Ты что звезда ералаша мем
«Потому что мы банда!» Умер Борис Грачевский. На его киножурнале «Ералаш» выросло несколько поколений
Фото: Юрий Смитюк / ТАСС
Умер Борис Грачевский — создатель киножурнала «Ералаш», который стал любимым «сериалом» для нескольких поколений детей в СССР, а позднее — на всем постсоветском пространстве. Фамилии его постоянных героев Кипятков, Кукушкина, Баранкин, Бочкин, Перепелкина и Сидоров стали нарицательными и часто использовались в школьных анекдотах. Дети мечтали сняться в «Ералаше», и не зря: многие из тех, кто снялся в проекте, впоследствии превратились в звезд. «Лента.ру» вспоминает, как детище Грачевского и его соратников обрело статус культовой передачи, которую обожали миллионы зрителей.
Идея создания альманаха принадлежала кинорежиссеру Алле Суриковой. Она направила председателю Госкино Филиппу Ермашу письмо с предложением, которое, по ее словам, «явилось результатом долгих раздумий о судьбе детского кино» — организовать для пионеров и младших школьников юмористический киножурнал «Фитилек». Позднее инициатива была направлена в ЦК КПСС и Союз кинематографистов. За киножурнал не хотела браться ни одна студия: «Деньги небольшие, работы много», — поясняла потом Сурикова. По ее словам, сотрудников студии имени Горького буквально заставили начать съемки. Основателями журнала стали администратор кинокартин Борис Грачевский и журналист и драматург Александр Хмелик. Грачевский к тому моменту поработал на картинах Александра Роу, Марка Донского и Василия Шукшина, и был заместителем директора съемочной группы. Хмелик же тогда уже был известен как автор пьесы «Друг мой, Колька!» и главред объединения «Юность»: в своих произведениях он обращал внимание на внутренний мир школьников и призывал их сделать свою будущую жизнь необычной.
«Фитилек» должен был стать младшим братом всесоюзного журнала «Фитиль», где в коротких зарисовках высмеивались тунеядцы, бюрократы, изменники, пьяницы и взяточники, — те, кому советское общество объявило войну. Эпизоды демонстрировались в кино перед полнометражными фильмами. Автор идеи Сергей Михалков называл их «сюжетами-выстрелами», бьющими прямо в цель. Однако предложенное название для детского журнала не прижилось, и тогда 13-летняя дочь Хмелика Мария предложила название «Ералаш», означающее хаос и беспорядок. Именно его выбрали создатели.
Во ржачка, клево, да?
В 1974 году в первых выпусках сценаристы «Ералаша» нередко использовали известные сюжеты. «Позорное пятно» из первого выпуска дословно повторяет стихотворение Агнии Барто о собрании школьников: младшеклассник Павлик выносит на всеобщее собрание актива вопрос о грязи на носу своего товарища. А эпизод «Слава Ивана Козловского» из второго выпуска стал экранизацией новеллы Виктора Драгунского о приключениях Дениса и его закадычного друга Мишки Слонова. Порой современные литераторы писали сценарии специально для киножурнала: к примеру, автором сценки-скетча «Ну почему мы так говорим?», высмеивающей молодежный жаргон, стал известный сатирик Лион Измайлов. Этот сюжет из первого выпуска стал знаковым для киножурнала, его часто цитировали. «Классно, говорю, ща один фитиль такое сморозил! Подкатывается к шкету, дай, говорит, велик погонять! Сел и почесал. А тут училка. А он давай выпендриваться, варежку разинул, да как дерябнется. Сам с фингалом, училка чуть не с катушек, а велик гигнулся. Во ржачка, клево, да?» — обращается некий Ваня к соседу (роль взрослого исполнил Спартак Мишулин).
В первые годы существования «Ералаша» авторы всерьез рассматривали его как «Фитиль» для школьников: в каждом сюжете была доведенная до абсурда ситуация, которая ярко и понятно высмеивала то или иное явление. И точно так же создатели детского киножурнала приглашали к участию в съемках уже известных актеров — они с радостью соглашались на роли учителей и родителей. Киноистории демонстрировались, как и «взрослый» «Фитиль», перед киносеансами. Каждый раз передача начиналась с фирменной рисованной заставки: желтые буквы на голубом экране, окруженные несколькими поколениями «зрителей» — школьники, их родители, бабушки и дедушки. За все время существования журнала художник Юрий Смирнов перерисовывал сюжет несколько раз, так как героев следовало «переодеть» в более современные наряды, однако в целом он оставался неизменным (за исключением последнего варианта, выполненного в формате компьютерной анимации). В 1980 году финальный титр «Конец» заменили на более подходящее для детей слово «Все!»
Известная песня-визитка про мальчишек и девчонок, а также их родителей, придуманная Хмеликом, тоже стала неизменной спутницей сатирических эпизодов. До 1996 года на титры накладывали композицию в исполнении артистки Елены Камбуровой, позднее ее перезаписал детский музыкальный ансамбль «Непоседы». За право быть автором мелодии боролись Владимир Шаинский и Алексей Рыбников. Создатели выбрали второй вариант.
В позднесоветское время тематика сюжетов несколько сместилась: если раньше авторы старались демонстрировать острые конфликтные или абсурдные ситуации, в которых было легко показать детские характеры или взаимоотношения детей со взрослыми, позднее в «Ералаш» проникла романтика. Типичные герои будто выросли на несколько лет: теперь на экранах были не только маленькие хулиганы, подкладывающие кнопки учительницам и скрывающие двойки в дневниках, но и подростки, мучающиеся первой любовью и ревностью.
Для многих юных актеров киножурнал стал путевкой в большое кино. К примеру, актер Федор Стуков начинал карьеру в 1980-е именно в «Ералаше». Позднее он не раз появлялся в киножурнале, сменив амплуа школьника-нарушителя на роли посерьезнее. Однако судьбы некоторых юных актеров оказались трагическими. Наиболее известна биография Алексея Фомкина. Фактурный школьник не прошел пробы в фильм «Чучело», однако попал в «Ералаш» — в базе студии имени Горького оставались его фото. Яркая роль в серии под названием «Аукцион» привлекла внимание киношников к школьнику, и его пригласили на роль Коли Герасимова в фильме «Гостья из будущего», ставшего для советских детей культовым. Однако жизнь Фомкина внезапно оборвалась: после короткой карьеры в МХАТе он сменил несколько работ, покинул столицу, и, обосновав наконец свой быт во Владимире, погиб в бытовом пожаре в возрасте 26 лет. Печальной оказалась также судьба актера Максима Пучкова, сыгравшего в популярном сюжете «Вовка, добрая душа», который успел после «Ералаша» сняться в более чем десяти кинокартинах, однако скончался после продолжительной болезни.
Лихие времена
На стыке двух десятилетий «Ералаш» пережил перерождение. Появившиеся в 1980-е абсурдные скетчи (самые известные — про детей-тройняшек и про тренировки по «бразильской системе») появлялись все чаще, и почти захватили детский киножурнал. С начала 1990-х выпуски транслировали на второй «кнопке» (канал РТР), а затем и на ОРТ, и в лексиконе школьников появились афоризмы с экрана: «Потому что мы банда!», «Дядя, я знаю, что у вас сломалось», «За жвачку мы родину не продаем» и «Ничего себе сходил за хлебушком». Ученики младшей и средней школы бежали после уроков к телевизорам, чтобы успеть посмотреть за обедом несколько серий. Актерская база «Ералаша» расширилась, появилось огромное количество новых сюжетов, — и дети со всей России мечтали появиться в роли Кукушкиной или Кипяткова. Взрослые артисты, в том числе музыканты, тоже были рады возможности сыграть классного руководителя, учителя или директора школы.
