Ты знаешь что такое андеграунд inside
Будь в теме: что такое андеграунд на молодежном сленге
Новые слова появляются в языке постоянно, и в данной рубрике мы объясняем значения популярных сленговых выражений. Что такое чилить с крашем, шипперить знакомых и не только, мы уже рассказали. А сегодня поговорим про андеграунд – слово, которое часто встречается на просторах Интернета и в повседневной речи.
Что такое андеграунд на молодежном сленге
Андеграунд (от английского underground – подпольный, нелегальный) – понятие более широкое, чем РОФЛ, кринж или вайб. Андеграунд объединяет целое течение в культуре (в частности, в современном искусстве), которое противостоит классическим канонам и мейнстриму (массой культуре). Чаще всего андеграунд ассоциируется с чем-то запрещенным, бунтарским и смелым, он напрямую конфликтует с общественно-одобряемыми устоями и идеологией. Деятели андеграунда эпатируют общество и стремятся снимать негласные табу в разных сферах жизни.
Андеграунд в музыке, изобразительном искусстве и не только
Чаще всего андеграунд связывают с искусством – андеграунд в музыке, изобразительном творчестве, кино и так далее. При этом нередко деятельность, которая начиналась как «подпольная», со временем превращается в массовую.
Например, так произошло с рэпом – если в 2000-х провокационные песни с обсценной лексикой и табуированными темами вызывали волны негодования и общественного осуждения, то сейчас рэп-артисты выступают на одной сцене со звездами шоубизнеса, появляются на федеральных каналах и даже сотрудничают с политическими партиями. Такой процесс закономерен, ведь бунтарские выходки делают артиста популярным, а слава приносит финансовое благополучие, крупные контракты и обязательства. Получается, что некогда «андеграундный» артист начинает подчиняться общим правилам и подвергается критике, что «он уже не тот». Плюс сам жанр становится популярным и массовым, что прямо противоречит «подпольности».
Тем не менее граница андеграунда и массовой культуры крайне размыта и зачастую субъективна. Важно помнить, что смена интересов и направления деятельности в творчестве и жизни – вполне нормальный процесс.
Как использовать «андеграунд» в современном языке
Вы слышали фразу «это настоящий андеграунд!» или «он уже не андеграунд»? Суть таких молодежных выражений вытекает из предыдущего пункта: если деятель перестал спорить с обществом и начал подчиняться негласным правилам, значит, он больше «не андеграунд».
В обратной ситуации, когда человек продолжает делать смелые, но социально-осуждаемые поступки несмотря на препятствия, преследования и критику, то он имеет право называть себя «андеграунд».
В обычной речи это слово можно использовать и менее серьезно, например:
Конечно, слова современного сленга применяются в разных ситуациях, и их значение варьируется в зависимости от контекста, интонации и самих участников диалога. Но теперь вы знаете исконный смысл молодежного слова «андеграунд» и можете смело применять его в своей речи!
Что такое Underground? НЕ могу понять просто все реперы говорят это мой underground
Андерграунд
Это одно из направлений в искусстве.
=Андергрáунд (от англ. underground— подполье, подпольный; under — под, ниже, ground — земля, площадка) — совокупность творческих направлений в современном искусстве (музыке, литературе, кино, изобразительном искусстве и др.), противопоставляющихся массовой культуре, мейнстриму и официальному искусству.
Можно сказать, что андеграунд – это направление, отвергающее принципы официально существующего искусства, протест против общепринятых буржуазных ценностей, где искусство подчиняется рынку.
Андерграунд включает в себя неформальные, независимые или запрещённые цензурой виды и произведения искусства. Граница между андерграундом и мейнстримом всегда размыта, так как многие виды и произведения искусства, начинавшиеся как андерграунд, со временем стали популярными и массовыми.
Для андерграунда характерны разрыв с господствующей идеологией, игнорирование стилистических и языковых ограничений, отказ от общепринятых ценностей, норм, от социальных и художественных традиций, нередко эпатаж публики, бунтарство.
Андерграунд отвергает и часто нарушает принятые в обществе политические, моральные и этические ориентации и стереотипы поведения, внедряя в повседневность новые схемы поведения. Типичная тематика американского и европейского андерграунда — «сексуальная революция», наркотики, антирелигиозность, проблемы маргинальных групп.
В настоящее время андеграунд существует только в самом начале возникновения какого-нибудь стиля или течения в искусстве. Все новое часто воспринимается публикой сначала плохо, потом вызывает восторг и приносит коммерческий успех, а это уже не может называться андеграундом. Теперь употребляют термин «альтернатива», он более растяжимый.
Можно, если осторожно: как андеграунд в городе становится мейнстримом
Об эксперте: Артем Герасименко — урбанист, основатель Центра «Здоровые города», автор одноименного телегам-канала. В 2018—19 годах возглавлял образовательную программу «Архитекторы.рф» Института «Стрелка». В 2016—18 годах занимался разработкой реформ в Центре стратегических разработок (ЦСР). В 2014—16 годах занимал должность руководителя проектов в Департаменте транспорта Москвы, где принимал участие в подготовке стратегии развития пешеходной и велотранспортной инфраструктуры города, разработке нормативных документов и государственных услуг.
В Казани открывается «Урам» — самый большой экстрим-парк под открытом небом в России. Вернее, парк построен и протестирован специально приглашенными спортсменами, но для всех желающих откроется после стабилизации эпидемиологической обстановки. Поводов посетить новую площадку множество — скейт-парк и два велосипедных памп-трека, площадки для воркаута, паркура и стритбола, — всего 42 тыс.кв.м для того, чтобы быть активным. Проектировала парк команда экстремалов, многие из которых занимались скейтбордингом или велосипедом профессионально и даже занимали призовые места на соревнованиях, всем в районе 30 лет.
Эту историю вполне можно рассматривать как победу поколения — в конце девяностых и начале нулевых начинающим экстремалам было практически невозможно найти хорошую площадку для занятий. Какие-то попытки были — но коммерческие проекты проваливались, чиновники не понимали, каким должен быть скейтпарк, проектировщики не умели их создавать. Местами для катаний становились случайные городские пространства. Важно было наличие нескольких факторов — парапет или ступеньки, какая-то грань или перила. Лавочки и скамейки также использовались как фигуры для трюков, а для сидения вполне подходили сами скейты и велосипеды. Подростки тех времен выросли, выбрали себе работу по душе и стали проектировать и строить парки самостоятельно.
Тренд на обустройство современных парков для экстремалов можно заметить и в других регионах. Например, при поддержке губернатора Нижегородской области Глеба Никитина, инициировавшего в регионе создание специализированного Института развития, в 2019 году провели чемпионат Европы по скейтбордингу, а сейчас планируют создать по скейт-парку в каждом городе области.
У такого стремительного подъема есть объяснение — скейтбординг и BMX с 2020 года вошли в состав летних олимпийских дисциплин. К сожалению, (опять же, из-за пандемии) олимпийский триумф выходцев с городских улиц пришлось на некоторое время отложить. Но цепочка олимпийских видов спорта уже выстроилась — созданы федерации, сформированы команды, проводятся сборы и отборочные турниры. Самые успешные спортсмены отправляются на международные соревнования. Еще 10 лет назад такое невозможно было представить — райдер мог представлять бренд спонсора, но защищать страну — это прорыв на смысловом уровне, дополнительный блок ценностей. Отсюда и городские и региональные власти, поощряющие строительство экстрим-парков.
Что еще «становится мейнстримом»
Перемещение из андеграунда на уровень системного развития постигло не только экстремальный уличный спорт. Среди близких примеров — стрит-арт и уличная музыка. В Москве оба направления активно поддерживали городские власти во времена Сергея Капкова. Они рассматривались как проявления городской культурной жизни, поэтому активно использовались для трансляции образа дружелюбного и открытого города. В те несколько лет в начале 2010-х на брандмауэрах десятков зданий появились работы уличных художников со всего мира, а московские художники смогли предлагать работы и получать место для их реализации. Но с уходом Капкова с должности министра культуры города этот тренд сначала преобразился, а потом и угас. Началось всё с резкой смены настроения — на свободных площадках и даже вместо красочных абстрактных работ стали появляться рекламные и пропагандистские изображения. В ходе разгоревшегося позже скандала выяснилось, что некая частная компания с государственной поддержкой присвоила себе результаты работы по развитию стрит-арта и собиралась за свой счет нанести патриотические изображения на фасады 2 тыс. зданий по всей стране, параллельно зарабатывая деньги на рекламных контрактах. Спустя 6 лет можно сказать, что ситуация сбалансировалась и застыла где-то посередине: работ с высокой художественной ценностью появляется невероятно мало, а основная масса изображений носит декоративный характер и перекликается с названием или историей улицы, где оно появляется.
Параллельно со столицей городской стрит-арт развивали и в других городах. Яркий пример — Екатеринбург, где уже десять лет при поддержке властей проходит фестиваль Stenograffia. За это время в городе появились около 500 работ, созданных тремя сотнями художников. Но и там в 2019 году прогремел скандал — православные активисты выступили против работы «Супрематический крест» Покраса Лампаса, а работники ЖКХ начали класть поверх нанесенного на городскую площадь произведения свежий асфальт. Городские власти не бросили ситуацию и разрешили конфликт в пользу искусства. Примечательно, что год спустя автор признался, что в работе всё же было зашифровано послание против цензуры, которое так никто и не заметил. Также из интересных событий можно вспомнить появившийся в Санкт-Петербурге на месте завода целый музей стрит-арта, подобного которому в мире нет, но сделан он целиком по частной инициативе за частные деньги.
Хоть уличный экстрим и стрит-арт определенно относятся к самореализации, у них есть кое-что общее с другими видами неформальной деятельности — рынками, уличной едой и такси. А именно — их адаптация государством. В разные годы эти сферы перестали существовать в изначальном виде — власти увидели перспективу в контроле над ними и запустили процесс, продолжающийся и теперь. В случае с рынками государство интересовала борьба с криминалом и строительство торговых центров.
Сектор уличной еды, и так не сильно развитый по климатическим и историческим причинам, долгие годы находится в тисках между требованиями Роспотребнадзора и правилами торговли. Уличная еда способна выжить только в крупном городе, где ритм жизни создает потребность в быстрой еде на ходу. Именно поэтому почти половина сектора сконцентрирована в Москве и Санкт-Петербурге. Тем временем, уличная еда является важным элементом страновой и городской идентичности — вспомнить хотя бы фиш-энд-чипс в Британии, голландскую селедку или американские хот-доги. Борьба за здоровье горожан и регулирование торговли привели к вытеснению мелких заведений с улиц на фуд-корты торговых центров, где их ждала жесткая конкуренция с сетевыми заведениями, которым гораздо проще справляться с арендными ставками.
Сюжет с такси имеет совершенно другую конструкцию, в основе которой перераспределение выгоды — перемещение водителя с самого верха цепочки получателей прибыли в самый низ. Неформальная практика частного извоза, позволившая многим достойным людям выжить в периоды многочисленных потрясений и кризисов российской экономики, с развитием технологий превратилась в противостояние с корпорациями, демпингующими цену в борьбе за рынок. Не имея возможности выставлять свою цену и без личного доступа к клиентам, водители превратились в заложников. При этом с другой стороны ситуация выглядит как триумф — цена всегда известна, система оценок помогает принять решение, забытые вещи скорее всего вернут, а с улиц исчезли автомобили из регионов, перестраивающиеся через три ряда при виде поднятой руки. Вся нынешняя ситуация — результат работы агрегаторов, вкладывавщихся в технологии сервисов, и чиновников, создавших нормативное основание для подобной работы.
Этот процесс и является непосредственным развитием города и городской среды. Он фокусируется на настройке и насыщении жизни в существующей городском пространстве, а не на беспрерывном строительства и росте города в высоту и в стороны. Именно благодаря ему на месте сырой экономики и полукриминальных сервисов вчерашнего дня создаются удобные современные сервисы, приносящие в бюджет деньги и делающие города более привлекательными для жизни и работы.
Дух свободы никуда не уходит
У уличных видов спорта есть важная специфика — рожденные на улицах дисциплины не могут их покинуть и оказаться в периметре формальных правил целиком, им всегда будет нужен опыт освоения и покорения городского пространства. Это заложено в ДНК этой культуры. Недавним подтверждением можно считать московский случай 2019 года, когда во время празднования Всемирного дня скейтбординга (Go Skateboarding Day) полиция разогнала импровизированные соревнования и без причины задержала несколько человек у памятника Ленину на Октябрьской площади — культовом «споте» столицы.
Похожая ситуация есть и в уличном искусстве — в среде граффитчиков в принципе жестко разделяются выполненные за деньги заказные работы и нелегальный бомбинг, второй просто наказуем. При этом ребята рискуют и «бомбят» вагоны метро и электричек, но в Москве сейчас всё устроено так, что пока разрисованный вагон не приведут в порядок, в работу он не выходит. Здесь городские власти действуют согласно «теории разбитых окон» и не дают визуальным свидетельствам вандализма или нарушения закона распространяться, становясь нормой. Непростая судьба и у уличных работ, выполненных без согласования с местными властями или владельцами зданий — обычно они достаточно быстро закрашиваются работниками ЖКХ. Даже самые качественные и красивые изображения, лишенные политического смысла, оказываются вне закона — согласно логике коммунальщиков, они ничем не отличаются от написанного краской матерного слова и должны быть закрашены.
В других сферах тоже можно найти сюжеты с желанием выходить за ограниченный периметр. Так, в последние годы популярны pop-up рынки выходного дня, где могут выставить свою продукцию или услуги начинающие или микро-предприниматели, для которых бизнес еще не стал основной работой или у которых нет возможности арендовать место на постоянной основе. Аналогичная история есть и в секторе уличной еды — маркеты и фестивали для гастро-энтузиастов вплоть до 2019 года были очень популярны и стали важным элементом городских праздников и выходных. В сфере такси дух свободы связан с политический ситуацией — здесь линия раздела появилась после появления закона о необходимости предоставления данных о частных поездках государству.
Что такое андеграунд
Что такое андеграунд и каким он может быть известно далеко не всем. Данный термин часто применяется к людям искусства, а также к разным социальным слоям населения. Кроме этого, он имеет различные оттенки, о которых речь пойдет далее.
В данной статье мы расскажем, что представляет собой андеграунд.
Что значит андеграунд
Андегрунд (от англ. underground – подполье, подпольный) – совокупность творческих направлений в разных видах искусства (музыке, литературе, кинематографе, живописи и т.д.), противопоставляющихся традиционному искусству и культуре.
К андеграунду относятся неформальные, независимые или запрещенные разновидности искусства. Представители таких групп не следуют господствующей идеологии, отказываются принимать ряд традиционных ценностей, во многом игнорируют цензуру, а также нередко отличаются бунтарским поведением.
Говоря простыми словами андеграунд представляет собой некие подпольные группы или движения, имеющие свои ценности. К примеру, в эпоху СССР на музыкальных фестивалях и ТВ выступали эстрадные артисты, тогда как рок-исполнители считались «плохими».
В результате, в стране начали появляться подпольные места, где рок-музыканты исполняли свои песни. Часто они собирались в гаражах, частных домах, подвалах и прочих местах. Подобным образом формировался андеграунд художников, писателей-диссидентов, кинорежиссеров и т.д.
Когда в Советском Союзе действовала жесткая цензура, распространявшаяся фактически на все сферы, то всякое не признанное правительством искусство, оказывалось андерграундом. Это привело к возникновению самиздата: подпольному изданию книг, записи музыкальных пластинок.
Положением на сегодня представителями андеграунда называют себя те, кого не показывают по телевидению, о ком не пишут в прессе, кто находится в оппозиции по отношению к действующей власти и др. Таким образом, если какая-то идея, деятельность или область искусства становится господствующей, то она уже не может претендовать на статус андеграунда.
Сергей Шнуров: Сделать «поп» сложнее, чем андеграунд
— Эта выставка уже была в Петербурге. Там одну или несколько работ уже купили. Они сейчас есть на этой выставке?
Да, они с позволения новых владельцев приехали в Москву и выставлены здесь.
— Предполагается, что все работы будут куплены или вы что-то оставите себе?
Конечно, как большой настоящий художник я предполагаю, что все уйдет с молотка.
— И ни одной работы не оставите? Не хотите, чтобы что-то дома радовало?
Нет. У меня жена что-то хотела забрать себе, но я ее отговариваю. Потому что между славой и деньгами я выбираю деньги.
— Известно, что здесь работало какое-то количество художников. А есть роль, которую вы неизменно оставляете себе?
— В ваших клипах почти всегда присутствует хотя бы одно, но очень важное нецензурное слово. Это расходится с теми поправками в закон о русском языке, который не рекомендует произносить брань во всеуслышание. Для вас это осознанная борьба за права русского языка или естественное состояние вашего собственного отношения с языком?
Люди, которые принимают эти законы, были вброшены в тот мир, в ту языковую среду, где присутствовало это матерное слово. Оно было до них и оно будет после них, как бы они его ни вычеркивали. Я за использование русского языка в полном его объеме.
— Но в ваших работах все-таки нигде эта последняя буква не дописана. Две буквы есть, но третья всегда остается как бы тайной.
Все мы понимаем, что там имеется в виду. Большого смысла в дописании буквы я не вижу, потому что прочтение ясно. Я за минимализацию использования средств.
— Есть ли какой-то художник среди актуальных сегодня (например, в Москве сейчас проходит выставка Дэмьена Херста, до этого в Петербурге выставлялся Яна Фабра), который для вас является важной фигурой и на кого вы равняетесь в современном искусстве?