Тьютор что это такое

Кто такой тьютор и чем он занимается

О сути профессии — от первого лица.

Тьютор что это такое

Тьютор что это такое

Тьютор что это такое

Максим Буланов — практикующий тьютор, автор Telegram-канала «Бездетный тьютор», преподаватель МГПУ и НИУ ВШЭ. Окончил Московский педагогический государственный университет: бакалавриат по направлению «Филология» и магистратуру по направлению «Тьюторство в сфере образования».

Тьютор помогает людям найти образовательную траекторию и составить план обучения. В частных школах и даже в некоторых университетах стали появляться штатные тьюторы, но некоторые предпочитают работать как фрилансеры.

Мы поговорили об основных задачах, рабочем процессе и перспективах развития профессии с одним из её представителей.

Тьютор что это такое

Журналист. Пишет статьи об образовании. Интересуется наукой и классической литературой. Любит брать интервью.

Первые шаги в профессии

Первый опыт работы тьютором у меня был ещё в магистратуре, во время практики. Затем я попробовал устроиться тьютором в один из московских лицеев, где на тот момент преподавал русский язык и литературу, но не получилось — у школы не было интереса. Тогда принял решение завершить учительскую карьеру, стать репетитором и частным тьютором.

Сделал себе сайт в интернете, завёл страницы в Facebook и во «ВКонтакте». Долго думал над названием проекта. В итоге решил просто к своему имени добавить слово «тьютор», чтобы люди начали меня с этим ассоциировать. Ссылку на эту страницу вместе с описанием своих предложений я отправил базе всех учеников, которые у меня были (порядка трёхсот человек). Так я получил первые заказы: репетиторство по русскому языку, написание сочинений, а затем и тьюторство.

Параллельно я сотрудничал с Центром творческих инициатив «Перспектива». Там мы делали профориентационную программу «Программа А». Я помогал коллегам переформатировать образовательную среду и был тьютором: оформлял с кураторами из индустрии (IT, архитектура, искусство) учебные программы — сейчас это назвали бы педдизайном, писал методические рекомендации, чтобы в программах нашлось место не только лекциям или мастер-классам, но и рефлексии учащихся, сессиям по обсуждению процесса учёбы или работы над проектом, пробы. Также присутствовал на занятиях в «Перспективе», помогал их проводить, а на выездах и визитах в разные места сопровождал группу и как наблюдатель, и как тьютор — после выездов мы обсуждали с детьми, кто что увидел, понял, приметил.

Вообще, тьютор — живой элемент образовательной среды. Тьютору-фрилансеру сложнее: ему нужно определять область своей специализации и грамотно сообщать об этом людям. У него в ресурсной карте есть десятки городских и медиаресурсов, но нет рычагов влияния, чтобы решить проблему ученика в образовательной организации.

А штатный сотрудник — это член команды. Он может влиять на проектирование образовательной среды и правил игры. То есть штатный тьютор — посредник между системой и учениками, и это очень полезная роль.

Как проходит рабочий день тьютора-фрилансера

Я работаю с подростками от 12 лет, студентами и взрослыми. С некоторыми клиентами мы ведём долгосрочную работу, а некоторым достаточно пяти-шести консультаций. Чаще всего мы проводим несколько встреч, делаем перерыв, а потом люди возвращаются обсудить, как развилась их история. Одновременно я веду в среднем по пять человек, мне так комфортно.

Рабочий день я начинаю примерно в 10-11 утра. У меня есть проекты, помимо консультационной работы, и я устаю от командных коммуникаций с людьми по разным проектам, поэтому стараюсь минимизировать звонки в пользу работы лицом к лицу (офлайн). Я могу полтора часа готовиться к сессии с клиентом, читать литературу, пересматривать прошлые разговоры и анализировать их. Рутины у меня нет. В день я ставлю максимум две консультации. Не забываю, что в расписании должно быть время и для себя — на встречи с друзьями, отдых.

В чём заключается работа тьютора

Перед началом работы с клиентом мы договариваемся об условиях, ожиданиях и формате. После первой встречи я делаю визуальный конспект истории и запроса клиента и прошу его отредактировать. Благодаря этому человек понимает, на что он хочет сделать упор, и мы начинаем работу. Я должен удостовериться, что мой подопечный уверен в том, что предпринимает в области своего образования и развития. В конце мы возвращаемся к запросу и проверяем, оправдались ли ожидания, какой путь человек проделал и какие изменения у него произошли.

Люди приходят с разными запросами. Задача тьютора — организовать и поддержать размышление подопечного над его же образовательной ситуацией. Таким образом, в сопровождении выделяют несколько тактов: формирование запроса, проектирование маршрутов решения, проба решения, коррекция программы.

Я не всегда придерживаюсь такой схемы — иногда клиент приходит со свежей ситуацией, когда что-то изменилось в жизни и надо реагировать. Или в свете новых событий старый запрос становится уже неактуальным. Я помогаю человеку это отследить и обрести уверенность, что изменения происходят по его воле.

Приведу пример: человек переехал из одной страны в другую и рассматривает обучение в магистратуре как способ социализации. Мы проверяем, действительно ли магистратура — единственный вариант для решения этой задачи. А что человек до этого изучал и делал и куда будет двигаться, если выберет ту или иную программу?

Другой пример: клиент прошёл за два года порядка 40 курсов и тренингов в различных форматах и просит помощи с тем, чтобы сделать этот процесс более осмысленным. Для этого мы согласуем видение будущего — какую работу он хочет, какие навыки у него есть сейчас и какие ему нужны для желанной работы, какие дефициты есть и с помощью чего их можно закрыть.

С подростками я сейчас работаю уже меньше, чем раньше. Среди моих клиентов есть, например, двенадцатилетний мальчик, я помогаю ему сформировать умение самостоятельно управлять временем и учёбой.

На мой взгляд, главные качества тьютора — справедливое отношение, последовательность в словах и действиях, гибкость и способность учиться. В тот момент, когда ты скажешь, что ты уже всё знаешь, можно уходить из профессии.

Самое интересное и самое сложное в профессии

Для меня самое интересное в тьюторстве — возможность работать с людьми. Зная различные приёмы и техники сопровождения, тьютор может спроектировать сцену, где развернутся истории клиента и он поймёт вместе с тьютором, в какой образовательной ситуации находится, какие вопросы ему сейчас хочется или нужно решать. Работая с тьюторантом индивидуально, я могу вникнуть в его проблему или запрос и как минимум поделиться своей энергией, чтобы он мог справиться со своей ситуацией, то есть принять какое-то решение о своём образовании, увидеть свою образовательную историю и себя в ней.

Самое сложное в этой профессии — понять, каким образом делиться своей энергией с тем или иным клиентом. Каждый раз, когда я начинаю взаимодействовать с новым тьюторантом, нужно выстраивать отношения с нуля. Это как встряхнуть перед очередным использованием ртутный градусник, чтобы он показал правильную температуру. Нужно избавляться от следов прошлых или параллельно действующих контрактов. Понимать, что с какими-то людьми конкретные приёмы эффективны, а с другими они вообще не сработают. И может так оказаться, что у меня в «загашнике» вообще нет приёма, который подошёл бы конкретному человеку, потому что у него какой-то другой способ познания — и мне надо понять, в чём он.

Профессиональные неудачи

Был один провальный случай. Я работал с девочкой из своей школы. Сначала занимался с ней как репетитор, а потом как тьютор. Ей нужно было выбрать, в какой профиль идти после восьмого класса.

Проблема заключалась в том, что каждую неделю мы касались какой-то области её интересов и придумывали, как исследовать эту область, но на следующую сессию она приходила, как будто «обнулившись» после общения с семьёй, и нужно было начинать работу с чистого листа.

В итоге в конце учебного года её родители сказали: «Спасибо, было интересно, но на этом мы закончим и теперь будем готовиться к экзаменам». Хотя наша работа ещё не была завершена. Когда я пришёл на выпускной через пару лет, мама этой девочки сказала мне, что им не надо было тогда прекращать работу, потому что девочка по-прежнему в неопределённости. Люди признали, что можно было что-то сделать, а я в силу разных причин не смог тогда донести до них важность продолжать. Недокрутил историю.

Перспективы развития профессии

Я планирую двигаться дальше в науку. Я учился в аспирантуре, но тогда не совсем верил в ту тему, которую исследовал. Сейчас я изучаю образовательный потенциал городской среды, и мне по-тьюторски это очень близко: это смесь урбанистики, антропологии, психологии и средового подхода к жизни человека в городе — и всё это можно изучать в контексте образования.

Что касается развития самой профессии тьютора, то в последние десять лет я вижу сильный рост интереса к ней: люди говорят об этом, делают выпуски на радио, появляется больше обучающих программ. Университеты внедряют тьюторство в свою среду, создаются тьюторские службы в образовательных онлайн-проектах. Цикл формирования профессии ещё продолжается. Она «вышла» из кабинетов исследователей и попала в бизнес, где практики больше, а процессы её осмысления быстрее. Надеюсь, что вслед за этим начнёт формироваться и устойчивый спрос на тьюторские услуги на рынке.

Источник

Помогает, но не психолог, сопровождает, но не коуч: кто такой тьютор и зачем он нужен

Тьютор — как много в этом слове. И каких только определений на просторе Интернета не встретишь. Тьютор — явление в российском образовании пока непривычное и для многих новое. Так почему же не обсудить его в статье?

Друзья, тьютор — это человек, который курирует процесс обучения. Он лично ведет обучающегося по всем темам программы, помогает разбираться с заданиями и готовит к экзаменам. Кто-то считает, что тьюторство возникло одновременно с онлайн-образованием, но это вовсе не так.

Термин ввели еще в 14 веке британские университеты, называя тьюторами тех, кто следил за дисциплиной и посещением занятий. Позже, примерно в 18 веке, тьюторы Оксфорда и Кембриджа начали делать то, что делают до сих пор — советовать курсы для обучения, составлять план занятий, помогать готовиться к итоговым тестированиям.

И вроде бы деятельность тьютора прозрачна и ясна, но многие все-таки путаются, называя их то репетиторами или учителями, то психологами или коучами. Давайте разберемся, чем же они различаются.

Смотрите, задача преподавателя — обеспечить усвоение образовательной программы. Донести материал до студента так, чтобы он его запомнил и мог применить на практике. Он ответственный за составление программы обучения и за методы, которые он использует в преподавании.

А тьютор смотрит намного глубже, он помогает обучающемуся ответить на такие важные вопросы как:

Иначе говоря, тьютор работает со смыслом обучения. И это ни в коем случае не замена преподавателя: это деятельность на стыке педагогики и психологии.

Хотя в методах их работы можно найти что-то общее. Тьюторы активно пользуются психологическими тестами для проведения диагностики, могут общаться с помощью особых вопросов, которые помогают человеку самому прийти к ответам на волнующие вопросы. При этом тьютор не решает за ученика, а лишь направляет его.

Да, он, как и психолог, относится к подопечному без оценки. Но он всегда готов дать совет о том, как и чему можно поучиться, что происходит на рынке труда и т.д. Он может выслушать студента и на основе его интересов предложить попробовать себя в каком-то новом деле. Может помочь разрешить возможные конфликты с преподавателем.

Несмотря на то, что тьютор занимается сопровождением, назвать его коучем тоже не совсем правильно. Коучи работают с конкретной целью: развивают сильные стороны своих подопечных, ищут более эффективные и быстрые способы достижения конкретного результата.

Главная задача коуча – повысить КПД ученика и быстро привести его к успеху. Не просто же так слово «Coach» переводится как «повозка», т.е. способ передвижения от пункта к пункту: от цели до результата.

Да и по-русски коучей часто называют тренерами успеха. А вот задача тьютора — поддерживать интерес студента к процессу обучения, помогать ему сохранить мотивацию и концентрацию. Сформировать собственный осознанный запрос и объяснить, что каждое действие и бездействие имеет последствия.

Ответ простой: люди стали более осознанными.

Да, вы уже можете начинать писать гневные комментарии и искрометно шутить про то, как это слово вызывает у вас аллергическую реакцию. Но с каких пор знать, зачем ты совершаешь то или иное действие, стало позорным?

Идти учиться не из-за того, что родители заставили, а потому что четко знаете, где и как примените знания. Строить стратегию обучения, а не скупать курсы, которые после оплаты никогда не будут открыты. Не терять мотивацию в процессе образования, а плавно двигаться к намеченным целям.

Ну и не забываем, что от работы с тьютором студенты приобретают немало приятных бонусов. Например:

Развитие гибких навыков. Общение с компетентным и заинтересованным в вашем успехе человеком помогает развивать самоанализ, эмоциональный интеллект и даже тайм-менеджмент. А гибкие навыки, по результатам исследования ученых из Гарварда, Стэнфорда и Фонда Карнеги, составляют 85% успеха человека в его карьере.

Дисциплина. Конечно, тьютор не будет ругать вас за невыполненное задание. Но с помощью особых техник он всегда сможет помочь вам выявить настоящую причину прокрастинации и порекомендовать методы для избавления от нее. А еще научит вас правильно распределять учебную нагрузку так, чтобы всегда оставалось время и на отдых, и на выполнение домашней работы.

Адаптация. Сейчас почти вся страна познала прелести дистанционного обучения, при этом привыкнуть к такому формату смогли не все. Кто-то не может настроиться на образовательный процесс, кто-то потерял мотивацию, а кому-то просто не хватает взаимодействия с людьми. С этим всем прекрасно помогает тьютор.

Так что тьюторы — это прекрасные люди, которые помогают ученикам не сбиться с пути, сохранить ментальное здоровье в процесс образования и впитывать новые знания с удовольствием, а не как манную кашу с комочками.

Друзья, а вы уже сталкивались с тьюторами во время обучений? Как считаете, чем был бы такой человек полезен именно для вас?

Источник

Кто такой тьютор и какие у него обязанности

В странах СНГ тьюторство – относительно новый вид педагогики. Далеко не все родители знают, кто такой тьютор, хоть и существует немало сфер, где эта профессия применима: детские садики, ВУЗы, школы и работа с детьми, имеющими особенности здоровья. Оказание услуг может быть инклюзивным и дистанционным. Необходим ли тьютор всем детям, чем конкретно он занимается, и кто может стать ним?

Тьютор что это такое

Кто такой тьютор и чем он занимается

Пример: малыш, переходящий из детского садика и школу. Ему сложно понять, в чем заключаются изменения, но учителя практически сразу ждут от него усидчивости, полного послушания и т.д. Большинство педагогов рассчитывает на появление у ученика внутренней мотивации к обретению знаний. Такая мотивация обычно построена на личных желаниях и определенности ребенка, которому нужно четко понимать цель обучения. Это не всегда появляется «само по себе», и тут на помощь приходит тьютор.

Другой пример: ребенок вынужден перейти в другую школу. Чтобы обучение проходило эффективно, ему нужно разобраться в нюансах нового места: как здесь все устроено, какие есть новые возможности и ограничения. Важно в быстрые сроки «перестроиться», подкорректировать поведение, привычки, внести изменения в образовательную стратегию. Тьютор – это профессионал, помогающий в таком переходе.

В задачи специалиста входит и работа с детьми, имеющими особенности здоровья или особые потребности в период обучения. Нередко они работают с ребятами, больными аутизмом или ДЦП, и эффективность такой поддержки не единожды доказана практикой.

Кто может быть тьютором

Профессия тьютора набирает популярность: соответствующих курсов немало. Освоить специальность может почти кто угодно, независимо от пола и возраста.

Кто обычно посещает подобные курсы:

С некоторых пор должность закреплена российскими нормативными актами. Обязанности тьютора: сопровождение детей в реализации индивидуальных программ в образовательной сфере. Имеется множество методических подходов, помогающих тьютору в организации деятельности.

Хотите заниматься тьюторством в школе? Требуемые качества: терпеливость, коммуникабельность, умение расположить человека и необходимые для должности навыки. Сертификата тьютора для успешной работы с детьми будет недостаточно: потребуется большая затрата энергии, времени, сил. Полагаете, что справитесь? Ищите подходящие курсы.

Тьютор что это такое

Функции и обязанности данной профессии

Обязанности, входящие в непосредственную деятельность тьютора:

Тьюторы в образовании

Тьютор для ребенка

Родители детей, имеющих некие отклонения в здоровье (аутизм, ДЦП, любые другие формы инвалидности) все чаще пользуются услугами тьюторов. Несмотря на существование положительных примеров обучения «особых» детей в общеобразовательных школах, зачастую ребенок-инвалид все же сталкивается с рядом проблем, ведь система образования и общества пока не готова полностью соответствовать его потребностям. В этом случае участие тьютора становится особенно актуальным, ведь он может присутствовать с ребенком на занятиях, помогать ему в адаптации к школьным условиям. К слову, часто к помощи специалистов прибегают не только болеющие дети, но и высокоодаренные. Их схожесть в том, что они нуждаются в индивидуальном плане развития и образовательного процесса, помогающего максимально реализовать потенциал.

Многие родители детей с инвалидностью согласятся с тем, что помещение таких ребят в обычную среду порой становится опасным экспериментом. В России и прочих странах СНГ в обычных образовательных учреждениях пока не созданы все условия для инвалидов, и неудобства обеспечены не только ребенку, но и окружающим. В этом случае тьютор становится своеобразным посредником. Сопровождение такого человека обычно наилучшим образом сказывается на адаптации и уровне образования ребенка.

Тьютор в школе

Во многих школах тьюторством уже никого не удивишь. Специалист не воспринимается здесь как нянька, а является наставником и сопровождающим учеников. Он помогает детям обрести собственное место в жизни и понять, чего им хотелось в будущем, раскрыть таланты, скрытые способности. Также важно понимать, что тьютор не является учителем и никаким школьным предметам не обучает. Психологом его тоже не называть – для этих целей имеется настоящий психолог, несущий ответственность за психологическое здоровье всех учащихся. Попросту говоря, он не работает сразу со всей школой или классом. Обычно он тесно контактирует с 4-7 учениками, курируя их на протяжении нескольких лет учебы – иногда и с первого до выпускного класса.

Тьютор что это такое

Естественно, каждый ребенок индивидуален и требует соответствующего подхода. Каждый из них нуждается в человеке, помогающем в раскрытии скрытых талантов и направляющем его способности в нужном ключе, вырабатывая комфортную индивидуальную образовательную программу.

Особое значение это имеет для учащихся старших классов, когда немало актуальна тема о выборе дальнейшей сферы деятельности. Проявляя интерес к талантам и способностям школьника, тьютор сумеет понять, какими интересами тот живет, и что ему будет интересно в будущем. Безусловно, речь не идет о настойчивых требованиях со стороны специалиста – ученику лишь предлагается рассмотреть тот или иной вектор развития. Также школьник получает ценные советы в установлении контактов со сверстниками, учит осознанно относиться к своим действиям и безболезненно решать конфликты. Каждый родитель или опекун сам решает, насколько необходимо участие специалиста в развитии и становлении школьника.

Источник

Кто такие тьюторы и почему они нужны каждой школе

Рассказываем о новой важной профессии, задачи которой понимают далеко не все учителя и родители. О профессии тьютора в России впервые заговорили более двадцати лет назад, но интерес со стороны родительского сообщества появился совсем недавно. И хотя многие до сих пор не подозревают об огромной роли тьютора в образовательном процессе, уже сейчас понятно, что школа будущего вряд ли сможет обойтись без этой позиции. Почему? Давайте разбираться вместе.

Кто такой тьютор?

Тьютором в педагогическом сообществе называют человека, который сопровождает ребенка в учебном процессе, помогает ему решать многие образовательные и организационные вопросы. Если школьник боится сделать выбор, не может самостоятельно составить расписание или не знает, как поговорить с учителем о пересдаче контрольной, он может обратиться к тьютору. А тьютор как наставник всегда поддержит ребенка, поможет ему разобраться в себе и найти те точки опоры, которые помогут двигаться вперед. У родителей часто возникает вопрос, чем тьютор отличается от учителя или психолога. Если задача учителя — подготовить и подать материал в максимально доступной для детей форме, а психолога — объединить усилия родителей, педагогов и учителей для решения проблемы, возникающей у ребенка, то роль тьютора заключаетcя в другом. Он сопровождает ребенка в обучающей среде, следит, чтобы тот не терял учебную мотивацию и понимал, что он хочет получить от школы и занятий в целом. Тьютор — это друг и соратник школьника. Именно поэтому во многих европейских странах и в США на эту должность предпочитают брать молодых ребят, которые только-только окончили университет. Они проще входят в доверие к детям (особенно подросткам) и могут положительно повлиять на выбор образовательной траектории.

Начните заниматься, а по окончании пробного периода оплатите выбранный формат!

начать заниматься! Тьютор что это такое Тьютор что это такое

Тьютор в обычной школе

В целом профессия тьютора включает в себя множество обязанностей, и в этом нет ничего особенного. Ведь работа специалиста с каждым учеником, как правило, ведется индивидуально, а значит требует от педагога актуализации разных методов в зависимости от характера и учебных целей конкретного ребенка. Так, скажем, обязанности тьютора, который занимается с детьми в младшей школе, сильно отличаются от обязанностей тьютора, работающего с детьми в среднем и старшем звене. Бывает, что словом «тьютор» называют репетитора, индивидуального наставника, который просто подтягивает ребенка по разным предметам.

О своем опыте взаимодействия с таким тьютором рассказывает мама двоих детей, детский писатель Ольга Митькина:

«В прошлом году моя дочка сменила школу. Новый класс учился по незнакомой, более сложной программе — и через несколько недель после начала года у нее начались проблемы с обучением. Тогда администрация назначила ей индивидуального тьютора, которого выбрали из учителей начальных классов. Дочка несколько месяцев занималась по всем предметам с этой учительницей, пока не нагнала других учеников и не присоединилась к своему классу».

В этом случае тьютором назначили учительницу, она просто занималась индивидуально с девочкой, чтобы та без труда влилась в учебу в классе. Это один вариант тьюторства.

Тьюторство в онлайн-школе

Другой вариант — поддерживать в ребенке «огонь» учебной мотивации.

О нем мы попросили рассказать руководителя службы персональных наставников (тьюторов) в Домашней школе «ИнтернетУрок» Анну-Марию Панасий:

«Главное отличие тьютора в онлайн-школе от тьютора в очной школе состоит в том, что он, как правило, контактирует с ребенком только по телефону. Он не использует мимику и жесты и ограничивается голосом. Исключение — занятия с младшими школьниками. Обычно родители таких ребят просят, чтобы с малышами связывались по скайпу с видеотрансляцией. И это понятно. Детям в таком возрасте еще довольно сложно воспринимать информацию только на слух.

В остальном существенных отличий нет.

Задача персонального наставника в онлайн-школе — подружиться с ребенком и мотивировать его учиться. Конечно, это может сделать и родитель, но у него не всегда есть возможность подключиться к учебному процессу. А детям обязательно нужен человек, который помогает им и поддерживает.

Поэтому очень удобно, когда где-то рядом (пусть и не физически) есть тот, кто направляет тебя хотя бы по техническим вопросам.

Онлайн-школа хоть и предполагает всего двух участников обучающего процесса — ученика и компьютер, но ребенок не остается один на один с ПК, за экраном монитора есть педагоги, которые проводят онлайн-консультации, отвечают на вопросы, проверяют домашнее задание.

Ребенок, который ранее не учился через интернет, может растеряться, когда приступает к первым урокам. Конечно, всю необходимую информацию (техническую и учебную) он может найти на сайте, но гораздо приятнее понимать, что в школе есть человек, который знает тебя и всегда готов ответить на любой вопрос.

Наличие персонального наставника добавляет момент персонализации, которого и так мало в дистанционном обучении.

А тут ребенок знает, что у него в онлайн-школе есть «свой человек».

Отношения школьника и тьютора похожи на отношения ученика и классного руководителя. Взрослый выступает в качестве наставника: помогает составить учебный план, учит структурировать и дробить дела. Он шаг за шагом учит ребенка самодисциплине и самоконтролю, но мягко, без давления.

Тьютор — это человек, который всегда находится на стороне школьника».

Тьютор в инклюзивной школе

Помимо тьюторов, занимающихся с обычными ребятами, в школах все чаще встречаются специалисты, которые сопровождают учебный процесс детей с особенностями развития. О нюансах работы такого специалиста рассказывает тьютор ресурсного класса школы № 2065 Анна Лешкевич:

В нашей школе должность тьютора появилась год назад, когда мы стали принимать в обычные классы деток с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Таким школьникам тьютор необходим, так как у ребят не всегда получается регулировать свое поведение самостоятельно, а также соблюдать требования по учебе.

Тьютор в нашей школе — педагог, который от и до сопровождает образовательный процесс детей с особенностями развития.

Представляет собой коммуникативный мостик между учителем и учеником.

Приходит на помощь ребенку, когда тот не услышал или не понял задание. Он моментально включается в учебный процесс и объясняет ученику материал доступными для него способами (с помощью жестов, карточек PECS), помогает ему выполнять какие-то упражнения, адаптирует под него задания.

Приведу пример. Первоклассники на уроке ИЗО делают аппликацию слона. Ребята вырезают несколько фигур из цветной бумаги (круги и овалы), а потом наклеивают их на белый лист. Ребенок с ОВЗ в младшей школе часто не умеет крепко держать ножницы, соответственно, никак не может вырезать сложные фигуры. Но мы не отказываемся от задания. Просто ребенок выполняет его так, как умеет (а умеет он резать только по прямой). Тогда вместо овала он делает квадрат, вместо круга — прямоугольник.

И пока ребенок с ОВЗ вырезает своего квадратного слона, я помогаю с заданием другим детям.

И так мой подопечный видит, что он включен в рабочий процесс наравне с другими детьми. Что я — не тетенька, которая приставлена к нему, чтобы делать его каким-то особенным. Я — друг и помощник всех ребят, которым нужна моя помощь. Это называется инклюзией. Это очень важный момент, который определяет отношения между детьми в классе.

Конечная цель тьютора — научить ребенка с особенностями жить в обычном мире: переносить шум, находиться в толпе, принимать решения.

И если еще год назад ребенок не умел самостоятельно завязывать ботинки или не справлялся с гигиеническими процедурами, то сейчас мы видим большой прогресс. Мы всегда находимся рядом со своими подопечными и готовы помочь во всем, но если мы уверены, что ребенок на 100% готов выполнить какое-то дело самостоятельно, мы тут же дистанцируемся. Ведь наша задача — стать ребенку ненужными».

Анна Лешкевич очень точно подобрала слова, которые описывают конечную цель любого тьюторства — «стать ребенку ненужными». Пока маленький человек ходит в школу, ему необходима опора, «костыль», без которого не всегда получается уверенно принимать решения, уверенно делать выбор, в случае с инклюзией — уверенно чувствовать себя полноценным и нужным в социуме человеком. И грамотный и опытный тьютор сделает все для того, чтобы ребенок нашел свой путь. И очень жаль, что не все школы признают профессию тьютора важной и жизненно необходимой школьнику.

Вопрос-ответ

Если ребёнок переходит на индивидуальную форму обучения в выпускных классах, могут ли у него возникнуть трудности с поступлением в высшие учебные заведения?

Тьютор что это такое

Чтобы поступать, нужен аттестат об образовании и результаты ЕГЭ. Они не зависят от формы получения образования. Любой упомянутый формат предусматривает государственную итоговую аттестацию.

На индивидуальное обучение ребёнка можно перевести только по медицинским показаниям или достаточно желания ребёнка и родителей?

Тьютор что это такое

Могут ли ученики на индивидуальной форме участвовать в конкурсах и олимпиадах?

Тьютор что это такое

Да, эти ученики могут участвовать в олимпиадах, конкурсах и других соревнованиях на общих основаниях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *