У чего нету тени
Урок 5. Светотень.
Светотенью называется распределение света и тени на поверхностях предметов. Законами светотени — принципы этого распределения.
Благодаря правильному распределению света и тени, мы можем показать на рисунке форму предмета и характер освещения.
Помимо этого, светотень мощное выразительное средство. Творческий метод таких мастеров как Караваджо, Рембрандт, Сурбаран основан на работе со светотенью. Уводя в тень второстепенное и освещая главное они создавали удивительно точные, цельные и лаконичные образы.
Светотень в рисунке.
Распределение света и тени в рисунке мы делаем на глаз, без точных построений.
При этом, если мы хотим создать реалистичное изображение, необходимо соблюдать ряд правил:
И этот предмет отбрасывает падающую тень.
Давайте отработаем эти правила на практике.
Упражнение 1.
Светотень как выразительное средство. Прежде чем учиться делать светотеневую моделировку, давайте поймем какие огромные выразительные возможности дает нам ее применение.
Возьмите интересный для вас предмет. Сфотографируйте его при разном освещении:
Отберите три самые выразительные фотографии.
Упражнение 2.
Есть только два способа научиться штриховать по форме: копирование и практика. Давайте начнем с первого. Скопируйте рисунки, приведенные ниже. Ваша задача — сделать это максимально точно, вплоть до штриха.
Упражнение 3.
Тональный рисунок коробки с натуры.
Упражнение 4.
Тональный рисунок чашки с натуры. Делаем в той же последовательности, как в предыдущем задании.
Упражнение 5.
Рисунок темного и светлого предмета с натуры. Если у вас нет опыта, не изображайте ткани, стекло или металл. Помним, что тень более светлого предмета светлее тени более темного, свет более светлого предмета светлее света более темного.
Упражнение 6.
Зарисовки предметов сложной формы с натуры. Натуру ставим с контрастным освещением, чтобы граница света и тени была видна. в рисунках можно использовать линии. Строим форму, по возможности, подробно и напросвет. Определяем границу тени, штрихуем тень. СВЕТА НЕ НУЖНО ПРОРАБАТЫВАТЬ.
Дополнительное упражнение 1.
Тональный рисунок предмета сложной формы с натуры. Выполняем в той же последовательности, что и рисунок коробочки.
Дополнительное упражнение 2.
Натюрморт, черно-белая графика. У вас есть только два тона — черный и белый. Задача — передать объем и форму. Тени могут и должны сливаться, линии стараемся не использовать.
Основы построения падающих теней в перспективе.
Когда мы рисуем с натуры, мы изображаем падающие тени на глаз. Но для того чтобы изображать их более достоверно, полезно понимать, как они образуются и как их можно построить.
Для построения теней мы пользуемся проекциями. Чтобы получить проекцию точки на плоскость, нам нужно опустить перпендикуляр из этой точки на эту плоскость.
Чтобы получить проекцию прямой на плоскость, нам нужно из двух точек прямой опустить перпендикуляры на плоскость и соединить их между собой.
Грубо говоря, проекция на горизонтальную плоскость — это то место, над которым находится прямая или точка.
Чтобы построить тень точки, нам нужно через точку провести луч, а через проекцию точки — проекцию луча. На месте их пересечения и будет тень точки.
На этом видео я простыми словами объясняю логику этого построения.
Есть два типа построения теней: от естественного источника света (солнце, луна) и от искусственного (лампа, свеча и т.д. ).
Но какой бы ни был источник света, алгоритм построения не меняется: проводим луч через точку и проекцию луча через ее проекцию. На месте пересечения получаем тень точки. Строем тени основных точек объекта, соединяем и получаем тень объекта.
Построение тени от естественного источника света.
Так как естественные источники света бесконечно удалены от нас, мы условно считаем, что их лучи параллельны.
Из этого следует, что проекции лучей естественных источников света также параллельны между собой.
Возьмем самый простой случай — естественный источник света находится строго сбоку, то есть проекции его лучей параллельны картинной плоскости. Построим тени от всех его вершин и, соединив их между собой, получим тень от прямоугольника. Обратите внимание, что тени вершин, лежащих на горизонтальной плоскости, совпадают с этими вершинами.
Дополнительное упражнение 3
Постройте тень от прямоугольного параллелепипеда при естественном освещении.
Построение тени от искусственного источника света.
При построении теней от искусственного источника света, мы условно считаем, что все лучи исходят из одной точки — источника света, и, соответственно, проекции лучей — из проекции источника света.
Когда мы рисуем по представлению, чтобы построить тени от предмета при искусственном освещении, мы произвольно, в соответствии с нашим замыслом, задаём положение источника света и его проекции.
Дальше действуем по общему алгоритму: проводим луч через точку и проекцию луча через проекцию этой точки. На месте пересечения получаем тень точки.
Найдя тени основных точек предмета, соединяем их в той же последовательности, как они соединены в самом предмете и получаем тень предмета.
На рисунке разобрано построение тени от прямоугольника при искусственном освещении.
Дополнительное упражнение 3
Постройте тень от прямоугольного параллелепипеда при искусственном освещении.
Если бы все явления в этом мире имели исключительно материалистические объяснения, то мир, во-первых, значительно обеднел бы с художественно-эстетической точки зрения, ибо многие шедевры были бы просто не созданы, а, во-вторых, все тайны мироздания были бы раскрыты давным-давно.
Однако этот мир не так прост, как кажется материалистам, и зачастую его тайны куда глубже, чем можно себе вообразить. А некоторые тайны, проступающие в нашем мире, имеют связи с мирами иными, параллельными или какими-либо ещё. Относится это и к феномену тени.
ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Существуют также любопытные наскальные изображения из совсем архаичных времён, где люди имеют странные вытянутые силуэтообразные очертания. Учёные предположили, что на самом деле это не люди, а их тени, само же изображение человека было запрещено.
СУЕВЕРИЕ ИЛИ.
У сербов участники ритуальных обходов шли лицом к солнцу, чтобы случайно не затоптать свои тени. И вообще, они различали тень-душу (сен) и тень-двойник предметов (сенка). Тенью-душой обладает не только человек, но и деревья, камни, животные, именно это и придаёт им особую магическую силу.
Болгары наблюдали свои тени при первых лучах солнца на Ивана Купалу: если тень была целой, значит, весь год будет здоровым.
На Руси верили, что тень может стать источником недуга, из-за которого человек сохнет и чахнет, и в таком случае тень надо вынуть и уничтожить. Для этого они ставили больного к стене, обводили его тень мелом или обкалывали булавками и измеряли ниткой. Затем нижу сжигали, а булавки клали под порог, прося тень забрать болезнь. Примерно так же поступали белорусы: они выносили больного в солнечный день во двор, укладывали на доску, обводили его, а затем доску сжигали.
Иногда строители специально заманивали на стройку ничего не подозревающего человека, верёвкой тайком измеряли его тень, а после мерку замуровывали с первым камнем. Человек, чью душу-тень таким образом уловили, в течение 40 дней умирал, а дух его поселялся в новом доме в качестве хранителя, рядом с верёвкой. А чтобы случайно не замуровать собственную тень, древние каменщики никогда не работали против солнца.
В Румынии кража теней «практикуется» до сих пор. И не так давно даже состоялось судебное разбирательство по поводу того, что один сосед обвинил другого в краже тени его отца. Истец утверждал, что обвиняемый, когда строил свой новый дом, «снял тень» с его отца с помощью верёвки и заложил в основание жилища, в результате чего мужчина, крепкий и неболевший, неожиданно умер. Очевидцы в суде утверждали также, что призрак покойного ныне бродит вокруг дома, где захоронена его уловленная душа.
Церковная тень считалась очень хорошей, именно поэтому захоронения под сенью храмов являлись самыми почётными, ибо умерший оказывался под высшим покровительством.
ЛОВУШКИ ДЛЯ ТЕНЕЙ
НАУКА И ТЕНИ
А, быть может, в мозге хранится информация, которую знали наши предки, о мистических свойствах тени и том, как правильно с ней себя вести? В психологии под термином «тень» понимается интуитивная часть души, которая часто подавляется.
МИСТИКА И ФИЗИКА
Тени Хиросимы
Тень человека, в момент взрыва сидевшего на ступеньках лестницы перед входом в банк, 250 метров от эпицентра.
Тень стоящего человека на ступенях
В Хиросиме эпицентр взрыва пришёлся на Айонский мост, где остались тени девяти человек. Но, может статься, интенсивное излучение не просто припечатало силуэты людей к поверхности, но уловило и их тени, и даже души, как та же булавка или скотч, приковав навеки к проклятому городу.
Не поддаётся рациональному объяснению другой случай, также связанный с войной. В Германии существует маленький городок Битигхайм, в котором происходят жуткие вещи: на стенах домов раз в десять лет сами по себе появляются человеческие тени, двигаясь, как живые.