какое значение имеет коллектив
Значение слова «коллектив»
[От лат. collectivus — собирательный, сборный]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Также, в современной теории систем, термин коллектив используется для обозначения некоторых видов распределенных децентрализованных систем.
КОЛЛЕКТИ’В [оле], а, м. [от латин. collectivus — сборный]. Группа людей, объединенных общими делами, общей работой. Весь к. единогласно протестовал. || Групповое объединение в пределах какого-н. целого; ячейка
Крепко спаянный к. К. безработных. Партийный к.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
коллекти́в
1. группа людей, объединённых общей деятельностью ◆ Дружный коллектив нашего класса отправился в поход.
2. опт. линза, обращённая к объективу ◆ За плёнкой помещается коллектив и проекционный объектив; коллектив устанавливается в непосредственной близости от плёнки с тем, чтобы захватывать весь световой поток, проходящий через плёнку. Н. Валюс, «Растровая оптика», 2013 г.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова замирение (существительное):
Коллектив это. Функции и виды социальных коллективов
Одной из важных потребностей человека является потребность в общении. Для того чтобы мы могли выполнять свои социальные функции, нам необходимо общаться с себе подобными. Дефицит коммуникаций может приводить к таким последствиям, как апатия, угнетённое состояние, депрессия и даже стресс. Длительное отсутствие возможности общения для здорового человека чревато страшным исходом – необратимым расстройством психики.
Но к счастью, все мы коллективные существа, что даёт возможность каждый день контактировать с окружающими, таким образом восполняя свою потребность в общении. Мы общаемся с семьёй, сотрудниками, друзьями. Каждая из этих социальных групп – коллектив, к которому мы принадлежим.
Коллектив и его функции
Коллектив – это объединение людей, созданное на основе общих целей, стремлений, задач. Предназначением таких социальных групп является достижение определённой миссии или исполнения конкретных функций.
Коллективу как составляющему элементу организованного общества отводится важная роль. Основными его функциями являются:
Пример коллектива в обществе
Каждый из нас состоит в нескольких коллективах, даже не задумываясь об этом. Самая первая социальная группа, в которой мы растём и воспитываемся – наша семья. Позже мы знакомимся со своей группой в детском саду, со школьным классом, со студенческой общиной. В детском и подростковом возрасте почти каждый становится участником клубов по интересам, это может быть вокальный хор, танцевальный коллектив, спортивная секция. Взрослые люди большую часть жизни проводят на работе, всё время при этом находясь в коллективе сотрудников.
На формирование личности может влиять одновременно несколько коллективов, частью которых она является.
Признаки коллектива
Формирование коллектива может производиться сплочённо и практически одномоментно (формальные коллективы) либо же планомерно (на протяжении некоторого времени). Организованная группа людей становится коллективом тогда, когда начинает приобретать признаки, отличающие её от остальных социальных структур. Такими признаками являются:
Виды коллективов
Социальные группы могут иметь множество различий. Основные из них положены в основу классификации коллективов.
По способу организации бывают:
По времени действия коллективы делят на:
Кто такой лидер в коллективе
Наличие лидера – это одна из особенностей и отличительных черт любого коллектива. Формальные коллективы нуждаются в руководителях, которые смогут правильно организовать и контролировать целенаправленную деятельность.
Даже если главный не утверждён внутренними правилами или документами, рано или поздно в любом организованном объединении людей непроизвольно выделяется тот, кто будет иметь большее влияние на остальных его членов. Такого человека считают неформальным лидером.
Социально-психологический климат
Коллектив – это основа для формирования личности каждого его члена. В каждом коллективе создаётся уникальная социально-психологическая среда, которая в дальнейшем может повлиять на существование коллектива и выполнение им поставленных функций и задач. Эта же обстановка имеет прямое влияние на всех без исключения членов социальной группы.
Налаживание психологической атмосферы в коллективе – важнейшая задача организаторов, лидеров группы и каждого её участника.
Социально-психологический климат имеет три составляющие:
Каждый из нас как часть коллектива должен стараться по максимуму способствовать формированию благоприятного климата, ведь в дальнейшем эта социально-психологическая среда будет осуществлять на нас непосредственное влияние, и становиться основой нашего настроения и душевного состояния.
Понятие коллектива, разновидности, классификация
Коллектив — определение
Коллектив (от латинского collectivus — собирательный) — группа людей, которую объединяют совместные цели и деятельность, играющая важную роль для общества.
Выделяют 2 признака коллектива:
Преимущественными характеристиками коллектива выступают:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Коллектив должен иметь выраженную структуру. Разновидности структуры:
Виды коллективов
Классификация коллективов происходит по нескольким параметрам:
Однородные и разнородные
По составу коллективы делятся на:
Различия в составе коллективной группы могут касаться половой принадлежности, возраста, уровня образования, профессии.
Гетерогенные группы отличаются эффективностью при выполнении задач повышенной сложности и в сфере выполнения творческих проектов.
Гомогенные команды подходят для достижения простых целей. В таком коллективе за сч е т схожести быстрее устанавливается дух сплочённости. Но остро проступает конкуренция, что может приводить к возникновению конфликтных ситуаций.
Для достижения наибольшей эффективности, рекомендуется создавать группы из разноплановых личностей.
Официальные и неофициальные
Существует разделение по статусу на официальные и неофициальные коллективы. К первым относятся официально оформленные группы, которые обязаны подчиняться определ е нным правовым нормам и законам. Неофициальные строятся на высказанном или не высказанном желании о сотрудничестве. Юридически они не закреплены.
Формальные и неформальные
По характеру внутренних связей выделяют типы: формальные и неформальные. В группах первого вида отношения заранее прописаны и регламентированы занимаемой должностью. В неформальных группах взаимоотношения складываются непринужд е нно и характеризуются возникновением дружеских связей.
Добровольные и принудительные
По способу комплектования (степени свободы) коллективные группы можно разделить на добровольные и принудительные. Данный параметр рассматривается с двух сторон.
В первую очередь, это процесс вхождения в коллектив. Человек может по собственному желанию стать участником группы по интересам. Или членство в команде является выполнением гражданских обязанностей индивидуума.
С другой стороны, рассматривается активность, проявляемая участником в группе. Она может быть постоянной или периодической. Это так же позволяет человеку участвовать в коллективной деятельности разных групп, распределяя свое время.
Временные и постоянные
В зависимости от сроков существования, коллективные группы бывают:
Разделение в соответствии с выполняемыми функциями
Группы могут создаваться для достижения определенной цели (инструментальные) и общения по интересам (эмоциональные). Внутри коллектива выполнение функций реализуется в разделении труда. При формировании коллективного объединения руководству необходимо учитывать возможность сотрудников взаимозаменять друг друга.
Малые и большие
В данном случае акцентируется внимание не на точном количестве участников, а на их возможности поддерживать связи между собой. Члены большого коллектива не обладают полной информацией друг о друге. В малом сослуживцы хорошо знакомы между собой, что позволяет такой группе быть более гибкой и эффективной.
Большой коллектив характеризуется четкой связью общих и индивидуальных задач, способностью быстро решать однотипные, повторяющиеся задания. Имеется возможность замены участника такой группы.
Малые коллективы с существующими эмоционально окрашенными взаимоотношениями между участниками называются первичными. Состав их колеблется от 2 до 5 человек, объединенных общими интересами, неформальным контролем деятельности. В случае замены одного из участников, такая группа разрушается.
Отдельной разновидностью коллективного образования является команда, которая создается из людей с различными профессиональными навыками для решения конкретных задач.
Как развивается коллектив, этапы
В процессе развития коллектива происходит непроизвольное распределение сотрудников на производственные роли.
Различают следующие периоды в развитии коллектива:
Притирка
Характеризуется образованием группы, процессом знакомства и адаптации. В этой фазе происходит налаживание межличностных и деловых контактов, проявляются симпатии, антипатии.
Борьба за позиции
Этот этап характеризуется попыткой некоторых сотрудников, освоившихся в новом коллективе, занять доминирующие позиции. Часто происходит образование противоборствующих группирований, возможны стычки и конфликты между ними. Каждая стремится стать лидером. Наиболее ярко проявляются личные качества сотрудников. Иногда эта фаза развития приводит к смене центровой фигуры коллектива или к полному расформированию группы.
Результативность
Отношения стабилизируются, что способствует росту потенциала. Появляется мотивация работать для достижения определенных результатов. Рассматриваются различные методы, шаги для повышения производительности труда, желание экспериментировать. Все это приводит к достижению высоких результатов.
Эффективность
Нарабатывается опыт успешной деятельности. Теперь решаются вопросы рационального использования времени и ресурсов. Командный дух укрепляется, появляется гордость за победные результаты коллективного труда. Сплочённость группы уже реальна. Лидерские, управленческие функции для повышения эффективности и в зависимости от выполняемой цели переходят от сотрудника к сотруднику. В этой фазе вероятен творческий подход к решению возникающих проблем.
Мастерство
Коллектив достигает пика своего развития, характеризуется налаженными межличностными связями. Взаимоотношения переходят на неформальный уровень, что не сказывается на снижении эффективности деятельности. Участники оцениваются по качеству проделанной ими работы. Такая группа является слаженным, высокоорганизованным механизмом, способным в короткие сроки устранять разногласия и недочёты. Растет уровень достижений и профессионализма.
Старение
Смерть (расформирование)
Наступает реорганизация или расформирование коллектива. Участники трудоустраиваются в другом месте. В других случаях организация прекращает свое существование в связи с уходом лидера. Иной руководитель, со своим стилем и видением рабочего процесса, не воспринимается устоявшейся группой людей. Эффективность деятельности на данном этапе низкая, поэтому рекомендуется максимально ускорить процесс расформирования образования.
Суть коллектива по А.С. Макаренко
Большой вклад в исследование темы коллектива внес советский педагог А. С. Макаренко. Он сформировал законы коллектива и принципы его развития, выделил основные этапы становления.
Основной теорией в учении писателя является выделение воспитательной и педагогической роли коллектива. По его мнению, формирование отношения к жизни, моральных норм и становление личности ребенка происходит в процессе коллективной деятельности. Эти теории воспитания педагог внедрял в своих учреждениях, основанных на принципе объединения воспитания с трудовой деятельностью.
Макаренко выделял следующие принципы и законы в коллективе:
Влияние коллектива на развитие личности
Коллектив является отражением общественных норм и правил. Именно в процессе коллективной деятельности происходит целостное и разностороннее формирование личности. Человек перенимает моральные установки, настрой группы, в которую он входит. Мнение коллектива является важным фактором, влияющим на поведение и поступки личности.
Процесс становления личности в коллективе зависит от влияния определненных педагогических форм:
Значение влияние коллектива на индивидуума может быть осознаваемым и неосознаваемым. Иногда человек меняется под действием коллектива, не замечая этих перемен сам. В случае осознанных изменений коллектив становится побудительной силой для дальнейшего саморазвития личности.
Результатом воздействия коллектива на личность могут быть изменения:
Вопрос 7. Коллектив и его роль в жизни человека. Формирование коллектива
Под коллективом понимается высокий уровень развития группы. В этом случае речь идет о ее качественных характеристиках: целеустремленности, сплоченности, духовном единстве и т. д.
Главным признаком можно считать наличие общей цели у всех ее членов. Последняя может формироваться в результате взаимного влияния их индивидуальных целей или задаваться извне в соответствии с миссией организации, но всегда будет совместной, единой для всех, а не просто одинаковой, схожей.
Другим признаком коллектива является психологическое признание членами группы друг друга и отождествление себя с нею, в основе чего лежат совместные интересы, идеалы, принципы, сходство или взаимная дополняемость характеров, темпераментов и т.п., хотя переоценивать эти моменты не следует.
Четвертым признаком коллектива можно считать наличие определенной культуры, выраженное в общих ценностях, символике, нормах и правилах поведения в коллективе, вступления или выхода из него, требованиях к физическому и моральному облику его членов. У каждого коллектива существует склонность к идеализации прошлого, представлению своей историю в наиболее выгодном свете, поддержанию традиций. Это формирует комплекс представлений о собственном превосходстве даже в какой-то узкой области, придает ему дополнительную силу, устойчивость, сплоченность, препятствует дезорганизации.
Во-первых, взаимодействие позволяет преодолеть ограниченность физических и интеллектуальных способностей каждого в отдельности. Во-вторых, на его основе удается выполнить гораздо больший объем обычной работы вследствие разделения и специализации труда и возникновения помимо воли участников духа соревнования, мобилизующего скрытые резервы и существенно повышающего интенсивность деятельности. В-третьих, создаются условия для успешного решения проблем там, где по тем или иным причинам невозможно распределить обязанности между отдельными членами группы.
Коллектив играет огромную роль в жизни каждого человека. которую трудно переоценить. Прежде всего, в его рамках удовлетворяется естественная потребность людей в общении и деловом взаимодействии, в принадлежности к группе себе подобных; у коллектива человек в необходимых случаях обретает поддержку и защиту; в своем коллективе он в первую очередь находит признание успехов и достижений. В то же время, наряду с желанием быть в коллективе, люди хотят отличаться от других, оставаться какими они есть индивидуальностями, достойными уважения.
Воздействуя на поведение людей, коллектив во многом способствует его изменению. Здесь человек имеет возможность по-новому взглянуть на себя со стороны, оценить себя и свою роль в обществе. Коллектив изменяет человека, так как ему приходится учиться жить и работать в окружении других людей, приспосабливать к ним свои желания, стремления, интересы. Коллектив в значительной мере стимулирует творческую активность большинства людей, пробуждает в них стремление к совершенствованию, к первенству в соревновании.
В зависимости от характера самого коллектива его влияние на личность может быть как позитивным, так и негативным. Сплоченный, но не настроенный на конструктивное поведение коллектив, может разлагающе влиять на нее, вынуждать к антисоциальному поведению. В свою очередь, человек также пытается воздействовать на коллектив, делать его более «удобным» для себя.
Результативность такого воздействия зависит от силы обеих сторон. Сильная личность может подчинить себе коллектив, в том числе и в результате конфликта с ним; слабая, наоборот, сама ему подчиняется и растворяется в нем, а коллектив взамен берет на себя заботу о ее благополучии.
Идеальная с управленческой точки зрения ситуация располагается где-то посредине и характеризуется доверительными партнерскими отношениями между трудовым коллективом и его участниками, не отказывающимися от собственных позиций, но уважительно относящимися к общим целям и нуждам.
Виды коллективов с точки зрения практики управления.По составу коллективы бывают гомогенные (однородные) и гетерогенные (разнородные). Эти различия могут касаться пола, возраста, профессии, статуса, уровня образования и проч.
Гетерогенные коллективы более эффективны при решении сложных проблем; они эффективны также при интенсивной творческой работе (мозговая атака). В то же время гомогенные лучше решают простые задачи. Чем больше сходство между членами коллектива, тем значительнее влияние, которое они оказывают друг на друга, быстрее вырабатывается чувство общности. Однако здесь острее внутренняя конкуренция и поэтому гомогенные коллективы более конфликтны, особенно чисто женские (поэтому желательно, чтобы соотношение представителей разного пола было примерно одинаковым). Но в целом эффективный коллектив должен состоять все же из непохожих личностей.
Каждый коллектив имеет определенную структуру. Она может быть
функциональной (на основе разделения труда и определения производственных задач каждого);
политической (в соответствии с принадлежностью к тем или иным группировкам);
социально-демографической (по полу, возрасту, образованию, квалификации и проч.);
социально-психологической (в соответствии с симпатиями и антипатиями);
поведенческой, определяемой активностью и проч.;
мотивационной (в зависимости от движущих факторов поведения).
По статусу коллективы можно разделить на официальные и неофициальные. Первые, например персонал организации или подразделения, оформлены юридически и действуют в рамках правового пространства. Вторые базируются на нигде не зафиксированном, а то и не объявленном желании людей сотрудничать друг с другом и реальной практике такого сотрудничества.
По характеру внутренних связей различаются формальные и неформальные коллективы. Формальные связи предписываются заранее, в неформальных коллективах отношения складываются спонтанно, сами собой. Границы формального и неформального коллективов чаще всего не совпадают, так как некоторые сотрудники в них могут не приниматься или по собственной инициативе придерживаться нейтралитета. Сила неформального коллектива состоит в том, что его невозможно юридически и организационно уловить и привязать к нормам и правилам. Знание его состава помогает руководителям, особенно новым, ориентироваться в истинном положении дел в коллективе.
Исходя из сроков существования коллективы подразделяются на временные, предназначенные для решения разовой задачи, и постоянные.
В соответствии с их функциями выделяют коллективы, ориентированные на достижение определенной цели как официальной, так и неофициальной; на реализацию совместных интересов и общение. В свою очередь, функциональная классификация может дополняться и детализироваться классификацией по видам деятельности.
По размерам коллективы подразделяются на малые и большие, причем исходя не из числа участников, а из возможности или невозможности непосредственно поддерживать постоянные связи между членами, хотя потенциальный их круг невелик. В больших коллективах это практически невозможно, и люди мало знают друг о друге, а в малых, где число участников не превышает 20, вполне реально, даже без объединяющего лидера. Это придает им дополнительную гибкость, в целом более высокую результативность работы и удовлетворение от нее.
В большом коллективе каждый выполняет широкий круг обязанностей, понятнее связь индивидуальных и общих задач, легче удовлетворить свою потребность в аудитории, получить необходимый совет, но больше отдаленность исполнителя от руководства и коллег и ниже заинтересованность. Большие группы экономичнее, особенно при выполнении простых повторяющихся операций, легче могут найти выход из тупика, и в них легче решаются вопросы о преемственности.
Малые коллективы, члены которых поддерживают между собой не просто непосредственные, но еще и эмоционально окрашенные дружеские контакты, получили название первичных. Обычно они включают в себя от двух до пяти человек, объединенных общностью целей и норм поведения, личными интересами, неформальным контролем. В первичной группе людей нельзя заменять без ее разрушения.
Наиболее близкие и равноправные отношения между участниками складываются в диадах и триадах, т.е. группах, состоящих из двух-трех человек. Диады легче всего разрушаются, но отношения приносят наибольшее удовлетворение их членам. В триаде рано или поздно происходит сближение между двумя и исключение третьего, который может играть роль посредника, оппортуниста или властителя.
В рамках квартетов и квинтетов могут обосабливаться пары с более тесными взаимосвязями; возникать структуры типа «звезды» с центральным участником, диктующим остальным свою волю, либо «цепочки» с ослабленными контактами.
Увеличение размера группы влияет на поведение ее членов. Более крупные группы продуктивнее, но в них меньше согласия между участниками и меньше конформизм. В таких группах чаще наблюдается социальное неравенство и трудности в налаживании контактов, причем в большей мере это относится к группам с четным составом участников, чем с нечетным. Членов таких групп характеризует низкий моральный дух, безразличное отношение к делу, ослабленные связи, нежелание сотрудничать друг с другом. Поэтому для управления ими нужны специальные менеджеры.
Малый коллектив проще превратить в хорошо взаимодействующее целое, внедрить самоуправление. Самоуправляемые коллективы могут различаться по такому специфическому признаку, как степень коллективности принимаемых решений. Если она минимальна, то совместно определяются только основные направления деятельности, которые в дальнейшем конкретизируются в индивидуальном порядке, и каждый действует независимо друг от друга. В других случаях самостоятельно определяется также и то, кто чем будет заниматься, но текущая деятельность не координируется, и члены коллектива лишь в необходимых случаях оказывают друг другу требуемую помощь.
Во вторичных коллективах, которые формируются по функционально-целевому принципу, контакты являются предметными, опосредованными, обусловленными решением поставленных задач. Поэтому основное значение придается здесь не личным качествам, а умению выполнять те или иные функции. Если роли четко распределены, людей во вторичной группе можно безболезненно заменять.
Особой разновидностью коллектива, характеризующейся повышенным единством, особо тесным сотрудничеством и координацией, частой совместной работой, является команда. Она создается для решения конкретных задач или выполнения отдельных функций, проектов и объединяет лиц с разнообразными знаниями и навыками, дает им возможность учиться друг у друга, обеспечивает взаимную поддержку. Команда обычно независима от основного коллектива, а иногда полностью автономна. Осуществляет давление на участников и часто конфликтна.
Команды характеризуются ясными вдохновляющими целями, эффективной структурой, особо высокой компетентностью работников, климатом сотрудничества, стремлением к хорошей работе, становящимся нормой, внешней поддержкой, всеобщим признанием и опекой руководства.
Обычно команды защищают свои границы, себя от давления и угроз, привлекают внимание важных людей к своей работе, следят за политической ситуаций в организации и создают альянсы с другими командами. Люди будут эффективно работать в составе команды, если смогут исполнять предпочитаемые ими роли. Знание менеджерами этих ролей позволяет формировать команду из нужных лиц.
Люди подчиняются социальному контролю группы при следующих условиях: необходимости принятия решения в условиях цейтнота, высокой сплоченности, изолированности от внешней среды, наличии готового варианта решения, устраивающего всех, оценке внутреннего согласия как важнейшей самостоятельной ценности.