный, женской работы. Убрус новоженный, ·стар.… … Толковый словарь Даля
убрус — плат, платок Словарь русских синонимов. убрус сущ., кол во синонимов: 4 • плат (9) • платок ( … Словарь синонимов
УБРУС — старинный русский женский полотенчатый головной убор покрывало; также платок, полотенце … Большой Энциклопедический словарь
УБРУС — УБРУС, убруса, муж. (старин., этнол.). Платок, полотенце. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Убрус св. — полотенце, на котором, по преданию, отпечатлелся Лик Спасителя, когда Господь отер Лице Свое. Этот Убрус послан был к Авгарю, царю Эдесскому (см. Авгарь). В Эдессе Убрус находился до 994 г. В этом году греческий император Роман перенес… … Полный православный богословский энциклопедический словарь
Убрус — (от церк. слав. бръснти, брысати «тереть») плат, платок, полотенце. Убрус (головной убор) русский женский головной убор Убрус (иконопись) полотенце, элемент иконы или фрески … Википедия
убрус — старинный русский женский полотенчатый головной убор, платок, полотенце. * * * УБРУС УБРУС, старинный русский женский полотенчатый головной убор покрывало; также платок, полотенце … Энциклопедический словарь
убрус — (полотенце, платок). Общеслав. Производное от несохранившегося убруснуть < *ubrusnǫti тж., преф. образования (ср. утереть) того же корня, что др. рус. брысати «тереть», брысало «полотенце, платок». Убрус буквально «утиральник» … Этимологический словарь русского языка
Убрус
Убру́с — 1) плат, полотно, полотенце; 2) Святый (Святой) Убрус — Нерукотворный Образ Спасителя; плат с нерукотворным изображением лика Иисуса Христа.
Сохранился ли Святой Убрус до наших дней?
Предание о Нерукотворном Образе Спаса доносит до нас историю происхождения этой святыни.
Когда Едесский правитель, Авгарь Ухама, страдавший от тяжелой болезни (проказы), неизлечимой обычными врачебными средствами, узнал о чудесах, совершаемых Христом на территории Палестины, он отправил к Нему своего слугу Ананию (Ханнана), предварительно вручив ему послание, в котором просил об исцелении. Кроме того, зная о преследованиях Христа со стороны иудеев, Авгарь предложил Ему кров и убежище.
Ввиду необходимости исполнения главной задачи Пришествия в мир, Спаситель от приглашения отказался, однако пообещал прислать впоследствии одного из Своих учеников, который не только излечит Авгаря от телесной болезни, но и исцелит от неведения граждан его страны.
Анания был живописцем и имел поручение от Авгаря запечатлеть образ Мессии в случае, если Тот откажется прибыть в Едессу лично. Когда Анания хотел было взяться за написание образа, ему не удалось приблизиться к Спасителю, так как Он был тесним огромными толпами людей. Сколько он ни пытался воспроизвести на материи сияющее Божественной славой лицо, ему никак не удавалось достичь желаемого результата.
Тогда Господь, уразумев происходящее, повелел принести ему плат, после чего умыл Своё лицо и отерся. Таинственно и неизъяснимо на плате отпечатлелся Его Божественный лик. После того как Убрус был вручен живописцу Ханнану, тот доставил его в Едессу.
Авгарь принял Нерукотворнный Образ с благоговением и с тех пор исцелился, хотя болезнь всё же оставила на его плоти некоторые следы. Окончательно он был исцелен апостолом Фаддеем, который был направлен в Едессу апостолом Фомой после того, как Господь, искупив человеческий род и воскреснув, вознесся на Небеса и воссел одесную Отца.
Фома просветил горожан светом Евангельской проповеди и Едесса сделалась христианской.
Убрус был наложен на доску и утверждён в нише, располагавшейся в крепостной стене над городскими воротами. Все входившие в город через ворота должны были воздавать Нерукотворному Образу поклонение.
Когда, спустя годы, один из потомков Авгаря стал насаждать в Едессе языческую веру, местный епископ, получив откровение, пришёл ночью к воротам, зажёг перед Образом лампаду и замуровал вмещавшую его нишу, причём сделал это настолько искусно, что место хранения иконы уже ничем не выделялось на общем фоне стены. Со временем о местонахождении Образа забыли.
Прошли столетия, прежде чем Нерукотворный Образ вновь был явлен народу.
В 545 году, когда персидский царь Хосрой I (Хозрой I) осадил город Едессу и готовился им овладеть, епископу Евлавию было видение: Жена, явившаяся ему в Небесном величии, указала на место хранения Нерукотворного Образа и повелела взять этот Святой.
Подчиняясь Божественной воле, Евлавий вскрыл замурованную нишу и обнаружил утраченный было Святой Убрус. Образ оказался неповрежденным. Более того, на закрывавшей его каменной (керамической) плите он обнаружил ещё один образ Спасителя, чудесно отобразивший тот, который был запечатлен на Убрусе.
После того как перед Нерукотворным Образом было совершено моление, а затем, с крестным ходом он был пронесен по городским стенам, враг отступил.
Когда в VII веке арабы овладели Едессой, христианам было дозволено поклоняться Образу как святыне. Слава об этой нерукотворной иконе распространилась по всему Востоку.
В 944 году императоры Константин VII Порфирородный и Роман I Лакапин, движимые ревностью о Господе, договорились с властями Едессы о выкупе иконы. В дар за икону им было отправлено 12000 сребреников и 200 пленных сарацин. Вместе с тем было им было дано обещание, что отныне город не будет подвергаться нападениям со стороны императорских войск.
Горожане, конечно же, не хотели расставаться со своей святыней. Однако правителю удалось склонить их к согласию: кого увещеваниями, кого силой и принуждением, кого угрозами смерти.
15 августа 944 года Нерукотворный Образ был доставлен во Влахернский храм, оттуда — в храм «Фарос». 16 августа он был внесён в Константинопольский храм Премудрости Божьей. После чествований и поклонений Нерукотворному Образу, его возвратили в Фарос. В память об этих событиях Церковью был установлен особый Праздник. Он отмечается ежегодно 16 (29) августа.
Со временем Святой Убрус был утрачен.
Согласно наиболее распространённому мнению, он был похищен из Фароса по разграблении Константинополя крестоносцами в 1204 году и направлен в Венецию на корабле. До Венеции судно так и не дошло: затонуло в Мраморном море. Вместе с судном пошёл на дно и Убрус.
По одному частному преданию, Нерукотворный Образ в Мраморном море не тонул. В XIV веке Иоанн Палеолог передал его генуэзцам в знак признательности за помощь в освобождении некоторых земель от владычества сарацин. Так икона попала в Европу. Правда, впоследствии выяснилось, что образ, выдаваемый за оригинальный Святой Убрус, принадлежит более позднему письму.
Согласно другому преданию, тоже частному, Нерукотворный Образ Спасителя путём сложных перипетий попал на территорию Грузии. Раньше этот образ выставлялся для поклонения. Однако, и он оказался рукотворным.
Что такое Плат Вероники?
Почитаемый в Православной Церкви Святой Убрус не следует путать с известным на Западе Платом Вероники. Принципиальным отличием этой иконы является то, что Христос представлен на ней в терновом венце.
Согласно преданию Западной Церкви, происхождение этой иконы связано со следующим преданием. Вероника была той кровоточивой женой, которую исцелил Господь ( Мф.9:20-22 ). Она сопровождала Его во время шествия на Голгофу, к месту Его последних страданий и жертвенной смерти. Сочувствуя и желая хоть как-то помочь Своему исцелителю, она подала Ему плат, чтобы Он смог стереть с лица капли пота и крови. В знак благодарности Спаситель вернул этот плат с чудесно проявившемся на нём отпечатком Своего лица.
В другом варианте истории о происхождении плата сообщается, что Вероника, желая иметь при себе образ Христа, попросила написать его Евангелиста Луку. Но все его попытки не увенчались успехом. Тогда Господь, зная о её желании, Сам пришёл к ней на вечерю, умылся и приложил плат к лицу, после чего на нём и отобразился Его святой лик.
Также на статус Плата Вероники претендуют три реликвии, находящиеся: в соборе апостола Петра в Риме, в кафедральном соборе небольшой деревни итальянской провинции Абруццо, в монастыре испанского города Аликанте.
Убрус, понёва и вилочка: что вы знаете о праздничном древнерусском наряде
В продолжение темы культурного наследия Древней Руси наш блогер из «ДШИ.онлайн» показывает, как наряжались древние модницы, зачем украшали нижнюю рубаху, и предлагает порассуждать о преемственности моды.
Давайте перенесёмся во времена Древней Руси. Как и в наше время, в старину очень любили наряжаться. Рассмотрим на примере праздничного костюма племени вятичей, что было модным и стильным тысячу лет назад, в эпоху становления Древнерусского государства, а также посмотрим, что унаследовала современная одежда у предков москвичей.
Реконструкция облика зажиточной замужней молодой женщины племени вятичей второй половины XI века на территории современного Одинцовского района Московской области.
