У ленивого что на дворе то и на столе смысл пословицы
У ленивого что на дворе то и на столе
Пословица про труд и безделье:
У ленивого что на дворе, то и на столе (ничего).
Смысл пословицы
Смысл этой пословицы можно понять исходя из того, что она про труд и безделье. Дополнительную информацию можно почерпнуть из описания похожих пословиц и выражений.
Похожие пословицы и выражения
Пословицы отмеченные звёздочкой содержит подробное описание, раскрывающее их значение и смысл.
Смотрите все пословицы про труд и безделье
Скачать пословицу
Вы можете скачать изображение с текстом пословицы, поделиться им с друзьями в социальных сетях либо использовать в презентациях. Для скачивания, нажмите на картинке.
Задать вопрос
Свои вопросы, предложения и замечания присылайте через предложенную ниже форму.
Благодаря Вашим отзывам и оценкам, мы постараемся сделать проект «Игра слов» ещё лучше.
Рассказ по пословице У ленивого что на дворе то и на столе?
Рассказ по пословице У ленивого что на дворе то и на столе.
У ленивого что на дворе, то и на столе
На Руси крестьяне трудились круглый год, чтобы
прокормить свои семьи.
Зато в их домах всегда было уютно и сытно, а на столе всегда были парное молоко, яйца, овощи, хлеб.
Она осуждает людей, не желающих работать, и призывает их задуматься о последствиях своей беспечности.
Закончить пословицу ленивые ручки?
Закончить пословицу ленивые ручки.
О чём рассказ матрёнмн двор?
О чём рассказ матрёнмн двор.
Какая пословица подходит к сказке про ленивую и родивую?
Какая пословица подходит к сказке про ленивую и родивую.
План рассказа скотный двор авгния?
План рассказа скотный двор авгния.
Подберите пословицу которая подходит к сказке Про Ленивую и Радивую?
Подберите пословицу которая подходит к сказке Про Ленивую и Радивую.
Помогите ребята?
Назовите мне пожалуйста хотя бы 3 пословицы на тему ленивость с объяснениями.
Написать рассказ по пословице?
Написать рассказ по пословице.
И чему учит эта пословица?
Составить рассказ на пословицу «Ленивые руки не родня умной голове?
Составить рассказ на пословицу «Ленивые руки не родня умной голове!
Е. Г. Левицкая была первым рецензентом Шолохова, когда он принёс в редакцию рукопись «Тихого Дона». Книга очень ей понравилась, они подружились.
Ответ : В основу сюжету роману автор поклав літописне оповідання про історичні події «чорної» ради, яка відбулася 17 і 18 червня 1663 року на околиці Ніжина.
Скриншот прислал, уже отвечал на этот вопрос. Надеюсь так можно).
1) Тема текста : поход в лес за земляникой ; 2) Главная мысль : нужновидеть красоту природы и ценить её(ведь она украшает нашу жизнь и радует нас).
Был Дед очень уж стар, здоровье слабоватое было (ноги болели, зубов не было, слышал плохо), когда он ел за обедом у него все мимо текло рта, а невестка бранилась на него. Однажды ему принесли обед в чашке и когда он хотел ее подвинуть к себе то разб..
1. Краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл. 3. «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать…». 6. «…мне от роду нет году». 8. Кто сказал : «Ты всё пела? Это дело : Так пойди же попляши..
Правильно ли мы понимаем русские поговорки о лени?
Русские пословицы и поговорки – это достояние народа, которое складывалось на протяжение нескольких веков, обобщало опыт людей и их мудрость. Эти небольшие изречения имеют легкую форму. Зачастую они состоят из 2 частей, которые хорошо рифмуются.
Люди порой даже не замечают, какое количество подобных фраз они знают и используют в собственной речи каждый день. Ведь подобные словосочетания дают возможность иллюстрировать мысли, подчеркивать их значимость и значение.
Популярные русские народные пословицы и поговорки про лень: сборник с объяснением смысла
Популярные пословицы и поговорки не имеют в своем составе ненужных слов. Их смысл понятен даже детям. Если исключить из данных высказываний хоть одно слово, выражение способно потерять собственный смысл.
С чем же можно сравнить поговорки и пословицы?
Дабы понять контекст поговорок и пословиц, необходимо их правильно слушать и воспринимать. Однако не каждый человек может их молниеносно уловить. Многие люди очень часто проигрывают в своей голове то, что было сказано, чтобы ощутить всю изюминку.
Поговорки
Поговорки о лени и безделье для детей 2 класса
Например:
Самые интересные пословицы и поговорки про лень для детей: сборник с объяснением смысла
Как было сказано немного выше, поговорки и пословицы необходимы для определенных ситуаций. Человек рад, что существует и живет, работает, имеет хорошую карьеру, деток, большую семью. Но, когда человека касается неудача, ему на помощь придет пословица или поговорка. Именно они будут служить в качестве наставников, к которым человек обязательно прислушается.
Но почему же так интересны пословицы?
Разумные слова
Теперь приведем вам список самых интересных и необычных пословиц и поговорок:
Поговорки о лени и безделье для детей 3 класса
Например:
Небольшие, короткие пословицы и поговорки для детей про лень: сборник с объяснением смысла
На основе поговорок и пословиц было придумано большое количество сказок с баснями. Многие народные изречения есть в сказках для самых маленьких. К примеру, в сказке «Лягушка-путешественница» присутствует пословица «Всякая сорока от своего языка погибает». В сказке под названием «Кот в сапогах» звучит следующая пословица «Дорого то, что делается вовремя». Многие подобные крылатые выражения также есть в Библии.
Один из самых больших сборников, в который вошли пословицы и поговорки, был создан в 19 столетии Владимиром Далем (филолог). Этот человек в свое время старался изучать изречения людей, потратив на это примерно 2 десятка лет. В книжку вошло около 30 000 высказываний. Они разделены на специальные категории.
Важно разъяснять пословицы детям
Существует огромное число поговорок и пословиц. Но притягивают больше всего те, которые касаются лени, безделья.
Рассказ по пословице у ленивого что на дворе то и на столе
Ответы 9
Отчего, почему его так окрестили? Загадка.
Но дед мой знал ответ на эту загадку, так как он сам однажды дал ненароком Алексею это нелестное прозвище.
Дело было так. По молодости еще дед мой- Аким, был в деревне не последним человеком, заводилой. По весне, чтобы немощным старухам и вдовам собрать сено с полей, он собрал всех мужиков с телегами и лошадьми на окраине поля.
Когда стога были погружены на телеги солнце уже клонилось к закату. Мужики выстроили лошадей с поклажей в ряд и не спеша направились в деревню, доставлять сено по дворам.
Алексей шел чуть не самый первый, но за день уставший, он не хотел до ночи ходить по дворам, развозить сено. Уговаривал он моего деда на другой день отложить работу, пойти отдыхать после тяжелого дня. Дед мой на уговоры не шел, над головой сгущались тучи, и сено могло до завтра промокнуть и сопреть.
Алексей все настаивал на своем, жаловался, но шагал с телегой. Вдруг, вся колонна лошадей встала. В чем дело? Что случилось?
Дед мой припозорил его: «Мы тут дело доброе делаем: немощным а он ямы испугался. Знаешь, Алексей, для ленивого, и малая кочка- преграда».
Мужики подхватили, отовсюду слышал Алексей в свой адрес обидное прозвище- Ленивый Алеша.
И хоть в этот же миг Алексей переехал через яму, и до самой луны развозил по дворам сено, кличка эта от него не отстала по сей день.
Обидно. Но кто знает, может если бы тогда дед мой и мужики не пристыдили Лешу, так бы он и остался безучастным к другим людям.
Дорогие ребята, знаете ли вы, что такое лень и кого называют лентяем?
Лень – это нежелание что-либо делать, а лентяй (или ленивец) – это такой человек, который не любит и не хочет делать что-то полезное. Например, работать, ходить в школу, делать уроки, наводить порядок в своей комнате, убирать за собой или старшим.
Сегодня я расскажу вам историю про одного ленивого мальчика по имени Вова.
Вовочка был большим лентяем. Учиться в школе и делать уроки он не любил и поэтому часто получал двойки. Дома мальчик не делал ничего полезного, а только часами сидел перед телевизором или играл в компьютерные игры. Если родители или бабушка просили Вову помыть посуду, сходить в магазин или навести порядок в его комнате, то в ответ на их они всегда слышали от мальчика одну и ту же фразу: «Я сделаю это потом, сейчас мне не хочется». Однако это «потом» никогда не наступало, и родным мальчика приходилось всё делать за него самим.
Такое поведение мальчика очень огорчало его родителей. Папа и мама не один раз пытались поговорить с сыном о том, что нежелание учиться и заниматься полезными делами является ленью. И предупреждали его о том, что лень – это очень плохая черта характера, с которой надо бороться. Однако все эти разговоры не действовали на Вовочку и он продолжал лениться.
В конце концов, когда папа, мама и бабушка поняли, что их уговоры и предупреждения не они решили проучить мальчика и договорились больше никогда ничего за него не делать.
Как-то Вовочка вернулся из школы домой и, ничего не подозревая, пошёл в свою комнату. В комнате он увидел страшный беспорядок: на незаправленной кровати лежали мятые брюки и рубашки, на полу валялись разбросанные игрушки, пакетики из под чипсов, фантики от конфет, тетрадки, карандаши и даже грязные носки. Куда бы Вовочка ни глянул, везде был беспорядок. Его комната напоминала большую грязную свалку.
Пока Вова в недоумении обводил взглядом царивший в комнате беспорядок, в комнату вошла бабушка, чтобы позвать его обедать. Увидев бабушку, мальчик бросился к ней и возмущённо спросил: «Бабушка, почему в моей комнате так грязно! Ты, что забыла здесь всё убрать?» «В твоей комнате грязно, внучок, потому что вчера тебе было лень навести здесь порядок. Ты разве забыл, что застилать кровать, собирать игрушки и вешать свою одежду в шкаф – это твоя обязанность, а не моя» – с невозмутимым видом сказала бабушка и вышла из комнаты.
Ещё находясь под впечатлением от увиденного беспорядка в комнате и бабушкиных наставлений, Вовочка пришёл на кухню, где его ожидал очередной неприятный сюрприз. На обеденном столе вместо любимой Вовиной кружки и тарелки с изображением Микки-Мауса стояла другая посуда. Мальчик с недовольством в голосе спросил у мамы: «Где мои любимые кружка и тарелка с мышонком Микки?» «Твоя любимая посуда стоит грязная в раковине ещё со вчерашнего дня. У нас, сынок, слуг нет. Каждый должен убирать и мыть за собой посуду. Так как ты вчера поленился вымыть свои кружку и тарелку, то сегодня будешь кушать из этой посуды», – глядя на сына, строго произнесла мама. И Вове пришлось кушать из нелюбимой посуды.
Но на этом злоключения мальчика ещё не закончились. Вечером, когда Вовочка решил пойти на улицу покататься на велосипеде, он обнаружил, что велосипеда дома нет. Недоумевая, куда мог подеваться велосипед, мальчик обратился за к отцу: «Папа, я не могу найти мой велосипед, ты случайно не знаешь, где он может быть?» «Насколько я знаю, Вова, твой велосипед остался во дворе. Ещё вчера я просил тебя занести его домой, но тебе было лень. Так что ищи свой велосипед на улице», – строго сказал сыну отец.
Услышав, что велосипед остался стоять во дворе, Вова пулей выскочил из дома и побежал к тому месту, где он его оставил вчера. К великому ужасу мальчика, велосипеда там не оказалось. Вовочка оббежал весь двор в поисках велосипеда, но так и не смог его найти. Пропажа велосипеда окончательно расстроила его. Со слезами на глазах он поплёлся домой. «Какой у меня сегодня несчастливый день! – размышлял Вова по дороге домой. – Сначала была неубранная комната, потом – нелюбимая посуда, и вдобавок ко всему – пропавший велосипед. Ах, если бы я не ленился и навёл порядок в своей комнате, помыл посуду и принёс велосипед домой, то ничего этого не случилось бы со мной!»
Осознав причину случившихся с ним в этот день неприятностей, Вовочка, придя домой, пообещал своим родным отныне никогда больше не лениться и всегда делать всё вовремя без напоминаний.
Ребята, как вы видите лень – это плохое качество, которое может привести к очень плохим последствиям. Я хочу, чтобы вы всегда об этом помнили и никогда не ленились. Наш Господь Иисус Христос хочет, чтобы вы были трудолюбивыми детьми и усердно исполняли свои обязанности, как в школе, так и дома.
У ленивого что на дворе, то и на столе (ничего).
Смысл пословицы
Толкование пословицы «У ленивого что на дворе, то и на столе (ничего).» по словарю Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю.
1. Участок земли между домовыми постройками одного владения, одного городского участка. Детская площадка во дворе.
2. Крестьянский дом со всеми хозяйственными постройками, отдельное крестьянское хозяйство. Деревня в сто дворов.
3. Отгороженный от улицы участок земли с надворными постройками при отдельном доме, усадьбе. Ворота во д. Сарай во дворе. Скотный, птичий, конский д. (в усадьбе: для содержания скота, птицы, лошадей).
4. В нек-рых сочетаниях название производственных участков, учреждений. Машинный д. (на сельскохозяйственном предприятии). Литейный д. Грузовой д. (на железнодорожной станции). Монетный д. (предприятие, изготовляющее металлические деньги, медали, ордена).
• На дворе ( разг. ) о наличии какой-н. погоды, времени суток или года. На дворе мороз. Ночь на дворе. На дворе уже осень.
Не ко двору кто ( разг. ) не подходит, не может прижиться. Не ко двору пришёлся кто-н.
Со двора (ушёл, выехал) ( прост. и устар. ) из дому. С утра ушёл со двора.
1. Одиночный или повторяющийся, соединяет однородные члены предложения, а также части сложносочинённого предложения. Теория и практика. Русский солдат и храбр, и вынослив. Появились надежды, и он вновь стал весел.
2. Открывает собою предложения эпического, повествовательного характера для указания на связь с предшествующим, на смену событий. И настало утро. И грянул бой.
3. Внутренне связывает сообщение с предшествующей ситуацией, предопределяющей положительную или отрицательную оценку. И вы ещё будете спорить?! (т. е. предшествующая ситуация предопределяет отрицательную оценку возможности вступления в спор). И вы согласились?! (т. е. из-за того, что предшествовало, не нужно было соглашаться). И как умел он рассказывать! (т. е. в нём было ещё что-то хорошее).
1. Любящий безделье, не желающий трудиться. Л. ученик. Только л. ( сущ. ) не сделает чего-н. (т. е. легко, просто сделать каждому, любому; разг.).
2. Исполненный лени, выражающий лень, вялый, медлительный. Ленивая походка. Л. вид.
3. В названиях кушаний: приготовленный облегчённым, сравнительно простым способом. Ленивые щи (щи из свежей капусты, в старое время варившиеся из целого или крупно нарезанного кочана). Ленивые вареники (варёные кусочки теста, смешанного с творогом). Ленивые голубцы (фарш и капуста, тушённые вместе).
1. (на) кого-что и (на) ком-чём. употр. при обозначении поверхности, на к-рой сверху располагается или куда направляется что-н. Писать на бумаге. Перевести на бумагу. На столе. На стол. На крыше. На крышу. Лежать на диване. Лечь на диван. На ноге. На ногу. Рисунок на фарфоре.
2. (на) что и (на) чём. употр. при обозначении места, области или времени деятельности. Орудие на позиции. Выйти на позицию. Быть на работе. Идти на работу. Быть на собрании. Вынести вопрос на собрание. Решить на пленуме. Вынести вопрос на пленум. Встреча на будущей неделе. Отложить на будущую неделю. Быть на выставке. Идти на выставку.
3. (на) кого-что и (на) ком-чём. употр. при обозначении лица или предмета, являющегося объектом действия. Нажать на рычаг. Остановить взгляд на собеседнике. Взглянуть на собеседника.
4. (на) что и (на) чём. употр. при обозначении предметов, являющихся орудием действия, частью устройства, способом выражения чего-н. Вагон на рессорах. Поставить на рессоры. Пальто на вате. Сидеть на вёслах. Сесть на вёсла. Книга на английском языке. Перевести на чешский язык. Играть на рояле.
1. (на) что. употр. при обозначении срока, промежутка времени. Запас на зиму. План на год. Опоздать на час. Положение на сегодняшний день.
2. (на) кого-что. употр. при обозначении меры, количества, предела. Купить на сто рублей. На рубль меньше. Разделить на несколько частей. Разбить текст на параграфы. Обед на пять человек. Слава на весь мир.
3. (на) кого-что. употр. при указании цели, назначения, предмета достижения. Манёвр на окружение противника. Кредиты на ремонт. Лес на постройку. На всякий случай. Разведка на нефть. Право на труд. Учиться на инженера (т. е. с целью стать инженером; разг. ).
4. (на) что. употр. при указании образа действия, состояния. Верить на слово. Читать стихи на память.
1. (на) чём. Во время чего-н. На всём скаку. Птицы замерзают на лету.
2. (на) чём. При помощи чего-н., с чем-н. Жарить на масле. Развести краску на воде. Тесто на дрожжах.
3. (на) ком. В сочетании с одушевлённым существительным обозначает субъект, испытывающий состояние. На руководителе большая ответственность. На матери заботы о детях.
4. (на) ком-чём. При повторении существительного указывается наличие большого количества, обилия чего-н. ( разг. ). Дыра на дыре. Ухаб на ухабе.
• На тебе (нате вам) выражение удивления и оценки по поводу чего-н. неожиданного. Только лёг и вдруг на тебе (нате вам) зовут куда-то!
1. мест. отриц., с последующим отрицанием. Ни один предмет, ни одно явление. Его н. не волнует.
• Ничего подобного ( разг. ) выражение категорического отрицания, несогласия.
Без ничего ( разг. ) о кушаньи: без начинки, без приправы, без заправки. Пирог без ничего. Булочка без ничего.
Всего ничего ( разг. ) очень мало. Денег осталось всего ничего.
Из ничего ( разг. ) 1) по пустякам, зря. Много шуму из ничего; 2) ничего не имея для чего-н., на пустом месте. Из ничего смастерил шкатулку.
1. Предмет мебели в виде широкой горизонтальной пластины на опорах, ножках. Обеденный, письменный, рабочий, кухонный, садовый с. Овальный, круглый, квадратный с. Сесть за с. Встать из-за стола. Сесть за с. переговоров ( перен. : начать равноправные переговоры).
2. Предмет специального оборудования или часть станка сходной формы. Операционный с. Поднять с. станка.
3. ед. Питание, пища. Сдаётся комната со столом. Диетический с. Мясной с. Однообразный с.
4. Отделение в учреждении или учреждение, ведающее каким-н. специальным кругом дел. Адресный с. Справочный с. С. находок. С. заказов (отдел в магазине, где покупатели делают предварительные заказы на покупки). С. гражданской палаты (в царской России).
• Круглый стол собрание, совещание, участники к-рого обсуждают специальные вопросы в форме непосредственной беседы, обмена мнениями. Переговоры за круглым столом.
1. мест. указат. Указывает на что-н. удалённое в пространстве или во времени, а также на уже упоминавшееся в речи и уже известное. Т. дом. В т. раз. В т. год. На том берегу. По ту сторону. В т. день было холодно.
2. мест. указат. В главном предложении указывает на предмет, обозначенный союзным словом в начале придаточного. Спрошу у того, кто знает.
3. мест. указат. Со словами «самый», «именно», «же» и без них: такой, к-рый нужен, соответствует потребностям, ожиданиям, такой же, не какой-н. другой. Сел в т. самый вагон. Он всё т. же. Это всё не то. Здоровье уже не то. Типичное не то (совершенно не соответствует желаемому, тому, что нужно; разг. шутл. ).
4. мест. указат. В соединении с частицей «же» употр. в знач. такой, о к-ром идёт или шла сейчас речь ( разг. ). Взять т. же табак, от него вред здоровью.
5. мест. указат. При перечислении противополагается словам «иной», «другой», «этот», а при повторении употр. в знач. один, другой и т. д. Ни т. ни другой. Не те, так другие помогут. Т. уехал, а этот остался. Т. танцует, а т. поёт.
И без того независимо (от того, что есть сейчас или будет), и так уже. Не сердись, он и без того огорчён.
Не без того ( разг. ) выражение не совсем полного согласия, есть немного. Отец сердится? Не без того.
Не до того кому ( разг. ) из-за занятости чем-н. другим не может сейчас это сделать, об этом думать. Надо бы поговорить, да сейчас не до того.
То ли ещё будет! ( разг. ) это ещё ничего, нужно ожидать худшего (редко о лучшем).
Тот (та, то, те) ещё ( прост. ) выражает многозначительную оценку кого-чего-н. как плохого или сложного, затруднительного. Это тот ещё работничек! (т. е. плохой). Та ещё задача! (трудная).
1. кого-чего. Возле, совсем около. Дом у самого берега. Стоять у ворот. У пульта (быть, сидеть за пультом).
2. кого (чего). употр. при указании лиц, в среде к-рых или в пределах деятельности, обладания, понимания к-рых, или же в пределах принадлежности к-рым что-н. происходит, имеется. Шить пальто у портного. Жить у родителей. Учиться у мастера. Работать у нас хорошо. Смотри ты у меня! (выражение угрозы; разг. ).
3. кого-чего. употр. для обозначения субъекта, совершающего действие или испытывающего состояние. У бригадира много дел. У больного жар. У певца сильный голос.
4. чего. употр. при указании предметов, к-рым свойственно или принадлежит что-н., к-рые обладают какимин. признаками. Ящик у стола выдвижной. Ворота у гаража.
5. кого (чего). Указывает на источник получения, происхождения чего-н. Узнать у товарища. Купить книгу у букиниста.
ЧТО 1 [ шт ], чего, чему, чем, о чём, мест.
1. вопрос. и союзн. сл. Указывает на предмет, явление, о к-рых идёт речь. Ч. случилось? Скажи, ч. случилось. Ч. ни делай, на него не угодишь. Ч. вы говорите? ( употр. также как выражение удивления по поводу чего-н. сказанного: неужели? действительно так?).
2. нескл., в знач. сказ. В каком положении, каков, каково? Ч. больной? Ч. наше дело?
3. нареч. То же, что почему (в 1 знач. ). Ч. ты задумался? Ч. так поздно пришёл? Ч. же ты молчишь?
4. нескл. То же, что сколько (в 1 знач. ). Ч. стоит эта вещь? Ч. есть духу (побежал, помчался: изо всех сил). Ч. было сил (изо всех сил; разг. ).
5. нескл. То же, что который (во 2 знач. ). Дом, ч. стоит на углу.
6. нескл. О том, что не имеет значения, не играет никакой роли. Ч. слова? Звук пустой. Ч. ему наставления родителей? Неприятности ч., справимся. Ч. толку спорить? Ч. пользы ждать.
7. неопр. какой-н. неопределённый предмет, явление, что-нибудь ( разг. ). В случае чего (если что-н. случится). Нет ли чего нового? Если ч., сразу сообщи.
8. употр. для выражения вопроса, переспроса: что ты сказал? что надо? в чём дело? Подойди поближе. Ч.? Ч. тебе?
9. в знач. частицы. употр. для общего отнесения к ситуации или вопроса о ней. Соседи бранятся, а нам-то ч.? (т. е. мы не имеем отношения к этому). Ему обо всём рассказали. А он ч.? (т. е. как он реагировал, как при этом вёл себя).
• А что ( разг. ) ответная реплика на вопрос в знач. зачем спрашиваешь, что следует из вопроса. Ты хочешь ехать? А что?
И что? ( разг. ) что из этого следует, что это значит? Он опять звонил? И что?
К чему зачем, для чего. К чему ты мне это говоришь?
На что (уж) ( разг. ) со сравн. ст. образует сочетание, соответствующее превосх. ст. На что лучше (т. е. самый лучший)> На что хуже (т. е. самое худшее, хуже некуда).
Не к чему ( разг. ) то же, что незачем. Не к чему спорить.
Ни к чему ( разг. ) 1) не к чему, незачем; 2) не обратил внимания Он объяснял, да мне ни к чему.
Ни за что ( разг. ) 1) ни в коем случае, ни под каким видом. Ни за что не пойду; 2) то же, что ни за что ни про что.
Ни за что ни про что ( разг. ) и ни за что ни про что ( прост. ) понапрасну, зря. Обидел ни за что ни про что.
Ни при чём остаться ( разг. ) остаться обойдённым, безо всего. Ему заплатили, а я остался ни при чём.
Ни с чем (остаться, уйти) ( разг. ) без всего, не получив ничего.
При чём ( разг. ) какое отношение имеет, а также в чём виноват, повинен. Он ошибся, а при чём тут я?
С чего ( прост. ) 1) почему, по какой причине. С чего это он рассердился?; 2) на каком основании, откуда. С чего ты взял, что я не согласен?
Чего только нет (не…)! ( разг. ) есть очень много всего, вообще о чём-н, многом, разном. В магазинах чего только нет! Чего только не услышишь!
Чего-чего нет (не…)! ( разг. ) то же, что чего только нет (не…).
Что (же) делать! ( что поделать, что поделаешь!) ( разг. ) ничего не поделаешь, приходится согласиться, так уж и останется. Трудно, но что же делать (что поделаешь)!
Что ж ( разг. ) да, приходится согласиться. Что ж, ты прав.
Что за… ( разг. ) то же, что какой (в 1, 2 и 3 знач. ). Узнай, что за шум. Что за чудак! Что он за советчик? (т. е. плохой советчик). Что за ерунда! Что за человек приехал? Что за уха!
Что из того (с того)? ( разг. ) это не имеет значения, из этого ничего не следует. Ошибся, ну и что из того (с того)?
Что к чему ( разг. ) в чём сущность, смысл чего-н. Знает, что к чему.
Что так? ( разг. ) почему, по какой причине. Я передумал. Что так?
Что такое? ( разг. ) вопрос или переспрос, выражающий удивление, недоумение, недовольство.
Что ты (вы)! выражение удивления, испуга или возражения. Завтра будет мороз. Что ты! Не ходите, там опасно. Что вы!
Что уж там! ( разг. ) выражение сомнения, вынужденного согласия. Не надо бы соглашаться, да что уж там.
1. Присоединяет изъяснительное придаточное предложение к главному. Досадно, что опоздал. Такой тяжёлый, ч. не поднять. Сказал так тихо, ч. никто не услышал.
2. Как, словно ( устар. ). Глуп, ч. пень.
3. с частицей «ни» или без неё. Указывает, что сказанное в главном предложении относится к каждому моменту, явлению, месту, названному в придаточном. Ч. ни день, прибавляются силы. Ч. город, то норов ( посл. ). Ч. взмах, то готова копна.
4. При повторении указывает на одинаковость, безразличие в отношении чего-н. Ч. ты пойдёшь, ч. я всё равно.
• Что бы (что б) ( разг. ) частица со знач. желательности. Что бы дождик перестал! Что б сейчас чайку!