Ты лучше голодай чем что
И лучше будь один, чем вместе с кем попало. Омар Х
Очищайте своё желище от тех вещей, что не приносят вам пользу.
Легко и смело уходите от тех людей, которые наносят вам вред!
*******
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.
Омар Хайям.
Духовная пища подобна телесной.
Что внутрь принимаем должно быть известно.
Чтоб ваше здоровье и жизнь не пропала
Голодным быть лучше, чем есть, что попало.
Слегка голодать, только пользу даёт,
Кто ест без разбору, не долго живёт.
Воздержанность в пище излечит и душу.
Всеядность всю сущность калечат и душит.
Убить может даже плохая еда,
На все сто процентов, вопрос лишь когда.
Вот так и общение, будто бы пища,
. Лучше быть одному, чем водить дружбу с нищим.
Лучше делом любимым заняться спокойно,
Чем терять своё время среди недостойных.
Любит быть в одиночестве сильный и умный,
Сохранит расстояние с обществом шумным.
Нелегко обмануть сильного мудреца,
Мудрый разоблачит, выявит подлеца.
И для слабого быть одному, как защита.
От дурного влияния сердце закрыто.
Подпуская к себе бестолковых людей,
Человек сам себе словно вор и злодей.
Своё время растрачивает безвозвратно,
Возвращение времени невероятно.
Бог всемилостив, он вас простит и поймёт,
Но потерянных дней никогда не вернёт.
Жизнь с глупцом разделять – тяжелейшее бремя.
Нет богатства дороже, чем личное время.
Слабого развратят быстро псевдодрузья.
Слабого оставлять без контроля нельзя.
Может он и хороший, но падкий к порокам.
Много всяких соблазнов есть в мире жестоком.
Зависть может и сильного взять, погубить.
Крысу рядом пригрел, так, кого же винить?
Он кивал вам, о совести вам говорил,
Что вас, как человека давно полюбил.
Но его был отец, дед и прадед иуда.
Вашу голову недругу выдаст на блюде.
За спиной будет вас поносить и срамить.
Трудно гадину хитрую изобличить.
Нет… Лишь чистая, добрая пища!
Лучше бедный друг, чем власть добившийся нищий.
Нет… Надёжные лучше друзья,
Чем в друзьях с грязной совестью, честью князья!
Неразборчивость в людях – причина всех бед,
Будьте мудры, чтоб в счастье прожить много лет.
Бейты написаны по мотивам рубаи Омара Хайяма.
Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно не мало,
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.
Омар Хайям.
Мне Всевышний для счастья и радости дал!
Друга верного, хлеб, сыр и винный подвал.
Был во власти, то часто один горевал.
Потерял власть, богаче богатого стал.
Омар Хайям.
Лучше будь один чем вместе с кем попало Омар Хайям
Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно не мало,
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.
Омар Хайям.
Духовная пища подобна телесной.
Что внутрь принимаем должно быть известно.
Чтоб ваше здоровье и жизнь не пропала
Голодным быть лучше, чем есть, что попало.
Воздержанность в пище излечит и душу.
Всеядность всю сущность калечит и душит.
Убить может даже плохая еда,
На все сто процентов, вопрос лишь когда.
Вот так и общение, будто бы пища,
. Лучше быть одному, чем водить дружбу с нищим.
Лучше делом любимым заняться спокойно,
Чем терять своё время среди недостойных.
Любит быть в одиночестве сильный и умный,
Сохранит расстояние с обществом шумным.
Нелегко обмануть сильного мудреца,
Мудрый разоблачит, выявит подлеца.
И для слабого быть одному, как защита.
От дурного влияния сердце закрыто.
Подпуская к себе бестолковых людей,
Человек сам себе словно вор и злодей.
Своё время растрачивает безвозвратно,
Возвращение времени невероятно.
Бог великий всего на земле господин,
Не вернёт вам назад и денёчек один.
Жизнь с глупцом разделять – тяжелейшее бремя.
Нет богатства дороже, чем личное время.
Слабого развратят быстро псевдодрузья.
Слабого оставлять без контроля нельзя.
Может он и хороший, но падкий к порокам.
Много всяких соблазнов есть в мире жестоком.
Зависть может отправить любого на дно,
Крысу рядом пригрел, так винить же кого?
Вероломен предатель, к чему горевать?
Таковым подлецом родила его мать.
Он кивал вам, о правильном вам говорил,
И казалось в поступках был честен и мил,
Но его был отец, дед и прадед иуда.
Вашу голову недругу выдаст на блюде.
Будет вас поносить и срамить за спиной,
Так устроен подонок, он в генах такой.
Нет… Лишь чистая, добрая пища!
Лучше бедный друг, чем власть добившийся нищий.
Нет… Надёжные лучше друзья,
Чем в друзьях с грязной совестью, честью князья!
Неразборчивость в людях – причина всех бед,
Будьте мудры, чтоб в счастье прожить много лет.
Бейты написаны по мотивам рубаи Омара Хайяма.
Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно не мало,
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.
Омар Хайям.
Мне Всевышний для счастья и радости дал!
Друга верного, хлеб, сыр и винный подвал.
Был во власти, то часто один горевал.
Потерял власть, богаче богатого стал.
Омар Хайям.
Скарабей шарик гнал по пустынной степи Омар Хайям
http://www.stihi.ru/2012/02/20/7467
***
Осторожность, как будто бы дружбы плечо.
Лучше нос не совать, где сейчас горячо.
10 мудрых афоризмов Омара Хайяма
Рубаи Омара Хайяма (1048 — 1131), в которых средневековый персидский поэт прославлял любовь, красоту и жизнь, стали одними из самых известных произведений мировой литературы. На долгие годы забытые читателями, но заново открытые в XIX веке, они были объединены в сборник философских стихотворений «Рубайат». Эта книга вошла в золотой фонд восточной поэзии, вот уже много лет она пользуется огромной популярностью во всем мире.
Мы выбрали из нее 10 афоризмов:
Чем за общее счастье без толку страдать — / Лучше счастье кому-нибудь близкому дать. / Лучше друга к себе привязать добротою, / Чем от пут человечество освобождать.
От безбожья до Бога — мгновенье одно! / От нуля до итога — мгновенье одно. / Береги драгоценное это мгновенье / Жизнь — ни мало, ни много — мгновенье одно!
Красивым быть — не значит им родиться, / Ведь красоте мы можем научиться. / Когда красив душою человек — / Какая внешность может с ней сравниться?
Как часто, в жизни ошибаясь, теряем тех, кем дорожим. / Чужим понравиться стараясь, порой от ближнего бежим. / Возносим тех, кто нас не стоит, а самых верных предаем. / Кто нас так любит, обижаем, и сами извинений ждем.
Я думаю, что лучше одиноким быть, / Чем жар души «кому-нибудь» дарить. / Бесценный дар отдав кому попало, / Родного встретив, не сумеешь полюбить.
О тайнах сокровенных невеждам не кричи, / И бисер знаний ценных пред глупым не мечи. / Будь скуп в речах и прежде взгляни, с кем говоришь; / Лелей свои надежды, но прячь от них ключи.
Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно не мало, / Два важных правила запомни для начала: / Ты лучше голодай, чем что попало есть, / И лучше будь один, чем вместе с кем попало.
О небо, к подлецам щедра твоя рука: / Им — бани, мельницы и воды арыка; / А кто душою чист, тому лишь корка хлеба. / Такое небо — тьфу! — не стоит и плевка.
Лучше впасть в нищету, голодать или красть, / Чем в число блюдолизов презренных попасть, / Лучше кости глодать, чем прельститься страстям, / За столом у мерзавцев, имеющих власть.
Меняем реки, страны, города. / Иные двери. Новые года. / А никуда нам от себя не деться, / А если деться — только в никуда.
Лучше будь один, чем вместе с кем попало?
Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало
Два правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.
О. Хайям
Я давно знаю эти строки Омара Хайяма. Их часто цитируют и это мне не по душе. В них есть что-то жалкое. Особенно «лучше будь один, чем вместе с кем попало». Такое впечатление, что человеку не повезло в жизни, в общении. Акцент у него падает на уединении, на противопоставлении уединения общению, в конечном счете, Я и другого, Я и МЫ.
Я могу обвинить автора указанных строк в том, что он пытается выдать свое мизантропическое состояние духа за мудрость. Кроме того, тут попахивает высокомерием: я хороший (я уважаю себя), а кругом меня одни дебилы, неуважаемые, «кто попало». Недоволен окружением? Либо поменяй его, либо измени к нему отношение. Но никак не становись в позу высокомерного отстранения («лучше будь один»).
А может перевод неудачный?
______________________________________________________
Мне попытался возразить Павел Антипов. Вот его текст:
«Здравствуйте, Лев Евдокимович.
Для начала давайте восстановим полный текст перевода О.Румера:
Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.
Как сказано в мудрой притче, приведённой на Вашей странице, кто акцентирует внимание на коричневом, упускает синее. В этом рубаи Вы увидели акцент на уединении, но так ли это? Я сомневаюсь. Это сомнение обосновано третьей строкой. Понятно, что без еды человек сколь-либо долго прожить не может, также понятно, что не к смерти от голода призывает Хайям.
Значит, и в четвёртой строке призыв не к одиночеству, не к замкнутности.
Но к чему же?
Уважаемый рецензент! У нас с Вами разговор типа «стакан наполовину полный или наполовину пустой». Я увидел в этом рубаи Хайяма одно, Вы другое. Кто из нас прав? Посмотрите сами: если бы автор ограничился сентенцией «не надо быть вместе с кем попало», то тут Вы больше правы. В этой сентенции, действительно, призыв к разборчивости в отношениях с людьми. Но автор не ограничивается этой сентенцией, а добавляет «лучше будь один», более того, он ставит эти слова впереди слов «чем вместе с кем попало», этим усиливая их значение. Здесь уже не призыв к разборчивости, а предложение уйти от всякого общения! Разборчивым можно быть только в ситуации, когда ты не уходишь совсем от контакта с людьми. Так кто же ближе к истине? Делайте вывод.
Сентенция Хайяма имеет смысл лишь в ситуации весьма ограниченного круга общения. Но тогда это не философская сентенция (не совет мудро прожить), а сентенция по случаю, ситуативная, имеющая сугубо частный характер. К советам мудро прожить она никак не может быть отнесена.
Эту логическую ошибку нередко совершают люди, мало искушенные в логике. Я пишу об этом в своей «Занимательной философии», в тексте под названием «ГЛУПЫЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ». Вот часть этого текста:
«В известном отечественном фильме «Подкидыш» (1939 г.) есть примечательная сцена: женщина, направлявшаяся с мужем на дачу, решила отвести потерявшуюся девочку Наташу лет 4-х в отделение милиции. По дороге она спросила девочку, как с ней обращаются родители. Девочка якобы сказала ей, что они хотят «оторвать ей голову». Тогда женщина решила подать на родителей в суд и, передумав вести девочку в отделение милиции, предложила мужу взять ее на дачу. Муж, Муля, стал возражать. Тогда она сказала: «Спросим девочку, пусть она сама скажет»:
7 февраля 2003 г. с 11.30 до 12.10 по 3-му телеканалу ТВЦ в программе «канал Дата» был проведен интерактивный опрос телезрителей. Вопрос такой: «Кто владеет богатством России?». Предлагались три варианта ответа: 1. Государство. 2. Олигархи. 3. Криминал. Ответы: 1. — 174. 2. — 1017. 3. — 604. Участвующий в телепередаче А. Шохин предложил четвертый вариант ответа — народу. Этот вопрос с заготовленными вариантами ответа одновременно и идиотский и провокационный (большевистско-коммунистический). Провокационный потому, что он изначально настраивает на определенный негативный ответ, разжигает социальную рознь-ненависть и порождает анархистские настроения. Все варианты исключают владение богатством обычными, нормальными людьми. Государство, олигархи, криминал — в большинстве случаев — это не я и ты, а кто-то другой (чиновники, олигархи, криминал).
В мае-июне 2005 г. по телеканалу «Культура» в анонсе-рекламе новой программы (Сати Спиваковой) звучали такие слова: «И что всё-таки важнее для истинного артиста: амбиции или смирение?»
12-12 января 2006 г. по телеканалу «Культура» в программе «Культурная революция» обсуждался вопрос: кому управлять государством: молодым или старым? Обсуждение велось практически в духе строгой дизьюнкции или-или. Или молодые должны управлять государством, а старым нельзя. Или старые должны управлять государство и ни в коем случае молодые. Истина за пределами этой дизьюнкции. Оптимальный вариант: не молодой и не старый, а сочетающий в себе положительные свойства молодого и старого. Если бы молодость знала, если бы старость могла — говорит расхожая фраза. Страной должны управлять те, кто знает и может!
Н.С.Михалков в анонсе фильма «Гибель империи. Византийский урок» на телеканале «Россия» (9 февраля 2008 г.) заявил: «Приходит пора всё называть своими именами, потому что на сегодняшний день именно и только православие может противостоять тому интеллектуальному и культурному макдональдсу, к которому нас пытаются приучить».
Бессмертна со своим идиотским вопросом женщина из кинофильма «Подкидыш»! Вновь и вновь воспроизводят подобную дилемму. »
___________________
Думаю, теперь должно быть всё ясно с четверостишием Омара Хайяма. Я бы не стал так подробно разбирать-критиковать это четверостишие, если бы последняя его строка не была так в ходу, не использовалась активно людьми в их аргументации.
Омар Хайям 1- 24
Омар Хаям 1
Этот гончар, слепивший чаши голов,
Проявил в гончарном деле своё искусство:
Над скатертью нашего бытия он поставил чашу вверх дном
И наполнил горечью эту опрокинутую чашу.
Подстрочный перевод Р.М. Алиев и М.-Н. О. Османов)
Ваявший головы рассеянный творец
В сердцах перевернул с рубинами ларец.
Разлив с вином кувшин, со скатерти заставил
С рубинами вино нас слизывать, хитрец.
2
Одни люди думают о путях веры.
Другие люди задумались над истинным путём.
Боюсь, что как-нибудь раздастся крик:
«[Настоящий] путь не этот и не тот».
Подстрочный перевод Р.М. Алиев и М.-Н. О. Османов)
3
Мы – куклы, а небо – кукольник.
Это – действительность, а не аллегория.
Мы поиграем на ковре бытия
[И] снова попадём в сундук небытия один за другим.
Омар Хайям САД ЖЕЛАНИЙ
В этом мире от жизни подарков не жди.
В этой жизни назад и вперед не гляди.
Зри сегодняшний день, на друзей не надейся
И спокойно своею дорогой иди.
(Я)
5
Тот жизнь прОжил не зря, кто с рассудком дружил,
И минутой и часом и днем дорожил.
Ведь для всех жизни плод одинаково сладок,
Кто бокалу с вином, или Богу служил.
Те, что украсили познанья небосклон,
Взойдя светилами для мира и времен,
Не расточили тьму глубокой этой ночи,
Сказали сказку нам и погрузились в сон.
О.Х. Мудрость
Тот гений, кто смотрел то в книгу, то в бутылку,
Встречая над собой ехидную ухмылку,
Заснувши вечным сном, нам всем оставил он
Трудов и знания бесценную копилку.
Увы, не много дней нам здесь побыть дано
Прожить их без любви и без вина – грешно
Не стоит размышлять, мир этот стар иль молод
Коль суждено уйти – не все-ли нам равно?
О.Х.
Нам жить отмерено не так уж много дней,
Используй с толком их – люби и ешь и пей.
Что думать попусту о смысле жизни этой.
Бокал подставил я – еще вина налей!
(Я)
12
Вот снова день исчез, как ветра легкий стон,
Из нашей жизни, друг, навеки выпал он.
Но я, покуда жив, тревожиться не стану
О дне, что отошел, и дне, что не рожден.
О.Х.
Вот вечер наступил – и день уже не твой,
Он словно в очаге сгорел и стал золой.
Злой ветер дни за днем, пусть как золу уносит,
Наступит утро,- вновь настанет день другой.
(Я)
Мы пьем не потому, что тянемся к веселью,
И не разнузданность себе мы ставим целью.
Мы от самих себя хотим на миг уйти
И только потому к хмельному склонны зелью.
О.Х.
Я пью не для того, чтоб допьяна напиться,
Плыть на волне хмельной, болтать и веселиться.
Я пью, чтобы раскрылись крылья и взлететь,
Почувствовать полет, а после – приземлиться.
(Я)
Пусть будет сердце страстью смятено,
Пусть в чаше вечно пенится вино.
Раскаянье Творец дарует грешным —
Я откажусь: мне ни к чему оно.
О.Х.
Я потерялся, в этот мир прийдя,
Пью, в этой жизни места не найдя.
Я целый океан готов по капле выпить,
Чтоб задержаться, в землю уходя.
Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало,
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть.
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.
Омар Хайям
О мудрецы, ваш каждый миг рассчитан,
Беспутных дураков на опыте испытан.
Прочь мясо и вино – для вас нектар и воду.
И эгоизмом весь ваш мудрый быт пропитан.
Не пускайте меня на молитву во храм
Для меня все одно – что талмуд, что коран.
Я как грешная дева – пороком живу,
В рай дороги не знаю, признаюсь я вам.
(Я)
На радость небо нам дано и на беду.
Земли прекрасней и ужасней не найду.
Порою кажется, что этот мир ослепший
Не кто-нибудь – я за руку веду!
О.Х. (Музаффар Хаяров)
20
Вот снова день исчез, как ветра легкий стон,
Из нашей жизни, друг, навеки выпал он.
Но я, покуда жив, тревожиться не стану
О дне, что отошел, и дне, что не рожден.
Омар Хайям. Перевод Румера
Я не тот, кто смерти страшится на земле любимой моей.
Всё, что здесь цвело, там продлится, совершенней став и светлей.
Жизнь дана Всевышним на время. Срок пройдёт, утечёт вода.
Жизнь Творцу благому доверю и войду в одну из дверей.
«Я не тот, кто смерти страшится на земле любимой моей»
Качалов Игорь)
Как пришли мы в сей мир, так к Аллаху уйдем,
Жизнь рекой протечет и прольется дождем.
Все расцветшее вновь отзовется плодами,
А Аллаха мы здесь, на Земле подождем.
(Я)
Если пьешь вопреки ты Аллаху вино,
То пойти винопитие к пользе должно,
Если выпить решил, лучше пей с мудрецами,
Чтоб с вина не осталось похмелье одною
(Я)
Сорванный цветок должен быть подарен,
начатое стихотворение — дописано,
а любимая женщина — счастлива,
иначе и не стоило браться за то,
что тебе не по силам.
О.Х.