Основу комплекта составляла рубашка — нижнее платье, выполнявшее функцию белья. Рубаха могла быть туникобразного кроя или поликовая, с маленькими складочками, заложенными у ворота. Праздничный вариант мог декорироваться привозным и очень дорогим в то время шёлком, а также тесьмой, тканой на дощечках, и плетёными шнурками на особом приспособлении — «вилочке».
Разрез ворота мог быть как центральным, так и боковым. Застёгивался он на металлические пуговки-грибочки либо бусинки или бубенцы. Роль пуговок также могли играть обшитые шёлком вишнёвые косточки. Рубашка имела в старину важное, сакральное значение для человека, считалась частью организма, второй кожей. Именно поэтому по вороту, рукавам, подолу её обязательно хотя бы минимально декорировали, дабы через эти отверстия в человека не проникли злобные силы потустороннего мира.
В материнскую рубашку заворачивали новорождённого, чтобы с помощью материнской энергии защитить маленького человека от болезней и посягательства огромного количества духов, населявших, по поверьям славян, весь окружающий мир.
Поверх рубахи надевался предок современной юбки, древнейшая одежда славянок — понёва, которую шили из трёх, реже четырёх полотнищ смесовой ткани — льна и шерсти. Цвета и узор могли разительно отличаться от региона проживания хозяйки, её социального и семейного статуса, возраста. По сути, древнерусский костюм играл роль и паспорта, и странички в социальной сети — по нему практически всё можно было узнать о человеке. Понёву начинали носить девушки, и, конечно же, носили взрослые женщины. В этнографии сохранились записи старинного обряда «впрыгивания в понёву»: девушка ходила по скамье туда и обратно, а её мать держала понёву раскрытой и приговаривала: «Вскоци дитятко, вскоци милое!» — а девушка капризничала и уворачивалась от рук матери со словами: «Хоцу — вскоцу, хоцу — не вскоцу!» Праздничную понёву также декорировали шёлком, тесьмой, шнуром. К её подолу могли пришиваться бронзовые бубенчики. Их звон отгонял от хозяйки злые силы.
Для тепла поверх рубахи и понёвы надевался навершник или летник из некрашеной овечьей шерсти. На ноги — вязанные иглой гольфы, удерживавшиеся на икрах с помощью шнурков-онучей и кожаные поршни, или, у состоятельных людей, ботиночки.
Особый интерес представляет головной убор славянских женщин. Это мог быть как простой убрус (платок) из льна, шерсти, шёлка, так и сложная конструкция из нескольких платков твёрдой основы — кокошника, кички, самых разных форм, например с рожками, что является наследием старинных верований. Такой головной убор сохранился, пройдя через столетия, до ХХ века в народном костюме Рязанской области.
Таким был старинный женский племенной костюм в IX–XI веках. Возможно, и в наше время, пусть и в изменённом виде, остались отголоски моды прошлых веков. Давайте вместе подумаем: что в современном облике мы унаследовали от предков? Пишите свои ответы в комментариях!
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
убрус
Смотреть что такое «убрус» в других словарях:
УБРУС — муж. плат, платок; фата; ширинка, полотнище, полотенце, особ. нарядное и браное; | низанный начельник, под венцом, на образах угодниц, или вообще не кованый иконный оклад, а шитый, браный, низанный, женской работы. Убрус новоженный, ·стар.… … Толковый словарь Даля
убрус — плат, платок Словарь русских синонимов. убрус сущ., кол во синонимов: 4 • плат (9) • платок ( … Словарь синонимов
УБРУС — старинный русский женский полотенчатый головной убор покрывало; также платок, полотенце … Большой Энциклопедический словарь
УБРУС — УБРУС, убруса, муж. (старин., этнол.). Платок, полотенце. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
УБРУС — в древне русск. быту особое полотенце, кот. повязывали голову; в церковн. языке платок с изображением Спасителя в терновом венце. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907 … Словарь иностранных слов русского языка
Убрус св. — полотенце, на котором, по преданию, отпечатлелся Лик Спасителя, когда Господь отер Лице Свое. Этот Убрус послан был к Авгарю, царю Эдесскому (см. Авгарь). В Эдессе Убрус находился до 994 г. В этом году греческий император Роман перенес… … Полный православный богословский энциклопедический словарь
Убрус — (от церк. слав. бръснти, брысати «тереть») плат, платок, полотенце. Убрус (головной убор) русский женский головной убор Убрус (иконопись) полотенце, элемент иконы или фрески … Википедия
убрус — (полотенце, платок). Общеслав. Производное от несохранившегося убруснуть < *ubrusnǫti тж., преф. образования (ср. утереть) того же корня, что др. рус. брысати «тереть», брысало «полотенце, платок». Убрус буквально «утиральник» … Этимологический словарь русского языка