У ребенка болит голова температуры нет лобная часть чем лечить

Головная боль у ребенка

Содержание

Головная боль – одна из самых распространенных жалоб у детей разного возраста. Она является не заболеванием, а лишь симптомом. Зачастую приступы головной боли у детей появляются в дошкольном возрасте, примерно к 6-ти годам. Они более короткие по продолжительности, чем у взрослых. При этом у детей болит полностью вся голова, а вместе с этим – живот.

Возможные причины головной боли (с рвотой или без нее)

Существует множество факторов, которые провоцируют появление головных болей у детей. Недомогания могут появиться после сна, утром или во второй половине дня. Часто их возникновение связано с внешними факторами: от смены погоды до эмоционального или физического перенапряжения.

Появление болей у детей провоцируют следующие заболевания:

Помимо этого, болезненные ощущения могут возникать в случае токсического поражения, отравления, снижения или повышения внутричерепного давления. Еще одна причина – наличие травм головы. Источник:
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4293983/
Choon How How and Wei Shih Derrick Chan
Headaches in children
Singapore Med J. 2014 Mar; 55(3): 128–131.

На что обращать внимание родителям?

Частые головные боли у ребенка грудного возраста

Зачастую у новорожденных головная боль возникает, когда повышается внутричерепное давление. Она может сопровождаться повышенной температурой тела, общим недомоганием, расстройствами пищеварения или другими симптомами. До полугода болезненные ощущения иногда связывают с реакцией на прорезывание зубов.

Если ребенок в том возрасте, когда не способен пожаловаться Вам на головную боль, определить ее можно по следующим признакам:

У ребенка 5-7 лет

Дошкольники проводят много времени за электронными устройствами и у телевизора. Излишняя нагрузка на органы слуха и зрения способна спровоцировать мигрень или резкую головную боль.

Ребенок дошкольного возраста активно интересуется играми. Зачастую они сопровождаются шумом и случайными травмами, что может стать поводом для возникновения головных болей разного характера.

Нередко недомогание вызывает душный воздух в детской. В этом случае родителям достаточно проветрить помещение. Кроме того, необходимо позаботиться о полноценном отдыхе, обеспечить ребенку здоровое питание и сон продолжительностью от одного до двух часов.

У ребенка 7-10 лет и старше

Школьники и подростки часто испытывают стрессы, которые связаны с учебой и чрезмерной эмоциональностью. Когда ребенок не в состоянии воспринимать тот объем материала, что ему преподают в учебном заведении, у него истощается нервная система. На фоне этого возникает переутомление – один из факторов, влияющих на появление головных болей.

Нервному истощению в большей степени подвержены девочки. В своем развитии они опережают мальчиков, при этом эмоциональный фон у них более высокий.

К 10-12 годам у детей школьного возраста начинается гормональная перестройка. Она способна негативным образом сказаться на психическом и эмоциональном состоянии. В этот период возможно появление мигрени или сильной головной боли. Также подростки в значительной степени подвержены перепадам давления, также может возникнуть пищевая аллергия. Спровоцировать появление головной боли способна резкая смена погоды или неправильный выбор продуктов. В этот период родителям необходимо уделить особое внимание распорядку дня ребенка. Следует проследить за тем, достаточно ли он проводит времени на свежем воздухе, сколько спит и как часто и чем питается.

Лечение головной боли и тошноты

Купировать боль и правильно установить причину ее появления способен только врач-педиатр. Он проанализирует состояние пациента, при необходимости проведет полное обследование и назначит эффективное лечение.

Боли могут вызывать заболевания головного мозга, черепно-мозговые травмы или инфекции. Иногда причиной является нарушение углеводного обмена. Как следствие этого у ребенка возникает слабость и рвота с болью. В таких случаях пациенту назначается специальная диета и лекарственные препараты.

Получить квалифицированную помощь можно в медицинском центре «СМ-Клиника», где работают опытные специалисты. Они предоставят полный комплекс услуг, обеспечат своевременное и эффективное лечение. Кроме того, специалисты помогут исключить заболевания, которые провоцируют появление боли, назначат анализы и процедуры. При необходимости можно вызвать врача «СМ-Клиники» на дом.

Профилактика головных болей

С рождения рекомендуется прививать ребенку любовь к здоровому образу жизни. Родителям следует приучать малыша к утренней зарядке, обеденному отдыху, прогулкам на свежем воздухе, закаливанию, правильному питанию Источник:
Н.Н. Заваденко, Ю.Е. Нестеровский
Головные боли у детей и подростков: клинические особенности и профилактика // Вопросы современной педиатрии /2011/ ТОМ 10/ № 2. В помощь врачу

Такой подход позволит укрепить иммунитет, защитить организм от инфекций и в будущем избежать появления приступов головной боли.

Необязательно отдавать ребенка в спортивную секцию, достаточно ежедневно делать зарядку в течение 10-15-ти минут. Закаливание поможет избежать простудных болезней и устойчиво переносить стрессовые ситуации.

Если Ваш ребенок проводит много времени за компьютером или у телевизора, приучите его делать перерывы. Также следите за осанкой, чтобы в положении сидя он держал спину ровно.

Уделите особое внимание тому, чем питается Ваш ребенок. В рационе обязательно должны присутствовать фрукты, рыба, овощи и нежирное мясо. Не рекомендуется употребление крепкого чая и кофе. Если Вашего малыша беспокоят боли, следует исключить раздражающие внешние факторы.

Источник

Причины головной боли у ребенка

Здоровый ребенок – счастье и гордость для родителей. Вся семья с умилением смотрит на подрастающее чудо. Много радостных событий: первая улыбка, первый зубок, первый шажок…. Первый подъем температуры, первый ушиб, первая царапина… Победы и огорчения, смех и слезы зачастую идут бок о бок.

У ребенка болит голова температуры нет лобная часть чем лечить

Головная боль (цефалгия) – одна из самых частых жалоб при обращении к врачу не только у взрослых, но и в педиатрии. Если у дошкольников они встречаются не так часто, то к 12-15 годам более половины детей и подростков периодически испытывают головные боли. В некоторых случаях родители вспоминают, что еще задолго до начала посещения детского сада ребенок периодически становился беспокойным и брался руками за голову.

Когда ребенок или подросток начинает жаловаться на цефалгии, реакция со стороны родителей бывает разная. Некоторые считают, что это делается для привлечения внимания, так как головная боль – чисто «взрослый» недуг, а у детей подобного просто не бывает. Другие, наоборот, по любой, даже незначительной жалобе начинают обследовать и лечить ребенка.

Боль может быть острой и хронической. Острая боль возникает внезапно или недавно и протекает тяжело. Как правило, острая боль – это сигнал организма об опасности: травма, инфекция, воспаление. Острая боль — необходимый приспособительный сигнал, который не только информирует о тканевом повреждении, но и вызывает рефлекторные и поведенческие реакции, позволяющие свести повреждающее воздействие к минимуму. Как только прекращается действие фактора, ее вызвавшего, боль прекращается. Часто такое состояние требует неотложных мероприятий. Как правило, при правильном лечении, назначенном врачом, пропадают все симптомы болезни, а вместе с ними прекращает болеть и голова. Первым, к кому обращаются за помощью, становится участковый педиатр. Хронической является боль, продолжающаяся дольше периода заживления, как правило, ее продолжительность более 3 месяцев. При этом нет четкой связи с какой-либо причиной, либо она имеет неясный, неопределенный характер. Провоцировать новые эпизоды могут любые факторы (эмоции, нагрузка, стресс, смена погоды и т.д.). А как относиться к тому, что малыш пожаловался на боль в голове, будучи при этом совершенно здоровым? Как это воспринимать – как тревожный симптом или просто детскую выдумку?

Следующей градацией головных болей является их разделение на первичные и вторичные. Первичные являются самостоятельными заболеваниями. В детском возрасте в основном это мигрень и головная боль напряжения. При вторичных – цефалгия это только один из симптомов другого заболевания. Известно более 150 заболеваний, которым сопутствуют жалобы на головную боль. Наиболее распространёнными из них являются:

Головные боли могут возникать как реакция на изменения окружающей среды или в организме (реактивные), неправильный образ жизни: когда ребенок имеет слишком мало или слишком много сна, слишком много времени проводит перед компьютером или экраном телевизора, мало активен физически, питается неправильно. После первичного осмотра пациента с жалобами на головные боли педиатр направит на необходимые консультации и обследования в зависимости от выявленных нарушений. В большинстве случаев дети с жалобами на головные боли наблюдаются и состоят на учете у невролога.

Диагноз первичной головной боли (мигрень, головная боль напряжения) выставляется специалистом на основании характерной клинической картины и жалоб пациента. Так при мигрени беспокоят эпизоды сильной, как правило, односторонней боли (лоб, висок, половина головы). Она носит пульсирующий характер, боль сильная, сопровождается тошнотой, чаще – многократной рвотой. Раздражает свет, звуки. Ребенок старается лечь и уснуть, действует правило трех «т»: тихо, темно, таблетка. После сна, как правило, боль не беспокоит, восстанавливается двигательная активность, аппетит может быть некоторое время несколько снижен. Очень часто у кого-нибудь из членов семьи есть подобные цефалгии. К факторам, провоцирующим эпизоды мигрени, относят:

Пациенты с головными болями напряжения (ГБН) жалуются на двусторонние цефалгии сдавливающего или сжимающего характера, без четкой локализации. Нередко боль локализуется преимущественно в лобно-теменной, лобно-височной, затылочно-шейной области, по типу «обруча», «тугой шапки». Боль умеренная или легкая, нет выраженной тошноты или рвоты. Ребенок может принимать пищу, читать, смотреть телевизор, нет ухудшения состояния во время выполнения повседневной физической нагрузки. Возможна легкая тошнота, плохая переносимость или яркого света или громких звуков. ГБН беспокоят от 1 раза в месяц до практически постоянных, возникают в основном после 2-3 урока в школе, либо преимущественно во второй половине дня, нет ночных болей.

Мигрень и ГБН не являются состоянием, угрожающим жизни, но приводят к ухудшению качества жизни ребенка: снижению памяти, внимания, успеваемости, тяжело переносятся детьми, сказываются на их настроении, поведении, учебе, профессиональной ориентации. Поэтому важно во время распознать данные заболевания, а так же проводить своевременную профилактику возникновения головных болей:

В этой статье мы обсудили возможные причины возникновения головных болей у детей. Более подробно о способах лечения цефалгий – при продолжении.

Авторы: Филипович Е.К., асс. каф. Детской неврологии БелМАПО, главный внештатный детский невролог КЗ Мингорисполкома;
Лещинская Е.В., зав. педиатрическим отделением УЗ «7ГДП» г. Минска

Источник

Головная боль у детей

Почему у ребенка болит голова?

Долгое время считалось, что цефалгия у детей, особенно младшего возраста, встречается редко. На самом деле это не так. Просто малыши не могут описать свои ощущения при головной боли, а более взрослые дети не любят жаловаться на нее и даже скрывают этот факт от родителей.

Наиболее частыми причинами цефалгии у детей становятся умственные, физические и эмоциональные нагрузки, вегето-сосудистая дистония, мигрень, травмы головы, воспалительные заболевания в области головы и шеи. Стоит обратить внимание на то, сколько времени проводит ребенок около компьютера или телевизора. Длительная нагрузка на органы зрения и слуха может спровоцировать головную боль.

Нередко цефалгия возникает у ребенка, который проводит длительное время в душном помещении или нерегулярно питается. Кстати, дети, которые не посещают детский сад, чаще подвержены болевым ощущениям. Это связано с тем, что родители не всегда придерживаются режима дня для ребенка в условиях семьи, в то время как в детском саду присутствует своевременное питание и дневной сон.

Иногда сильная и особенно внезапная головная боль может сигнализировать о проблемах заболевания головного мозга или центральной нервной системы. Также цефалгия может свидетельствовать об эмоциональных или психологических проблемах, либо о вирусном заболевании: ангина, простуда, грипп.

Родители должны помнить, что жалобы на головную боль субъективны, их трудно проверить. Существуют «феномены боли», позволяющие судить о наличии и характере болевого синдрома. Необходимо проанализировать, как ведет себя ребенок с жалобами на цефалгию. При жалобах, которые заслуживают внимания, снижен фон настроения, ослабевает интерес к окружающему, ребенок стремится прилечь. Отмечается серьезное выражение лица, иногда сдвинутые брови, складки над переносицей. Иногда возникает плач или стон. Бросается в глаза бледность или покраснение лица, темные круги под глазами, холодеют пальцы рук.

Головная боль у младенцев проявляется общим беспокойством, нарушением сна, отказом от еды, срыгиваниями «фонтаном», повышением температуры. В тяжелых случаях возникает монотонный «мозговой» крик. В 1-2 года дети вместо жалоб на головную боль говорят об усталости, хотят полежать. У них могут краснеть белки глаз, появляется зевота. Дети от 3 до 7 лет уже могут различать цефалгию и описывать ее.

В наше время школьники постоянно испытывают нагрузки и переутомление. Среди всех видов цефалгии у подростков в 80% случаев и чаще встречается головная боль мышечного напряжения. Дети жалуются на чувство «стягивания» вокруг головы, ощущается напряжение и болезненность мышц скальпа, возникает дискомфорт при расчесывании волос.

В 12-13 лет начинается гормональная перестройка в организме ребенка, влияющая на работу его сосудов и психоэмоциональное состояние, что может провоцировать развитие сосудистой головной боли. Выявляется большая зависимость от изменения погодных условий.

Для уточнения характера цефалгии у многих детей возникает необходимость в проведении лабораторных и инструментальных исследований, что позволяет исключить объемные образования головного мозга, наличие сопутствующих заболеваний.

Лечение

В настоящее время для лечения цефалгии помимо лекарственной терапии используется широкий спектр лечебных методов и воздействий. Объем лекарственной помощи определяется врачом в каждом конкретном случае.

Лечение эпизодических головных болей у детей необходимо начинать с коррекции режима и питания, создания комфортных условий для сна. Необходимы ежедневные прогулки на свежем воздухе. Из спортивных дисциплин отдается предпочтение занятиям плаванием, ушу, каратэ, йогой. Для детей эмоционально лабильных, впечатлительных рекомендуются занятия с психотерапевтом релаксацией, обучение аутотренингу.

Альтернативой медикаментозной терапии могут стать физиотерапевтические методы лечения.

В детских клиниках «ПроМедицина» для лечения головных болей успешно используются методы транскраниальной микрополяризации (при цефалгии после травм головы) и внутритканевой электростимуляции на аппарате Герасимова (при мигрени, сосудистой головной боли). Детям с вегето-сосудистой дистонией показана иглорефлексотерапия, массаж, лечебные ванны.

В большинстве случаев головная боль у ребенка носит доброкачественный характер, но не нужно забывать о том, что в отдельных случаях головная боль становится проявлением серьезного заболевания. Именно поэтому важно не оставлять без внимания даже редкие жалобы ребенка. Родительская тревога зачастую бывает объяснима и оправдана.

Источник

Головные боли напряжения у детей

Академик РАМН, профессор Ивашкин В.Т.: – Мы очень плавно перешли от острой или стрессовой инсомнии к головным болям напряжения у детей, поскольку Андрей Сергеевич Петрухин уже представил себя в дискуссии. Пожалуйста, Андрей Сергеевич.

Профессор Петрухин А.С.: – Надо сказать, что относительно головных болей у детей есть три проблемы, несмотря на то, что в 21 веке неврология достигла таких успехов, что в отличие от тех наук, которые были раньше, которые так говорили, что этиология неизвестна, патогенез неясен, специфического лечения не существует. Сейчас в неврологии в основном почти стопроцентный диагноз можно установить с помощью различных методов исследования. Но остается три проблемы, которые смутные. Они до сих пор неясны и очень трудно поставить диагноз и разобраться. И вот в частности это головные боли, головокружение и тики. Здесь очень много неясного пока. И надо сказать, что раздел головные боли – это раздел, который не основывается на каких-то чаще всего физических методах исследования, визуализационных. Они служат, скорее, для исключения и подтверждения симптоматической природы головных болей. То есть заболевание – это, допустим, опухоль головного мозга или аневризма, которая проявляет себя головными болями. Здесь мы сейчас этот раздел берем – только чистые головные боли.

Вообще боли у детей протекают по-особому. И есть древнегреческое изречение, что боль – это сторожевой пес здоровья. А вот наш выдающийся ученый, физиолог, который изучал боли, он сказал такую фразу, что здоровье заключается в физиологической немоте внутренних органов. Вот из Ромена Роллана: «Взрослый человек, когда страдает, может уменьшить свою боль, мысленно помещая ее в определенный участок своего тела, как бы отгораживаясь от нее, определяя границы. А у ребенка нет этого обманчивого средства. Его первое знакомство с болью трагичнее и глубже. Она кажется ему безграничной, как само его существование». Поэтому головные боли, можно только представлять, каким страданиям часто подвергается ребенок.

И вот на этом слайде показаны те боли, которые не имеют никакого патологического влияния и которые в норме наблюдаются у детей. Это боли в животе. Это боли «роста» в костях, когда утром плачет ребенок и жалуется, он, как правило, рукой даже показывает, в зоны метафиза костей, переходные зоны, где зона роста костей: это вот лодыжка, под коленкой. Это боли, которые проходят с ростом и не требуют никакого лечения. И головные боли в 15-20% тоже являются физиологическими. Они возникают из-за того, что рост и удлинение сосудов не соответствуют. Такие гемодинамические возрастные, физиологические изменения происходят. Не нужно этому придавать значения и они, как правило, проходят с возрастом и не требуют специфического лечения. А вот надо сказать, что ребенок, конечно, когда жалуется, нельзя не придавать значения этому, потому что ребенок не имеет социального опыта, поэтому симулировать любые боли он не может. Особенно частые головные боли снижают его качество жизни, влияют на умственные, физические способности, нарушают отношения со взрослыми и сверстниками.

И головная боль (определение) – это боли и чувство дискомфорта, локализованные в области головы. Данные ощущения всегда субъективны. Поэтому очень важную роль в диагностике головных болей имеет анамнез, очень подробный анамнез: когда возникает, где возникает в голове, сколько они длятся, с какой интенсивностью.

Вот приведена международная классификация головной боли. Здесь указаны мигрени, головные боли напряжения, кластерные (или пучковые) головные боли, то есть хроническая пароксизмальная гемикрания, сюда же относится и синдром Хортона, который приводит впоследствии к тому, что суживаются глазная щель, развивается блефарофимоз, и постоянное слезотечение. И различные головные боли, не связанные со структурными повреждениями, а связанные или с травмой, сосудистыми расстройствами, внутричерепными процессами, не сосудистой природой, например, остаточное явление каких-то воспалительных процессов; связанных с приемом химических или психоактивных веществ, что сейчас очень важно, потому что можно биться-биться, а потом узнать в конце концов, что ребенок курит марихуану или принимает наркотики, которые вызывают у него головные боли. Головные боли, связанные с метаболическими нарушениями. И лицевые боли при патологии черепа, шеи, глаз, ушей, придаточных пазух, от зубов или болезней полости рта или других структур лица и черепа. А также краниальная невралгия, болезненность нервных стволов и отраженные головные боли. Это мы имеем в виду называемые зоной Геда или Захарьина-Геда. И Захарьин описал, и впервые вообще-то описал английский врач Гед. И он даже не врачом был. Он был физиологом. Это при болезни печени – это макушка, при нижней доле легких – это теменная область. Такие гиперпатические ощущения в голове. Ну есть и в других структурах.

Вот здесь причины показаны, и обратите внимание, что первичная головная боль 92%, из них 54% – это головная боль напряжения. А мигрень занимает 38%. Мигрень, как правило, это, во-первых, наследственное заболевание. Передается оно по материнской линии, как правило, болит у мамы голова и обычно у сына интенсивнее. И феномен антиципации тоже присутствует, хотя мигрень не относится к болезням генной экспансии. Но чем раньше и сильнее головные боли, то у ребенка они раньше возникают и тяжелее протекают. И мальчики больше страдают.

И вот среди школьников 7-16 лет жалобы на головные боли предъявляют 39% детей, а 52% – это дети от 10 до 12 лет. И мигрень в 21% наблюдается, а головные боли напряжения – почти 80%.

Головные боли обусловлены раздражением внутричерепных или внечерепных рецепторов, чувствительных ветвей черепных нервов и первых трех шейных корешков спинного мозга. Патогенез различный. Внечерепные болевые рецепторы расположены в коже, подкожных тканях, мышцах, сухожилиях, сухожильном шлеме, (в апоневрозе), сосудах мягких покровов головы, в надкостнице черепа, полостях рта и носа, и мышцах носа и среднего уха. А внутричерепные рецепторы расположены, во-первых, в оболочках. Сам мозг безболезненный, его можно черпать ложкой и он никак не отвечает. Даже были случаи во время войны, что раненные пальцем выковыривали мозг. Ну вот, а твердая мозговая оболочка, и синусы особенно, они снабжены очень плотными болевыми рецепторами. И также сами артерии, как и сердце, кстати, сама мышца безболезненна при инфаркте, а болит сосуд. И вот эти боли обусловлены раздражением рецепторов сосудов и в менингеальных артериях, в дупликатурах твердой мозговой оболочки серпа и намета. Особенно в области намета: там страшные головные боли, и, как правило, они сочетаются и с менингеальными симптомами: напряжение мышц шеи, симптом Кернига и так далее.

Вот здесь уделено большое внимание жалобам: это давность возникновения, частота, локализация, иррадиация (куда эти боли распространяются, куда отдают), характер, продолжительность, начало и окончание, провокация, предвестники, сопутствующие симптомы, наличие хронических заболеваний. Вот при мигренях, например, существуют очень важные провоцирующие факторы. Это запахи духов или табака, или определенные цветочные запахи. Частота: она приступообразная, развивается экстенсивно, то есть с малого до пика, заканчивается, как правило, рвотой. И рвота приносит облегчение, кстати. Сознание, интеллект, настроение, состояние артериального давления, напряжение мышц (перикраниальных, верхнего плечевого пояса), отеки неврологические, наличие менингеальных или очаговых симптомов. Вот, например, при хортоновском синдроме (пучковые) там важно выявить отеки и гиперестезию кожных покровов. А при головных болях напряжения – это напряженность мышц скальпа, связанная с настроением.

Поэтому первые и до сих пор считающиеся классическими подходами для лечения головных болей напряжения – это подходы с назначением антидепрессантов, потому что часто это сочетается и с депрессией, и расстройством настроения. Поэтому часто бывают у женщин. А вот у детей – девочки чаще страдают – это очень ответственные, которые ждут какой-то неприятности, подвоха, неудачи в ответах в школе, которых травят сверстники, что неоднократно. И у нас почему-то эта система человеконенавистническая. Когда-то она так развилась в школах и классовая борьба переродилась в борьбу друг с другом. Теперь у нас в школе очень сложная ситуация. И надо когда-то будет и к этому подходить. И здесь дополнительные методы, как я вам говорил, они не могут установить, какая это головная боль. Они могут только позволить исключить опухоли: это когда отек на глазном дне, расширение сосудов, венозный застой. Рентгенография придаточных пазух позволяет выявить воспалительное заболевание. Анализы крови позволяют судить о том, что эта головная боль может быть симптомом ревматического или какого-нибудь другого процесса, а КТ и магнитно-резонансное исследование могут обнаружить какие-то внутричерепные процессы, опухоли и могут обнаружить также сосудистые и мальформации.

И вот у меня был совершенно дикий случай. Я давал судебно-медицинское заключение на историю болезни. В одной из близких к Москве областей, где долгое время лечили девочку от головных болей и ставили даже диагноз эпилепсия, которого не было, а умерла она внезапно дома. Причем у нее был порок сердца. И, конечно, это нарушение кровообращения, нарушение оксигенации крови, конечно, вело к возникновению хронических головных болей. Поэтому педиатр должен знать неврологию, хотя бы основу, а невролог должен знать основы педиатрии.

Клиническое проявление головных болей. Ребенок менее активен, капризен, легко раздражителен, прикладывается головой к дивану, к постели набок. Вынужденное положение головы – это больше нужно подумать об опухоли. Дети часто держат руку на больном месте, хорошо показывают место, где болит голова и гладят соответствующую часть головы, тянут себя за волосы, и если самим потрогать за волосы, можно найти точки гиперестезии. Более старшие дети держат голову неподвижно, вместо поворота головы совершают поворот всего тела, всем корпусом. И вот дети с двух лет даже указывают, где болит голова, а ощущения подробно описывают дети с 6-7 лет.

И вот феномены головной боли у детей младшего возраста по Хёртлю. Это мимика: серьезное выражение лица, брови сдвинуты, закушенный или перекошенный рот. Пантомимика: дрожание или необычное положение головы, надавливание на больное место, закусывание пальца, губы, скрежет зубами. Вегетативный симптом: бледность или покраснение лица, холодные пальцы, холодный пот, гусиная кожа. Также звуковые: упорный крик, плач, всхлипывание и подавленный кашель. И в особенности поведение: снижение активности и интересов, повышенная раздражительность, агрессивность и нарушение аппетита. Рвоты могут быть у детей.

Мигрень – я уже говорил – это пароксизмальное состояние, проявляющееся приступными состояниями, преимущественно в глазнично-лобно-височной области, или реже двустороння локализация: в области лба и затылка. Приступы рвоты, сопровождается тошнотой, фотофобией. Характерны повторяемость приступа и наследственная предрасположенность.

Мигрень – распространенность 12-15% населения, дети до шести лет мигренью страдают в одном проценте случаев, в возрасте 10-12 лет – 4,5%, и вот с 15 лет 5,3%. До шести лет чаще встречается у мальчиков, в возрасте 7-11 одинаково, как у мальчиков, так и у девочек, и после 18 лет у юношей приступы регрессируют и отмечаются длительные ремиссии.

Головные боли напряжения, собственно, та тема, к которой мы перешли. Встречается у детей в 70-80% всех случаев головной боли. Эмоциональное напряжение, связанное с обучением, чрезмерная загруженность дополнительными занятиями, неудобное рабочее место, напряжение зрения, семейные конфликты, чрезмерное родительское попечение, недостаточность физической активности или чрезмерная физическая нагрузка. Эти боли могут возникать, как правило, после длительного стрессового состояния. Тут патогенетической особенностью является незрелость механизмов психологической защиты ребенка, что обуславливает появление заболевания при незначительных, с точки зрения взрослых, стрессах. Головные боли напряжения чаще возникают у детей стеснительных, неудовлетворенных собой, плохо адаптирующихся к новой обстановке. У них отмечаются вспышки упрямства, капризы, которые носят характер защитных реакций на фоне недовольства собой.

Сами родители почему-то на десяти работах не работают, но у нас типично, что ребенок должен заниматься музыкой, спортом, заниматься дополнительно иностранным языком и сидеть еще восемь часов в школе. И что-то умнее не становятся. Я что-то ни Пушкиных, ни Достоевских последнее время не вижу.

Вот в последнее время появились такие работы – и их уже достаточно большое количество – о роли магния в патогенезе головных болей напряжения. Магний – это внутриклеточный ион, который в свободном виде не наблюдается. Поэтому его очень трудно исследовать. И низкое содержание магния является важным в патогенезе головных болей, как и судорог у новорожденных. Низкое содержание магния в сыворотке наблюдается у пациентов с головными болями напряжения, мигренями в интериктальном периоде. Исследования сообщают о положительном влиянии приема препаратов магния у пациентов с разными типами головных болей. Ну, это статья, которая показывает, какую роль играет магний в тонусе мышц и в напряжении шлема. Вот какие головные боли напряжения: нечастые эпизодические, частые эпизодические, хронические головные боли с напряжением перикраниальной мускулатуры и хроническая головная боль без напряжения перикраниальной мускулатуры.

Для головных болей напряжения у детей характерны: двусторонние боли в лобно-височных или в лобно-теменных областях, иногда с чувством давления на глаза. Боль может носить стягивающий, сжимающий, как шлем, давящий характер, и не усиливаться от физической нагрузки. Сопутствующие симптомы: звукобоязнь, светобоязнь, тошнота, усиление боли при дотрагивании до кожи головы и волос, расстройство сна. Купируются самостоятельно или при засыпании. Рассказать о своих ощущениях могут дети после семи лет. При длительных хронических головных болях напряжения, если вот девочки бегут на туфлях с высоким каблуком, они чувствуют, как отдает в голову, потому что длительное напряжение скальпа вызывает нарушение венозного оттока из полости черепа и тогда присоединяется такая дисгемия – это переполнение венозных синусов, а там же тоже головные рецепторы. И такая тяжелая головная боль появляется.

При головных болях препараты магния применяются и можно применять как терапию ex juvantibus, потому что передозировать магний нельзя. Чем больше его введешь, он просто выведется, он больше в клетку не поступит. И витамины, также нестероидные противовоспалительные средства, в более тяжелых случаях и хронических головных болях сочетаются препараты магния с психотропными препаратами, такие как противотревожный препарат атаракс; и антидепрессантами, как правило, последнее время; ну и трициклические можно использовать, но они все-таки тяжеловаты. А с ингибиторами обратного захвата серотонина у нас большая проблема, потому что из всех них, пожалуй, только золофт разрешен у детей с шести лет. А у детей младшего возраста еще хуже, что мы не можем применять эти препараты, поэтому рекомендован (сегодня уже предыдущему лектору задавали вопрос) вот терален, французский. Он, к сожалению, в каплях у нас не поступает, по всей видимости, потому что очень дешево стоит. А тералиджен – его трудно дозировать, потому что он в драже. Фенибут также препарат, единственный ноотропный препарат, который снижает тонус и который успокаивает. И комбинация также с беллатаминалом, старинным препаратом. Здесь не нужно шутить или улыбаться. Дело в том, что красавка по принципу доказательной медицины относится к числу немногих препаратов, которые по критериям доказательной медицины эффективно работают.

Ну и лекарственные формы магния. Есть ампулы, есть и таблетки, которые содержат 470 миллиграмм магния лактата в каждой таблетке. И также есть ампулы магния цитрат, магния цитрат также в таблетках выпускается, содержит примерно 100 миллиграмм магния.

Немедикаментозное лечение головной боли. Очень важно не только исследовать ребенка, но и выяснить семейную ситуацию. Как и при тиках, так и при головных болях напряжения, особенно выяснить, какова ситуация в семье. Конечно, родители не расскажут, а мы не можем быть в их доме, узнать, какая там обстановка. Это принцип такого декларативного воспитания: куда сел, почему встал, почему так стоишь, не так. Ребенок не может ответить, но внутренне он весь собирается и напрягается от такого хамского и грубого воспитания. И уже давно заметили, что декларативный принцип воспитания абсолютно неэффективен. Пример нашего общества, что 73 года в парткомах нас воспитывали, проходили школу марксизма и ленинизма. Как только случилось можно, все сразу разбежались и все про коммунизм забыли. Исключение семейных психотравмирующих факторов – первый важный шаг, который должен быть сделан, потому что можно сколько угодно лечить лекарствами, но если будет ненормальная обстановка дома, то не будет эффективной терапии. Соблюдение режима дня с достаточным сном, прогулками на воздухе, сочетание умственной работы с физическими нагрузками, водные процедуры, контрастный душ после школы, теплый душ, ванна, плавание в бассейне, сокращение времени просмотра телевизора и компьютерных игр, которые тоже приводят к излишнему психическому напряжению.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *