Уберизация экономики что это

Эффект уберизации: как шеринг услуг поможет спасти экономику

Уберизация экономики что это

Общество оказалось в уникальной ситуации, требующей мобилизации всех ресурсов. Медики бьются за человеческие жизни, ученые — изобретают вакцину, финансисты и экономисты пытаются удержать экономику и не допустить глобальной рецессии. ИТ-отрасль не остается в стороне: сегодня все цифровые продукты так или иначе ориентируются на то, чтобы помочь обществу решить повседневные вопросы выживания. Речь не только о доставке товаров первой необходимости, но и о такой насущной проблеме, как сохранение заработка.

Пандемия рано или поздно пройдет, но после нее всем придется заново строить экономику. Сейчас работодатели скованы неопределенностью, непонятно, что будет не только в ближайшие месяцы, но и через несколько лет. А люди, оставшиеся без заработка, озабочены вопросом, как им прокормить себя и семью. Для того, чтобы обеспечить компании нужными в моменте кадрами, а людей — источником заработка, нужно быстро перераспределить трудовые ресурсы.

Рынок труда

Новая экономическая реальность в период коронавируса — уникальная возможность взглянуть на рынок труда по-новому. Грядет безработица во всех отраслях без исключения. Только за две недели июня численность официально зарегистрированных безработных в России увеличилась на 16% и составляет 2 млн 424 тыс. человек. А реальная цифра безработных в стране превышает уже 4,5 млн. Неизбежно сокращается число малых и средних бизнесов. Тем компаниям, которые переживут кризис, придется придумывать, как выйти из него с наименьшими потерями и оптимизировать внутренние процессы с учетом новой реальности.

Уберизация экономики что это

HR-специалисты видят серьезные перспективы удаленной работы. По оценкам экспертов, к концу 2021 года от 25 до 30% сотрудников будут работать из дома несколько дней в неделю. И если такой запрос от сотрудников был всегда (многих привлекала удаленка), то сегодня после локдауна спрос на удаленную работу со стороны компаний становится трендом. Некоторые технологические компании уже сейчас предполагают, что откажутся от постоянных офисов — это решение может создать новую бизнес-модель, которая будет даже более гибкой, чем модель коворкингов. Но что делать компаниям, которым такое не подходит, тем, кто будет вынужден максимально сокращать траты, в том числе на штате сотрудников, чтобы сохранить бизнес? В скором времени будут распространяться альтернативные формы найма. Подход к работе с персоналом может измениться — ключевым может стать не удержание людей в штате, а создание под каждую потребность компании задачи, которая будет закрываться благодаря привлекаемым на проект специалистам.

Трансформация трудовых отношений

Не все можно перевести в удаленный формат. Процессы, в которых необходимо физическое присутствие людей, в будущем могут до какой-то степени автоматизироваться. По оценкам PwC, доля рабочих мест, находящихся под угрозой автоматизации, к середине 2030-х годов составит около 30%. Однако сейчас многое можно не только перевести на удаленку (если процессы не касаются лицензирования и спецдопусков, как например, на атомных станциях), но и поручить внешним сотрудникам. Это не обязательно означает, что мы потеряем рабочие отношения, понятие коллектива и корпоративной культуры. Современный софт уже заменил нам традиционное офлайн-общение с коллегами — ежедневные созвоны в Zoom, доски совместной работы в Miro и даже онлайн-корпоративы.

Уберизация экономики что это

Рынок меняется, и сегодня важно уметь быть гибким и быстро адаптироваться под новые условия. Повышая уровень команды, вкладывая в ее обучение, быструю адаптацию новичков, компания в том числе инвестирует в свое будущее в долгосрочном плане, в устойчивость при возникновении новых кризисов. Из-за невозможности личного обучения растет использование удаленных онлайн-решений. Пандемия ускорила развитие рынка EdTech, темпы роста которого и раньше были крайне высоки. Если в 2019 году объем российского рынка онлайн-обучения оценивали в 45−50 млрд руб., то по итогам 2020 года он должен достичь уже 55−60 млрд руб. А использование AR/VR-технологий в обучении может помочь не только повысить вовлеченность сотрудников в рабочие процессы, но и минимизировать число контактов — не придется отвлекать опытных сотрудников для обучения новичков.

С трансформацией трудовых отношений и переосмыслением корпоративных процессов происходит и смена поведения у людей. Лишившись работы и адаптируясь к реальности, они вынуждены искать новые источники для заработка. Так, по данным YouDo.com, за два месяца карантина число новых исполнителей на сервисе увеличилось на 42%. Например, число заказов в курьерских услугах выросло на 50% — ретейлеры оказались перегружены, сроки доставки увеличивались. Именно в качестве курьеров чаще всего предлагали свои услуги новые исполнители, поэтому возросший спрос к услугам доставки был удовлетворен.

Люди регистрируются на платформах услуг, чтобы переждать кризис и заработать, применив свои навыки. Переход в режим самозанятости может стать и долгосрочным решением для многих, кто трудился в еще совсем недавно стабильных отраслях. Эта форма имеет большие перспективы.

Уберизация экономики что это

Уберизация экономики что это

Больше гибкости, меньше налогов

Для России самозанятые — это уникальный инструмент. С помощью самозанятости можно эффективно перераспределять человеческие ресурсы между теми областями, где это нужно. По данным ФНС, к марту 2020 года в России было зарегистрировано более 500 тыс. самозанятых. Этот статус дает доступ к огромному числу заказов не только от частных лиц, но и со стороны бизнесов. К тому же, сегодня самозанятые приравниваются к МСП и могут участвовать в государственных закупках: средний чек таких подрядов выше, чем в сегменте c2c, соответственно, и заработок для исполнителя больше.

Для одних самозанятость становится вынужденным выбором, когда они теряют привычные источники заработка, а другие добровольно выбирают более свободные взаимоотношения. Самозанятые обладают большей гибкостью, чем наемные сотрудники. Очевидные плюсы этой формы занятости — не нужно каждый день ходить в офис, можно самостоятельно выстраивать график, выбирать проекты и заказчиков, с кем работать. Безусловно, при сотрудничестве между компанией и самозанятым заключается договор. Самозанятый становится некой единицей юридического типа, которая защищается в рамках этого договора. Но за каждым элементом свободы стоят определенные обязательства. Следует понимать, что самозанятый не имеет традиционных трудовых отношений с работодателем, поэтому о некоторых моментах ему стоит позаботиться самостоятельно — например, о своей пенсии. Это вопрос осознанности и личного выбора.

В России может возникнуть отдельная экосистема самозанятых граждан. За полтора года работы налоговый режим показал свою эффективность, поэтому государство делает многое для его дальнейшего развития. Например, часть самозанятых получила две меры поддержки из-за ситуации с коронавирусом — возврат налога за 2019 год и налоговый бонус в размере одного МРОТ.

Анаболический укол локдауна

Благодаря локдауну многие адаптировались к удаленной работе. Для компаний уже не так важно, где находятся их сотрудники. Первый человек, которого мы наняли за время карантина, живет в другом городе. Спрос у компаний в посткоронавирусную эпоху будет в сторону фриланса и адаптивных сотрудников. Это повлечет за собой рост проектной работы и развитие такого формата работы, как шеринг услуг. Такой инструмент могут предоставить платформы временной занятости. Формат работы с ними схож с использованием облачных технологий. Только в этом случае в облако входит колоссальное количество людей, ищущих подработку: студентов, разнорабочих, фрилансеров, независимых консультантов, вахтовиков, квалифицированных профессионалов, людей без опыта. Работодатели, черпая из такого облака столько ресурсов, сколько им требуется в моменте, смогут закрывать свои потребности, используя самозанятость.

Уберизация экономики что это

Благодаря этому, специалистов можно перебрасывать с объекта на объект максимально эффективно, не нанимая их в штат, а используя их квалификацию для закрытия определенных задач. Бизнес может сотрудничать с разработчиками по отдельным проектам, обращаться к копирайтерам для разовых задач, использовать самозанятых рабочих на строительных объектах. Это оказывается более гибкой и дешевой альтернативой трудовым отношениям — агрегаторы возьмут на себя функцию проведения платежа, оплату налогов и отчетные документы. Еще совсем недавно такой подход показался бы нереальным, но сейчас любую квалификацию можно оцифровать, а значит — находить с той же быстротой, как ответы в поисковых системах. Например, социальный рейтинг специалиста, сформированный на платформах, содержит информацию о человеке, отзывы о его работе, галочку верификации. В этом плане локдаун стал анаболическим уколом для ускорения процессов цифровой трансформации. То, к чему бы общество шло, проходя через многие этапы, стало нашей реальностью уже сейчас.

Как перераспределить ресурсы, применив убер-модель

Экономические последствия от коронакризиса еще предстоят долгому разбору и оценке экспертов, но уже ясно, что попытки остановить распространение вируса нанесли серьезный ущерб социальным и экономическим сферам. Сегодня необходимо действовать одновременно в обоих направлениях — подавлять вирус и смягчать негативное воздействие на жизнь общества. Один из вариантов, который учитывает оба фактора — тактический и стратегический — это построение гибкой системы перераспределения рабочей силы. Роль в построении такой системы может сыграть и государство: оно может провести переоценку рынков, которые в настоящее время сами занимаются перераспределением ресурсов, и поддержать уберизацию труда. Синхронизация выгодна обеим сторонам: одновременно проходя цифровую трансформацию, государство и бизнес смогут «насыщать» друг друга знаниями создания, внедрения и управления клиентским опытом. Это поможет выйти из ситуации с минимумом потерь для всех — государства, безработных, бизнеса.

Подписывайтесь на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Источник

Уберизация – что это такое?

uberizaciya_-_chto_eto_takoe.jpg

Уберизация экономики что это

Похожие публикации

Понятие «уберизация» применяется для обозначения одного из направлений эволюции экономики и процессов в сфере предпринимательства. Данный термин не раскрывается отечественным законодательством, его появление связывают с функционированием компании Uber (создателем сервиса по онлайн-подбору автомобиля для поездок). В масштабах отдельных сегментов рынка, экономики государства это может оказывать как положительное, так и негативное воздействие.

Уберизация – что это такое простыми словами

Для уберизации характерно применение цифровых технологий, высокая скорость обработки информации и автоматизация большинства процессов. Для расширения клиентской базы за счет максимального охвата аудитории потребителей и минимизации расходов создаются мобильные платформы (например, по быстрому поиску пользователями свободных транспортных средств для поездок в нужном направлении, или свободных гостиничных номеров для проживания). Это позволило напрямую свести покупателей и поставщиков услуг, сократить эксплуатационные расходы вследствие отказа от традиционной схемы ведения бизнеса.

Как работает уберизация, что это такое? Это компьютеризация сферы услуг, замена человеческого трудового ресурса средствами автоматизации. Для этого разрабатываются электронные площадки, пользователями которых являются поставщики и потребители услуг. Функции по сведению покупателей и продавцов, рекламе сервиса берет на себя владелец интернет-площадки, взамен он получает комиссионное вознаграждение.

Уберизация бизнеса

Цифровизация частного бизнеса и госсектора экономики в условиях роста распространения мобильных технологий неизбежна. Но это может стать причиной одномоментного высвобождения большого числа специалистов (в результате автоматизации большей части технических операций) и даже привести к упадку целых отраслей.

Положительными чертами уберизации являются:

быстрая адаптация бизнес-системы к меняющимся условиям;

возможность охватить максимальное число покупателей в короткие сроки.

На примере частного бизнеса уберизация услуг проявляется, например, в создании служб такси, которые работают с мобильными приложениями по онлайн-заказу транспорта. Схема состоит из трех звеньев:

«убер», который выполняет функции администратора, посредника между продавцами и покупателями, занимается регуляторной деятельностью;

субъекты хозяйствования, оказывающие услуги и получающие заказы через электронный сервис «убера»;

потребители, заказывающие услуги через цифровую платформу.

Уберизация экономики предусматривает активное использование интернет-площадок для создания условий по прямому взаимодействию заказчиков услуг с их исполнителями. Непосредственные поставщики работ и услуг не являются собственниками цифровой платформы, через которую осуществляется административно-регуляторная деятельность, но они могут в полном объеме пользоваться функционалом таких приложений для увеличения собственной выгоды.

Цифровизация бизнеса требует наличия большого числа агентов, оказывающих услуги. Это условие можно выполнить в сфере логистики, транспортных перевозок, автосервисов, торговли, аренды жилья, маркетинговых исследований и т.п.

Так, уберизация в логистике направлена на сведение между собой покупателей товаров и грузоперевозчиков. Потребители получают возможность сократить сроки доставки купленных изделий, поддерживать связь с транспортным агентом и отслеживать текущее местонахождение груза. Для грузоперевозчика выгода заключается в минимизации холостых рейсов, появлении возможности эффективно планировать рабочую загрузку.

Уберизация социальных услуг

В Ханты-Мансийском АО с января 2018 года и до конца 2019 года реализуется проект по уберизации сегмента соцуслуг населению. ]]> Онлайн-портал ]]> предлагает гражданам воспользоваться возможностью заказать услуги:

по устройству пожилых людей в семьи.

База данных ресурса аккумулирует сведения о лицах, нуждающихся в таких социальных услугах и о возможных исполнителях работ. Правовая регламентация пилотного проекта уберизации соцуслуг осуществляется через Постановление Правительства ХМАО-Югры от 22.12.2017 г. № 559-п.

Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.

Источник

Алексей Павлюц

Личный сайт

«Уберизация» экономики. Теория правильного «убера»

Благодаря Владимиру Румянцеву я стал много думать на тему «уберизации» экономики. Тема очень обширная, стратегическая, и относится этот процесс к числу тех, что радикально меняют само лицо экономики, поведение субъектов и макро-параметры. Вот это и хотелось бы максимально сжато обобщить.

Итак, под «уберизацией» мы будем понимать влияние на сектора экономики сервисов, обеспечивающих координацию деятельности независимых агентов рынка, оптимизирующих взаимосвязи между ними. В данном случае «убер» — имя не собственное, а нарицательное, которое, подобно ксероксу, будет обозначать целый класс явлений.

Для глубокого понимания «как это бывает и куда ведет» я настоятельно рекомендую к просмотру видео лекции Владимира Румянцева. Оно длинное, но стоит того. Здесь же хочу сформулировать ключевые тезисы, важнейшие для понимания. Итак…

Кто такой «убер»?

«Убер» — это сервис на определенном рынке, координирующий деятельность независимых агентов в реальном масштабе времени, используя информационные и телекоммуникационные технологии, построенный на единых правилах, а так же на принципах добровольности участия и взаимной выгоды. В общем случае он обеспечивает максимально эффективную стыковку «потребность-возможность», получая за свои услуги вознаграждение, существенно меньшее, чем транзакционные издержки агентов на эту же стыковку другими способами. При этом сам «убер» является так же независимым агентом, «жадность» которого сдерживается, во-первых, требованием очевидной полезности участникам рынка, а во-вторых — отсутствием монополии на «убер-услуги».

В чем смысл «убера»?

Правильно приготовленный «убер» в первую очередь снижает транзакционные издержки своих клиентов через:

Что делает «убер»?

Ключевое, что делает хороший, годный «убер» — он забирает на себя часть бизнес-функций своих клиентов, форматирует их единообразным, для всех своих клиентов одинаковым способом и определяет «правила игры», балансирующие интересы независимых агентов рынка.

Например, тот «убер», который Uber, или, более понятный пример — Яндекс.Такси забирает на себя бизнес-функции:

Замечу, что это терминальный случай «уберизации рынка», когда «убер» забирает на себя фактически все ключевые и общие для этого рынка бизнес-процессы, причем увязывает их воедино. «Просто добавь машин». Но и рынок здесь структурно прост, оперирует небольшим количеством параметров услуги и вообще — довольно примитивен. В более сложных случаях «убер» скорее забирает на себя одну конкретную бизнес-функцию без особого разделения на отдельные рынки, но ее забирает от начала и до конца.

Keynote: не просто «предоставляет информацию участникам», а именно единообразно форматирует и эффективно исполняет определенную часть бизнес-функций! При этом выполняя эту функцию полностью, т.е. если продажа — то от представления товара клиенту через сделку до получения от клиента отзыва о качестве.

Чем выгоден «убер» рынку?

Снижением транзакционных издержек. Взятые на себя процессы он выполняет существенно более эффективно, чем сам агент, в каждом экземпляре процесса обеспечивая результат если не оптимальный, то заведомо лучший по соотношению результат/усилия, с дополнительным уменьшением рисков.

На примерах: клиенту удобнее и быстрее вызвать такси через сервис, чем обзвонить 10 диспетчерских и сравнить цены. При этом он может быть уверен, что стоимость получится не выше средней по рынку, качество будет приемлемым, а если что не так — исполнитель понесет ответственность. Аналогично, владельцу машин выгоднее получать поток заказов и платить комиссию по факту получения оплаты, чем содержать свою структуру, которая будет эти заказы искать.

Keynote: «убер» должен выполнять целевую бизнес-функцию более эффективно, чем сам ее владелец или другой «убер»

Где есть место для «убера»?

Там, где взаимодействует большое количество агентов, и существуют попарно стыкуемые бизнес-функции, либо в достаточной степени унифицированные и принятые обществом подходы и алгоритмы действий.

Очевидно что это, конечно, «купить-продать», ибо суть экономических отношений субъектов сводится именно к этому. А вот выделить предметную область «купить-продать» и отформатировать ее единообразно — вот в этом и состоит искусство «уберостроения».

Кроме того, необходимо, чтобы любой отдельно взятый товар или услуга обязательно производился и потреблялся сравнительно большим числом агентов либо мог быть легко замещен.

Keynote: Наиболее быстро «уберизируеются» широкие рынки с устоявшейся понятийной системой, легко каталогизируемым (в идеале — и тарифицируемым) набором товаров/услуг, обладающих конечным набором параметров, но при этом со значительным количеством агентов. Плохо «уберизируются» рынки с «размытыми» определениями товаров и услуг и особенно рынки с сильной зависимость стоимости от некаталогизируемых параметров товара/услуги.

Где нет места для «убера»?

keynote: «убер» — для массовых рынков с тысячами и миллионами участников, уникальные товары, узкие ниши и специфичные рынки — не для него. Хотя компании, работающие на этих рынках тоже извлекут из «убера» пользу в какой-то другой части своей деятельности.

Что нужно «уберу» для успеха в трансформации рынка?

Полагаю, что нужно следующее:

Keynote: «полезность убера» нелинейно растет от числа участников при условии баланса участников по ролям. Условием успеха является вменяемость общих правил «убера».

Как влияет «уберизация» на размер бизнеса?

Способствует его дроблению и углублению разделения труда. «Вертикальная интеграция» имеет основной целью как раз снижение транзакционных издержек и рисков, связанных с обеспечением технологических цепочек. Неразвитые рынки, высокая вероятность не получить нужные части, товары или услуги — являются основным драйвером. Правильно приготовленный «убер» обеспечивает меньшие транзакционные издержки и меньшие риски в цепочках снабжения, чем «натуральное хозяйство», и на порядок большую масштабируемость поставок.

На примере: если у тебя в любой момент времени «на кончиках пальцев» десятки производителей гаек с их складскими запасами, выровненной рынком «справедливой» ценой, и весьма низкой вероятностью не выполнить заключенную сделку, то свой собственный гайконарезной завод становится бессмысленным. Либо ты его включаешь в «убер» и он работает как независимое звено на рынке со всеми потребителями гаек, либо ты неэффективен, и твоя итоговая продукция — не оптимальна по себестоимости. И кстати, гайконарезной станок то стоит, то в три смены молотит.

К тому же «уберу» не принципиально — работать с тысячей агентов, проводящих по сто сделок в день или со ста тысячами агентов, проводящих по одной сделке. Это технология, она очень дешево масштабируется.

Keynote: С точки зрения бизнес-функции «убер» обеспечивает эффективность взаимодействия независимых субъектов, существенно превышающую эффективность взаимодействия вертикально-интегрированных структур, меньшие транзакционные издержки и риски, в силу чего усиливает специализацию субъектов, углубляет разделение труда и выделение рынков. Количество агентов не играет роли, «убер» легко масштабируется. Стратегически, «уберизация» ведет к разрушению вертикально-интегрированных структур.

Как влияет «уберизация» на цену и конкуренцию?

Выравнивает цену по балансу спроса и предложения с учетом таких факторов, как репутация и история агентов, «подпор» себестоимостью и предельной ценой, которую готов платить покупатель, и т.д. Таким образом, успешный «убер» формирует справедливую рыночную цену.

Создавая эту цену, он существенно увеличивает роль внутренней эффективности в достижении успеха в «жестко уберизированном» секторе, т.е. необходимо оптимально выполнить основную функцию — решить что произвести и произвести товар/услугу.

С другой стороны, конкуренция частично уходит в плоскость создания новых продуктов, репутацию производителя. Безупречная репутация позволяет продавать чуть дороже, новый продукт — позволяет ненадолго сместить баланс рынка в свою пользу.

Keynote: «правильный убер» выравнивает цену, снижая «случайные», нерыночные, манипуляционные и коррупционные доходы производителей, выравнивая таким образом возможности. Точка, определяющая эффективность агента «убер-экономики» смещается от эффективных продаж к эффективному производству товаров/услуг. Распределение объемов рынка в большей степени зависит от репутации и эффективности производства. Неэффективные — умирают. Эффективные и порядочные — развиваются.

Как «убер» способствует созданию новых бизнесов?

Он одновременно стимулирует небольшой и сфокусированный бизнес и снижает стоимость «входного билета», поскольку совершенно бесплатно предоставляет готовые ключевые бизнес-функции — продажи и снабжение. Ты хочешь производить гайки? Текущий уровень цен — вот он, себестоимость считай сам, комиссия «убера» известна. Объемы рынка в сравнении с твоими планами — огромны. Выгодно? Регистрируйся и начинай продавать. Сразу, сегодня.

Keynote: «Убер» облегчает создание новых бизнесов путем предоставления им «за так» очень эффективных ключевых бизнес-функций с одной стороны и «дробления» бизнеса с другой.

Какие перспективы влечет за собой «уберизация»?

«Убер» накапливает в себе колоссальные объемы данных о целевом для себя рынке, при этом накопление носит не административно-принудительный характер госстатистики, а характер объективный и естественный. Так, Uber или Яндекс.Такси «знает» о рынке такси на порядок больше любых экспертов, организаций или отраслевых ассоциаций, если только правильно распорядится накопленными данными. Вот она, BigData!

Правильное распоряжение этими данными, превращение их именно в информацию дает результат беспрецедентной ценности, как минимум:

Keynote: на определенной фазе зрелости «убер» начинает работать на развитие рынка в целом за счет превращения накопленных данных в знания. Полученные знания позволяют «убер-клиентам» дополнительно оптимизировать свой бизнес, а инвесторам — снижают риски инвестиций в предприятия сектора.

Как я уже писал, хороший «убер» структурирует рынок, обеспечивает «честную цену» и задает единые «правила игры». А кроме того — высокую ликвидность. Т.е. выполняемая им функция сама по себе уже имеет крайне высокую степень автоматизации и внутреннюю логику. Следующий шаг — интеграция управляющих и отчетных ИТ-систем предприятия на основе открытых API и правил бизнес-логики позволяет выстраивать полностью автоматические процессы производственного планирования от фактических продаж в режиме pull. Мanufacturing on demand и прочий леан с канбаном здесь появляются как бы из ниоткуда, благодаря свойствам самого «убера».

Это значит, что продажи через «убер» могут автоматически формировать производственный план в системе планирования, которая формирует потребность в материалах и комплектующих, которые опять же через «убер», возможно — другой, автоматом уходят в «закупку», и появляются в нужном количестве, в нужное время и по оптимальной цене. И на следующем «плече» этот процесс повторится для следующего агента, и так циклично до тех пор, пока не «соберется» вся производственная цепочка. Без участия человека, с автоматической оптимизацией на каждом шаге, которой можно доверять. А все связанные с этим транзакции сами лягут в учетную систему.

Keynote: тотальная «уберизация» экономики — означает кратный рост эффективности производственных цепочек, их непрерывную оптимизация и исключение из них человека как фактора. А так же переход от частных решений «где купить» и «почем продать» к общим решениям типа «ценовая политика» и «стратегия расширения бизнеса». Число участников цепочки перестает иметь значение. Фокус внимания смещается с эффективности взаимодействия на эффективность производства.

Ограничивается ли «уберизация» одним конкретным сектором?

Нет, не ограничивается. Во-первых, «уберизация» как концепция работает в почти любом секторе экономики, за редким исключением. Во-вторых, успешная «уберизация» одного сектора перемещает «узкое звено», мешающее развитию рынка в другой сектор и индуцирует там тот же процесс «уберизации».

Так, например, развитие в Китае розничных «мега-уберов» — taobao.com и aliexpress.com обозначило проблему: логистика розничных заказов, которые миллионы независимых продавцов отправляют миллиардам покупателей. Ответом стала «уберизация» логистики — Cainiao.com, который на единых принципах агрегирует более 3 тыс. организаций, занимающихся транспортом и доставкой, от самых крупных мировых сетей до небольших частных компаний. В итоге это дало систему, в которой скоординированным образом участвует более 1,7 млн. сотрудников, более 400 тыс. машин. В «день холостяка» 11.11.2015 сервис обработал ориентировочно 500 млн (. ) заказов на доставку.

Кроме того, взаимодействие «уберизированных секторов» еще более снижает транзакционные издержки за счет интеграции «уберов» этих секторов, включения поддерживаемых одним «убером» процессов в процессы другого через взаимодействие информационных систем, API и т.д.

keynote: прогресс «уберизации» одного сектора тянет за собой потребность в «уберизации» другого. Взаимодействие двух «уберов» легко автоматизируется и влечет значительный кумулятивный эффект, усиливающий обоих. Хороший «убер» всегда готов встретить брата по разуму из примыкающего сегмента, а то и создать его.

Масштабируется ли «убер» и куда?

Не просто масштабируется, а отлично масштабируется. Поскольку хороший убер строится исходя из принципа «20% усилий обеспечивают 80% результата», затрагивает самые распространенные процессы и в целом больше апеллирует к человеческим свойствам и объективным законам экономики, то он легко перешагивает границы с минимальными издержками, распространяет свое влияние на смежные рынки или использует на других вроде бы рынках те же подходы. Через Gett.com можно заказать не только такси, но и суши. Алиэкспресс начал работать в России и целится в Индию, Пакистан, США и далее — везде.

