Тютчев считал что поэзия и философия должны быть разделены

Общий смысл лирики Тютчева

Тютчева принято считать поэтом-философом, а его поэзию — «поэзией мысли», «философской поэзией». Это действительно так, но с одним условием: Тютчев не излагал в стихах какую-нибудь определенную философскую систему. Главное в лирике Тютчева не философские идеи, а образ мысли и образ мыслителя, который обладает двумя, казалось бы, трудно соединимыми, но спаянными качествами. О них точно сказал Фет: «Здесь духа мощного господство, Здесь утонченной жизни цвет». Стало быть, поэзия Тютчева — художественное, а не чисто мыслительное, рассудочное и рациональное явление.

Внутренний и внешний мир поэтически воплощен Тютчевым в форме художественного мифа. Посредством образного языка поэт объяснил его происхождение, жизнь основных составляющих его стихий, законы времени и пространства.

Тютчевская поэзия — поэтическое мифотворчество, так как, взятая во всем объеме, она содержит и развертывает перед читателем грандиозный и оригинальный художественный миф о Вселенной. Этот миф в значительной степени романтизирован. Тютчев следует за европейскими и русскими романтиками, соглашаясь с их идеей «романтического двоемирия». Иногда эта идея выступает в его лирике прямо и непосредственно, как в стихотворении «Кто б ни был ты, но, встретясь с ней. »:

Кто б ни был ты, но, встретясь с ней,
Душою чистой иль греховной
Ты вдруг почувствуешь живей,
Что есть мир лучший, мир духовный.

Та же мысль есть и в замечательном стихотворении «Чему бы жизнь нас ни учила. ».

Сквозь «немую тьму» лирическому герою Тютчева «грезится» («Мотив из Гейне»), что

Где-то там, над ней, ясный день блестит
И незримый хор о любви гремит.

Земное (преходящее) в лирике Тютчева, как и в творчестве романтиков, сопряжено с небесным (нетленным) и противопоставлено ему. Но у Тютчева довольно редко можно встретить прямо и непосредственно выраженное «романтическое двоемирие». Большей частью оно скрыто за другими противоречиями, антитезами, конфликтами, значительно более сложными, более глубокими, более разветвленными и более диалектичными. При этом художественный миф — это не теорема, в которой царит закон логики. Лирика Тютчева не представляет нам логически безупречно выстроенную и непротиворечиво стройную картину мира: в одних стихотворениях утверждается мысль, которая опровергается в других.

Источник

Помогите по литературе! Завтра сдавать а я незнаю что писать тут!

Тютчев начал свой творческий путь в ту эпоху, которую принято называть пушкинской, он создал совершенно иной тип поэзии. Не отменяя всего, что было открыто его гениальным современником, он указал русской литературе еще один путь. Если для Пушкина поэзия — способ познания мира, то для Тютчева — возможность прикоснуться к непознаваемому через познание мира. Русская высокая поэзия XVIII века была по-своему поэзией философской, и в этом отношении Тютчев продолжает ее, с той немаловажной разницей, что его философская мысль — вольная, подсказанная непосредственно самим предметом, тогда как прежние поэты подчинялись положениям и истинам, заранее предписанным и общеизвестным. Возвышенным у него оказываются содержание жизни, ее общий пафос, ее главные коллизии, а не те принципы официальной веры, которыми воодушевлялись старые одические поэты.

Как океан объемлет шар земной,

Настанет ночь — и звучными волнами

Стихия бьет о берег свой.

Сон — способ прикосновения к тайнам сущего, особого сверхчувственного познания секретов пространства и времени, жизни и смерти. «О время, погоди! » — восклицает поэт, сознавая скоротечность бытия. А в стихотворении «День и ночь» (1839) день представляется лишь иллюзией, призрачным покровом, накинутым над бездной:

На мир таинственный духов,

Над этой бездной безымянной,

Покров наброшен златотканый

Высокой волею богов.

Но меркнет день — настала ночь;

Пришла — и, с мира рокового

Ткань благодатную покрова

И бездна нам обнажена

С своими страхами и мглами,

И нет преград меж ей и нами —

Вот отчего нам ночь страшна!

Источник

Тютчев считал что поэзия и философия должны быть разделены

Не таково ль твоё значенье,

Не такова ль судьба твоя?

В поэзии Тютчева запечатлено состояние общества того времени. Это может показаться странным, учитывая, во-первых, что лирика Тютчева глубоко интимна, а во-вторых, то, что Тютчев значительнейшую часть своей жизни прожил за границей. Однако еще Аксаковым было замечено, что Тютчев, находясь на чужбине, «как бы перескочил через все стадии русского общественного двадцатидвухлетнего движения и, возвратясь из-за границы с зрелой, самостоятельно выношенной им на чужбине думой, очутился в России как раз на той ступени, на которой стояли тогда передовые славянофилы с Хомяковым во главе. А между тем Тютчев вовсе не знал их прежде, да и потом никогда не был с ними в особенно тесных сношениях».

То же, на мой взгляд, можно отнести не только политическим чаяниям и идеям, но и к духовному состоянию общества – оно было понято и прочувствованно поэтом.

После трагических событий четырнадцатого декабря 1825-ого года началось медленное уничтожение «людей двадцатых годов» (термин Тынянова), приведшее к разрушению привычного строя общественного сознания, одной из важнейших черт которого было бесконечное стремление к идеалу. Духовная жизнь представляла собой подобие вертикали, где внизу было место «бессмертной пошлости людской», наверху же – недосягаемого мира мечты. Смыслом существования было постоянное стремление к Высшему, самосовершенствованию. Теперь же мечты и реальная жизнь составляли один пласт. Все существование человека определялось горизонтальной, а не вертикальной, системой ценностей. Человек стал творить кумира внутри себя.

В конце двадцатых об этом говорил Баратынский. В известном письме Киреевскому он писал: «Поэзия веры не для нас. Что для них (Гюго и Барбье – Т.Л.) действительность, то для нас отвлеченность. Поэзия индивидуальная одна для нас естественна. Эгоизм — наше законное божество, ибо мы свергнули старые кумиры и еще не уверовали в новые. Человеку, не находящему ничего вне себя для обожания, должно углубиться в себе» [9] ). На рубеже тридцатых и сороковых годов об этом заговорил Лермонтов. У каждого поколения есть потребность в разрешении таких вопросов как «во что мы верим?», «что есть вера?», «что является идеалом?» и т.д. – касается это не только религии. Люди николаевской эпохи боялись задумываться об этом, а говорит это, на мой взгляд, лишь о чрезвычайной актуальности и даже необходимости подобных запросов. Но как человеческий глаз не может увидеть наиострейшего угла так не видит он и самых острых вопросов. В заключительной повести первого русского философского романа «Герой Нашего Времени» в уста Григория Печорина Лермонтов вкладывает «монолог своего времени». В своем журнале Печорин пишет:

«…звезды спокойно сияли на темно-голубом своде, и мне стало смешно,

когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила

Духовное состояние общества определялось не только разладом между мечтами и идеалами двадцатых годов и реальной действительностью тридцатых, но и разладом между потребностью в идеале и неверии в его существование (скептицизме). Столб двоемирия был как бы повален на бок.

В самом начале пятидесятого года, прожив в России уже шесть лет подряд после двадцати двух летнего отсутствия и длительной паузы в творчестве, Тютчев пишет стихотворение «Кончен пир, умолкли хоры». На мой взгляд, это творение запечатлело в себе искания и думы общества того времени.

Сразу можем отметить в нём несколько аспектов. Во-первых, его составляют две десятистишные строфы. И если двухчастная композиция – не редкость в поэзии Тютчева (см. стихотворения «Два Голоса», «Цицерон», «День и Ночь», «Фонтан» и др.), то десятистишие – это явная отсылка к классической оде XVIII-ого столетия, а не «тютчевская» строфа. Написано стихотворение четырехстопным хореем, исключительно женскими рифмами. Двухчастная композиция предусматривает противопоставление строф друг другу.

Первое, что можно выделить в качестве отличия, — это несхожие рифмические структуры: в первой строфе – AABBCCDDDB, во второй – ABCCBADDAB. При этом стоит обратить внимание на несколько важных деталей.

Шесть равноценных стихов первой строфы с попарной рифмовкой задают некоторою монотонность. Необходимо отметить, что все они кончаются на безударную гласную «ы»,

Кончен пир, умолкли хор ы ,

Опорожнены амфор ы ,

Опрокинуты корзин ы ,

Не допиты в кубках вин ы ,

На главах венки измят ы , —

Лишь курятся аромат ы

что также работает на усиление монотонности. В первой строфе мы видим аллитерацию на «н» и ассонанс на «о» и «а».

Во второй строфе примечательна аллитерация на «д» («т»), «р», шипящие и свистящие:

Как над беспокойным градом,
Над дворцами, над домами,
Шумным уличным движеньем
С тускло-рдяным освещеньем
И бессонными толпами, —

Таким образом, частично передается содержание второй строфы – «шумное уличное движение» и т.п. Любопытна одна общая деталь – это отдаленность заключительного стиха строфы (в первом случае «Ночь достигла половины…», во втором, соответственно, «Непорочными лучами…») от того, с которым он рифмуется. Призван он, подобно последнему аккорду, вместить в себя все сказанное до него, и дать читателю эмоциональный толчок.

Строфы этого стихотворения – явные антиподы, но есть стихи, которые передают один и тот же внешний смысл — «Звезды на небе сияли» и «Звезды чистые горели».

Звезды первой строфы – угасшие кумиры прошлого, былой идеал. То, что они угасли, следует из первых слов – «кончен пир». Нисходящая интонация первой строфы усиливает мотив угасания.

Звезды второй строфы – мечта и цель. Восходящая интонация этой строфы подтверждает это как нельзя лучше. Интонационное движение доходит до пика как раз на словах «звезды чистые горели», а потом происходит резкий «обвал» на словах «отвечая смертным взглядам непорочными лучами», что создает ощущение недосягаемости мечты.

В первой строфе находим одиннадцать сказуемых и лишь несколько слов со значением признака, вторая же — лишь одно сказуемое (звезды горели ), зато она изобилует определениями. Признаки старого мира уже не различимы, но итоги действий его видны и сейчас. Мир второй строфы обладает множеством признаков, но он еще не может стать почвой для действия.

Лирический герой, представленный в этом стихотворении коллективным «мы», стоит будто бы на границе этих двух строф. Тютчев делил мир поэзии и мир земной, поэзия была, по Тютчеву, далека от людей. Связующим звеном между поэзией и человеком был поэт (пророк), начинающийся с «томления духовной жаждой» и движимый верой. В николаевскую эпоху люди утратили веру в идеал и сами идеалы.

Таким образом, можно сказать, что двоемирие Федора Тютчева – это не классический разлад между идеалом и жизнью, а постоянное движение между ними. Тютчев балансировал между двумя крайностями, потому что только на периферии Неба и Земли, Дня и Ночи поэт мог находиться в столь необходимом ему безвременье. Лишь в нем он мог писать свои вечные вещи и стихи-фрагменты, изображавшие неповторимый момент на фоне вневременном и вселенском. Только при условии двойственности такого существования тютчевская лирика могла стать и состояться…

[1] П.А. Вяземский писал в одном из писем А.И. Тургеневу: «Tutscheff est le lion de la saison. Он очень умен и мил; он один сумел расшевелить меня и дергать за язык». (Ф.И. Тютчев. Стихотворения. Письма. Воспоминания современников // М. – 1988. Изд. «Правда». С. 346)

[2] Ф.И. Тютчев. Стихотворения. Письма. Воспоминания современников // М. – 1988. Изд. «Правда». С. 352.

[3] Ф.И. Тютчев. Стихотворения. Письма. Воспоминания современников // М. – 1988. Изд. «Правда». С. 376.

[4] Многие литераторы и критики считают Тютчева предтечей русского символизма

[8] Цит. по http://lib.ru/HRISTIAN/SOLOWIEW/r_tutcev.txt

[10] Пр. Алексей Уминский пишет: «Кто такой “человек сильной воли”? Не все понимают, что речь идет о человеке, который умеет победить свою самость, который всегда идет на преодоление самого себя. Именно человек сильной воли есть истинно свободный человек. Воля человеческая – это усилие над собой, стремление освободиться из тюрьмы, из плена греховного. (Пр. Алексей Уминский «Основы духовной жизни» // Изд. «Никея». М. – 2012. С. 51-52)

Источник

Философская лирика Тютчева

Тютчев – мастер философской лирики

Философская лирика как жанр – всегда раздумья о смысле бытия, о ценностях человеческих, о месте человека и его предназначении в жизни.
Все эти характеристики мы не просто находим в творчестве Федора Тютчева, но, перечитывая наследие поэта, понимаем, что философская лирика Тютчева – творения величайшего мастера: по глубине, разноплановости, психологизму, метафоричности. Мастера, чье слово весомо и своевременно независимо от столетия.

Философские мотивы в лирике Тютчева

Какие бы философские мотивы в лирике Тютчева ни звучали, они всегда заставляют читателя волей-неволей вслушиваться, а затем и вдумываться в то, о чем пишет поэт. Эту особенность безошибочно распознал в свое время И.Тургенев, говоря, что любое стихотворение «начиналось мыслию, но мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления; вследствие этого… всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им, и сама его проникает нераздельно и неразрывно».

Тема космоса и хаоса

«Нераздельно и неразрывно» связаны между собой у поэта мир и человек, весь род человеческий и Вселенная, ведь стихотворения Тютчева основаны на понимании целостности мира, невозможной без борьбы противоположностей. Мотив космоса и хаоса, изначальной основы жизни вообще, проявления двойственности мироздания, как никакой другой, значим в его лирике.

Хаос и свет, день и ночь – о них размышляет в своих стихотворениях Тютчев, называя день «блистательным покровом», другом «человека и богов», и исцелением «души болящей», описывая ночь как обнажающую бездну «с своими страхами и мглами» в человеческой душе. В то же время, в стихотворении «О чем ты воешь, ветр ночной?», обращаясь к ветру, просит:

О, страшных песен сих не пой
Про древний хаос, про родимый!
Как жадно мир души ночной
Внимает повести любимой!
Из смертной рвется он груди,
Он с беспредельным жаждет слиться!
О, бурь заснувших не буди –
Под ними хаос шевелится!

Хаос для поэта «родимый», прекрасный и притягательный, – ведь именно он часть мироздания, основа, из которой появляется свет, день, светлая сторона Космоса, снова превращающаяся в темную – и так до бесконечности, переход одного в другое вечен.

Но с новым летом – новый злак
И лист иной.
И снова будет всё, что есть,
И снова розы будут цвесть,
И терны тож, –

читаем в стихотворении «Сижу задумчив и один…»

Вечность мира и временность человека

Хаос, бездна, космос – вечны. Жизнь, как понимает ее Тютчев, конечна, существование на земле человека зыбко, да и сам человек не всегда умеет и хочет жить по законам природы. Говоря в стихотворении «Певучесть есть в морских волнах…» о полном созвучье, порядке в природе, лирик сетует на то, что свой разлад с природой мы осознаем только в «призрачной свободе».

Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поет, что, море,
И ропщет мыслящий тростник?

Человеческая душа для Тютчева – отражение порядка мироздания, в ней тот же свет и хаос, смена дня и ночи, разрушения и созидания. «Душа хотела б быть звездой…в эфире чистом и незримом…»
В стихотворении «Наш век» поэт рассуждает о том, что человек стремится к свету из черноты незнания и непонимания, а обретая его, «ропщет и бунтует», и так, мятущийся, «невыносимое он днесь выносит…»

В других строках сожалеет о пределе человеческого познания, невозможности проникновения в тайну истоков бытия:

Мы в небе скоро устаем, –
И не дано ничтожной пыли
Дышать божественным огнем

И смиряется с тем, что природа, вселенная движется дальше в своем развитии бесстрастно и безудержно,

Поочередно всех своих детей,
Свершающих свой подвиг бесполезный,
Она равно приветствует своей
Всепоглощающей и миротворной бездной.

В небольшом стихотворении «Дума за думой, волна за волной…» Тютчев пронзительно передает воспринимаемое им «сродство природы и духа или даже их тождество»:
Дума за думой, волна за волной –
Два проявленья стихии одной:
В сердце ли тесном, в безбрежном ли море,
Здесь – в заключении, там – на просторе, –
Тот же всё вечный прибой и отбой,
Тот же всё призрак тревожно-пустой.

Природа как часть целого

Еще известный русский философ Семен Франк заметил, что поэзию Тютчева пронизывает космическое направление, превращая ее в философию, проявляясь в ней в первую очередь общностью и вечностью тем. Поэт, по его наблюдениям, «направлял свое внимание прямо на вечные, непреходящие начала бытия… Все служит у Тютчева предметом художественного описания не в их отдельных…проявлениях, а в их общей, непреходящей стихийной природе».

Видимо, поэтому примеры философской лирики в стихотворениях Тютчева привлекают наше внимание в первую очередь в пейзажном творчестве, радугу ли «пишет» художник слова в своих строках, «шум от стаи журавлиной», «всеобъемлющее» море, «опрометчиво-безумно» надвигающуюся грозу, «лучистую на зное» реку, «полураздетый лес» весенний день или осенний вечер. Что бы то ни было, оно всегда часть естества вселенной, неотъемлемая составляющая цепи вселенная-природа-человек. Наблюдая в стихотворении «Смотри, как на речном просторе…» за движением льдин на просторе реки, констатирует, что плывут они «к одной мете» и рано или поздно «все – безразличны, как стихия, – сольются с бездной роковой!» Картина природы вызывает размышления и о сути «человеческого Я»:

Не таково ль твое значенье,
Не такова ль судьба твоя.

Даже, казалось бы, в совершенно простом по сути и восприятию стихотворении «В деревне», описывая привычный и невзрачный бытовой эпизод шалости пса, который «смутил покой величавый» стаи гусей и уток, автор видит неслучайность, обусловленность события. Как для разгона застоя «в ленивом стаде…нужен стал, прогресса ради, внезапный натиск роковой»,

Так современных проявлений
Смысл иногда и бестолков… –
…Иной, ты скажешь, просто лает,
А он свершает высший долг –
Он, осмысляя, развивает
Утиный и гусиный толк.

Философское звучание любовной лирики

Примеры философской лирики в стихотворениях Тютчева находим в любой теме его творчества: мощные и страстные чувства рождают у поэта философские мысли, о чем бы он ни говорил. Мотив признания и принятия невозможно узких пределов любви человека, ее ограниченности звучит в любовной лирике бесконечно. В «буйной слепости страстей мы то всего вернее губим, что сердцу нашему милей!» – восклицает поэт в стихотворении «О, как убийственно мы любим..». И в любви Тютчев видит продолжение противоборства и единения, присущее космосу, говорит об этом в «Предопределении»:

Любовь, любовь – гласит преданье –
Союз души с душой родной –
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И… поединок роковой…

Философский характер лирики Тютчева

Философский характер лирики Тютчева таков, что не просто воздействует на читателя, но и влияет на творчество поэтов и писателей совершенно разных эпох: мотивы его лирики находим в стихотворениях А.Фета, поэтов-символистов, в романах Л. Толстого и Ф. Достоевского, произведениях А.Ахматовой, О. Мандельштама, И. Бунина и Б. Пастернака, И. Бродского, Е. Исаева.

Поэт, критик, философ Д. Мережковский оценил силу слова поэта, умение кратко сказать многое о существовании мира так: Анализ философской лирики Тютчева приводит нас к убеждению, что поэт, приближаясь к «живой колеснице мирозданья», всю жизнь глубоко чувствовал «порог двойного бытия» души человека, земное, смертное и вечное космическое начало, единство миров человека и природы, и именно благодаря этому поэзия его вневременна.

Источник

Тютчев считал что поэзия и философия должны быть разделены

Периоды творчества

В усадьбе Брянского уезда Овстуг 23 ноября 1803 года родился мальчик Федя. Учился он дома и получил хорошее образование. Его отец был дворянином, а мать — дочь Льва Толстого — занималась домашним хозяйством.

Тютчев считал что поэзия и философия должны быть разделены

Семья была многодетной, кроме Федора, родились четыре мальчика и одна девочка. Все дети обучались дома, но только один из них стал творческой личностью. Остальные связали свою жизнь с дворянским титулом и военным делом. Один из сыновей умер еще во младенческом возрасте.

Федор Иванович Тютчев начал писать стихи еще в детстве, ведь его наставником был поэт С. Раич. Мальчик под его руководством учил латынь, другие древние и иностранные языки, древнеримскую поэзию, самостоятельно переводил труды Горация. А членом Общества российской словесности он стал еще до зачисления в Московский университет.

Все его творчество можно разделить на три периода:

Тютчев считал что поэзия и философия должны быть разделены

В начальном периоде Тютчев создает условные стихотворения. Но позже в них появляются рассуждения и мысли о высшей материи. Поэт сумел объединить три темы: любовь, природу и философию.

Во втором периоде творчество становится более глубоким. Кроме описания природы и любовной лирики, появляются тревожные ноты. Изменяется эмоциональный окрас стихов. А третий период характеризуется мрачным восприятием действительности. Поэт все больше проникался безысходностью, не обращал внимания на счастливые моменты.

Современные критики объясняют, почему поэзию Тютчева называют философской. Дело в том, что поэт не гнался за славой и достатком, он писал только ради возможности выразить свои мысли, поделиться размышлениями с окружающими. Его стихотворения публиковались с помощью товарищей и родственников, сам автор редко принимал участие в подготовке и правках.

Основные мотивы

Философская лирика всегда подразумевает размышления о смысле бытия, цели существования человека, жизненном предназначении. Все это описал Тютчев в своих стихотворениях. Его лирика отличается от работ других поэтов. Автор предстает перед читателем в образе философа, тонкого психолога, глубоко мыслящего человека, мастера метафор и сравнений. И до сих пор остается актуальной философская лирика Тютчева. Стихи его пронизаны проблемами и рассуждениями.

Независимо от тематики произведений, читатель всегда вслушивается в слова автора, а затем и задумывается над ними. Любое стихотворение Тютчева начиналось с мысли, которая проходила через него красной нитью и надолго оставалась в сердце человека. Поэт смешивал свои размышления с образами природы, сам проникался ими.

Он передавал свои эмоции и впечатления с помощью художественных приемов, делился с читателями взглядами на разные сферы жизни. Для Федора Ивановича творчество было способом выразить себя, выплеснуть то, что больше не могло накапливаться у него в душе. Он не думал о публикациях, критике и мнении окружающих.

Тютчев считал что поэзия и философия должны быть разделены

Космос и хаос

Тютчев неразрывно связывает проблемы человека и всей Вселенной, описывает борьбу противоположностей, сопоставляет целостность мира и его разруху. Мотивы хаоса и космоса часто можно заметить в его лирике. Поэт много рассуждал об основах жизни, двойственности мироздания, проблематике существования человечества.

День Федор Иванович называл другом, исцелением скорбящей души, покровом для деятельности. Ночь в его лирике предстает бездной, мглой и страхами. Но в некоторых строках поэт сам себе противоречит. Он называет хаос родным, притягательным и прекрасным. Его характеристика дается в стихотворении «О чем ты воешь, ветр ночной?».

Хаос автор рассматривает как начало мироздания, из которого появилось все живое во Вселенной. День переходит в ночь и наоборот, и так продолжается уже миллионы лет. Светлая и темная сторона космоса связаны, они не могут существовать друг без друга.

Тютчев считал что поэзия и философия должны быть разделены

Эта вечность кажется прекрасной поэту. Ведь и человеческая жизнь постоянно повторяется: одни умирают, а другие рождаются. Но и следующие поколения все так же будут видеть солнечный свет, ночное небо, вдыхать аромат цветов и морской бриз.

Список стихотворений, в которых кратко упоминаются хаос и космос:

Тютчев одновременно боялся и ждал тьмы. При свете дня он не мог полностью выразить свои мысли, но с приходом сумерек словно возрождался. Темная сторона его души со всеми страхами обнажалась ночью, позволяя заниматься творчеством.

Хаос он сравнивал с устройством цивилизации. Его борьба с космосом отражалась в общественной жизни, ведь в годы работы Тютчева устанавливался порядок в буржуазной Европе. Он не усмирял население, а только пробуждал его новыми потрясениями.

Вечность Вселенной

Хотя хаос и космос вечны, основные философские вопросы лирики Тютчева касались и кратковременной жизни человека. Общество не всегда соблюдает законы природы, отказывается жить по ним. Из-за этого возникают проблемы, сталкиваются характеры. В своей лирике поэт писал о постоянной борьбе.

Стихотворения о вечном мире и жизни человека:

Тютчев считал что поэзия и философия должны быть разделены

В первом произведении лирический герой предстает грустным. Его печалит, что человечество в погоне за призрачной свободой отказывается соблюдать законы мироздания. Нужно придерживаться порядка, чтобы не возникали проблемы, касающиеся всего мира.

Тютчев считал человеческую душу отражением мироздания. Она состоит из тьмы и хаоса, стремления созидать и разрушать. Как день и ночь сменяется настроение, события в судьбе. Хотя сначала общество тянется к свету, достигнув его, начинает роптать и бунтовать. Полученное не оправдывает ожиданий, человек хочет большего.

Поэта беспокоит ограниченность мыслей и сознания. Даже принадлежность к аристократическому классу не расширяет эти возможности. Автор сожалеет, что не может познать все тайны бытия. Но он смиряется с безграничностью природы, ее возвышением над человеком. Мир продолжает развиваться, не замечая смертей и страданий. Это беспристрастие огорчает и одновременно восхищает Тютчева.

При этом силы природы он отождествляет с человеческим духом. Ведь даже при физической ограниченности личность может развивать свое мышление, выходить за пределы тела. Поток мыслей поэт сравнивает с буйством моря. И в стихии, и в разуме постоянно происходят приливы и отливы, штормы и бризы. Есть те, кто умеет покорять непослушные волны. А другие подчиняются им, просто плывут по течению.

Описание природы

Тютчев — известный автор пейзажной лирики. В этом направлении он написал множество произведений. Все стихотворения пронизаны космической тематикой, поэтому в них проявляется определенная символичность. Поэт проводил анализ вечных тем, общества, интересовался вопросами начала бытия.

Тютчев считал что поэзия и философия должны быть разделены

Описываемые объекты у Тютчева выступают не отдельно, а общей картиной. Важными направлениями для него были пейзажи и человеческая сущность. Автор старался объединить их в своих строках.

Он использовал красивые метафоры и эпитеты: всеобъемлющее море, лучистая река, опрометчиво-безумная гроза, золотой осенний вечер, полураздетый лес. Природа и человек для него — неотъемлемые составляющие Вселенной. Как льдины в холодном океане, люди плывут к определенной цели. Но все они приходят к общей границе — смерти. Они сливаются с роковой бездной, становятся единым целым.

Описанные Тютчевым картины природы наталкивают читателей на мысли о своем «Я». Жизнь — это всего лишь короткий миг, но он наполнен глубоким смыслом. Даже в простых событиях поэт наблюдает не случайности, а заранее предопределенные явления.

Незначительные ситуации могут влиять на ход истории. В природе ничего не происходит просто так. Радуга появляется, чтобы известить об окончании дождя. Влага питает землю, благодаря чему растут цветы и деревья. Шторм вспенивает море, очищает дно и берега. А солнечные лучи согревают все живое, прогоняют холод и сырость.

Так происходит и в жизни человека. Неприятности закаляют дух, делают личность сильнее и выносливее. А отдых и маленькие радости позволяют расслабиться и почувствовать себя счастливым. Природа и человек неразрывно связаны, они находятся в постоянном взаимодействии.

Любовная лирика

Интересные особенности философской лирики Тютчева заключаются в том, что даже страсть и привязанность заставляют поэта размышлять о вечном. Автор считает, что невозможно выразить чувства словами, ведь их запас слишком ограничен. Это также огорчает его и заставляет искать новый способ говорить о любви.

Взаимная страсть может не только возвеличивать души, но и свергать их в бездну. Чувства бывают искренними и чистыми, а порой они превращаются в губительные и пугающие. Любовь — это слияние душ, но в то же время и их постоянная борьба.

Тютчев считал что поэзия и философия должны быть разделены

Тютчев считает, что страсть всегда двойственна. Возвышенные чувства он сравнивает с солнечными лучами, теплым ветром, морским бризом. Они успокаивают, придают сил, делают человека добрее и умнее. А роковая страсть в определенный момент погубит влюбленных. Она разрушает и жизнь, и душу, заставляет чувствовать себя преступником. Это неправильные чувства, но избежать их не получится. Сердцем человек управлять не может, он зависит от природы и космоса, высших сил.

Тютчев на себе испытал всю силу любви. У него были и светлые отношения, и запрещенные страсти. Первой женой поэта стала Элеонора Федоровна, которая подарила ему трех дочерей. Но брак был недолгим, автор женился во второй раз. Эрнестина Пфеффель родила Федору Ивановичу двух сыновей и дочь.

Но и вне официальных отношений у поэта были дети. Почти пятнадцать лет он встречался с Денисовой Еленой Александровной. Девушка стала матерью двух сыновей и дочки. Последние его отношения были с иностранкой Гортензией Лапп. Девушка родила двух детей, а после смерти Тютчева получала его пенсию в течение 20 лет — так завещал сам писатель.

Характер стихотворений

Тютчев писал в разных направлениях, его гражданская, пейзажная и любовная лирика известна и до сих пор. Сочинения, которые вышли из-под пера поэта, повлияли не только на читателей, но и на авторов разных эпох.

Признаки его творчества прослеживаются в стихотворениях известных писателей:

Тютчев считал что поэзия и философия должны быть разделены

Своеобразие творчества Тютчева оценили и литературные критики. Поэт умело владел словом, он умел кратко выразить проблемы существования мира. Ведущими темами его работ были космос и хаос, сравнение земного и вечного, двойственность человеческой натуры.

Поэзия Тютчева остается популярной вне времени, ведь писатель интересовался вопросами Вселенной. Хотя ему трудно было работать из-за ограниченности сознания и словарного запаса, у него получилось создать стихотворения, которые и сегодня привлекают внимание.

Федор Иванович не боялся рассуждать и свои размышления записывать в рифмованном виде. Он работал только ради того, чтобы выразить идеи, поделиться впечатлениями и выплеснуть накопившиеся эмоции. Тютчев известен не только, как поэт. Он был публицистом, дипломатом, тайным советником и членом-корреспондентом Петербургской Академии наук.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *