У шимпанзе и у современного человека что общего

Что общего у человека и шимпанзе?

Также как и у человека, мимика приматов целиком определяется их социальным статусом. Общение может быть совершенно разным, и сводиться: к крикам, воплям, рычанию, фырканью, и т д. При этом каждый звук всегда сопровождается определенной мимикой. Это могут быть: приветливая улыбка, удивление, ухмылка, злость, печаль. В этом отношении различий с человеком практически нет, за исключением обнажения зубов. Человек это делает во время смеха и улыбки. Приматы же показывают зубы во время агрессии.

О коммуникабельности человека судят по его умению общаться. Тут важно все: тональность голоса, интонация речи, характер издаваемых звуков, возможность манипуляции ними. Шимпанзе же такой возможности не имеют, прежде всего, из-за меньшего количества лицевых мышц, и более простых голосовых связок.

Если говорить о питании, то в этом отношении мы примерно равны, так как можем потреблять и растительную и белковую пищу. И все же, степень плотоядности у человека выше, отсюда и определенная разница в строении пищеварительной системы. Шимпанзе не отказываются от мяса, но предпочтение отдают фруктам, овощам и насекомым.

Человек принимает пищу три- четыре раза в день. При этом мясо, которое содержит необходимый организму витамин В12, составляет основу его рациона. У приматов же процесс приема пищи хаотичен. Они могут есть целый день, причем то, что найдут, не особо уделяя внимание рациону. Такой режим питания обусловлен энергетической ценностью добытых продуктов.

Секс у приматов стоит на особом месте. Карликовые шимпанзе (бонобо) подходят к нему нежно и ласково, никогда не применяя силу. Все происходит на основе взаимного согласия, и только мирным путем. Сексуальная стимуляция у них является проявлением привязанности и уважения к другому полу, так же, как и у человека. Конечно, с таким чувством как ревность шимпанзе не знакомы. Они не моногамны и поэтому часто меняют партнеров.

Обычные же шимпанзе могут силой подчинить себе самку. При этом процесс спаривания для них не является чем — то приятным и необычным. Длится вся процедура не более 15 секунд и, как правило, может совмещаться с приемом пищи или чем нибудь еще.

Моногамность у обычных шимпанзе отсутствует. Самка, например, может в течение дня спариваться с разными самцами, причем, по несколько раз.

Несмотря на определенную схожесть в строении тела, шимпанзе предпочитают передвигаться на четырех ногах. Вертикальную стойку они принимают крайне редко, в основном для того, чтобы осмотреться вокруг. Человек же передвигается только на двух ногах. В этом его отличие от приматов.

В отличие от человека, у шимпанзе большой палец противопоставлен всем остальным, как на задних, так и на передних конечностях, что обусловлено особенностями их жизни на деревьях. Человек же ходит вертикально, опираясь на пальцы ног, которые расположены в одной плоскости.

По глазам человека можно определить его реакцию на ту или иную ситуацию. Этим, например, умело пользуются профессиональные игроки в покер. У шимпанзе же зрачки темно-коричневого цвета. Понять, что они выражают, чрезвычайно сложно. Зрение у шимпанзе, также как и у человека, цветное и биокулярное. Приматы без труда отличают спелые фрукты от недозрелых, а во время охоты могут досконально рассмотреть предмет.

Как видим, общего у нас довольно много, но самое главное- это способность использовать различные орудия труда. Например, для ловли насекомых приматы применяют острые ветки, а для добывания фруктов, длинные палки. Мы можем видеть, как шимпанзе разбивает камнем орех, или делает мочалку из сухих листьев. Понятно, что у человека, кроме орудий труда, есть и предметы искусства, но появились они, именно благодаря последним.