Кадр: Киножурнал Ералаш / YouTube
«Ералаш» стал первой «Фабрикой звезд» в России: в 1993 году в киножурнале снялся Александр Лойе, в 1997-м в главной роли сюжета «Врун» появился Сергей Лазарев, а в 1998-м в «Ералаше» засветилась Наталья Ионова (через пять лет она прославится под псевдонимом Глюкоза). Спустя год юная актриса Юлия Волкова сыграла в паре с Антоном Колесниковым: последний останется в кино, в то время как Волкова через некоторое время станет участницей дуэта «Тату». Тогда же гимн «Ералаша» перезаписали при участии хора ансамбля «Непоседы», в котором пели Волкова и Лазарев, а также их будущие коллеги Влад Топалов, Елена Катина и Анастасия Задорожная. Последняя, по ее собственному признанию, изначально пробы в киножурнал с треском провалила, однако позднее ей удалось поучаствовать в съемках.
«Ералаш» того периода буквально усыпан «временными» приметами. Едва ли не в каждом выпуске появляются «Сникерсы» и «Кока-кола», а школьницы щеголяют не в коричневых платьицах, как раньше, но в модных коротких топах и с разноцветными резинками для волос. Дети внезапно стали еще современнее и раскрепощеннее: они провоцируют друг друга на признания в любви и жестоко разыгрывают одноклассников. После 20 лет «советских» декораций такие нововведения казались необыкновенными. Спустя несколько лет создатели предприняли попытку вернуть «Ералаш» в кинотеатры, подписав контракт на демонстрацию премьерных выпусков в одной из крупных сетей.
В 2000-е киножурнал продолжил курс на открытие новых звезд, попутно предоставляя площадку для уже состоявшихся знаменитостей. Например, в 2002 году сатирик Максим Галкин впервые попробовал себя в качестве актера в эпизоде «Студент». Сюжет в основном был завязан на заглавном герое: ученицы флиртовали с ним во время контрольной, чтобы смутить, и мужчине пришлось временно поменяться ролями со школьной уборщицей. С похожего скетча также началась фильмография комика и певца Александра Реввы — он сыграл робота-учителя, который пытается совладать со вздорными школьниками. Позднее выяснилось, связь артиста с киножурналом очень прочна: по его признанию, фамилию своего альтер-эго Артура Пирожкова он позаимствовал именно из «Ералаша».
В последние годы сотрудники «Ералаша», в частности, один из создателей киножурнала Борис Грачевский жаловались на тяжелую финансовую ситуацию. По его словам, министерские бюджеты «Ералашу» существенно сократили, и это сильно помешало работе: к примеру, ему стало сложнее привлекать к съемкам знаменитостей, которые требуют больших гонораров. Также от кризиса пострадали реквизит и локации. Однако слухи о закрытии проекта он отвергал, называл домыслы «глупостью».
Поклонники старого «Ералаша» иногда критикуют новые выпуски. Актерская игра кажется им неубедительной, а сюжеты — бессмысленными. Но как бы ни относились к киножурналу, за 45 лет существования он стал историческим и культурным памятником кинопроизводства. Его значение и влияние трудно переоценить: «Ералаш» символизирует детство для нескольких поколений советских и российских детей. А превратятся ли современные выпуски в ностальгическое воспоминание для современных подростков — покажет время.
Дети из «Ералаша» сегодня: к чему их привели «веселые истории»
За 40 лет существования детского юмористического киножурнала «Ералаш» через эту кузницу кадров прошли многие юные актеры. Повзрослев, некоторые из них решили продолжить актерскую карьеру, а кто-то выбрал иной путь. Давайте посмотрим, как изменились эти мальчишки и девчонки, и чем они занимаются сегодня.
Павел Степанов (52 года)
Сергей Шелгунов (46 лет)
Сергей снялся в 3 эпизодах «Ералаша» и очень полюбился зрителям. В дальнейшем он пробовал еще сниматься, но в те смутные для российского кинематографа времена карьера его не задалась. Чем Сергей занимается сейчас и как сложилась его жизнь, неизвестно.
Владимир Сычев (45 лет)
Федор Стуков (43 года)
Екатерина Вуличенко (36 лет)
Александр Лойе (32 года)
Известный нам по «Ералашу» и рекламе «Херши-колы» конопатый, рыжий и очень забавный мальчуган Саша Лойе сразу полюбился зрителям. Как говорит он сам, цвет волос и фамилию он унаследовал от прадеда-немца. Александр стал актером. В 2006 году он окончил Щепкинское училище и довольно успешно снимается в кино и сериалах с тех пор. В 2014 году получил награду на кинофестивале «Вместе» за «яркое воплощение на экране образов наших современников».
Юля Волкова (31 год)
Бывшая солистка «Тату» тоже снималась киножурнале «Ералаш» (серии «Выручи меня» и «Манекен»). Она была очень уверенным в себе ребенком. А вообще Юля с раннего детства увлекалась музыкой, училась в музыкальной школе по классу фортепиано, выступала в детском музыкальном коллективе «Непоседы». В 14 лет она прошла кастинг и стала участницей «Тату».
Наталья Чистякова-Ионова (30 лет)
Михаил Казаков (28 лет)
Велимир Русаков (27 лет)
Александр Головин (27 лет)
Кирилл Емельянов (25 лет)
Кирилл родился в актерской семье и сам с детства мечтал стать актером. Когда ему было девять, его мечта осуществилась: его взяли сниматься в «Ералаше». А в 2005 году он попал уже в большое кино: вместе с еще одним выходцем из «Ералаша» Сашей Головиным снялся в драме «Сволочи», после которой их пригласили в сериал «Кадетство». В 2009 году Кирилл окончил ГИТИС и с 2010 года служит в московском театре «Школа современной пьесы». Женат на актрисе Екатерине Директоренко, воспитывает двоих сыновей.
Анастасия Сиваева (24 года)
Настя с пяти лет занималась народными танцами, с семи лет работала в детском модельном агентстве Вячеслава Зайцева, затем перешла в детское модельное агентство Алексея Буланова «Степ-Хаус» и там продолжала обучаться актерскому ремеслу, жонглированию, степу, акробатике, современному танцу. Талантливую девочку заметили и пригласили на телевидение, а затем в кино. И только после ее роли в кино создатель «Ералаша» Борис Грачевский позвал Настю принять участие в нескольких эпизодах киножурнала. Актриса исполнила три главные роли («Верну любимого», «Соперницы», «Проверка на прочность»). А позже стала звездой сериала «Папины дочки».
Невеселые истории журнала «Ералаш»: ранние смерти и тяжелые болезни звезд телешоу
После съемок в юмористическом тележурнале, юные артисты стали востребованными в кино. Но не каждый актер выдержал груз славы. Несчастные случаи, смертельные заболевания, наркотическая зависимость — звездам «Ералаша» пришлось пройти череду испытаний.
В 70-е режиссер Алла Сурикова обратилась к правительству с просьбой создать для детей киножурнал «Фитилек». Идею поддержали, основателями проекта стали Борис Грачевский и Александр Хмелик. Вскоре название сменили на «Ералаш», первый выпуск которого вышел 11 сентября 1974-го. Сначала юмористические сюжеты транслировали перед показами в кинотеатрах, а затем — на телевидении.
Со временем «Ералаш» стал зажигать звезды: даже за короткий эпизод режиссеры успевали разглядеть талант в юных актерах и приглашали их в большое кино. Но грамотно воспользоваться счастливым билетом удалось не каждому маленькому артисту. К сожалению, судьбы многих из них были полны разочарований и неудач.
Вера Иванко
Будущая звезда родилась в 1993-м в Москве. С детства девочка любила выступать на публике, а потому с легкостью прошла кастинг в «Ералаш». Девятилетний ребенок блестяще исполнил миниатюру «Никого нет дома». Веру стали узнавать на улице и, вдохновленная популярностью, она продолжила развивать артистические навыки.
В 2011-м девушку приняли во ВГИК. С первого курса Иванко играла в театре на Таганке, запомнившись зрителям по спектаклям «Снежная королева» и «Бременские музыканты», снялась в сериале «До смерти красива». Она успела отучиться лишь два года. В 2013-м актриса вышла из дома, чтобы отправиться на важную репетицию, но трагически погибла под колесами поезда, переходя железнодорожные пути. Результаты расследования показали, что это был несчастный случай, но родители Веры не до конца уверены в версии следствия.
«Она за вечер до этого подошла ко мне, нежно обняла и сказала: «Мамочка, я так тебя люблю». Она была сдержанной девочкой, но тогда будто что-то почувствовала», — рассказывала мама Иванко в программе «Говорим и показываем» на канале НТВ.
Участок дороги, на котором произошла трагедия, считался одним из самых безопасных. Хороший обзор обеспечивал возможность увидеть поезд с дальнего расстояния. Возникло предположение, что Вера отвлеклась, слушая музыку в плеере, но папа артистки Алексей Иванко опроверг гипотезу.
«Полголовы не было, когда ее нашли на рельсах, а наушники чистые лежали в стороне. Их бы запачкало кровью, если б она слушала музыку в пути. Мы думаем, что произошел толчок: травма специфичная, ни один из машинистов не сообщил ничего, никто ничего не видел. Если толкнуть в «слепую» зону, то водитель как раз ничего не увидит», — объяснил Алексей.
Прах захоронили на Ваганьковском кладбище, а одногруппники собрали деньги на памятник безвременно погибшей актрисе. До сих пор друзья и близкие не могут понять, как 20-летняя девушка попала под поезд. Было ли это случайностью или убийством?
Алексей Фомкин
С детства Леша мечтал стать актером и занимался в кружке при театре кукол. После конкурса чтецов, на котором мальчик выступил в 1982-м, ему предложили попробоваться на роль в картине «Чучело». Работу Фомкин не получил, зато оставил на студии свою анкету. Вскоре с ребенком связались продюсеры «Ералаша».
Киножурнал стал для Алексея стартовой площадкой: Павел Арсенов заметил его и пригласил в сказку «Гостья из будущего». Фомкину предрекали огромный успех, все девочки на съемках были от него без ума.
«Мальчик был необыкновенно обаятельный, прекрасно сложенный и очень чуткий к миру, к людям, к камере, к режиссеру — прирожденный актер. Конечно, я почти сразу влюбилась. Взгляды и вздохи, и он ответил мне взаимностью назло всем девчонкам!» — вспоминала Наталья Шанаева, коллега и первая любовь Фомкина.
На Алексея обрушилась популярность, и на волне успеха он снялся еще в нескольких выпусках «Ералаша» и фильме «Повод». Но из-за работы в кино мальчик запустил учебу, а окончив школу со справкой, потерял возможность поступить в престижный вуз. В 18 Фомкин пошел в армию. По иронии судьбы именно тогда режиссеры начали присылать ему предложения о съемках. Актер не мог сбежать со службы и, дождавшись демобилизации, попытался устроиться во МХАТ.
Его приняли в театр, но вскоре уволили за систематические прогулы. Разочарования и безработица толкнули Алексея в пучину вечеринок, где алкоголь лился рекой. Он пытался взять себя в руки и завязать с пагубной привычкой, но зависимость заставляла вновь и вновь тянуться за бутылкой. Отчаявшись вернуться в кино, Фомкин даже устроился маляром на стройку, но и оттуда его выгнали за ужасную дисциплину.
Второй шанс Алексей получил, уехав из мегаполиса в село. Бывший актер познакомился с женщиной по имени Елена, в которую безумно влюбился. Пара сыграла свадьбу и поселилась во Владимире. Ради жены Фомкин стал меньше пить. Друзья верили: теперь артист спасен. Но 22 февраля 1996-го произошла трагедия — супруги остались ночевать у приятелей, а в квартире начался пожар. Звезда «Гостьи из будущего» и «Ералаша» скончался от отравления дымом в 26 лет.
Максим Пучков
Благодаря папе, работавшему оператором на киностудии имени Горького, мальчик провел детство на съемочной площадке. Неудивительно, что однажды ребенка заметил режиссер Михаил Богин. Драматург пригласил пятилетнего Максима сыграть в картине «Ищу человека». После первого успеха один за другим вышли фильмы с участием Пучкова: «Огненное детство», «Однажды 20 лет спустя». Находкой он оказался и для Бориса Грачевского, применившего талант юного актера в «Ералаше».
Хотя с годами ролей у артиста не убавлялось, он не мечтал о славе звезды кино. Последней работой актера стала картина «Имя». Максим хотел пойти по стопам отца, поэтому поступил на операторский факультет ВГИКа.
Личная жизнь Пучкова не сложилась: он женился, но вскоре расстался с супругой, так как не хотел иметь детей. На самом деле звезда «Ералаша» боялся передать наследнику тяжелое заболевание — долгие годы он страдал сахарным диабетом. Кроме того, ребенком Максим часто простужался из-за слабого иммунитета.
Однако причиной смерти актера стал совсем другой недуг — туберкулез. Здоровье артиста резко ухудшилось в 1998-м. Он стремительно худел: весил 56 килограммов при росте 180, но слишком поздно обратился в клинику. 23 мая сердце Пучкова остановилось. Максим так и не успел сделать карьеру оператора, скончавшись в 30 лет.
Александр Варакин
Саша стал актером в 13 лет, и его амплуа сложилось почти сразу: режиссеры давали подростку роли отпетых хулиганов. Тем не менее после «Ералаша» харизматичный блондин обрел тысячи поклонниц. С окончанием работы в киножурнале Варакин продолжил сниматься.
Звездный час артиста наступил с выходом картины «Каникулы Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные». Его герой, коварный и дерзкий Гусь, стал одним из любимых персонажей зрителей.
По словам коллег по цеху, Варакин прислушивался к советам режиссера, проявлял любезность и дружелюбие, со всеми мог найти общий язык. Но, как и для многих, 90-е стали для актера настоящим испытанием. Карьера в кино закончилась, и Александр решил заняться бизнесом. Он связался с опасными людьми и все больше погружался в мир криминала. Постепенно бывший артист подсел на запрещенные препараты.
Постоянный стресс и неудачи в делах довели Варакина до нервного истощения. Финал его судьбы оказался печальным. Звезда кино скончался от передозировки наркотиками в 36-летнем возрасте.
Николай Румянцев
Первую заметную роль Николай сыграл в 1975 году в выпуске «Ералаша» — «Чудное мгновенье». Борис Грачевский оценил талант Румянцева и стал задействовать того в сюжетах. Актер воплотил на экране с десяток разноплановых персонажей.
«Ералаш» дал мне воспитание, — делился артист. — Общаясь с интересными, умными и грамотными людьми, сам начинаешь придерживаться определенных правил поведения. На съемках своего первого сюжета «Чудное мгновенье» я познакомился с Георгием Вициным. Он был замечательным актером и человеком. Так получилось, что в тот день я оказался без обеда, и он на свои деньги накормил меня в кафе. Для меня это был шок: такая «глыба» — и такой поступок. До сих пор вспоминаю с благодарностью».
После столь блестящего старта Румянцев сыграл в лентах «Весенняя олимпиада, или Начальник хора» и «Прилетал марсианин в осеннюю ночь». Но поступить в дальнейшем на актерский факультет не успел: защита диплома в техучилище совпала по датам со вступительными экзаменами в театральный вуз. Артист ушел в армию, а после — и думать забыл о карьере в кино. Перспективную звезду «Ералаша» ожидало забвение и работа сантехником.
«Я долго работал по профессии, потом водителем, занимался установкой гидромассажного оборудования на ванны. Вечерами мы с супругой вышиваем. У меня уже около десятка картин. Гордость — икона Николая Чудотворца, над которой работал два года», — рассказывал Румянцев в интервью.
У него просили автографы на улице даже спустя много лет, когда звезда «Ералаша» уже создал семью. «Я пересматриваю киножурнал вместе с внучкой Викой. Правда, дедушку она в том мальчике пока не узнает», — говорил бывший актер.
В ноябре 2018-го 54-летний Николай Румянцев скоропостижно скончался. Однажды утром он просто не пришел на работу в сантехническую компанию, где служил несколько лет. Близкие не назвали диагноз, из-за которого оборвалась жизнь бывшего артиста, предпочитая не комментировать личное горе. Коллеги и друзья выразили семье соболезнования, подчеркнув, что гордились знакомством со столь талантливым человеком.