У рпц нет томаса что это значит
Автокефалия Русской Православной Церкви. А томос?
Томос (греч. — «кусок»; «том» от «резать», «делить») — указ предстоятеля поместной православной церкви по некоторому важному вопросу церковного устройства. В частности, путём издания томоса некоторой части «материнской» церкви предоставляется автономия в управлении или автокефалия. В томосах используется более торжественная и полная подпись, чем в других патриарших указах, Есть томосы относительно вероучения и томосы относительно церковного устройства. (Википедия)
На основании вложенной грамоты за подписью Патриарха Константинопольского и с согласия всех Патриархов была официально установлена автокефалия Поместной Церкви на Руси в 1589 году и был учрежден Московской Патриархией Патриарший престол. Хотя начало автокефалии и самостоятельного управления Русской Православной Церковью положено в 1448 году, когда были разорваны отношения с Константинопольским Патриархатом из-за его вхождения в унию с Римско-католической Церковью, то есть в связи с отпадением Константинопольского Патриархата от Православия (1439г.).
1. Статья (с сокращениями) в Инете телеканала Царьград. 15 Сентября 2018 05:57 / Религия
Вселенскому Патриархату напомнили об уникальности автокефалии Русской Православной Церкви
Касаемо автокефалии Русской Православной Церкви, то эксперт отметил, что ее автокефалия возникла в связи с отпадением Константинополя на флорентийской унии. Русской Церкви, в ту пору входившей в состав Константинопольского Патриархата, невозможно было оставаться в ведении Патриарха, отпавшего от Православия. Поэтому Русская Церковь стала управляться самостоятельно, то есть фактически обрела автокефалию, уточнил профессор Московской духовной академии.
Естественно, к отпавшему от Православия Патриарху православные Церкви ни за томосом, ни по другим вопросам, не обращались.
Фактическое же начало нашей автокефалии было на сто с лишним лет раньше, как известно, в 1448 году. Однако в Константинополе именно акт от 1589 года обыкновенно и считают датой дарования автокефалии. Никогда и никем не ставилась под сомнение законность автокефалии Русской Церкви.
2. Отрывок с сокращениями из статьи с сайта «Колокола России»: «Второе предательство Константинополя» (Иван Таляронок)
Падением Константинополя (Второго Рима) явилось подписание в 1439 году Ферраро-Флорентийской унии, то есть отказ Константинопольской патриархии от правоты православия и признание верховенства римского папы. Последовавшее вскоре покорение Константинополя турками воспринималось народом уже как следствие унии, как Божий бич для отступников.
В отличие Константинополя, Москва категорически отказалась склониться перед католиками и с позором выгнала митрополита Исидора, подписавшего унию. Вот благодаря этому, как утверждали верующие, Русь заслужила небесную благосклонность и освободилась от монголо-татарского ига.
Само существование современного Православия, включая существование Константинопольского патриархата — результат той самой русской стойкости. Не прояви Русь верность на роковом перекрёстке истории, и всё,- были бы мы давно уже католиками, если были бы вообще. Не существовало бы никакого православного мира, и никаких православных патриархатов, включая константинопольский. Спасибо, что русские пятнадцатого века не посмотрели на авторитет Вселенского патриарха, хоть он и увещевал их из самого Царьграда, и не капитулировали вслед за ним. А глядя на русских, поднялись все остальные православные народы, избавив свои церкви от изменников и выдвинув новых духовных лидеров.
Современная ситуация очень напоминает ту, шестивековой давности. В столкновении цивилизаций константинопольский первосвященник снова перебежал на сторону противника. Действия Константинополя снова направлены на разрушение Православного мира и на подчинение православных народов Западу. Вместо поддержки, которую любой искренний православный христианин должен оказывать Русской церкви, как мировому оплоту правой веры, константинопольские иерархи откровенно выступили на стороне западных агрессоров — даже не католиков уже, а откровенных безбожников.
Как же наследники великого Царьграда опустились до такой незавидной роли?
Многое объясняется положением Константинопольского патриархата. Эта церковь со столь великим прошлым и столь же убогим настоящим — крошечный островок посреди мусульманского Стамбула. Всё, что сохранилось от прежнего Царьграда — православный квартал Фанар. Его современное состояние довольно точно описывается саркастической формулой: «сто архиепископов на десять прихожан». Все стамбульские священники носят пышные титулы, унаследованные от древних святителей и великих отцов Вселенской церкви — но доходов от их епархий не хватает даже на самое жалкое содержание.
Из уважения к славному византийскому прошлому остальные православные церкви почитают Константинополь первым среди равных. Но само существование Константинопольской церкви критически зависит от финансовых потоков из Австралии и США. А если учесть, что именно эти две страны, наряду с Великобританией, являются глобальными эпицентрами русофобии, становится ясно — кто и зачем может использовать такую зависимость. Злые языки утверждают, что константинопольский первосвященник — всего лишь марионетка ЦРУ, и без отмашки этой спецслужбы на Фанаре не принимают ни одного знакового решения. (Это подтверждается и наградами, которые «Вселенский», ныне стамбульский патриарх раздаёт сотрудникам ЦРУ (С.Л.)) Отныне Вселенский патриарх открыто борется против православного Востока на стороне безбожного Запада.
Глубина этого падения Константинопольской церкви так же велика, как и при подписании Ферраро-Флорентийской унии. Думается, расплата за это падение будет столь же горькой, как в 1453 году.
А Москве, как в пятнадцатом веке, следует не обращать внимания на высокие «титулы» предателей, не принимать во внимание заслуги их давным-давно почивших предшественников, а высоко нести знамя Третьего Рима, единственной живой столицы мирового Православия, собирающей всех, кому дорога наша древняя вера и наш образ жизни.
Два Рима пали навеки, Третий (Москва) стоит непоколебимо, а четвёртому не быть никогда…
Что такое томос?
Приблизительное время чтения: 4 мин.
В январе 2019 года Константинопольский Патриарх совершил действие, которое Русская Православная Церковь считает неканоническим — даровал так называемый «томос об автокефалии» непризнанной церковной структуре, существующией на территории Украины. Этот документ не получил поддержки среди других Православных Церквей, а также среди существенной части верующих Украины, однако был с радостью воспринят украинским политическим руководством.
В результате слово из церковной практики неожиданно стало весьма популярным в светских новостях и дискуссиях. Так что же оно означает? Разбираемся, что такое томос и кто его может получить.
Томос это.
Томос — это официальный церковный документ по особо важным вопросам церковного устройства. Обычно под томосом понимают грамоту патриарха одной из Поместных Церквей, которая позволяет какой-то ее части стать самостоятельно управляемой Церковью и выбрать своего предстоятеля.
Томос ударение
В слове «томос» ударение падает на первую букву «о», поскольку это слово греческого происхождения. Чтобы проще было запомнить, можно провести аналогию со словом «том», который означает какую-либо часть книги. Кстати, слова «томос» и «том» имеют одно происхождение.
Томос или томас?
В некоторых СМИ и блогах авторы делают опечатку, в первую очередь потому что оба этих слова есть в словарях, правда имеют они разное значение.
Томос — это официальный церковный документ. Томас — западноевропейское имя, которое переводится на русский как Фома.
Томос перевод
У слова томос есть несколько значений. Томос с греческого переводится как «кусок» (греч. τόμος
Томосы Православной Церкви
Томосы Православной Церкви выдаются отдельным Церквям, которые решили стать самостоятельными Церквями и получили на то одобрение матери-Церкви, к которой ранее принадлежали.
Например, в 1970 году Русская Православная Церковь даровала томос Американской и Японской Православным Церквам, а в 1990 году даровала томос о самоуправлении Украинской Православной Церкви (п осле чего она стала самоуправляемой церковью в составе Русской православной церкви).
Томос РПЦ
У Русской Православной Церкви, так же как у Константинопольского Патриархата и других Поместных Церквей, сформировавшихся до середины XIX века, нет своего томоса.
Дело в том, что томос в современном понимании — как документ, предоставляющий автокефалию (то есть статус самостоятельной поместной церкви) отдельной Церкви, — появился только в 1850 году, когда Константинопольский Патриарх узаконил самостоятельность Элладской Церкви.
Русская Православная Церковь официально получила самостоятельность от Константинопольской Церкви в 1589 году, когда митрополит Иов стал первым Патриархом Московским.
Томос УПЦ
Интересно, что фактически томос для УПЦ был выдан еще в 1992 году, когда Украинская Православная Церковь получила статус самоуправляемой с правами широкой автономии в составе Русской Православной Церкви. Это обеспечило ее полную независимость от Москвы в управленческих и финансовых вопросах, которые отныне решают Соборы и Синод в Киеве.
Связь с Московским Патриархатом остается лишь в том, что украинские делегаты участвуют в принятии решений на общих Соборах Русской Православной Церкви, а также получают от нее миро — специально приготовленное и освящённое ароматическое масло, используемое в таинстве Миропомазания.
Документ от 1992 года был признан всеми Поместными Православными Церквями.
Именно этот факт ставит сегодня под сомнение томос, изданный в 2018 году Константинопольским Патриархом. Тем более что, если сравнить отдельные пункты двух этих документов, можно увидеть, что самостоятельность новосозданной структуры под руководством Константинополя существенно меньше.
Константинопольский томос
Следует учитывать, что практика создания независимых (автокефальных) Церквей существовала и до этого, тогда использовались другие процедуры принятия решений.
И конечно же никаких томосов нет у самых древних Церквей, таких как Иерусалимская, Александрийская или Антиохийская — они ведут свою историю от первых христианских общин, основанных апостолами.
В связи с событиями вокруг споров об украинской автокефалии периодически всплывают упоминания еще нескольких документов, которые на самом деле не имеют к нынешним событиям прямого отношения:
Святогорский томос
Святогорский томос — послание 1340 года святителя Григоря Паламы подписанное авторитетными монахами Святой Горы Афон. Оно было направленно против еретика Варлаама Калабрийского, который впоследствии перешел в католичество и стал епископом. Не называя Варлаама, Святогорский томос осуждал учения еретика «о нетварности только сущности, но не энергий Бога; о подражании как о единственном пути к обожению; о мессалианстве тех, кто называют божественную благодать нетварной, нерожденной и ипостасной, о Фаворском свете как о преходящем явлении и знамении; отрицание участия тела наряду с душой в благодати, подаваемой Богом таинственно и неизреченно очищенному уму». Учение Варлаама осудили два Софийских Собора 1341 года и Влахернский Собор 1351 года.
Томос Льва Великого
Томос Льва Великого — послание папы Римского Льва I для IV Вселенского Собора (451 год). Собор осудил ересь монофелитов (они отвергали человеческую природу во Христе). Папа Лев Великий в своем томосе изложил православное учение о воплощении Христа.
Имеет ли РПЦ томос?
Простите, я прочитал в интернете, что РПЦ не имеет томоса. Так ли это? Обьясните пожалуйста, если можете. Спаси Господи!
Похожие вопросы
2 Ответа
29 января 1589 г. Освященный собор избрал первым патриархом Русской церкви Московского митрополита Иова, и константинопольский патриарх Иеремия лично возвел его в сан «патриарха Московского и вся Руси». Решение об учреждении Московского патриархата подтвердили в мае 1590 г. на церковном соборе в Константинополе главы и других поместных церквей. Соборная Уложенная грамота весной 1591 года была доставлена в Москву.
Имеется, даже оригинал. В любом случае Русская Православная Церковь входит в диптих Православных Церквей уже не одно столетие.
Уложенная грамота об учреждении в России Патриаршего Престола, посвящении первого российского Патриарха Иова, поставлении впредь Патриархов Российским освященным собором и Государем и о новом составе русских епархий. Май 1589 года.
Почему у РПЦ нет Томоса, объяснил протоиерей Николай Данилевич
Почему РПЦ не получала такую бумагу?
Известно, что у РПЦ нет Томоса. О том, почему данный документ не наблюдается в церковной структуре, протоиерей также объяснил в своем сообщении.
Отреагировав на предложение действующего президента Украины Петра Порошенко о предоставлении РПЦ Томоса для обозрения, священник отметил, что Константинопольский патриархат также не получал данный документ. В 451 году проходил Четвёртый Вселенский собор, в информационном пространстве фигурирующий как Халкидонский. 28 правило, сформированное во время этой процедуры, говорит о том, что автокефалия Константинопольскому патриархату не была предоставлена.
В правиле под 28 номером достаточно чётко отмечено, что благодаря проведению Собора Константинопольскому архиепископу предоставлялось право рукоположения митрополитов в Малой Азии и Фракии.
Священник, предоставив для ознакомления сообщение в Фейсбуке, говорит о том, что следующие патриархи – Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский – осуществляют деятельность без Томоса. Документальным подтверждением официального существования структуры РПЦ является Грамота патриарха Иеремии. Если рассматривать ее как документ, то она имеет ту же силу, что и Томос.
Николай Данилевич в сообщении подчеркнул, что церкви, относящиеся к древним, Томос не получали. Данный документ появился лишь в девятнадцатом веке после того, как начали активно формироваться автокефалии, относящиеся к национальным.
В процессе развития скандала между патриархом Московским Кириллом и патриархом Константинопольским Варфоломеем, вдруг выяснилось, что у РПЦ нет Томоса.
Знаете, что такое Томос (Τόμος)? В буквальном переводе с греческого, это означает «кусок». Такой «кусок» (надел мира) даёт право на определённую территорию.
Томос – это то, что даёт право церкви называться церковью. Получивший Томос на территорию, может на этой территории торговать и оказывать населению церковные услуги.
По-просту говоря, Томос – это ярлык на княжение. Без Томоса никакая организация не может считаться церковью. Точно так же, как вы сами себя не можете назначить священником.
Если же некто решил зарабатывать деньги на старушках — пошил себе трешовый костюм, отрастил бороду, изготовил аксессуары в виде дымарей и брызгалок – он всё равно не может называться священником. Сан необходимо принять от кого-то старшего. Точно так же, группа лиц не может объявить себя церковью. Всё идёт по старшинству.
Чтобы стать церковью, необходим официальный «кусок мира». Выдать этот «надел» может только самый главный поп. А самым главным иерархом в православии является Патриарх Константинопольский. Это единственное лицо в православном мире, который может дать Томос.
Когда директор РПЦ, Гундяев, прибыл на Фанар (район Константинополя с резиденцией главенствующего патриарха), его для порядка спросили: «Где твой Томос?». Патриарх Московский похлопал себя по карманам и сказал: «В другом пиджаке забыл – в том пиджаке, который в Москве остался».
Никому в тот момент в голову не пришло углубиться в этот вопрос и выяснить, что Томоса у московского священника, в принципе, нет. Но позже, константинопольские крохоборы полезли в архив и выяснили, что у РПЦ лицензии быть церковью, по факту, действительно нет.
Это подтвердил архиепископ Телмисский Иов. Он сообщил, что дарования Томоса для РПЦ никогда не происходило. Причём, он сам был изумлён этим фактом.
Как такое получилось – неведомо. Но для верующих это предельно важно.
Если принимать всерьёз все церковные правила и каноны, то РПЦ – абсолютно незаконная организация («самосвяты»). По сути дела, РПЦ – это секта. По церковным правилам, РПЦ не может осуществлять магических услуг.
Гундяеву, вместо того, чтобы хамить и устраивать истерику, нужно было, каким-то образом, исправлять ошибку XVI века. Надо было тихо-тихо отдать Украину, не возмущаться и не поднимать шум, а самому ехать за Томосом. Но подвела жадность (очень не хотелось терять миллиарды, которые они стригут с 12-ти тысяч украинских приходов).
Чтобы исправить ситуацию, Гундяеву сейчас нужно бы сменить интонацию и ехать на Фанар, и произнести там волшебные слова. Пусть Гундяев запишет эти волшебные слова – они ему очень помогут. Звучит это так: «Тхэес афес перикатхамати», что в переводе с древнегреческого означает «Дядя, прости засранца».
Но, вероятнее всего, РПЦ не воспользуется этим советом, а будет действовать по проверенной рецептуре: объявит весь мир еретиками, врагами, нечестивцами – самоизолируется, займёт круговую оборону. Нас ждёт известный спектакль, под названием «Триста спартанцев».
3 Comments
До 1589 года все православные церкви были подчинены Киевской Метрополии Константинопольского Патриархата. Даже Иван Грозный не решился покуситься на этот статус. Всё произошло позже, при регентстве Бориса Годунова. Однако созданный Московский Патриархат Томом от Константинополя так и не получил. В ходе церковной реформы Петра 1 Московский Патриархат был и вовсе упразднен. Вместо него в 1721 году был учреждён высший церковный орган Святейший правительственный Синод. При большевиках в 1917, поместный собор восстановил Московский Патриархат, но и тогда он не получил Томос от Константинопольского Патриархата. Нынешние вопли завывания РПЦ основаны на том, что она теряет многомиллионные доходы от 12 тысяч православных приходов Украины. История РПЦ оказалась насквозь лживой.
Дело в том, что с середины XV века в отношении его юридического статуса возникла коллизия. Возникла после того, как во время Ферраро-Флорентийского собора Константинопольский патриарх согласился на унию с католической церковью. На практике это означало подчинение православия Папе Римскому. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на статус детища той унии — Украинской греко-католической церкви. Ее верховного архиепископа назначает Папа Римский. Точно то же предполагалось и в отношении Константинопольского патриарха.
В 1452 году уния была введена в действие. Таким образом, Константинопольский патриархат, как глава всех православных верующих, перешел в юрисдикцию Рима. Однако после захвата Константинополя в 1453 году, турки потребовали от иерарха отказаться от этой юрисдикции. Чтобы выйти из создавшейся ситуации они согласились рассматривать его исключительно в качестве главы православной общины Османской империи (теперь — Турции). Тот признал и это.
С тех пор в отношениях с западным миром он именовал себя Вселенским патриархом, т.е. главой православных, подчиненным Риму. На территории страны своего пребывания, т.е. в Турции, он был лишь главой одной из поместных церквей.
До поры до времени, Русская Православная церковь старалась закрывать глаза на эту коллизию, чтобы не усугублять ситуацию. Однако претензии Варфоломея I, развязывают РПЦ руки. Ей больше нет необходимости закрывать глаза на то обстоятельство, что в XV веке Константинопольский иерарх фактически совершил предательство по отношению к православным верующим. Что подписав унию и перейдя в подчинение к Папе Римскому, он тем самым потерял свою легитимность
Нет Томос у эРПэЦэ.
ПэЦэ? Воистину ПэЦэ!