Серьезных ограничений для правильного «убера» всего два: предел рынка и другой «убер».

keynote: успешный «убер» неизбежно упрется в «потолок рынка» и обречен на расширение, географическое, в другие ниши, в смежные сервисы.

Что не является «убером», хотя вроде бы похож?

Многие проекты, претендующие на роль «убера» на самом деле таковыми не являются в первую очередь потому, что вместо качественного выполнения бизнес-функции они предлагают пусть даже качественное, но выполнение малой части этой бизнес-функции, потому описанные выше эффекты трансформации рынка не достигаются или очень ограничены. Так, например, не являются «уберами»:

keynote: не все то «убер», где есть покупатель и продавец в одном месте. «Убер» то, что обеспечивает эффективное взаимодействие бизнесов/клиентов, а не их сотрудников и ведет транзакции от начала и до конца с минимальным вмешательством человека.

Может ли государство создать «убер»?

Маловероятно. Оно может помочь, как в Китае, смотрите лекцию на видео. Или как минимум — не мешать. Успешный «убер» зарабатывает на успешных транзакциях своих клиентов и в силу этого максимально ориентирован на рост числа и объема этих транзакций. Государство (любое. ) не любит и не умеет такие вещи делать, зато имеет склонность к регулированию и принуждению, ибо по самой сути своей оно и есть элемент принуждения. Кроме того, государство не приемлет конкуренции с собой, хороший «убер» же должен расти под давлением конкурентов.

Максимум, что может разумно сделать государство — это стимулировать и поддерживать такого рода проекты, использовать по максимуму накопленные ими знания для управления отраслями и не мешать.

Keynote: государство как «уберизатор» в лучшем случае — неэффективно, в худшем — вредно ввиду принципиально разной мотивации и как сущности, и конкретных исполнителей.

Можно ли сесть и придумать «убер» для конкретного сегмента?

Можно. И даже нужно. Результат не гарантирован, но вероятность положительного результата существенно выше, чем вероятность набрести на «убер-идею» случайно.

Что для этого нужно сделать? Видится следующее:

Естественно, прохождение по этому пути требует определенного склада мышления и аналитических способностей, так что если что — зовите, я приду. Услуга платная.

И в заключение

«Уберизация» — это тот самый процесс проникновения информационных технологий на все рынки, который должен в корне изменить систему экономических отношений, планирования, производства и потребления. Это не просто локальный тренд, это мегатренд, магистральное направление, стратегическая перспектива.

Концепция повышения эффективности за счет автоматизации внутренних процессов свое уже отыграла, там больше нет существенных резервов для роста. Концепция peer-to-peer взаимодействия информационных систем предприятий без участия человека — не взлетела вовсе, ибо в отрыве от всего рынка таковое взаимодействие особой ценности не несет.

Глядя на то, что происходит в Китае (еще раз отсылаю к видео лекции!), нельзя не заметить, что «уберизация» не просто «взлетела». Она несется на всех парах, катком раскатывая тех, кто еще не понял в чем тут суть. Будь в системе или умри! При этом эта система совершенно добровольная, абсолютно рыночная и беспрецедентно открытая.

Мы если еще не на пороге, то стремительно приближаемся к эпохе сперва локальных, а затем и мирового госплана, который сформируется, удивительным образом, сам, без участия государства. Без насилия, регламентов, без чиновников.

Остановить это нельзя, это можно только оседлать и возглавить. И ближайшие минимум лет десять «убер-проекты» будут самым интересным направлением. Хотя бы потому, что по полпроцента с миллиарда успешных сделок — это сильно больше, чем 100% с одной неуспешной.

Эта статья и изложенные в ней идеи являются основной для книги, которая пишется прямо сейчас. Присоединяйтесь к ее спонсорам или критикам!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *