Тюр в скандинавской мифологии бог чего

Тюр в скандинавской мифологии бог чего

В германо-скандинавском пантеоне бог Тюр занимает особое место, ведь есть немало фактов, свидетельствующих о том, что он был известен почти всем народам Северной Европы, и, вероятно, восходит к единому индоевропейскому мифологическому образу. При этом традиционно бог Тюр считается покровителем воинов, он воплощает доблесть и отвагу (что особенно хорошо прослеживается в мифе о Фенрире). Однако подобные атрибуты Тюр получил лишь в средневековье, ранее его образ был неразрывно связан с образом Одина.

Существует версия, согласно которой Тюр был главной пантеона асов до Одина, и тому есть два свидетельства. В «Младшей Эдде» Снории Стурлусона, в части «Язык поэзии», упоминаются следующие кеннинги (образные обозначения) Одина – «Тюр повешенных» и «Тюр победы». Кроме того, неоднократны археологические находки копий, на которых орнаментальные рунические надписи гласят, что эти копья «посвящены мудрому и отважному Тюру». На основании этих находок некоторые исследователи полагают, что даже легендарный Гунгнир Одина ранее мог принадлежать богу Тюру.

Тюр в скандинавской мифологии бог чего

Существует распространенное заблуждение, согласно которому Тюру и Одину приносили жертвы, в частности – повешенных. Относительно того, почему Одина в скальдической поэзии иногда зовут «богом повешенных» подробно сказано в статье о владыке Асгарда. Однако нужно понимать, что не существует ни одного прямого доказательства тому, что этим богам действительно приносились жертвы. Вероятно, подобное утверждение могло возникнуть после прихода христианства на европейский север по ряду очевидных причин.

Происхождение Тюра, интерпретация образа

Относительно происхождения бога Тюра не существует единой общепринятой версии. Дело в том, что в эддических текстах на этот счет существуют разночтения – в одном месте говорится, что Тюр – сын Одина и Фригг, в другом – что он был зачат Одином от безымянной великанши, сестры Хюмира. То есть Тюр либо чистокровный ас, либо наполовину великан (причем именно инеистый, а не йотун, так как Хюмир относится к роду инеистых великанов). Что же касается этимологии имени бога Тюра, то здесь все значительно проще.

Согласно общепринятой версии поздняя форма имени «Tyr» происходит от прагерманской формы «Teiwaz». Аналогичное название носит одна из рун так называемого Старшего Футарка (24-рунный ряд общегерманских рун). Руну Тейваз иногда так и называют, руной Тюр. Однако руну Тюр не стоит путать с «руной великана», Турисаз, ведь не только в их сущности, но даже в названии кроются принципиальные лингвистические различия, которые, однако, позволяют проследить происхождение имени самого Тюра.

Итак, многие формы рунических названий, например, Тейваз («Teiwaz»), Турисаз («Thurisaz»), Воданаз («Wodenaz»), имеют характерное окончание «az», которое, как полагают некоторые лингвисты, является более ранней формой слова «as» или «ass» (в ряде диалектов – «ozz»). В скандинавских языках «ass» значит «бог». В случае с руной Тюр, корень слова «Tei», вероятно, восходит к прагерманской форме «djevs», что значит «небо» или «свет». Несмотря на то, что данная лингвистическая гипотеза не получила абсолютной поддержки и подвергается критике, она достаточно четко прослеживает историю образа Тюра, который изначально действительно мог быть одним из наиболее значимых и наиболее почитаемых древнегерманских богов. Вероятно, бог Тюр действительно покровительствовал небу и всем асам, но позже, когда данная функция перешла к Одину, Тюр стал богом битвы.

В «Младшей Эдде» на этот счет есть хорошее описание «функции» бога Тюра. Высокий (Один) в разговоре с Ганглери рассказывает о том, что есть среди асов тот, «от кого зависит победа в бою». Один называет Тюра самым смелым и отважным из асов, говорит, что именно Тюра призывают воины, идущие в бой. Вместе с тем, согласно речи Высокого, Тюр не только храбр, но и мудр, «ибо Тюром зовут того, кто умнеет всех».

Индоевропейские «корни» Тюра, поздний эддический миф

Предположительно бог Тюр был известен саксам под именем Тиу и почитался, как «небесный бог». Восточные саксы звали его Сакснот и верили, что род владык Эссекса происходит от этого мифического героя. Древние германцы могли знать Тюра под именем Зиу (или Зио). Существует еще немало гипотетических аналогий между Тюром и другими европейскими богами (вплоть до отождествления Тюра и Марса), но они выглядят надуманными и в действительности не имеют никакой фактологической базы.

Многие исследователи в своих предположениях доходят до того, что приписывают богу Тюру андрогинные черты, связывают его с неким культом богов-близнецов, существование которого, однако, не имеет никаких доказательств, даже косвенных. С другой стороны, версия о том, что Тюр изначально мог выполнять функции Всеотца, выглядит логичной, учитывая вышеприведенные лингвистические гипотезы и реальную близость аналогичных мифологических образов средневековых народов европейского севера. Этот вопрос сохраняет свой дискуссионный статус, что не может не указывать на сложность, неоднозначность и особую значимость образа бога Тюра.

При этом в позднесредневековой Европе Тюр был известен благодаря одному конкретному эпизоду, упоминаемому Снорри Стурлусоном в «Младшей Эдде». Согласно оригинальному мифу (который, по всей видимости, появился достаточно поздно), из всех детей Локи асы отважились принять к себе только Фенрира, огромного и страшного волка. Фенрир рос очень быстро и был невероятно свиреп, только бог Тюр сумел найти со зверем общий язык, он приносил ему пищу и скоро подружился с волком. Но асы боялись Фенрира, они изготовили волшебную цепь Лединг, чтобы пленить волка. Цепь принесли Фенриру и сказали, что не так уж он и силен, если не сумеет порвать ее. Фенрир был уверен в своей силе, влез в Лединг и без труда разорвал ее. Тоже произошло и со второй цепью, Дроми, что была вдвое крепче первой.

Тюр в скандинавской мифологии бог чего

Тогда Скирнир (гонец Фрейра) был послан к черным альвам, чтобы те изготовили самую крепкую цепь в мире. Альвы соединили шесть «сутей» – женскую бороду, птичью слюну, дыхание рыбы, звук кошачьих шагов, жилы медведя и корни гор. Как нетрудно догадаться, речь идет об объектах и явлениях, которых, как полагали древние скандинавы, не существует в природе (точнее – не стало существовать после изготовления альвами той самой цепи). Цепь Глейпнир была тонкой, словно шелковая лента и Фенрир не захотел ее надевать. Волк сказал, что не будет ему никакой славы, если он порвет столь тонкую цепь, но если есть в ней хитрость, то надевать ее ему опасно, ведь тогда он станет уязвим. Он предложил асам, чтобы кто-то из них в залог вложил ему в пасть свою руку. Никто, кроме отважного Тюра, не рискнул выполнить просьбу волка. Фенрир доверял Тюру, поэтому согласился. В итоге, волк не сумел порвать цепь, откусил Тюру руку и был погружен асами под землю до Рагнарека.

Анализ образа Тюра, руна Тюр, другие мифы

Так бог Тюр получил свои знаменитые кеннинги – «однорукий» и «отважный». При этом во время Рагнарека Тюру и Фенриру, который возненавидел аса, не удастся встретиться в бою. Тюр сразится с адским псом Гармом и они убьют друг друга. Хотя здесь стоит обратить внимание на тот факт, что Гарм по одной из версий является воплощением Фенрира, возникшим в результате более поздних или диалектных интерпретаций оригинального мифа.

Сущность образа бога Тюра наглядно демонстрирует традиционная трактовка одноименной руны. Значение руны Тюр (Тейваз) сводится к понятиям – воин, стрела, победа. Руна Тюр также считается руной мужчины (тогда как Беркана – явно женская руна), отчасти воплощая в себе фаллическую эмблематику. Это активный, динамичный принцип, меняющий действительность. В большинстве раскладов руна Тюр указывает на верное направление, достижение задуманного, защиту и покровительство.

В тоже время руну Тейваз, как и самого Тюра, часто ассоциируют с Полярной звездой. Дело в том, что в знаменитой «Англосаксонской рунической поэме» (X век) говорится о том, что «бог Тюр всегда в пути над тьмою ночи и подвести не может он». Вероятно, этот фрагмент действительно может служить прямой отсылкой к Полярной звезде, по которой ориентировались скандинавские мореплаватели. И это вновь возвращает нас к образу главного небесного бога.

Также стоит упомянуть, что в песни «Перебранка Локи» из «Старшей Эдды» бог хитрости говорит Тюру: «Молчи, ибо жена твоя от меня родила!» Многие исследователи уверены: речь в этих строках идет о том, что великанша Ангрбода, первая жена Локи, изначально принадлежала богу Тюру. Причем, вероятно, у них даже могли быть дети, и некоторые скандинавоведы полагают, что именно Фенрир является сыном Тюра и Ангрбоды. Это объясняет тот факт, что только Тюр мог кормить волка, пока он жил в Асгарде.

Так или иначе, но нет никаких сомнений относительно того, что Тюр – один из важнейших героев скандинавского эпоса. Особое значение здесь имеет тот факт, что, по всей видимости, поздние мифы о нем не соответствуют изначальному образу. Причина этого несоответствия нам неизвестна, но это вовсе не значит, что с течением времени исследователи не смогут понять сущность метаморфоз, произошедших с Тюром в эпосе и мифологии. Это яркий, положительный персонаж, бог победы, доблести и мудрости. Фактически – апофеоз настоящего мужчины.

Источник

Бог битвы — Тюр

Тюр (Тир, Тиу, Тиваз) в скандинавской мифологии бог битвы и сражения. Он был сын Одина и его жены Фригг, один из древнейших богов северных народов Европы. По некоторым теориям изначально Тюр был богом неба, но со временем культ и верование изменилось.

Мифы и легенды

По мифам легендарное копье Одина могло изначально принадлежать Тюру. У викингов существовал обычай — перед началом рукопашного боя забрасывать копья за спины противников, а также последние археологические находки великолепно орнаментированных копий, посвящённых «мудрому и самому смелому богу» Тюру.

Тюр в скандинавской мифологии бог чегоОписание бога Тюра

Один из самых известных мифов о Тюре связан с ужасным Фенриром. Это чудовище было настолько сильным, что боги были вынуждены посадить его на цепь. Обычные цепи не удерживали зверя. Чтобы волка сдержать были сделаны волшебные цепи. Но надеть на чудище кандалы не удавалось никому, тогда Тюру пришлось в знак доверия положить ему в пасть свою правую руку.

Тюр в скандинавской мифологии бог чегоВолк Фенрир и бог Тюр

Когда волк понял, что не в силах порвать узы, он откусил руку, а боги долго смеялись над страданиями Тюра. Понижение Тюра в иерархии богов может быть связано именно с увечьем. Подобные случаи также приводятся и в мифологии других народов.

Скандинавский бог Тюр видео:

Источник

Тюр в скандинавской мифологии бог чего

Тюр в скандинавской мифологии бог чего

Бог войны

Тюр (Тиу или Циу) был сыном Одина, согласно мнению некоторых мифологов, его матерью была Фригг, богиня богинь, по другой версии, безымянная великанша, олицетворявшая бушующее море. Он считался богом битвы и был одним из двенадцати главных богов в Асгарде. Хотя у него не было особого чертога, он занимал один из двенадцати престолов в большом зале в Глядсхейме, и его с радостью приветствовали в Вингольве и в Вальхалле.

Народы Северной Европы обращались к Тюру, богу смелости и битвы, так же как и к Одину, с просьбой о даровании победы. То, что в пантеоне богов Тюр занимает следующее после Одина и Тора место, доказывает тот факт, что имя Тиу присвоено одному из дней недели, дню Тиу, который в современном английском стал вторником. Под именем Циу Тюр был главным божеством швабов, которые первоначально назвали свою столицу, современный Аугсбург, Цизбургом. В обычае здесь было поклонение мечу, главному атрибуту этого бога, в его же честь исполняли танцы с мечами. Иногда танцующие становились в две шеренги, скрещивали мечи остриями вверх и призывали самого смелого прыгнуть через них. В других случаях воины соединяли свои мечи остриями вместе, образовывая тем самым розу или колесо, а после этого приглашали своего предводителя встать в центр фигуры, сформированной из ровных, сверкающих лезвий мечей, после чего с ликованием вносили его в лагерь. Острие меча считалось настолько священным, что в обычае было произносить на нем клятвы.

Как считали древние жители Северной Европы, Тюр, чье имя ассоциировалось со смелостью и мудростью, имел в своем подчинении белоруких дев валькирий, помощниц Одина. Они полагали, что именно Тюр выбирал воинов, которые должны были быть перенесены в Вальхаллу, с тем чтобы в последней битве прийти на помощь богам.

Бог Тюр отправил
Гондуль и Скегуль
Народа Ингвов
Конунга выбрать,
Чтобы с Одином он поселился
В Вальхалле просторной.
(Р. Б. Андерсен. Мифология народов Северной Европы)

Тюр и Фенрир

Тюр обычно представляется одноруким, так же как Один одноглазым.

Когда асы заманили Фенрира Волка, чтобы надеть на него путы Глейпнир, тот не поверил, что его выпустят, пока ему в пасть не положили как залог руку Тюра. А когда асы не захотели отпустить его, он откусил руку в том месте, которое называется «волчий сустав».

Тут вырывается на свободу пес Гарм,
привязанный в пещере Гнипахеллир.
Нет его опасней. Он вступает в бой с Трюмом,
и они поражают друг друга насмерть».
(Младшая Эдда. Видение Гюльви)

Поклонение Тюру

Отличительной чертой культа этого бога среди франков и других народов Северной Европы являлось то, что священнослужители, которых называли друидами или годи, приносили человеческие жертвоприношения на алтарь этому богу. Сначала над жертвами убивали орла, предварительно вытянув ему крылья. Затем по обеим сторонам позвоночника жертвы делали разрезы, выворачивали ребра, обнажая при этом внутренности и вырывая их из тела. Конечно же, подобным образом обращались только с военнопленными, и среди народов Северной Европы считалось особой честью выдержать эту пытку без стонов. Эти жертвоприношения производились на грубых каменных алтарях, называвшимися дольменами, которые все еще можно увидеть в Северной Европе. Так как считалось, что Тюр был покровителем меча, то полагали необходимой гравировку его знака или руны на лезвие каждого меча. По свидетельствам Эдды, этот обычай считался обязательным для тех, кто хотел одержать победу.

Поклонение Тюру осуществлялось в разных местах (например, в Тюбингене, в Германии), где имя его было несколько изменено. Его имя также носит растение аконит, известное в странах Северной Европы как «шлем Тюра».

Источник

Тюр в скандинавской мифологии бог чего

Тюр в скандинавской мифологии бог чего

Тюр в скандинавской мифологии бог чего

Тюр, Тир или Тив (Týr, также Ziu) — в германо-скандинавской мифологии, однорукий бог воинской доблести. Из асов, сын Одина и великанши, сестры Гимира.

Тюр лишился руки, когда асы решили сковать огромного волка Фенрира волшебной цепью. По одной из версий, Тюр вложил свою руку в пасть Фенрира в знак отсутствия недобрых намерений. Когда волк не смог освободиться, он откусил руку Тюра. В соответствии с эсхатологическими мифами викингов, в день Рагнарёка Тюр будет сражаться с чудовищным псом Гармом, и они убьют друг друга.

Тюр в скандинавской мифологии бог чего

Тюр в скандинавской мифологии бог чего

Полезное

Смотреть что такое «Тюр» в других словарях:

ТЮР — ТЮР, в скандинавской мифологии одно из верховных божеств, бог войны, сражающийся с хтоническими силами. Изображался одноруким, поскольку правую руку Тюра откусил волк Фенрир (см. ФЕНРИР), когда на него налагали оковы боги асы (см. АСЫ (боги)). В… … Энциклопедический словарь

ТЮР — в скандинавской мифологии одно из верховных божеств, бог войны, сражающийся с хтоническими силами. Изображался одноруким, поскольку правую руку Тюра откусил волк Фенрир, когда на него налагали оковы боги асы. В последней битве богов Тюр убьет… … Большой Энциклопедический словарь

ТЮР — Тиу (др. исл. Туг, зап. герм. Tiu, вероятно, от древнегерм. Tlwas; отсюда tivar, одно из обозначений понятия «боги» в др. исл. языке), в германо скандинавской мифологии бог; у саксов и англов обозначался как Сакснот (Saxnot). В генезисе Т.… … Энциклопедия мифологии

тюр — сущ., кол во синонимов: 2 • бог (375) • боги войны (35) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Тюр — 1. Мужская, парадная половина в татарском сельском доме (1). 2. Широкие нары рядом с печью в избах (1) татар мишарей. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) … Архитектурный словарь

Тюр як — Основная, жилая часть четырехстенной башкирской избы (1), отделенная от хозяйственной части занавесью. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) … Архитектурный словарь

Тюр — Тиу в герм. сканд. миф. бог; у саксов и англов обозначался как Сакснот. В генезисе Т. индоевроп. бог, этимологически соотв. греч. Зевсу Диаусу. В последний битве перед концом мира Т. сражается с демонским псом Гармом, и они убивают друг… … Древний мир. Энциклопедический словарь

Тюр — (герм., сканд.) – бог войны и сражений, сын Одина (вариант: великана Хюмира). В мифе об обуздании богами чудовищного волка Фенрира Т. положил правую руку ему в пасть в залог того, что надетая богами на Фенрира цепь не принесет ему вреда. Поняв,… … Мифологический словарь

Тюр-Яха — Характеристика Длина 15 км Бассейн Пур Бассейн рек Пур Водоток Устье КАР … Википедия

Тюр (город в Германии) — Коммуна Тюр (город в Германии) Thür Герб … Википедия

Источник

Тюр в скандинавской мифологии бог чего

Тюр в скандинавской мифологии бог чего

Бог войны

Тюр (Тиу или Циу) был сыном Одина, согласно мнению некоторых мифологов, его матерью была Фригг, богиня богинь, по другой версии, безымянная великанша, олицетворявшая бушующее море. Он считался богом битвы и был одним из двенадцати главных богов в Асгарде. Хотя у него не было особого чертога, он занимал один из двенадцати престолов в большом зале в Глядсхейме, и его с радостью приветствовали в Вингольве и в Вальхалле.

Народы Северной Европы обращались к Тюру, богу смелости и битвы, так же как и к Одину, с просьбой о даровании победы. То, что в пантеоне богов Тюр занимает следующее после Одина и Тора место, доказывает тот факт, что имя Тиу присвоено одному из дней недели, дню Тиу, который в современном английском стал вторником. Под именем Циу Тюр был главным божеством швабов, которые первоначально назвали свою столицу, современный Аугсбург, Цизбургом. В обычае здесь было поклонение мечу, главному атрибуту этого бога, в его же честь исполняли танцы с мечами. Иногда танцующие становились в две шеренги, скрещивали мечи остриями вверх и призывали самого смелого прыгнуть через них. В других случаях воины соединяли свои мечи остриями вместе, образовывая тем самым розу или колесо, а после этого приглашали своего предводителя встать в центр фигуры, сформированной из ровных, сверкающих лезвий мечей, после чего с ликованием вносили его в лагерь. Острие меча считалось настолько священным, что в обычае было произносить на нем клятвы.

Как считали древние жители Северной Европы, Тюр, чье имя ассоциировалось со смелостью и мудростью, имел в своем подчинении белоруких дев валькирий, помощниц Одина. Они полагали, что именно Тюр выбирал воинов, которые должны были быть перенесены в Вальхаллу, с тем чтобы в последней битве прийти на помощь богам.

Бог Тюр отправил
Гондуль и Скегуль
Народа Ингвов
Конунга выбрать,
Чтобы с Одином он поселился
В Вальхалле просторной.
(Р. Б. Андерсен. Мифология народов Северной Европы)

Тюр и Фенрир

Тюр обычно представляется одноруким, так же как Один одноглазым.

Когда асы заманили Фенрира Волка, чтобы надеть на него путы Глейпнир, тот не поверил, что его выпустят, пока ему в пасть не положили как залог руку Тюра. А когда асы не захотели отпустить его, он откусил руку в том месте, которое называется «волчий сустав».

Тут вырывается на свободу пес Гарм,
привязанный в пещере Гнипахеллир.
Нет его опасней. Он вступает в бой с Трюмом,
и они поражают друг друга насмерть».
(Младшая Эдда. Видение Гюльви)

Поклонение Тюру

Отличительной чертой культа этого бога среди франков и других народов Северной Европы являлось то, что священнослужители, которых называли друидами или годи, приносили человеческие жертвоприношения на алтарь этому богу. Сначала над жертвами убивали орла, предварительно вытянув ему крылья. Затем по обеим сторонам позвоночника жертвы делали разрезы, выворачивали ребра, обнажая при этом внутренности и вырывая их из тела. Конечно же, подобным образом обращались только с военнопленными, и среди народов Северной Европы считалось особой честью выдержать эту пытку без стонов. Эти жертвоприношения производились на грубых каменных алтарях, называвшимися дольменами, которые все еще можно увидеть в Северной Европе. Так как считалось, что Тюр был покровителем меча, то полагали необходимой гравировку его знака или руны на лезвие каждого меча. По свидетельствам Эдды, этот обычай считался обязательным для тех, кто хотел одержать победу.

Поклонение Тюру осуществлялось в разных местах (например, в Тюбингене, в Германии), где имя его было несколько изменено. Его имя также носит растение аконит, известное в странах Северной Европы как «шлем Тюра».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *