Тютчев первый лист стихотворение о чем
Федор Тютчев — Первый лист: Стих
Лист зеленеет молодой —
Смотри, как листьем молодым
Стоят обвеяны березы
Воздушной зеленью сквозной,
Полупрозрачною, как дым…
Давно им грезилось весной,
Весной и летом золотым, —
И вот живые эти грезы,
Под первым небом голубым,
Пробились вдруг на свет дневной…
О, первых листьев красота,
Омытых в солнечных лучах,
С новорожденною их тенью!
И слышно нам по их движенью,
Что в этих тысячах и тьмах
Не встретишь мертвого листа.
Анализ стихотворения «Первый лист» Тютчева
Федор Иванович Тютчев известен философичностью своей поэзии, однако и в пейзажной лирике ему нет равных. Об этом свидетельствует стихотворение «Первый лист».
Стихотворение написано в мае 1851 года. Его автору 48 лет, он уже вернулся в Россию из Европы, начал служить в Министерстве иностранных дел. До сих пор он не опубликовал ни одного сборника своих стихов.
По жанру — пейзажная лирика, по размеру — четырехстопный ямб с опоясывающей рифмой, 3 строфы. Рифмы открытые и закрытые, женская чередуется с мужской. Композиция единая, одночастная. Лирический герой — сам автор. Поэт воспевает круговорот и торжество жизни, весеннее обновление природы и чувств. Как настоящий живописец, Ф. Тютчев тончайшими нюансами рисует такую узнаваемую, но вечно новую картину весеннего преображения природы. Задумчивые многоточия подчеркивают любование поэта красотой, восклицание в последней строфе — своеобразная кульминация всего стихотворения: о, первых листьев красота с новорожденною их тенью!
О том, что смерти нет, свидетельствуют слова: давно им грезилось весной и летом. То есть, зимой и дерево было живо, и еще нераспустившиеся листочки уже ждали своего часа. Эта фраза о победе жизни над смертью относится не только к природе. Вся эта потрясающая земная красота невозможна без ее извечного наблюдателя, человека.
Лексика возвышенная, ликующая, местами устаревшая (листьем молодым). Развернутые олицетворения: лист молодой, им грезилось. Эпитеты: зеленью полупрозрачною, воздушной, сквозной, летом золотым, живые грезы, мертвого листа. Сравнения: как дым.
Множество повторов, увеличивающих экспрессивность произведения. Например, повтор однокоренных слов: зеленеет, зеленью, молодой, молодым, листьем, листьев, листа. Дважды подчеркиваются слова «первый» и «весна». Уже во второй строке следует настойчивый и восторженный призыв поэта к читателю: смотри. Гипербола: в этих тысячах и тьмах. Преувеличением можно назвать и выражение: не встретишь мертвого листа. Понятно, что и в свежей поросли можно найти поврежденные, заглохшие листочки. Поэт не только смотрит, рисует, но и слышит: и слышно нам по их движенью. Синекдоха: лист (употребление единственного числа вместо множественного). Инверсия: стоят березы. Пример типичной градации: 4 и 5 строки.
Ф. Тютчева по праву можно назвать певцом природы. Времена года всегда являлись основой для глубоких размышлений поэта о тайнах бытия. Пронзительная юная красота майских деревьев легла в основу стихотворения «Первый лист».
Анализ стихотворения «Первый лист» Федора Тютчева
Федор Иванович Тютчев известен философичностью своей поэзии, однако и в пейзажной лирике ему нет равных. Об этом свидетельствует стихотворение «Первый лист».
Стихотворение написано в мае 1851 года. Его автору 48 лет, он уже вернулся в Россию из Европы, начал служить в Министерстве иностранных дел. До сих пор он не опубликовал ни одного сборника своих стихов.
По жанру — пейзажная лирика, по размеру — четырехстопный ямб с опоясывающей рифмой, 3 строфы. Рифмы открытые и закрытые, женская чередуется с мужской. Композиция единая, одночастная. Лирический герой — сам автор. Поэт воспевает круговорот и торжество жизни, весеннее обновление природы и чувств. Как настоящий живописец, Ф. Тютчев тончайшими нюансами рисует такую узнаваемую, но вечно новую картину весеннего преображения природы. Задумчивые многоточия подчеркивают любование поэта красотой, восклицание в последней строфе — своеобразная кульминация всего стихотворения: о, первых листьев красота с новорожденною их тенью!
О том, что смерти нет, свидетельствуют слова: давно им грезилось весной и летом. То есть, зимой и дерево было живо, и еще нераспустившиеся листочки уже ждали своего часа. Эта фраза о победе жизни над смертью относится не только к природе. Вся эта потрясающая земная красота невозможна без ее извечного наблюдателя, человека.
Лексика возвышенная, ликующая, местами устаревшая (листьем молодым). Развернутые олицетворения: лист молодой, им грезилось. Эпитеты: зеленью полупрозрачною, воздушной, сквозной, летом золотым, живые грезы, мертвого листа. Сравнения: как дым.
Множество повторов, увеличивающих экспрессивность произведения. Например, повтор однокоренных слов: зеленеет, зеленью, молодой, молодым, листьем, листьев, листа. Дважды подчеркиваются слова «первый» и «весна». Уже во второй строке следует настойчивый и восторженный призыв поэта к читателю: смотри. Гипербола: в этих тысячах и тьмах. Преувеличением можно назвать и выражение: не встретишь мертвого листа. Понятно, что и в свежей поросли можно найти поврежденные, заглохшие листочки. Поэт не только смотрит, рисует, но и слышит: и слышно нам по их движенью. Синекдоха: лист (употребление единственного числа вместо множественного). Инверсия: стоят березы. Пример типичной градации: 4 и 5 строки.
Ф. Тютчева по праву можно назвать певцом природы. Времена года всегда являлись основой для глубоких размышлений поэта о тайнах бытия. Пронзительная юная красота майских деревьев легла в основу стихотворения «Первый лист».
Анализ стихотворения «Первый лист» Тютчева.
Тютчев написал «Первый лист» в 1851 году. Фёдор Иванович был всегда чуток к природе.
История создания
Ещё Некрасов написал отзывы в журналах про творчество Фёдора Тютчева. Николай Алексеевич понимал своего коллегу. Он считал, что Тютчев в определенной мере сочувствует природе. Сам же Тютчев обожал пейзажи, на которые он ставил акцент в своём творчестве.
Читайте по теме:
«Первый лист» повествует о природе. Под листом подразумевается молодость человека. Этой теме Фёдор Иванович всегда уделял особое значение. Поэт ценил молодость. С ней не сравнится даже мудрость преклонных лет. Молодость дается раз, и её никогда не вернешь, отчего может стать грустно.
Композиция
В условной первой части поэт рассказывает о листе, а уже во второй обращается к нему, точно он живой; олицетворение всегда занимало важное место в творчестве Фёдора Ивановича.
Стихотворение можно отнести к пейзажной лирике, в которой Фёдор Иванович был по-настоящему силен.
Средства выразительности
Тропы позволяют поэту ввести читателей в систему образов. Есть сравнение (как дым). Поэт применял даже гиперболу (что в этих тысячах и тьмах).
Читайте по теме:
Эпитеты
Зеленью сквозной, летом золотым – эпитеты, которые образуют в стихотворном полотне инверсии. От этого произведение звучит интересно.
Олицетворения
Лист становится живым существом. Это характерно для творческой манеры чистого лирика, коим являлся Фёдор Тютчев.
Метафоры
Обычно метафор немного в творчестве Тютчева, но в «Первом листе» они имеются: омытых в солнечных лучах, с новорожденною их тенью.
«Первый лист» Ф. Тютчев
Лист зеленеет молодой.
Смотри, как листьем молодым
Стоят обвеяны березы,
Воздушной зеленью сквозной,
Полупрозрачною, как дым…
Давно им грезилось весной,
Весной и летом золотым, –
И вот живые эти грезы,
Под первым небом голубым,
Пробились вдруг на свет дневной…
О, первых листьев красота,
Омытых в солнечных лучах,
С новорожденною их тенью!
И слышно нам по их движенью,
Что в этих тысячах и тьмах
Не встретишь мертвого листа.
Дата создания: 1851 г.
Анализ стихотворения Тютчева «Первый лист»
Значительная часть стихотворений Тютчева посвящена природе. Некрасов в статье «Русские второстепенные поэты» (1850) среди ключевых черт таланта Федора Ивановича отмечал «любовь к природе, сочувствие к ней, полное понимание ее и уменье мастерски воспроизводить ее многообразные явления». Поддерживали Николая Алексеевича и другие исследователи творчества Тютчева.
Важную роль в пейзажной лирике Федора Ивановича всегда играла весна. Это время года для поэта – пора, когда происходит пробуждение всего живого после зимней спячки, пора возрождения и необъяснимой радости, пора молодости и свежести, пора любви, надежд и счастья. Яркое подтверждение тому – стихотворение «Первый лист», написанное в начале 1850-х годов. В произведении природа предстает перед читателями как живой организм. В изображенном поэтом мире правят бал одухотворенные стихийные силы. Весенняя листва в тексте названа живыми грезами деревьев. Именно она в стихотворении оказывается в центре внимания. Ей посвящена каждая строчка. Голубое небо, солнечные лучи, новорожденная тень – это всего лишь элементы окружающей обстановки, декорации.
В произведении Тютчев воспроизводит одно-единственное зрительно-слуховое впечатление, полученное при наблюдении за тем, как березы покрылись первыми листочками. Поэт с любовью и нежностью описывает их особенности. В каждой строфе читателю дается новая информация, при этом общий тон – восторженный – не меняется. В стихотворении «Первый лист» зелень воздушная, полупрозрачная, словно дым, необыкновенно красивая, в солнечных лучах омытая. Произведение замечательно в первую очередь тем, что в явлении повседневном, тысячу раз виденном каждым человеком на земле Тютчев обнаруживает нечто новое. Федору Ивановичу было свойственно свежее восприятие природы, он был наделен особым зрением и прекрасным даром поэтизации вещей вполне заурядных. Еще одна примечательная особенность рассматриваемого текста – его ярко выраженный импрессионистический характер. Объект – молодые березовые листья – воспроизводится таким же, каким предстает при первом чувственном столкновении художника с ним.
Стихотворение «Первый лист» без колебаний можно поставить в один ряд с известными шедеврами Тютчева, посвященными весенней природе, – «Весенние воды», «Весенняя гроза», «Зима недаром злится…», «Еще земли печален вид…».
Анализ стихотворения Тютчева Первый лист
Анализ стихотворения Тютчева «Первый лист»
Анализ стихотворения Тютчева «Первый лист»
Значительная часть стихотворений Тютчева посвящена природе. Некрасов в статье «Русские второстепенные поэты» (1850) среди ключевых черт таланта Федора Ивановича отмечал «любовь к природе, сочувствие к ней, полное понимание ее и уменье мастерски воспроизводить ее многообразные явления». Поддерживали Николая Алексеевича и другие исследователи творчества Тютчева.
Важную роль в пейзажной лирике Федора Ивановича всегда играла весна. Это время года для поэта — пора, когда происходит пробуждение всего живого после зимней спячки, пора возрождения и необъяснимой радости, пора молодости и свежести, пора любви, надежд и счастья. Яркое подтверждение тому — стихотворение «Первый лист», написанное в начале 1850-х годов. В произведении природа предстает перед читателями как живой организм. В изображенном поэтом мире правят бал одухотворенные стихийные силы. Весенняя листва в тексте названа живыми грезами деревьев. Именно она в стихотворении оказывается в центре внимания. Ей посвящена каждая строчка. Голубое небо, солнечные лучи, новорожденная тень — это всего лишь элементы окружающей обстановки, декорации.
В произведении Тютчев воспроизводит одно-единственное зрительно-слуховое впечатление, полученное при наблюдении за тем, как березы покрылись первыми листочками. Поэт с любовью и нежностью описывает их особенности. В каждой строфе читателю дается новая информация, при этом общий тон — восторженный — не меняется. В стихотворении «Первый лист» зелень воздушная, полупрозрачная, словно дым, необыкновенно красивая, в солнечных лучах омытая. Произведение замечательно в первую очередь тем, что в явлении повседневном, тысячу раз виденном каждым человеком на земле Тютчев обнаруживает нечто новое. Федору Ивановичу было свойственно свежее восприятие природы, он был наделен особым зрением и прекрасным даром поэтизации вещей вполне заурядных. Еще одна примечательная особенность рассматриваемого текста — его ярко выраженный импрессионистический характер. Объект
— молодые березовые листья — воспроизводится таким же, каким предстает при первом чувственном столкновении художника с ним.
Стихотворение «Первый лист» без колебаний можно поставить в один ряд с известными шедеврами Тютчева, посвященными весенней природе, — «Весенние воды », «Весенняя гроза », «Зима недаром злится», «Еще земли печален вид».
Напишите анализ стихотворения Тютчева — Первый лист в кратце
Навигация по записям
«Первый лист» Ф.Тютчев
«Первый лист» Фёдор Тютчев
Лист зеленеет молодой.
Смотри, как листьем молодым
Стоят обвеяны березы,
Воздушной зеленью сквозной,
Полупрозрачною, как дым…
Давно им грезилось весной,
Весной и летом золотым,—
И вот живые эти грезы,
Под первым небом голубым,
Пробились вдруг на свет дневной…
О, первых листьев красота,
Омытых в солнечных лучах,
С новорожденною их тенью!
И слышно нам по их движенью,
Что в этих тысячах и тьмах
Не встретишь мертвого листа.
Анализ стихотворения Тютчева «Первый лист»
Значительная часть стихотворений Тютчева посвящена природе. Некрасов в статье «Русские второстепенные поэты» (1850) среди ключевых черт таланта Федора Ивановича отмечал «любовь к природе, сочувствие к ней, полное понимание ее и уменье мастерски воспроизводить ее многообразные явления». Поддерживали Николая Алексеевича и другие исследователи творчества Тютчева.
Важную роль в пейзажной лирике Федора Ивановича всегда играла весна. Это время года для поэта – пора, когда происходит пробуждение всего живого после зимней спячки, пора возрождения и необъяснимой радости, пора молодости и свежести, пора любви, надежд и счастья. Яркое подтверждение тому – стихотворение «Первый лист», написанное в начале 1850-х годов. В произведении природа предстает перед читателями как живой организм. В изображенном поэтом мире правят бал одухотворенные стихийные силы. Весенняя листва в тексте названа живыми грезами деревьев. Именно она в стихотворении оказывается в центре внимания. Ей посвящена каждая строчка. Голубое небо, солнечные лучи, новорожденная тень – это всего лишь элементы окружающей обстановки, декорации.
В произведении Тютчев воспроизводит одно-единственное зрительно-слуховое впечатление, полученное при наблюдении за тем, как березы покрылись первыми листочками. Поэт с любовью и нежностью описывает их особенности. В каждой строфе читателю дается новая информация, при этом общий тон – восторженный – не меняется. В стихотворении «Первый лист» зелень воздушная, полупрозрачная, словно дым, необыкновенно красивая, в солнечных лучах омытая. Произведение замечательно в первую очередь тем, что в явлении повседневном, тысячу раз виденном каждым человеком на земле Тютчев обнаруживает нечто новое. Федору Ивановичу было свойственно свежее восприятие природы, он был наделен особым зрением и прекрасным даром поэтизации вещей вполне заурядных. Еще одна примечательная особенность рассматриваемого текста – его ярко выраженный импрессионистический характер. Объект – молодые березовые листья – воспроизводится таким же, каким предстает при первом чувственном столкновении художника с ним.
Стихотворение «Первый лист» без колебаний можно поставить в один ряд с известными шедеврами Тютчева, посвященными весенней природе, — «Весенние воды », «Весенняя гроза », «Зима недаром злится …», «Еще земли печален вид…».
Природа в стихах Ф. И. Тютчева: анализ стихотворения «Первый лист»
Анализ стихотворения «Первый лист»
Стихотворение написано четырех-стопным ямбом с двухсложной стопой (с ударением на 2-ои слоге), состоит из 3-х строф. Первая и вторая строфы являются пятистишием, последняя – секстиной или шестистишием. Рифмовка в каждой из строф разная – холостая и гиперхолостая.
Мысли о том, жизнь не вечна и само по себе ее существование можно назвать чем-то хрупким не покидали поэта. По определению П. А. Вяземского, Тютчев избегал встречи с самим собой, и мало кто мог понять его сложный внутренний мир.
Лирика Тютчева – это в первую очередь пейзажная лирика, во главе которой стоит вечная природа, которая успокаивала и умиротворяла душу и постоянное беспокойство поэта.
Природа Тютчева всегда молодая, юная. Даже осень и зима никогда не несли тяжести и грусти. «Ваши весны не имеют морщин» – писал Тютчеву В.Г. Белинский. И с этим трудно не согласиться.
«Лист зеленеет молодой.
Смотри, как листьем молодым
Стоят обвеяны березы…» – уже в первых строфах слово молодой употреблено поэтом дважды. Весна воспринимается поэтом не только как прекрасное время года, но и как победа жизни над смертью.
«И вот живые эти грезы,
Под первым небом голубым
Пробились вдруг на свет дневной. » – эти строки звучат как своеобразный гимн юности, обновлению не только природному, но и человеческому.
Нельзя не сказать про характерный подчерк Тютчева, ставшим его художественным достижением – выражение динамики, движения («И слышно нам по их движенью»).
Природа в произведениях Тютчева предстает в виде живого организма, который чувствует, ощущает, движется, имеет свой голос или даже характер – «Лист зеленеет молодой», «Давно им грезилось весной».
Стихотворение «Первый лист» воспроизводит как раз одно из таких зрительно-слуховых впечатлений, вызванных появлением на березах первых листьев.
Листья в стихотворении – главный образ, главный герой. Что касается всех остальных реалий: березы, голубое небо, лучи солнца, тень, грозы, то они выступают в роли необходимого фона. Лист молодо выдвигается как объект на первый план, так как именно листья вызывают у поэта первые эмоции. Это же объясняет дальнейшую расстановку выразительных средств.
Так, каждая строфа имеет одну и ту же тему, однако с каждой строчкой поэт предоставляет нам больше информации. Сначала в фокусе зеленый лист, затем березы, затем, солнечные дни, которые грезились листьям и, наконец, новорожденная тень.
Эпитеты, который приводит поэт также раскрывают основную тему стихотворения. Появление молодой весны автор передает такими словами как: «молодой», «воздушный», «полупрозрачный», «золотой», «голубым», «дневной», «первых», «омытых», «новорожденною».
Федор Тютчев — Лист зеленеет молодой ( Первый лист )
Pervy list
List zeleneyet molodoy.
Smotri, kak listyem molodym
Stoyat obveyany berezy,
Vozdushnoy zelenyu skvoznoy,
Poluprozrachnoyu, kak dym.
Davno im grezilos vesnoy,
Vesnoy i letom zolotym, —
I vot zhivye eti grezy,
Pod pervym nebom golubym,
Probilis vdrug na svet dnevnoy.
O, pervykh listyev krasota,
Omytykh v solnechnykh luchakh,
S novorozhdennoyu ikh tenyu!
I slyshno nam po ikh dvizhenyu,
Chto v etikh tysyachakh i tmakh
Ne vstretish mertvogo lista.
Gthdsq kbcn
Lfdyj bv uhtpbkjcm dtcyjq,
Dtcyjq b ktnjv pjkjnsv, —
B djn ;bdst nb uhtps,
Gjl gthdsv yt,jv ujke,sv,
Ghj,bkbcm dlheu yf cdtn lytdyjq///
J, gthds[ kbcnmtd rhfcjnf,
Jvsns[ d cjkytxys[ kexf[,
C yjdjhj;ltyyj/ b[ ntym/!
B cksiyj yfv gj b[ ldb;tym/,
Xnj d nb[ nsczxf[ b nmvf[
Yt dcnhtnbim vthndjuj kbcnf/