Тюрки и татары в чем разница

Объясните пожалуйста. татары тюрки или финноугры по крови.

Булгары были тюрками ru.wikipedia.org/wiki/Булгары
Согласно наиболее распространённому взгляду, булгары были частью огурского массива племён, первоначально обитавших в Центральной Азии и называемых в китайских источниках тиелэ
кыпчакский язык это уже им Чингизхановцы втюхали выходит, а да этого они говорили на тюркском но другом языке (После татарского нашествия это население (в Поволжье) ассимилируется и переходит на кыпчакский язык. )

Тюрки это смесь европеоидных (исходя из того что тогда там проживали такие ираноязычные народы как сарматы индоевропейских) народов с монголойдами. Затем часть этих тюрок продолжает ассимиляцию с монголами, а часть ассимилируется с сарматами (индо-европейцами) отсюда и расовое различие у тюркских народов.

Одним словом они тюрки.

по крови они человеки млекопитающиеся.

Тата́ры (самоназвание — тат. татар, tatar, мн. ч. татарлар, tatarlar) — тюркский народ, живущий в центральных областях европейской части России, в Поволжье, Приуралье, в Сибири, Казахстане, Средней Азии, Синьцзяне, Афганистане и на Дальнем Востоке.

Сейчас казанские татары считаются тюрками, но были ли они раньше ими? Последние научные данные генетиков говорит о том, что казанские татары изначально тюрками не были, и тюркский язык для них не родной.

Вот что говорит на лекции в программе Academia на телеканале «Культура» член-корреспондент РАН, профессор МГУ, директор Института общей генетики им. Н. И. Вавилова РАН Николай Казимирович Янковский. По результатам этногенетических исследований, которые были проведены более 10 лет назад (исследовали генофонд русских, марийцев и татар):

Ответ простой у татар (булгар) к северу России в генетике процент ген гуннов фино-угорских выше чем ген тюркских, а к югу по мере снижения территориально по карте России возиожно что процент тюркских ген равен 50 на 50 или выше.

Ответ основан на книгах о генетике и истории в библиотеке профессоров Казанского Федерального Государственного Университета

Источник

«Татары», «тюрки», «монголы» – слова разные, но тесно связанные

Одни из НИХ пришли пораньше и сильно смешались с кавказцами, иранцами Средней Азии, сибиряками и сарматами-европейцами. Вторые подольше оставались на родине. В итоге немного различаются по языку и внешности. Третьи вообще относятся к иной группе алтайской языковой семьи, но один их род в 12-13 вв. возглавляет представителей всех трех…

Каганаты, ханства, орды, улусы, тумены, юрты, курени – кто принес все эти понятия в русский язык? И каким образом? Опишем долгую историю кратко.

Тюрки – целый мир народов в Евразии

Первое упоминание этой этнической группы сразу же касается самоназвания – «тюрюк». Начиная с 3 века, в Тибете этих соседей звали похоже: «дурга» (от схожих вариантов этнонима: «дуруг» или «дуруга»). В Северном Китае – «туйю», в более южных его провинциях – «туо-куо». А в Сасанидской империи «тюрюк» вообще слился с древним «тура» (историческое обозначение ираноязычного кочевника). Греки называли ИХ «тоуркос». Вот как между Византией и Персией возникли турки и их страна Турция (подобным образом окрестили сначала державу Сельджукидов, а затем и Османидов). Впрочем, анатолийская империя Средневековья имеет столько же прав зваться еще и «татарской». Ранние огузы (предки турков, туркмен и большинства современных азербайджанцев) — смесь обеих тюркских «волн».

Итак, вернемся к началу. Кто такие эти «тюрюки»? Оказывается, у многих народов алтайской языковой семьи упомянутая идиома с 5 века переводится как «крепкие». А еще их звали «теле». Сравните более поздние этнонимы: ТУРКи, ТУРКмены, ТЮРКюты, ТЮРГеши и ТУРКоманы… Получается, это первоначально «титул» некоего племенного союза, а не имя отдельного народа. Кто мог получить в кочевой среде такое прозвище? Скорее всего, те альянсы степных кланов, которые сохранили свою численность и внешнеполитическую сплоченность. То бишь кочевья, чьи курени не растрачивали военные силы (да и просто людские ресурсы) на утомительные китайские, европейские и сибирские походы 3-5 веков. Такие всадники с семьями проживали в надежно изолированных степях… Алтая. Часть их и сегодня там обитает – телесы, телеуты, тубалары и крохотное общество кумандинцев. Ближайшие их родственники (по гаплогруппе R1a) – киргизы, казахские, узбекские и китайские уйгуры, а также хакасы. И тувинцы (сибирские киргизы). Откуда ген? От тохаров – индоевропейцев, раньше всех отколовшихся от своего далекого прикаспийского «гнезда» (в 4 тыс. до н.э.).

Вот в чем «кровное» отличие классических (азиатских) тюрков от «татаров» – тюрков, получивших названный ген уже в результате смешения с европейскими кочевниками в 4-6 веках. А заодно часть их слов и черт…

Кто на самом деле татары? Полукровки…

«Татары» – термин, известный лишь с 6 века. Он на 100 лет моложе авто- или экзоэтнонима «тюрюк», рассмотренного в главе выше. «Татары» – результат почти 200-летнего слияния сарматского (аланского) понятия «тарх ар» («предводитель чистокровных»). С европейским гидронимом Тартар (взятого еще из древнегреческих мифов – к слову, река Тартар все еще есть на Кавказе). Если в Европе Западной (христианской) Атилла 4 века и Боян 6 века стали символом «Врат Ада» (или «Гогом и Магогом»), то в Европе Восточной (варварской) первые (самые могущественные) гунно-сарматские роды были символом храбрости и государственного порядка. Честным миром военной демократии. Тархары возглавляли сначала политические, а затем уже этнические объединения 4-6 веков. Речь о людских массах, родом из которых вышли булгары, чуваши, хазарейцы и прочие наследники Сувара (к примеру, славяне-северяне и славяне-болгары, а также балкарцы и карачаи). Все они гордо называли себя «тархарами». Даже в ордынские времена слово «тарх» обозначало в городах Поволжья представителя знати (правда, уже мусульманской). Но понятие «адских» (на европейский манер) «татаров» всплывает ровно через 700 лет – в труде того самого Плано Карпини. А на 9 известных европейских картах окажется еще и загадочная Тартария.

Странная. Почему? В этой земле лица у каганов европеоидные. Факт вполне объясним – посмотрите на балкарца, карачая, крымчака, татарина, чуваша. Монголоидность вернули себе лишь башкиры, смешавшись со второй тюркской волной еще в предордынские времена. Но и то не все! Часть башкиров ушла с «западным» потоком в Венгрию и влилась в европеоидов.

Кроме того в язык тюрков, получивших имя «татаров» («тархаров» или даже «тартаров») проникло множество индоевропейских лексем. Само слово «тарх» смахивает на АРХонт («человек-начало» у эллинов). Слово «АРХаика» обозначало у греков старину (может, «первородность»?). Небезынтересно, что понятие «отара» («стадо») происходит от диалектного понятия хоперских, запорожских и донских казаков «АТАра». Тюркский термин utara (собственно, «стадо») мог просто слиться за столетия ассимиляции гуннов с сарматами. В указанное слово… Также как и тюркский «монгул» с бактрийским и согдийским (арийским) «магалом» в идиому «могол» (была когда-то и империя Великих Моголов — правда, немного позже Монгольской империи)… «Магал/махал» — широкое выражение, несущее в Азии несколько значений: «величественный по размеру», «великий по деяниям», «грандиозный по могуществу», доминант. В этом плане наиболее показательна арийская лексическая конструкция Тадж Махал (буквально «Правоверных Величие»). Красиво же?

В честь кого назвали альянс Чингисхана?

Почему историкам так трудно было разделить когда-то термин «татаро-монголы»? Потому что как и «титул» первой тюркской волны 4-6 веков («татары»), «монгол» – прозвище уже «мертвого» (или полностью ассимилировавшегося в соседях) народа. Мало того, он вообще не имел связи с этносами сегодняшней монгольской группы. Просто эта самая группа «сперла» его этноним (также непонятного авторства)… Во всем виноват человек из предков халха. Это Тимуджин (он жеЧингис Хаан).

По версии путешественника Плано Карпини, посетившего Великую Степь в период начала Орды, жил-был особый вид татар. Проживал он по всему течению реки Монгул. Водоем, видимо, дислоцировался уже на границе с Сибирью – об этом говорят карты тех времен. Китайские «грамоты» тоже это подтверждают. Монгулы, скорее всего, были первыми «сибирскими татарами» — потомками гуннов, ассимилировавших некоторые сибирские (аборигенные) народы алтайской языковой семьи. Среди родичей будущего Чингисхана они единственный известный племенной союз «татарского корня». Поэтому и в романах присутствует постоянно это имя, «татары».

Так вот. Границы расселения «многочисленных племен «страны Монгут» (по китайскому трактату 1221 года «Мэн-да бэй-лу» – «Полное описание татар») сходились здесь с кочевьями иноязычных народов, которые ныне зовут себя «халха». То есть тех людей, что населяют современное государство Монголия, родственное по языку племенам Внутренней Монголии и Ордоса в Китае, ойратам-калмыкам и бурятам России, а также даурам, проживающим сразу в РФ, КНР и МНР). Вот из какой племенной среды вышла «ипостась бога Чингиса». Часть его сородичей занимала горы и предгорья с хвойными лесами, тесно соседствуя во Внутренней Монголии еще и с маньчжурами. Будучи выбранным (на Курултае в Каракоруме) ханом одной из группировок этой народности, Тимуджин завоевал и все остальные родственные племена. А еще он поклялся истребить чуждое по языку татарское семя «непобедимых» – тот самый народ Монгу. Будто бы убивший его отца. Предыдущего хана. Из-за чего Тимуджину пришлось туго — он и в рабстве побывал, и скитался…

Да! Кагану Чингису удалось сдержать клятву. С тех пор у других европейских хронистов 13-14 веков бытует красивая легенда. Будто бы объединенные под бунчуком Тимуджина воины (в первую очередь его собственный «сборный» курень) присвоили себе имя самого могущественного из врагов. А им-то как раз и были, как вы поняли, племена Монгута (реки Монгул). Ведь на момент возмужания будущего Чингисхана они были самыми сплоченными. Занимали всю сибирскую часть изначальной империи амбициозного «наместника Тэнгри» (существующей в первые годы его правления). С присоединением соседних кочевий (в том числе маньчжурских) слово «монгулы» переходило и на остальных. У первых тюрков оно значило «непобедимые». Может, это калька с того самого «магал» («махал») – «величественный» (и по силе, и по размеру). Вы знаете — термин широкий…

Упомянутая часть людей монгольской языковой группы ушла покорять Европу, Кавказ и Переднюю Азию. У русских в те времена не было буквы «о» или «у». Была литера, обозначающая фонему «оу». Вот почему «монгулы» со временем превратились в более поздней литературе в «монголов». И первый, и второй вариант – по сути, остатки «монгоулов». А так как первыми в этих регионах под знамена «монгулов» встали именно побежденные «татарские» каганы (Великая Булгария и мелкие ханства Северного Кавказа), а непокоренные башкиры были признаны полноправными союзниками, то термин «монголо-татары» весьма уместен. Особенно, если учесть, что от «монгулов» в Европе действовала лишь «верхушка» – Чингизиды и самые преданные их соотечественники. Прочие же остались примитивными скотоводами. Ими они являются и поныне. Разумеется, языком общения в Улусе Джучи остался татарский – трудно представить другой после 900-летнего его распространения в степной части Восточной и предкарпатской Европы, а также на ровном фрагменте Кавказа! А что до рыжего цвета волос у Чингисхана, то ответ прост. Его род мог попасть к племенам, которые сегодня правильно называть «халха», откуда угодно — в том числе и из среды «татар».

«Тюрки», «татары» и «монголы» совершенно разные по семантике слова. А ведь как крепко связаны исторически! Разделить их «строго» очень трудно.

Источник

Тюрки и татары в чем разница

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Татары тюрки, а не монголы.

В китайских, монгольских и персидских исторических источниках довольно подробно описывается история монголов и их южных соседей татар. В то же время по этим материалам татары, в отличие от монголов, представляются племенами иного этноса, а именно тюркского.

Географический трактат неизвестного персоязычного автора «Худуд ал-алам», написанный в 982-983 гг., причисляет татар к токуз-огузам — «самым богатым среди тюрков», «…они из расы токузгузов…», а их страну называет: «страной токуз-огузов и татар». [Бартольд В.В. Худуд ал-алам. Рукопись Туманского, с введением и указателем. Ленинград, 1930. С.174; Халиков А.Х. Монголы, татары, Золотая Орда и Булгария. Казань, 1994. С.12].

Среднеазиатский исследователь тюркских языков XI в. Махмуд Кашгари в своем «Сборнике тюркских наречий» упоминает татар в числе двадцати самых крупных известных ему тюркских племен, размещая их между двумя другими тюркскими племенами — ябаку с запада и киргизами с востока. При этом, Кашгари отмечает, что татары наряду с племенами жумул, ябаку, кай и йасмил имеют собственный язык, но вместе с тем хорошо владеют тюркским [Махмуд ал-Кашгари. Диван Луга тат-Турк. Алматы, 2005. С.69-70, 387]. Кашгари также пишет о наличии второго языка у уйгуров, тюркское происхождение которых не вызывает сомнений, кроме этого, тюркское происхождение других четырех племен, перечисленных Кашгари, поддерживается большинством исследователей.

Другой персидский автор XI в. в своем труде Кабус Нама, который содержит советы по выбору рабов из тюрков, упоминает татар в числе нескольких перечисленных тюркских племен [Махмуд ал-Кашгари. Диван Луга тат-Турк. Алматы, 2005. С.22-23].

Арабский историк Ибн ал Асир (1160-1223) называет татар «большим тюркским племенем» [Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т.1. С.4].

Выдающийся историк средневековья, персидский придворный летописец монгольской династии Хулагуидов, он же госсекретарь иранского правителя Газан-хана, Рашид-ад-Дин, который вероятно был хорошо ознакомлен с этническими различиями между монголами и тюрками, писал, что татары были «самыми известными тюркскими племенами в ту эпоху» [Рашид-ад-Дин. Сборник летописей. Т.1. Кн.2. Москва, Ленинград, 1952. С.57]. В пользу вероятного тюркского происхождения татар свидетельствует повсеместное перенесение этого этнонима на все тюрко-язычные племена, покоренные монголами. Рашид-ад-дин по этому поводу пишет: «вследствие силы и могущества татар, … [и поныне] в областях Хитая, Хинда и Синда, в Чине и Мачине, в стране киргизов, келаров и башкир, в Дешт-и Кипчаке, в северных [от него] районах, у арабских племен, в Сирии, Египте и Марокко [Магрибе] все тюркские племена называют татарами» [Рашид-ад-Дин. Сборник летописей. Т. 1. Кн. 1. Москва, Ленинград, 1952. С.103] Рашид-ад-Дин располагал огромной библиотекой ценнейших рукописей, которыми успешно пользовался при создании своего классического труда «Сборник летописей» и перечисляя 14 тюркских племен, одно из самых больших из них назвал татарским, состоявшим в свое время из 70 тысяч юрт (домов, семей). Вот что писал он о татарах:
«Из-за [их] чрезвычайного величия и Почетного положения другие тюркские роды при [всем] различии их разрядов и названий стали под их именем и все назывались татарами». Это – достоверное и очень серьезное сообщение, и определения его автора являются поистине энциклопедическими. Кстати, крупнейший отечественный востоковед, академик В.В.Бартольд писал, что «сочинение Рашид ад-дина представляло собой огромную историческую энциклопедию, какой в средние века не было ни у одного народа ни в Азии, ни в Европе».

Тюркское происхождение татар может быть дополнительным объяснением значительного числа тюркизмов и тюркских антропонимов в «Сокровенном сказании монголов». Так, Рашид-ад-дин сообщает о значительной степени интеграции татар в монгольское общество: «в начале державы Чингиз-хана и потом каждое из монгольских и немонгольских племен [брали у татар] себе и для своего рода девушек, а им давали [своих]. Чингиз-хан также взял от них девушек, ибо из [числа] его жен Есулун и Есукат были татарки; старший брат Чингиз-хана, Джочи-Касар, также высватал у них жену; многие эмиры тоже брали [за себя] татарских девушек … Из этого [татарского] народа, как во время Чингиз-хана, так и после него, некоторые стали великими и уважаемыми эмирами и доверенными государства в ордах [высокопоставленных монголов]… вплоть до нынешнего дня, в каждой орде и в каждом улусе [из татар] появлялись великие эмиры. Иной раз им давали девушек из рода Чингиз-хана и от них высватывали [невест]. В каждом улусе также существует из того племени много народа, который не стал эмирами, а присоединился к [монгольскому] войску; всякий из них знает, из какой ветви татар он [происходит] [Рашид-ад-Дин. Сборник летописей. Т.1. Кн.1. Москва, Ленинград, 1952. С.106-107]. «Сокровенное сказание» сообщает, что среди жен Чингисхана были две сестры-татарки — Есуй и Есуган [Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. под названием Mongrol-un Niruca tobciyan. Юань Чао Би Ши. Монгольский обыденный изборник / Пер. С. А. Козина. Москва, Ленинград, 1941. § 155]. Также, Радиш-ад-дин пишет, что из племени алчи-татар происходила старшая жена хана Бату Боракчин и один из его старших эмиров Ит-Кара [Сборник материалов относящихся к истории Золотой Орды т. II Москва, Ленинград, 1941 С. 29].

В одной китайской хронике XIII века, конкретно указывается, что татары «происходят от особого рода ша-то». Племена ша-то – это конфедерация племен западных тюрок, обитавших в VII веке в районе нынешней Ферганы в Средней Азии. В VIII – IX веках часть из них переселилась на территорию Северного Китая.

Источник

«Быть «татарином» уже подразумевается, что ты из правящего сословия»

Казанский историк Искандер Измайлов приподнимает завесы тайны над значениями этнонимов «тюрк», «турки» и «татары», а также рассказывает о механике их распространения на народы.

На канале «Татары мира» в формате прямой трансляции начался цикл передач под названием «Исторические виражи этнонимов тюркских народов» вместе с казанским историком Искандером Измайловым. В первом выпуске он рассказал о механике возникновения этнонимов у народов вообще и детально разобрал, что значат и откуда пришли такие этнонимы как «тюрк», «турки» и «татары».

— Как формируются этнонимы у народов?

— Мы понимаем, как людям даются имена. Имена даются родителями или племенем. В традиционных обществах человек получает одно имя, оно же первое его имя. А когда он становится юношей, то уже получает определенное другое имя. Проходит инициацию, становится юношей, тогда он может получить новое имя. А если он станет знатным человеком или вождём, то он уже получает другое имя. Есть ещё понятие, что у людей могут быть сокровенные, тайные, неназываемые имена.

Очевидно, что у народов всё происходит иначе. Нужно признать, что у наименований народов существовала иерархия. Скажем, объединение в виде семьи, рода или клана имели своё наименование. Некоторые считают, их названия происходили как правило от топонимов. Скажем, «люди, которые живут к Красной реки» или «люди, которые живут и Зелёной горы».

— То есть, красноречушники и зеленогорцы?

Если мы посмотрим древние этнонимы, то очень часто они все восходят к наименованию «настоящие люди», «люди». В этом процессе человечество не сильно креативностью выделялось.

Например, немцы сами себя называют как «дойч». А это значит «человек», «настоящий человек».

Или, например народ России, которого все называют чукчами. Но они сами себя называют лыоравэтланы, что значит «настоящие люди». А слово «чукчи» возможно обозначал военный контингент этих лыоравэтланов, который был очень воинственным. И вот со временем этноним «чукчи» накрыл их всех как внешний этноним, как экзоэтноним. Но себя они называют как лыоравэтланы.

Или, например, индейцы навахо, у которых сегодня в США самая большая резервация, имеют на самом деле название «дены», что опять переводится как «настоящие люди».

Например, в Европе с Севера, или в Азии с Севера к границам Римской империи или Китая (не важно, везде одна и та же картина) идёт такой отряд воинов, который начинает постепенно обрастать такими же воинственными группами. И вот такой поход, такое движение людей начинает формировать какую-то новую общность, какую-то новую группу.

Подошедшая к границе цивилизации такая группа воинов может себя уже как-то по-другому называть, хотя в составе себя может иметь представителей уже совсем других народов. И эти новые этнонимы уже не восходят к языковым, территориальным общностям, к названиям себя как «настоящие люди».

Тюрки и татары в чем разница

— Откуда произошло название «тюрки»?

Известный дореволюционный российский востоковед-академик Бартольд один из первых сказал, что не совсем понятна этимология слова «тюрк». Но, рассуждал Бартольд, этот этноним обозначает не этническую, а социальную общность. Но в филологические тонкости и подробности термина «тюрк» он не вдавался.

Советский академик-тюрколог Кононов он сделал филологический анализ термина «тюрк». Он исходил из того, что само слово «тюрк» делится на корень «тур» и суффикс «к». Причем, отметим, что по-китайски слово «тюрк» тоже двумя иероглифами передаётся, где также есть отдельный «тур» и «к».

В понятие «тур», «тор» мы без труда слышим знакомое нам в татарском языке, в других тюркских языках слово «түрә». Это слово с татарского переводится как «начальник», «чиновник», «сановник», «закон», «знатность».

Скорее всего тот факт, что род или общность «тюрк» захватила власть среди других тюркских племён, то именно поэтому они и приняли себе этноним «тюрк». Но при этом внутри этого появившегося конгломерата «тюрк» были тёлёсы, тардуши и целый ряд других племенных группировок. История этого тюркского конгломерата в итоге пришла к тому, что Тюркский каганат распался на Западны и Восточный каганаты.

— А почему жители Османской империи в 20 веке стали турками?

Турки-сельджуки взяли под свой контроль арабского халифа. Ему было указано, что халиф теперь занимается только духовной властью, а светскую власть будут исполнять султаны из рода Сельджуков. Но потом держава чуть-чуть пережила своего основателя Тогрул-бека и распалась. В итоге, тюркские племена распространились по передней Азии, по полуострову Малая Азия.

А самое знаменательное, это когда турки-сельджуки разбили войска византийского императора в 1071 году в бите при Мцикерте. Они прорвались на Анатолийское плато. До этого арабы бились об крепости предгорья Анатолийского плато и никак не могли пройти дальше. Византийцы довольно крепко держали эти границы этими крепостми. Но туркам удалось это разгромить.

И вот получилась такая ситуация, что Сельджуки остались вокруг Багдада. А эти другая часть племени, то есть турки, прорвались в Анатолию.

Тюрки и татары в чем разница

— Но они же большой период истории называли себя османами. Почему они изначально себя не назвали турками?

— Османами ни себя назвали потому, что у них был завоеватель по имени Осман I Гази (1299-1324), который считается основателем Османской империи.

Но Османская империя, как и всякая другая империя, этнически не была тюркской. В этой империи многие администраторы, военначальники частично были выходцами из албанцев, из дунайских славян, частьиз армян, часть из евреев.

И по итогам Первой Мировой войны, после того, как Османская империя потерпела поражение, Мустафа Кемаль Ататюрк сказал, что основой нового государства будут анатолийские тюрки. Они должны стать кровью и плотью нации. Ещё в начале ХХ века если вы на улице Константинополя торгову сказали бы, что он турк, то могбы полезть в драгу или зарезать. В общем, сильно обиделся бы. Тогда «тюрки», «турки» у османов ассоциировались с грязными кочевниками, которые пасут коз в Анатолии. А османы себя считали благородными.

Но Мустафа Кемаль Ататюрк сделал свою революцию и заставил всех сменить свои имена, в том числе он сменил и этноним у свеого народа.

— Отуда этноним «татары»?

— Куда делось 21 татарское племя? Почему такая разница?

— Не знаю. Видимо во время Тюркского каганата произошло какое-то переформатирование татарских племён. Может часть племён куда-то обратно откочевали.

И вот после гибели Тюркского каганата образовался большой Уйгуро-Татарский каганат.

— Он так и назывался «Уйгуро-Татарский» каганат?

— Нет, только как Уйгурский каганат назывался. Но уйгуры долго воевали с татарами наконец их подчинил себе и у них образовалось общее для уйгур и татар государство. Но в 840 году государство уйгур и татар разгромили кыргызы и они буквально на короткое историческое время, буквально на два поколения захватили власть в Центральной Азии. Но потом их завоевали кидани.

Но в ходе всех этих завоевание ни уйгуры, ни татары ведь никуда физически не делись. Да, может они пострадали, кто-то убежал к границам Китая. Например, известно, что на территории Ордоса (территория Китая, на которой река Хуанхэ делает своеобразную петлю), которая пустынно-степная, ңили онгуты, которых еәһ называют как «Белые татары».

А во времена Чингисхана значительная часть вот этих татар-уйгур добровольно ему подчинилась, их на самом деле никто не истреблял. Они стали основой для администрации его государства. Значитальная часть этих татарских племён вошла в состав Улуса Джучи (сына Чингисхана, предвестника Золотой Орды). А другая часть татаро-уйгурской аристократии после кыргызского завоевания ушла в Прииртышье, где создала Кимакский каганат. Но у него название только такое, хотя персидский географ и историк Гардизи пишет, что правители Кимакского каганата были «из татар». Территория Кимакского каганата тоже добровольно вошла в состав Улуса Джучи.

После гибели Золотой Орды татары в постордынских государствах считались военно-правящим сословием. И вот эта традиция называть эту аристократию татарами перешла и в Российское государство.

Тюрки и татары в чем разница

— В татарско-мусульманская интеллигенция, их сообщество в составе Русского государство само себя как называло?

Если кто-то из служилых татар хотел остаться в дворянском сословии, то он должен был принять православие со всеми вытекающими отсюда последствиями. Некоторые татары отказались от этого, они потеряли земли, но они сохранили деньги, влияние, образовательный уровень и начали заниматься торговлей.

В общем, при Петре произошло слияние сословия служилых татар с крестянской, сельской мусульманской массой населения.

— То есть, татары должы сказать спасибо Петру I за то, что он наших татар-началҗников, нашу татарскую аристократию спустил с небес на землю, отняв у них земли и крепостных?

— Да, Пётр I с татарами сделал то, на что у англичан в Великобритании ушло несколько веков. В общем, как создали татарскую нацию? Пётр I деклассировал татарскую аристократию в лице служилых татар, отнял у них привилегии. Те спустились к татарам вниз. В итоге у нас получилось, что вчерашняя татарская аристократия срослась с сельскими и городскими мусульманами-обывателями. И так вперёд выдвинулась национальная идентичность у татар.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *