У работника два основных места работы что делать
У работника два основных места работы что делать
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Может ли гражданин иметь две трудовые книжки и работать на двух работах официально (иметь два основных места работы)? Если при трудоустройстве написать заявление об утере трудовой книжки, при этом работать на другой работе, не приведет ли это к потере трудового стажа? Предусмотрена ли ответственность за наличие второй трудовой книжки?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Нормами действующего законодательства не установлена ответственность для работника за то, что он имеет две трудовые книжки и в связи с этим трудоустроен по основному месту работы в двух организациях.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ипполитова Ирина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Работодатель вправе уволить работника, утаившего наличие у него другой основной работы в случае предъявления второй трудовой книжки
fizkes / Depositphotos.com |
Согласно ст. 60.1 Трудового кодекса работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы по совместительству (определение Омского областного суда от 17 октября 2018 г. по делу № 33-6878/2018). Из этой нормы следует, что работа, выполняемая работником за рамками основной, является работой по совместительству и должна оформляться соответствующим образом. Возможности заключать с одним и тем же лицом несколько трудовых договоров о работе по основному месту закон не предусматривает. Тем не менее, на практике нередко возникают ситуации, когда соискатель при трудоустройстве не сообщает работодателю о наличии у него другой основной работы, в результате с ним заключается еще один договор об основной работе. Очевидно, что в такой ситуации работодатель не несет какой-либо ответственности за допущенное при приеме на работу нарушение. Но как поступить с работником, если стало известно о наличии у него на момент заключения трудового договора основного места работы?
То, как работодатели разрешают данный вопрос, нередко приводит к возникновению трудовых споров. Один из них не так давно был рассмотрен Омским областным судом. Работник устроился на работу по основному месту, предъявив работодателю при заключении договора трудовую книжку, в которой имелась запись об увольнении с последнего места работы. Однако впоследствии работодатель выяснил, что на момент поступления к нему на работу работник состоял в трудовых отношениях по основному месту работы с другим работодателем, у которого хранилась вторая трудовая книжка работника. Сочтя данные обстоятельства свидетельствующими о предъявлении работником при трудоустройстве подложных документов, работодатель уволил работника по п. 11 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.
Узнайте последние изменения правового регулирования трудовых отношений и кадрового делопроизводства, пройдя обучение по программе повышения квалификации, и получите диплом установленного образца
Суд согласился с такой оценкой ситуации. Судьи отметили, что работодатель в силу требований закона не вправе был заключать с работником трудовой договор по основному месту работы, трудовые отношения могли быть оформлены только на условиях внешнего совместительства по правилам ст. 60.1 ТК РФ. Работник сознательно допустил отсутствие надлежащего уведомления работодателя об ином основном месте работы с целью заключения еще одного трудового договора по основному месту работы, в связи с чем основанием заключения трудового договора явились неправомерные, то есть виновные действия самого работника. Сокрытие работником при заключении трудового договора наличия иного основного места работы и предоставление им другой трудовой книжки, в которой не отражен факт работы у иного работодателя, по существу является представлением работником подложных документов. В итоге увольнение суд признал законным.
Более сложной представляется ситуация, когда работник при трудоустройстве дезинформирует работодателя об отсутствии у него другой работы, не предъявляя при этом трудовой книжки. Обычно работники заявляют об утере этого документа или о трудоустройстве впервые, и работодатель заводит им новую трудовую. В таком случае имеет место предоставление работником ложных сведений, однако это не тождественно предоставлению подложных документов. При таких обстоятельствах увольнение по п. 11 ч. 1 ст. 81 ТК РФ может быть признано незаконным (определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа от 18 октября 2016 г. № 33-8283/2016).
Два основных места работы по двум трудовым книжкам: что за это грозит
Бывает, что человек работает в двух организациях одновременно по двум трудовым книжкам. В обеих фирмах он числится по основному месту работы.
Чтo в этой ситуации гpoзит работнику и какую ответственность понесет работодатель? Ответ на этот вопрос дал Роструд на портале «Онлайнинспекция.рф».
Нормами действующего законодательства не предусмотрено наличие у работника двух действующих трудовых книжек. Законом не предусмотрена также возможность работника работать у нескольких работодателей по основному месту работы.
Роструд предлагает работодателям следующее:
Работодатель обязан урегулировать трудовые отношения с работником, приведя условия трудового договора в соответствие с нормами ТК. Один из работодателей должен предложить работнику перейти на работу на условиях совместительства путем изменения условий трудового договора, либо прекратить трудовые отношения с другим работодателем.
Ответственности для работника в описанной ситуации не установлено.
Работодатель также не будет привлечен к административной ответственности при наличии у него трудовой книжки работника и отсутствии информации о наличии второго основного места работы.
Это высказывание Роструда вызывает некоторое недоумение. Так как следуя этой логике, в случае, если работодатель обладает информацией о наличии еще одной основной работы у сотрудника, то он (работодатель) будет привечен к ответственности.
Редакция «Клерка» получила информацию от источников в ФНС о том, что в 2022 году налоговики начнут массово снимать расходы компаний.
Чтобы подготовить вас к непростому 2022 году, «Клерк» оперативно разработал уникальный курс по защите при налоговых проверках. Записаться и получить подарок тут.
Может ли работник иметь две трудовые книжки одновременно
Можно ли иметь несколько трудовых книжек — напрямую в законе это не запрещено. Но на практике есть особенности использования двух документов.
Статья 65 ТК РФ гласит, что при приеме на работу соискатель обязан предоставить трудовую книжку. По ней работодатель судит об опыте и успешности нового сотрудника. Но в нормативе не разъясняется, можно иметь две трудовые книжки или нет. Разбираемся, вправе ли работник иметь не одну книжку, а две.
Почему у работника две ТК
Жизненные ситуации весьма разнообразны, но чаще всего ситуации, почему оказались две трудовые у работника, таковы:
Другой вопрос, законна ли вторая трудовая книжка, если работник хочет устроиться на второе место занятости так, чтобы об этом не узнали на основном. Служащий на законных основаниях вправе работать по совместительству (если это не работа на вредном предприятии), да и возможность работы на двух основных местах в законе не оговорена.
Если у служащего оказались два оригинала ТК, заполненных надлежащим образом, это не правонарушение. Работнику не грозит ответственность за 2 трудовые книжки одновременно, его не уволят и не накажут. Наказание предусмотрено только за получение льгот, вычетов и пособий по больничным листам, если он укажет два места работы в качестве основных.
По факту, вторая трудовая книжка не является фиктивной: в нее внесены корректные записи, они заверены и подтверждены работодателем. В таком случае уволить или наказать работника не за что. Если сотрудник подает две ТК, работодатель не вправе отказаться от их приема. Служащий самостоятельно решает, в какую ТК вносить записи.
Давайте рассмотрим, как завести вторую трудовую книжку иностранному работнику. Очень часто на работу в РФ приезжают граждане из стран бывшего СССР. Если у иностранца ТК советского образца, то в нее вносятся записи и российским работодателем. Если у гражданина документ иного образца, российский наниматель вправе оформить ему новый. В таком случае у иностранца оказываются две ТК.
Оформление налоговых вычетов
Основные минусы 2 трудовых — невозможность получить компенсации, установленные законом, на двух местах работы. Все налоговые вычеты оформляются только у основного работодателя. Если работник оформит вычеты в двух организациях, один из работодателей вправе потребовать возврата средств.
Расчет пособий и пенсии для имеющих две ТК
Владельцы двух ТК сталкиваются с трудностями при расчете пособий и пенсий. Дело в том, что документ предоставляется в ПФР для расчета стажа и пенсии. Предоставление двух и более ТК приводит к путанице. Вот что делать, если у работника две трудовые книжки и он подает бумаги на оформление пенсии, — подать оригинал ТК. Когда у работника их две, он подает все оригинальные документы. Если в двух ТК пересеклись периоды работы, служащий выбирает только один период для установления пенсионных начислений (п. 1 ст. 13 400-ФЗ от 28.12.2013 ).
Кроме того, с пособиями по временной нетрудоспособности тоже возникают сложности, поскольку при расчетах за пересекающиеся периоды рабочей деятельности будут учитываться сведения только из одной ТК. Если для получения пособия он укажет несколько мест работы как основных, его накажут. Если служащий отработал по совместительству у каждого работодателя от двух лет и больше, ему обязаны выплатить пособие по каждому месту трудоустройства. В таком случае сотрудник оформляет несколько больничных листов — по числу таких рабочих мест (ч. 2 ст. 13 255-ФЗ от 29.12.2006 ).
Что изменится при переходе на электронные ТК
Электронные ТК решают проблему с оформлением второго документа. Переход в цифровой формат позволяет минимизировать ошибки в заполнении, потерю и оформление второго экземпляра. Работодатели отправляют информацию о застрахованных лицах через личный кабинет страхователя или сервисы ПФ РФ.
Вся информация о служащих собирается и хранится в электронной форме. Сведения о тех гражданах, которые устраиваются впервые на работу с 2021 года, изначально будут вестись в электронном виде.
При трудоустройстве нового работника работодатели запрашивают у него форму СТД-Р с последнего места работы или СТД-ПФР.. В форме СТД-ПФР собрана вся информация о служащем, которая хранится в информационных ресурсах ПФР (п. 3.1 приказа Минтруда № 23н от 20.01.2020 ). Но если служащий их не предоставляет, отказать ему в приеме не имеют права.
Как правильно оформить сотрудника по совместительству
Рассказываем, как взять на работу сотрудника, если он уже официально трудоустроен. В статье примеры, когда может понадобиться совместитель, и образцы документов
Ольга Семенова
Эксперт по кадровому делопроизводству
Иногда бизнесу нужен сотрудник, но задач на полную ставку не набирается. В такой ситуации можно нанять сотрудника по совместительству — это когда вы берете в штат человека, у которого уже есть основное место работы. В статье расскажем об особенностях оформления совместителей.
Статья будет полезна ИП и компаниям, которые нанимают сотрудников в штат, а также кадровым работникам.
Что такое работа по совместительству
Совместительство — это когда у человека помимо основной работы есть дополнительная, и он занимается ей в свободное время. Например, гончар работает с 9 до 18, в это время он лепит посуду на продажу. А после своего основного рабочего дня — с 18 до 20 — он дополнительно ведет кружок по лепке из глины для детей.
Трудоустроиться по совместительству можно как к своему работодателю, так и в другую организацию.
В первом случае это называется внутренним совместительством — тогда сотрудник в нерабочее время подрабатывает на другой должности внутри своей компании.
Во втором — внешнее совместительство, когда работодатели разные.
Закон не ограничивает в количестве работ по совместительству. Если работник успевает, может работать сразу в нескольких местах.
Чем совместительство отличается от совмещения
Работодатели часто путают работу по совместительству и по совмещению. Рассмотрим, чем они различаются.
Совместительство | Совмещение | |
---|---|---|
Кому подходит | Любому, у кого уже есть официальная занятость | Только сотруднику, который уже работает у этого работодателя |
Когда работают | После основного рабочего времени и по выходным | В основные рабочие часы |
Как оплачивают | Отдельно от основной зарплаты | Доплачивают к основной зарплате |
Как оформляют | По новому трудовому договору | Составляют дополнительное соглашение к основному трудовому договору |
Примеры | Администратор салона красоты работает с 8 до 17, а с 18 до 19 убирается в салоне |
Специалист по качеству работает на заводе с 9 до 18, с 19 до 21 ведет английский язык в языковой школе
Врач работает в городской поликлинике с 8 до 14, с 15 до 20 — в частной
Сортировщик раскладывает заказы по коробкам и сам развозит их вместо курьера с 10 до 19
Женщина работает в салоне парикмахером и одновременно массажисткой
Совмещение — когда сотрудник выполняет дополнительную работу не после работы, а во время. Например, официально сотрудница числится поваром и дополнительно моет посуду за доплату. Работать по совмещению можно только на постоянном месте работы. В этом случае новый трудовой договор оформлять не нужно, достаточно подготовить дополнительное соглашение к имеющемуся договору и договориться о доплате.
Если повар готовит еду с 9 до 18, а после — моет посуду, то это уже считается работой по совместительству и нужно оформлять отдельный трудовой договор.
Когда компании подходит работник по совместительству
Работодателю сотрудник по совместительству может понадобиться в разных ситуациях — приведем примеры.
Потребность в работнике есть, но задач на полную ставку для него нет. Например, в магазине цветов посменно работают два продавца. Днем поток клиентов небольшой, и одного продавца достаточно. Но вечером покупателей много, и один сотрудник не справляется. Тогда работодатель нанимает дополнительного продавца, который будет помогать в вечернее время.
Сотрудник внезапно уволился или заболел. Например, в компании работали два курьера, один из них уволился, и ему не успели найти замену. Второй курьер не справлялся в одиночку, и руководитель компании предложил менеджеру по продажам после 18:00 самому развозить заказы клиентам и получать за это доплату.
Нужный сотрудник уже трудоустроен в другой компании. Например, вам нравится, как работает маркетолог, но он уже трудоустроен в другом месте и переходить к вам на постоянную работу не хочет. Зато он согласен выполнять ваши задачи во время, свободное от основной занятости.
Чтобы трудоустроиться по совместительству, не нужно разрешение руководителя с основного места работы. Главное, чтобы вторая работа была в свободное время от основной. Исключение — если совместитель уже работает генеральным директором в другой фирме. Такие работники должны получить согласие участников компании или совета директоров.
Кого нельзя оформить по совместительству
Некоторым сотрудникам работать по совместительству нельзя. К ним относятся:
Если проигнорировать запрет и нанять по совместительству сотрудника, которому нельзя совмещать работу, ИП грозит штраф до 5000 ₽, а компании — до 50 000 ₽.
Как оформить сотрудника по совместительству
Краткая инструкция для оформления сотрудника по совместительству — на схеме.
Рассмотрим подробно, что делать на каждом этапе.
Запросите документы. Чтобы оформить сотрудника по совместительству, нужны такие документы:
Вы можете запросить дополнительные документы, если они необходимы для трудоустройства. Например, сертификаты о повышении квалификации или дополнительном образовании.
Заключить трудовой договор по совместительству. Договор на работу по совместительству выглядит как стандартный трудовой договор, за исключением двух нюансов:
1. Нужно четко прописать, что работа является совместительством.
2. Время на работе по совместительству не может превышать четырех часов в день.
Продолжительность рабочего времени по совместительству за месяц не должна превышать половину месячной нормы работы, то есть при норме 160 часов в месяц сотрудник по совместительству может работать не больше 80 часов.
Сделать приказ о приеме на работу. Приказ оформляют по форме № Т-1. Заполнить приказ нужно так же, как при приеме сотрудника на полный день, но прописать, что работа будет по совместительству.
Без приказа трудоустраивать незаконно. В дальнейшем на его основании передают сведения в пенсионный фонд и заводят личную карточку сотрудника.
В самом приказе нужно прописать, что это совместительство, и указать график работы и зарплату.
Пример приказа о приеме на работу совместителя:
Заполнить эту форму нужно в течение рабочего дня после издания приказа при приеме на работу и увольнении и до 15-го числа следующего месяца во всех остальных случаях, например при постоянном переводе на другую должность.
По желанию вы можете установить испытательный срок. В этом случае действуют общие правила: максимум шесть месяцев для руководителей, две недели для сотрудников при трудоустройстве от двух недель до шести месяцев и три месяца для всех остальных.
Как платить сотруднику по совместительству
В законе прописаны два способа, как платить за работу по совместительству: за отработанные часы или за выполненный объем работы. Рассмотрим каждый вариант.
За отработанные часы. Этот способ выгоден в том случае, если сотрудник нужен на определенное время каждый день.
В пекарне посменно работают два продавца. В вечернее время покупатели часто заходят в пекарню за выпечкой, когда идут домой. Чтобы избежать очередей, работодатель нанимает третьего продавца по совместительству на два часа в день по вечерам.
В этом случае сотруднику назначают ставку за час работы и оплачивают по факту отработанных часов.
За выполненную работу. В этом случае сотруднику оплачивают выполненную работу, которая измеряется в готовом результате.
В ателье берут на работу швею, которая должна шить каждый месяц по пять платьев. В какие дни она будет приходить, не имеет значения, главное, чтобы платья были сшиты и швея была на рабочем месте в будни не более четырех часов.
В этом случае сотруднику назначают оплату единицы продукции и оплачивают по факту выполненной работы.
Законом не запрещено установить свои условия, которые устроят обе стороны. Главное — прописать все условия в документах при трудоустройстве.
Если хотите платить за результат и сотрудник вам нужен временно, можно не нанимать его в штат, а заключить договор ГПХ.
Как платить налоги, декретные и отпускные выплаты
Налоги и взносы. Работодатели должны платить НДФЛ и взносы за сотрудников по совместительству — все как и для обычных сотрудников в штате.
Больничные. Оба работодателя обязаны выплачивать больничные за первые три дня болезни. При более длительной болезни больничные выплачивает фонд социального страхования.
Если сотрудник болеет дольше трех дней, ему нужно передать номер электронного листка нетрудоспособности обоим работодателям. А тем, в свою очередь, — заполнить свою часть информации и отправить в ФСС.
Отпуск. Отпускные выплачивают оба работодателя. Если на основной работе начинается отпуск, на месте по совместительству тоже можно уйти в отпуск, даже если прошло менее шести месяцев с момента трудоустройства.
Декрет. В декрет сотрудник может уйти у всех работодателей при условии, если хотя бы на одном из мест он проработал более 6 месяцев. С 2021 года пособие по беременности и родам и по уходу за ребенком до полутора лет платит ФСС, работодатель только передает сведения для начисления.
За пособием по беременности и родам можно обратиться к обоим работодателям или к одному из них, по выбору работника. Пособие по уходу за ребенком можно оформить только у одного работодателя на усмотрение матери.
Если сотрудница уходит в декрет на основной работе, она может продолжать работать по совместительству на втором месте, если захочет.
Женщина в декрете на основном месте может устроиться на новую работу по совместительству — никакие дополнительные документы от первого работодателя не нужны.
Гарантии и компенсации за работу в районах Крайнего Севера. «Северные» гарантии и компенсации предоставляют только по основному месту работы.
Причины увольнения работника по совместительству
Уволить сотрудника по совместительству можно по нескольким причинам:
По собственному желанию. Все типично — работник пишет заявление в свободной форме за две недели до увольнения. В день увольнения ему выплачивают компенсацию за неиспользованный отпуск и зарплату за отработанное время.
По соглашению сторон. В этом случае работодатель и работник договариваются, на каких условиях они готовы расстаться.
Например, сотрудник не влился в коллектив, но объективно увольнять его не за что. В таком случае стороны договариваются: работодатель выплатит при увольнении компенсацию — полный оклад за месяц, а работник выполнит имеющиеся у него задачи.
Увольнение по соглашению удобно тем, что можно расстаться без отработки: если стороны согласны, то работник может уйти хоть на следующий день. Главное — подготовить для него все документы и перечислить деньги.
По инициативе работодателя. Если сотрудник не хочет уходить, его можно уволить по желанию работодателя, но это непросто: нужно провести внутреннее расследование и собрать доказательства. Например если хотите уволить совместителя за прогулы, пригодятся записи с камер видеонаблюдения и показания коллег.
Если устраивается сотрудник, для которого эта работа будет основной. Легче всего уволить сотрудника, если в компанию нанимают сотрудника на основную работу на эту должность.
В компании по совместительству работает детский фотограф. Ранее в компанию обращались в среднем 10 человек в неделю в вечернее время, и фотограф справлялся. Теперь работодатель захотел расшириться и приглашать на съемки взрослых. Фотограф не может выйти на полную ставку, так как он трудоустроен в другом месте на полный день. Тогда его увольняют, а взамен нанимают другого специалиста на полный день.
Дальше подробно расскажем, как оформить увольнение по этой причине.
Как уволить сотрудника
Общий алгоритм увольнения по совместительству, если работодатель решил нанять основного работника, — на схеме.
Письменно уведомить сотрудника. Предупредить сотрудника нужно как минимум за 14 календарных дней до расторжения трудового договора. Если сотрудник работает удаленно — документ отправляют по почте с уведомлением о вручении. Отсчет 14 календарных дней идет с момента получения, поэтому если отправляете уведомление почтой — письмо лучше отправить заранее.
Если сотрудник заболел или в отпуске, нужно дождаться, когда он выйдет на работу. Увольнять в это время нельзя. Также нельзя уволить сотрудника из защищенной категории сотрудников, например беременную женщину (ст. 261 ТК РФ).
Напишите письмо в произвольной форме, главное — указать причину увольнения: увольнение в связи с приемом на работу сотрудника, для которого данная работа будет основной.
Выпустить приказ об увольнении. В приказе тоже нужно прописать причину увольнения. Подойдет такая формулировка: «в связи с приемом на работу работника, для которого эта работа будет основной».
Подготовить документы для работника. В день увольнения сотруднику надо выдать необходимые документы:
Еще сотрудник может попросить 2-НДФЛ или другие документы, связанные с работой.
Рассчитать в день увольнения. В последний день работы сотруднику выплачивают зарплату за отработанные дни и компенсацию за неиспользованный отпуск.