Источник

10 фактов о сходствах и различиях между человеком и шимпанзе

У шимпанзе и у современного человека что общего

Хотя шимпанзе и являются нашими ближайшими родственниками, они все же были неизвестны в большинстве стран мира, до тех пор, пока Чарльз Дарвин не писал о них в 1859 году, и они стали популярны. Только недавно было обнаружено много неизвестной до сих пор информации, позволяющей по-другому взглянуть на заблуждения и преувеличения, в изобилии используемые в произведениях художественной литературы. Тем не менее, наше сходство и различия не являются такими, как многие себе их представляют. Изучая наших ближайших родственников, мы можем лучше понять самих себя.

1. Количество видов

Шимпанзе часто неправильно называют обезьянами, но они на самом деле только относятся к большой семье обезьян, как и мы. Другими яркими представителями приматов являются орангутанги и гориллы. Существует только один вид человека в настоящее время это гомо сапиенс. В прошлом, многие ученые пытались доказать, что существует несколько видов человека, и часто спешат добавить, что они принадлежали к «высшим» видам. Тем не менее, все люди могут производить потомство от себе подобных, и поэтому мы все являемся одним видом. Что касается шимпанзе, на самом деле существует два вида: pan troglodytes, это обыкновенный шимпанзе, и pan paniscus, стройный шимпанзе или бонобо. Эти два вида шимпанзе являются совершенно отдельными видами. Люди и шимпанзе, как виды, произошли от общего предка, возможно от sahelanthropus tchadensis, около пяти или семи миллионов лет назад. От этого предка остались лишь окаменелости.

2. ДНК

Часто говорят, что ДНК человека и шимпанзе совпадает на 99%. Генетическое сравнение непростая задача, в силу характера генной мутации, так что, более точная оценка находится где-то от 85% до 95%. И хотя эта цифра может звучать впечатляюще, уже доказано, что ДНК используется всеми живыми существами для основных клеточных функций. Например, у нас есть около половины той же ДНК, что и у банана, и все же никто не акцентирует внимание на этом факте, чтобы показать насколько человек может быть подобен банану! Таким образом, 95% не говорят так много, как это кажется на первый взгляд. Шимпанзе имеет 48 хромосом, на две больше, чем имеет человек. Считается, что это наследие от предка человека, две пары хромосом сливаются в одну пару. Интересно, что человек имеет наименьшие генетические вариации среди всехживотных, поэтому кровосмешение может вызвать генетические проблемы. Даже два совершенно не связанных между собой человека, как правило, генетически более похожи, чем два брата шимпанзе.

3. Размер мозга

Мозг шимпанзе в среднем имеет объем 370 куб.см. С другой стороны, люди в среднем имеют размер мозга около 1350 куб. см. Однако, мозг и его размер сами по себе не является абсолютным показателем интеллекта. Некоторые лауреаты Нобелевской премии имели объем мозга ниже 900 куб. см., а некоторые — более 2000 куб. см. Структура и организация различных частей мозга является лучшим способом определения интеллекта. Человеческий мозг имеет большую площадь поверхности, поэтому он имеет гораздо больше извилин, чем мозг шимпанзе, а значит, мозг человека имеет большее количество связей между частями мозга. А также относительно большая лобная доля позволяет нам иметь гораздо более развитое абстрактное и логическое мышление.

4. Социальная коммуникабельность

У шимпанзе и у современного человека что общего

Шимпанзе тратит на общение много времени. Большая часть их общения заключается в уходе друг за другом. Малолетние и молодые шимпанзе часто играют, бегают друг за другом, и щекочут друг друга. Взрослые шимпанзе также часто играют со своим потомством. Проявления внимания включают в себя обнимания и поцелуи, это происходит между шимпанзе любого возраста и пола. Бонобо особенно откровенные, и почти каждое проявление внимания имеет сексуальный подтекст, независимо от пола. Шимпанзе укрепляют дружбу и проводят много времени вместе, ухаживая друг за другом. Люди также тратят на общение примерно такое же время, но мы делаем это чаще вербально, чем физически. Тем не менее, большая часть огромного количества ничего не значащей болтовни, это просто более сложная версия поведения шимпанзе — и служит она немного другим целям, нежели укреплению наших связей. Люди также демонстрируют более тесные отношения через физический контакт — дружественные похлопывания по спине или объятия. Размеры социальной группы приматов точно отражают размеры их мозга. Шимпанзе имеют около 50 близких друзей и знакомых, в то время как у человека их от 150 до 200.

5. Язык и мимика

У шимпанзе и у современного человека что общего

Шимпанзе имеют сложные системы приветствий и сообщений, которые зависят от социальных статусов общающихся шимпанзе. Они общаются устно, используя различные крики, хрюканье и другую вокализацию. Большая часть их общения, однако, осуществляется с помощью жестов и мимики. Многие выражения из их мимики — удивление, улыбки, умоляющая мимика и мимика утешения — такие же, как у людей. Тем не менее, люди улыбаются, показывая свои зубы, что для шимпанзе и многих других животных является признаком агрессии или опасности. Большая часть человеческого общения осуществляется с помощью вокализации. Люди однозначно имеют более сложные голосовые связки, что позволяет им воспроизводить большой диапазон звуков, но и мешает им пить и дышать одновременно, так как это делает шимпанзе. Кроме того, у людей очень мускулистый язык и губы, что позволяет им производить точные манипуляции с их голосами. Именно поэтому у людей есть заостренный подбородок, в то время как у шимпанзе он покатый — человек имеет большинство губных мышц на нижней челюсти в районе подбородка, а вот шимпанзе не имеет многих из этих мышц, и поэтому им не нужен выступающий подбородок.

6. Питание

У шимпанзе и у современного человека что общего

Шимпанзе и люди являются всеядными (питаются растениями и мясом). Люди более плотоядны, чем шимпанзе, и имеют более тонкий кишечник для переваривания мяса. Шимпанзе иногда охотятся и убивают других млекопитающих, часто других обезьян, но в остальном шимпанзе довольствуются фруктами, а иногда и насекомыми. Люди гораздо больше зависят от мяса — люди могут получить витамин В12 естественным путем только из продуктов животного происхождения. Основываясь на нашей пищеварительной системе и образе жизни сохранившихся племен, считается, что люди эволюционировали, поедая мясо, по крайней мере, раз в несколько дней. Люди также склонны к приему пищи по расписанию, а не к непрерывному питанию в течение дня, что является характерной чертой других плотоядных. Это может быть связано с тем, что мясо могло быть доступно только после удачной охоты, и поэтому его ели в больших количествах, но нечасто. Шимпанзе будут поедать фрукты в течение всего дня, в то время как большинство людей будут кушать не более чем три раза в день.

7. Секс

У шимпанзе и у современного человека что общего

8. Прямохождение

У шимпанзе и у современного человека что общего

И человек, и шимпанзе являются двуногими существами и могут ходить на двух ногах. Шимпанзе часто делают это, чтобы посмотреть дальше, но предпочитают передвигаться на четвереньках. Люди ходят прямо с детства, и у них развился чашеобразный таз, чтобы поддерживать их внутренние органы. Шимпанзе ходит, наклонившись вперед во время движения, так что таз не поддерживает их органы, и они имеют более широкие бедра. Это делает роды для шимпанзе гораздо легче, чем для человека, у которого чашеобразный таз находится на пути большого родового канала. Человек имеет прямые ноги, пальцы на ноге расположены впереди для удобства хождения, в то время как шимпанзе имеют оттопыренный большой палец на ноге и их ноги больше похожи на руки. Они используют ноги для лазания и ползания боком, по диагонали, или для вращательных движений.

9. Глаза

У шимпанзе и у современного человека что общего

У людей радужная оболочка глаза белая, в то время как радужная оболочка глаза шимпанзе, как правило, темно-коричневого цвета. Это облегчает задачу увидеть, куда смотрит человек, и существует несколько теорий, почему это так. Это может быть адаптация к более сложной социальной ситуации, когда это выгодно, видеть, на кого смотрят другие, и что они думают при этом. Это может помочь при охоте в полной тишине, где направление глаз имеет очень важное значение для коммуникации. Или это может быть просто генетической мутацией без какой-либо цели — некоторые шимпанзе также имеют белую радужную оболочку глаз. И человек, и шимпанзе могут видеть в цвете, что помогает им выбрать в пищу спелые плоды и растения, имеют бинокулярное зрение, их глаза смотрят в одном направлении. Это помогает видеть в глубину и имеет более важное значение во время охоты, чем глаза на разных сторонах головы, как у кроликов, что помогает им избежать быть пойманными.

10. Орудия труда

У шимпанзе и у современного человека что общего

На протяжении многих лет считалось, что среди животных только люди используют инструменты. Наблюдения за шимпанзе, проводимые в 1960 году, показали использование заостренных веток для ловли термитов, но с тех пор многое изменилось. И человек, и шимпанзе способны изменить окружающую среду создавая инструменты, чтобы решать ежедневные проблемы. Шимпанзе делают копья, используют камни как молотки и наковальни, измельчают листья для использования в качестве временной губки. Считается, что в результате прямохождения, наши передние конечности значительно более свободны в использовании орудий труда, и мы возвели использование инструментов в искусство. Мы живем в постоянном окружении продуктами наших способностей, и многое из того, что люди считают, делает нас «успешными» уходит своими корнями в наше инструментальное производство.

Источник

Шимпанзе не расскажут нам о том, что значит быть человеком

Не отрекаясь от родства с приматами, иногда необходимо размышлять и о специфических свойствах нашего вида.

Поиски животных «корней» человеческого поведения не случайны, ибо люди — животные. Мы — млекопитающие, приматы, гоминоиды, а посему у человека в истории эволюции, в ДНК и физиологии много общего с шимпанзе (включая бонобо) — больше, чем с любым другим живым существом. Эта общность побуждает многих учёных искать решение человеческих проблем, исследуя мир шимпанзе.

На первый взгляд, логика безупречная, но истины здесь мало.

Действительно, у людей и шимпанзе много сходного. Однако, проводя сравнение, мы, чтобы сделать правильные эволюционные выводы, должны быть уверены, что рассматриваем одни и те же эволюционные процессы и что «подобные» паттерны действительно подобны.

Из нынешних дел шимпанзе и людей большая часть напрямую несопоставима, потому что миллионы лет мы развивались независимо друг от друга. У нас была очень разная эволюция, и, эволюционируя, мы сформировали разные способы существования.

В последнее время, и совершенно не случайно, учёные главным образом интересовались обширными связями человека с его ближайшими родственниками и остальным миром естественной природы. Для изучения этих связей причин немало. В частности, оно позволяет пресечь ошибочный и даже опасный ход мыслей. Согласно утверждениям ряда учёных, философов и теологов, человеческая «природа» лежит за пределами естественного мира и потому не связана с природой других живых существ. Эти исторически сложившиеся взгляды вплоть до сегодняшнего дня имеют определённое влияние. К ним, например, относится представление об «уникальности человека», которое используют для оправдания эксплуатации других видов. А нежелание признавать наше родство с другими приматами является отличительной чертой антиэволюционной догматики. Отрицая наше эволюционное прошлое, она отрицает биологию и историю, фундаментальные научные данные, относящиеся к нашей физиологии и жизни. Признание того, что у нас много общего с другими приматами, особенно шимпанзе, позволяет нам смирять нашу гордыню и опровергать точку зрения, согласно которой место пребывания людей — выше естественного мира или вообще за его пределами.

Черты нашей морфологии и физиологии, то есть внешний облик и функции, и основные паттерны нашего социального поведения обусловлены тем фактом, что мы приматы. Подобно шимпанзе (и большинству приматов), мы, люди, придаём огромное значение нашему социальному миру и социальным способностям. Наше общество со свойственной ему интенсивной социальностью является частью характерного для приматов образа жизни, частью нашего эволюционного наследия.

На протяжении более 50 лет несколько обществ шимпанзе находилось под наблюдением исследователей, поэтому нам многое известно о том, что делают эти приматы и чего они не делают. У шимпанзе есть масса интересных социальных традиций (использование каменных орудий для колки орехов, а листьев — в качестве чашек для воды, «ловля на удочку» термитов) и способностей (сложные виды социальные иерархии, развитые социальные отношения, сложные групповые конфликты с другими сообществами шимпанзе). Изучение этих форм поведения может многое рассказать нам о шимпанзе и об их эволюции, а также объяснить некоторые особенности людей.

Но, кроме того, нам известно, что у шимпанзе нет никаких денег, правительств, религиозных институтов, вероучений и фанатиков. Они не арестовывают и не депортируют друг друга, не создают громоздкую экономику на базе материального и социального неравенства, не изменяют экосистемы в масштабах всей планеты, не строят города и самолёты, не обрекают тысячи других видов на вымирание и не ведут научно-популярные блоги. Мы же всё это делаем.

Будучи весьма специфическим млекопитающим, приматом и гоминоидом, человек способен созерцать окружающий мир, видеть его таким, какой он есть, выдумывать совершенно новые возможности и преобразовывать эти выдумки в материальную реальность — или, по крайней мере, пытаться это делать. Мы развили в себе способности быть самым отзывчивым и самым жестоким, самым творческим и самым разрушительным существом на Земле. И мы то и дело демонстрируем эти способности. Важно знать, как сформировалась наша специфика. Только исследуя особую эволюционную историю человечества с того времени, когда появилась наша линия развития, отличная от линий развития других гоминоидов, мы сможем лучше понять, какую нишу занимает человечество и что делает нас людьми.

Фокусируя своё внимание на человеческих свойствах, общих со свойствами шимпанзе (и других животных), мы забываем о различиях, не стремимся их исследовать, чтобы лучше понять, и тем самым лишаем себя способности решать критические проблемы современности с позиций эволюционизма. Нельзя объяснить нашей общей с шимпанзе историей расизм и глобальное изменение климата, а также гендерное разнообразие, движение #MeToo и недавно начавшийся рост национализма.

Достаточно краткого экскурса в историю нашей эволюции, чтобы увидеть, насколько велики и разнообразны различия между нами и нашими родственниками-приматами. Согласно научным данным, первые представители рода Homo появились 2—3 миллиона лет назад. Как и у всех приматов, у этих предков современного человека была сложная социальная жизнь, но интенсивность их групповой сплочённости превосходила то, что имело место у большинства других приматов. Кроме того, они ходили на задних конечностях.

Наши предки, как и предшествовавшие им гоминины, были способны видеть в булыжнике потенциальное орудие, но, не ограничившись раскалыванием камней для орудийного использования, они взялись культивировать, расширять и развивать у себя эту способность, благодаря чему превзошли в применении орудий все другие виды животных.

В течение 1,5 миллиона лет эволюция Homo ускоренно приобретала всё более сложный характер, ведя к существенным сдвигам как в поведенческом, так и в нейробиологическом плане. Образовалась мощная обратная связь: новые способности создавали новые возможности, которые, в свою очередь, расширяли список того, на что мы способны. Инновации включали более сложное изготовление каменных орудий, общинную заботу о детях, добывание и поддержание огня, а также создание значимых вещей. Со временем росла наша способность добывать пищу, а с ней и наша экологическая экспансия.

Наш головной мозг становился больше и сложнее. В настоящее время мы можем констатировать, что его размеры по отношению к размерам всего тела выросли в шесть раз, и это разительно отличает нас от других млекопитающих, в том числе от многих приматов. Мы увеличили относительную величину и сложность лобных долей, всей коры головного мозга, тех его областей, которые отвечают за сложное мышление, планирование и принятие решений. Чтобы младенческий мозг стал взрослым, человеку нужно в три раза больше времени, чем нашим ближайшим родственникам.

За последние 300 000—400 000 лет в материальном и социальном отношении человеческая жизнь стала ещё сложнее, чем прежде. Общества людей, возникшие как географически весьма отдалённые друг от друга популяции Homo, начали чаще взаимодействовать. Из этих ассоциаций родилась самобытная человеческая экология.

В это время мы приступили к формированию и развитию богатой и удивительно сложной системы морфологических, голосовых, жестовых и символических процессов (так называемого «языка»), которая позволила добывать информацию и обмениваться ею на различных уровнях. Теперь мы можем обсуждать прошлое и будущее, внутренние состояния и образы, надежды и мечты. Создавая понятия, мы распространяем их повсюду и даже помещаем в материальные предметы, такие как книги, статьи и отчёты. Благодаря записанным историческим фактам и рассказам люди, в отличие от родственников-приматов, могут делиться мыслями, идеями, переживаниями, желаниями и взглядами с другими людьми даже после своей смерти.

У них было мышление, сходное с современным нашим. И на этом сходство не кончается. Окаменелые останки данного периода больше похожи на кости нынешних людей, чем останки представителей всех предыдущих популяций.

Несколько сотен тысяч лет назад гоминины, способные к сложной социальной жизни, породили нас — существа, которые заняли высокоорганизованную, инновационную и гиперсложную нишу. Наш вид использует воображение, сложные материальные и социальные сети, а также интенсивное, разнообразное общение, чтобы изменять себя и окружающий мир.

За последние 8 000—15 000 лет мы создали концепции собственности, владения и личности, которые определили структуру нашей жизни. Революционные достижения в сфере выращивания и хранения продуктов питания, а также одомашнивание животных и окультуривание растений позволили нам обустроить свою среду обитания по-новому. В результате осуществлённых нами преобразований социальной организации открылись возможности творчески зарабатывать на жизнь.

И структурные инновации, и новые социальные явления стали благодатной почвой для совершенствования общественного строя. Города, монументальная коммунальная архитектура, религиозные институты, крупномасштабная политика и экономика, неравенство и войны, дружно возникнув, развивались вширь и вглубь. Каждый шаг вперёд перестраивал возможности и паттерны специфически человеческого поведения.

На этом недавнем этапе человеческой истории гендерные, политические и экономические процессы стали влиять на мысли и переживания людей о себе и обо всём мире гораздо больше, чем в прежние времена. Эти недавно сформировавшиеся и постоянно усложняющиеся процессы открыли двери для всё более и более структурированных, далеко идущих и основанных на неравенстве форм человеческой социальной реальности.

У шимпанзе (и многих других животных) несомненно есть сложные общества и сложная социальная жизнь. Но очень важно поместить человечество и все его свершения в контекст нашей уникальной истории эволюции.

То, что лежит в основе всех навыков и умений, которые приобретаются, используются и изменяются людьми в ходе их деятельности, — это, в первую очередь, процессы и паттерны нашего специфического эволюционного прошлого и настоящего, хотя и не только они. Человеческое поведение следует изучать в контексте того, что представляет собой человек, что он делает и как он развивает свои тело и разум. Линии эволюции человека и шимпанзе имеют существенные различия, и в силу этого для многих человеческих процессов у шимпанзе нет непосредственных аналогов.

Вот почему некорректно сравнивать Трампа с шимпанзе. Из утверждения о сходстве Трампа с агрессивным альфа-самцом шимпанзе вытекает, что в основе его поведения лежат эволюционные корни и поведенческие паттерны, доставшиеся ему от шимпанзе. Эта позиция игнорирует специфически человеческие процессы и контексты, которые играют существенную роль в жизни современного человечества, поддерживая его деятельность и способствуя её эффективности. Данные контексты включают в себя историю и современную реальность специфических форм неравенства, проистекающих из экономических, расистских и сексистских процессов, идущих в нашем обществе. Нам нужно учитывать эти реалии, чтобы эффективно критиковать поведение Трампа и предлагать какие-то альтернативы.

Действительно, у людей и шимпанзе много общего, но, коль скоро речь идёт о современном человеческом поведении, необходимо исследовать историю эволюции человека и нынешние реалии. Такой подход гораздо эффективней, чем использование поверхностных сравнений с нашими ближайшими родственниками.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *