У податливых крестьянок чем и славится валдай

Аппетит А. С. Пушкина

Из Михайловского в Москву
9 ноября 1826 год.

У Гальяни иль Кольони
Закажи себе в Твери
С пармазаном макарони
Да яичницу свари.
На досуге отобедай
У Пожарского в Торжке,
Жареных котлет отведай (именно котлет)
И отправься налегке.
Как до Яжельбиц дотащит
Колымагу мужичок,
То-то друг мой растаращит
Сладострастный свой глазок!
Поднесут тебе форели!
Тотчас их варить вели,
Как увидишь посинели,
Влей в уху стакан шабли.
Чтоб уха была по сердцу,
Можно будет в кипяток
Положить немного перцу,
Луку маленький кусок.

На каждой станции советую из коляски выбрасывать пустую бутылку; таким образом ты будешь иметь от скуки какое-нибудь занятие.

Михайло Жданов, посетивший Торжок в мае 1838 года, в «Путевых записках по России» (1843) писал:
«. въ гостинниц; Пожарской приготовляются очень вкусныя котлеты; он; д;лаются изъ курицы и таютъ во рту: сов;тую вс;мъ про;зжающимъ чрезъ Торжокъ покушатъ ихъ. Порцiя, или дв; котлетки стоютъ только рубль».

Столетия назад русские дворяне, предки Пушкина в том числе, уделяли много времени и значения приготовлению еды. Поваров набирали из дворовой прислуги и специально обучали их готовке различных блюд. Секреты изысканной «барской» кухни передавались по наследству от поваров к их детям. Богатые гурманы отправляли свою прислугу обучаться секретам кухни, покупали книги рецептов, составляли и хранили рукописные поваренные книги.
Например, в поместье предков Александра Сергеевича – петровском поместье Ганнибалов, блюда часто готовили по книге Василия Левшина. Кроме того, в то время многие составляли и свои собственные книги по кулинарии. Собственную книгу издал и двоюродные дедушка Пушкина – Петр Ганнибал. Многие блюда из этой книги довелось продегустировать и самому поэту.
Няня, где же… плошка?
Когда родители маленького Саши переехали из усадьбы Михайловское в Петербург, с собой они увезли и поваров. Поварихой в Михайловском осталась Арина Родионовна – няня Пушкина. Ее блюда не раз в стихах воспевал поэт Николай Языков.
Но сам Александр Пушкин никогда не был привередливым в еде. Зачастую изысканным блюдам он предпочитал самую простую домашнюю еду: суп, запеченный картофель, кашу… Любимым блюдом Пушкина, которое готовила ему няня Арина Родионовна, была Калья с огурцом.
Калью готовили из куриного филе, копченой грудинки, острой колбасы, которые резали небольшими кусочками. Также брались овощи: сельдерей, шпинат, лук и морковь, которые шинковались и тушились на сковородке с растительным маслом. Еще брались зубчики чеснока, которые мелко рубили. Все ингредиенты клали в готовый куриный бульон, добавляли огуречный рассол и подавали блюдо к столу с гренками из белого хлеба. В народе Калью называли «опохмелкой», так как это блюдо с кислым вкусом хорошо помогало справиться с похмельем.
Еще одно блюдо, которое любил Александр Пушкин, были греческое молоко и моченые яблоки. Греческое молоко в русской кухне прозвали варенцем, а готовили его в русской печи. Четыре бутылки молока выливали в крынку и томили в печке много часов, затем его оставляли скисать, а ели с сахаром или с фруктами.
Еще одним блюдом, которое любил известный поэт, был печеный картофель. Любовь к этому блюду привила Александру Сергеевичу его мама Надежда Осиповна. Печеную картошку Пушкину частенько подавали не только к обеду, но и на завтрак. А подавали поэту с солонкой и масленкой. Вот и все!
Любил известный поэт и десерты. Но не какие-нибудь там пирожное или мороженое, а полезную клюкву. Клюкву в сахаре подавали Александру Пушкину на отдельном блюдечке, а ел ее так часто, как мог.
– Пушкин вовсе не был лакомка, – писал Вяземский. – Он даже, думаю, не ценил и не хорошо постигал тайн поваренного искусства; но на иные вещи был он ужасный прожора. Помню, как в дороге съел он почти одним духом двадцать персиков, купленных в Торжке.
Из блюд, которые любил Пушкин, можно назвать еще моченые яблоки. Порой тригорские барышни посылали ключницу за мочеными яблоками даже после полуночи, потому что поэту очень хотелось их отведать. Еще Александр Сергеевич любил блины. Самыми его любимыми были крупитчатые «розовые» блины, которые пеклись с добавлением свеклы.
После свадьбы Пушкин завел дома собственного повара, поэтому сохранилось много воспоминаний о хлебосольных вечерах в доме поэта.
– Обед у Пушкиных составляли щи или зеленый суп с крутыми яйцами. рубленые большие котлеты со шпинатом или щавелем, а на десерт – варенье с белым крыжовником, – вспоминала Анна Смирнова.
Еще Пушкин любил есть ботвинью с осетриной, а еще все те блюда, которые потом вошли в меню «онегинских» пиров: «ростбиф окровавленный», «трюфли» и «Страсбурга пирог нетленный». Часто Пушкин просил брата Льва прислать ему в Михайловское в усадьбу особенный лимбургский сыр с плесенью. Правда, это пристрастие Пушкина почти никто не разделял. А когда Александр Сергеевич уехал в Москву по вызову царя, его няня Арина Родионовна сразу же выбросила этот сыр, от которого «уж очень скверно пахло».
Правда, от простой пищи можно было легко поправиться. Поэтому Пушкин, подражая Байрону бывало не ел весь день, чтобы поужинать часов в 6 – 7 вечера. Да и «пустой» печеный картофель он ел, тоже подражая Байрону.
– Просыпаюсь в семь часов, пью кофей и лежу до трех часов. Недавно расписался, и уже написал пропасть. В три часа сажусь верхом, в пять в ванну и потом обедаю картофелем да гречневой кашей. До девяти часов читаю. Вот тебе мой день, и все на одно лицо, – писал как-то Пушкин в письме другу.
Когда Пушкин хотел пить, то чаще он просил чай или холодный черный кофе. Еще ему подавали моченые яблоки, морошку, брусничную воду и клюквенный морс.
– Лимонад очень любил. Бывало, как ночью писать, сейчас ему лимонад на ночь и ставишь. А вина много не любил. Пил так, то есть средственно, – вспоминал камердинер Пушкина. – А еще на столе графин с водой, лед и банка с крыжовниковым вареньем, его любимым.
А попробовав однажды пирог с яблоками у соседей в Тригорском поместье, Пушкин стал подписываться в письмах к ним: «Ваш яблочным пирог». Так поэт прозрачно намекал, что готов снова приехать в гости на пирог.

Середина ноября 1828 г. Малинники

Источник

А.С. Пушкин. Путеводитель из Москвы в Новгород.

Лайфхаки, которые Пушкин дает в письме своему другу Соболевскому, про маршрут из Москвы в Новгород.

У податливых крестьянок чем и славится валдай

9 ноября 1826 г. Из Михайловского в Москву.

Мой милый Соболевский — я снова в моей избе. Восемь дней был в дороге, сломал два колеса и приехал на перекладных. Дорогою бранил тебя немилосердно; но в доказательства дружбы (сего священного чувства) посылаю тебе мой Itinéraire (путеводитель, прим.ТС) от Москвы до Новагорода. Это будет для тебя инструкция. Во-первых, запасись вином, ибо порядочного нигде не найдешь.

(На голос: «Жил да был петух индейский»)

У Гальяни иль Кольони

Закажи себе в Твери

С пармазаном макарони,

На досуге отобедай

У Пожарского в Торжке,

Жареных котлет отведай (именно котлет)

И отправься налегке.

Как до Яжельбиц дотащит

То-то друг мой растаращит

Сладострастный свой глазок!

Поднесут тебе форели!

Тотчас их варить вели,

Как увидишь: посинели —

Влей в уху стакан шабли.

Чтоб уха была по сердцу,

Можно будет в кипяток

Положить немного перцу,

Луку маленький кусок.

