Тьютор что за работа
Тьютор
Тьютор (англ. tutor в переводе с английского – педагог-наставник, опекун, попечитель.) (от лат. tueor – заботиться, оберегать.) — специалист, сопровождающий учащегося или студента в процессе индивидуального обучения, он участвует в разработке индивидуальных образовательных программ для своих подопечных. Однако миссия тьютора гораздо выше и масштабнее, чем простая помощь в учёбе. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Особенности профессии
Для России тьюторство – принципиально новый вид педагогики. Хотя есть множество областей, где оно находит своё примернение: социальная работа с проблемными семьями, детсады, школы, колледжи и вузы, инклюзивное образование и дистанционное.
Тьюторство в образовании означает максимальную индивидуализацию учебного процесса. Чем это отличается от индивидуального подхода? Тем, что индивидуальный подход – это замечательная практика, когда учитель или воспитатель находит особый подход для каждого подопечного. Допустим, какое-то математическое действие не даётся ученику, и учитель находит новый способ объяснения. А индивидуализацией специалисты называют такую работу, когда ребёнку дают знания и умения, исходя из его собственных интересов.
Если традиционный педагог может в досаде махнуть рукой на нерадивого ученика, то тьютор на то и тьютор, чтобы найти этому ученику индивидуальный маршрут освоения знаний. Он помогает ему сформировать учебные интересы, а в итоге – нащупать своё призвание.
Как говорят специалисты, учитель работает ответами, а тьютор вопросами. Это особое умение.
В Европе и США такая система, при которой каждый учится по собственному алгоритму, широко используется в вузах. Такова, например, система в Кембриджском университете (Англия). В России она тоже нашла применение – в первую очередь, именно в школах. Хотя пока это похоже на эксперимент, т.к. дипломированных специалистов практически нет. Педагогические вузы начали готовить их совсем недавно.
«Особые» дети
В некоторых случаях присутствие тьютора рядом с ребёнком жизненно необходимо. В первую очередь это касается инклюзивных школ и детских садов. Слово «инклюзивный» применительно к садику и школе означает, что их посещают не только практически здоровые дети, но и такие, которым требуются особые условия. Это дети с так называемыми ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Если ребёнок плохо видит или слышит, если ему трудно ходить из-за перенесённой травмы или ДЦП, если у него нарушение речи или есть заметные интеллектуальные проблемы, он может учиться среди обычных сверстников, у которых таких проблем нет. Но для этого ему нужна помощь тьютора-воспитателя. Другое название – воспитатель-сопровождающий.
Во-первых, ребёнку нужна физическая помощь. Ребёнку с ДЦП тьютор помогает передвигаться, глухому или слабослышащему – усваивать информацию с помощью специальной аппаратуры или языка жестов и т.д. Но тьютор – не нянька. Его работа не сводится к ежеминутному обслуживанию. Он общается со своим подопечным столько, сколько это действительно необходимо, и поэтому может опекать сразу нескольких детей в классе. Иногда требуется постоянное сопровождение, иногда – время от времени, на определённых уроках и занятиях. Главная задача такого педагога – поддерживать в ребёнке стремление к самостоятельности, чтобы в дальнейшем он мог жить обычной жизнью среди сверстников.
Тьютор-воспитатель помогает подопечному установить контакт с другими детьми. А здоровым детям он собственным примером показывает, как нужно относиться к людям с инвалидностью, чем и как можно им помогать.
Тьютор также проводит дополнительные занятия со своими подопечными, координирует работу всех специалистов группы сопровождения – логопедов, психологов, дефектологов, инструктора ЛФК.
Если всё организовано правильно, совместная учёба здоровых и «особых» детей идёт на пользу и тем, и другим. Здоровые дети привыкают не прятаться от чужих проблем, и в будущем у них не будет барьеров в общении с инвалидами. Соответственно и дети-инвалиды вырастают полноценными гражданами, готовыми самостоятельно строить свою жизнь среди людей. Ведь должна же когда-нибудь Россия стать страной равных возможностей, удобной для жизни, где отношения между гражданами строятся на доброте и доверии. А покуда «обычные» и «особые» люди прячутся друг от друга, этого не случится.
Сегодня, в начале второго десятилетия XXI века, Россия отстаёт от цивилизованного мира.
Дипломированных тьюторов мало, педагогами-сопровождающими в школах работают подготовленные социальные педагоги, воспитатели и даже родители детей с ОВЗ. А также волонтёры – студенты, ученики старших классов, – которые на рассчитывают на какие-то блага лично для себя, а просто хотят помочь или научиться чему-то новому. Но мама в качестве тьютора – это риск чрезмерной опеки, которая тормозит развитие малыша. А волонтёр на то и волонтёр, что он не может посвящать этому благородному делу всё своё время. Кроме того, обычно роль волонтеров сводится к тому, что они оказывают физическую помощь и помогают (что тоже очень важно) в общении с одноклассниками. А о профессиональной педагогической помощи тут речь не идёт.
Так что потребность в профессиональных тьюторах очевидна. И со временем она будет только расти.
Альтернативные школы
Помимо инклюзивных школ тьюторская система работает в школах, где применяется домашнее обучение (дистанционное обучение). Педагоги-тьюторы нужны в инновационных школах с альтернативным подходом к образовательному процессу.
Рабочее место
Как уже сказано, российские тьюторы работают в основном в школах и детских садах с инклюзией или альтернативными программами.
Тьюторами в вузах работают педагоги высшего образования работают. Такие должности характерны для многих зарубежных университетов.
Оплата труда
Зарплата тьютора на декабрь 2021
Информации о зарплатах предоставлена порталом hh.ru.
Важные качества
Профессия тьютора предполагает желание помогать. А при работе с «особыми» детьми необходимо безусловное приятие этих детей. Раздражительность и властность, свойственные многим учителям, в этой профессии неуместна.
Знания и навыки
Тьютор должен владеть педагогическими методиками, методиками индивидуального планирования учебного процесса. При работе в инклюзивном детском саду или школе необходимы познания в области специальной (коррекционной) педагогики.
Чем занимается и сколько зарабатывает тьютор в сфере образования
Я Женя и я учусь в магистратуре МГПУ по направлению «Тьюторство в сфере образования». Я закончила первый курс и перешла на второй, последний. Уже сейчас у меня есть практика, и я работаю с тьюторантами. Так кто же я по профессии и что делаю? Сейчас расскажу.
Даже во время написания этого текста компьютер подчеркивал слово «тьютор» как незнакомое. Компьютер не одинок: о тьюторах и их деятельности в России почти не знают. В объявлениях о работе если и ищут тьюторов, то это или репетиторы, или сопровождающие детей с ограниченными возможностями здоровья.
Но тьютор не сиделка, не личный помощник и не классный руководитель, в некоторых школах и образовательных онлайн- проектах тоже есть тьюторы. Кто же он? Тьютор — это специалист-антропопрактик — работает с людьми. Он умеет выявить интерес и мотивацию человека и на основе этого построить его индивидуальный образовательный маршрут. Тьютор — это тот, кто работает с образованием человека. От коуча и психолога он отличается тем, что не лезет в душу, не лечит страхи, не дает установок на успех, но занимается интересами, учебой, работой.
Тьютор — это официальная профессия, в России зарегистрирована в 2017 году. Исторически тьюторы появились в Англии в закрытых элитных университетах в XIII-XIV веках. Они знакомили студентов с распорядком жизни, помогали освоиться на новом месте, буквально сопровождали. В России слово «тьютор» никто не употреблял, но в дворянских семьях были гувернеры с похожими обязанностями.
А что сейчас? В Америке и Европе «тьютором» называют репетитора, преподавателя по дополнительным предметам. У нас — нет. У нас тьютор не учит, но помогает человеку разобраться в избыточной образовательной среде и понять свой путь. Это существенно экономит время и деньги. Тьюторы чаще работают с детьми и реже со взрослыми, но ситуация меняется. Работают в школах: тьюторская служба есть в нескольких частных школах и всего в паре государственных. Такая служба — знак «продвинутости» школы, в университетах — тоже всего несколько с тьюторской службой, в образовательных онлайн проектах и в частном порядке.
Самые частые запросы к тьютору:
Если тьютор работает со взрослым, то обсуждается смена деятельности внутри компании, переход на управляющую должность, варианты построения бизнеса. Поскольку профессия новая, то и стоимость тьюторских услуг на рынке еще окончательно не сформировалась. Этот настолько актуален, что обсуждался на летнем тьюторском форуме в июле.
Сейчас консультация тьютора стоит от 1000 до 5000 рублей в час. В школе тьюторы получают 50 000 — 100 000 рублей в месяц. Услуги тьютора для взрослых обойдутся в 5000 — 15 000 рублей.
Читатели пишут. Здесь делятся опытом и рассказывают свои финансовые истории
Тьютор
Несмотря на то, что профессия тьютор тесно связана с профессией педагога и имеет схожие черты, она имеет отличия как по форме, так и по методам работы. Предлагаем вам поближе познакомиться с этой профессией.
Для полного усвоения обучающего материала некоторым детям недостаточно одних уроков в школе, а точнее внимания со стороны школьного учителя. Безусловно, педагоги должны следить за тем, чтобы каждый ребенок понял то, о чем говорит учитель. Но не всегда получается это сделать, поскольку каждый школьник воспринимает информацию по-своему.
Что делать, если какой-то предмет дается ребенку сложнее другого, или ему нужно больше времени, чтобы разобраться в теме, а отведенных школьной программой часов не хватает для этого? Именно в такой ситуации необходима помощь тьютора, который сопровождает и поддерживает ребенка на протяжении всего периода обучения, помогая ему восполнить пробелы в знаниях.
Несмотря на то, что эта профессия тесно связана с профессией педагога и имеет схожие черты, она имеет отличия как по форме, так и по методам работы. Предлагаем вам поближе познакомиться с этой профессией.
Кто такой тьютор?
Тьютор – педагог, наставник, путеводитель и личный вдохновитель. Этот человек охватывает все аспекты образования ребенка. Он не просто дает знания, он понимает, что нужно ученику, с учетом его слабых и сильных сторон, выявляет склонности и интересы, а также помогает развить способности школьника. Тьютор работает, как с детьми дошкольного возраста, так и со студентами высших учебных заведений. То есть, в сферу его деятельности входят все, кому необходима индивидуальное обучение.
Название профессии произошло от латинского tutor (защитник, опекун). Тьюторство возникло еще в средние века. Многие, хоть раз в жизни, слышали о «бродячих студентах» Средневековья, но не все знают об особенностях обучения в те времена. В тот период для людей была очень важна свобода. Студенты были вольны заниматься тем, что им больше приходилось по нраву, и имели право самостоятельно выбирать дисциплины, которые они хотели посещать, и преимущественно занимались самообразованием. В этой ситуации им был очень необходим наставник, способный определить действительно важные для них предметы. Тьютор сопровождал их весь период обучения от начала и до конца, был посредником между профессорами и студентами. С годами профессия закрепилась в западной системе образования и приобрела более четкие границы.
В России профессия возникла недавно и многим больше известна под другим названием – репетитор. Ее распространение связано с увеличением технологических возможностей, преобразования образовательной сферы, изменением методик обучения, вызванных меняющимися условиями жизни.
Среди обязанностей тьютора можно выделить:
Очень важную роль тьютор выполняет на работе в специальных инклюзивных школах. Дети с ограниченными возможностями не могут вливаться в общество так же легко, как и обычные школьники, поэтому им нужно особое внимание и поддержка. Для работы с такими ребятами персональному учителю нужно гораздо больше знаний, а также на него возлагается и больше обязанностей в соответствии с потребностями подопечного. В этом случае они работают по другим методикам и помогают детям не только усвоить программу обучения, но адаптироваться в коллективе. Однако это совсем не значит, что наставник выполняет всю работу вместо ребенка. Его задача заключается в оказании помощи в некоторых сложных вопросах, а главное он должен научить его быть самостоятельным.
Широкое распространение сегодня получило и дистанционное образование, в котором также требуется помощь тьюторов. Интернет-обучение использует другие методики и предполагает удаленный контакт с учителем, поэтому его обязанности несколько отличаются от очной работы.
Какими личностными качествами должен обладать тьютор?
Чтобы стать тьютором, нужно обладать многими важными качествами, но основополагающим является любовь к детям. Она позволяет человеку преодолеть все препятствия на пути к пониманию, наладить контакт с учеником и выявить его индивидуальные способности. Ребенок, чувствующий неприязнь по отношению к нему, никогда не будет прислушиваться к взрослому и видеть в нем авторитет, поэтому искренность и доброта выходят на первое место в этой работе.
Высокий уровень ответственности, дисциплинированность и психологическая устойчивость должны сопровождать каждое действие наставника. Тьютор должен найти золотую середину между предоставлением ученику самостоятельности и контролем за его действиями. Он направляет, подталкивает ребенка на каждом этапе обучения, но при этом внимательно следит за его поступками и с особой тактичностью корректирует ошибки.
Для того чтобы процесс обучения проходил слаженно и эффективно, специалисту нужно иметь организаторские способности, быть коммуникативным и обладать ораторскими способностями. Все это поможет преподнести материал и сделать урок интересным и увлекательным, что очень важно для восприятия и освоения новых знаний.
К другим качествам, которые пригодятся тьютору в работе можно отнести:
Преимущества профессии тьютор
Персональный педагог может реализовать себя, работая как индивидуально, так и в различных специальных учебных заведениях с группами детей. В случаях с индивидуальным форматом занятий снижается эмоциональное напряжение, ведь взаимодействие с одним ребенком не требует распределения энергии на целую группу.
Сегодня в образовательной сфере увеличивается востребованность профессии и, соответственно, спрос на специалистов растет. Кроме того, данная специальность находится в списке профессий будущего, поэтому тьютору не нужно переживать относительно занятости как сейчас, так и в будущем.
К тому же, уровень заработной платы повышает интерес к профессии со стороны специалистов. В зависимости от квалификации средний оклад тьютора в Москве колеблется в пределах 35-100 тысяч рублей, а по России наставники получают от 8 до 33 тысяч. Проведение индивидуальных занятий также приносит хороший доход: от 500 до 1000 рублей в час. Плюс такие уроки не ограничивают по времени и позволяют самостоятельно устанавливать график работы.
Если специалисту нравится его работа, он будет получать большое моральное удовольствие от общения с детьми и возможности открыть перед ними мир знаний, расширить кругозор.
Имея достаточно опыта и знаний, можно заняться индивидуальным предпринимательством и открыть собственную школу или учебный центр.
Недостатки профессии тьютор
Несмотря на то, что работа с детьми приносит удовольствие, работа куратора учебного процесса предполагает больше обязанностей, чем простое общение с подопечными. Много времени уходит на подготовку к занятиям, которая требует постоянно поиска материалов, длительного пребывания в сидячем положении, напряжения зрения. Если не подойти к вопросу правильно, это может негативно отразиться на здоровье.
Еще одним негативным фактором является постоянное эмоциональное напряжение, которое часто является причиной стрессов. Постоянное давление со стороны родителей, воспитанников и руководства может вызвать депрессию и расстройства.
Индивидуальные занятия имеют не только плюсы, но и минусы. Так, тьютору для достижения определенного уровня дохода нужно постоянно рекламировать свои услуги и искать учеников, поскольку при обучении 1-2 детей у него хоть и останется много свободного времени, но уровень зарплаты будет низким.
Где можно получить профессию тьютор?
Освоить эту профессию может каждый преподаватель, психолог или человек, имеющий необходимые знания и желающий поделиться ими с окружающими. Однако важно понимать, что без соответствующего педагогического или психологического образования, а также знания методики предмета, стать наставником для ребенка нельзя. Тьюторы в процессе обучения учатся методикам индивидуального планирования занятий, педагогическим методикам, а в случае с инклюзивным образованием требуется знание специальной коррекционной педагогики.
В отличие от западных ВУЗов, которые уже давно включили эту специальность в свои программы обучения, российские университеты начали готовить тьюторов относительно недавно. Но популярность профессии набирает обороты, и уже в скором времени планируется увеличение количества учебных заведений, осуществляющих подготовку этих специалистов.
На сегодняшний же день эту квалификацию присваивают педагогические ВУЗы, на базе которых работает кафедра «Тьюторское сопровождение образовательной деятельности». В России она имеется в следующих университетах:
Кто такие тьюторы и почему они нужны каждой школе
Рассказываем о новой важной профессии, задачи которой понимают далеко не все учителя и родители. О профессии тьютора в России впервые заговорили более двадцати лет назад, но интерес со стороны родительского сообщества появился совсем недавно. И хотя многие до сих пор не подозревают об огромной роли тьютора в образовательном процессе, уже сейчас понятно, что школа будущего вряд ли сможет обойтись без этой позиции. Почему? Давайте разбираться вместе.
Кто такой тьютор?
Тьютором в педагогическом сообществе называют человека, который сопровождает ребенка в учебном процессе, помогает ему решать многие образовательные и организационные вопросы. Если школьник боится сделать выбор, не может самостоятельно составить расписание или не знает, как поговорить с учителем о пересдаче контрольной, он может обратиться к тьютору. А тьютор как наставник всегда поддержит ребенка, поможет ему разобраться в себе и найти те точки опоры, которые помогут двигаться вперед. У родителей часто возникает вопрос, чем тьютор отличается от учителя или психолога. Если задача учителя — подготовить и подать материал в максимально доступной для детей форме, а психолога — объединить усилия родителей, педагогов и учителей для решения проблемы, возникающей у ребенка, то роль тьютора заключаетcя в другом. Он сопровождает ребенка в обучающей среде, следит, чтобы тот не терял учебную мотивацию и понимал, что он хочет получить от школы и занятий в целом. Тьютор — это друг и соратник школьника. Именно поэтому во многих европейских странах и в США на эту должность предпочитают брать молодых ребят, которые только-только окончили университет. Они проще входят в доверие к детям (особенно подросткам) и могут положительно повлиять на выбор образовательной траектории.
Начните заниматься, а по окончании пробного периода оплатите выбранный формат!
начать заниматься!
Тьютор в обычной школе
В целом профессия тьютора включает в себя множество обязанностей, и в этом нет ничего особенного. Ведь работа специалиста с каждым учеником, как правило, ведется индивидуально, а значит требует от педагога актуализации разных методов в зависимости от характера и учебных целей конкретного ребенка. Так, скажем, обязанности тьютора, который занимается с детьми в младшей школе, сильно отличаются от обязанностей тьютора, работающего с детьми в среднем и старшем звене. Бывает, что словом «тьютор» называют репетитора, индивидуального наставника, который просто подтягивает ребенка по разным предметам.
О своем опыте взаимодействия с таким тьютором рассказывает мама двоих детей, детский писатель Ольга Митькина:
«В прошлом году моя дочка сменила школу. Новый класс учился по незнакомой, более сложной программе — и через несколько недель после начала года у нее начались проблемы с обучением. Тогда администрация назначила ей индивидуального тьютора, которого выбрали из учителей начальных классов. Дочка несколько месяцев занималась по всем предметам с этой учительницей, пока не нагнала других учеников и не присоединилась к своему классу».
В этом случае тьютором назначили учительницу, она просто занималась индивидуально с девочкой, чтобы та без труда влилась в учебу в классе. Это один вариант тьюторства.
Тьюторство в онлайн-школе
Другой вариант — поддерживать в ребенке «огонь» учебной мотивации.
О нем мы попросили рассказать руководителя службы персональных наставников (тьюторов) в Домашней школе «ИнтернетУрок» Анну-Марию Панасий:
«Главное отличие тьютора в онлайн-школе от тьютора в очной школе состоит в том, что он, как правило, контактирует с ребенком только по телефону. Он не использует мимику и жесты и ограничивается голосом. Исключение — занятия с младшими школьниками. Обычно родители таких ребят просят, чтобы с малышами связывались по скайпу с видеотрансляцией. И это понятно. Детям в таком возрасте еще довольно сложно воспринимать информацию только на слух.
В остальном существенных отличий нет.
Задача персонального наставника в онлайн-школе — подружиться с ребенком и мотивировать его учиться. Конечно, это может сделать и родитель, но у него не всегда есть возможность подключиться к учебному процессу. А детям обязательно нужен человек, который помогает им и поддерживает.
Поэтому очень удобно, когда где-то рядом (пусть и не физически) есть тот, кто направляет тебя хотя бы по техническим вопросам.
Онлайн-школа хоть и предполагает всего двух участников обучающего процесса — ученика и компьютер, но ребенок не остается один на один с ПК, за экраном монитора есть педагоги, которые проводят онлайн-консультации, отвечают на вопросы, проверяют домашнее задание.
Ребенок, который ранее не учился через интернет, может растеряться, когда приступает к первым урокам. Конечно, всю необходимую информацию (техническую и учебную) он может найти на сайте, но гораздо приятнее понимать, что в школе есть человек, который знает тебя и всегда готов ответить на любой вопрос.
Наличие персонального наставника добавляет момент персонализации, которого и так мало в дистанционном обучении.
А тут ребенок знает, что у него в онлайн-школе есть «свой человек».
Отношения школьника и тьютора похожи на отношения ученика и классного руководителя. Взрослый выступает в качестве наставника: помогает составить учебный план, учит структурировать и дробить дела. Он шаг за шагом учит ребенка самодисциплине и самоконтролю, но мягко, без давления.
Тьютор — это человек, который всегда находится на стороне школьника».
Тьютор в инклюзивной школе
Помимо тьюторов, занимающихся с обычными ребятами, в школах все чаще встречаются специалисты, которые сопровождают учебный процесс детей с особенностями развития. О нюансах работы такого специалиста рассказывает тьютор ресурсного класса школы № 2065 Анна Лешкевич:
В нашей школе должность тьютора появилась год назад, когда мы стали принимать в обычные классы деток с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Таким школьникам тьютор необходим, так как у ребят не всегда получается регулировать свое поведение самостоятельно, а также соблюдать требования по учебе.
Тьютор в нашей школе — педагог, который от и до сопровождает образовательный процесс детей с особенностями развития.
Представляет собой коммуникативный мостик между учителем и учеником.
Приходит на помощь ребенку, когда тот не услышал или не понял задание. Он моментально включается в учебный процесс и объясняет ученику материал доступными для него способами (с помощью жестов, карточек PECS), помогает ему выполнять какие-то упражнения, адаптирует под него задания.
Приведу пример. Первоклассники на уроке ИЗО делают аппликацию слона. Ребята вырезают несколько фигур из цветной бумаги (круги и овалы), а потом наклеивают их на белый лист. Ребенок с ОВЗ в младшей школе часто не умеет крепко держать ножницы, соответственно, никак не может вырезать сложные фигуры. Но мы не отказываемся от задания. Просто ребенок выполняет его так, как умеет (а умеет он резать только по прямой). Тогда вместо овала он делает квадрат, вместо круга — прямоугольник.
И пока ребенок с ОВЗ вырезает своего квадратного слона, я помогаю с заданием другим детям.
И так мой подопечный видит, что он включен в рабочий процесс наравне с другими детьми. Что я — не тетенька, которая приставлена к нему, чтобы делать его каким-то особенным. Я — друг и помощник всех ребят, которым нужна моя помощь. Это называется инклюзией. Это очень важный момент, который определяет отношения между детьми в классе.
Конечная цель тьютора — научить ребенка с особенностями жить в обычном мире: переносить шум, находиться в толпе, принимать решения.
И если еще год назад ребенок не умел самостоятельно завязывать ботинки или не справлялся с гигиеническими процедурами, то сейчас мы видим большой прогресс. Мы всегда находимся рядом со своими подопечными и готовы помочь во всем, но если мы уверены, что ребенок на 100% готов выполнить какое-то дело самостоятельно, мы тут же дистанцируемся. Ведь наша задача — стать ребенку ненужными».
Анна Лешкевич очень точно подобрала слова, которые описывают конечную цель любого тьюторства — «стать ребенку ненужными». Пока маленький человек ходит в школу, ему необходима опора, «костыль», без которого не всегда получается уверенно принимать решения, уверенно делать выбор, в случае с инклюзией — уверенно чувствовать себя полноценным и нужным в социуме человеком. И грамотный и опытный тьютор сделает все для того, чтобы ребенок нашел свой путь. И очень жаль, что не все школы признают профессию тьютора важной и жизненно необходимой школьнику.
Вопрос-ответ
Если ребёнок переходит на индивидуальную форму обучения в выпускных классах, могут ли у него возникнуть трудности с поступлением в высшие учебные заведения?
Чтобы поступать, нужен аттестат об образовании и результаты ЕГЭ. Они не зависят от формы получения образования. Любой упомянутый формат предусматривает государственную итоговую аттестацию.
На индивидуальное обучение ребёнка можно перевести только по медицинским показаниям или достаточно желания ребёнка и родителей?
Могут ли ученики на индивидуальной форме участвовать в конкурсах и олимпиадах?
Да, эти ученики могут участвовать в олимпиадах, конкурсах и других соревнованиях на общих основаниях.