У вороны повреждено крыло что делать

Вы хотите спасти раненую дикую птицу: что делать

Рассказываем на примере ворона, которому ампутировали крыло

Если вы никогда не спасали диких птиц, вы вряд ли знаете, как это делается. Между тем такой навык может пригодиться в жизни совершенно неожиданно — так и случилось с обозревателем «МК», которому довелось поучаствовать в операции по спасению дикого ворона. История получилась доброй и совершенно волшебной, за ворона переживали люди в соцсетях — поэтому мы решили написать об этом в «МК».

У вороны повреждено крыло что делать

Фото: Екатерина Пичугина

— Тихо, не шевелись! Ворон, видишь? — сказал мне муж, когда мы приехали на велосипедах на очередное подмосковное озеро. Сфера путешествий в этом году значительно ограничена, поэтому мы совершаем велопробеги по озерам в окрестностях дачи.

— Ничего себе! — присвистнула я.

Черный ворон в Подмосковье — птица нечастая. Она важно ходила по берегу, подбирая клювом то, что оставили люди после пикников. Огромный черный ворон, такой же, как «охранники» замка Тауэр в Лондоне. И… такой же неспособный летать. Неожиданно ворон повернулся к нам и пошел навстречу. Даже если вы не никогда не понимали птичьего языка, вы бы сразу поняли по глазам: ворон был страшно голоден. К тому же в тот момент мы заметили, что он подволакивал крыло.

— У тебя есть что-то из еды? — спросил супруг.

В тот момент я готова была отдать ворону последний кусок хлеба, но в рюкзаке были шоколадная конфета и астраханская вобла. На безрыбье сошла и вобла. Я клала кусочки на землю, отходила на пару метров, ворон хватал их и упрыгивал есть в кусты. Так продолжалось несколько раз, пока вобла не кончилась.

До дачи было больше 30 км, за спиной — один рюкзак. Оставлять птицу в таком состоянии одну было невыносимо, но другого выхода не было. Переломы у птиц не заживают самостоятельно, шансы выжить в дикой природе зимой равны нулю. Либо умрет с голоду, либо замерзнет, либо его порвет собака.

— Ты ведь поедешь завтра за грибами на машине? Может, заскочишь его покормить? — спросил муж, которому утром надо было уезжать в Москву.

В то время у меня в голове уже сложился план: «Я приеду его забрать».

. Вообще-то я никогда не ловила птиц. И даже не представляла, с какого боку к ним подходить. Поэтому кинула клич в соцсетях.

Из разнообразных советов я вынесла, что мне понадобятся коробка, одеяло, рыболовный сачок, приманка. На даче были найдены старая переноска для кошек, сачок, старый тюль, а в магазине куплено куриное филе. Ну и еще я припасла пирожков.

На следующий день, погрузив «оборудование» в машину, я отправилась к озеру. Шансы найти птицу на том же месте были мизерными. Озеро большое, местами непроходимое. Если ворон ускакал в болотистые заросли, миссия была невыполнима. Да что уж там: за сутки он мог упрыгать в любом направлении на многие километры…

И все же озеро было идеальным убежищем. Людей было немного, а те, что случались, оставляли объедки. Вода была в зоне доступа, что важно для нелетной птицы. Заросли кустов по берегам служили укрытием.

То, что я встретила Карпа (надо же было его как-то назвать до определения гендерной принадлежности!) на том же месте, стало приятным шоком. Не могу сказать, что он кинулся ко мне с раскрытыми крыльями. Напротив: посмотрел подозрительно и перестал подходить ближе чем на три метра. Видимо, сразу почуял, что переноска и сачок — это не просто так.

Сачок оказался раза в два меньше Карпа — его пришлось сразу отбросить. Поначалу я решила, что Карпушу надо приручить едой, и стала кормить его. Примерно через полчаса ворон наелся: я поняла это потому, что интерес к курице он значительно утратил, а те куски, что неохотно брал, закапывал по кустам. К тому же он стал упрыгивать подальше от меня, в густые кусты и на пригорки.

Я решила переходить в наступление и принялась потихоньку переходить на бег. Для птицы со сломанным крылом Карпуша оказался очень быстро бегающим, а главное — прыгающим. Периодически мы брали передышку и внимательно глядели друг на друга. Карп, устроившись на какое-нибудь бревно на горе, красноречиво подтачивал о ветку массивный клюв, давая понять, что в обиду себя не даст, хоть и инвалид. Я объясняла ему, что хочу добра, умоляла, уговаривала. Он смотрел не моргая. Но идти в сторону переноски не хотел.

У вороны повреждено крыло что делать

Фото: Екатерина Пичугина

В какой-то момент я впала в отчаяние. Такую лошадь я одна точно не изловлю… И стала думать о плане В: приезжать к Карпу с едой по выходным, пока не стерпится — не слюбится.

И вот когда мы выскочили из очередных кустов — взъерошенный Карп со сломанным крылом и взмыленная я, с тюлем в одной руке и куском сырой курицы в другой, — мы наткнулись на мирную семью, которая готовилась устроить пикник.

Молодые мама, папа и маленькая девочка сначала посмотрели на нас с большим удивлением. Быстрее всех сориентировалась глава семейства Марина:

— Тебе помочь? — она сразу оценила обстановку.

— Ага, — обрадовалась я, вытирая десятый пот.

Кто же откажется от помощи в такой ситуации?

— Заходим с разных сторон и окружаем его, скоро он выдохнется! — скомандовала Марина, которая, как выяснилось в процессе, оказалась дочерью охотника и имеет опыт по отлову сбежавших попугаев.

— Видишь, он уже открыл клюв — устал, — сообщила Марина примерно на пятидесятой минуте, выжимая футболку. — Зачем ты его, накормила, дура? Он теперь сил набрался! Но поймать его — теперь дело принципа, он от нас не уйдет.

Карп оказался чрезвычайно сильным вороном. Заманивал нас в самые густые кусты. Периодически он выбегал к озеру, пил воду — и вновь сбегал от нас.

Примерно полтора часа кардионагрузок заняло у трех взрослых людей и одного ребенка, чтобы окружить ворона, накрыть тюлем и запихнуть в кошачью переноску. Птица была как раз размером с кошку.

Сверху Марина накрыла переноску моим грибным дождевиком.

— Ты только сообщай мне, как он. Пиши в Ватсап, в любые соцсети. Теперь мы все будем за него переживать! — сказала напоследок Марина.

А я помчалась с Карпом до дачи, по пути обзванивая места, куда его смогут принять в воскресенье вечером.

Куда отвезти раненую птицу, я знала: когда-то писала об этом заметки. Как раз по пути с дачи у меня был птичий госпиталь в Балашихе. В Москве же покалеченных птиц люди приносят в Орнитарий в Сокольниках, куда мы часто ходим гулять. Именно там всю весну был вольер с черными воронами, который примыкал к забору, и мы любили забежать поболтать с этими умными птицами.

Балашихинский госпиталь работал в воскресенье до пяти — по пробкам я туда никак не успевала. А в Сокольниках орнитологи согласились подождать меня до 11 вечера: птицу нельзя было долго держать в таком состоянии. «Переложить» Карпа в более просторную коробку я бы одна вряд ли решилась. В ходе телефонных переговоров со специалистами я узнала, что у воронов очень мощный клюв с подклювком — и если они кого-то цапают, то рвут мясо кусками…

Почти три часа мы ехали с вороном в пробках — и всю дорогу я переживала, что птица ее не перенесет. Ворон затаился в клетке, и лишь редкие шуршанья говорили о том, что он жив.

— Вы смелая девушка, раз решились изловить ворона! — с удивлением посмотрел на меня встретивший меня в Сокольниках орнитолог Антон.

По дороге к Орнитарию Антон рассказал, что из тех четырех воронов, которых мы видели весной, трое выпущены обратно в дикую природу, но один постоянно возвращается, потому что прикипел к Антону душой. И весьма злится, когда чистят его клетку: он же там оставляет «заначки».

— С точки зрения еды вороны очень неприхотливы, — рассказал эксперт. — Это вам не ястребы, которые умирают от несвежего мяса. Вороны совершенно спокойно едят гнилое, падаль, и помойки — привычная еда для них.

Я мысленно сняла с себя грех по поводу воблы.

…При осмотре в Орнитарии специалисты сразу сообщили мне, что Карп — вовсе не Карп, а скорее Кларисса. «Видите, какой у него аккуратный клюв? Это девочка. Скорее всего, в возрасте», — рассказали специалисты.

Увы — крыло оказалось сломано очень сильно, и единственным способом спасения ворона в этой ситуации оказалась ампутация. К тому же птица находилась в состоянии интоксикации: из-за перелома началось воспаление.

Пару дней ворону давали антибиотики, а потом провели хирургическое удаление крыла. К счастью, Кларисса хорошо перенесла операцию. Но в ее ходе под крылом обнаружилась еще и раковая опухоль…

Птицы, которые не могут выжить в дикой природе, остаются в Орнитарии на постоянное место жительства. Некоторые перемещаются в выставочные павильоны, другие остаются на служебных площадях. Кларисса пока проходит лечение по поводу злокачественной опухоли — и, как говорят орнитологи, эта птица оказалась настоящим бойцом. Живут вороны вовсе не по триста лет, как им приписывается. Но при хорошем уходе могут дожить до 60 лет (в дикой природе, увы, до 15), так что есть шансы, что у Клариссы все впереди.

— Ворон хорошо ест, он уже выбрал людей, которым он доверяет, хорошо социализируется и хорошо восстанавливается. Очень сильная птица, настоящий боец, — рассказали мне в Орнитарии. — Если все будет хорошо, мы попробуем поместить его в клетку с вороном-мальчиком — возможно, они создадут пару.

…Ворон — крупная птица, относящаяся к роду воронов. В длину они достигают 70 сантиметров, а весят до двух килограммов. Это массивные птицы с острым и высоким клювом, а также длинными горловыми перьями.

— Вороны — самые умные птицы средней полосы России, — рассказал «МК» руководитель Орнитария в Сокольниках, орнитолог Вадим Мишин. — Они хорошо поддаются дрессировке, их можно научить разговаривать: птицы этого вида могут так же, как и попугаи, имитировать звуки или голоса. Они привязываются к людям и быстро социализируются. Поначалу они, конечно, не понимают, что их спасают, но потом все же осознают, что человек оказывает им помощь.

К тому же отмечается, что вороны знают язык жестов, а это является редким явлением в мире пернатых. Например, чтобы привлечь внимание других птиц, они могут взять в клюв какой-то предмет.

Кроме того, черные вороны отличаются терпеливостью, чего нет у других птиц. В общем, во время погони за Карпом-Клариссой я это заметила… Эти птицы стараются держаться парами, но зимой могут объединяться в небольшие колонии для ночевки.

Вороны поддаются к приручению, однако человеку, который решит завести себе такую птицу, следует быть готовому ко многому. Например, к ряду разрушений в доме (ворон запросто может порвать занавески или исклевать аппаратуру). Также следует помнить о том, что вороны могут быть и мстительными, и ревнивыми.

Если они привяжутся к одному человеку — то это на всю жизнь. Эти птицы моногамны. Ворон — очень верный друг, который никогда не предаст.

Источник

Вороны с обломанными перьями: откуда они берутся и что с ними делать?

“Помогите! Какие-то живодеры обрезали вороне перья!”🙆‍

Такой призыв периодически можно услышать в постах, на которых изображены куцые серые вороны, изредка – другие виды врановых. Особенный “бум” таких обращений приходится на начало зимы и середину весны.

У вороны повреждено крыло что делатьскрин со стены реабилитационного центра “Сирин“

Почему так происходит?

Рацион серой вороны в городе максимально разнообразен. Пойманные мыши и крысы, сбитые машинами тела животных и падаль, ослабленные особи и молодняк других птиц (более-менее природный рацион) перемежается с сочными объедками на помойке, которые пусть и питательны, но отнюдь не так богаты полезными веществами, особенно относительно растущих воронят, которые этим выкармливаются. Качество корма дополняет картину естественного отбора в городе наравне с количеством корма, природными врагами и инфекциями с яйца и гнезда. Таким образом, выживают и доживают до половозрелого возраста (около года) только те птицы, которые смогли правильно сформироваться, вырасти и выжить несмотря на все эти трудности.

У вороны повреждено крыло что делатьСерая ворона сеголеток. Стафилококковая инфекция + оспа + m.synoviae

Таким образом, в первой “волне” естественного отбора отсеиваются и погибают совсем слабые особи в возрасте птенцов и слетков (май — июль), а вторая “волна” происходит осенью и зимой, когда условия становятся более жесткими и молодая птица должна проявить себя в лучших чертах, чтобы выжить.

Это и есть те самые молодые птицы, неудачно выкормленные родителями\болеющие инфекциями\все вместе, и отрастившие перо плохого качества. За полгода жизни перо сильно изнашивается, и если оно было изначально не очень хорошим – то обламывается как раз в местах наибольшей нагрузки, ближе к середине и к основанию, а также в области стресс-линий. У таких птиц практически всегда обнаруживается бинго из дефектов пера: закрученное “в баранку” растущее перо, высветленные перья с отсутствующим пигментом (часто таких птиц путают с частичными лейкистами и иными мутациями окраски), стресс-линии.

У вороны повреждено крыло что делать
У вороны повреждено крыло что делать
У вороны повреждено крыло что делать
У вороны повреждено крыло что делать

Зачастую, помимо обломанного пера, на фоне стресса и ухудшения условий жизни, начинают проявляться иные болезни, имевшиеся с гнезда, а также появляются новые.

Что может вызвать такие проблемы у птиц?

В течение двух лет я обследовала некоторое количество серых ворон с характерными изменениями пера. На данный момент (весна 2020 года) результаты таковы:

1. Бактериальные инфекции – распространенные возбудители, обнаруженные у большинства птиц: кишечная палочка, стафило и стрептококки, нередко подтверждался микоплазмоз, хламидиоз (однако, не было находок в виде орнитоза).

3. Вирусные инфекции — на данный момент рассматриваются как основной фактор. Небольшой выборкой птиц (10) с клиническими признаками и без них были исключены: цирковирус, герпесвирус, полиомавирус, борнавирус, ротавирус, вирус Ньюкасла. В дальнейшем такие птицы будут активно исследоваться на наличие поецивируса.

4. Гельминтозы и протозоонозы. Паразитарные проблемы есть у каждой птицы в дикой природе, но некоторые виды особенно отличаются способностью собрать внутри себя целое ассорти из паразитов. Одними из таких уникумов как раз являются врановые птицы, поэтому глистогонные препараты — это первое, с чем врановый пациент обязан подружиться.

Причину нужно четко дифференцировать, ведь лечение и прогнозы будут сильно отличаться. Наиболее удачны случаи, когда все проблемы вызваны в основном бактериальной инфекцией, птицы же с основным вирусным заболеванием имеют крайне высокую смертность. Помимо плохого качества пера, частенько птицы имеют различные деформации клюва и когтей (хроническое перерастание и искривление оных), а также костей и суставов («рахит»).
Поэтому нередко поймать птицу удается только тогда, когда она находится на грани критического состояния и легко дается в руки, будучи ослабленной сочетанием нескольких инфекций и паразитов.

❗ Часть молодых птиц испытывает трудности с зимним сезоном по той же самой причине, даже не имея плохого оперения. Иногда можно подобрать птицу в прекрасном пере, которая ведет себя благоразумно — сидит на руке, не сильно кусается, берет еду с рук. Такие птицы являются не “улетевшими от кого-то”, а ослабленными дикими животными, которым нужна помощь.

Существенная причина, из-за которой мы практически никогда не встречаем птиц других видов в той же «неловкой» ситуации с оперением — ни хищник, ни мелкая птица не смогут выжить на подножном корме столько, сколько сможет ворона в городской среде до ее обнаружения и поимки.

У вороны повреждено крыло что делать
У вороны повреждено крыло что делать
У вороны повреждено крыло что делать
У вороны повреждено крыло что делать
У вороны повреждено крыло что делать
У вороны повреждено крыло что делать
У вороны повреждено крыло что делать

Что нужно, чтобы спасти такую птицу?

Рассчитывать на то, что новые перья вырастут хорошими «просто так» во время линьки — нельзя, птицу обязательно нужно обследовать, чтобы выяснить, откуда взялись такие нарушения и что их осложняет.
Как писалось выше, потенциальных диагнозов может быть очень много, и универсального лечения для таких животных не существует.
Без этого, даже если птица начнет линять на хорошем рационе, шанс того, что у нее отрастут хорошие перья — крайне мал. В случае если вам повезет и это произойдет, стоит учитывать тот факт, что после выпуска в природу, птица вернется к своему прежнему рациону в городе. Если она не была вылечена (корень проблемы не был устранен) перед выпуском, ситуация может повториться в последующие годы.

Поэтому для спасения птицы необходимо быть готовым вложиться в полноценное обследование, лечение и хороший рацион. Для нормальной линьки и поддержания тонуса птицы нужно иметь вольер и постоянный доступ птицы к ультрафиолету, а также обогащенная среда вокруг: разнообразие присад, фуражилки, цельные кормовые объекты (целые перепелки, грызуны, рыба, овощи и фрукты, орехи).

У вороны повреждено крыло что делать
У вороны повреждено крыло что делать
У вороны повреждено крыло что делать

Что нужно, чтобы таких ситуаций было меньше?

Птицы умело адаптируются под меняющиеся обстоятельства их жизни, насколько бы они ни были абсурдными. Есть много негативных факторов, которые повлияли на жизнь птиц в городской среде. Вот самые важные из них:

Наличие открытых помоек и проблемы мусора в целом.
Помойка работает как кормушка. В сезон выкорма птенцов родители ищут еду весь день — это очень сложный и силозатратный процесс. Выбирая между сложным преследованием сочного мясного голубя и удобно лежащей жареной ножкой курицы на помойке, ворона в итоге начнет выбирать ножку курицы, потому что этот ресурс удобен, бесконечен, и, в зависимости от помойки — разнообразен. К сожалению, вороне нельзя пояснить насчет проблем диетологии, поэтому некоторые птенцы практически весь свой нежный период питаются с помоек.

Бесконтрольная уборка листвы без каких-либо полезных альтернатив. В основном вредит почве, но от почвы напрямую зависит здоровье ближайших зеленых насаждений — которые являются и укрытием, и источником пищи, и укрытием для источника пищи.

Нарушение нормальной зональности растительного покрова: отсутствие низко растущих кустарников, кронирование и вырубка деревьев.
Кустарники играют важнейшую роль в качестве укрытия для молодых птиц всех видов. Без кустарников молодые неуклюжие слетки оказываются на полностью открытом пространстве, и их шанс погибнуть в лапах хищников (других птиц, кошек и собак), а также быть подобранными несведущими людьми, увеличивается во много раз от естественного показателя. Птицы часто питаются с низкорастущих кустарников, находя там плоды, почки или насекомых — весь этот корм богат полезными веществами, которых не хватает тем самым проблемным птенцам.

Бесконтрольная травля грызунов.
Грызуны есть и будут всегда, вопрос в том — где они будут и в каком количестве. С учетом всех вышеописанных факторов, неудивительно, что мыши и крысы бегут поближе к людям – на помойки и в подвалы, не имея нормальной кормовой базы и укрытий в условиях скудных зеленых посадок. При травле грызунов они не всегда погибают в подвалах, и не всегда погибают сразу — в итоге ослабленный или мертвый грызун становится легкой добычей птицы, которая в сезон размножения «поделится» находкой со своими птенцами, отравляя их и себя.

Вороны в городе — полезные птицы, так как они выполняют роль «санитаров»: они «очищают» популяции животных от больных и слабых особей, они питаются мусором, который мы оставляем, и конкурируют с грызунами, которые переносят зооантропонозы (чаще, чем птицы), а также поедая этих самых грызунов – в том числе после наших неумелых попыток их потравить. Но как можно заметить — их плата за возможность участвовать в жизни города очень высока.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *