Ты записался добровольцем плакат чему посвящен

История плаката «Ты записался добровольцем?»

«Ты записался добровольцем?» — плакат Дмитрия Моора, созданный в 1920 году для Красной армии, стал эталоном агитационного искусства. Однако прототипы этого произведения появились на шесть лет раньше и на другой территории.

1914 год. Великобритания

«Ты нужен своей стране!»

Автор: Альфред Лит
Сверлящий взгляд и указующий перст, да еще в перчатке! Появление нового военного министра Великобритании лорда Китченера на обложке сентябрьского номера журнала London opinion за 1914 год было вызывающим. Но министру не до церемоний — 4 августа 1914 года страна вступила в Первую мировую войну, имея лишь небольшую регулярную армию. Став министром, Китченер сразу же начал кампанию по призыву добровольцев. Позже на основе журнальной обложки работы Альфреда Лита был создан рекрутинговый плакат «Британец! Вступай в армию своей страны. Боже, храни короля!». Плакаты появились на улицах. Добровольцы выстраивались в очереди на призывных пунктах. Всех набранных в 1914–1915 годах называли «армией Китченера».

1915 год. Великобритания

«Кто отсутствует? Не ты ли?»

Автор неизвестен

Постепенно энтузиазм добровольцев, призванных лордом Китченером, спадал. В конце 1915-го министра на плакате сменил так называемый Джон Булль — собирательный образ «настоящего англичанина». «Кто отсутствует? Не ты ли?» — спрашивал Булль. Но надежды, возложенные на нового персонажа, не оправдались — добровольцев не прибавилось. Пропаганда не спасла страну от введения обязательной воинской повинности.

1916 год. США

«Что ты делаешь для готовности?»
(обложка журнала Leslie`s)

Автор: Джеймс Монтгомери Флэгг

Ход британцев повторили в США. К согражданам с обложки июльского номера журнала Leslie`s в 1916 году обратился «дядюшка Сэм»: «Что ты делаешь для готовности?» Страна еще не вступила в войну, но уже несла потери — британское судно «Лузитания», вышедшее из Нью-Йорка в Ливерпуль, было потоплено торпедой немцев. Среди пассажиров много американцев. В апреле 1917-го и эта журнальная обложка превратилась в рекрутинговый плакат «Ты нужен мне в американской армии!». Адрес ближайшего пункта по набору добровольцев писали на каждом плакате от руки. За годы войны в США выпустили 4 миллиона таких плакатов, а художник Джеймс Монтгомери Флэгг прослыл «автором самого знаменитого постера в мире».

1917 год. Италия

«Выполните свой долг! Подпишитесь на заем в Credito Italiano

Автор: Ашилль Мозан

Вслед за американцами поддались соблазну использовать успешный прием и в Италии. Правда, новая версия оказалась не столь категорична. Плакат призывал отдать не жизни, а кошелек: «Выполните свой долг! Подписки на заем принимаются в „Кредито Итальяно“». Деньги нужны для войны не меньше, чем люди.

1919 год. Германия

«Ты тоже должен вступить в рейхсвер!»

Автор: Юлиус Энгельгард

Противники Антанты — немцы — вступили в агитационную игру уже после окончания Первой мировой. По условиям Версальского мирного соглашения, в стране запрещалась воинская повинность. Для пополнения рядов рейхсвера необходимы были добровольцы.

1919 год. Россия

«Отчего вы не в армии?»

Автор неизвестен

В России первый рекрутинговый плакат «с указующим перстом» вышел лишь в Гражданскую войну. Авторы не постеснялись двойного заимствования: на плакате белогвардейский офицер повторяет жест лорда Китченера (постер 1914 года) и позу итальянского военного (призыв к займу 1917 года).
Красная армия в ответ выпустила свою агитку — тот самый, ставший знаменитым, плакат «Ты записался добровольцем?».

1920 год. РСФСР

«Ты записался добровольцем?»

Автор: Дмитрий Моор

Дмитрий Моор создал плакат за одну ночь в конце июня 1920 года в трудный для Красной армии период: на Западном фронте — разгар польской операции, на Южном — успешные действия Врангеля. Рабоче-крестьянская армия остро нуждалась в добровольцах. Плакат обеспечил их. «Я собрал много разговоров по поводу этого плаката. Некоторые мне говорили, что они стыдились его, что им было стыдно не записаться добровольцами», — сообщал Моор в своей автобиографии.

1932 год. Бразилия

«Вы обязаны исполнить долг. Спросите свою совесть!»

Автор неизвестен

Плакат призывает в ряды революционного конституционалистского движения M.M.D.C. Оно возникло в Сан-Паулу в мае 1932 года. Толчком стала гибель молодых людей, участвовавших в митинге против временного правительства Жетулиу Варгаса. Название движения — аббревиатура, сложенная из первых букв фамилий погибших демонстрантов. В ряды восставших конституционалистов записалось более 200 тысяч добровольцев. Через пять лет визуальный прием повторили уже профашистские бразильские партийные чиновники. Их плакат был со слоганом: «Ты нужен Бразилии! Без интегрализма нет национализма».

1941 год. СССР

«Ты чем помог фронту?»

Автор: Дмитрий Моор

Во Второй мировой войне образы, наработанные во время Первой мировой, пригодились: «дядюшка Сэм» вновь позвал американцев. Моору тоже пришлось достать из архива свой плакат, «переодеть» гвардейца в новую форму и заменить слоган. Но былого успеха повторить эта версия не смогла. Главным плакатом Великой Отечественной стал другой — «Родина-мать зовет».

Источник

История одного плаката

«Ты записался добровольцем?» — плакат Дмитрия Моора, созданный в 1920 году для Красной армии, стал эталоном агитационного искусства. Однако прототипы этого произведения появились на шесть лет раньше и на другой территории

1914 ГОД. ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

«Ты нужен своей стране!»

Автор: Альфред Лит
Сверлящий взгляд и указующий перст, да еще в перчатке! Появление нового военного министра Великобритании лорда Китченера на обложке сентябрьского номера журнала London opinion за 1914 год было вызывающим. Но министру не до церемоний — 4 августа 1914 года страна вступила в Первую мировую войну, имея лишь небольшую регулярную армию. Став министром, Китченер сразу же начал кампанию по призыву добровольцев. Позже на основе журнальной обложки работы Альфреда Лита был создан рекрутинговый плакат «Британец! Вступай в армию своей страны. Боже, храни короля!». Плакаты появились на улицах. Добровольцы выстраивались в очереди на призывных пунктах. Всех набранных в 1914–1915 годах называли «армией Китченера».

1915 ГОД. ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

«Кто отсутствует? Не ты ли?»

Постепенно энтузиазм добровольцев, призванных лордом Китченером, спадал. В конце 1915-го министра на плакате сменил так называемый Джон Булль — собирательный образ «настоящего англичанина». «Кто отсутствует? Не ты ли?» — спрашивал Булль. Но надежды, возложенные на нового персонажа, не оправдались — добровольцев не прибавилось. Пропаганда не спасла страну от введения обязательной воинской повинности.

1916 ГОД. США

«Что ты делаешь для готовности?»
(обложка журнала Leslie`s)

Автор: Джеймс Монтгомери Флэгг

Ход британцев повторили в США. К согражданам с обложки июльского номера журнала Leslie`s в 1916 году обратился «дядюшка Сэм»: «Что ты делаешь для готовности?» Страна еще не вступила в войну, но уже несла потери — британское судно «Лузитания», вышедшее из Нью-Йорка в Ливерпуль, было потоплено торпедой немцев. Среди пассажиров много американцев. В апреле 1917-го и эта журнальная обложка превратилась в рекрутинговый плакат «Ты нужен мне в американской армии!». Адрес ближайшего пункта по набору добровольцев писали на каждом плакате от руки. За годы войны в США выпустили 4 миллиона таких плакатов, а художник Джеймс Монтгомери Флэгг прослыл «автором самого знаменитого постера в мире».

1917 ГОД. ИТАЛИЯ

«Выполните свой долг! Подпишитесь на заем в Credito Italiano

Автор: Ашилль Мозан

Вслед за американцами поддались соблазну использовать успешный прием и в Италии. Правда, новая версия оказалась не столь категорична. Плакат призывал отдать не жизни, а кошелек: «Выполните свой долг! Подписки на заем принимаются в „Кредито Итальяно“». Деньги нужны для войны не меньше, чем люди.

1919 ГОД. ГЕРМАНИЯ

«Ты тоже должен вступить в рейхсвер!»

Автор: Юлиус Энгельгард

Противники Антанты — немцы — вступили в агитационную игру уже после окончания Первой мировой. По условиям Версальского мирного соглашения, в стране запрещалась воинская повинность. Для пополнения рядов рейхсвера необходимы были добровольцы.

1919 ГОД. РОССИЯ

«Отчего вы не в армии?»

В России первый рекрутинговый плакат «с указующим перстом» вышел лишь в Гражданскую войну. Авторы не постеснялись двойного заимствования: на плакате белогвардейский офицер повторяет жест лорда Китченера (постер 1914 года) и позу итальянского военного (призыв к займу 1917 года).
Красная армия в ответ выпустила свою агитку — тот самый, ставший знаменитым, плакат «Ты записался добровольцем?».

1920 ГОД. РСФСР

«Ты записался добровольцем?»

Автор: Дмитрий Моор

Дмитрий Моор создал плакат за одну ночь в конце июня 1920 года в трудный для Красной армии период: на Западном фронте — разгар польской операции, на Южном — успешные действия Врангеля. Рабоче-крестьянская армия остро нуждалась в добровольцах. Плакат обеспечил их. «Я собрал много разговоров по поводу этого плаката. Некоторые мне говорили, что они стыдились его, что им было стыдно не записаться добровольцами», — сообщал Моор в своей автобиографии.

1932 ГОД. БРАЗИЛИЯ

«Вы обязаны исполнить долг. Спросите свою совесть!»

Плакат призывает в ряды революционного конституционалистского движения M.M.D.C. Оно возникло в Сан-Паулу в мае 1932 года. Толчком стала гибель молодых людей, участвовавших в митинге против временного правительства Жетулиу Варгаса. Название движения — аббревиатура, сложенная из первых букв фамилий погибших демонстрантов. В ряды восставших конституционалистов записалось более 200 тысяч добровольцев. Через пять лет визуальный прием повторили уже профашистские бразильские партийные чиновники. Их плакат был со слоганом: «Ты нужен Бразилии! Без интегрализма нет национализма».

1941 ГОД. СССР

Автор: Дмитрий Моор

Во Второй мировой войне образы, наработанные во время Первой мировой, пригодились: «дядюшка Сэм» вновь позвал американцев. Моору тоже пришлось достать из архива свой плакат, «переодеть» гвардейца в новую форму и заменить слоган. Но былого успеха повторить эта версия не смогла. Главным плакатом Великой Отечественной стал другой — «Родина-мать зовет». Источник

Источник

Ты записался добровольцем?

Ты записался добровольцем плакат чему посвящен

«Ты записался добровольцем?» — агитационный плакат, созданный художником Д. Моором (настоящее имя Орлов Дмитрий Стахиевич) в июне 1920 года (г.), во время гражданской войны в России.

Плакат призывает добровольно вступать в ряды РККА. Сам художник говорил о нём:

Ты записался добровольцем плакат чему посвящен

Ты записался добровольцем плакат чему посвящен

Плакат также использовался и во время Великой Отечественной войны.

См. также

Примечания

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Ты записался добровольцем?» в других словарях:

Ты записался добровольцем? — Подпись под политическим плакатом (1920), призывавшим к вступлению в Красную армию (художник Дмитрий Моор). Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: «Локид Пресс». Вадим Серов. 2003 … Словарь крылатых слов и выражений

Родина-мать зовёт! — У этого термина существуют и другие значения, см. Родина мать (Волгоград). Ираклий Моисеевич Тоидзе … Википедия

Дядя Сэм — (англ. Uncle Sam) персонифицированный об … Википедия

Дядюшка Сэм — Дядя Сэм Дядя Сэм (англ. Uncle Sam) персонифицированный образ Соединённых Штатов Америки. Дядю Сэма зачастую изображают высоким пожилым человеком с тонкими решительными чертами лица, со старомодной бородкой, в цилиндре цветов американского флага … Википедия

СССР. Литература и искусство — Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально идеологической направленностью, общностью… … Большая советская энциклопедия

Моор Дмитрий Стахиевич — настоящая фамилия Орлов (1883 1946), график, заслуженный деятель искусств РСФСР (1932). Мастер островыразительного политического плаката («Ты записался добровольцем?», 1920), сатирического рисунка. * * * МООР Дмитрий Стахиевич МООР (наст. фам.… … Энциклопедический словарь

Дега, Эдгар — Эдгар Дега Edgar Degas … Википедия

Орлов, Дмитрий Стахиевич — Дмитрий Стахиевич Орлов Дата рождения: 22 октября 1883(1883 10 22) Место рождения: Новочеркасск Дата смерти: 24&# … Википедия

Ларио, Хуан — Ларио Санчес Хуан Lario Sanchez Juan Дата рождения 1918 год(1918) Место рождения Мадрид Испания Принадлежность … Википедия

Накашидзе, Михаил Александрович — Михаил Александрович Накашидзе Дата рождения 1873 год(1873) Место рождения … Википедия

Источник

Вербовочный плакат

Самый яркий пример вербовочного плаката — это иллюстрация Д.Моора «Ты записался добровольцем?». Плакат был создан в середине 1920 года, в разгар гражданской войны, и произвёл на современников ошеломляющее впечатление. Сам автор вспоминал: «Я собрал много разговоров по поводу этого плаката. Некоторые мне говорили, что они стыдились его, что им было стыдно не записаться добровольцами.»

Этот приём — прямое обращение к зрителю (потребителю) с энергичным личным призывом — хорошо известен в рекламе с конца XIX века и даже имеет определённое название — «I want». А эффект «взгляда прямо в глаза зрителю» был известен ещё средневековым художникам.

Ты записался добровольцем плакат чему посвящен

Ты записался добровольцем? Д.Моор. 1920. РСФСР
(Бумага, литография, 106х71см)

Несмотря на то, что идея была не нова, рисунок Д.Моора выделялся из ряда подобных плакатов за счёт использования интенсивного красного цвета и энергичного рисунка. Человек, указывающий пальцем, с глазами устремленными прямо на зрителя и поворачивающимися по ходу его — появился впервые на плакате в 1914 году во время Первой мировой войны в Великобритании. На плакате изображён лорд Китченер, в тот момент, военный министр.

Ты записался добровольцем плакат чему посвящен

1914. Альфред Лит. Великобритания
«Британцы [лорд Китченер] нуждается в тебе Вступай в армию! Боже, храни короля»

Идея эта понравилась и в 1917 году американцы выпустили похожий плакат с Дядей Сэмом в главной роли и с таким же призывом. Художник Джеймс Флагг выступил в роли Дяди Сэма на этом плакате. Моор вдохновлённый этой идеей, также изобразил себя в роли красноармейца. Кстати, Флагг нарисовал ещё один такой же плакат, но без указующего жеста. Этот рисунок значительно проигрывал по силе психологического воздействия и после Первой мировой войны был забыт.

Ты записался добровольцем плакат чему посвящен

1917. Джеймс Монтгомери Флагг. США
«Ты нужен мне в армии Соединенных Штатов ближайший призывной пункт [место для адреса]»

Эта агитационная идея стала очень популярна в мире и в том же 1917 году выходит итальянская версия плаката. Правда, здесь не звали на войну, а рекламировали военный займ. Тем не менее, в Белой армии решили воспользоваться итальянским прототипом, что, по признанию всех, было неудачной идеей, а по силе воздействия в разы проигрывала плакату Моора.

Ты записался добровольцем плакат чему посвящен

1917. Лучано Мауцан. Италия.
«Выполните все свои обязанности! Подпишитесь на займ, полученный в «Кредито Итальяно»»

Ты записался добровольцем плакат чему посвящен

1919. Неизвестный художник. Россия.
«Отчего вы не в армии?»

Здесь мы отчётливо видим, что белогвардейский плакат не был прототипом «решительного будённовца», даже в плане идеи. Бледные жёлтые и зелёные цвета никак не могут конкурировать с кровавокрасными оттенками. Шрифт в стиле «модерн», плохо читаемый, никак не годится для призыва в армию. И наконец, энергичная поза человека приказывающего идти на войну на плакате Моора, безусловно сильнее, чем поза солдата, стоящего на одном колене, как бы просящего и абсолютно неубедительного.

Не остались в стороне и немцы. Они тоже присоединились к общей агитации «указательного пальца». Довольно мрачный плакат — солдат в каске на чёрном фоне. Но что интересно: плакат нарисован в 1919 году, а солдат выглядит, как в 1941.

Ты записался добровольцем плакат чему посвящен

1919. Юлиус Энгельгард. Германия.
«Ты тоже должен вступить в имперское ополчение»

Очередной белогвардейский плакат и опять с риторическим вопросом, правда без вопросительного знака (почему-то). Вместо призыва: «Подорвался и бегом!» (как например), малоадекватный вопрос: «Почему. » Напрашивается ответ: «Да потому. » или «Да так как-то. ».

Ты записался добровольцем плакат чему посвящен

1920. Неизвестный художник. Россия.
«Почему ты не на фронте»

Источник

Описание советского плаката «Ты записался добровольцем?»

Ты записался добровольцем плакат чему посвящен

Одним из первых и наиболее известных образцов советского плакатного искусства в Советской России был плакат под красноречивым названием «Ты записался в добровольцы?». Создан он был в 1920 г. одним из основоположником плакатной живописи на советских землях Дмитрием Орловым, создававшим и творившим под псевдонимом Дмитрий Моор.

Предыстория создания плаката отсылает нас в первые годы существования советского государства. На дворе стоял 1920 год. В стране разруха, на некоторых территориях стоит аномальная засуха, вызвавшая

Однако, у молодого государства был враг и посерьёзнее. Им оказались остатки войск российской императорской армии, возглавляемые такими видными деятелями белогвардейского движения, как Деникин и Колчак. Созданная

Для более наглядной помощи в агитации и был создан плакат «Ты записался добровольцем?». При его написании Дмитрий Моор вдохновлялся известнейшим заокеанским плакатом времён Первой Мировой войны – американским «Дядя Сэм нуждается в тебе». Очень часто циркулируют предположения, что в качестве образа для красноармейца, изображённого на плакате, художник нарисовал самого себя. Плакат использовался и во время Великой Отечественной войны для набора добровольцев в борьбе с немецкими оккупантами.

Related posts:

Описание советского плаката «Ты записался добровольцем?»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *