У антуана рокантена есть любимая мелодия что это за мелодия

Краткое содержание Сартр Тошнота

Главный герой произведения Антуан Рокантен ведет дневник, с помощью которого он надеется докопаться до истины, разобраться в изменениях, происходящих в мире и в нем самом. Осознание мира дается герою нелегко, его постоянно преследует тошнота. Это реакция на окружающих людей и город, в котором он обитает. Рокантен не считает себя частью социума, он часто наблюдает за людьми, видит их пустыми и жалкими. О себе он не лучшего мнения. Антуан думает о людях, которые спешат на работу, а самому ему спешить некуда: у него нет ни графика, ни расписания. Он свободен, но эта свобода его угнетает, мучает. Он завидует страдающей от горя женщине, потому что та испытывает настоящие чувства. Лицо же Антуана не выражает ничего, оно лишено эмоций.

Рокантен мечтает о настоящей, полной приключений жизни. Несколько лет назад он побывал во многих странах, а потом поселился во французском городке Бувиль, чтобы написать книгу об одном историческом персонаже. В библиотеке Бувиля хранятся документы, содержащие сведения о маркизе, а также его письма и дневники. Однако приступы тошноты мешают ему сосредоточиться над своим произведением. Когда-то персона маркиза де Рольбена всецело поглотила Антуана, но со временем маркиз ему надоел. Все чаще на него накатывает тошнота. Вскоре осталось мало мест, где Антуан может укрыться от неприятных ощущений, которые его преследуют. От тошноты спасает только любимая музыка в кафе, которое он часто посещает.

Главный герой мало общается с людьми, ему не с кем поговорить, не с кем поделиться своими мыслями. Все это приносит Антуану страдания, однако он не спешит обзавестись друзьями, а оберегает свое одиночество. Однажды в библиотеке Антуан познакомился с Самоучкой, который решил прочесть все книги по алфавиту. Но их взгляды на жизнь совершенно противоположны. Самоучка видит смысл жизни в любви к людям, он обожает все человечество, Антуан же считает жизнь лишенной всякого смысла. От горячих споров на эту тему Рокантена еще больше одолевает тошнота. Вскоре Самоучку с позором выгоняют из библиотеки за приставания к гимназистам.

С тех пор как Антуан начал испытывать приступы тошноты, его часто посещали мысли об Анни, его прежней любви. Они не виделись много лет, и вдруг Анни назначает ему встречу в Париже. Письмо любимой женщины несколько взволновало Рокантена, он с нетерпением ждет свидания. Но Анни сильно изменилась, и Антуан с тоской и разочарованием осознает, что прошлого уже не вернуть. Герой надеялся спастись с помощью возлюбленной, но оказалось, что спасать нужно ее саму. И хотя они оба считают себя «живыми мертвецами», возобновить отношения не получается. Тем более, что у Анни есть другой мужчина. Рокантен страдает от одиночества еще больше, его вновь мучают приступы тошноты. Он намерен навсегда переехать в Париж.

Книга учит тому, что человеческая жизнь может быть полна абсурда, страха, отчаяния и безысходности, но со всем этим человек может справиться. Не следует жить прошлым. Жизнь имеет смысл и очень важно его найти. Чтобы стать по-настоящему свободным и счастливым, нужно действовать, нужно творить.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Сейчас читают

Сережа переехал с родителями в новую квартиру. В его комнате не было балкона, но папа пообещал приладить вместо него кормушку. Идея кормить птиц не очень привлекала Сережу. Он знал, что к кормушке слетятся воробьи

Француз Шарль Лонсевиль попал в плен, когда наполеоновская армия отступала из сожженной Москвы. В плену он понял, что возврата к прошлой жизни нет. В Париже осталась молодая жена-поэтесса

В доме Ростовых шла подготовка к именинам Натальи. Именинниц было сразу две – графиня-мать и младшая дочка. С самого утра графиня вместе с подругой А.П. Друбецкой и дочерью Верой сидела в гостиной и принимала гостей

Рассказ ведётся от лица автора, который сначала рассказывает о происхождении названия своего удивительного города – Звенигорода. Как оказалось, существует такая легенда, будто в этом городке в старину висел сторожевой колокол. Интересная история.

Источник

Тошнота

Роман построен по принципу дневниковых записей главного героя Антуана Рокантена, объездившего Центральную Европу, Северную Африку, Дальний Восток и уже три года как обосновавшегося в городе Бувиле, чтобы завершить свои исторические изыскания, посвящённые маркизу де Рольбону, жившему в XVIII в.

В начале января 1932 г. Антуан Рокантен вдруг начинает ощущать в себе изменения. Его захлёстывает некое неведомое до сих пор ощущение, похожее на лёгкий приступ безумия. Впервые оно охватывает его на берегу моря, когда он собирается бросить в воду гальку. Камень кажется ему чужеродным, но живым. Все предметы, на которых герой задерживает взгляд, кажутся ему живущими собственной жизнью, навязчивыми и таящими опасность. Это состояние часто мешает Рокантену работать над его историческим трудом о маркизе де Рольбоне, который был видной фигурой при дворе королевы Марии Антуанетты, единственным наперсником герцогини Ангулемской, побывал в России и, по всей видимости, приложил руку к убийству Павла I.

Десять лет назад, когда Рокантен только узнал о маркизе, он в него в буквальном смысле влюбился и после многолетних путешествий почти по всему земному шару три года назад решил обосноваться в Бувиле, где в городской библиотеке собран богатейший архив: письма маркиза, часть его дневника, разного рода документы. Однако с недавних пор он начинает ощущать, что маркиз де Рольбон ему смертельно надоел. Правда, на взгляд Рокантена, маркиз де Рольбон является единственным оправданием его собственного бессмысленного существования.

Все чаще и чаще его настигает то новое для него состояние, которому больше всего подходит название «тошнота». Она накатывает на Рокантена приступами, и все меньше и меньше остаётся мест, где он может от неё скрыться. Даже в кафе, куда он часто ходит, среди людей ему не удаётся от неё спрятаться. Он просит официантку поставить пластинку с его любимой песней «Some of these days». Музыка ширится, нарастает, заполняет зал своей металлической прозрачностью, и Тошнота исчезает. Рокантен счастлив. Он размышляет о том, каких вершин смог бы он достичь, если бы тканью мелодии стала его собственная жизнь.

Рокантен часто вспоминает о своей возлюбленной Анни, с которой расстался шесть лет назад. После нескольких лет молчания он вдруг получает от неё письмо, в котором Анни сообщает, что через несколько дней будет проездом в Париже, и ей необходимо с ним увидеться. В письме нет ни обращения, например «дорогой Антуан», ни обычного вежливого прощания. Он узнает в этом её любовь к совершенству. Она всегда стремилась воплощать «совершенные мгновения». Некие мгновения в её глазах обладали скрытым смыслом, который надо было «вылущить» из него и довести до совершенства. Но Рокантен всегда попадал впросак, и в эти минуты Анни его ненавидела. Когда они были вместе, все три года, они не позволяли ни единому мгновению, будь то моменты горести или счастья, отделиться от них и стать минувшими. Они все удерживали в себе. Вероятно, и расстались они по обоюдному согласию из-за того, что груз этот стал слишком тяжёл.

В дневные часы Антуан Рокантен часто работает в читальном зале бувильской библиотеки. В 1930 г. там же он познакомился с неким Ожье П., канцелярским служащим, которому дал прозвище Самоучка, потому что тот проводил в библиотеке все своё свободное время и штудировал все имеющиеся здесь книги в алфавитном порядке. Этот Самоучка приглашает Рокантена пообедать с ним, ибо, судя по всему, собирается поведать ему нечто очень важное. Перед закрытием библиотеки на Рокантена вновь накатывает Тошнота. Он выходит на улицу в надежде, что свежий воздух поможет ему от неё избавиться, смотрит на мир, все предметы кажутся ему какими-то зыбкими, словно обессилевшими, он ощущает, что над городом нависла угроза. Насколько хрупкими кажутся ему все существующие в мире преграды! За одну ночь мир может измениться до неузнаваемости, и не делает этого только потому, что ему лень. Однако в данный момент у мира такой вид, будто он хочет стать другим. А в этом случае может случиться все, абсолютно все. Рокантену чудится, как из маленького прыщика на щеке ребёнка вылупляется третий, насмешливый глаз, как язык во рту превращается в чудовищную сороконожку. Рокантену страшно. Приступы ужаса накатывают на него и в своей комнате, и в городском саду, и в кафе, и на берегу моря.

Рокантен идёт в музей, где висят портреты известных всему миру мужей. Там он ощущает свою посредственность, необоснованность своего существования, понимает, что уже не напишет книги о Рольбоне. Он просто не может больше писать. Перед ним внезапно встаёт вопрос, куда же ему девать свою жизнь? Маркиз де Рольбон был его союзником, он нуждался в Рокантене, чтобы существовать, Рокантен — в нем, чтобы не чувствовать своего существования. Он переставал замечать, что сам существует; он существовал в обличье маркиза. А теперь эта накатившаяся на него Тошнота и стала его существованием, от которого он не может избавиться, которое он принуждён влачить.

В среду Рокантен идёт с Самоучкой в кафе обедать в надежде, что на время сумеет избавиться от Тошноты. Самоучка рассказывает ему о своём понимании жизни и спорит с Рокантеном, уверяющим его в том, что в существовании нет ни малейшего смысла. Самоучка считает себя гуманистом и уверяет, что смысл жизни — это любовь к людям. Он рассказывает о том, как, будучи военнопленным, однажды в лагере попал в барак, битком набитый мужчинами, как на него снизошла «любовь» к этим людям, ему хотелось их всех обнять. И каждый раз, попадая в этот барак, даже когда он был пустым, Самоучка испытывал невыразимый восторг. Он явно путает идеалы гуманизма с ощущениями гомосексуального характера, Рокантена вновь захлёстывает Тошнота, своим поведением он даже пугает Самоучку и остальных посетителей кафе. Весьма неделикатно откланявшись, он спешит выбраться на улицу.

Вскоре в библиотеке происходит скандал. Один из служителей библиотеки, давно следящий за Самоучкой, подлавливает его, когда тот сидит в обществе двух мальчуганов и гладит одного из них по руке, обвиняет его в низости, в том, что он пристаёт к детям, и, дав ему в нос кулаком, с позором выгоняет из библиотеки, грозя вызвать полицию.

Заехав в Бувиль, чтобы собрать вещи и расплатиться за гостиницу, Рокантен заходит в кафе, где прежде проводил немало времени. Его любимая песня, которую он просит поставить ему на прощание, заставляет его подумать о её авторе, о певице, которая её исполняет. Он испытывает к ним глубокую нежность. На него словно бы находит озарение, и он видит способ, который поможет ему примириться с собой, со своим существованием. Он решает написать роман. Если хоть кто-нибудь в целом мире, прочитав его, вот так же, с нежностью, подумает о его авторе, Антуан Рокантен будет счастлив.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Источник

Анализ произведения «Тошнота» (Ж.П. Сартр)

Автор: Guru · Опубликовано 20.09.2017 · Обновлено 08.10.2017

Двадцатое столетие заметно отличается от девятнадцатого века не только литературой, но и появлением особого направления в философии, возникшего в Западной Европе. Поиск своего «я» в абсурдном и хаотичном мире отражается в произведениях представителей экзистенциализма, и роман Жан-Поля Сартра «Тошнота» — яркий тому пример. Что такое Тошнота, и зачем главный герой пишет это слово с заглавной буквы? Почему Сартр выбрал такое название для своего произведения, и чем оно покорило публику – это предстоит выяснить читателям вместе с главным героем Антуаном Рокантеном.

История создания

«Тошнота» — литературный дебют Жан-Поля Сартра. Французский писатель и философ закончил свое произведение в 1938 году в Гавре. В своем романе автор подчеркивает абсурд человеческого существования, а на первый план выдвигаются отчаяние, одиночество и безысходность эпохи. Философ в «Тошноте» представляет свой атеистический экзистенциальный взгляд на мироустройство и дает своему герою догадаться, в чем смысл жизни.

За свое творчество Сартр был удостоен Нобелевской премии в 1964 году, от которой он многозначительно отказался, что привлекло руководителя Советского государства Никиту Сергеевича Хрущева, и тот пригласил писателя с визитом в СССР. Когда генсек заинтересовался личностью скандального лауреата, ему сказали, что одно из главных произведений философа – роман «Тошнота», и политик сильно негодовал из-за названия романа, хоть и ему разъяснили позже, что Тошнота в литературном произведении приводится не в буквальном смысле.

Жанр и направление

Произведение Сартра было написано в эпоху модернизма, когда на извечный вопрос о смысле жизни философия нашла новый ответ: в 1920-ые годы экзистенциалисты впервые заявили о том, что смысла – нет. Если раньше истина находилась в вере в Бога, в саморазвитии, в любви, то теперь она и вовсе потерялась, или же скрылась за самим процессом существования. «Тошнота» написана в форме дневниковых записей Антуана Рокантена, в которых автор выдвигает свою экзистенциальную позицию, поэтому бесценное наследие Сартра – это философский роман.

О чем?

Рыжеволосый Антуан Рокантен начинает вести дневник, чтобы докопаться до сути. Он считает, что все в мире каким-то образом изменилось, и от этого ему не по себе. Материальные предметы вызывают у него отвращение, давя на героя своим существованием. Он по-другому воспринимает окружающий мир, иначе смотрит на обычные вещи – на вилки, трубки, дверные ручки или, к примеру, на гальку, которую по непонятной причине он не смог бросить в море. Персонажу тяжело оттого, что он ощущает себя лишним в мире. Антуан не может найти свое предназначение, поэтому его «тошнит». Тошнота в романе – метафизическая, поначалу герой просто не может объяснить это состояние, он лишь ищет причину перемены в себе.

Антуан ведет дневник о маркизе де Рольбоне и хочет доказать, что тот приложил руку к убийству Павла I. Так же герой с нежностью вспоминает свою бывшую любовь – актрису Анни, с которой ближе к концу произведения они снова встретятся, но любовь не станет смыслом его существования. А что же тогда станет? С каждым днем все больше понимая, что такое Тошнота для него самого, Рокантен найдет ответы на все свои вопросы.

Главные герои и их характеристика

Проблематика

В чем смысл?

Наконец осознав, что такое «тошнота», герой вскоре доходит до главной идеи произведения. Антуану тяжело смириться с бессмысленностью жизни, поэтому он не сдается и продолжает «копать». На протяжении романа он слушает песню «Some of these days», и лишь в конце книги она наводит его на мысль, что выход – в творчестве. Антуан слушает песню Негритянки и понимает, что музыка не принадлежит общему существованию: можно сломать кассету или просто выключить ее, однако песня в любом случае останется. Таким образом, человеческая деятельность приносит смысл окружающему миру. Так же, как американская песня спасла певицу, будущая книга Антуана спасет его самого. Он решает написать роман, история которого вдохновит окружающих на существование. Если об авторе его собственной истории будут думать так же с нежностью, как Рокантен думает об исполнительнице «Some of these days», он будет счастлив. Действительно, оставить след в жизни – необычайно важно, и каждый из нас найдет свою сущность благодаря творчеству, которое надо лишь выпустить наружу.

Экзистенциализм в романе

Прочитав «Тошноту», мы более ясно представляем смысл философии существования, ведь она раскрывается Антуаном как на ладони. Сартр разъединил экзистенциализм на атеистический, к числу представителей которого он и сам относился, и на религиозный. Атеистический экзистенциализм говорит о заброшенности человека, и то, что Антуан не верит в Бога, подчеркивает идею Сартра – спасение от «тошноты» не в вере. Главный герой перебирает возможные варианты, которые могут его спасти: любовь так же не выход. Антуан, как обычный человек под влиянием жестокой и безотрадной эпохи мировых социальных катаклизмов, рассматривает и вариант самоубийства. К сожалению, многие люди поддаются этой слабости, думая, что не смогут смириться с отсутствием истины, но наш герой страдает еще и от осознания своей ненужности этому миру. Возможно, он просто струсил, но, оправдываясь, что его кровь и мертвое тело будут по-прежнему лишними на этой земле, он отвергает и такое «спасение».

Идеи экзистенциализма провозглашают необходимость смириться с бессмысленностью жизни и просто назло наслаждаться ею, но Антуан не примирился, как «посторонний» Камю, а находит свое решение. Основы философии воплощены в романе в возможных вариантах спасения Рокантена и в его мировоззрении, и смело можно утверждать, что от такой «тошноты» найдется верное лекарство.

Источник

У антуана рокантена есть любимая мелодия что это за мелодия

(небольшое размышление над романом Сартра «Тошнота»)

Прочитал этот небольшой пассаж о музыке у отца Константина Кравцова (http://o-k-kravtsov.livejournal.com/177258.html), и вдохновился на одно филологическое размышление над романом Жан Поль Сартра «Тошнота» (с привлечением к размышлению Андрея Платонова с его повестью «Котлован», а также библейской Книги Царств).

В «Тошноте» у Сартра измученный охватившей его Тошнотой Антуан Рокантен сидит в кафе и слушает джазовую пластинку. «В этом месте на пластинке, наверное, царапина, потому что раздается странный шум. И сердце сжимается – ведь это легкое покашливание иглы на пластинке никак не затронуло мелодии. Она так далеко – так далеко за пределами. Но за пределами того, что существует, что переходит от одного сегодня в другое, не имея прошлого, не имея будущего, за пределами звуков, которые со дня на день искажаются, вылущиваются и тянутся к смерти, мелодия остается прежней, молодой и крепкой, словно беспощадный свидетель».

Мелодия сравнивается с… беспощадным свидетелем. Почему? Логика, очевидно, здесь такова. Мелодия – это, как сказал бы преп. Максим Исповедник, логос музыки, а запиленная пластинка – ее тропос. Логос идеален и непорочен, а тропос несет на себе следы распада. Поэтому мелодия-логос и становится беспощадным свидетелем для пластинки-тропоса, она свидетельствует: произошло падение, затмение, искажение. Иначе говоря: мелодия – это совесть музыки, заглушаемая шипением и треском запиленного винила, этой плоти и крови, в которой поселилась душа музыки.

В «Котловане» Платонова играет духовой оркестр. «Тревожные звуки внезапной музыки давали чувство совести, они предлагали беречь время жизни, пройти даль надежды до конца и достигнуть ее, чтобы найти там источник этого волнующего пения и не заплакать перед смертью от тоски тщетности». Звуки музыки дают чувство совести, – мысль направлена в ту же сторону, что и у Сартра. В музыке выражен некий образ идеала, который напоминает человеку о том, что над миром распада, пронизанного «тоской тщетности», есть нечто высшее и нетронутое разложением. Потому и пробуждается совесть разлагающегося человеческого сердца – словно бы воспоминанием о потерянном рае.

Ужас Рокантена, который он назвал Тошнотой, заключался в остром осознании и ощущении беспричинности бытия. «Беспричинно всё – этот парк, этот город и я сам. Когда это до тебя доходит, тебя начинает мутить и всё плывет, – вот что такое Тошнота». Все сюрреалистические кошмары, описанные Сартром, были только различными гранями восприятия этот тотальной беспричинности. Вышел из этого ужаса Рокантен, когда слушал ту самую пластинку, о которой речь шла выше. И здесь у Сартра – гениальный момент.

Рокантен с его обостренным восприятием прикоснулся своею душой к душе музыканта, записавшего пластинку, соприкоснулся с чужой жизнью, чужой скукой, чужой усталостью, чужим потом, чужим страданием. Он просит официантку поставить пластинку еще раз – чтобы понять, с чем же это он только что столкнулся.

«Мадлена смеется. Она крутит ручку, и все начинается сначала. Но теперь о себе я больше не думаю. Я думаю о том парне, который июльским днем, в жарких потемках своей комнаты, сочинил эту мелодию. СКВОЗЬ мелодию, сквозь белые, кисловатые звуки саксофона я пытаюсь думать о нем. Он ее создал. У него были неприятности, всё шло вкривь и вкось: неоплаченные счета, и, наверно, где-то была женщина, которая относилась к нему не так, как ему хотелось, и потом нахлынула эта жуткая жарища, превращающая людей в лужи расплавленного жира. Ничего особенно красивого и благородного. Но когда я слушаю эту песенку и думаю, что ее сочинил этот парень, его страдания, его пот. трогают меня».

«Его страдания трогают меня». И с этого момента начинается освобождение Рокантена от ужаса преследовавшей его Тошноты, наваждение рассеивается, в глубине преисподней появляется свет.

Рокантен: «Я чувствую, как что-то робко касается меня, и боюсь шевельнуться, чтобы это не спугнуть. Что-то, что мне незнакомо уже давно, – что-то похожее на радость». Бедный Антуан! Он уже давно не ощущал радости. Он был мертв и, вот, теперь – оживает. И дальше следует философский пик всего романа. Рокантен размышляет:

«Стало быть, можно оправдать свое существование? Оправдать хотя бы чуть-чуть? Я страшно оробел. Не потому, что я так уж сильно надеюсь. Но я похож на человека, который после долгих странствий в снегах превратился в сосульку и вдруг оказался в теплой комнате».

Он прошел через ад Тошноты, через ад, в котором главное мучение, пронзающее душу, – это чувство беспричинности бытия, чувство неоправданности существования – всякого, в том числе и человеческого. И вот, оледеневшее в этом чувстве сердце Рокантена, начинает отогреваться; в него входит иное чувство – чувство, что существование все-таки может быть оправдано – вопреки Тошноте, вопреки всем безднам отчаяния.

А входит это теплое живое чувство в его омертвевшее сердце именно этим путем – через музыку.

И вот тут-то стоит вспомнить эти библейские слова: «Давид, взяв гусли, играл, – и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него» (1Цар. 16:23).

Музыка – это, конечно, не Дух Святой, не спасение во Христе, не Причастие, но всё же… всё же…

Источник

Человек и мир в романе Ж.-П. Сартра «Тошнота»

Главный герой произведения Антуан Рокантен ведет дневник, с помощью которого он надеется докопаться до истины, разобраться в изменениях, происходящих в мире и в нем самом. Осознание мира дается герою нелегко, его постоянно преследует тошнота. Это реакция на окружающих людей и город, в котором он обитает. Рокантен не считает себя частью социума, он часто наблюдает за людьми, видит их пустыми и жалкими. О себе он не лучшего мнения. Антуан думает о людях, которые спешат на работу, а самому ему спешить некуда: у него нет ни графика, ни расписания. Он свободен, но эта свобода его угнетает, мучает. Он завидует страдающей от горя женщине, потому что та испытывает настоящие чувства. Лицо же Антуана не выражает ничего, оно лишено эмоций.

Рокантен мечтает о настоящей, полной приключений жизни. Несколько лет назад он побывал во многих странах, а потом поселился во французском городке Бувиль, чтобы написать книгу об одном историческом персонаже. В библиотеке Бувиля хранятся документы, содержащие сведения о маркизе, а также его письма и дневники. Однако приступы тошноты мешают ему сосредоточиться над своим произведением. Когда-то персона маркиза де Рольбена всецело поглотила Антуана, но со временем маркиз ему надоел. Все чаще на него накатывает тошнота. Вскоре осталось мало мест, где Антуан может укрыться от неприятных ощущений, которые его преследуют. От тошноты спасает только любимая музыка в кафе, которое он часто посещает.

Главный герой мало общается с людьми, ему не с кем поговорить, не с кем поделиться своими мыслями. Все это приносит Антуану страдания, однако он не спешит обзавестись друзьями, а оберегает свое одиночество. Однажды в библиотеке Антуан познакомился с Самоучкой, который решил прочесть все книги по алфавиту. Но их взгляды на жизнь совершенно противоположны. Самоучка видит смысл жизни в любви к людям, он обожает все человечество, Антуан же считает жизнь лишенной всякого смысла. От горячих споров на эту тему Рокантена еще больше одолевает тошнота. Вскоре Самоучку с позором выгоняют из библиотеки за приставания к гимназистам.

С тех пор как Антуан начал испытывать приступы тошноты, его часто посещали мысли об Анни, его прежней любви. Они не виделись много лет, и вдруг Анни назначает ему встречу в Париже. Письмо любимой женщины несколько взволновало Рокантена, он с нетерпением ждет свидания. Но Анни сильно изменилась, и Антуан с тоской и разочарованием осознает, что прошлого уже не вернуть. Герой надеялся спастись с помощью возлюбленной, но оказалось, что спасать нужно ее саму. И хотя они оба считают себя «живыми мертвецами», возобновить отношения не получается. Тем более, что у Анни есть другой мужчина. Рокантен страдает от одиночества еще больше, его вновь мучают приступы тошноты. Он намерен навсегда переехать в Париж.

Книга учит тому, что человеческая жизнь может быть полна абсурда, страха, отчаяния и безысходности, но со всем этим человек может справиться. Не следует жить прошлым. Жизнь имеет смысл и очень важно его найти. Чтобы стать по-настоящему свободным и счастливым, нужно действовать, нужно творить.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Роман «Тошнота» Ж.-П.Сартра как философско-художественный манифест атеистического экзистенциализма

Э. Сложился в конце 19-нач 20 века. Хайдеггер, Ясперс, Бердяев. Также Э. Сформировался как литературное направление прежде всего во Фр. Экзистенциализм(от позднелат. existentia – существование) – течение в европейской философии и литературе, основанное на утверждении ценности человеческого существования во враждебном или равнодушном по отношению к человеку мире и исследующее его возможности в данной системе координат. Это направление интернациональное и очень неоднородное в своей конкретике, но единое в комплексе идей, который в самом общем виде можно определить как трагический гуманизм XX в.

Картина мира Бытие абсурдно, хаотично, в нем не существует каких либо законов. История современная как и история человечества вообще — как хаос или неизбежность, они не могут быть осознанны и поняты. В художественных текстах пространственная конкретика теряет свою значимость. Появляется пространство вообще обобщенная модель мира. Концепция личности Интерес к индивидуальной судьбе противостоящей абсурду жизни. Предмет изображения – внутренний мир героя, трагедия мысли, осознающей бесчеловечность мира.

Основная проблема экзистенциональной философии Жана-Поля Сартра – проблема выбора. Центральным понятием сартровской философии является «для-себя-бытие». «Для-себя-бытие» – высшая реальность для человека, приоритетность для него прежде всего его собственного внутреннего мира. Однако полностью осознать себя человек может только через «для-другого-бытие» – различные взаимоотношения с другими людьми. Человек видит и воспринимает себя через отношение к нему «другого». Важнейшим условием жизни человека, ее «стержень», основание активности – свобода. Человек находит свою свободу и проявляет ее в выборе, но не простом, второстепенном (например, какую одежду надеть сегодня), а в жизненно важном, судьбоносном, этого решения избежать нельзя (вопросы жизни и смерти, экстремальные ситуации, жизненно важ ные для человека проблемы).

Такой вид решения Сартр именует экзистенциальным выбором. Сделав экзистенциальный выбор, человек определяет свою судьбу на многие годы вперед, переходит из одного бытия в другое. Вся жизнь – цепочка различных «маленьких жизней», отрезков разного бытия, связанная особыми «узлами» – экзистенционалъиыми решениями. Например: выбор профессии, выбор супруга, выбор места работы, решение изменить профессию, решение принять участие в борьбе, пойти на войну и т. д. По Сартру, свобода человека абсолютна (то есть безотносительна). Человек свободен постольку, поскольку он способен хотеть. Например, сидящий в тюрьме заключенный свободен, пока он чего-либо хочет: сбежать из тюрьмы, сидеть дальше, покончить жизнь самоубийством. Человек обречен на свободу (в любых обстоятельствах, кроме случая полного подчинения внешней реальности, но это тоже выбор).

Вместе с проблемой свободы возникает проблема ответственности. Человек ответственен за все, что он совершает, за самого себя («Все, что со мной происходит, — мое»). Единственное, за что человек не может отвечать, – это за свое собственное рождение. Однако во всем остальном он полностью свободен и должен ответственно распоряжаться свободой, особенно при экзистенциональном (судьбоносном) выборе. Первый роман Ж.-П. Сартра «Тошнота» (1938) воплотил экзистенциалистскую мысль о головокружении, «тошноте», охватывающей человека от сознания своего одиночества в чуждом и абсурдном мире. «Тошнота» – это повествование о нескольких днях жизни Антуана Рокантена, роман написан в форме дневниковых записей, как отражение сознания главного героя, пронизан острым ощущением абсурдности жизни.

Рокантен избегает рассматривать предметы, людей, т. к. испытывает непонятное беспокойство, странные приступы тошноты. Рокантен «подавился» вещами, очевидность их существования наваливается на него невыносимой тяжестью. Не лучше обстоит дело и с миром человеческих мыслей. «Мысли – вот от чего особенно муторно… Они еще хуже, чем плоть. Тянутся, тянутся без конца, оставляя какой-то странный привкус», говорит герой романа. Тошнота возникает от того, что вещи «есть» и что они не есть «я», от раздвоенности мира и сознания, которые никогда не смогут стать гармоничной общностью. Роман изображает болезнь сознания Антуана Рокантена – отвращение к абсурдному миру и безысходность нигилистического бунта интеллигента Рокантена, который чувствует себя лишним в «обезбоженном мире».

Главный герой романа Антуан Рокантен, оказавшись в небольшом провинциальном городке Бувиле, пишет книгу о маркизе Рольбоне. Рокантен ведет дневник, главным содержанием которого становятся «озарения», переживаемые героем. Эта череда «озарений» складывается в сюжет романа, главной темой которого становится открытие личностью абсурда. Открытие Рокантеном абсурдности бытия происходит в результате его столкновения с окружающими предметами. Мир вещей и природное бытие оказываются враждебными человеческой субъективности. Погруженность субъекта в это природное «месиво», в бесформенную и мертвую объективность вызывает в нем чувство тошноты. Достоинство и свободу личности Сартр видит в трезвом признании абсурдности бытия. Рокантен преодолевает чувство тошноты, привнося во враждебный человеку природный мир субъективное, личностное начало.


Краткое содержание «Тошнота» Сартра

Сартр Жан Поль Произведение «Тошнота»

Рецензии на книгу «Тошнота» Жан-Поль Сартр

Тошнота

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *