Ты сможешь больше чем ты думаешь
Ты можешь больше, чем ты думаешь
Те, кто искали эту книгу – читают
Эта и ещё 2 книги за 299 ₽
Отзывы 7
Эта книга очень легко читается. Думаю, что если бы я была подростком, который стоит на пути выбора или самоопределения, она была бы мне полезна, чтобы получше узнать и понять себя. Сейчас же, очень интересно было узнать о новой теории разных видов интеллекта. Автор разговаривает с тобой.Он задает вопросы, ты отвечаешь, а потом он тебе подробно рассказывает про разные виды интеллекта. Дает ценные и интересные советы.
Эта книга очень легко читается. Думаю, что если бы я была подростком, который стоит на пути выбора или самоопределения, она была бы мне полезна, чтобы получше узнать и понять себя. Сейчас же, очень интересно было узнать о новой теории разных видов интеллекта. Автор разговаривает с тобой.Он задает вопросы, ты отвечаешь, а потом он тебе подробно рассказывает про разные виды интеллекта. Дает ценные и интересные советы.
Эта книга НЕОБЫКНОВЕННАЯ!
Хоть она и предназначена «якобы» для подростков. Жаль, что когда я была подростком, такая книга не попалась моим родителям, или, хотя бы, мне самой…
Я уже далеко не подросток, и даже не студент. Но с ее помощью, в течении нескольких дней, смогла разобраться в неразрешимых, казалось бы, для себя вопросах «КТО я?» и почему все, что я делала до этих пор касаемо выбора профессий и вакансий, вызывало у меня такие неоднозначные эмоции и реакции.
После прочтения этой книги в моих мыслях все мгновенно встало на свои места. Такое ощущение, что с помощью этой книги я получила расшифрованный код своей ДНК-молекулы отвечающей за карьеру… Те эмоции от озарений, которые я испытала, невозможно передать словами!
Эту книгу я РЕКОМЕНДУЮ ВСЕМ! Подросткам, их родителям, и в первую очередь всем взрослым, заблудившимся в себе с вопросом «кто я?» и которые никак не могут найти себе работу по душе. В общем – КНИГУ НУЖНО ЧИТАТЬ! ОБЯЗАТЕЛЬНО.
Ты сможешь больше чем ты думаешь
Ты можешь больше, чем ты думаешь
Издано с разрешения Free Spirit Publishing
Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая фирма «Вегас-Лекс».
Original edition published in 2014 by Free Spirit Publishing, Minneapolis, Minnesota, USA. http://www.freespirit.com under the title: You’re Smarter Than You Think. All rights reserved under International and Pan-American Copyright Conventions.
© Text. Thomas Armstrong, 2014
© Illustrations. Free Spirit Publishing, 2014
© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2016
Эту книгу хорошо дополняют:
Пэг Доусон и Ричард Гуар
По Бронсон и Эшли Мерримен
Почему ты можешь больше, чем ты думаешь
Ты считаешь себя умным? Да и что это вообще значит? Многим кажется, что умный ребенок – тот, кто получает хорошие оценки в школе и самые высокие баллы за тесты. Обычно «умный» в понимании людей – это тот, кто:
• быстро решает примеры;
• может с ходу выдать множество известных ему научных фактов;
• разбирается в компьютерах.
Ну а как ты считаешь – что значит быть умным?
Скажу одну вещь, которая, возможно, тебя удивит: интеллект – это не только хорошие оценки, высокие результаты в тестах и умение запоминать. Интеллект проявляется во многом – в творчестве, музыке, спорте, умении видеть красоту природы, эмоциях и способности находить общий язык с окружающими (и даже это еще не все). Прочитав эту книгу, ты поймешь, что можно быть умным в самых разных областях.
В прошлом столетии часто использовали IQ-тесты, чтобы определить, насколько человек умен. IQ означает «коэффициент интеллекта»; это балл, набранный при выполнении теста. Многие люди считают, что нет лучшего способа измерить интеллект. В IQ-тест входит решение математических примеров, объяснение значений слов, построение схем, повторение чисел по памяти и другие задания. Возможно, ты даже проходил его.
Однако тесты неидеальны и существует множество качеств, которые они не в состоянии оценить. Например, тесты не могут предсказать, кем ты станешь, когда вырастешь, и чего добьешься в жизни. Вопросы теста могут быть предвзятыми, то есть отражать мнение придумавших его людей. Они часто не дают возможности продемонстрировать разные грани человеческого интеллекта. Как правило, в центре их внимания находится умение считать и понимать слова, но они упускают из виду другие важные вещи – музыкальные и творческие способности, любовь к природе, умение общаться.
В последнее время люди начали сомневаться в том, что IQ-тест эффективно измеряет интеллект. Одним из таких сомневающихся был психолог, профессор Гарварда доктор Говард Гарднер. Отчасти благодаря проделанной им работе в наше время сформировалось совершенно иное представление о том, что же на самом деле означает быть умным.
Теория множественного интеллекта
Доктор Гарднер предположил, что IQ-тесты несовершенны и неспособны измерить все многообразие способностей, которыми нередко обладают люди, и поэтому дают ошибочное представление о реальном интеллекте человека.
Работая со взрослыми и детьми и пытаясь лучше понять, как именно люди учатся, он выяснил, что каждый человек по-разному усваивает знания и проявляет свои способности. Он также заметил, что умным можно быть не только в чем-то одном, но во многих вещах. Так у него возникла идея, или теория, которую он назвал теорией множественного интеллекта.
Теория доктора Гарднера о существовании разных видов интеллекта очень логична. Существует столько примеров, когда люди, получившие невысокий балл за IQ-тест или вовсе не проходившие тестов по определению способностей, в чем-то другом демонстрировали очень высокий интеллект. Например, художники, альпинисты, бизнесмены, исследователи и изобретатели.
Согласно теории множественного интеллекта Гарднера, существует восемь (иногда выделяют девять) видов интеллекта – восемь-девять разных способов быть умным! У каждого из них определенные качества, сфера деятельности и интересов. Это:
Ты можешь больше, чем ты думаешь
Скачать книгу
О книге «Ты можешь больше, чем ты думаешь»
Принято считать умными людьми тех, кто учится на отлично, хорошо помнит правила и проходит IQ-тесты с высоким результатом. Автор данной книги считает, что это далеко не самый верный способ определения умственных способностей. Долгое время он изучал работы доктора Гарднера, который выделял несколько типов интеллекта.
В этой книге автор говорит о 9 основных видах интеллекта. Так, например, он выделяет музыкальный, лингвистический, межличностный интеллект и другие. Он говорит о том, что человек может получить небольшое количество баллов в тесте на определение уровня IQ, но при этом быть успешным бизнесменом или музыкантом. Зачастую те люди, которые легко решают задачи, в жизни оказываются совершенно не приспособленными к решению проблем. А другие люди задачи решают плохо, зато с проблемами могут справиться.
В каждой главе представлено описание вида интеллекта, его особенности, что полезного он может принести. Также Армстронг поясняет, как обнаружить в себе приметы того или иного типа мышления, как развить свои способности. Он даёт хорошие практические советы. Эта книга поможет подросткам лучше узнать себя, посмотреть с другой стороны, не оглядываясь на общепринятые стандарты. Вероятно, кому-то эти знания дадут понять, кем он хочет стать в жизни, помогут определиться с профессией. В завершение каждой главы автор приводит список самых разнообразных и интересных профессий, которые подходят обладателям того или иного вида мышления.
Одна из главных задач книги – донести до читателей, что их возможности гораздо шире. Не существует понятия, что кому-то дано быть умным, а кому-то нет. Развитие каждого вида интеллекта даёт возможность человеку становиться умнее шаг за шагом. Кроме того, вполне вероятно, что есть ещё не открытые виды интеллекта. Эта книга заставит изменить мнение о своих возможностях и подтолкнёт к развитию своих способностей.
На нашем сайте вы можете скачать книгу «Ты можешь больше, чем ты думаешь» Томас Армстронг бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.
Ты считаешь себя умным? Да и что это вообще значит? Многим кажется, что умный ребенок – тот, кто получает хорошие оценки в школе и самые высокие баллы за тесты. Обычно «умный» в понимании людей – это тот, кто:
• быстро решает примеры;
• может с ходу выдать множество известных ему научных фактов;
• разбирается в компьютерах.
Ну а как ты считаешь – что значит быть умным?
Скажу одну вещь, которая, возможно, тебя удивит: интеллект – это не только хорошие оценки, высокие результаты в тестах и умение запоминать. Интеллект проявляется во многом – в творчестве, музыке, спорте, умении видеть красоту природы, эмоциях и способности находить общий язык с окружающими (и даже это еще не все). Прочитав эту книгу, ты поймешь, что можно быть умным в самых разных областях.
В прошлом столетии часто использовали IQ-тесты, чтобы определить, насколько человек умен. IQ означает «коэффициент интеллекта»; это балл, набранный при выполнении теста. Многие люди считают, что нет лучшего способа измерить интеллект. В IQ-тест входит решение математических примеров, объяснение значений слов, построение схем, повторение чисел по памяти и другие задания. Возможно, ты даже проходил его.
Однако тесты неидеальны и существует множество качеств, которые они не в состоянии оценить. Например, тесты не могут предсказать, кем ты станешь, когда вырастешь, и чего добьешься в жизни. Вопросы теста могут быть предвзятыми, то есть отражать мнение придумавших его людей. Они часто не дают возможности продемонстрировать разные грани человеческого интеллекта. Как правило, в центре их внимания находится умение считать и понимать слова, но они упускают из виду другие важные вещи – музыкальные и творческие способности, любовь к природе, умение общаться.
В последнее время люди начали сомневаться в том, что IQ-тест эффективно измеряет интеллект. Одним из таких сомневающихся был психолог, профессор Гарварда доктор Говард Гарднер. Отчасти благодаря проделанной им работе в наше время сформировалось совершенно иное представление о том, что же на самом деле означает быть умным.
Доктор Гарднер предположил, что IQ-тесты несовершенны и неспособны измерить все многообразие способностей, которыми нередко обладают люди, и поэтому дают ошибочное представление о реальном интеллекте человека.
Работая со взрослыми и детьми и пытаясь лучше понять, как именно люди учатся, он выяснил, что каждый человек по-разному усваивает знания и проявляет свои способности. Он также заметил, что умным можно быть не только в чем-то одном, но во многих вещах. Так у него возникла идея, или теория, которую он назвал теорией множественного интеллекта.
Теория доктора Гарднера о существовании разных видов интеллекта очень логична. Существует столько примеров, когда люди, получившие невысокий балл за IQ-тест или вовсе не проходившие тестов по определению способностей, в чем-то другом демонстрировали очень высокий интеллект. Например, художники, альпинисты, бизнесмены, исследователи и изобретатели.
Согласно теории множественного интеллекта Гарднера, существует восемь (иногда выделяют девять) видов интеллекта – восемь-девять разных способов быть умным! У каждого из них определенные качества, сфера деятельности и интересов. Это:
1) лингвистический интеллект,
8) интеллект естествоиспытателя.
Девятый называют экзистенциальным (философским) интеллектом, или «житейской мудростью» (мы поговорим о нем в последней главе этой книги).
Я посвятил 25 лет изучению работ доктора Гарднера. За эти годы я написал несколько книг о множественном интеллекте для взрослых. Но потом у меня появилось желание написать книгу для молодых людей. Надеюсь, у меня получится объяснить тебе теорию множественного интеллекта. Мне кажется, что тебе очень важно научиться максимально использовать все грани своего ума.
Чтобы тебе легче было разобраться что к чему, я придумал более простые названия для каждого из девяти видов интеллекта.
Вербальный интеллект (лингвистический). Тебе нравятся слова твоего языка и то, как они складываются в предложения в устной и письменной речи. Возможно, ты любишь каламбуры и игры со словами, тебе нравится рассказывать истории, выписывать буквы, писать сочинения и читать. Тебе по душе изучение иностранных языков. Этому виду интеллекта посвящена глава 1.
Музыкальный интеллект. Ты умеешь слушать музыку, распознаешь ритм, на слух определяешь тональность и высоту звука. Тебе нравится самая разная музыка. Ты любишь петь, играть на музыкальных инструментах и ходить на концерты. Подробнее об этом виде интеллекта я расскажу в главе 2.
Логический интеллект (логико-математический). Тебе нравится докапываться до сути вещей, ты хорошо разбираешься в математике, от тебя не ускользает, если числа складываются в логическую последовательность. Занятия точными науками приносят тебе удовольствие. Возможно, тебе нравятся загадки, головоломки, ты любишь сидеть за компьютером, придумывать собственные коды и шифры, проводить научные эксперименты. Подробнее об этом виде интеллекта ты узнаешь из главы 3.
Образный интеллект (пространственный). Тебе нравится смотреть на мир и подмечать разные интересные вещи. У тебя хорошо получается «рисовать» картины и образы в воображении. Ты можешь запомнить увиденное и при помощи воображения донести этот образ до других – создать произведение искусства или предмет, сделать фотографию, построить сооружение, изобрести что-то новое. Подробнее об этом виде интеллекта ты узнаешь из главы 4.
Телесный интеллект (телесно-кинестетический). Ты ловкий и умеешь управлять своим телом, ты используешь его для освоения новых навыков или самовыражения. Возможно, ты занимаешься спортом или танцами. А может, любишь делать что-то руками: рукодельничать, конструировать модели, чинить вещи. Подробнее об этом виде интеллекта ты узнаешь из главы 5.
«Ты можешь больше, чем ты думаешь»: книга для подростков о множественном интеллекте
Автор книги уверен, что у каждого человека есть как минимум девять способов быть умным, и о них важно знать тинэйджерам, чтобы найти своё место в жизни.
Вы никогда не задумывались, что значит «быть умным»? Может, решать сложные математические задачи? Хорошо разбираться в одной из наук? Обладать тем, что называется житейской мудростью? А кто умнее — Эйнштейн или Эйзенштейн?
Известный американский психолог Говард Гарднер ещё в 1983 году сформулировал такое понятие, как множественный интеллект. Теория множественного интеллекта говорит о том, что каждый человек по-разному усваивает знания и проявляет свои способности, а одного-единственного определения того, что такое интеллект, просто нет. Каждый человек обладает несколькими видами интеллекта — формами мышления, адекватными различным типам задач. Мало того, для решения большинства задач мы используем несколько видов одновременно.
Отталкиваясь от исследований Гарднера, философ Томас Армстронг разработал свой подход к объяснению множественного интеллекта, который должен помочь подросткам почувствовать уверенность в своих силах и научиться максимально полно использовать свои многогранные возможности.
Итак, в книге «Ты можешь больше, чем ты думаешь» Томас Армстронг выделяет 9 видов интеллекта:
Каждому виду интеллекта посвящена отдельная глава. Автор подробно разбирает, в каких способностях тот или иной вид проявляется, зачем нужен и как его развить.
Эта книга поможет узнать, что ты собой представляешь и кем можешь стать. Ты сможешь научиться лучше понимать окружающих и находить с ними общий язык. Речь идет о твоих братьях и сестрах, родителях, друзьях, учителях и всех остальных. Ты поймешь, что у каждого человека есть сильные стороны и каждый по-своему подходит к решению тех или иных задач. Возможно, прочитав эту книгу и понаблюдав за своей сестрой с развитым телесным интеллектом, ты научишься лучше играть в баскетбол; узнаешь что-то новое от учителя, обладающего логическим интеллектом, и сможешь лучше понять своего друга, у которого преобладает внутренний интеллект.
Предлагаем вашему вниманию часть главы, посвящённой социальному интеллекту.
Глава 6. Социальный интеллект
Что такое социальный интеллект
Люди с развитым социальным интеллектом любят людей и находят миллионы способов это продемонстрировать. Им нравится быть среди людей: учиться, работать вместе и помогать другим. Они понимают, какие эмоции, желания и потребности есть у окружающих их людей и почему они себя ведут тем или иным образом. Они легко знакомятся с новыми людьми и как рыба в воде чувствуют себя в любой компании. А еще они искренне заботятся об окружающих. Например, предлагают убрать снег с тротуара перед домом пожилого соседа. Если ты возглавляешь школьную организацию, если у тебя много друзей, если ты хорошо улаживаешь конфликты между друзьями, братьями и сестрами, вдохновляешь окружающих на участие в общем деле или организуешь занятия для родных и друзей, значит ты наделен социальным интеллектом.
Создается впечатление, что социальный интеллект может проявляться многогранно? Это действительно так. Но все же главная особенность людей, наделенных этим видом интеллекта, — умение понимать других.
Ты наверняка читаешь книги, а знаешь ли ты о том, что можно читать людей? Когда ты смотришь на человека и улыбаешься, тот «читает» твое лицо и понимает, что ты рад; когда хмуришься — что тебе грустно и ты расстроен. Правда, читать книги гораздо легче, чем людей!
Психолог Дэниел Гоулман отмечает, что зачастую в деловом мире люди с невысоким IQ управляют людьми с более высоким IQ. То есть управленцы не всегда получают самые высокие оценки и сдают тесты лучше всех — но в итоге именно они руководят отличниками. Тебя это удивляет?
Вспомни тех ребят, кого в школе считают самыми «популярными». Они отличники по всем предметам? Или они просто нравятся людям благодаря своим личным качествам — уверенности в себе, обаянию, доброте? Многие ребята, наделенные социальным интеллектом, пользуются популярностью у сверстников и учителей, потому что легко находят общий язык с окружающими, а не потому, что учатся на отлично (хотя некоторые могут и то и другое).
Я вовсе не хочу сказать, что люди с лидерскими качествами не могут преуспевать в других сферах интеллекта. Ты можешь быть силен в любой области и быть популярным одновременно.
Как развивать социальный интеллект
Эти советы помогут тебе развить свои навыки общения и насладиться ими в полной мере. Попробуй выполнить любое понравившееся задание, даже если тебе кажется, что социальный интеллект — это «не твое».
1. Заведи адресную книгу. Запиши в нее телефоны, домашние адреса и адреса электронной почты своих друзей. Используй эту информацию, чтобы поддерживать с ними контакт. Даже если тебе особо нечего сказать, небольшое письмо, в котором ты напишешь, что скучаешь по другу, дорогого стоит!
2. Нарисуй «карту друзей». Напиши свое имя в центре листа бумаги, а вокруг него — имена самых близких людей (друзей и родных). В следующем круге расположи друзей и знакомых, с которыми ты не столь близок. Их имена должны удаляться от центра в зависимости от степени ваших дружеских отношений (если тебе кажется, что кого-то ты совсем плохо знаешь, напиши его имя на самом краю листа). Постарайся вспомнить всех, с кем тебя связывают дружеские отношения. Теперь изучи свою карту. Хочешь, чтобы на ней было больше имён, и они располагались ближе к центру? Вернись к разделу, где рассказывается, как завести друзей, и воспользуйся моими советами.
3. Заведи новые знакомства. Поставь себе цель — каждый день, неделю или месяц знакомиться с новым человеком (тебе решать, сколько новых друзей тебе нужно). Начни прямо сегодня: подойди и познакомься с тем, с кем давно хотел.
4. Ищи «родственные души». Организуй клуб по интересам (например, коллекционирование монет, изучение природы, бейсбол, кулинария, шопинг, конструирование моделей). Проводить время с людьми, которым нравится то же, что и тебе, это классно! Вместе вы можете работать над проектами, придумывать новые идеи или просто общаться. Когда есть общие дела, тема для разговора всегда найдется.
5. Стань волонтером. Существует множество местных и международных организаций, которые помогают людям. Например, можно стать волонтером таких организаций, как Красный Крест, ЮНИСЕФ или Всемирный фонд дикой природы (WWF).
6. Учись в группе. Старайся извлечь максимум пользы из групповых занятий в классе — осваивай разные способы решения задач, изучай различные точки зрения. Попроси учителей, чтобы они давали в классе больше групповых заданий. Старайся учиться и заниматься вместе с другими ребятами и вне школы — например, делай вместе с друзьями домашние задания, принимай участие в совместных творческих проектах, играй в оркестре.
7. Участвуй в школьной жизни. Выстави свою кандидатуру в школьный совет или придумай другой способ применения своих навыков в сфере общения, чтобы помогать другим ученикам своей школы.
8. Помогай отстающим. Предложи поднатаскать отстающих учеников или возьми шефство над ребятами из младших классов.
9. Проводи больше времени с семьёй. Пусть «качественное общение» войдет у вас в привычку. Устраивай семейные собрания для обсуждения важных вопросов или заведи традицию семейных вечеров: играйте в карты, настольные игры, баскетбол в парке, сходите в боулинг!
10. Попробуй себя в качестве лидера. Неважно, врожденные у тебя лидерские качества или ты предпочитаешь быть частью команды, — попробуй себя в роли лидера. Многие организации и волонтерские программы дадут тебе возможность оценить свои способности. Некоторые из них ведут обучающие курсы, помогающие развить лидерские навыки.
11. Найди наставника — человека, который поможет научиться чему-то новому и будет способствовать твоему саморазвитию. Благодаря ему ты укрепишь уверенность в себе, познакомишься с людьми, разделяющими твои интересы, и разовьешь свои лидерские качества. Твоим наставником может стать лидер скаутской организации, священник, тренер, друг семьи, местный бизнесмен или сотрудник благотворительной организации, в которой ты работаешь.
12. Ищи возможности чему-то научиться. Каждый человек, которого ты встречаешь, а) знает что-то, чего не знаешь ты; б) знаком с людьми, с которыми ты пока не знаком, и в) делал что-то, чего ты никогда не делал. Подумай, как много нового ты можешь узнать от каждого, кого встречаешь! Общайся с новыми людьми, задавай им вопросы. В конце каждого дня вспоминай всех, с кем ты сегодня общался, и спрашивай себя: «Чему я у них научился?»
13. Не навешивай ярлыки. Так легко составить мнение о человеке, не потрудившись узнать его поближе! Полагаю, ты не раз думал: «Вот ботаник/неудачник/умник». Не спеши навешивать ярлыки. Лучше выясни, что общего у тебя со всеми этими людьми и чему можно у них поучиться. Пусть они и не станут твоими друзьями, но ты хотя бы попытаешься познакомиться с ними поближе. Ну а если вы подружитесь — отлично!
14. Тренируйся заводить друзей. Если ты застенчив или чувствуешь себя неловко с незнакомыми людьми, попробуй «познакомиться» с тем, кого ты уже знаешь, — с кем-то из родных или со старым другом. Шаг за шагом тебе станет легче заводить и новые знакомства. Кстати, друзья по переписке — отличный способ расширить круг контактов!
Что если ты не умеешь общаться?
Ты, несомненно, наделен социальным интеллектом и используешь его каждый день в школе и дома, когда находишься в компании других людей, разговариваешь с ними и делишься своими мыслями. (Наверняка тебе трудно будет припомнить день, когда ты не делал что-то из перечисленного!) Даже если по натуре ты застенчив и немногословен, даже если чувствуешь себя неловко в незнакомой компании, поверь, у тебя есть способности к общению с людьми. Просто их нужно «откопать» и развить.
Восемь способов, как это сделать
Для наделенных вербальным интеллектом: начать делиться своими идеями. Например, участвовать в дебатах, писать доклады для устных выступлений в классе, пьесы и скетчи и привлекать друзей на роль актеров. Можно пойти еще дальше: объединиться с друзьями, обладающими образным интеллектом, и снять фильм! Одолжи у кого-нибудь видеокамеру, и твои сюжеты оживут на экране! Попробуй организовать с друзьями и одноклассниками кружок юных писателей; читайте друг другу свои рассказы и стихотворения и обсуждайте их.
Для наделенных музыкальным интеллектом: начать петь в хоре или играть в оркестре (можно организовать их самому). Музыкальные объединения обычно есть при школах, культурных центрах и храмах. Давай друзьям и родным слушать свою любимую музыку и проси их поделиться своей, ходи с ними на концерты.
Для наделенных логическим интеллектом: записаться в математический кружок или организовать его самостоятельно. Разгадывать вместе с друзьями, одноклассниками или родными головоломки и загадки. Придумать логические задачки и попросить их решить. Обсудите, кто каким способом решил задачу. Собрать друзей, чтобы вместе с ними провести научный эксперимент!
Для наделенных образным интеллектом: придумать совместный творческий проект. Это отличный способ заняться творчеством в компании. Можно разрисовать стену, сделать коллаж, создать скульптуру или мобиль (подвесную скульптуру) либо снять фильм. Делись своей любовью к искусству, обучая других рисовать красками и карандашом или лепить из глины. Изучай новые виды искусства и знакомься с людьми на бесплатных мастер-классах. Попробуй собрать друзей, чтобы вместе сложить пазл с картинками или трехмерный пазл.
Для наделенных телесным интеллектом: записаться в спортивную команду. Завести новых друзей можно, став участником спортивного клуба или секции, обучаясь новому виду спорта. Найди друга, с которым будешь вместе тренироваться: бегать, кататься на велосипеде, плавать в бассейне, танцевать и общаться! Ты будешь общаться с пользой для здоровья!
Для наделенных внутренним интеллектом: вспомнить свои любимые занятия и подумать, как можно заниматься ими с другими. Общие интересы помогут тебе наладить контакт с окружающими тебя людьми и обзавестись новыми знакомыми.
Для наделенных природным интеллектом: приглашать друзей на природу и показывать им свои любимые места. Позови друзей, одноклассников и родных убраться или озеленить ваш район. Разбейте цветник. Связь с природой сближает людей.
Для наделенных философским интеллектом: знакомиться с людьми, чьи религиозные, духовные и философские воззрения отличаются от твоих. Попроси их рассказать тебе о своих убеждениях и о том, как те влияют на повседневную жизнь. В чем отличие их воззрений от твоих? А в чем сходство? Организуй кружок, куда смогут приходить ребята разных вероисповеданий и воззрений и говорить о том, что у них общего.