Яжельбицы — первая станция после Валдая.— В Валдае спроси, есть ли свежие сельди? если же нет,

У податливых крестьянок

(Чем и славится Валдай)

К чаю накупи баранок

На каждой станции советую из коляски выбрасывать пустую бутылку; таким образом, ты будешь иметь от скуки какое-нибудь занятие.

У податливых крестьянок чем и славится валдай

У податливых крестьянок чем и славится валдай

Лига историков

8.3K постов 36.1K подписчиков

Правила сообщества

— уважение к читателю и открытость

— регулярность и качество публикаций

— умение учить и учиться

— бездумный конвейер копипасты

— публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

— простановка тега [моё] на компиляционных постах

— неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

— видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)

— дискуссии на тему постов

— уважение к труду автора

— личные оскорбления и провокации

— неподкрепленные фактами утверждения

Мало кто знает, что здесь есть одна пасхалка от НашегоВсе. История умалчивает, чем насолил трактирщик Гальяни А.С., но конструкция «У Гальяни иль Кольони» на итальянском звучит как – у «мудака Гальяни», «иль» в данном случае это не русский союз, это итальянский артикль 🙂 – Galgani il coglione.

Так. Я поехал на Валдай.

Податливые крестьянки на Валдае😃

Этот поц писал давеча «я помню чудное мгновенье. «

А днём раньше тоже своему другу письмецо «вчера с божьей помощью съёб Анну Керн. «

Веселый дядька был. Двери во дворец чуть ли ни ногой открывал. Бухал без просыху. Картёжничал.

Интересно, в Твери 19 века был настоящий пармезан (не белорусский), из Италии и без пальмового масла?

Забавно, через 15 минут выезжаю в Торжок из Москвы. Завтра в Питер. Надо вечерком поесть Пожарских котлет. И вином запастись.

Всегда подозревал, что с Яжелбицами что-то не так

Ой, а я как раз в Твери. И кажется, знаю, чем буду сегодня обедать)

«Податливые крестьянки из Валдая»-готовый рекламный слоган для эскорт служб😃

о, у меня как раз пвд от Твери до Торжка намечается.

Судя по карте, Пушкин объехал Вышний Волочек по платной дороге.

Про вино согласен с Пушкиным.

Пушкин актуален как всегда.

Интересно что уже тогда русские могли побаловать себя пармезаном и винишком Шабли. Если что, в РФ самое простое на 3.9-4.1 бала начинается от 2000 руб по хорошим акциям )

Паста с пармезаном в 19 веке, в Твери? Её и сейчас найти не просто даже в Питере или Москве.

У податливых крестьянок чем и славится валдай

У податливых крестьянок чем и славится валдай

Детская непосредственность Фиделя Кастро

В 1977 году сотрудники Американского управления архивов и записей в Вашингтоне случайно обнаружили письмо юного Фиделя Кастро, будущего лидера кубинской коммунистической революции, к Франклину Рузвельту, 32 президенту США.

У податливых крестьянок чем и славится валдай

В этом письмо юный Кастро говорит что ему 14 лет, просит Рузвельта прислать ему купюру в 10 долларов, потому что он ее никогда не видел и называет его добрым другом. Кроме того он предлагает Рузвельту показать ему богатые железом шахты, если Рузвельту понадобится железо для кораблей. Письмо было написано 6 ноября 1940 года, а доставлено 25 ноября, через 19 дней.

ПЕРЕВОД ПИСЬМА ФИДЕЛЯ КАСТРО ФРАНКЛИНУ РУЗВЕЛЬТУ:

Г-ну Франклину Рузвельту

Мой добрый друг Рузвельт, я не знаю очень английский, но я знаю столько чтобы пишу тебе.

Я люблю слышать радио и я очень счастлив, потому что я слышать в нем, что ты будешь Президент на новый срок.

Мне 12 лет. Я мальчик, но уже много думать, но не думать что пишу Президенту США.

Если тебе нравится, пришли мне ону десять долларов деньги зеленую американскую, в письме, потому что никогда я еще не видел десять долларов деньги зеленую американскую и мне хочется иметь такая у меня.

Я не знаю очень английский, но я знаю очень испанский и я думать ты не знаешь очень испанский но знаешь очень английский потому что ты Американец а я не Американец.

Если ты хотеть железа делать твои корабли я покажу тебе самый большой шахты железа в наши места. Оно в Маяри Ориенте Куба.

Да свиданья. Твой друг,

У податливых крестьянок чем и славится валдай

В интервью Ассошиэйтед Пресс в 1975 году сам Фидель Кастро рассказал об этом письме Рузвельту, написанному 37 лет назад. Кубинский лидер сказал что в 41 году он получил ответ. «я был очень горд, когда получил ответ сотрудника президентской администрации. Послание даже вывесили на школьной доске объявлений. Только банкноты в нем не было» — сказал Кастро.

У податливых крестьянок чем и славится валдай

У податливых крестьянок чем и славится валдай

Дипломатические письма Ивана IV Грозного. Аффтар жжот.

У податливых крестьянок чем и славится валдай

Первое послание шведскому королю Юхану III

Божьей [следует перечисление атрибутов] милостью, властью и хотением скипетродержателя Российского царства, великого государя, царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси [следует полный титул], от нашего высочайшего царского порога грозное повеление и наставление.

Когда ты получишь это наше государево послание, тебе, Юхану, королю Шведскому, Готскому и Вендийскому, будет уже известно и другое наставление, данное нами прежде, в январе месяце. В этом наставлении было подробно описано, как ты присылал к стопам нашего владычества бить челом Павла, епископа Абовского, когда наше высокое величество было в своей вотчине, в Великом Новгороде, как о приезде твоих послов было донесено нам в Великий Новгород, как мы по прежнему обычаю дали твоим послам наставление, как твои послы раздражили наше величество своим нелепым поведением и мы на них разгневались, как мы, находясь в Великом Новгороде, хотели за твое малоумие обратить свой гнев на твою Шведскую землю, и по какой причине наше величество, надеясь, что ты образумишься, отложило свой гнев. и как мы, отпустив твоих послов, послали с ними к тебе наставление и повеление, как тебе заслужить прощение нашего высокого величества. Об этом тебе неоднократно было писано подробное наставление и установлен срок для прибытия твоих послов к нам в нашу вотчину, Великий Новгород. Мы же, как истинный христианский государь, умилосердились над твоей Шведской землей, удержали свой гнев и остановили бранную лютость. Мы надеялись, что ты и Шведская земля уже осознали свою глупость.

А мы до сих пор ожидали от тебя ответа, милостиво и кротко пребывая здесь со всей своей царской роскошью и со всей своей думой, с ближними людьми и без рати, но до сих пор про твоих послов слуху нет, прибудут они или нет.

Не надеешься ли ты, что Шведская земля может по-прежнему плутовать, как делал твой отец Густав, нападавший вопреки перемирию на Орешек? Как тогда досталось Шведской земле! А как брат твой Эрик обманом хотел нам дать жену твою Катерину, а его свергли с престола и тебя посадили! А потом осенью нам говорили, что ты умер, а весной сказали, что тебя согнали с государства брат твой Карл да зять твой герцог Магнус. А после этого пришла весть про послов твоих, будто они идут и будто ты на своем государстве. Ныне же про послов твоих слуху нет; говорят, что ты сидишь в Стокгольме, в осаде, а брат твой Эрик на тебя наступает. И тут-то ваше плутовство и обнаруживается: оборачиваетесь, как гад, разными видами.

Ныне же мы поехали на свое царство в Москву, а в декабре опять будем в своей вотчине, Великом Новгороде, и тогда ты посмотришь, как мы и наши люди станем у тебя мира просить! Если же ты захочешь бранную лютость утолить и пришлешь послов, согласно нашему наставлению, то мы тебя за твою покорность пожалуем.

Дано это величественное наставление в нашей вотчине, в Великом Новгороде, в 7080 году, 11 августа [11 августа 1572 г.], на 39-й год нашего правления, 26-й год принятия Российского царства, 20-й год Казанского царства, 18-й год Астраханского царства.

У податливых крестьянок чем и славится валдай

Второе послание шведскому королю Юхану III

Божьей [следует перечисление атрибутов] милостью, властью и хотением скипетродержателя Российского царства, великого государя, царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси [следует полный титул] наставление и слово Юхану, королю шведскому [следует титул].

Всего же достовернее будет, если ты пришлешь запись о своем государском роде, о котором ты писал, что ему четыреста лет, кто после кого сидел на престоле, с какими государями были в братстве, и мы оттуда уразумеем величие твоего государства. Какие ваши предки жили в городах и столицах, а не в мужицких деревнях, и кто входил в ваш род, кроме твоего отца (сообщи все это обстоятельно!), и какие у вас в Швеции были еще короли и из какого рода.

. И с этими послами ты сообщи нам, был ли кто-нибудь королем в Шведской земле до отца твоего, кто именно был и из какого рода и с кем он был в братстве; а мы об этом не слыхали,- уж не нашел ли ты этих королей у себя в чулане?

Сам ведь ты написал, что ваше королевство выделилось из Датского королевства, а если ты еще нам пришлешь грамоту с печатью о том, как бессовестно поступил отец твой Густав, захватив королевство, то и того лучше будет, нам и писать будет нечего об этом: сам ты свое холопство признал!

А себя мы не хвалим и не прославляем, а только указываем на достоинство, данное нам от Бога; и тебя мы не хулим, а пишем это лишь для того, чтобы ты пришел в сознание.

У податливых крестьянок чем и славится валдай

У податливых крестьянок чем и славится валдай

Письмо перед казнью

«Эти шесть страниц своей нравственной ценностью перевесят всю многотомную современную философию и поэзию трагизма». Семен Франк.

У податливых крестьянок чем и славится валдай

Уникальный документ – письмо Натальи Климовой, члена партии эсеров-максималистов, написанное после вынесения ей смертного приговора. Письмо опубликовано в легальном журнале «Образование» в 1908 году, №8, с изъятиями по требованию цензуры.

12 августа 1906 года Наталья участвовала в покушении на Петра Столыпина (взрыв на Аптекарском острове). 30 ноября 1906 опознана и арестована, была приговорена военно-полевым судом к смертной казни. Текст письма приведен с соответствие с современными правилами орфографии. Пунктуация сохранена авторская. Ниже извлечения из текста письма, полный текст можно прочитать по ссылке.

У податливых крестьянок чем и славится валдай

Наталья Климова, на фотографии в центре

Я часто думаю, что оттого я так спокойно отношусь, вообще, к вопросу о смерти, что и вопроса такого нет совсем, ибо есть слово «смерть», но нет понятия «смерть». Есть слово «чернильница», и я понимаю его, представляю себе, что это такое. Есть слово «мысль», и я понимаю его и представляю себе его значение. Есть слово «смерть»; но я не понимаю его и не представляю себе. А поэтому все мои размышления о смерти никак не идут дальше ощущения веревки на шее, ощущения сдавленного горла, красных и темных кругов в глазах…

Это, конечно, неприятно, но ужасного пока ничего нет. Многие операции хуже. К тому же, я надеюсь, что они так навострились, что вешают быстро и ловко. Совершенно не понимаю, почему «они» не расстреливают всех? Гораздо проще… а то отравляли бы… дали бы стакан яду выпить, просто, скоро и даже красиво, без палачей, без виселиц… и меньше расходов… попробую дать «им» совет при свидании…

У податливых крестьянок чем и славится валдай

Наталья Климова в Петербургском ДПЗ (Доме предварительного заключения)

Постоянный глубокий разлад между понятиями «истина», «справедливость» и «должное» (мое «я» и его воля) и сущностью и формами всей внешней жизни… глубокий конфликт между этим «я» и общественными правами, экономическими и государственными принципами российской действительности. Он был всюду и везде… И в виде голодных босяков, истощенных рабочих на улице города… и в виде разряженных, упитанных, тупо-самодовольных питерских автомобилистов… и в виде голодного, вырождающегося мужика… и в виде либеральствующего барина, «конституционалиста» (российского покроя) — земледельца, кулака и выжиги… и в виде стонущей и вялой интеллигенции… и в виде тюрем, самоуправства, дикости и безграничного, всепроникающего произвола российского и еще во многих других видах родимой действительности.

Но этот последний всепроникающий разлад все-таки не был главной причиной исчезновения жизнерадостности. Главной причиной был тут внутренний разлад, что создавался на почве его… это обычная, тяжелая по своим последствиям болезнь русской интеллигенции. Появилась она с того момента, когда человек почувствовал, что его «истина», «право» и «должное» не есть для него пустая фраза, праздничное платье, а есть живая часть души его, и начал понимать все яснее и яснее, что борьба с «русскими разладами» (в которых его истина, право и справедливость нарушались ежеминутно и ежесекундно) может дать удовлетворение, лишь на почве девиза: «все или ничего»… Слишком глубоки, велики и сильны вековые разлады российские для того, чтобы им можно было отдать лишь часть души своей.

В переводе же на язык русской действительности девиз этот означал следующую альтернативу: или отдаться борьбе без возврата, без сожаления, борьбе, идущей на всё и не останавливающейся ни перед чем, и счастье свое видящей лишь в победе или смерти, — или пользуясь всеми преимуществами привилегированного положения (в настоящем или близком будущем) отдаваясь науке, природе, личному счастью и семье, рабски подчиниться и открыто и честно признаться в полном равнодушии к тому, что когда-то считал «святая святых» души своей. Да, этот трудный выбор для человека, любящего свою истину и жаждущего жизни, такой трудный, что многие так и не могут решить его во всю свою жизнь и всю жизнь мучаются, изнывают и стонут так же, как и я мучилась, стонала и металась за эти последние два года, когда существование этой альтернативы стало для меня ясно, как божий день.

У податливых крестьянок чем и славится валдай

С того момента, как я уладила свой внутренний разлад, и начало появляться во мне то, что я называю жизнерадостностью.

Но лишь теперь могла я убедиться, — и убедиться бесповоротно, в чем «моя» истинная правда и что нет в мире той силы, которая могла бы заставить меня от нее отказаться. А из этих ощущений родилось и новое. Я слышала о нем и читала, но никогда не понимала раньше. Это беспредельная, всепроникающая любовь (может быть, точнее определить — внимательная ко всему нежность). Это не та любовь инстинкта физической жизни, созвучная с таким же инстинктом природы, трепещущая перед смертью и цепляющаяся за жизнь даже тогда, когда она в тягость, а та бесконечно мировая любовь, что и самый факт личной смерти низводит на уровень не страшного, простого, незначительного, хотя и очень интересного явления.

Знаете ли вы, что значит видеть всю жизнь как на ладони? Видеть отчетливо и ясно все выпуклости и рельефы, которые казались непостижимо громадными… Все мелочи и детали, которые казались слишком микроскопическими для глаз?… переживать все это, видеть это так близко… и в то же время чувствовать, что все это так неизмеримо далеко, далеко. Знаете ли вы, что значит с нежной внимательностью любоваться всей этой громадой, трепетно и страстно любить каждое движение, каждое биение пульса молодой, только что развернувшейся жизни?… И знать, что ни одна секунда не властна над тобой, что, одним словом, без страха, без сожаления ты можешь прервать ее, на веки покончить с сознанием. «

В ночь с 30 июня на 1 июля 1909 года из Московской губернской женской тюрьмы (Новинской женской тюрьмы) Климова Н.С. бежала в группе тринадцати каторжанок, вместе с тюремной надзирательницей А. В. Тарасовой. Месяц скрывалась в Москве. Затем инженер Калашников отвез Наталью Сергеевну, как свою жену, по магистрали Великого Сибирского пути. На верблюдах через пустыню Гоби, Климова добралась до китайского порта, а затем, морем, в Токио. Из Японии пароходом в Италию. Оттуда в Париж. В 1912 году отошла от революционной деятельности, родив дочь Наталью. Занималась домашним хозяйством, родила ещё двух девочек. В 1918 году её дочери заболели испанским гриппом, ухаживая за ними, Климова заразилась сама и умерла в Париже 26 октября 1918 года вслед за младшей дочерью. Похоронена на кладбище Булонь-Бийанкур.

У податливых крестьянок чем и славится валдай

У податливых крестьянок чем и славится валдай

Послание Ивана Грозного Василию Грязному

Я тут здорово повеселился, читая отповедь Ивана Грозного опричнику Василию Грязному-Ильину, отправленному в 1573 году воеводой с воинским контингентом для отражения нападения крымских татар. Вася попал в плен. Уповая на помощь царя, Грязной написал Ивану Грозному письмо с просьбой о выкупе или обмене. Однако царь ответил решительным отказом.

У податливых крестьянок чем и славится валдай

Послание царя Василию Грязному дошло в рукописи второй половины XVI в., примерно современной самому посланию, — РГАДА, ф. 123 (сношения с Крымом), Крымская Посольская книга № 14, лл. 214 об.—217 об. Ниже перевод с древнерусского:

«Писал ты, что за грехи взяли тебя в плен; так надо было, Васюшка, без пути средь крымских улусов не разъезжать; а уж как заехал, не надо было как при охотничьей поездке спать: ты думал, что в окольные места приехал с собаками за зайцами, а крымцы самого тебя к седлу и приторочили. Или ты думал, что и в Крыму можно так же шутить, как у меня, стоя за кушаньем? Крымцы так не спят, как вы, да вас, неженок, умеют ловить; они не говорят, дойдя до чужой земли: «Пора домой!» Если бы крымцы были такими бабами, как вы, то им бы и за рекой не бывать, не только что в Москве.

Ты объявил себя великим человеком, — так ведь это за грехи мои случилось (и нам это как утаить?), что князья и бояре наши и отца нашего стали нам изменять, и мы вас, холопов, приближали, желая от вас службы; и правды. А вспомнил бы ты свое и отца своего величие в Алексине — такие там в станицах езжали, а ты в станице у Пенинского, был чуть ли не в охотниках с собаками, а предки твои у ростовских архиепископов служили. И мы не запираемся, что ты у нас в приближенье был. И ради приближенья твоего тысячи две рублей дадим, а до сих пор такие и по пятьдесят рублей бывали; а ста тысяч выкупа ни за кого, кроме государей, не берут и не дают такого выкупа ни за кого, кроме государей. А если б ты объявил себя маленьким человеком, — за тебя бы в обмен Дивея не просили. Про Дивея хотя, царь и говорит, что он человек маленький, да не хочет взять за тебя ста тысяч рублей вместо Дивея: Дивей ему ста тысяч рублей дороже; за сына Дивеева он дочь свою выдал; а нагайский князь и мурзы все ему братья; у Дивея своих таких полно было, как ты, Вася. Кроме как на князя Семена Пункова не на кого было менять Дивея; разве что, если бы надо было доставать князя Михаила Васильевича Глинского, можно было его выменять; а в нынешнее время некого на Дивея менять. Тебе, выйдя из плена, столько не привести татар и не захватить, сколько Дивей христиан пленит. И тебя ведь на Дивея выменять не на пользу христианству — во вред христианству: ты один свободен будешь да, приехав, лежать станешь из-за своего увечия, а Дивей, приехав, станет воевать, да несколько сот христиан получше тебя пленит. Какая в том будет польза?

Если ты обещал не по себе и ценил себя выше меры, как же можно столько дать? Мерять такой неправильной мерой — значит не пособить христианству, а разорить христианство. А если будет мена или выкуп по твоей мере, и мы тебя тогда пожалуем. Если же из гордости ты станешь против христианства, то Христос тебе противник!»

Местами напоминает легендарное (в смысле его мифологичности) высказывание Сталина: «Я солдата на фельдмаршала не меняю».

* Василий Григорьевич Грязной-Ильин, опричник и приближенный Ивана Грозного (1530-1584), был направлен в 1573 г. воеводой на Донец для отражения нападения крымских татар (по Донцу проходила русско-крымская граница), но вскоре попал к ним в плен, откуда написал царю письмо с просьбой о выкупе (текст которого не сохранился). Осенью 1574 г. Василий получил ответ государя через гонца Ивана Мясоедова с решительным отказом выкупить его или обменять на крымского полководца Дивея-Мурзу, попавшего в плен к русским (1572). В 1577 г. Грязной был выкуплен за умеренную сумму, дальнейшая его судьба неизвестна.

2). не только что в Москве.- Иван имеет в виду поход крымского хана Девлет-Гирея (ум. 1577) в 1571 г., когда крымскими татарами была захвачена и сожжена Москва.

У податливых крестьянок чем и славится валдай

1) Памятники Литературы Древней Руси.Вторая половина 18-го века.стр.260

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *