Тьютор это кто и чем занимается в школе

Тьютер — кто это и чем он занимается?

Тьютор это кто и чем занимается в школе

В России это слово практически не использовалось до последнего времени, но это не значит, что функции тьютора никто не выполнял: гувернеры в богатых семьях или монастырские наставники в дореволюционной России; репетиторы, существовавшие во все времена — всех этих людей в той или иной степени можно назвать тьюторами. Разберемся, в чем специфика профессии тьюторов, где они трудятся и как ими стать.

Кто такой тьютер

Тьютор это кто и чем занимается в школе

Источник фото freepik

Наставник, опекун. Именно так переводится слово tutor с английского языка. В обязанности этого специалиста входит помощь ребенку в поиске своего места в жизни (звучит пафосно, но, по сути, так и есть).

Тьютор курирует развитие одновременно 5-6 своих подопечных, которых ведет много лет — зачастую с их раннего детства и до самого выпуска. За это время тьютер устанавливает не только доверительные, но и очень эффективные отношения с ребенком, что позволяет им совместно выработать индивидуальную программу обучения с учетом всех особенностей ребенка — физических, интеллектуальных, психологических.

С кем занимаются тьюторы

В обществе часто неправильно воспринимают функции тьюторакак помощника в обучении ребенка с особенностями развития в инклюзивной школе или детском саду. Безусловно, детей с ограниченными возможностями здоровья нужно курировать, — и эту функцию часто выполняют тьюторы, — но на деле область их деятельности значительно шире.

Тьюторы могут и должны заниматься не только с отстающими, но и, наоборот, с талантливыми детьми, для которых стандартная программа настолько проста, что они теряют к ней интерес, что может негативно сказаться на всей их судьбе в дальнейшем. В этом случае для учащегося разрабатывается программа, учитывающая его способности.

Бывают и дети, которым сложно находить общий язык со сверстниками или педагогами, и это тоже влияет на процесс обучения. Помощь тьютора, выработанная им совместно с ребенком тактика поведения должны снять проблему.

Но и это еще не все. В идеале тьюторство — это в первую очередь сопровождение индивидуальной программы развития, а не освоение программы обучения. Такая программа нужна любому ребенку, в том числе тому, который не испытывает проблем с учебой.

Именно тьютор должен помочь учащемуся оценить свои способности, понять свои интересы, вычислить «плюсы» и «минусы» и на основании всего этого построить такую программу обучения, которая будет интересна и комфортна именно для этого человека и даст максимальные результаты в его дальнейшей жизни.

Особенности работы тьютора в детском саду

В системе дошкольного образования деятельность тьютора традиционно связывают с инклюзивным образованием, т. е. с помощью «особым» детям. В этом случае нужно разделять тьютора и сопровождающего ребенка.

Сопровождение ребенка направлено в основном на помощь в выполнении чисто технических моментов (одевание, еда, самообслуживание, гигиенические навыки и так далее) и его может выполнять и неквалифицированный специалист — в том числе родители ребенка, его близкие, студенты.

Тьютор обязательно должен иметь профильное образование, обладать необходимыми знаниями и навыками. Его цель — помочь успешному включению ребенка с особенностями развития в образовательную среду детского сада.

Основными задачами тьютора в детском саду, таким образом, становятся:

Тьютор в своей работе должен действовать заодно с родителями ребенка и воспитателем — обмениваться наблюдениями, фиксировать положительные или отрицательные изменения в поведении и состоянии ребенка, корректировать свою работу и образовательную программу в соответствии с ними.

Обычно все связанное с состоянием и развитием ребенка фиксируется тьютором в дневнике наблюдений и диагностических картах.

Основным результатом работы тьютора в детском саду является адаптация ребенка к жизни в коллективе, приведение его к такому состоянию, когда он сам осознает свои умения и особенности, знает, как пользоваться своими сильными сторонами и учитывать слабости; имеет интеллектуальное развитие соответствующее возрасту — то есть готов к школе.

Тьютор в средней школе

Тьютор это кто и чем занимается в школе

Источник фото ArthurHidden/freepik

В системе среднего образование с работой тьюторов знакомы, в основном, в инклюзивных школах, учреждениях для одаренных детей и инновационных учебных заведениях. Также тьюторы работают с детьми, находящимися на домашнем обучении.

Считается, что этими случаями необходимость в составлении индивидуальных планов обучения и развития для школьников ограничивается. Это неправильно и несправедливо. И в обычной школе все дети разные, и каждому из них совсем не помешает наставник, который поможет им осознать и раскрыть свои таланты, направит его развитие по пути наибольшей эффективности. Особенно это актуально для старшеклассников, стоящих перед ответственным выбором будущей профессии.

Кроме того, тьютор в школе:

И именно тут возникает главная сложность. В инновационной, коррекционной школе или на домашнем обучении индивидуализация программ обучения обусловлена самой системой, — а что делать в обычной школе, где все учащиеся должны пройти определенную программу и сдать стандартные тесты? Готовы ли школы к тому, чтобы повсеместно вводить тьюторов, а значит, и индивидуализировать образование для каждого ребенка?

Однозначного ответа на эти вопросы пока нет. Но есть понимание того, что российское образование постепенно уходит от «уравниловки» и настраивается на построение системы открытого образовательного пространства, для чего: расширяет число направлений обучения и контингент обучающихся; разрабатывает новые образовательные технологии; выстраивает межпредметные связи.

Именно в этой системе — не ограниченной жестко единой для всех учебной программой, а построенной с учетом различных образовательных запросов, — индивидуализированные программы обучения наиболее востребованы. Это мировая практика, и нам от нее не уйти.

Как стать тьютором

Итак, мы поняли, что профессия тьютора уже востребована во многих учебных заведениях, и в ближайшие годы приобретет еще большую популярность. Но где и как можно пройти профессиональное обучение на тьютора?

В отличие от иностранных вузов, традиционно включающих обучение тьюторов в свои программы, в России готовить этих специалистов стали совсем недавно.

Обязательным для тьютора является наличие не только высшего профильного (педагогического) образования, но и дополнительного профессионального образования по направлению профессиональной деятельности в образовательной организации (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г. N 10н).

Также одним из требований к квалификации тьютора является стаж педагогической работы не менее 2 лет.

Возможность получения степени бакалавра по профилю «тьютор» представлена в России не так широко — такая программа есть в Сибирском федеральном университете и Российском государственном педагогическом университете им. Герцена. Некоторый опыт внедрения в университеты программ тьюторского бакалавриата существует в Якутии — там изучается специфика деятельности тьюторов в кочевой школе.

Магистерские программы тьторского образования также предоставляют всего несколько вузов: тот же МГПУ, Пермский госуниверситет, Дальневосточный федеральный университет и Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет.

Поэтому наилучшей возможностью для получения профессии тьютора может стать программы профессиональной переподготовки. Обучение на курсах тьюторам предлагают многие педагогические вузы, и пройти их можно как очно, так и очно-заочно. Помимо того, в некоторых учебных центрах курсы переподготовки тьюторов можно пройти дистанционно. Время обучения зависит от конкретной программы, но обычно оно достаточно длительное — более 200 часов. В основном курсы переподготовки для тьюторов в образовании подразумевают дистанционное обучение.

Курсами повышения квалификации могут воспользоваться только те, кто уже имеет высшее образование. Для поступления необходимо предоставить документ об образовании или (для студентов) — справку с места учебы. Но принимаются только лица старше 18 лет.

При выборе программы переподготовки тьютора необходимо исходить из собственных возможностей и планов (т. к. программы рассчитаны на разное время, имеют различные направления — например, работа с детьми с РАС, одаренными детьми. сопровождение инвалидов), однако специалисты советуют обратить внимание на курсы, предоставляющие возможность получить не только теоретические, но и практические знания, то есть включают интерактив, лабораторную и аналитическую работу.

Может ли родитель быть тьютором своего ребенка

Часто родители детей с особенностями развития выражают желание устроиться тьютором, чтобы сопровождать своего ребенка в процессе обучения. Эксперты считают, что это не лучший вариант и для ребенка, и для родителя. Родители для этого должны иметь соответствующее образование и пройти дополнительные курсы — без соответствующей квалификации привлекаться к работе они не должны; а ребенку совсем не полезно замыкаться в общении только на членов своей семьи. Однако как временная мера такой вариант может рассматриваться. В крайнем случае родители могут работать помощниками тьютора или сопровождающими.

Для работы с детьми в инклюзивных и коррекционных школах могут потребоваться медицинское образование или специальные навыки — такие, например, как владение языком жестов или психологическая практика.

Необходимо отметить, что тьюторство в России постоянно развивается, и как достаточно новое явление постоянно требует от специалистов активного обмена опытом. Эту роль выполняют вебинары, конференции и другие мероприятия сообщества.

Особенности профессии, доходы и перспективы

Тьютор это кто и чем занимается в школе

Источник фото lookstudio/freepik

Тем, кто хочет связать свою жизнь с тьюторством, нужно понимать, что эта профессия непростая. Помимо профессиональных знаний, тьютор должен обладать рядом психологических качеств: ответственностью, дисциплинированностью, коммуникабельностью, организаторскими способностями и даже ораторским талантом. Но главное, что необходимо для того, чтобы успешно справляться с обязанностями тьютора,это искренняя любовь к детям, без которой невозможно создать атмосферу доверия и взаимопонимания между учеником и его наставником.

Хочется добавить, что профессия тьютора находится в списке профессий будущего, а недостаток специалистов компенсируется сейчас заработной платой.

По статистике, средняя зарплата тьютора в Москве может достигать 100 тысяч рублей, в провинции — традиционно ниже. Но нужно понимать, что доход сильно зависит не только от региона, но и от статуса учебного заведения, его формы собственности и других факторов. В любом случае тьютор получает больше, чем педагог.

Кроме того, обладая уникальными знаниями и умениями, он может построить собственный бизнес: заняться репетиторством, индивидуальным предпринимательством или даже открыть собственную школу или учебный центр.

Источник

Кто такой тьютор. Функции и должностные обязанности.

Тьютор Плюс > Кто такой тьютор? > Кто такой тьютор. Функции и должностные обязанности.

Тьютор это кто и чем занимается в школеНесмотря на то, что образование, особенно в нашей стране, всегда являлось достаточно консервативной сферой, но и в ней сегодня, вслед за развитием технологий, происходят значительные изменения. Сфера становится более гибкой, индивидуализированной, открытой. В связи с этим роль классического учителя постепенно меняется и появляются новые педагогические позиции. Одна из них – позиция тьютора, кстати говоря, профессия тьютор занесена в Атлас новых профессий и претендует на то, чтобы стать одной из востребованной в рассматриваемой сфере. В этой статье обсудим, кто такой тьютор и чем он занимается.А для тех, кому интересна востребованность профессии и заработная плата — можете заглянуть и вот в эту статью.

Кто такой тьютор

Практика тьюторства находится на этапе становления в нашей стране и наблюдается очень много попыток дать свою, удобную интерпретацию, наделить тьютора различными функциями, которые выполняют другие специалисты помогающих профессий. Сегодня тьюторами называют и психологов, и вожатых, и сопровождающих детей с ограниченными возможностями здоровья и даже задают вопрос: «тьютер или тьютор как правильно пишется?».

Кстати, когда я в 2008 году защищала свой первый диплом и в его названии уже звучало данное слово, всё-таки в приложении к диплому в университете умудрились сделать ошибку и написать «тьютер».

Правильное написание: тьютор. Слово происходит от английского tutor и переводится как «домашний учитель, опекун» или как глагол – «обучать, давать уроки, наставлять». Профессия тьютор пришла к нам из Великобритании и этот факт очень важен для понимания сущности тьюторской деятельности. Итак, первые представители профессии появились в Оксфорде и Кембридже примерно в XIV веке. На тот момент система университетского обучения была максимально направлена на самообразование студентов, а именно: не смотря на наличие лекторов, профессоров, студент мог сам выбирать, какие лекции посещать, в каких университетах и в каком количестве. По итогам конечно же, сдавали экзамены, но, чтобы к ним качественно подготовиться, студент должен был соориентироваться в тех ресурсах (лекциях), которые имеются, выбрать из них нужные, соотнести с требованиями к экзамену и самостоятельно подготовиться к ним. В этом им и помогали тьюторы. Ключевой (но не единственной) функцией специалиста было сопровождение процесса самообразования. Кто такие тьюторы в университете Великобритании XIV века – мы разобрались.

Много с тех пор воды утекло, да и Россия не Великобритания, но давайте обсудим, что есть тьюторская деятельность сегодня. В этом нам помогут принятые официальные документы. С 2008 года в нашей стране официально данная позиция закреплена в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих. Благодаря профессиональному сообществу под руководством Ковалёвой Татьяны Михайловны, в январе 2017 года был принят стандарт, в котором, в качестве одной из трудовых функций специалиста в области воспитания, указано «тьюторское сопровождение обучающихся».

Из ЕКСД, в котором прописаны требования к тьюторам:

Тьютор организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов, организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве, координирует поиск информации обучающимися для самообразования, сопровождает процесс формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее).

А вот определение, которое даёт Межрегиональная тьюторская ассоциация:

Тьютор – это педагог, который работает с принципом индивидуализации, сопровождает разработку и реализацию индивидуальной образовательной программы.

Если мы возьмём, казалось бы, близкие профессии (которыми часто называют тьютора), такие как: психолог, репетитор, вожатый, то увидим, что в отличие от них, тьютор – это педагог, который сопровождает индивидуальную образовательную программу. У него не стоит задача работать с эмоциональными трудностями (как у психолога), он не является держателем какой-то предметной области и не передаёт знания (как репетитор или учитель), он не сопровождает группу детей в лагере, не выступает координатором или модератором группы, хотя иногда со стороны может показаться именно так. В своей статье «Почему тьютор, а не психолог?» я описывала несколько принципиальных отличий тьюторской деятельности и подробнее описывала то, что остаётся «за кадром».

А здесь вы можете посмотреть моё видео о сопровождении трёх семей, в котором на доступном языке объясняется, кто такой тьютор.

Должностные обязанности и функции тьютора

Должностные обязанности и функции тьютора лучше изучать с опорой на выше перечисленные документы.

В ЕКСД мы видим, что есть разделение: тьютор в сфере высшего и дополнительного профессионального образования и тьютор в остальных сферах образования.

Если обобщить данные статьи, то к должностным обязанностям можно отнести следующие:

— выявляет и развивает познавательные интересы;

-оказывает помощь в выборе образовательной стратегии;

-организует взаимодействие с другими субъектами образования, необходимое для индивидуальной образовательной программы тьюторируемого;

— организует индивидуальные и групповые консультации.

Тьютор это кто и чем занимается в школе

В профессиональном стандарте указаны три основные функции тьюторского сопровождения обучающихся:

Действия: выявление индивидуальных интересов, способностей, проблем; организация участия обучающихся в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, проектов; организация рефлексии.

2) Организация образовательной среды для реализации обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов, проектов.

Действия: проектирование среды, её доступности; координация взаимодействия субъектов.

В разделе «Из практики» можно найти несколько статей про то, как я организую открытую среду для своих ребят, в том числе, и через знакомство и интервью с представителями различных профессий.

3) Организационно-методическое обеспечение реализации обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов, проектов.

Во всех функциях есть уточнение: «включая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», что означает – тьютор может работать с данной категорией детей, а может и не работать.

Должностная инструкция тьютора разрабатывается с опорой на данные документы и самое главное, с ориентацией на конкретную организацию, в которой будет работать тьютор. В зависимости от задач, которые ставит организация, типа организации, возраста учащихся, функции и требования к тьюторам могут немного корректироваться, но при этом, сущность профессии, её основная миссия: сопровождение разработки и реализации индивидуальных образовательных программ, должна быть сохранена. Как можно получить образование тьютора, свежую информацию о курсах и местах обучения — читайте здесь.

Качества тьютора и требования к личности

Если должностные обязанности, требования к знаниям тьютора вы сможете легко найти в профессиональном стандарте, поэтому я не стала подробно их расписывать, то вот на качествах тьютора стоит остановиться подробнее.

Тьюторская деятельность в первую очередь предполагает работу с людьми, поэтому основные качества личности, без которых тьютору не обойтись: коммуникабельность, порядочность, ответственность. Умение общаться необходимо не только в непосредственном взаимодействии с детьми, но и с другими субъектами образования.

Наряду с вышеперечисленными качествами, ключевым, на мой взгляд, является стремление к развитию, самообразованию и опыт построения своего образовательного маршрута.

Поскольку профессию тьютора относят к средовой (умение работать с образовательной средой, создавать её), то тьютору очень могут пригодиться организаторские способности, умение нестандартно мыслить.

Источник

Кто такие тьюторы и зачем они нужны школам

Тьютор это кто и чем занимается в школе

Об авторе: Михаил Мягков, генеральный директор образовательной компании MAXIMUM Education.

В учебные заведения планировалось приглашать выпускников или студентов старших курсов педагогических вузов, которые могли бы проводить очные занятия у детей, а преподаватели старшего возраста, в свою очередь, должны будут стать тьюторами для дистанционного мониторинга процесса, а также консультирования молодых учителей и разбора сложных случаев. Такая модель обучения не нова, но будет ли она эффективна в России?

Тьютор — необходимый элемент в системе образования

Сейчас тьютор часто ассоциируется с тем, кто помогает учиться детям с особенностями в развитии. Но на самом деле тьютор — это наставник любого учащегося на его сложном образовательном пути. И это ни в коем случае не замена учителя: это особая роль на стыке психологии и педагогики.

Самоопределение, индивидуальная образовательная траектория, наставничество, создание индивидуального образовательного пространства — это все про тьюторинг. Задача тьютора — помочь ребенку оценить свои способности и интересы и на основании этого помочь ему составить индивидуальную программу развития.

Тьютор это кто и чем занимается в школе

Работу «тьютора» часто относят к профессиям будущего, хотя в частных школах тьютор — уже обычная история. Тьютор в Москве может рассчитывать на зарплату от 30 до 80 тыс. руб. в месяц, в среднем зарплата в столице составляет 88,9 тыс. руб. в месяц.

Откуда появились тьюторы и при чем здесь dual teaching

Тьюторство — не новый термин, и, по некоторым данным, его корни уходят в Древнюю Грецию. То, что хотят ввести в московских школах, в зарубежной практике называют dual teaching (а еще two teacher model и co-teaching). И это тоже про тьюторство, но немного другое.

Сильных и опытных преподавателей всегда дефицит, такие профи, как правило, живут в больших городах, и доступ к ним имеют ограниченное количество учеников, что порождает неравенство. В dual teaching-системе опытные преподаватели ведут свои занятия онлайн в режиме реального времени на большое количество классов. На местах (в каждом конкретном классе) находятся преподаватели-ассистенты, которые следят за выполнением задач, помогают с практическими заданиями и способствуют вовлечению учеников в процесс.

Понятно, что проблема неравенства в образовании появилась не вчера. Например, в Китае и 20 лет назад была нехватка преподавателей высокого уровня. Сначала ее пытались решить в рамках офлайн-занятий, когда в огромную аудиторию с одним учителем приходили более 200 учеников. Примерно в 2010 году эти уроки в формате «один учитель — много учеников» перевели в онлайн. С эволюцией онлайн-образования подходы к онлайн-обучению совершенствовались — появились форматы 1х1 (ученик — учитель), 1х5 (учитель — пять учеников), 1х10, 1х100, 1х1000 и в качестве одной из моделей появился dual teaching, объединяющий в себе офлайн- и онлайн-обучение.

Тьютор это кто и чем занимается в школе

С точки зрения бизнеса данная модель помогала решить проблему нехватки квалифицированных кадров при сохранении качества образования. Также это помогало образовательному бизнесу выйти за пределы больших городов и начать экспансию в города третьего-четвертого уровней, где наблюдалась критическая потребность в хороших преподавателях.

На государственном уровне dual teaching работает в более чем пяти провинциях Китая: в 2013 году Chinese Normal University, например, внедрил практику «один лектор + один ассистент на месте» для учеников из сельской местности.

Нехватка педагогов в России

В нашей стране равенство всех граждан в получении знаний закреплено в законе «Об образовании», хотя понятно, что это скорее декларативная история, нежели реальное положение дел.

В разных регионах России школьники имеют разные возможности для получения основного общего образования. Сравнивать уровень сельской школы в провинции и московского лицея просто невозможно.

Подтверждают этот тезис результаты мониторинга ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС. Согласно его результатам 44,7% педагогов уверены, что в школах работает неоднородный педагогический состав. А из-за преобразований государственных стандартов количество школ ежегодно сокращается, из-за чего растет нагрузка на учителей: 63,5% педагогов работают более чем на одну ставку.

Мы в MAXIMUM Education проводили собственные опросы учителей (более 2,5 тыс. респондентов со всей России) и глубинные интервью с родителями (свыше 100 человек) весной 2020 года на эту тему. Опрошенные нами учителя и родители отмечали очень серьезный уровень дифференциации уровня образования по регионам.

С учетом того, что по данным Счетной палаты к 2024 году численность школьников составит почти 20 млн детей, а количество школ между тем сокращается, кажется, что проблемы Китая очень близки и нам.

Эффективна ли модель и получится ли ее внедрить в России

Очевидно, что проблема осознается и на уровне системы, поэтому мы видим цифровизацию одним из фокусов и задач в национальном проекте. Однако провести сети и поставить оборудование недостаточно, чтобы образование стало цифровым. Да и не факт, что именно эту задачу надо решать.

Сейчас мы находимся в точке, когда будущее уже началось. И не важно, что в неком условном «завтра» пандемия закончится. Онлайн-компонент уже вряд ли исчезнет — слишком много ресурсов вложено в дистанционное обучение. Вопрос, хорошо это или плохо, для меня не стоит. Качественное — хорошо и эффективно, некачественное — плохо и нежизнеспособно.

Другой вопрос, что к 100%-дистанционному формату никто не готов, да и на самом деле такой сценарий не планируется. Тема эта по сути своей спекулятивна и уводит в сторону от по-настоящему важного вопроса: как сделать эффективным смешанный формат обучения, какая модель для этого выглядит наиболее подходящей в российской системе образования. И именно тут хочется посмотреть на опыт нашего соседа, у которого много похожих сложностей, большая территория и существует та же неоднородность качества образования.

Тьютор это кто и чем занимается в школе

Модель dual teaching, конечно, не идеальна, но, несомненно, стоит того, чтобы попробовать ее адаптировать под российские реалии. На первый взгляд, все проще простого: поставь в классы электронную доску, договорись с ведущими учителями больших городов — и вот тебе пилот.

Но один из самых главных вызов в применении данной модели — эффективность обучения. Так, в институте лекции обычно подкрепляются семинарскими занятиями, где лекционный материал разбирается, дополнятся и закрепляется. Здесь также важна связка учитель — тьютор. На самом деле огромная роль тут отводится «ассистенту», который должен не просто следить за тем, чтобы дети не отвлекались, но повторно объяснять, проверять, помогать, мотивировать и при этом быть в тональности и русле того, что дает онлайн–учитель. Из этого вытекает очень простой вывод: необходима качественная подготовка и/или переподготовка учителей–ассистентов, а также выстраивание диалога между онлайн-учителем и ассистентом в классе.

И здесь, конечно, открывается потрясающая возможность к экспериментам и изменениям модели.

Думаю, что пилот может и должен происходить в сфере частного дополнительного школьного образования. Частный сектор довольно гибок: попробовали на малой территории, что-то не получилось, быстро скорректировали и пошли дальше. Так можно выработать эффективную модель для всей России.

В Telegram-канале «Списать не получится» мы еще больше рассказываем о трендах в образовании и о том, как учиться в течение всей жизни и делать это с удовольствием. Подписывайтесь!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *